СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебной дисциплине «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» для специальности 13.02.07 «Электроснабжение (по отраслям)»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебной дисциплине  «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» для специальности  13.02.07 «Электроснабжение (по отраслям)»

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебной дисциплине «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» для специальности 13.02.07 «Электроснабжение (по отраслям)»»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»












рабочая программа

по учебной дисциплине

ОР 06 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

по ОПОП для специальности

13.02.07 «Электроснабжение (по отраслям)»
























г. Добрянка, 2021 г.





Рабочая программа учебной дисциплины Безопасности жизнедеятельности разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1001 от 13.08.2014 г., зарегистрированного Министерством юстиции (рег. №  33795 от 25.08.2014 г.) 13.02.07 «Электроснабжение (по отраслям)»




Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»




Разработчик: Гарбузов Сергей Юрьевич, мастер производственного обучения ГБПОУ «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»






Согласовано методическим советом техникума


Протокол № __________ от «____» _____________________ 20___ г.







СОДЕРЖАНИЕ




  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. условия реализации программы учебной дисциплины


  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины




1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСциплины

    1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

- Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

- Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

- Использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

- Применять первичные средства пожаротушения;

- Ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

- Применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

- Владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

- Оказывать первую помощь пострадавшим;


знать:

- Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

- Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

- Основы военной службы и обороны государства;

- Задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;

- Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

- Организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

- Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

- Область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

- Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим


Полученные знания и приобретенные умения направлены на формирование следующих компетенций: ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.5, 2.1 - 2.6, 3.1 - 3.4, 4.1-4.5



1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;

самостоятельной работы обучающегося 34 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

68

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

68

в том числе:


практические занятия

41

контрольные работы

3

Самостоятельная работа обучающегося (всего)


- самостоятельная проработка конспектов занятий, учебной литературы, учебных пособий;

- выполнение практических заданий по отдельным темам дисциплины;

- самостоятельное изучение отдельных вопросов (с целью углубления знаний по заданию преподавателя) с последующим оформлением реферата


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

Тема 1. Введение в дисциплину

Содержание учебного материала

2


1.

Современный мир и его влияние на окружающую среду. Цели и задачи дисциплины. Основные понятия и определения

2

1

Тема 2. Общая классификация чрезвычайных ситуаций

Содержание учебного материала

2


1.

Понятие чрезвычайной ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций

2

2

Практическая работа

1


1

Изучение мероприятий по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций

1

Тема 3. Чрезвычайные ситуации природного происхождения

Содержание учебного материала

2

1.

Общая характеристика. Чрезвычайные ситуации геологического характера. Чрезвычайные ситуации метеорологического характера. Чрезвычайные ситуации гидрологического характера. Природные пожары. Биологические чрезвычайные ситуации. Космические чрезвычайные ситуации. Экологические чрезвычайные ситуации

2

2

Практическая работа

1


2

Изучение и отработка моделей поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера

1

Тема 4. Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения

Содержание учебного материала

2

1.

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения. Чрезвычайные ситуации без загрязнения окружающей среды. Чрезвычайные ситуации с загрязнением окружающей среды

2

2

Тема 5. Чрезвычайные ситуации социального происхождения

Содержание учебного материала

2


1.

Социальные опасности. Терроризм

2

2

Тема 6. Чрезвычайные ситуации военного времени

Содержание учебного материала

2


1.

Ядерное оружие и его поражающие факторы. Химическое оружие и его характеристика. Биологическое оружие и его характеристика. Действия населения в условиях чрезвычайных ситуаций военного времени

2

2

Тема 7. Организация защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций

Содержание учебного материала

2


1.

Единая государственная система защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях Гражданская оборона. Инженерная защита от чрезвычайных ситуаций. Средства индивидуальной защиты

2

2

Практическая работа

1


3

Изучение первичных средств пожаротушения. Отработка моделей поведения при пожаре. Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Отработка модели поведения со средствами пажаротушения.

1

Тема 8. Устойчивость объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций

Содержание учебного материала

1

1.

Понятие устойчивости работы объектов экономики. Факторы, определяющие устойчивость работы объектов экономики. Пути и способы повышении устойчивости работы объектов экономики

1

2

Тема 9. Основы военной службы

Содержание учебного материала

10


1.

Вооружённые Силы РФ – основа обороны Российской Федерации. Виды Вооружённых Сил, рода войск и их предназначение.

2

2

2

Правовые основы военной службы. Воинская обязанность, её основные составляющие.

2

2

3

Военные образовательные учреждения Министерства обороны Российской Федерации.

2

2

4

Воинская дисциплина, её сущность и значение. Строевая подготовка. ПМП.

2

2

5

Символы воинской чести. Боевое знамя воинской части. Ордена – почётные награды. Ритуалы ВС РФ.

2

2

Практическая работа

38


4

Обеспечение национальной безопасности РФ. АКС – 74, сборка – разборка. ПМП.

2

5

Национальные интересы РФ. АКС – 74, сборка – разборка. ПМП.    

2

6

Основные угрозы национальной безопасности РФ. Терроризм как серьёзная угроза национальной безопасности РФ. АКС – 74, сборка – разборка. ПМП.     

2

7

Военная доктрина РФ. Обеспечение военной безопасности РФ. АКС – 74, сборка. – разборка. ПМП.

2

8

Военная организация государства. Руководство военной организацией государства. Тактическая подготовка. ПМП.

2

9

Виды и рода Вооружённых Сил РФ, их предназначение и особенности прохождения военной службы.

2

10

Функции и основные задачи современных Вооружённых Сил РФ. Их роль в системе обеспечения национальной безопасности страны. Тактическая подготовка. ПМП.

2

11

Другие войска, их состав и предназначение. Тактическая подготовка. ПМП.

2

12

Определение правовой основы военной службы в Конституции РФ, в федеральных законах «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе».

2

13

Прохождение военной службы по призыву. Тактическая подготовка. ПМП.

2

14

Прохождение военной службы по контракту. Строевая подготовка. ПМП.

2

15

Обеспечение безопасности военной службы. Общие требования к безопасности военной службы. Строевая подготовка. ПМП.

2

16

Требования воинской деятельности, предъявляемые к физическим, психологическим и профессиональным качествам военнослужащего.

2

17

Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Строевая подготовка. ПМП.

2

18

Права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащему.

2

19

Правила приёма в военные образовательные учреждения профессионального образования гражданской молодёжи. АКС – 74, сборка – разборка. ПМП.

2

20

Дисциплинарная, административная, материальная и уголовная ответственность военнослужащих за преступления против военной службы. АКС – 74, сб. – разб. ПМП.

2

21

Боевые традиции ВС РФ. Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. АКС – 74, сборка – разборка. ПМП.

2

22

Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Строевая подготовка. ПМП.

2

Тема 10. Здоровый образ жизни и основы медицинских знаний

Содержание учебного материала

2

1.

Здоровье человека и здоровый образ жизни. Факторы, формирующие здоровье Факторы риска для здоровья Общие правила оказания первой медицинской помощи

1

2

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ

2


ВСЕГО:

68

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

    1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасности жизнедеятельности».

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочее место преподавателя (стол с компьютером, стул);

  • рабочие места по числу обучающихся (15 учебных столов и 30 стульев);

  • учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: тренажер-«Гоша» для проведения СЛР, учебный автомат АК-105, индивидуальные средства защиты, средства пожаротушения;

  • наглядные пособия: организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации, текст Военной присяги, ордена России;

  • программное обеспечение (MSOffice, Консультант Плюс, учебные фильмы,270 презентаций, локальная компьютерная сеть КЦБТ, Интернет);

  • учебно-методическое обеспечение (учебное пособие, рабочая тетрадь, методические указания для студентов, раздаточные материалы);

  • классная доска.

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;

  • средства мультимедиа: телевизор с компьютером.

  • личная фильмотека: 306 учебных фильмов и презентаций по курсам ОБЖ и БЖД.

3.2.Информационное обеспечение обучения

Основная литература

    1. Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для сред. проф. образования./Ю.Г. Сапронов - М. : Издательский центр «Академия», 2015

    2. Косолапова Н.В. ,Прокопенко Н.А.Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: Учебник для учреждений СПО / Под ред. Косолаповой Н.В.. — 19-е изд., перераб. и доп. — М.:Издательско-торговая корпорация «Академия» 2015. — 448 с. - ISBN 978-5-39402494-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=513821

    3. Косолапова Н.В. Практикум по БЖД. Учебник для учреждений СПО /Под ред. Косолаповой Н.В..- М.:Издательско-торговая корпорация «Академия» 2015.


Дополнительная литература

  1. Горячев, С. Ф. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / С. Ф. Горячев. – Ростов н / Д. : Феникс, 2009. – 576 с.

  2. Марков, В. В. Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс:– М.: Дрофа; ДИК, 2009. - 228 с.

  3. Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс: учебник для учащихся 10 класса / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В. А. Васнев. – М.: Просвещение, 2007. – 161 с.

  4. Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс: учебник для учащихся 11 класса / А. Т. Смирнов, М. П. Фролов, Е. Н. Литвинов. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ» , 2008. – 320 с.

  5. Ястребов, Г. С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Г. Я. Ястребов; под редакцией Б. В. Карабухина. Изд. 3 –е. – Ростов н / Д : Феникс, 2008. – 397 с.

  6. Арустамов, Э. А. Безопасность жизнедеятельности: учебник /Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко и др. – 9-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 176 с.


Интернет-ресурсы

  1. Гражданская защита (оборона) на предприятии на сайте для первичного звена сил ГО http://go-oborona.narod.ru.

  2. Культура безопасности жизнедеятельности на сайте по формированию культуры безопасности среди населения РФ http://www.kbzhd.ru.

  3. Официальный сайт МЧС России: http://www.mchs.gov.ru.

  4. Портал Академии Гражданской защиты: http://www.amchs.ru/portal.

  5. Портал Правительства России: http://government.ru.

  6. Портал Президента России: http://kremlin.ru.

  7. Портал «Радиационная, химическая и биологическая защита»: http://www.rhbz.ru/main.html.


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий индивидуальных заданий и самостоятельных работ.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:


организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

ПР № 1-3

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

ПР № 1-3

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

ПР № 1-3

применять первичные средства пожаротушения;

ПР № 1-3

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

ПР № 1-3

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

ПР № 4-22

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

ПР № 4-22

оказывать первую помощь;

ПР № 1-3

Усвоенные знания:


принципы обеспечения устойчивости объектов экономики прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как угрозе национальной безопасности России;

ПР № 1-3

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

ПР № 1-3

основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

ПР № 4-22

способы защиты населения от оружия массового поражения;

ПР № 1-3

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

ПР № 1-3

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

ПР № 4-22

основные виды вооружения военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;

ПР № 4-22

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

ПР № 4-22

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

ПР № 1-3

Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета