Приложение II.33
к программе СПО специальности
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт
двигателей, систем и агрегатов автомобилей
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОП.09 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2019
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Примерной программы учебной общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» ОП СПО ППССЗ 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей (укрупненная группа специальностей 23.00.00 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА) (Протокол №5 от 16.03.2017, регистрационный номер 27.02.06-17.05.05, дата регистрации 05.05.2017).
Организация - разработчик:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Новоуральский технологический колледж».
Разработчики:
Плосков Юрий Михайлович – преподаватель, ГАПОУ СО «НТК», г. Новоуральск.
Ряпусова Людмила Михайловна – преподаватель, ГАПОУ СО «НТК», г. Новоуральск.
Шайхутдинова Алла Александровна – преподаватель IКК, ГАПОУ СО «НТК», г. Новоуральск.
Рассмотрена на заседании
научно-методического совета ГАПОУ СО «НТК»
Протокол № ____ от «___» ___________ 20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины | 3 |
2.Структура учебной дисциплины | 6 |
3.Условия реализации учебной дисциплины | 11 |
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 12 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» входит в состав Общепрофессионального цикла
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01-08, ОК10, ПК 5.3 | У1. Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; У2. Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; У3. Использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; У4. Применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них; родственные полученной специальности; У5. Применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; У6. Владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; У7. Оказывать первую помощь пострадавшим. | З1. Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; 32. Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; З3. Задачи и основные мероприятия гражданской обороны; З4. Способы защиты населения от оружия массового поражения; З5. Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; З6. Организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; З7. Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении, (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; З8. Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
Общие компетенции:
Код компетенции | Формулировка компетенции |
ОК 01 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам |
ОК 02 | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 03 | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
ОК 04 | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 05 | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
ОК 06 | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. |
ОК 07 | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
ОК 08 | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. |
ОК 10 | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. |
Профессиональные компетенции
Код компетенции | Наименование компетенции |
ПК 5.3. | Осуществлять организацию и контроль деятельности персонала подразделения по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем | 68 |
Объем образовательной программы | 72 |
в том числе: |
теоретическое обучение | 48 |
практические занятия (если предусмотрено) | 20 |
Самостоятельная работа | 2 |
Консультации | 2 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
РАЗДЕЛ 1. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ, ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ |
Тема 1.1 Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера | Содержание учебного материала | | ОК 01-08, 10 ПК 5.3 |
1/2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины и их возможные последствия. | 2 |
3/4. Опасные природные явления. Техногенные опасности и угрозы. Транспортные аварии как вид техногенных опасностей. Основы безопасности дорожного движения.Чрезвычайные ситуации военного характера. Ядерное, химическое, бактериологическое оружие. | 2 |
5/6. Международный и внутригосударственный терроризм. Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Составить таблицу «Травмирующие и вредные факторы технических систем и бытовой среды при возникновении чрезвычайной ситуации» (индивидуальные задания) Проведение инструктажа по технике безопасности на рабочем месте (в зависимости от специальности СПО кратко сформулировать перечень своих обязанностей в области безопасности в соответствии со свое будущей профессией) | 2 |
Тема 1.2. Организационные основы защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-08, 10 ПК 5.3 |
7/8. МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. |
9/10. Основные задачи МЧС. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Гражданская оборона | 2 |
Тема 1.3. Основные принципы и нормативная база защиты населения от чрезвычайных ситуаций | Содержание учебного материала | | ОК 01-08, 10 ПК 5.3 |
11/12. Законодательные акты и нормативно-техническая документация по действиям в чрезвычайных ситуациях. | 2 |
13/14. Основные положения Федеральных Законов. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций. | 2 |
15/16. Комплекс стандартов «БЧС» - «Безопасность в чрезвычайных ситуациях». | 2 |
Тема 1.4. Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики | Содержание | | ОК 01-08, 10 ПК 5.3 |
17/18. Понятие об устойчивости объектов экономики в чрезвычайной ситуации. Факторы, определяющие стабильность функционирования технических систем и бытовых объектов. | 2 |
19/20. Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях. | 2 |
21/22. Основные мероприятия, обеспечивающие повышение устойчивости объектов экономики. | 2 |
РАЗДЕЛ 2. УЧЕБНЫЕ ВОЕННЫЕ СБОРЫ |
Тема 2.1. Основы обороны государства | Содержание учебного материала | | ОК 01-08, 10 ПК 5.3 |
23/24. Национальная безопасность и национальные интересы России. Угрозы национальной безопасности России. | 2 |
25/26. Вооруженные силы России, их структура и предназначение. | 2 |
Тема 2.2. Организация воинского учета и военная служба | Содержание учебного материала | | ОК 01-08, 10 ПК 5.3 |
27/28. Воинский учет. Организация медицинского освидетельствования | 2 |
29/30. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. Прохождение военной службы по призыву и по контракту. | 2 |
31/32. Перечень военно-учетных специальностей. Обеспечение безопасности военной службы. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих | 2 |
33/34. Международные правила поведения военнослужащего в бою. | 2 |
Тема 2.3. Военно-патриотическое воспитание молодежи. | 35/36. Боевые традиции Вооруженных сил России. Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. | 2 | ОК 01-08, 10 ПК 5.3 |
37/38. Дружба, воинское товарищество – основы боевой готовности частей и подразделений. | 2 |
39/40. Воинские символы и ритуалы. | 2 |
Тема2.4. Общевоинские уставы | Содержание учебного материала | | ОК 01-08, 10 ПК 5.3 |
41/42. Практическое занятие №1.Основные мероприятия по обеспечению безопасности военной службы. Права военнослужащего. Дисциплинарная, административная и уголовная ответственность военнослужащих. | 2 |
43/44. Практическое занятие №2.Распределение времени и внутренний распорядок. Несение караульной службы. Часовой и караульный. Обязанности лиц суточного наряда | 2 |
Тема 2.5. Строевая подготовка | Содержание учебного материала | | ОК 01-08, 10 ПК 5.3 |
45/46. Практическое занятие №3.Строевые приемы и движения без оружия. Выполнение команд. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. | 2 |
47/48. Практическое занятие №4.Построения, перестроения, повороты, перемена направления движения. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. | 2 |
Тема 2.6. Физическая подготовка | Содержание учебного материала | | ОК 01-08, 10 ПК 5.3 |
49/50. Практическое занятие №5.Тренировка в беге на длинные дистанции (кросс на 3-5 км). Упражнения на гимнастических снарядах и подтягивание на перекладине. | 2 |
Тема 2.7. Огневая подготовка | Содержание учебного материала | | ОК 01-08, 10 ПК 5.3 |
51/52. Практическое занятие №6. Назначение, боевые свойства и устройство автомата, разборка и сборка. Уход за стрелковым оружием. Требования безопасности при проведении занятий по огневой подготовке. | 2 |
Тема 2.8. Тактическая подготовка | Содержание учебного материала | | ОК 01-08, 10 ПК 5.3 |
53/54. Практическое занятие №7.Движение солдата в бою. Передвижение на поле боя. | 2 |
55/56. Практическое занятие №8. Обязанности наблюдателя. Выбор места наблюдения, его занятие, оборудование и маскировка, оснащение наблюдательного поста. | 2 |
Тема 2.9. Радиационная, химическая и биологическая защита | Содержание учебного материала | | ОК 01-08, 10 ПК 5.3 |
57/58. Практическое занятие №9.Средства индивидуальной защиты и пользование ими. Способы действий личного состава в условиях радиационного, химического и биологического заражения | 2 |
РАЗДЕЛ 3 ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ |
Тема 3.1. Первая медицинская помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях. | Содержание учебного материала | | ОК 01-08, 10 ПК 5.3 |
59/60. Общие правила оказания первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях. | 2 |
61/62. Способы временной остановки кровотечения. Обработка ран. Профилактика шока. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. | 2 |
63/64. Первая медицинская помощь при остановке сердца. Правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации. | 2 |
65/66. Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Характеристика ситуаций, при которых возможно массовое поражение людей. Правила оказания само- и взаимопомощи в различных чрезвычайных ситуациях | 2 |
67/68. Дифференцированный зачет | 2 | |
Всего: | 70 | |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
- Видеоплеер DVD BBK DV 426Sl
- Винтовка ИЖ 60 – 2
- Доска классная
- Макет автомата АК-74 – 2
- Противогаз учебный – 10
- Стенд учебный (тематический) – 5
- Стол ученический – 15
- Стул ученический – 32
- Телевизор JVC AV-1400 UBE
- Шкаф 3х секционный
- Шкаф стенка – 2
3.2. Информационное обеспечение реализации программы:
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания:
Арустамов Э.А. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Гуськов Г.В. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2015
Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / Сост. Ильютенко С.Н. - Брянск: Мичуринский филиал Брянского ГАУ, 2015.
Варющенко С.Б., Гостев В.С., Киршин Н.М. «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф», ОИЦ «Академия», 2016.
Гринин А. С., Новиков В. Н. Экологическая безопасность: учебное пособие. – М.: Фаир-Пресс, 2007
Гринин А. С., Новиков В. Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. – М.: Фаир-Пресс, 2008
Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для учреждений НПО – М.: Академия, 2015
Сапронов Ю. Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для СПО. – М. Академия, 2017
3.2.1. Электронные ресурсы:
1. Айзман Р.И. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: словарь-справочник/ Р.И. Айзман, С.В. Петров, А.Д. Корощенко. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017. – 352 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65271.html.
2. База данных информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/
3. Безопасность в техносфере [Электронный ресурс]. – URL: http://www.magbvt.ru.
4. Еременко В.Д. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ В.Д. Еременко, В.С. Остапенко. – М.: Российский государственный университет правосудия, 2016. – 368 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49600.html.
5. Официальный сайт МЧС РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mchs.gov.ru.
6. Энциклопедия безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. –– URL:http://bzhde.ru.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольной и самостоятельной работы.
При планировании реализации учебной дисциплины проводится промежуточная аттестация и текущий контроль индивидуальных образовательных достижений. Текущий контроль проводится в процессе проведения практических занятий, устного опроса и выполнения обучающимися практических работ.
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Знает: Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; Основы военной службы и обороны государства; Задачи и основные мероприятия гражданской обороны; Способы защиты населения от оружия массового поражения; Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; Организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; Область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. | 91-100% правильных ответов оценка 5 (отлично) 71-90% правильных ответов оценка 4 (хорошо) 61-70% правильных ответов оценка 3 (удовлетворительно) менее 60% правильных ответов оценка 2 (неудовлетворительно) | Текущий контроль: Экспертная оценка практических работ, тестирования и по результатам выполнения аудиторной самостоятельной работы. Промежуточная аттестация: Экспертная оценка при сдаче зачета |
Умеет Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; Использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; Применять первичные средства пожаротушения; Ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; Применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; Владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; Оказывать первую помощь пострадавшим. | 91-100% правильных ответов оценка 5 (отлично) 71-90% правильных ответов оценка 4 (хорошо) 61-70% правильных ответов оценка 3 (удовлетворительно) менее 60% правильных ответов оценка 2 (неудовлетворительно) | Текущий контроль: Экспертная оценка практических работ, тестирования и по результатам выполнения аудиторной самостоятельной работы. Промежуточная аттестация: Экспертная оценка при сдаче зачета |
7