СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному курсу «Введение в химию» «Химия» 7 класс (ФГОС) (Базовый уровень) Основного общее образование (5-9 классы)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начало системного изучения химии в 7-м классе позволяет:

- уменьшить интенсивность прохождения учебного материала в основной школе;

- получить возможность изучать, а не проходить этот материал, иметь время для отработки и коррекции знаний учащихся;

- формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;

- интегрировать химию в систему естественнонаучных знаний для

формирования химической картины мира как составной части естественнонаучной картины.В 7-м классе учащиеся знакомятся с составом и классификацией веществ, рассматривают смеси веществ и их состав, изучают способы разделения смесей на основе физических свойств образующих эти смеси компонентов. Таким образом, курс химии 7-го класса реализует значительную часть первого этапа изучения школьной дисциплины.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному курсу «Введение в химию» «Химия» 7 класс (ФГОС) (Базовый уровень) Основного общее образование (5-9 классы)»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новосильская средняя общеобразовательная школа

Семилукского муниципального района Воронежской области



Рассмотрена на МО

Естественно- научного цикла

Протокол № 1__от_30.08.2022_г

Руководитель МО

_____________

Калинина Е. И.

Согласована

Зам дир по УВР

_________________


Логунова С.В.

Утверждена

Директор

школы

_______________

Мурзинова О.И.

Приказ№ 1__от_31.08.2022 г_










Рабочая программа

по учебному курсу

«Введение в химию»

«Химия»

7 класс

(ФГОС)

(Базовый уровень)


Основного общее образование (5-9 классы)


Разработана Калининой Е.И.,

учителем физики 1 КК









с. Новосильское


2022 год




Пояснительная записка.


Среди проблем в преподавании химии наибольшие сложности для педагогов составляют две.

Первая сложность заключается в значительной перегрузке курса химии основной школы в связи с переходом на концентрическую систему. Интенсивность прохождения материала в 8-м классе не позволяет создать условия для развития познавательного интереса к предмету, для постепенного усвоения сложных базовых химических понятий. Не случайно по результатам мониторинга в рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования учащиеся называют химию в числе самых нелюбимых предметов.

Вторая проблема заключается в сокращении объема часов на изучение химии на базовом уровне в старшей школе. Одного часа в неделю недостаточно даже для беглого знакомства с органическими веществами, составляющими основу жизни на Земле. В 11-м классе значительная часть учебного времени расходуется на повторение, а точнее, повторное прохождение основательно забытых понятий, теорий и законов общей химии, рассмотренных, но недостаточно прочно усвоенных в основной школе.

Начало системного изучения химии в 7-м классе позволяет:

- уменьшить интенсивность прохождения учебного материала в основной школе;

- получить возможность изучать, а не проходить этот материал, иметь время для отработки и коррекции знаний учащихся;

- формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;

- интегрировать химию в систему естественнонаучных знаний для формирования химической картины мира как составной части естественнонаучной картины.

В 7-м классе учащиеся знакомятся с составом и классификацией веществ, рассматривают смеси веществ и их состав, изучают способы разделения смесей на основе физических свойств образующих эти смеси компонентов. Таким образом, курс химии 7-го класса реализует значительную часть первого этапа изучения школьной дисциплины.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе подчеркивается, что химия — наука экспериментальная. Поэтому в 7-ом классе рассматриваются такие методологические понятия учебного предмета, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.

Предложенный курс как в теоретической, так и в фактической своей части практикоориентирован: все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы, вещества и материалы даются в плане их практического значения, применения веществ в повседневной жизни и их роли в живой и неживой природе.


Цель курса. Ориентация на естественно – научный профиль обучения, повышение интереса учащихся к химии.

Задачи курса.

  1. Дать учащимся представление о химии, о приемах проведения химического эксперимента.

  2. Сформировать умения безопасной работы с веществами.

  3. Развивать логику химического мышления.

  4. Формировать у учащихся умение применять полученные знания к решению практических задач.

После изучения данного курса учащиеся должны

Знать:

    1. что веществом называется субстанция, характеризующаяся определенным набором свойств;

    2. что выводы о свойствах веществ можно сделать на основании наблюдений и измерений;

    3. что вещества могут участвовать в физических и химических процессах, в ходе которых изменяются их свойства;

    4. основные правила по технике безопасности;

Понимать:

      1. разницу между физическими и химическими свойствами, физическими и химическими явлениями;

      2. сущность основных процессов, протекающих в природе;

      3. важность и необходимость изучения свойств веществ и правильного применения этих знаний;

Уметь:

1. работать с простейшим химическим оборудованием, планировать и проводить эксперименты;

Формы работы.

  1. Индивидуальная (выполнение индивидуальных заданий)

  2. Парная (выполнение практических работ)

  3. Коллективная (обсуждение проблем, возникающих по ходу занятий, просмотр демонстраций)






























Учебно-тематический план.


№ п/п

Тема

Количество часов

Дата проведения

Вид деятельности

Форма контроля

План

Факт

Тема 1. Предмет химии и методы ее изучения.( 2 ч.)


1

Что изучает химия.

Явления,происходящие с веществами

1



Беседа, лекция.

.


2.

Наблюдение и эксперимент в химии.

Практическая работа№1 Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории)

1



Беседа, лекция.

Практическая работа

Практическая работа.

Тема 2. Строение и агрегатные состояния веществ ( 1 ч.)


3.

Строение вещества Агрегатные состояния веществ

1



Беседа, лекция.


Тема 3. Смеси веществ, их состав ( 3 ч.)


4.

Чистые вещества и смеси

1



Беседа, лекция.


5

Газы и газовые смеси. Объемная доля компонента газовой смеси Массовая доля растворенного вещества

1



Беседа, лекция.


6

Массовая доля примесей

Практическая работа№2 Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества

1




Беседа, лекция.

Практическая работа

Практическая работа

Тема4.Физические явления в химии ( 2 ч.)


7

Некоторые способы разделения смесей. Фильтрование. Дистилляция и перегонка. Практическая работа №4.Очистка поваренной соли.


1



Беседа, лекция. Практическая работа


Практическая работа

8

Контрольная работа №1 по теме «Смеси веществ и их состав. Физические явления в химии»

1



Контрольная работа.

Контрольная работа.

Тема 5 Состав веществ. Химические знаки и формулы ( 2 ч.)


9

Химические элементы. Простые и сложные вещества

Химические знаки и химические формулы

1



Беседа, лекция.

.


10

Относительные атомная и молекулярная массы

1



Беседа, лекция.


Тема 5. Простые вещества. (2 ч.)

11

Металлы.




Беседа, лекция.


12

Неметаллы.

1



Беседа, лекция.


Тема 6. Сложные вещества ( 4 ч.)


13

Валентность. Оксиды. Кислоты.

1



Беседа, лекция.


14

Основания.Соли. Классификация неорганических веществ

1



Беседа, лекция.


15

Соли. Классификация неорганических веществ. Подготовка к контрольной работе

1



Беседа, лекция.


16

Контрольная работа №2 по теме «Классификация неорганических веществ»

1



Контрольная работа.

Контрольная работа.

17

Ученическая конференция «Классификация неорганических веществ и их представители»

1



Конференция.












Содержание курса.


Тема 1. Предмет химии и методы ее изучения

Что изучает химия. Египет — родина химии. Алхимия. Современная химия, ее положительное и отрицательное значение в жизни современного общества.

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Свойства веществ, как основа их применения.

Явления с веществами. Физические свойства веществ и физические явления.

Химические реакции. Признаки химических реакций.

Наблюдение и эксперимент. Наблюдение. Гипотеза и эксперимент.

Строение пламени.

Фиксирование результатов эксперимента.

Демонстрации. 1. Коллекция различных физических тел из одного вещества (стеклянной лабораторной посуды). 2. Коллекция «Свойства алюминия как основа его применения». 3. Взаимодействие мрамора с соляной кислотой. 4. Помутнение известковой воды. 5. Выпаривание раствора хлорида кальция. 6. Взаимодействие щелочи (с фенолфталеином) с кислотой. 7. Взаимодействие щелочи с раствором медного купороса. 8. Взаимодействие гидроксида меди (II) с кислотой.

Лабораторные опыты. 1. Изучение пламени свечи. 2. Строение спиртовки. 3. Изучение пламени спиртовки.

Практическая работа №1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете (лаборатории).

.


Тема 2. Строение и агрегатные состояния веществ

Строение веществ. Атомы и молекулы.

Диффузия. Броуновское движение.

Основные положения атомно-молекулярного учения.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Агрегатные состояния веществ. Газы, особенности их строения и свойства.

Жидкости, особенности их строения и свойства. Конденсация и кристаллизация.

Твердые вещества. Кристаллические решетки.

Аморфные вещества.

Взаимные переходы между различными агрегатными состояниями веществ.

Демонстрации. 1. Переходы воды в различных агрегатных состояниях. 2. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. 3. Коллекция аморфных веществ и материалов и изделий из них.

Лабораторные опыты. 1. Изучение диффузии дезодоранта в воздухе. 2. Растворение сахара в воде. 3. Диффузия ионов перманганата калия в водном растворе. 4. Проверка прибора для получения газа на герметичность.


Тема 3. Смеси веществ, их состав

Чистые вещества и смеси. Смеси гомогенные и гетерогенные.

Природные смеси: воздух природный газ, нефть.

Твердые жидкие, газообразные смеси в природе и в быту.

Объемная доля компонента газовой смеси. Объемная доля компонента газовой смеси и расчеты с использованием этого понятия.

Массовая доля растворенного вещества. Растворы, растворитель и растворенное вещество. Понятие о концентрации растворенного вещества.

Массовая доля растворенного вещества и расчеты с использованием этого понятия.

Массовая доля примесей. Технический образец вещества. Примеси.

Массовая доля примесей и расчеты с использованием этого понятия.


Тема4. Физические явления в химии

Разделение смесей. Очистка веществ.

Разделение смесей просеиванием, флотацией, намагничиванием, отстаиванием и декантацией, центрифугированием и фильтрованием.

Дистилляция и перегонка. Получение дистиллированной воды.

Перегонка нефти. Нефтепродукты и их применение.

Фракционная перегонка жидкого воздуха.

Кристаллизация и выпаривание.

Демонстрации. 1. Коллекция мрамора различных месторождений. 2. Коллекция природных и бытовых смесей различных агрегатных состояний (природные и бытовые растворы, средства бытовой химии и гигиены). 3. Коллекция стекол и сплавов. 4. Диаграмма состава воздуха. 5. Аптечные и пищевые растворы с указанием их состава (знакомство с этикетками). 6. Образцы химических препаратов с указанием степени их чистоты (маркировка). 7. Просеивание муки. 8. Разделение смеси порошков железа и серы. 9. Разделение смеси с помощью делительной воронки. 10. Центрифугирование. 11. Фильтрование. 12. Коллекция фильтров бытового и специального назначения. 12. Лабораторная установка для дистилляции. 13. Коллекция нефтепродуктов. 14. Кристаллизаторы и кристаллизация. 15. Фарфоровая чашечка и выпаривание в ней.

Практическая работа №2. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

Практическая работа №3. Выращивание кристаллов (домашний эксперимент). В классах с 2-х часовым изучением химии — обсуждение результатов домашнего эксперимента, конкурс на лучший выращенный кристалл.

Практическая работа №4. Очистка поваренной соли.


Тема 4. Состав веществ. Химические знаки и формулы

Химические элементы. Простые и сложные вещества. Химический элемент как определенный вид атомов.

Элементный состав Земли: ядра, мантии, литосферы, гидросферы и атмосферы.

Неорганические и органические вещества.

Химические знаки и химические формулы. Знаки химических элементов.

Структура таблицы Д. И. Менделеева: периоды (большие и малые) и группы (главная и побочная подгруппы).

Семейства элементов IA, IIА, VIIA и VIIIA групп.

Информация, которую несут химические знаки и химическая формула.

Относительная атомная и молекулярная массы. Водородная единица атомной массы. Относительная атомная и молекулярная массы.

Массовая доля элемента в сложном веществе.

Демонстрации. 1. Опыт, иллюстрирующий состав воздуха.


Тема 5. Простые вещества

Металлы. Век медный, бронзовый, железный.

Сплавы.

Значение металлов и сплавов.

Физические свойства металлов.

Представители металлов. Железо и его сплавы — чугуны и стали. Практическое значение их.

Алюминий и его сплавы. Их роль в жизни современного общества.

Золото, как металл ювелиров и мировых денег.

Олово и его аллотропия. Применение олова.

Неметаллы. Неметаллы — простые вещества: газы, жидкость и твердые.

Кислород и озон и их применение на основе свойств.

Сравнение свойств металлов и неметаллов.

Представители неметаллов. Фосфор, его аллотропия, свойства модификаций и их применение.

Сера ромбическая и ее применение.

Азот и его роль в жизни планеты и в жизни человека.

Углерод и его аллотропия. Алмаз и графит в сравнении, их свойства, строение и применение. Активированный уголь. Адсорбция и ее применение.

Демонстрации. 1. Коллекция изделий и репродукций изделий из металлов и сплавов. 2. Коллекция «Металлы и сплавы». 3. Коллекция «Чугуны и стали». 4. Коллекция «Олово и изделия из него». 5. Получение озона. 6. Распознавание кислорода. 7. Получение белого фосфора. 8. Горение серы и обесцвечивание красок сернистым газом. 9. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. 10. Адсорбция оксида углерода (IV) активированным углем. 11. Устройство противогаза.


Тема 6. Сложные вещества

Валентность. Валентность как свойство атомов химического элемента соединяться с определенным числом атомов другого элемента. Единица валентности. Элементы с постоянной и переменной валентностью.

Структурные формулы.

Бинарные соединения. Составление формул таких соединений по валентности элементов и определение валентности по формулам.

Оксиды. Оксиды, их состав и названия.

Оксиды молекулярного и немолекулярного строения.

Представители оксидов. Оксиды углерода (II) и (IV), вода, оксид кремния (IV): их строение, свойства, роль в живой и неживой природе и применение.

Кислоты. Состав кислот. Валентность кислотного остатка. Классификация кислот по основности, наличию кислорода в составе молекулы и растворимости.

Таблица растворимости кислот в воде.

Индикаторы и изменение их окраски в кислотной среде.

Кислоты органические и неорганические.

Представители кислот. Серная и соляная кислоты, их свойства и применение.

Основания. Состав оснований. Гидроксогруппа и ее валентность. Составление формул оснований по валентности металла.

Классификация оснований по признаку растворимости.

Изменение окраски индикатора в щелочной среде.

Представители оснований. Щелочи: гидроксиды натрия, калия и кальция.

Соли. Состав солей. Составление формул солей кислородных кислот.

Название солей.

Классификация солей по признаку растворимости.

Представители солей. Галит и кальцит, их природные разновидности, строение, свойства и применение.

Классификация неорганических веществ. Обобщение и повторение сведений о веществах по курсу 7-го класса.

Демонстрации. 1. Шаростержневые модели молекул некоторых бинарных соединений. 2. Модели молекул или кристаллических решеток оксидов молекулярного и немолекулярного строения. 3. Переход воды из одного агрегатного состояния в другое. 4. Возгонка сухого льда. 5. Коллекция минералов и горных пород на основе оксида кремния (IV). 6. Образцы органических и минеральных кислот. 7. Тепловой эффект при разбавлении серной кислоты. 8. Обугливание серной кислотой бумаги и сахара. 9. Тепловые эффекты при растворении щелочей в воде. 10. Помутнение известковой воды при взаимодействии с углекислым газом. 11. Получение окрашенных нерастворимых оснований. 12. Образцы природных минералов и горных пород, содержащих галит и кальцит. 13. Коллекция разновидностей кальцита — различных видов мела, мрамора, известняка. 14. Коллекция биологических объектов, содержащих карбонат кальция.

Лабораторные опыты. 1. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде. 2. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Ученическая конференция «Классификация неорганических веществ и их представители».


Темы для самостоятельной творческой работы.


Кислоты (основания, соли)

  • в пище;

  • в организме;

  • в производстве;

  • в быту;

  • в экологии.


Учебно-методическое обеспечение курса.



Для учителя:


  1. И.В.Тригубчак, Г.А.Шипарева "Введение в химию". Методические рекомендации к учебнику 7 класса. Москва. "Владос", 2003

  2. Г.М.Чернобельская, А.И.Дементьев "Введение в химию. Мир глазами химика". 7 класс. Москва. "Владос", 2003

  3. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов "Введение в химию вещества". 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Москва, "Сиринъ према", 2007

  4. О.С.Габриелян,И.Г.Остроумов, А.К.Ахлебинин "Химия. Вводный курс". 7 класс. Учебное пособие. "Дрофа", Москва, 2006

Для ученика:


  1. Г.М.Чернобельская, А.И.Дементьев "Введение в химию. Мир глазами химика". 7 класс. Москва. "Владос", 2003

  2. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов "Введение в химию вещества". 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Москва, "Сиринъ према", 2007

  3. О.С.Габриелян,И.Г.Остроумов, А.К.Ахлебинин "Химия. Вводный курс". 7 класс. Учебное пособие. "Дрофа", Москва, 2006




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!