РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Мой край родной» Воронежской области
5 класс
Пояснительная записка
Направленность программы «Мой край родной» по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению — учебно-познавательной, общекультурной; по форме организации — групповой; по времени реализации — трехгодичной.
Программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373).
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Закона «Об образовании».
Примерных образовательных программ научно-познавательного направления.
Основной образовательной программы МКОУ Карайчевской ООШ
Учебного плана МКОУ Карайчевской ООШ
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что в ней реализуются следующие принципы:
1. Актуальность.
В последние годы в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В реформируемом государстве стратегическая цель социального развития направлена на построение правового государства и гражданского общества.
Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
Школа призвана воспитывать лучшие нравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию школьников, раскрытию их творческих способностей.
2. Научность.
Создание гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Понятие «гражданственность» трактуется как освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля.
В этой связи огромное значение имеет ознакомление школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края.
3. Системность.
Создается система краеведческой деятельности школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:
- всеми участниками краеведческой деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;
- основными компонентами организуемой деятельности – целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным;
- урочной и внеурочной деятельностью;
- региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации знания, получаемые учащимися, органично вписываясь в единое образовательное пространство школы, становятся важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, привитию навыков профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой.
4. Практическая направленность.
Содержание занятий направлено на расширение кругозора и развитие познавательных интересов учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе.
5. Обеспечение мотивации.
Именно в школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны. У него начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство.
6. Реалистичность.
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 17 занятий.
7. Курс ориентационный.
Он осуществляет знакомство с Воронежским краем, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам нашего края, расширяет кругозор, углубляет знания о крае.
8. Принцип гуманистической направленности.
При организации урочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения.
Индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.
9.Принцип успешности и социальной значимости.
Формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.
Цели программы:
формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае;
изучение истории города Воронежа, его искусства через судьбы и творчество знаменитостей города: писателей, художников, архитекторов и т.д.; содействие в развитии ребенка и в достижении им определенного уровня образованности; способствовать формированию осознанного отношения к памятникам истории и культуры;
воспитание на лучших традициях воронежской культуры, через возрождение духовности; формирование гражданской позиции и чувства любви к родному краю, осознание своей причастности к его истории через возрождение духовности; формирование гражданской позиции и чувства любви к родному краю;
пробуждение познавательного интереса к родному краю и его природной среде.
Задачи программы:
создание условия для освоения знаний об основных понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности;
создание условия для применения знаний в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства, формирование толерантности;
формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению;
адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
Особенности программы.
Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению при переходе из класса в класс.. Изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Программа ориентирована на обучающихся 5 класса. Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.
Сроки реализации образовательной программы
Учебный курс «Мой край родной» является интегрированным курсом, состоящим из нескольких содержательных блоков, которые обеспечивают системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.
Образовательная программа «Мой край родной» рассчитана на 1 год обучения, 17 часов в год,
Личностные результаты:
формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Коммуникативные результаты:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Умение координировать свои усилия с усилиями других.
Формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Метапредметные результаты:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Литература
Воронежский край с древнейших времен и до конца XVII века / Сост. В.П. Загоровский. – Воронеж, 1976.
Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия. – Воронеж, 1992.
Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я. – Воронеж, 1982.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.- М.: Просвещение, 2010.
Основная образовательная программа МКОУ Карайчевской ООШ
Учебный план МКОУ Карайчевской ООШ
Люби и знай родной край. Центр духовного возрождения Черноземного края. Воронеж- 2008.
Докучаев А.Т. Край Бутурлиновский. Издание администрации Бутурлиновского района Воронежской области, 1995г.
Календарно – тематическое планирование
по учебному курсу
«Мой край родной», 5кл.
I год обучения
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата проведения |
по плану | фактич. |
| Край, где мы живем. | 4 | |
1. | Общая информация. | 1 | | |
2. | Родное село. | 1 | | |
3. | Столица – Воронеж. | 1 | | |
4. | Природа Воронежского края | 1 | | |
| Страницы истории. | 5 | |
5. | Славяне на земле Воронежской. | 1 | | |
6. | Основание Воронежа. | 1 | | |
7. | Воронеж – колыбель русского флота. | 1 | | |
8. | Великая Отечественная война. | 1 | | |
9. | Страницы истории Бутурлиновского района | 1 | | |
| Чем славится Воронежский край. | 4 | |
10. | Родина орловского рысака. | 1 | | |
11. | Воронежская «Катюша» | 1 | | |
12. | Художественные промыслы Воронежской области. | 1 | | |
13. | Государственный академический Воронежский русский народный хор им. К.И.Массалитинова. | 1 | | |
По заповедным и памятным местам 3 |
14. | Костомарово. | 1 | | |
15. | Шипов лес. | 1 | | |
16. | Дивногорье. Обобщающий урок | 1 | | |
17. | Итоговый урок. | 1 | | |