Пояснительная записка по предмету «Чтение»
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
Рабочая программа имеет следующую структуру:
пояснительная записка;
общая характеристика учебного предмета;
описание места учебного предмета в учебном плане;
описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
планируемые результаты освоения предмета;
содержание учебного предмета;
тематическое планирование учебного предмета;
описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Общая характеристика учебного предмета «Чтение»
Учебный предмет «Чтение» включен в образовательную область «Язык и речевая практика».
Программа направлена на формирование коммуникативно-речевых навыков, коррекцию познавательной деятельности, на всестороннее развитие личности учащихся. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
Основная цель предмета «Чтение» - научить детей выразительно читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.
Курс решает следующие задачи:
совершенствование речевого опыта;
коррекция и обогащение языковой базы устных высказываний;
формирование выразительной стороны речи;
формирование и развитие устной коммуникации;
обучение построению элементарных устных связных высказываний;
воспитание культуры речевого общения;
развитие умений читать, понимать доступные по содержанию тексты, отвечающие уровню общего и речевого развития обучающихся, использовать полученную информацию для решения жизненных задач;
формирование читательской самостоятельности у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу;
развитие умений вступать и поддерживать коммуникацию со взрослыми и сверстниками в знакомых ситуациях общения, используя доступные вербальные и невербальные средства;
развитие навыка правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с индивидуальным учебным планом ФИО, обучающейся _ «_» класса по АООП обучения с РАС, на изучение учебного предмета «Чтение» во 2 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Планируемые результаты освоения программы
Результаты освоения обучающихся с РАС АООП оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с РАС в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения учебного предмета во 2 классе включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, а именно:
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (умение доброжелательно вести себя в диалоге, отвечать на вопросы собеседника и т.д.);
положительное отношение к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном общении;
проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей с использованием полученных на уроках знаний;
развитие мотивации к обучению;
развитие положительных свойств и качеств личности;
готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;
пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
выразительное чтение наизусть 3-5 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
определение главных действующих лиц произведения;
элементарная оценка их поступков;
чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
выразительное чтение наизусть 5-7 стихотворений.
овладение обучающимися посильными умениями использовать словесную речь (в устной и письменной формах) как средства коммуникации в предметно-практической, учебной и элементарной социально-бытовой деятельности;
сформированность умения выбирать адекватные средства коммуникации в зависимости от собеседника;
сформированность позитивного отношения к речевому общению (на уровне индивидуальных возможностей обучающегося),
интерес к чтению доступных текстов;
осознанное и правильное чтение;
владение элементарными приемами анализа текста для понимания смысла доступных текстов, ответы на вопросы по содержанию текста, в том числе, связанные с отношением к событиям, поступкам героев
Содержание учебного предмета «Чтение»
Осень пришла – в школу пора
Кончилось лето. Первый урок. Я. Аким. Грибной лес. Б. Заходер. Птичья школа. Осенние подарки. По Н. Сладкову. М. Ивенсен. Падают, падают листья. Зачем дети ходят в школу. По В. Голявкину. Серый вечер. По А. Тумбасову. Обобщение по разделу «Осень пришла –в школу пора».
Почитаем - поиграем
Одна буква. По А. Шибаеву. Дразнилка. По С. Иванову. Дж. Ривз. Шумный Ба-Бах. Загадки. Кто квакает, кто крякает, а кто каркает. Обобщение по разделу «Почитаем – поиграем».
В гостях у сказки
Лиса и волк. Русская народная сказка. Лиса и козёл. Русская народная сказка. Волк и баран. Литовская сказка. Сказка о том, как зайцы испугали серого волка. По С. Прокофьевой. Рак и ворона. Литовская сказка. Благодарный медведь. Мордовская сказка. Как белка и заяц друг друга не узнали. Якутская сказка. Волк и ягненок. Армянская сказка. Обобщение по разделу «В гостях у сказки».
Животные рядом с нами
Умная собака. Индийская сказка. Я домой пришла. По Э. Шиму. Кролики. По Е. Чарушину. В. Лифшиц. Баран. Храбрый утенок. По Б. Житкову. М. Бородицкая. Котенок. Три котенка по В. Сутееву. Упрямые козлята. В. Лифшиц. Пес. Обобщение по разделу «Животные рядом с нами».
Ой – ты, зимушка - зима
Я. Аким. Первый снег. Снежный колобок. По Н. Калининой. Снеговик – новосел. По С. Вангели. Воробышкин домик. По Е. Шведеру. Г. Галина. Зимние картинки. Ш. Галиев. Купили снег. Буратиний нос. По Г. Юдину. Про елки. По В. Сутееву. Коньки купили не напрасно. По В. Голявкину. Ромашки в январе. По М. Пляцковскому. Мороз и Заяц. Русская народная сказка. Вьюга. Литовская народная сказка. На лесной полянке. По Г. Скребицкому. Обобщение по разделу «Ой ты, Зимушка-зима».
Что такое хорошо и что такое плохо
Коля заболел. По А. Митту. Д. Летнева. Подружки рассорились. Вязальщик. По В. Голявкину. Г. Ладонщиков. Самокат. Скамейка, прыгуны-гвоздики и Алик. По Э. Киселевой. Торопливый ножик. По Е. Пермяку. Вьюга. По В. Сухомлинскому. Трус. По И. Бутмину. Как я под партой сидел. По В. Голявкину. Мед в кармане. По В. Витка. Канавка. По В. Донниковой. Назло солнцу. Узбекская сказка. А. Барто. Мостки. Песенка обо всем. По М. Дружининой. Л. Квитко. Лемеле хозяйничает. Неряха. По И. Туричину. Обобщение по разделу «Что такое хорошо и что такое плохо».
Весна идет
Я. Аким. Март. Невидимка. По Ю. Ковалю. В. Берестов. Праздник мам. Подарок к празднику. По В. Драгунского. Снег и заяц. Бурятская сказка. Лягушонок. По М. Пришвину. Г. Ладонщиков. Весна. Барсук. По Е. Чарушину. С. Маршак. Весенняя песенка. На краю леса. По И. Соколову- Микитову. Подходящая вещь. По В. Голявкину. М. Пляцковский. Деньки стоят погожие. Ручей и камень. По С. Козлову. Как птицы лису проучили. Русская народная сказка. Вкусный урок. По Т. Шарыгиной.С. Косенко. Почему скворец веселый? Э. Шим. Храбрый птенец. Кому пригодилась старая Митина шапка. По М. Быкову. Обобщение по разделу «Весна идет».
Чудесное рядом
Лосенок. Г. Цыферов. Удивление первое. Осьминожек. По Г. Снегиреву. Друзья. По С. Козлову. Необыкновенная весна. По С. Козлову. Кот Иваныч. По Г. Скребицкому. Золотой луг. По М. Пришвину. Неродной сын. По В. Бианки. Ю. Кушак. Подарок. Небесный слон. По В. Бианки. Обобщение по разделу «Чудесное рядом».
Лето красное
Светляки. По И. Соколову-Микитову. Петушок и солнышко. По Г. Цыферову. И. Гамазкова. Прошлым летом. С. Махотин. Поход. Раки. По Е. Пермяку. В. Викторов. В гости к лету. Обобщение по разделу «Лето красное».
Тематическое планирование учебного предмета «Чтение»
№ | Тема | Количество часов |
| Осень пришла – в школу пора! | 18 |
| Почитаем – поиграем. | 10 |
| В гостях у сказки. | 15 |
| Животные рядом с нами. | 16 |
| Ой ты, зимушка – зима! | 17 |
| Что такое хорошо и что такое плохо. | 18 |
| Весна идёт! | 20 |
| Чудесное рядом. | 14 |
| Лето красное. | 8 |
| Итого | 136 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Ильина С.Ю., Аксёнова А.К. [и др.] / Чтение. 2 класс. В 2 ч.: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. М.: Просвещение, 2018.
Ильина С.Ю., Аксёнова А.К. [и др.] / Рабочая тетрадь «Чтение». 2 класс. М.: Просвещение, 2018.
Календарно – тематическое планирование
обучающейся _ «_» класса ФИО
по учебному предмету «Чтение» на 2019-2020 учебный год
Учитель: ФИО
136 ч.
№ п/п | Дата | Тема |
План | Факт |
Осень пришла – в школу пора! (18 ч.) |
| | | Прочитай! |
| | | Все куда-нибудь идут. По В. Голявкину. |
| | | Первый урок. Мы рисуем. |
| | | Грибной лес (в сокращении). Я. Аким. |
| | | Прочитай! |
| | | Слон Бэби (отрывок). По В. Дурову. |
| | | Птичья школа (в сокращении). Б. Заходер. |
| | | Осенние подарки. По Н. Сладкову. |
| | | В парке. |
| | | Прочитай! |
| | | Падают, падают листья… М. Ивенсен. |
| | | Осенний лес. По В. Корабельнкову. |
| | | Всякой вещи своё место. По К. Ушинскому. |
| | | Прочитай! |
| | | Хозяин в доме. Д. Летнёва. |
| | | Зачем дети ходят в школу? По В. Голявкину. |
| | | Прочитай! Серый вечер. По А. Тумбасову. |
| | | Обобщение по разделу «Осень пришла – в школу пора!». |
Почитаем – поиграем (10 ч.) |
| | | Одна буква. По А. Шибаеву. Слоги (в сокращении). А. Усачёв. |
| | | Прочитай! |
| | | Дразнилка. По С. Иванову. |
| | | Черепаха. К. Чуковский. |
| | | Шумный Ба-Бах. Дж. Ривз. |
| | | Прочитай! |
| | | Загадки. |
| | | Доскажи словечко. |
| | | Кто квакает, кто крякает, а кто каркает. |
| | | Обобщение по разделу «Почитаем – поиграем». |
В гостях у сказки (15 ч.) |
| | | Лиса и волк (Русская народная сказка). |
| | | Гуси и лиса (Русская народная сказка). |
| | | Лиса и козел (Русская народная сказка). |
| | | Мышка вышла погулять. По Л. Толстому. |
| | | Прочитай! |
| | | Волк и баран (Литовская сказка). |
| | | Сказка о том, как зайцы испугали серого волка. По С. Прокофьевой. |
| | | Рак и ворона (Литовская сказка). |
| | | Заяц и черепаха (Казахская сказка). |
| | | Благодарный медведь (Мордовская сказка). |
| | | Прочитай! |
| | | Как белка и заяц друг друга не узнали (Якутская сказка). |
| | | Волк и ягненок (Армянская сказка). |
| | | Умей обождать! (Русская народная сказка). |
| | | Обобщение по разделу «В гостях у сказки». |
Животные рядом с нами (16 ч.) |
| | | Умная собака (Индийская сказка). |
| | | Прочитай! |
| | | Я домой пришла! По Э. Шиму. |
| | | Лошадка (Русская народная сказка). |
| | | Кролики. По Е. Чарушину. |
| | | Баран. В. Лифшиц. |
| | | Прочитай! |
| | | Храбрый утенок. По Б. Житкову. |
| | | Всё умеют сами. По Э. Шиму. |
| | | Котенок. М. Бородицкая. |
| | | Прочитай! |
| | | Три котенка. По В. Сутееву. |
| | | Петушок с семьей. По К. Ушинскому. |
| | | Упрямые козлята. |
| | | Пес (в сокращении). В. Лифшиц. |
| | | Обобщение по разделу «Животные рядом с нами». |
Ой ты, зимушка – зима! (17 ч.) |
| | | Первый снег (в сокращении). Я. Аким. |
| | | Большой Снег. По Э. Киселевой. |
| | | Снежный колобок. По Н. Калининой. |
| | | Снеговик – новосел. По С. Вангели. |
| | | Воробышкин домик. По Е. Шведеру. |
| | | Зимние картинки (в сокращении). Г. Галина. |
| | | Миша и Шура. Е. Самойлова. |
| | | Купили снег. Ш. Галиев. |
| | | Буратиний нос. По Г. Юдину. |
| | | Живи, елочка! (в скоращении). И. Токмакова. |
| | | Про елки. По В. Сутееву. |
| | | Коньки купили не напрасно. По В. Голявкину. |
| | | Ромашки в январе. По М. Пляцковскому. |
| | | Мороз и Заяц (Русская народная сказка). |
| | | Вьюга (Литовская народная песенка). |
| | | На лесной полянке. По Г. Скребицкому. |
| | | Обобщение по разделу «Ой, ты зимушка – зима!». |
Что такое хорошо и что такое плохо (18 ч.) |
| | | Коля заболел. По А. Митту. |
| | | Подружки рассорились. Д. Летнева. |
| | | Вязальщик. По В. Голявкину. |
| | | Самокат. Г. Ладонщиков. |
| | | Скамейка, прыгуны – гвоздики и Алик. По Э. Киселевой. |
| | | Торопливый ножик. По Е. Пермяку. |
| | | Вьюга. По В. Сухомлинскому. |
| | | Трус. По И. Бутмину. |
| | | Как я под партой сидел. По В. Голявкину. |
| | | Петя мечтает (в сокращении). Б. Заходер. |
| | | Мед в кармане. По В. Витка. |
| | | Канавка. По В. Донниковой. |
| | | Назло Солнцу (Узбекская сказка). |
| | | Мостки. А. Барто. |
| | | Пеенка обо всем. По М. Дружининой. |
| | | Лемеле хозяйничает. Л. Квитко. |
| | | Неряха. По И. Туричину. |
| | | Обобщение по разделу «Что такое хорошо и что такое плохо». |
Весна идёт! (20 ч.) |
| | | Март. Я. Аким. |
| | | Невидимка. По Ю. Ковалю. |
| | | Праздник мам. В. Берестов. |
| | | Подарок к празднику (по рассказу В. Драгунского «Рыцари»). |
| | | Снег и заяц (Бурятская сказка). |
| | | Помощники весны. Г. Ладонщиков. |
| | | Лягушонок. По М. Пришвину. |
| | | Весна. Г. Ладонщиков. |
| | | Барсук. По Е. Чарушину. |
| | | Весенняя песенка. С. Маршак. |
| | | На краю леса. По И. Соколову – Микитову. |
| | | Подходящая вещь. По В. Голявкину. |
| | | Деньки стоят погожие… (в сокращении). М. Пляцковский. |
| | | Ручей и камень. По С. Козлову. |
| | | Как птицы лису проучили (Русская народная сказка). |
| | | Вкусный урок. По Т. Шарыгиной. |
| | | Почему скворец веселый? |
| | | С. Косенко. Храбрый птенец. Э. Шим. |
| | | Кому пригодилась старая Митина шапка. По М. Быкову. |
| | | Обобщение по разделу «Весна идет!». |
Чудесное рядом (14 ч.) |
| | | Лосенок. По Г. Цыферову. |
| | | Игра (в сокращении). О. Дриз. |
| | | Удивление первое. Г. Цыферов. |
| | | Осьминожек. По Г. Снегирёву. |
| | | Друзья. По С. Козлову. |
| | | Необыкновенная весна. По С. Козлову. |
| | | Не понимаю. Э. Мошковская. |
| | | Кот Иваныч. По Г. Скребицкому. |
| | | Золотой луг. По М. Пришвину. |
| | | Неродной сын (по рассказу В. Бианки «Кошкин выкормыш»). |
| | | Подарок. Ю. Кушак. |
| | | Все здесь. Я. Тайц. |
| | | Небесный слон. По В. Бианки. |
| | | Обобщение по разделу «Чудесное рядом». |
Лето красное (8 ч.) |
| | | Светляки. По И. Соколову – Микитову. |
| | | Петушок и солнышко. По Г. Цыферову. |
| | | Прошлым летом. И. Гамазкова. |
| | | Поход. С. Махотин. |
| | | Раки. По Е. Пермяку. |
| | | В гости к лету. В. Викторов. |
| | | Отчего так много света? И. Мазнин. |
| | | Обобщение по разделу «Леток красное». |