РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «ИСКУССТВО»
5 класс (слабослышащие, II отделение, II вариант)
(«Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2006.)
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство» разработана на основе следующих документов и материалов:
«Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2006
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Цель рабочей программы направлена на развитие художественно-творческих способностей и образного мышления учащихся при эмоционально-ценностном отношении к видам и жанрам изобразительного искусства и окружающему миру.
В определённой последовательности обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно конкретного вида и жанра изобразительного искусства.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане:
Данная рабочая программа имеет специфику изучения предмета для обучающихся с ОВЗ. Тем самым на изучение курса в 5-6 классе отводиться 68 часов. Таким образом, программа по искусству 5 класса рассчитана на 34 часа, 1 раз в неделю.
Основная форма обучения: классно-урочная.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
Методы организации учебного процесса: словесные, наглядные и практические. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, информационно-коммуникативное обучение, обучение с применением опорных схем, проблемное обучение, здоровьесберегающее обучение, обучение в сотрудничестве.
Формы контроля: текущий, тематический, промежуточный. Контроль проводится с целью проверки усвоения, изучаемого и проверяемого программного материала. На уроках используются такие формы контроля как практические задания, устные вопросы, проверочные карточки, тестирование, конкурсы, выставки, самоконтроль; художественно - практические задания, тестирование, викторины, кроссворды.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Алгоритм самооценки
Какое было задание? (учимся вспоминать цель работы)
Удалось выполнить задание? (учимся сравнивать результат с целью)
Задание выполнено, верно, или не совсем? (учимся находить и признавать ошибки)
Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (учимся оценивать процесс)
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы ученика.
Оценка "5"
Обучающийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
Обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка "3"
Обучающийся,слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
Оценка "1"
Учебно-тематический план
Название разделов и тем | Кол-во часов |
Древние корни народного искусства. | 8 |
Связь времен в народном искусстве | 9 |
Декоративное искусство в современном мире | 8 |
Декор, человек, общество, время | 9 |
Итого: | 34 часа |
Содержание тем учебного предмета.
Древние корни народного искусства. (8 часов)
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Связь времен в народном искусстве (9 часов)
Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка.
Декоративное искусство в современном мире (8 часов)
Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж – как один из видов украшения интерьеров. Реализация выбранного замысла в определенном материале.
Декор, человек, общество, время (9 часов)
Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи.
Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса знать:
о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;
о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
уметь:
уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.
Учебный методический комплекс.
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человек. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.А. неменская; под ред. Б.М. Неменского.— 4-е изд. — М.: Просвещение, 2011.—175с.: ил.
Календарно-тематический план по курсу «Искусство» 5 класс
Класс: 6
Учитель: Шейкина Ульяна Олеговна
Кол-во часов за год:
Всего 34 часа
В неделю 1 час
Планирование составлено на основе программы («Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2006.)
№ п/п | Наименование раздела, темы, содержание урока по программе | Кол-во часов | Дата | Речевой материал по развитию слухового и зрительного восприятия |
Древние корни народного искусства (8 часов) |
1 | Древние образы в народном искусстве. | 1 | | Рисунок , древние образы, узор, вышивка, роспись, резьба по дереву. |
2 | Убранство русской избы. | 1 | | Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный). |
3 | Внутренний мир русской избы. | 1 | | Эскиз, выразительная форма, крестьянский быт. |
4 | Конструкция предметов народного быта. | 1 | | Конструкция, декор |
5 | Декор предметов народного быта. | 1 | | Эскиз узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров |
6 | Русская народная вышивка. | 1 | | Народный праздничный костюм, символика цвета и орнаментальных мотивов, целостность |
7 | Народный праздничный костюм. | 1 | | Народные праздничные обряды. |
8 | Народные праздничные обряды. | 1 | | Роль декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского на рода |
Связь времен в народном искусстве (9 часов) |
9 | Древние образы в современных народных игрушках. | 1 | | |
10 | Искусство Гжели. | 1 | | Искусство Гжели, выполнение фрагмента росписи по мотивам Гжельской росписи. |
11 | Истоки и современное развитие промысла. | 1 | | Вырезание из бумаги разверток посуды (чашка, чайник, тарелка), склеивание и украшение их росписью |
12 | Городецкая роспись. | 1 | | Выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи. |
13 | Хохлома | 1 | | Хохломская роспись. |
14 | Искусство Жостова. | 1 | | Вырезание из бумаги, развертка, поднос, украшение, роспись. |
15 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. | | | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. |
16 | Тиснение и резьба по бересте. | 1 | | Карандашница, техника, имитирующей просечную бересту. |
17 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. | 1 | | Связь, время, сочетание. |
Декор, человек, общество, время (8 часов) |
18 | Зачем людям украшения | 1 | | Эскиз, орнамент, украшения. |
19 | Декор и положение человека в обществе | 1 | | Ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция, общество. |
20 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | 1 | | Панно «Бал во дворце», сказка, основа, конструкция. |
21 | Одежда говорит о человеке. | 1 | | |
22 | О чем рассказывают гербы | 1 | | Герб, символ, значение, семья, род. |
23 | О чем рассказывают эмблемы | 1 | | Эмблема, разработка, знак. |
24 | Символы и эмблемы в современном обществе. | 1 | | Эмблема, символические изображение. |
25 | Роль декоративного искусства в жизни современного человека и общества. | 1 | | Декоративно-прикладное искусство. |
Декоративное искусство в современном мире (9 часов) |
26 | Современное выставочное искусство | 1 | | Выставки, искусство, поделки. |
27 | Ты сам - мастер ДПИ (Изготовление куклы) | 1 | | Кукла, тряпичная, солома, набивка. |
28 | Ты сам - мастер ДПИ (Изготовление куклы, отделка.) | 1 | | Кукла, тряпичная, солома, набивка. |
29 | Ты сам - мастер ДПИ (Изготовление вазы.) | 1 | | Ваза декоративная, интерьер, украшение. |
30 | Ты сам - мастер ДПИ (Изготовление вазы, покраска) | 1 | | Панно, эскиз, шаблон. |
32 | Ты сам - мастер ДПИ (панно) | 1 | | |
33 | Декоративная композиция | 1 | | Декоративная композиция. |
34 | Декоративно-прикладное искусство в жизни человека | 1 | | Декоративно-прикладное искусство, роль, в жизни человека |
| Итого | 34 | | |