РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ»
7 класс (слабослышащие, II отделение, II вариант)
(Авторской программы Технология: программы начального и основного общего образования / [М.В.Хохлова, П.С.Самородский, Н.В.Синица и др.]. —М.: Вентана-Граф,2010. —192с.)
Пояснительная записка
Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения, обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, веления домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе основного общего образования 245 ч для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология». Таким образом данная рабочая программа 7 класса соответствует авторской программе сборника 7 класса.
Основная форма обучения: учебно-практическая деятельность обучающихся.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
Методы организации учебного процесса: Приоритетными методами являются упражнения. лабораторно-практические, учебно-практические работы. В каждой программе предусмотрено выполнение школьниками творческих проектов и заданий.
Формы контроля: текущий и итоговый. Контроль проводится с целью проверки усвоения, изучаемого и проверяемого программного материала. На уроках используются такие формы контроля как: устный опрос, фронтальный опрос, индивидуальное задание, технологический тест. Итоговая аттестация предусмотрена в виде защиты проектной работы.
Критерии оценки качества знаний, обучающихся по технологии
При устной проверке.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
полностью усвоил учебный материал;
умеет изложить учебный материал своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
в основном усвоил учебный материал;
допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
Оценка «2» ставится, если учащийся:
Оценка «1» ставится, если учащийся:
При выполнении практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
творчески планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
правильно и аккуратно выполняет задания;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
правильно планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
в основном правильно и аккуратно выполняет задания;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
допускает ошибки при планировании выполнения работы;
не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;
затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
не может правильно спланировать выполнение работы;
не может использовать знаний программного материала;
допускает грубые ошибки и не аккуратно выполняет задания;
не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «1» ставится, если учащийся:
не может спланировать выполнение работы;
не может использовать знаний программного материала;
отказывается выполнять задания.
Учебно-тематический план
Разделы и темы | Количество часов |
Вводный урок. | 1 |
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов | 30 |
Кулинария | 18 |
Черчение и графика | 2 |
Технология ведения дома | 6 |
Проектирование и изготовление изделий | 11 |
ИТОГО: | 68 ч |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 7 КЛАССА:
1.Вводный урок (1 час)
Теоретические сведения. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 7 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских. Организация учебного процесса.
Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 7 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения.
2.Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. (30 часов)
В результате изучения этого раздела обучающийся должен:
знать/понимать назначение различных швейных изделий; основные стили в одежде и современные направления моды; виды традиционных народных промыслов;
уметь выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; строить чертежи простых поясных и плечевых швейных изделий; выбирать модель с учетом особенностей фигуры; выполнять не менее трех видов художественного оформления швейных изделий; проводить примерку изделия; выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий.
2.1. Швейные материалы (2часа)
Теоретические сведения. Виды, свойства химических волокон и и тканей из них. Нетканые материалы. Термоклеевые прокладочные материалы. Выбор материалов для изготовления плечевого изделия с учетом их технологических, гигиеничеких и эксплуатационных свойств.
Практические работы. Определение сырьевого состава материалов и изучение их свойств. Выбор материалов и фурнитуры для проектного изделия.
Варианты объектов труда. Образцы тканей из химических волокон, нетканых материалов. Прокладочные материалы.
2.2. Бытовая швейная машина (2 часа)
Теоретические сведения. Применение зигзагообразной строчки для обметывания срезов и выполнения аппликации Применение приспособлений к швейной машине: обметывание петель, пришивание пуговиц, подшивание потайным швом, штопка. Выкраивание и стачивание косых беек.
Практические работы. Применение приспособлений к швейной машине. Изготовление образцов машинных швов.
Варианты объектов труда. Бытовая швейная машина. Приспособления к швейной машине. Образцы зигзагообразной строчки, машинной аппликации, косых беек.
2.3. Конструирование и моделирование (4 часа)
Теоретические сведения. Силуэт и стиль в одежде. Экономические требования, предъявляемые к одежде. Виды и характеристика плечевых изделий. Мерки для изготовления основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Правила снятия мерок. Последовательность построения чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Способы моделирования плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Подготовка выкройки к раскрою. Способы контроля качества выкройки. Расчет количества ткани для пошива плечевого изделия. Получение выкройки швейного изделия из пакета готовых выкроек, журнала мод, с помощью мультимедийных программ.
Практические работы. Снятие мерок. Изготовление выкройки проектного швейного изделия одним из способов. Моделирование выкройки. Подготовка выкройки к раскрою.
Варианты объектов труда. Чертеж и выкройка плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Выкройки швейных изделий из пакетов готовых выкроек, журналов мод, мультимедийных программ.
2.4. Раскройные работы (2 часа)
Теоретические сведения. Способы раскладки выкроек плечевого изделия на ткани в зависимости от модели и ширины ткани. Экономические требования. Припуски на швы. Способы контроля качества разметки и раскроя. Состав деятельности по раскрою швейного изделия.
Практические работы. Выкраивание деталей кроя для изготовления образцов швов и узлов. Раскладка выкройки проектного изделия на ткани. Выкраивание проектного изделия.
Варианты объектов труда. Ткань. Выкройки. Клеевой прокладочный материал.
2.5. Технология швейных работ (8 часов)
Теоретические сведения. Технология выполнения ручных операций: выметывание деталей швейного изделия; высекание среза детали швейного изделия.
Технология выполнения машинных операций: расстрачивание шва; настрачивание шва; обтачивание деталей; окантовывание детали.
Технология выполнения операций влажно-тепловой обработки дублирование деталей швейного изделия, оттягивание деталей. Технология обработки вытачек, плечевых и боковых швов, срезов подкройной обтачкой, косой бейкой; соединение лифа с юбкой.
Типовая последовательное изготовления плечевого изделия (без рукавов и воротника) с проведением примерки. Придание изделию окончательной формы. Способы контроля качества готового изделия. Расчет материальных затрат на изготовление изделия.
Практические работы. Изготовление образное машинных швов. Выполнение влажно-тепловых работ. Изготовление образцов узлов и деталей швейного изделия.
Изготовление проектного изделия по индивидуальному плану. Придание окончательной формы изделию. Расчет материальных затрат на изготовление изделия. Презентация творческого проекта.
Варианты объектов труда. Образцы ручных стежков, строчек и швов, машинных швов, узлов и деталей швейного изделия. Проектное изделие.
2.6. Декоративно-прикладное творчество (12 часов)
Теоретические сведения. Материалы и инструменты для вязания крючком. Подготовка к работе материалов, бывших в употреблении. Положение крючка в руке. Основные виды петель и приемы их выполнения: начальная и воздушная петли; цепочка из воздушных петель; соединительный столбик; столбик без накида; столбик с одним, двумя, тремя накидами. Условные обозначения петель. Схемы для вязания. Применение ПЭВМ для получения схем.
Вязание полотна рядами. Основные способы вывязывания петель: под обе стенки петли; под переднюю стенку; под заднюю стенку. Плотность вязания. Закрепление вязания. Плотное и ажурное вязание по кругу.
Искусство ручного ткачества. Материалы, применяемые для изготовления ковров и гобеленов. Правила безопасной рабты. Оборудование для ручного ткачества. Основные приемы ручного ткачества, цвет, орнамент в ковровой композиции.
Технология создания декоративного вязаного или тканого изделия. Этапы работы над творческим заданием. Способы окончательной обработки декоративного изделия.
Практические работы. Освоение приемов вязания крючком. Изготовление схем и рисунков для вязания крючком и ткачества вручную и/или с помощью ПЭВМ. Создание идеи (замысла) для выполнения творческого задания. Выполнение эскиза модели авторского декоративного изделия вручную и/или с помощью ПЭВМ либо выбор модели из банка идей. Изготовление декоративного изделия. Окончательная обработка изделия.
Варианты объектов труда. Образцы вязок. Образцы ткачества. Вязанные крючком изделия: подкладка под горячее, прихватка, салфетка, топик. Тканые панно, сумочка, очечник.
3.Кулинария (18 часов)
В результате изучения этого раздела обучающийся должен:
знать/понимать влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека;
уметь выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню завтрака, обеда, ужина; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать на зиму овощи и фрукты; оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий; сервировки стола и оформления приготовленных блюд.
3 .1. Культура питания (1 час)
Теоретические сведения. Понятие «микроорганизмы». Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты. Источники и пути проникновения микроорганизмов в организм человека. Первая помощь при пищевых отравлениях.
Практические работы. Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.
Варианты объектов труда. Кухонная посуда и инвентарь.
3.2. Технология приготовления блюд (11 часов)
Теоретические сведения. Значение мяса в питании человека. Домашние животные, мясо которых используется в питании человека. Виды мяса. Критерии определения качества мясных продуктов. Механическая (первичная) обработка мяca. Тепловая обработка мяса. Технология приготовления мясных блюд. Требования к качеству готовых блюд. Подача блюд к столу.
Кисломолочные продукты, их пищевая ценность и значение для организма человека. Ассортимент кисломолочных продуктов. Сроки хранения кисломолочных продуктов. Приготовление творога в домашних условиях. Приготовление блюд из творога. Требования к качеству готовых блюд. Правила подачи блюд к столу.
Посуда и инвентарь для приготовления теста и выпечки. Продукты для приготовления мучных изделий. Виды пресного геста. Отличительные особенности в рецептvpe и способах приготовления пресного, бисквитного, слоеного и песочного госта.
Значение сладких блюд в питании человека. Продукты для их приготовления. Ассортимент сладких блюд. Технология приготовления желе, мусса, суфле.
Практические работы. Приготовление блюд из мяса, творога, теста; сладких блюд. Дегустация блюд. Оценка качества.
Варианты объектов труда. Блюда из мяса: борщ, жаркое. Блюда из творога: сырники, ленивые вареники. Блюда из теста: печенье, пирог. Сладкие блюда: желе, мусс.
3.3. Домашние заготовки (2 часа)
Теоретические сведения. Основные технологические процессы при подготовке к консервированию. Приготовление сахарного сиропа. Пастеризация, стерилизация и укупорка консервов. Консервирование с сахаром.
Практические работы. Приготовление варенья, джема или цукатов.
Варианты объектов труда. Варенье, цукаты.
3.4. Творческое задание (4 часа)
Приготовление сладкого стола
Теоретические сведения. Меню сладкого стола. Расчет количества и состава продуктов. Приготовление сладкого стола. Особенности сервировки сладкого стола. Набор столовых приборов и посуды. Культура поведения за столом. Правила пользования столовыми приборами, салфеткой.
Практические работы. Приготовление сладкого стола. Сервировка стола. Дегустация блюд. Оценка качества.
Варианты объектов труда. Меню сладкого стола. Блюда для сладкого стола.
4.Черчение и графика (2 часа)
В результате изучения этого раздела обучающийся должен:
знать/понимать технологические понятия: графическая документация, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация;
уметь выбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для выполнения графических работ с помощью инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий.
Теоретические сведения. Понятие о системах конструкторской, технологической документации и ГОСТах, видах документации.
Практические работы. Выполнение чертежных и графических работ (чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий) с использованием чертежных инструментов и приспособлений; простановка размеров деталей на чертежам и эскизах в соответствии с требованиями стандарта.
Варианты объектов труда. Эскизы, чертежи швейных изделий. Схемы. Технические рисунки деталей и изделий
5.Технологии ведения дома (6 часов)
В результате изучения этого раздела обучающийся должен:
знать/понимать характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; инженерные коммуникации в жилых помещениях, виды ремонтно-отделочных работ; материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений; основные виды бытовых домашних работ; средства оформления интерьера; назначение основных видов современной бытовой техники; санитарно-технические работы; виды санитарно-технических устройств; причины протечек в кранах, вентилях и сливных бачках канализации;
уметь планировать ремонтно-отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат; подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением помещений; заменять уплотнительные прокладки в кране или вентиле; соблюдать правила пользования современной бытовой техникой;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенических средств; выполнения ремонтно-отделочных работ с использованием современных материалов для ремонта и отделки помещений; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.
5.1. Уход за одеждой и обувью (2 часа)
Теоретические сведения. Уход за одеждой из искусственных и синтетических тканей. Значение символов на ярлыках одежды.
Практические работы. Расшифровка символов, встречающихся на ярлыках одежды из химических волокон.
Варианты объектов труда. Ярлыки от одежды из искусственных и синтетических тканей.
5.2. Интерьер жилых помещений (2 часа)
Теоретические сведения. Роль комнатных растений в жизни человека. Уход за растениями. Разновидности комнатных растений. Комнатные растения в интерьере квартиры.
Понятие «ландшафтный дизайн». Разновидности растений для оформления приусадебного участка. Размещение растений. Уход за растениями, размножение растений.
Практические работы. Пересадка (перевалка) растений. Уход за растениями в кабинете технологии, классной комнате, холлах школы.
Варианты объектов труда. Комнатные растения в кабинете технологии, классной комнате, холлах школы.
5.3 Ремонтно-отделочные работы (2 часа)
Теоретические сведения. Основы технологии оклейки помещений обоями. Виды обоев и обойного клея. Варианты оклейки стен обоями. Основы технологии малярных работ. Виды красок и инструментов. Нанесение рисунков с помощью трафаретов. Организация рабочего места. Основы технологии плиточных работ. Виды плитки и плиточного клея. Правила безопасного труда. Профессии, связанные с ремонтно-отделочными работами.
Практические работы. Изучение видов обоев и технологии оклейки ими помещений. Изучение технологии малярных работ. Ознакомление с технологией плиточных работ.
Варианты объектов труда. Обои. Облицовочная плитка.
8. Проектирование и изготовление изделий (11 часов)
Теоретические сведения. Проектирование личностно или общественно значимых изделий с использованием конструкционных или поделочных материалов. Алгоритм проектной деятельности. Анализ изделий из банка объектов для творческих проектов. Требования к готовому изделию.
Практические работы. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ моделей-аналогов из балка идей. Выбор модели проектного изделия.
Варианты объектов труда. Творческие проекты, например: плечевое изделие с цельнокроеным рукавом; плечевое изделие без рукава; изделие, вязанное крючком; гобелен; меню и блюда для сладкого стола и др.
.
Календарно-тематическое планирование
уроков «Технологии» 7 класс
Учитель: Шейкина Ульяна Олеговна
Кол-во часов за год:
Всего 68 часов
В неделю 2 часа
Планирование составлено на основе Авторской программы Технология: программы начального и основного общего образования / [М.В.Хохлова, П.С.Самородский, Н.В.Синица и др.]. —М.: Вентана-Граф,2010. —192с
№ урока | Название тем и уроков | Кол-во часов | Дата | Речевой материал |
Вводный урок (1 час) |
1 | Вводный урок. Практическая работа. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 7 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения. | 1 | | Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 7 классе. Санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских. |
2.Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. (30 часов) |
2.1. Швейные материалы (2 часа) | |
2 | Виды, свойства химических волокон и тканей из них. Практическая работы. Определение сырьевого состава материалов и изучение их свойств. Выбор материалов и фурнитуры для проектного изделия. | 1 | | Нетканые материалы. Термоклеевые прокладочные материалы. |
3 | Выбор материалов для изготовления плечевого изделия с учетом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств. Практическая работы. Выбор материалов и фурнитуры для проектного изделия. | 1 | | Плечевое изделие, технологические свойства, гигиенические свойства, эксплуатационные свойства. |
2.2. Бытовая швейная машина (2 часа) | |
4 | Применение зигзагообразной строчки. Применение приспособлений к швейной машине. Выкраивание и стачивание косых беек. | 1 | | Обметывания срезов, выполнения аппликации, обметывание петель, пришивание пуговиц, подшивание потайным швом, штопка. |
5 | Практическая работа. Применение приспособлений к швейной машине. Изготовление образцов машинных швов. | 1 | | Обметывания срезов, выполнения аппликации, обметывание петель, пришивание пуговиц, подшивание потайным швом, штопка. |
2.3. Конструирование и моделирование (4 часа) |
6 | Силуэт и стиль в одежде. Мерки для изготовления основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Практическая работа. Снятие мерок. | 1 | | Экономические требования, предъявляемые к одежде. Виды и характеристика плечевых изделий. Правила снятия мерок. |
7 | Последовательность построения чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Практическая работа. Изготовление выкройки проектного швейного изделия одним из способов. | 1 | | Чертеж плечевого изделия, цельнокроеный рукав. |
8 | Способы моделирования плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Подготовка выкройки к раскрою. | 1 | | Моделирование выкройки, контроль качества. Расчет количества ткани для пошива плечевого изделия. Готовых выкройки. |
9 | Практическая работа. Моделирование выкройки. Подготовка выкройки к раскрою. | 1 | | Способы контроля качества выкройки. Расчет количества ткани для пошива плечевого изделия. Готовых выкройки. |
2.4. Раскройные работы (2 часа) |
10 | Разметка и раскрой плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. | 1 | | Способы раскладки выкроек плечевого изделия на ткани в зависимости от модели и ширины ткани. Припуски на швы. |
11 | Практическая работа. Выкраивание деталей кроя для изготовления образцов швов и узлов. Раскладка выкройки проектного изделия на ткани. Выкраивание проектного изделия. | 1 | | Способы контроля качества разметки и раскроя. Состав деятельности по раскрою швейного изделия. |
2.5. Технология швейных работ (8 часов) |
12 | Технология выполнения ручных операций. | 1 | | Выметывание деталей швейного изделия; высекание среза детали швейного изделия. |
13 | Технология выполнения машинных операций. Практическая работа. Изготовление образцов машинных швов. | 1 | | Расстрачивание шва; настрачивание шва; обтачивание деталей; окантовывание детали. |
14 | Технология выполнения операций ВТО, дублирование деталей швейного изделия, оттягивание деталей. Практическая работа. Выполнение влажно-тепловых работ. Изготовление образцов узлов и деталей швейного изделия. | 1 | | Влажно-тепловая обработка, оттягивание детали. |
15 | Технология обработки вытачек, плечевых и боковых швов, срезов. Практическая работа. Изготовление образцов узлов и деталей швейного изделия. | 1 | | Плечевой шов, боковой шов, подкройная обтачка, косая бейка. |
16 | Типовая последовательное изготовления плечевого изделия (без рукавов и воротника) с проведением примерки | 1 | | Типовая последовательность, плечевое изделие. |
17 | Практическая работа. Изготовление проектного изделия по индивидуальному плану. | 1 | | Индивидуальный план, проектное изделие. |
18 | Придание изделию окончательной формы. Расчет материальных затрат на изготовление изделия. | 1 | | Способы контроля качества готового изделия. |
19 | Практическая работа. Придание окончательной формы изделию. Расчет материальных затрат на изготовление изделия. Презентация творческого проекта. | 1 | | Способы контроля качества готового изделия, окончательная форма. |
2.6. Декоративно-прикладное творчество (12 часов). Проектирование и изготовление изделий (11 часов) |
20 | Материалы и инструменты для вязания крючком. Подготовка к работе материалов, бывших в употреблении. | 1 | | Крючок, пряжа. |
21 | Положение крючка в руке. Основные виды петель и приемы их выполнения. Практическая работа. Освоение приемов вязания крючком. | 1 | | Начальная и воздушная петли; цепочка из воздушных петель. |
22 | Основные виды петель и приемы их выполнения: соединительный столбик; столбик без накида. Практическая работа. Освоение приемов вязания крючком. | 1 | | Соединительный столбик, столбик без накида. |
23 | Основные виды петель и приемы их выполнения: столбик с одним, двумя, тремя накидами. Практическая работа. Освоение приемов вязания крючком. | 1 | | Столбик с одним, двумя, тремя накидами |
24 | Условные обозначения петель. Схемы для вязания. Применение ПЭВМ для получения схем. | 1 | | Схема для вязания, условные обозначения. |
25 | Практическая работа. Изготовление схем и рисунков для вязания крючком и ткачества вручную и/или с помощью ПЭВМ. | 1 | | Схема для вязания, условные обозначения. |
26 | Вязание полотна рядами. Основные способы вывязывания петель: под обе стенки петли. Практическая работа. Освоение приемов вязания крючком. | 1 | | Полотно, петля, стенка. |
27 | Основные способы вывязывания петель: под переднюю стенку; под заднюю стенку. Практическая работа. Освоение приемов вязания крючком. | 1 | | Передняя стенка, задняя стенка. |
28 | Плотность вязания. Закрепление вязания. | 1 | | Плотность вязание, закрепление петли. |
29 | Плотное и ажурное вязание по кругу. | 1 | | Плотное вязание, ажурное вязание. |
30 | Искусство ручного ткачества. Материалы, применяемые для изготовления ковров и гобеленов. | 1 | | Ручное ткачество, ковер, гобелен. |
31 | Правила безопасной работы. Оборудование для ручного ткачества. Основные приемы ручного ткачества, цвет, орнамент в ковровой композиции. | 1 | | Цвет, орнамент в ковровой композиции, ручное ткачество. |
32 | Проектирование личностно или общественно значимых изделий с использованием конструкционных или поделочных материалов. | 1 | | Конструкционные материалы, поделочные материалы. |
33 | Алгоритм проектной деятельности. Анализ изделий из банка объектов для творческих проектов. | 1 | | Алгоритм проектной деятельности, анализ изделия. |
34 | Технология создания декоративного вязаного или тканого изделия | 1 | | Декоративное вязаное изделие. |
35 | Практическая работа. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. | 1 | | Учебный проект. |
36 | Этапы работы над творческим заданием. | 1 | | Этап работы. |
37 | Практическая работа. Создание идеи (замысла) для выполнения творческого задания. Анализ моделей-аналогов из банка идей | 1 | | Модель-аналог, банк идей. |
38 | Практическая работа. Выбор модели проектного изделия. | 1 | | Модель-аналог, банк идей. |
39 | Практическая работа. Выполнение эскиза модели авторского декоративного изделия вручную и/или с помощью ПЭВМ либо выбор модели из банка идей | 1 | | Эскиз модели, авторское декоративное изделие. |
40 | Практическая работа. Изготовление декоративного изделия. | 1 | | Декоративное изделие. |
41 | Требования к готовому изделию. Способы окончательной обработки декоративного изделия. | 1 | | Требование, готовое изделие. |
42 | Практическая работа. Окончательная обработка изделия. | 1 | | |
3.Кулинария (18 часов) |
3 .1. Культура питания (1 час) |
43 | Понятие «микроорганизмы». Первая помощь при пищевых отравлениях. Практическая работа. Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи. | 1 | | Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты. Источники и пути проникновения микроорганизмов в организм человека. |
3.2. Технология приготовления блюд (11 часов) |
44 | Значение мяса в питании человека. Виды мяса. Критерии определения качества мясных продуктов. | 1 | | Корова, курица, свинья, говядина, свинина. |
45 | Механическая (первичная) обработка мяса. Тепловая обработка мяса. | 1 | | Технология приготовления мясных блюд. Требования к качеству готовых блюд. Подача блюд к столу. |
46 | Практическая работа. Приготовление блюд из мяса. Дегустация блюд. Оценка качества | 1 | | Технология приготовления мясных блюд. Требования к качеству готовых блюд. Подача блюд к столу. |
47 | Кисломолочные продукты, их пищевая ценность и значение для организма человека. Ассортимент кисломолочных продуктов. Сроки хранения кисломолочных продуктов. | 1 | | Кисломолочные продукты, творог, кефир, ряженка, варенец. |
48 | Приготовление творога в домашних условиях. Приготовление блюд из творога. Требования к качеству готовых блюд. Правила подачи блюд к столу. | 1 | | Творог, блюда из творога, ватрушка, вареники с творогом. |
49 | Практическая работа. Приготовление блюд из творога. Дегустация блюд. Оценка качества | 1 | | Вареники с творогом. |
50 | Посуда и инвентарь для приготовления теста и выпечки. Продукты для приготовления мучных изделий. | 1 | | Яйцо, молоко, мука, соль, тесто. |
51 | Виды пресного теста. Отличительные особенности в рецептvpe и способах приготовления пресного, бисквитного, слоеного и песочного теста. | 1 | | Пресное тесто, бисквитное тесто, слоеное тесто, песочное тесто. |
52 | Практическая работа. Приготовление блюд из теста. Дегустация блюд. Оценка качества | 1 | | Королевская ватрушка, песочное тесто, творог. |
53 | Значение сладких блюд в питании человека. Продукты для приготовления сладких блюд. | 1 | | Ассортимент сладких блюд. Технология приготовления желе, мусса, суфле. |
54 | Практическая работа. Приготовление сладких блюд. Дегустация блюд. Оценка качества | 1 | | Сладкое блюдо, желе, мусс, суфле. |
3.3. Домашние заготовки (2 часа) |
55 | Основные технологические процессы при подготовке к консервированию. | 1 | | Приготовление сахарного сиропа. Пастеризация, стерилизация и укупорка консервов. Консервирование с сахаром. |
56 | Практическая работа. Приготовление варенья, джема или цукатов | 1 | | Приготовление сахарного сиропа. Пастеризация, стерилизация и укупорка консервов. Консервирование с сахаром. |
3.4. Творческое задание (4 часа) Приготовление сладкого стола |
57 | Меню сладкого стола. Расчет количества и состава продуктов. Приготовление сладкого стола. | 1 | | Меню, сладкий стол. |
58 | Особенности сервировки сладкого стола. Набор столовых приборов и посуды. Культура поведения за столом. Правила пользования столовыми приборами, салфеткой | 1 | | Сервировка, набор приборов и посуды. |
59 | Практическая работа. Приготовление сладкого стола. Сервировка стола. | 1 | | Сервировка, набор приборов и посуды |
60 | Практическая работа. Дегустация блюд. Оценка качества. | 1 | | Дегустация, оценка качества. |
4.Черчение и графика (2 часа) |
61 | Понятие о системах конструкторской, технологической документации и ГОСТах, видах документации. | 1 | | Конструкторская, технологическая документация, ГОСТ, виды документации. |
62 | Практическая работа. Выполнение чертежных и графических работ с использованием чертежных инструментов и приспособлений; простановка размеров деталей на чертежам и эскизах в соответствии с требованиями стандарта. | 1 | | Чертеж, эскиз, схема, технический рисунок деталей и изделий. |
5.Технологии ведения дома (6 часов) |
5.1. Уход за одеждой и обувью (2 часа) |
63 | Уход за одеждой из искусственных и синтетических тканей. Значение символов на ярлыках одежды. | 1 | | Искусственные ткани, синтетические ткани. |
64 | Практическая работа. Расшифровка символов, встречающихся на ярлыках одежды из химических волокон. | 1 | | Символ, одежда, уход, химические волокна. |
5.2. Интерьер жилых помещений (2 часа) |
65 | Роль комнатных растений в жизни человека. Уход за растениями. | 1 | | Разновидности комнатных растений. Комнатные растения в интерьере квартиры. Понятие «ландшафтный дизайн». Разновидности растений для оформления приусадебного участка. Размещение растений. Уход за растениями, размножение растений. |
66 | Практическая работа. Пересадка (перевалка) растений. Уход за растениями в кабинете технологии, классной комнате, холлах школы. | 1 | | Уход за растениями, размножение растений, пересадка, перевалка. |
5.3 Ремонтно-отделочные работы (2 часа) |
67 | Основы технологии оклейки помещений обоями. Правила безопасного труда. Профессии, связанные с ремонтно-отделочными работами. | 1 | | Виды обоев и обойного клея. Варианты оклейки стен обоями. Основы технологии малярных работ. Виды красок и инструментов. Нанесение рисунков с помощью трафаретов. Организация рабочего места. Основы технологии плиточных работ. Виды плитки и плиточного клея |
68 | Практическая работа. Изучение видов обоев и технологии оклейки ими помещений. Изучение технологии малярных работ. Ознакомление с технологией плиточных работ. | 1 | | Виды обоев. Варианты оклейки стен, малярные работы, плиточные работы. |
| Итого | 68 | | |