СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «ИСКУССТВО» 5 класс (слабослышащие, II отделение, II вариант)

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по учебному курсу «ИСКУССТВО» 5 класс (слабослышащие, II отделение, II вариант)

(«Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2006.)

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «ИСКУССТВО» 5 класс (слабослышащие, II отделение, II вариант)»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «ИСКУССТВО»

5 класс (слабослышащие, II отделение, II вариант)

(«Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2006.)





Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Искусство» разработана на основе следующих документов и материалов:

  • «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2006

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Цель рабочей программы направлена на развитие художественно-творческих способностей и образного мышления учащихся при эмоционально-ценностном отношении к видам и жанрам изобразительного искусства и окружающему миру.

В определённой последовательности обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно конкретного вида и жанра изобразительного искусства.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане:

Данная рабочая программа имеет специфику изучения предмета для обучающихся с ОВЗ. Тем самым на изучение курса в 5-6 классе отводиться 68 часов. Таким образом, программа по искусству 5 класса рассчитана на 34 часа, 1 раз в неделю.

Основная форма обучения: классно-урочная.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.

Методы организации учебного процесса: словесные, наглядные и практические. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, информационно-коммуникативное обучение, обучение с применением опорных схем, проблемное обучение, здоровьесберегающее обучение, обучение в сотрудничестве.

Формы контроля: текущий, тематический, промежуточный. Контроль проводится с целью проверки усвоения, изучаемого и проверяемого программного материала. На уроках используются такие формы контроля как практические задания, устные вопросы, проверочные карточки, тестирование, конкурсы, выставки, самоконтроль; художественно - практические задания, тестирование, викторины, кроссворды.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Критерии оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Алгоритм самооценки

  1. Какое было задание? (учимся вспоминать цель работы)

  2. Удалось выполнить задание? (учимся сравнивать результат с целью)

  3. Задание выполнено, верно, или не совсем? (учимся находить и признавать ошибки)

  4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (учимся оценивать процесс)

 Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы ученика.

Оценка "5"

  • Обучающийся полностью справляется с поставленной целью урока;

  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

  • Обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Оценка "3"

  • Обучающийся,слабо справляется с поставленной целью урока;

  • допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

  • Обучающийся допускает грубые ошибки в ответе;

  • не справляется с поставленной целью урока.

Оценка "1"

  • Обучающийся обнаруживает полное незнание учебного материала.


Учебно-тематический план

Название разделов и тем

Кол-во часов

Древние корни народного искусства.

8

Связь времен в народном искусстве

9

Декоративное искусство в современном мире

8

Декор, человек, общество, время

9

Итого:

34 часа


Содержание тем учебного предмета.

Древние корни народного искусства. (8 часов) 

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.



Связь времен в народном искусстве (9 часов)

Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка.



Декоративное искусство в современном мире (8 часов)

Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж – как один из видов украшения интерьеров. Реализация выбранного замысла в определенном материале.



Декор, человек, общество, время (9 часов)

Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи.

Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса знать:


  • о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

  • о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;

  • о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

  • основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

  • ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

  • особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

  • основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

  • о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

  • о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

уметь:

  • уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

  • иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

  • иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

  • иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.


Учебный методический комплекс.

Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человек. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.А. неменская; под ред. Б.М. Неменского.— 4-е изд. — М.: Просвещение, 2011.—175с.: ил.





Календарно-тематический план по курсу «Искусство» 5 класс

Класс: 6

Учитель: Шейкина Ульяна Олеговна

Кол-во часов за год:

Всего 34 часа

В неделю 1 час

Планирование составлено на основе программы («Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2006.)





п/п

Наименование раздела, темы, содержание урока по программе

Кол-во часов

Дата

Речевой материал по развитию слухового и зрительного восприятия

Древние корни народного искусства (8 часов)

1

Древние образы в народном искус­стве.

1


Рисунок , древние образы, узор, вышивка, роспись, резьба по дереву.

2

Убранство русской избы.

1


Виды орнамен­та (геометриче­ский, раститель­ный, смешанный).

3

Внутренний мир русской избы.


1


Эски­з, выразительная форма, крестьянский бы­т.

4

Конструкция предметов народного быта.

1


Конструкция, де­кор

5

Декор предметов народного быта.

1


Эскиз узора вы­шивки на поло­тенце в традициях народных масте­ров

6

Русская народная вышивка.

1


Народный празд­ничный костюм, символика цвета и орнамен­тальных мотивов, целостность

7

Народный праздничный костюм.

1


Народные праздничные обряды.

8

Народные праздничные обряды.

1


Роль декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского на рода

Связь времен в народном искусстве (9 часов)

9

Древние образы в современных народных игрушках.

1



10

Искусство Гжели.

1


Искусство Гжели, выполнение фрагмента роспи­си по мотивам Гжельской роспи­си.

11

Истоки и совре­менное развитие промысла.

1


Вырезание из бу­маги разверток посуды (чашка, чайник, тарелка), склеивание и ук­рашение их рос­писью

12

Городецкая роспись.

1


Выполнение фрагмента роспи­си по мотивам Го­родецкой роспи­си.

13

Хохлома

1


Хохломская роспись.

14

Искусство Жостова.

1


Вырезание из бу­маги, развертка, поднос, укра­шение, роспи­сь.

15

Щепа. Роспись по лубу и дереву.



Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

16

Тиснение и резьба по бересте.

1


Карандашница, техника, имитиру­ющей просечную бересту.

17

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

1


Связь, время, сочетание.

Декор, человек, общество, время (8 часов)

18

Зачем людям украшения

1


Эски­з, орнамент, украшения.

19

Декор и положе­ние человека в обществе

1


Ритм, рисунок ор­намента, сочетание цветов, компози­ция, общество.

20

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

1


Пан­но «Бал во двор­це», сказка, основа, конструкция.

21

Одежда говорит о человеке.

1



22

О чем рассказы­вают гербы

1


Герб, символ, значение, семья, род.

23

О чем рассказы­вают эмблемы

1


Эмблема, разработка, знак.

24

Символы и эмб­лемы в совре­менном общест­ве.

1


Эмблема, символические изображение.

25

Роль декоратив­ного искусства в жизни современного человека и общества.

1


Декоративно-прикладное искусство.

Декоративное искусство в современном мире (9 часов)

26

Современное выставочное ис­кусство

1


Выставки, искусство, поделки.

27

Ты сам - мастер ДПИ (Изготовление куклы)

1


Кукла, тряпичная, солома, набивка.

28

Ты сам - мастер ДПИ (Изготовление куклы, отделка.)

1


Кукла, тряпичная, солома, набивка.

29

Ты сам - мастер ДПИ (Изготовление вазы.)

1


Ваза декоративная, интерьер, украшение.

30

Ты сам - мастер ДПИ (Изготовление вазы, покраска)

1


Панно, эскиз, шаблон.

32

Ты сам - мастер ДПИ (панно)

1



33

Декоративная композиция

1


Декоративная композиция.

34

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

1


Декоративно-прикладное искусство, роль, в жизни человека


Итого

34