Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Примерной программы учебной общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» ОП СПО ППССЗ 27.02.06 Контроль работы измерительных приборов (укрупненная группа специальностей 27.00.00 УПРАВЛЕНИЕ В ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ), (Протокол №5 от 16.03.2017, регистрационный номер 27.02.06-17.05.05, дата регистрации 05.05.2017).
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Новоуральский технологический колледж».
Плосков Юрий Михайлович – преподаватель, ГАПОУ СО «НТК», г. Новоуральск.
Ряпусова Людмила Михайловна – преподаватель, ГАПОУ СО «НТК», г. Новоуральск.
Шайхутдинова Алла Александровна – преподаватель IКК, ГАПОУ СО «НТК», г. Новоуральск.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
РАЗДЕЛ 1. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ, ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ |
Тема 1.1 Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера | Содержание учебного материала | | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 08, ПК 1.1 |
1/2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины и их возможные последствия. | 2 |
3/4. Опасные природные явления. Техногенные опасности и угрозы. Чрезвычайные ситуации военного характера. Ядерное, химическое, бактериологическое оружие. | 2 |
5/6. Международный и внутригосударственный терроризм. Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Составить таблицу «Травмирующие и вредные факторы технических систем и бытовой среды при возникновении чрезвычайной ситуации» (индивидуальные задания) Проведение инструктажа по технике безопасности на рабочем месте (в зависимости от специальности СПО кратко сформулировать перечень своих обязанностей в области безопасности в соответствии со свое будущей профессией) | 2 |
Тема 1.2. Организационные основы защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 08, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2 |
7/8. МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. |
9/10. Основные задачи МЧС. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Гражданская оборона | 2 |
Тема 1.3. Основные принципы и нормативная база защиты населения от чрезвычайных ситуаций | Содержание учебного материала | | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 08, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2 |
11/12. Законодательные акты и нормативно-техническая документация по действиям в чрезвычайных ситуациях. | 2 |
13/14. Основные положения Федеральных Законов. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций. | 2 |
15/16. Комплекс стандартов «БЧС» - «Безопасность в чрезвычайных ситуациях». Основы безопасности дорожного движения. | 2 |
Тема 1.4. Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики | Содержание | | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 08, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2 |
17/18. Понятие об устойчивости объектов экономики в чрезвычайной ситуации. Факторы, определяющие стабильность функционирования технических систем и бытовых объектов. | 2 |
19/20. Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях. | 2 |
21/22. Основные мероприятия, обеспечивающие повышение устойчивости объектов экономики. | 2 |
РАЗДЕЛ 2. УЧЕБНЫЕ ВОЕННЫЕ СБОРЫ |
Тема 2.1. Основы обороны государства | Содержание учебного материала | | ОК 01, ОК 04, ОК 06, ОК 07, ОК 08, |
23/24. Национальная безопасность и национальные интересы России. Угрозы национальной безопасности России. | 2 |
25/26. Вооруженные силы России, их структура и предназначение. | 2 |
Тема 2.2. Организация воинского учета и военная служба | Содержание учебного материала | | ОК 01, ОК 04, ОК 06, ОК 07, ОК 08, |
27/28. Воинский учет. Организация медицинского освидетельствования | 2 |
29/30. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. Прохождение военной службы по призыву и по контракту. | 2 |
31/32. Перечень военно-учетных специальностей. Обеспечение безопасности военной службы. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих | 2 |
33/34. Международные правила поведения военнослужащего в бою. | 2 |
Тема 2.3. Военно-патриотическое воспитание молодежи. | 35/36. Боевые традиции Вооруженных сил России. Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. | 2 | ОК 01, ОК 04, ОК 06, ОК 07, ОК 08, |
37/38. Дружба, воинское товарищество – основы боевой готовности частей и подразделений. | 2 |
39/40. Воинские символы и ритуалы. | 2 |
Тема2.4. Общевоинские уставы | Содержание учебного материала | | ОК 01, ОК 04, ОК 06, ОК 07, ОК 08, |
41/42. Практическое занятие №1.Основные мероприятия по обеспечению безопасности военной службы. Права военнослужащего. Дисциплинарная, административная и уголовная ответственность военнослужащих. | 2 |
43/44. Практическое занятие №2.Распределение времени и внутренний распорядок. Несение караульной службы. Часовой и караульный. Обязанности лиц суточного наряда | 2 |
Тема 2.5. Строевая подготовка | Содержание учебного материала | | ОК 01, ОК 04, ОК 06, ОК 07, ОК 08, |
45/46. Практическое занятие №3.Строевые приемы и движения без оружия. Выполнение команд. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. | 2 |
47/48. Практическое занятие №4.Построения, перестроения, повороты, перемена направления движения. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. | 2 |
Тема 2.6. Физическая подготовка | Содержание учебного материала | | ОК 01, ОК 04, ОК 06, ОК 07, ОК 08, |
49/50. Практическое занятие №5.Тренировка в беге на длинные дистанции (кросс на 3-5 км). Упражнения на гимнастических снарядах и подтягивание на перекладине. | 2 |
Тема 2.7. Огневая подготовка | Содержание учебного материала | | ОК 01, ОК 04, ОК 06, ОК 07, ОК 08, |
51/52. Практическое занятие №6. Назначение, боевые свойства и устройство автомата, разборка и сборка. Уход за стрелковым оружием. Требования безопасности при проведении занятий по огневой подготовке. | 2 |
Тема 2.8. Тактическая подготовка | Содержание учебного материала | | ОК 01, ОК 04, ОК 06, ОК 07, ОК 08, |
53/54. Практическое занятие №7.Движение солдата в бою. Передвижение на поле боя. | 2 |
55/56. Практическое занятие №8. Обязанности наблюдателя. Выбор места наблюдения, его занятие, оборудование и маскировка, оснащение наблюдательного поста. | 2 |
Тема 2.9. Радиационная, химическая и биологическая защита | Содержание учебного материала | | ОК 01, ОК 04, ОК 06, ОК 07, ОК 08, |
57/58. Практическое занятие №9.Средства индивидуальной защиты и пользование ими. Способы действий личного состава в условиях радиационного, химического и биологического заражения | 2 |
РАЗДЕЛ 3 ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ |
Тема 3.1. Первая медицинская помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях. | Содержание учебного материала | | ОК 01, ОК 04, ОК 06, ОК 07, ОК 08, |
59/60. Общие правила оказания первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях. | 2 |
61/62. Способы временной остановки кровотечения. Обработка ран. Профилактика шока. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. | 2 |
63/64. Первая медицинская помощь при остановке сердца. Правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации. | 2 |
65/66. Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Характеристика ситуаций, при которых возможно массовое поражение людей. Правила оказания само- и взаимопомощи в различных чрезвычайных ситуациях | 2 |
67/68. Дифференцированный зачет | 2 | |
Всего: | 70 | |
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
3.2.1. Электронные ресурсы
1. Айзман Р.И. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: словарь-справочник/ Р.И. Айзман, С.В. Петров, А.Д. Корощенко. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017. – 352 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65271.html.
2. База данных информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/
Безопасность в техносфере [Электронный ресурс]. – URL: http://www.magbvt.ru.
3. Еременко В.Д. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ В.Д. Еременко, В.С. Остапенко. – М.: Российский государственный университет правосудия, 2016. – 368 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49600.html.
4. Официальный сайт МЧС РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mchs.gov.ru.
5. Энциклопедия безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. –– URL:http://bzhde.ru.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольной и самостоятельной работы.
При планировании реализации учебной дисциплины проводится промежуточная аттестация и текущий контроль индивидуальных образовательных достижений. Текущий контроль проводится в процессе проведения практических занятий, устного опроса и выполнения обучающимися практических работ.