СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ДУП.01.05 Основы финансовой грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка программы по финансовой грамотности 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ДУП.01.05 Основы финансовой грамотности»


Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Надымский профессиональный колледж»






Утверждено

приказом и. о. директора ГПОУ ЯНАО «Надымский профессиональный колледж»

от 20.05.2022 г. № 96-од
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ДУП.01.05 Основы финансовой грамотности

профессии 23.01.03.Автомеханик
















Надым, 2022






Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.01.03. Автомеханик, (Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015. № 610 -н) соответствии с рабочим учебным планом основной профессиональной образовательной программы основного общего образования профессии.


Организация-разработчик:

Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)


Составители:

Калинина Ирина Анатольевна, преподаватель профессиональных дисциплин



РАССМОТРЕН

на заседании Учебно- методическим объединением «Сервис и туризм» на заседании

профессии 23.01.03. Автомеханик



Протокол № ____

от «18» 05 2022 г.

Председатель УМО:

_____________ (М.В. Щербатых)



ОДОБРЕН

Научно-методическим советом ГПОУ ЯНАО «НПК»

Протокол № ____

от «____» _______ 2022г.

Председатель МС:

_____________ (И.Н. Елагина)



















СОДЕРЖАНИЕ




стр.

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12




























1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

    1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО, профессии 23.01.03. Автомеханик

Дисциплина «Основы финансовой грамотности» представляет собой важную самостоятельную дисциплину.

Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Данная дисциплина относится к профессиональному циклу как общепрофессиональная дисциплина в структуре основной профессиональной образовательной программы для профессии 23.01.03. Автомеханик

Данный курс предполагает изучение основных аспектов основы экономики организации

    1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Цель дисциплины формирование у студентов современного экономического мышления, получения прочных теоретических знаний и практических навыков в области финансовой грамотности.

Задачи дисциплины:

1) развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета «Основы финансовой грамотности»: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;

2) овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;

3) развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;

4) обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;

5) обеспечение профессиональной ориентации обучающихся

знать:

1. Развитие базовых навыков личного бюджета

        2. Долгосрочное планирование

уметь:

3. Независимая оценка финансовых споров

4. Налоговая грамотность

5. Формирование сбалансированных семейных бюджетов

    1. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки студентов 51 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студентов 28 часов;

самостоятельной работы студентов 17часов.






  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Вид учебной работы

Объем часов

 Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

28

  в том числе:

               практические занятия

6

Самостоятельная работа студента (всего)

17

в том числе:


  систематическая проработка конспектов занятий,

- учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);

 - подготовка компьютерной презентации по темам

 -оформление практических работ:

-составление диаграммы «Производственная мощность организации», «Финансовая грамотность по подбору клиентуры», «Личное финансовое планирование».

6




6


5

 

 Итоговая аттестация в форме    -     дифференцированного зачета






























  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Семейная экономика.

17


Тема 1.1. Личное финансовое планирование.

Содержание учебного материала

2

2

1

Источники денежных средств семьи. Различать виды доходов и способы их получения, рассчитывать доходы своей семьи, полученные из различных источников, рассчитывать свой доход, остающийся после уплаты налогов. Структура доходов населения России. Формы вознаграждений наёмным работникам и от чего зависит уровень заработной платы. Права и обязанности наёмных работников по отношению к работодателю. Необходимость уплаты налогов, случаи для подачи налоговой декларации. Выплата выходного пособия при увольнении. Безработица, виды безработицы.

2

Практическое занятие №1.

Тест «Источники денежных средств семьи».

1

2

Самостоятельная работа.

Работа с конспектом. Составление контрольных вопросов по теме.

1


Тема 1.2. Контроль семейных расходов.

Содержание учебного материала

3

2

1

Расходы. Структура расходов среднестатистической российской семьи. Использование полученных доходов на различных этапах жизни семьи. Контроль расходов, считать и фиксировать, на что тратятся полученные деньги.

Самостоятельная работа.

Изучение материала и подготовка сообщения с использование Интернет-ресурсов, СМИ по теме «Уровень жизни населения г. Надыма».

1


Тема 1.3. Семейный бюджет.

Содержание учебного материала

2

2

1

Различать личный бюджет и бюджет семьи. Дефицит (профицит) бюджета. Виды дефицита и способы избавления от хронического дефицита. Возникновение дефицита бюджета.

Самостоятельная работа.

Выполнение творческого задания-проекта по теме «Бюджет моей семьи».

2


Тема 1.4. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи.

Содержание учебного материала

3

2

1

Роль денег в нашей жизни. Мечта и цель: их отличие. Постановка личных (семейных) финансовых целей. Понятие замкнутого круга расходов. Источники создания богатства.

Самостоятельная работа.

Создание электронной презентации с использованием Интернет-ресурсов по темам «История происхождения денег», «Денежная валюта разных стран», «Финансовый план моей семьи».

2


Раздел 2. Накопления и средства платежа. Финансовый рынок и инвестиции.

34


Тема 2.1. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.

Содержание учебного материала

2

2

1

Инвестиции – сбережения на будущее. Сбережения. Банковский сберегательный вклад, процентная ставка. Инфляция: темпы роста инфляции. Инвестиции. Паевой инвестиционный фонд (ПИФ). Инвестиционный доход. Страхование жизни.

2

Практическое занятие №2.

Тест «Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций».

Решение задач на определение процентного дохода по вкладам.

1

2

Самостоятельная работа.

Подготовка реферата с использованием Интернет-ресурсов, СМИ по теме «Финансовый рынок РФ».

1


Тема 2.2. Валюта в современном мире.

Содержание учебного материала

3

2

1

Валюта. Валютный рынок. Валютный курс: фиксированный и регулируемый. Изменение валютного курса и его влияние на фирмы и население. Диверсификация рисков.

Самостоятельная работа.

Подготовка реферата с использованием Интернет-ресурсов, СМИ по теме «Финансовый рынок РФ».

2


Тема 2.3.

Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие старости.

Содержание учебного материала                

3

2

1

Пенсионная система. Пенсия: виды пенсий. Обязательное пенсионное страхование. Пенсионный фонд РФ (ПФРФ). Добровольное (дополнительные) пенсионные накопления. Негосударственный пенсионный фонд.

2

Практическое занятие №3.

Тест «Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие старости».

Заполнение таблицы «Правила накопления и приумножения пенсионного сбережения».

1

2

Самостоятельная работа.

Расчет своей будущей пенсии (задачи по пенсионному обеспечению).

1


Тема 2.4.

Банковская система РФ.

Содержание учебного материала

2

2

1

Банки и их роль в жизни семьи. Банки. Принципы работы банковской системы РФ. Риски. Система страхования вкладов (ССВ). Центробанк и его роль в банковской системе РФ. Кредит: основные правила использования кредитов. Рефинансирование кредитов. Ипотека.

Самостоятельная работа.

Задача «Расчет компенсации по кредиту».

1


Тема 2.5. Финансовые риски и способы защиты от них.

Содержание учебного материала

2

2

1

Инфляция. Экономический кризис. Банкротство финансовой организации. Финансовое мошенничество: виды и способы защиты от финансового мошенничества. Финансовая пирамида. Способы сокращения финансовых рисков.

2

Практическое занятие №4.

Тест «Риски в мире денег».

1

2

Самостоятельная работа.

Изучение материала и подготовка сообщения с использование Интернет-ресурсов, СМИ по теме: «Банкротство», «Финансовое мошенничество»,

1


Тема 2.6.

Бизнес, тенденции его развития и риски.

Содержание учебного материала

3

2

1

Бизнес, выручка, издержки (затраты), прибыль, организационно-правовые формы предприятия, налоги на бизнес, упрощённая система налогообложения, маржинальность, факторы, влияющие на прибыль компании.

2

Практическое занятие №5.

Разработка бизнес-плана «Собственный бизнес».

1

2

Самостоятельная работа.

Подготовка группового проекта «Открываем собственный бизнес».

2


Тема 2.7. Страхование как способ сокращения финансовых потерь.

Содержание учебного материала

3

2

1

Страхование в РФ. Риск, страховой случай, страховой взнос, страховые выплаты, обязательное и добровольное страхование, личное страхование, страхование имущества, страхование ответственности, финансовая устойчивость страховщика.

Практическое занятие №6.

Тест Риск, страховой случай, страховой взнос».

Самостоятельная работа.

Заполнение таблицы «Права потребителей финансовых услуг».

3


Дифференцированный зачет

2


Всего аудиторных занятий:

51








  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

        Для реализации программы дисциплины имеется учебный кабинет экономики.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя;

- посадочные места по количеству обучающихся;

Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор;

- ноутбук;

- экран;

- аудивизуальные средства – схемы и рисунки к лекциям в виде слайдов и электронных презентаций;

3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение обучения

        

Интернет-ресурсы -

  1. catalog.iot.ru – каталог образовательных ресурсов в сети Интернет

Основные источники:

  1. Савицкая Е. В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся по основным программам профессионального обучения. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2018

Дополнительные источники:

  1. Архипов А. П. Страхование. Твой правильный выбор: Учебное пособие по элективному курсу для общеобразовательных. учреждений.: Предпрофильная подготовка обучающихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017.

  2. Ахапкин С. Д. Лоция бизнеса. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017.

  3. Волгин В. В. Открываю автомастерскую: практическое пособие. –М.: Дашков и К, 2016.

  4. Дубровин И. А. Поведение потребителей: учебное пособие. – М.:Дашков и К, 2017.

  5.  Малкиел Б. Десять главных правил для начинающего инвестора / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2016.

  6. Политика доходов и заработной платы: учебник / под ред.П. В. Савченко и Ю. П. Кокина. – М.: Экономистъ, 2018.

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности».

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, устного опроса, а также выполнения студентами индивидуальных заданий проектов исследований.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у студентов сформированность и развитие общих компетенций, обеспечивающих их умения и знания.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности»:

  • рассчитывать доходы своей семьи, полученные из разных источников и остающиеся в распоряжении после уплаты налогов;

  • контролировать свои расходы и использовать разные способы экономии денег;

  • отличить плановую покупку от импульсивной, купить нужный товар по более низкой цене; рассчитать общую стоимость владения (ОСВ);

  • правильно обсуждать и согласовывать с другими членами семьи финансовые вопросы;

  • составлять бюджет семьи, оценивать его дефицит (профицит), выявлять причины возникновения дефицита бюджета и пути его ликвидации;

  • определять приоритеты, если доходы не соответствуют запланированным расходам; пользоваться методом замкнутого круга расходов;

  • достигать поставленных финансовых целей через управление семейным бюджетом.

Оперативный контроль в форме:

  • написание мини-эссе;

  • проверка практического домашнего задания

  • пользоваться своими правами на рабочем месте и в случае увольнения;

  • использовать профсоюз для защиты прав работников и улучшения условий их труда;

  • получить пособие по безработице в случае необходимости;

Оперативный контроль в форме:

  • написание мини-эссе;

  • проверка практического домашнего задания

  • выбрать из банковских сберегательных вкладов тот, который в наибольшей степени отвечает поставленной цели; рассчитать процентный доход по вкладу;

  • оценить, что предпочтительнее в данный момент

  • сберегательный вклад в банке, вложение денег в ПИФ или страхование жизни;

  • правильно выбрать ПИФ для размещения денежных средств.

  • отличить средства граждан в банках, которые застрахованы ССВ, учесть сумму страхового лимита при размещении денег на банковских депозитах, получить страховое возмещение по вкладу;

  • получить необходимую информацию на официальных сайтах ЦБ и Агентства по страхованию вкладов и выбрать банк для размещения своих сбережений.

Оперативный контроль в форме:

  • написание мини-эссе;

  • проверка практического домашнего задания

  • различать обязательное пенсионное страхование и добровольные пенсионные накопления, альтернативные способы накопления на пенсию;

  • определить размер своей будущей пенсии, пользуясь пенсионным калькулятором;

  • делать дополнительные накопления в негосударственных пенсионных фондах и правильно выбрать НПФ;

Оперативный контроль в форме:

  • написание мини-эссе;

  • проверка практического домашнего задания

  • рассчитать размер ежемесячной выплаты по кредиту, определить, может ли семья позволить себе кредит;

  • различать банковский кредит, кредит в торговых сетях и микрокредит;

  • воспользоваться досрочным погашением кредита или рефинансированием кредита;

Оперативный контроль в форме:

  • написание мини-эссе;

  • проверка практического домашнего задания

  • распознать разные виды финансового мошенничества и отличить финансовую пирамиду от добросовестных финансовых организаций;

Оперативный контроль в форме:

  • написание мини-эссе;

  • проверка практического домашнего задания

  • различать организационно-правовые формы предприятия и оценить предпочтительность использования той или иной схемы налогообложения;

Оперативный контроль в форме:

  • написание мини-эссе;

  • проверка практического домашнего задания.

  • защитить себя от рисков утраты здоровья, трудоспособности и имущества при помощи страхования;

  • различать обязательное и добровольное страхование;

  • правильно выбрать страховую компанию.

Оперативный контроль в форме:

  • написание мини-эссе;

  • проверка практического домашнего задания.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у студентов не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.

Результаты (личностные и метапредметные)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Личностные результаты

-развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность студента для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;

- формирование системы знаний о финансово-экономической жизни общества, определение своего места и роли в экономическом пространстве, в финансовой сфере;

- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

- воспитание мотивации к труду;

- стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;

- воспитание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

  • демонстрация желания учиться;

  • сознательное отношение к продолжению образования в ВУЗе

-  демонстрация интереса к будущей профессии;

- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

метапредметные:



- освоение способ решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- определение общей цели и путей ее достижения;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

- развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе  сравнительного анализа сберегательных альтернатив;

- овладение умениями формулировать представление о финансах, финансовой системе РФ;

- овладение студентами навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;

- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественно-экономических наук, вырабатывать в себе качества гражданина РФ, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!