СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному курсу "Читательская грамотность"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному курсу "Читательская грамотность"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Богучарская средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Советского Союза Д. И. Бондарева»



РАССМОТРЕНО

Руководитель МО учителей русского языка и литературы

________________________

Емцева Н Г

Протокол №1 от «25» августа 2024 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР



_______________________

Середина И.А.


«26» августа 2024 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор МКОУ "Богучарская СОШ №1 имени Героя Советского Союза Д. И. Бондарева»

________________________

Алабина Г.Ю.

Приказ № 373-ОД от «26» августа 2024 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

«Читательская грамотность»

на 2024-2025 учебный год






Класс: 8б

Составила: Гусакова В. В..













Содержание


1. Пояснительная записка……………………………………………………………………..... 3-8

2. Планируемы результаты освоение учебного курса................................................................8-12

3. Содержание учебного курса.....................................................................................................12

4. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности …..13

5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса; дидактического материала коррекционно-развивающего характера; …………………………….……………………. 14



























































  1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Читательская грамотность»  разработана в соответствии с требованиями:

1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 - ФЗ

2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287)

3. Федеральной адаптированной общеобразовательной программы основного общего образования для обу­ча­ю­щи­хся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. №1025)

4. Общеобразовательной программы основного общего образования МКОУ "Богучарская СОШ № 1 имени Героя Советского Союза Д. И. Бондарева" с учетом рабочей программы воспитания.


Общая характеристика учебного курса

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:

  1. умения, целиком основанные на тексте:

    • извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;

    • найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

    • основываясь на тексте, делать простые выводы;

  2. умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:

    • интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте соб ственных знаний читателя»;

    • устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;

    • интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;

    • реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

Цель программы:

Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена.

Задачи:

Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом;

Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;

Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация ин- формации; оценка информации;

Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием по- тенциала текстов разной природы;

Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;

Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности.


Место учебного курса «Читательская грамотность» в учебном плане


В 8б классе на изучение учебного курса «Читательская грамотность» отводится 34 часа (1 раз в неделю).


Основные направления воспитательной деятельности


Направления воспитания

Целевые ориентиры

Гражданское


Знающий и принимающий свою российскую гражданскую идентичность в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в современном мировом сообществе.

Проявляющий уважение, ценностное отношение к государственным символам России, праздникам, традициям народа России.

Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему народа м России, тысячелетней истории российской государственности.

Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод.

Ориентированный на участие на основе взаимопонимания и взаимопомощи в разнообразной социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной (добровольческие акции, помощь нуждающимся и т.п.).

Принимающий участие в жизни класса, школы (в том числе самоуправлении), местного сообщества, родного края.

Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.

Патриотическое

Сознающий свою этнокультурную идентичность, любящий свой народ, его традиции, культуру.

Проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.

Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в целом, свою общероссийскую культурную идентичность.

Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории, культуры своего народа, своего края, других народов России.

Знающий и уважающий боевые подвиги и трудовые достижения своих земляков, жителей своего края, народа России, героев и защитников Отечества в прошлом и современности.

Знающий и уважающий достижения нашей общей Родины – России в науке, искусстве, спорте, технологиях.

Духовно-нравственное

Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры своего народа, других народов России.

Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков.

Ориентированный на традиционные духовные ценности и моральные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора.

Выражающий неприятие аморальных, асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным ценностям и нормам.

Сознающий свою свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального согласия людей, граждан, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.

Выражающий уважительное отношение к религиозным традициям и ценностям народов России, религиозным чувствам сограждан.

Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.

Проявляющий нравственные и эстетические чувства к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества, устойчивый интерес к чтению.

Эстетическое

Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание его эмоционального воздействия, влияния на душевное состояние и поведение людей.

Знающий и уважающий художественное творчество своего и других народов, понимающий его значение в культуре.

Сознающий значение художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.

Выражающий понимание ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве.

Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве.

Физическое

Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности человека в обществе, значение личных усилий человека в сохранении здоровья своего и других людей.

Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность).

Проявляющий неприятие вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков, игровая и иные формы зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья.

Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной, интернет-среде.

Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт.

Умеющий осознавать эмоциональное состояние своё и других людей, стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.

Обладающий первоначальными навыками рефлексии физического состояния своего и других людей, готовый оказывать первую помощь себе и другим людям.

Трудовое

Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей и других людей.

Выражающий готовность к участию в решении практических трудовых дел, задач (в семье, школе, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность.

Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода на основе изучаемых предметных знаний.

Сознающий важность обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в обществе.

Понимающий необходимость человека адаптироваться в профессиональной среде в условиях современного технологического развития, выражающий готовность к такой адаптации.

Понимающий необходимость осознанного выбора и построения индивидуальной траектории образования и жизненных планов получения профессии, трудовой деятельности с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологическое

Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны окружающей среды, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.

Понимающий глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры в современном мире.

Выражающий неприятие действий, приносящих вред природе, окружающей среде.

Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.

Выражающий готовность к участию в практической деятельности экологической, природоохранной направленности.

Познавательное


Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом индивидуальных способностей, достижений.

Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой.

Развивающий личные навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде).

Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, навыки исследовательской деятельности.




2. Планируемые результаты освоения учебного курса


Личностные результаты

В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию:

      • основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально- ценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка;

      • основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и мо- ральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

      • осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семей- ной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;

      • развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;

      • нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

      • готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

      • целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духов- ное многообразие современного мира;

      • готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.


Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, сло- варь, содержание).

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, ис- пользуя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

  • Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

  • Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

  • Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных призна- ков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

  • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

  • Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

  • Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблю- дать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

  • Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

  • Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Регулятивные УУД:

  • организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

  • осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

  • Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

  • В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

  • Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста;

  • выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста;

  • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

  • предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

  • объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;

  • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его ос новные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);


  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;

  • ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

  • выделять главную и избыточную информацию;

  • прогнозировать последовательность изложения идей текста;

  • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

  • выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;

  • формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

  • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления;

  • выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста);

  • критически относиться к рекламной информации;

  • находить способы проверки противоречивой информации;

  • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликт- ной ситуации.

Предметные результаты

Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор.


3. Содержание программы учебного курса

Раздел 1. «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста.

Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.


Раздел 2. «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»


Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции.

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Раздел 3. «Работа с текстом: оценка информации»

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.

4. Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы.


Наименование разделов

Количество часов

Электронные учебно - методические материалы

«Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»

12

http://www.gramota.ru/ http://www.textologia.ru/

http://www.ruscorpora.ru Портал русского языка

«ЯРУС»

http://yarus.aspu.ru Портал

«Русское слово» https://fipi.ru/

https://vpr- ege.ru/oge/russkij- yazyk/1416-trenirovochnye- varianty-oge-2022-po- russkomu-yazyku-s- otvetami

https://resh.edu.ru/

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

14

https://ruscorpora.ru/new/

http://schoolcollection.edu.r u/

http://ruslang.karelia.ru Русский язык и культура речи: электронный учебник

http://character.webzone.ru Сайт «Вавилонская башня». Русские словари и морфология

http://starling.rinet.ru Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку

https://fipi.ru/

Работа с текстом: оценка информации

6

https://vpr- ege.ru/oge/russkij- yazyk/1416-trenirovochnye- varianty-oge-2022-po- russkomu-yazyku-s- otvetami

https://resh.edu.ru/


5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; дидактического материала коррекционно-развивающего характера;

  1. Девятова О.Ю. Привитие элементарных навыков функциональной грамотности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://text.ru/rd/aHR0cDovL2Zlc3RpdmFsLjFzZXB0ZW1iZXIucnUvYXJ0aWNs ZXMvNTM0NzAyLw?%3D?%3D.

  2. «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов/Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В.

Смагиной Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019.».

  1. Функциональная грамотность школьника. Дидактическое сопровождение. Книга для

учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, О.О. Петрашко, В.Ю.

Романова, О.А. Рыдзе, И.С. Хомякова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018. – 468 с.

  1. «Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Сборник эталонных заданий. Учебное пособие для общеобразовательных организаций; под редакцией Г.С. Ковалёвой, Л.О. Рословой. – М.; СПб.:Просвещение, 2020»,

5.Шарипова Р.Д. Содержание навыков функциональной грамотности школьников в курсе литературного чтения // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – №5
































Календарно тематическое планирование учебного курса «Читательская грамотность» в 8б классе на 2024-2025 учебном году



п/п

Дата

план

Дата

факт

Темы занятий

1

04.09


Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений.

2

11.09


Типология текстов. Речевая ситуация.

3

18.09


Функционально - стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль).

4

25.09


Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста.

5

02.10


Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр,

структуру и языковые средства.

6

09.10


Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации.

7

16.10


Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция

8

23.10


Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.

9

06.11


Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.

10

20.11



Простой, сложный, тезисный план.

Понимание информации, представленной в неявном виде.

11

27.11


Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака

12

04.12


Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации

13

11.12


Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный).

14

18.12


Вопросы по содержанию текста.

15

25.12


Формулирование выводов, основанных на содержании текста.

16

15.01


Аргументы, подтверждающие вывод.

17

22.01


Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую.

18

29.01


Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос.

19

05.02


Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу.

20

12.02


Преобразование таблицы в связный текст, информации, полученной из схемы, в текстовую задачу

21

19.02


Составление схем с опорой на прочитанный текст.

22

26.02


Составление схем с опорой на прочитанный текст.

23

01.03


Формирование списка используемой литературы и

других информационных источников.

24

05.03



Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

25

12.03


Создание небольших письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции к выполненному действию.

26

19.03


Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

27

02.04


Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

28

09.04


Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация.

29

16.04


Достоверность и недостоверность информации в тексте.

30

23.04


Недостающая или избыточная информация.

31

30.04


Пути восполнения недостающей информации.

32

07.05


Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

33-34

14.05

21.05


Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения.