МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "Образовательный центр №5 имени Героя Советского Союза З.И. Маресевой с. Черкасское Вольского района Саратовской области"
в с. Покурлей
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета _______________________ _________ /____________/ [Номер приказа] от «[число]» августа 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель руководителя по УВР _______________________ _________ /Камардина Л.В./ [Номер приказа] от «[число]» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор _______________________ __________ /МочаловаИ.Л./ [Номер приказа] от «[число]» августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Зоология» для обучающихся 7 классов на 2023-2024 учебный год
с. Черкасское 2023 г.
Рабочая программа по учебному курсу «Зоология» за курс основного общего образования. – филиал МАОУ "Образовательный центр №5 имени Героя Советского Союза З.И. Маресевой с. Черкасское Вольского района Саратовской области" в с. Покурлей
Настоящая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с использованием УМК В.М Константинов «Биология 7 класс» издательство «Вентана-Граф», Учебник: «Биология», Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.
Составители: Левинова Маргарита Константиновна, учитель биологии высшей квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Пояснительная записка |
2 | Общая характеристика учебного предмета |
3. | Описание места курса |
4. | Содержание учебного курса |
5. | Тематическое планирование |
6. | Календарно-тематическое планирование |
7. | Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса |
8 | Планируемые результаты освоения курса |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный курс «Зоология» реализуется за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Программа учебного курса рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА.
В основу данного курса положен системно-деятельный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
В содержание курса включены сведения из географии, химии и экологии. Общее число учебных часов за период обучения в 7 классе составляет 34 часа.
Предлагаемый курс содержит системные знания. Преемственные связи между начальной, основной и старшей школой способствуют получению прочных знаний и формированию целостного взгляда на мир.
В 5—6 классах происходит становление первичного фундамента биологических знаний. У учащихся формируется понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп: в 7 классе - многообразие живых организмов.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА
Изучение курса обусловливает достижение следующих личностных результатов:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и 8 коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, 9 мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты:
- определять роль в природе изученных групп животных.
- приводить примеры приспособлений животных к среде обитания и объяснять их значение;
- находить черты, свидетельствующие об усложнении животных по сравнению с предками, и давать им объяснение;
- объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
- объяснять значение животных в жизни и хозяйстве человека;
- приводить примеры и характеризовать важных для жизни и хозяйства человека животных (обитателей жилищ, паразитов, переносчиков болезней, насекомых-опылителей, общественных и кровососущих насекомых, промысловых рыб, охотничье-промысловых птиц и зверей, домашних животных и пр.) на примере своей местности, объяснять их значение.
- различать (по таблице) основные группы животных (простейшие, типы кишечнополостных, плоских, круглых и кольчатых червей, моллюсков, членистоногих (в т. ч. классы ракообразных, насекомых, пауков), хордовых (в т. ч. классы рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих);
- объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп животных (простейшие, кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие (в т. ч. ракообразные, насекомые, пауки), хордовые (в т. ч. рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие);
- характеризовать основные экологические группы изученных групп животных;
- понимать смысл биологических терминов;
- различать важнейшие отряды насекомых и млекопитающих;
- проводить наблюдения за жизнедеятельностью животных, биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
- соблюдать и объяснять правила поведения в природе;
- характеризовать способы рационального использования ресурсов животных на примере своего региона.
- использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
- осуществлять личную профилактику заболеваний, вызываемых паразитическими животными.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Зоология – наука о животных.
Существенные признаки, объединяющие всех животных, отличающие их от других групп организмов (наличие пищеварения, подвижность, чувствительность, активный обмен веществ).
Беспозвоночные.
План строения простейших. Жизнедеятельность простейших на примере амебы и инфузории-туфельки. Примеры многообразия простейших. Вода – среда активной жизни простейших.
Понятие о жизненном цикле. Жизненные циклы простейших (амеба, эвглена, грегарина, инфузория, малярийный плазмодий).
Роль простейших в биосфере и жизни человека. Роль фораминифер и радиолярий в образовании осадочных пород; роль паразитических простейших в регуляции численности позвоночных; болезни человека, вызываемые простейшими (на примере малярийного плазмодия). Представление о природных очагах инфекционных заболеваний.
Преимущества и недостатки многоклеточности. Разделение труда между клетками и взаимозависимость клеток разных типов. Координация функций клеток. Губки. Регенерация низших многоклеточных.
Плоские черви – ползающие животные. Появление кожномускульного мешка, мезодермы, выделительной системы. Жизнедеятельность и жизненные циклы свободноживущего и паразитических плоских червей.
Круглые черви. Биологический прогресс на примере круглых червей. Первичная полость тела круглых червей. Сквозной кишечник. Жизнедеятельность и жизненные циклы круглых червей.
План строения кольчатого червя. Вторичная полость тела (целом). Роль вторичной полости тела в жизни высших многоклеточных. Сегментация и причины ее возникновения. Возникновение кровеносной системы и примитивных конечностей (параподиев). Образ жизни дождевых червей и их роль в процессе почвообразования.
Общие черты планов строения моллюсков и членистоногих: появление наружного скелета (его преимущества и недостатки), распад кожномускульного мешка, редукция вторичной полости тела, незамкнутая кровеносная система.
План строения членистоногих. Разделение тела на отделы при сохранении сегментации. Хитиновый покров и рост во время линек. Членистые конечности. Разделение функций конечностей. Сравнительный анализ ракообразных, паукообразных и насекомых.
Тип моллюски. Примеры жизненных форм и жизненных циклов двустворчатых моллюсков; брюхоногих (морские моллюски, прудовик, виноградная улитка, слизень). Роль моллюсков в жизни человека (промысел и разведение съедобных моллюсков, добыча жемчуга и разведение жемчужниц, разрушение деревянных построек, повреждение урожая).
Тип членистоногие. Класс ракообразные. Примеры жизненных форм и жизненных циклов (планктонные рачки, криль, краб, дафнии и циклопы, речной рак).
Жизненные формы насекомых (фитофаги, хищники, паразиты, сапрофаги) на примере представителей отрядов прямокрылых, перепончатокрылых, жуков, двукрылых, чешуекрылых. Общественные насекомые (пчелы, осы, муравьи). Роль насекомых в жизни биосферы и человека. Насекомые-опылители. Насекомые-фитофаги.
Тип хордовые.
План строения и жизненные циклы низших хордовых. Закон зародышевого сходства и биогенетический закон и их роль в объяснении происхождения позвоночных животных.
Позвоночные животные. Позвоночник – внутренний скелет. Надкласс рыбы. Важнейшие черты строения и связанные с ними особенности образа жизни. Как рыба плавает? Непарные и парные плавники, их пассивная (рули глубины) и активная функции. Покровы рыб. Возникновение челюстей – органов схватывания добычи. Нервная система и органы чувств. Боковая линия. Двухкамерное сердце. Почки.
Жизненный цикл рыб. Наружное оплодотворение, высокая плодовитость или забота о потомстве. Брачное поведение и брачный наряд.
Класс земноводные. Важнейшие черты строения, связанные с жизнью на суше. Усиление опорной функции конечностей: неподвижное прикрепление пояса задних конечностей к позвоночнику. Шея, ее биологическая роль и причины отсутствия у рыб. Два круга кровообращения и трехкамерное сердце. Исчезновение механизма дыхания костных рыб. Возникновение легочного и кожного дыхания. Интенсификация кожного дыхания: голая влажная железистая кожа. Органы чувств земноводных.
Размножение и развитие земноводных. Связь размножения с водой. Метаморфоз. Хвостатые и бесхвостые амфибии и их особенности. Характерные земноводные своей местности.
Класс пресмыкающиеся. Первые настоящие наземные позвоночные. Интенсификация легочного дыхания. Практически полное разделение венозного и артериального токов крови даже при трехкамерном сердце и эффективный газообмен. Сухая, лишенная желез кожа. Защитный чешуйчатый покров и характер линьки. Экономный водный обмен. Интенсификация обмена и активизация жизнедеятельности. Особенности использования растительных кормов. Усложнение поведения, органов чувств и центральной нервной системы.
Современные отряды (черепахи, ящерицы, змеи и крокодилы) и важнейшие жизненные формы пресмыкающихся. Роль пресмыкающихся в природных сообществах. Характерные пресмыкающиеся своей местности.
Возникновение теплокровности. Экономный обмен веществ у рептилий и расточительный обмен веществ у птиц и млекопитающих.
Класс птицы. Полет. Среда обитания и требования, которые она предъявляет к организации птиц. Оперение и разнообразие его функций. Строение и функции пера. Как птица летает? Облегчение тела. Ограничение на использование зеленых растительных кормов летающими птицами. Интенсивный обмен веществ. Четырехкамерное сердце и его биологическая роль. Шея с головой и челюсти становятся основным манипулирующим органом. Беззубый клюв, зоб и их биологическая роль. Особенности дыхания птиц: легкие и воздушные мешки. Усложнение поведения и центральной нервной системы. Главный орган чувств – зрение.
Размножение и развитие птиц. Забота о потомстве: крупное яйцо, насиживание и выкармливание, защита птенцов. Выводковые и птенцовые птицы. Брачные инстинкты. Жизненный цикл птицы. Сезонные миграции и их причины. Оседлые и перелетные птицы.
Основные экологические группы птиц: воздушные (козодои, стрижи, колибри и ласточки), наземно-бегающие (страусы, дрофы и журавли), дневные хищники, совы, водно-воздушные (чайки и трубконосые), водноприбрежные (кулики, пастушки, аистообразные и фламинго), водоплавающие (гусеобразные и пеликаны), ныряющие (гагары, поганки, бакланы, пингвины), наземно-лесные (куриные), древесные (ракшеобразные, кукушки, птицы-носороги, туканы, попугаи, дятлы, голуби, воробьиные). Характерные птицы своей местности.
Класс млекопитающие. Интенсификация обмена веществ. Волосяной покров и разнообразие его функций. Вторичное небо, сложная жевательная поверхность щечных зубов, дифференцировка зубной системы и обработка пищи во рту. Четырехкамерное сердце. Развитие центральной нервной системы и органов чувств. Происхождение млекопитающих.
Роль млекопитающих в природе и в жизни человека. Промысловые и охотничьи звери и рациональное использование их ресурсов. Охрана зверей. Домашние звери, разнообразие и происхождение их пород. Характерные млекопитающие своей местности.
Заключение
Животные – самый яркий пример биологического прогресса. Самое разнообразное царство живых организмов. Широкое распространение животных. Разнообразие типов животных и разнообразие в типе. Сложные и простые животные. Самые сложные: формы поведения, общественная жизнь, размножение, жизненные циклы, формы заботы о потомстве. Венец эволюции животных – человек.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
№ п/п | Тема | По программе |
1 | Зоология – наука о животных | 2 часа |
2 | Беспозвоночные | 11 часов |
3 | Тип Хордовые | 21 час |
Итого | 34 | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов |
| Зоология – наука о животных (2 ч) | |
1 | Гомологичные органы | 1 |
2 | Что изучает систематика | 1 |
| Беспозвоночные (11 ч) | |
3 | Размножение – основа жизни | 1 |
4 | Большая роль маленьких простейших | 1 |
5 | Возникновение многоклеточных | 1 |
6 | Круглые черви и прогресс | 1 |
7 | Кольчатые черви в экосистемах | 1 |
8 | Моллюски – тихоходы | 1 |
9 | Животные с наружным скелетом | 1 |
10 | Ракообразные – водные членистоногие | 1 |
11 | Насекомые – рекордсмены многообразия | 1 |
12 | Превратности превращений | 1 |
13 | Насекомые в экосистемах суши | 1 |
| Тип Хордовые (21 ч) | |
14 | Низшие хордовые (наши морские предки) | 1 |
15 | Рыбы. Жизненный цикл рыб | 1 |
16 | Земноводные первые наземные позвоночные | 1 |
17 | Дети водной среды 3 четв | 1 |
18 | Контрольная работа №1: Хордовые (часть 1) | 1 |
19 | Пресмыкающиеся – первые хозяева суши | 1 |
20 | Многообразие пресмыкающихся (разделение обитания) среды | 1 |
21 | Птицы (рожденные для полета) | 1 |
22 | Под материнским крылом | 1 |
23 | Сезонный цикл и перелеты птиц (в поисках сезонной выгоды) | 1 |
24 | Красная книга Саратовской области | 1 |
25 | Млекопитающие | 1 |
26 | Забота о потомстве у млекопитающих (как вырастить смышленое дитя) | 1 |
27 | Охотники за насекомыми | 1 |
28 | Обитатели пастбищ 4 чет | 1 |
29 | На вершине экологической пирамиды | 1 |
30 | Грызуны и зайцеобразные | 1 |
31 | Приматы (наше родословное древо) | 1 |
32 | Обобщение по теме: Тип хордовые | 1 |
33 | Контрольная работа № 2 | 1 |
34 | Развитие животного мира | 1 |
| Итого | 34 |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Перечень оборудования кабинета
1. | Компьютер | 1 |
2. | Многофункциональное устройство (принтер, сканер, ксерокс) | 1 |
3. | Набор чертежных инструментов | 1 |
4. | Набор моделей многогранников | 1 |
Программно-методическое обеспечение
Методическая литература:
1. УМК В.М Константинов «Биология 7 класс» издательство «Вентана-Граф» 2. Биология 7 класс. 60 диагностических вариантов/ Л.Г. Прилежаева.- М.: Национальное образование,2012.-128 с.: ил.-(ГИА. Экспресс диагностика)
3.«Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии. Грибы. Растения». (линейный курс) В.Б. Захаров, Н. И. Сонин, Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2018. - 126с;
4 Биология 7 класс поурочные планы по учебнику В. Б. Захарова, Н.И.Сонина/автор –составитель М. В. Высоцкая.- Волгоград: Учитель , 2006.-447 с.
5. Биология, Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Первый уровень результатов – расширение и закрепление знаний по зоологии; повышение степени вовлеченности обучающихся в учебно- творческую деятельность; расширение кругозора обучающихся; повышение интереса к предмету.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта применения полученных знаний в нестандартных ситуациях, для решения биологических задач, олимпиадных задач; развитие логического и творческого мышления, интеллекта обучающихся; овладение коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми.
Третий уровень результатов – cформировать навыков исследовательской работы при решении нестандартных задач и задач повышенной сложности; успешное участие в олимпиадах и конкурсах различных уровней по зоологии и биологии.