СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету: «Чтение» АООП (вариант I) для обучающихся 1-а класса на 2020-2021 учебный год ГАОУ школа №7

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Обучение русскому языку в  I классе предусматривает включение в примерную учебную программу следующих разделов: «Подготовка к усвоению грамоты», «Обучение грамоте», «Практические грамматические упражнения и развитие речи», «Чтение и развитие речи», «Речевая практика».

В  первом  классе изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи:

        -  уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности, и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);

        - формирование первоначальных «до грамматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;

       - овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;

       -   коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;

       - формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;

       -   развитие навыков устной коммуникации;

       -  формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету: «Чтение» АООП (вариант I) для обучающихся 1-а класса на 2020-2021 учебный год ГАОУ школа №7»

Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7, г. Благовещенск»



«Рассмотрено и рекомендовано к утверждению»на ШМС

Руководитель ШМС

______Шаповалова С.Ф.

Протокол № ___ от

«____»________2020 г.

«Рассмотрено»

на педагогическом совете

Протокол № ___ от

«__»_______2020 г.

«Согласовано»

Зам. директора школы по УВР

_____ Н.Н. Перминова

«__»_________2020 г.

«Утверждаю»

Директор ГАОУ

Школы №7

_____ Т.А. Булыгина

«__»__________2020 г.





Рабочая программа

по учебному предмету: «Чтение» АООП (вариант I)

для обучающихся 1-а класса

на 2020-2021 учебный год








Разработчик программы: Старокожева З. С ,

учитель начальных классов,

высшая категория















г. Благовещенск


АННОТАЦИЯ


Данная рабочая программа разработана на основе «Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида» под редакцией Е.Д. Бгажноковой.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам. Основные задачи добукварного периода: подготовить обучающихся к овладению первоначальными навыками чтения; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребёнка.

В букварный период у обучающихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением. Материалом обучения являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.










































Пояснительная записка


Количество часов -3 ч в неделю, 99 ч в год.


Обучение русскому языку в I классе предусматривает включение в примерную учебную программу следующих разделов: «Подготовка к усвоению грамоты», «Обучение грамоте», «Практические грамматические упражнения и развитие речи», «Чтение и развитие речи», «Речевая практика».

В первом классе изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи:

- уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности, и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);

- формирование первоначальных «до грамматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;

- овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;

- коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;

- формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;

- развитие навыков устной коммуникации;

- формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

Подготовка к усвоению грамоты.

Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения. Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Элементарный звуковой анализ. Совершенствование произносительной стороны речи. Формирование первоначальных языковых понятий: «слово», «предложение», часть слова − «слог» (без называния термина), «звуки гласные и согласные». Деление слов на части. Выделение на слух некоторых звуков. Определение наличия/отсутствия звука в слове на слух.

Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на плоскости листа. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма.

Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций. Обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление нераспространенных и простых распространенных предложений (из 3-4 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению и т.д.).

Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения. Формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью и т.д.

Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведётся звуковым аналитико-синтетическим методом.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти. В тех случаях, когда класс скомплектован из детей с более низким уровнем развития, этот срок может быть увеличен до полутора-двух месяцев (соответственно период обучения грамоте заканчивается во 2 классе).

Основные задачи добукварного периода: подготовить обучающихся к овладению первоначальными навыками чтения; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребёнка.

В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.

На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи. Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.

Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки.

Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щёк и т.д. Дети, у которых обнаруживается грубое нарушение произношения, с первых дней обучения в школе занимаются с логопедом.

Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуков речи. Первоклассники учатся различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т.д. Обучающиеся практически знакомятся с понятиями слово, часть слова (слог), звук. Они учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, её пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных слов.

Первоклассники учатся различать геометрические фигуры по цвету, размеру, составлять комбинации из полосок, геометрических фигур, располагать их в определённой последовательности и заданном направлении (слева направо, сверху вниз). Упражнения выполняются по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.

К концу добукварного периода обучающиеся должны уметь делить предложения (из двух-трёх слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слов, владеть графическими навыками.

В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития обучающихся, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы.

Букварный период. В этот период у обучающихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.

В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида несколько изменён (по сравнению с общеобразовательной школой) порядок изучения звуков, букв и слоговых структур. Он является наиболее доступным умственно отсталым школьникам, так как учитывает особенности их аналитико-синтетической деятельности.

Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчётливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.

Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания приобучению слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных. Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы, составлению слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и других игровых технологий.

Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.

При обучении письму важно научить детей правильному начертанию буквы и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки. Обучение грамоте в 1 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида обязательно предполагает использование таких видов наглядности, как настенная касса для букв разрезной азбуки, которая заполняется по мере их изучения; наборное полотно; касса слогов; слоговые таблицы; индивидуальные кассы с набором букв и слогов.


ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ»

Личностными результатами изучения курса «Русский язык» в 1-м классе является формирование следующих умений: в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

- осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

- проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

 понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;

 готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в 1-м классе является формирование следующих умений: на слух различать структурные единицы языка: слово, предложение, текст; называть и различать по форме структурные единицы графической системы - элементы печатных и письменных букв русского алфавита; составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек; правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритму и под счет, правильно называть их.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Минимальный уровень

- различать звуки на слух и в произношении, знать буквы;

 читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;

- слушать небольшую сказку, рассказ и отвечать на вопросы по содержанию с помощью учителя, опираясь на наглядные средства;

Достаточный уровень

- различать звуки на слух и в произношении соотносить их с буквами;

- выполнять звуко-буквенный анализ слов, состоящих из 3-4 букв (с помощью учителя);

- читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

Задачами реализации программы являются: формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

 овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность,

 контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь учителя.

Функции базовых учебных действий:

- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

 реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

 формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;

- обеспечение целостности развития личности обучающегося. Состав базовых учебных действий:

Личностные БУД:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;

 в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

- осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

- проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

 понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные БУД:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

 ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью;

 адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.);

 работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;

 передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

 принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

 соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

Познавательные БУД: писать; читать; выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; наблюдать;

Коммуникативные БУД:

- слушать и понимать речь других; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик,ученик - класс, учитель-класс);

 использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

 обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;

 договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.


ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Добукварный период.

1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы «Порядок в классе», «Учитель и ученик», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемены в школе, их назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир».

2. Привитие обучающимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.

3. Изучение уровня общего развития и подготовленности обучающихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.

4. Развитие устной речи обучающихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.

Специальная работа с обучающими, имеющими недостатки произношения и расстройства движений рук, в течение первого года обучения и в последующих классах до полного исправления дефекта.

5. Уточнение и развитие слухового восприятия обучающихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.

Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.

Выработка у обучающихся умения отчётливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук – лук, стол – стул, палка - лапка).

Деление простого предложения (из двух-трёх слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-ло-ва). Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков).

6. Уточнение и развитие зрительного восприятия обучающихся. Различение наиболее распространённых цветов (чёрный, белый, красный, синий, зелёный, жёлтый).

Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путём подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).

Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, ёлочка и др.).

Выработка у обучающихся умения пользоваться и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).

7. Специальная подготовка к обучению письму. Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.

Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой.

Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).

Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.

Букварный период.

Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.

1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.

Правильное и отчётливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и конце слова.

Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.

Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.

2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: н, , ы, л, в, и, ш.

Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).

Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.

Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).

Образование и чтение трёхбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р.

Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.

Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.

3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: ш, п, т, к, з,

Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).

Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твёрдыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил).

Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик).

Чтение предложений из двух-трёх слов.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, з, , и .

Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.

Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.

Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их слогового состава.

Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трёхзвуковых слогов с последующей записью.

Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

Устная речь.

Организованное участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчётливо, не торопясь, не перебивая друг друга).

Составление простых нераспространённых предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображённого на картинке; добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам чем? что? куда? где? (Саша рисует (чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом. Зина идёт (куда?) в школу. Зина учится (где?) в школе.).

Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.

Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорошо – плохо, близко – далеко и др.).

Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2 – 3 вопроса.

Обучение грамоте

Формирование элементарных навыков чтения.

Звуки речи. Выделение звуки на фоне полного слова. Отчетливое произнесение. Определение места звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком.

Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении.

Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов.

Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трёхбуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Формирование основ навыка правильного, осознанного и выразительного чтения на материале предложений и небольших текстов (после предварительной отработки с учителем). Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.

Формирование элементарных навыков письма.

Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и классной доски.

Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.

Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (чаща, чущу, жиши).

Речевое развитие.

Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал. Составление двух-трех предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д.

Учебный план




№ п/п



Изучаемая тема

Количество учебных часов

Общее

Практические занятия

(заучивание стихотвор)

Контрольные работы

(техника чтения)

1

Добукварный период

16



2

Букварный период.

1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.


29



3

2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых:

ш, л, н, ы, в.

33



4

3-й этап.

Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых:

п, т, к.


21



5

4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв




1


Итого:


99


1















































Тексты для проверки техники чтения

1 класс

Розы (конец года)


Митя (конец года)


Настя читает…(конец года).


Лиса (конец года).


Щенок (конец года).


У Зины росли розы. Зина мыла розу.А у розы шипы. (11 слов.)


МИТЯ

Митя плачет. Он качался на качелях и упал. Не шали, Митя! Д. Тихомиров (11 слов.)


Пришла Настя после школы. Одна мама была дома.

Настя села у стола, взяла книжку и прочла сказку. Мама была рада.Л.Толстой(20 слов)


Жили куры и гуси у дома, и жила лиса у рощи. У лисы были ноги вялы, и зубы были тупы, куры и гуси были рады.Л.Толстой(25 слов)


ЩЕНОК

Плачет маленькая Оленька. У неё пропал щенок Булька. Щенок был беленький. Только ушки были чёрненькие. Оленька кормила его молоком. Через день мама нашла щенка под крыльцом. Оленька была рада.(29 слов)





Требования к знаниям и умениям учащихся



Учащиеся должны уметь:
- различать звуки на слух и в собственно произношении; - читать по слогам слова, предложения и короткие тексты; - отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту; - писать строчные и прописные буквы;

- буквы;

- наизусть 3 – 4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.



Обучающиеся должны уметь:

- различать звуки на слух и в собственном произношении;

- анализировать слова по звуковому составу;

- составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;

- читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;

- плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;

- отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства;

- слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
























УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС



Основной:

1. Аксёнова А. К., Комарова С.В., Шишкова М.И. «Букварь» 1 класс, 1-2 часть; Москва.: Просвещение, 2017г.



Дополнительный:

1. Барылкина Л.П., Матраева И.П., Обухова Л.П. Эти трудные согласные. – М.: «5 за знания», 2010.

2. Волина В.В. Праздник Букваря. – М.: АСТ - Пресс, 2016.

3. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Уроки обучения грамоте. – М.: Просвещение, 1985.

4. Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Учим русский с увлечением. – М.: «5 за знания», 2015.

5. Зорин А.А., Кудрин С.С. Обучение чтению от буквы к букве. – СПб.: Каро, 2014.

6. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М.: Вако, 2014.

7. Лебедева П.Д. Коррекционно-логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития. – СПб.: Каро, 2014.

8. Узорова О.В. Нефедова Е.А. Календарно-тематическое планирование. 1 класс. – М.: АСТ «Астрель», 2013.

9. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие для обучения чтению. – М.: Аквариум, 2012.

10. Юрова Е.В. 250 упражнений для развития устной речи. – М.: Аквариум, 2014.

















Календарно-тематическое планирование «Чтение»

Кол-во часов в неделю

1 триместр

2 триместр

3 триместр

Всего за год

3

32

35

32

99



п/п


Тема урока

Кол-

во

часов

Дата

Тип

урока

Коррекционная

работа

Вид

контроля

по

плану

по

факту

1

Добукварный период Вот и лето прошло!

1

01.09

01.09

вводный

память

вводный

2

Школа Класс

Знакомство с наиболее распространёнными цветами (чёрный, белый, красный, синий, зелёный, коричневый).

1

04.09

04.09

повторение

восприятие

повторение

3

Правильная посадка за партой Дежурные в классе

1

07.09

07.09

предметный

внимание

индивидуальный

4

Режим дня школьника

Разложение целого на составные части. Составление целого из отдельных частей. Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник.

1

08.09

08.09

тренировочный

память

практический

5

Семья Различение геометрических фигур по цвету, размеру, взаимному расположению

1

11.09

11.09

проверочный

мышление

письменный

6

Учебные принадлежности

1

14.09

14.09

закрепление

восприятие

закрепление

7

Игрушки. Игрушки и учебные принадлежности

1

15.09

15.09

практический

мышление

индивидуальный

8

Признаки осени

1

18.09

18.09

повторение

память

самоконтроль

9

Овощи: помидор, огурец

1

21.09

21.09

обобщение

память

вводный

10

Овощи: употребление в пищу

1

22.09

22.09

вводный

мышление

текущий

11

Фрукты: яблоко, груша

1

25.09

25.09

тренировочный

восприятие

повторение

12

Фрукты: употребление в пищу

1

28.09

28.09

проверочный

внимание

индивидуальный

13

Сказка «Курочка Ряба»

1

29.09

29.09

закрепление

память

групповой

14

Сказка «Колобок»

1

02.10

02.10

практический

память

практический

15

Сказка «Репка»

1

05.10

05.10

комбинированный

внимание

устный

16

Звук. Гласный звук [а] в начале слова

1

12.10

12.10

повторение

мышление

письменный

17

Букварный период Гласный звук [а]. Буква Аа

1

13.10

13.10

закрепление

восприятие

закрепление

18

Правильное и отчётливое произношение звука [а]

1

16.10

16.10

практический

мышление

индивидуальный

19

Звук. Гласный звук [у] в начале слова

1

19.10

19.10

комбинированный

внимание

итоговый

20

Гласный звук [у]. Буква Уу

1

20.10

20.10

повторение

память

самоконтроль

21

Различение звука [у] в начале слова

1

23.10

23.10

обобщение

память

вводный

22

Образование из усвоенных звуков и букв слов ау, уа

1

26.10

26.10

предметный

внимание

индивидуальный

23

Звук. Согласный звук [м] в начале слова

1

27.10

27.10

вводный

мышление

текущий

24

Согласный звук [м]. Буква Мм

1

30.10

30.10

тренировочный

восприятие

повторение

25

Образование и чтение двух звуковых слоговых структур

1

02.11

02.11

контрольный

мышление

фронтальный

26

Сравнение открытых и закрытых слогов

1

03.11

03.11

проверочный

внимание

индивидуальный

27

Составление и чтение слов из слогов

1

06.11

06.11

закрепление

память

групповой

28

Чтение и ЗБА слогов и слов

1

09.11

09.11

практический

память

практический

29

Гласный звук [о]. Буква Оо

1

10.11

10.11

комбинированный

внимание

устный

30

Звук [о] в начале и в конце слова

1

13.11

13.11

повторение

мышление

письменный

31

Чтение слогов ом, мо с протяжным произношением

1

16.11

16.11

обобщение

восприятие

закрепление

32

Чтение слов ма-ма, му-му

1

17.11

17.11

предметный

мышление

индивидуальный

33

Согласный звук [х]. Буква Хх 2 триместр

1

23.11

23.11

вводный

внимание

итоговый

34

Различение звука [х] в начале и в конце слова

1

24.11

24.11

тренировочный

память

самоконтроль

35

Чтение и ЗБА слогов, слов

1

27.11

27.11

контрольный

память

письменный

36

Чтение и анализ слов, предложений

1

30.11

30.11

проверочный

внимание

закрепление

37

Повторение пройденных звуков и букв

1

01.12

01.12

закрепление

мышление

текущий

38

Повторение пройденных звуков и букв

1

04.12

04.12

тренировочный

память

взаимоконтроль

39

Согласный звук [с]. Буква Сс

1

05.12

07.12

контрольный

память

вводный

40

Образование слов ас, ос, у с

1

08.12

08.12

проверочный

внимание

индивидуальный

41

Образование трёхбуквенных слов у-ха, сом

1

11.12

11.12

закрепление

мышление

текущий

42

Чтение слов из двух слоговых структур

1

14.12

14.12

практический

восприятие

повторение

43

Чтение и ЗБА слогов и слов

1

15.12

15.12

комбинированный

мышление

фронтальный

44

Чтение предложений из одного-двух слов

1

18.12

18.12

повторение

внимание

индивидуальный

45

Повторение пройденных звуков и букв

1

21.12

21.12

обобщение

память

групповой

46

Согласный звук [н]. Буква Нн

1

22.12

22.12

предметный

память

практический

47

Чтение и анализ слогов с буквой н

1

25.12

25.12

вводный

внимание

устный

48

Составление и чтение слов с буквой н

1

28.12

28.12

тренировочный

мышление

письменный

49

Чтение повторяющихся слогов.

1

29.12

29.12

контрольный

восприятие

закрепление

50

Согласный звук [ы]. Буква Ыы

1

11.01

11.01

проверочный

мышление

заключительный

51

Определение местонахождения звука [ы] в слове (в начале или в конце)

1

12.01

12.01

закрепление

внимание

вводный

52

Чтение слогов из вновь изученных звуков протяжно и слитно

1

15.01

15.01

практический

память

индивидуальный

53

Чтение трёхбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога

1

18.01

18.01

комбинированный

память

текущий

54

Согласный звук [л]. Буква Лл

1

19.01

19.01

повторение

внимание

повторение

55

Местонахождение звука [л] в слове (в середине или в конце)

1

22.01

22.01

закрепление

мышление

фронтальный

56

Открытые слоги ла, ло, лу. лы. Чтение слов из этих сл.

1

25.01

25.01

практический

восприятие

индивидуальный

57

Чтение одно-двухсложных слов

1

26.01

26.01

комбинированный

мышление

групповой

58

Чтение рассказа « Му-ха»»

1

29.01

29.01

повторение

внимание

практический

59


Образование и чтение слогов, слов с буквой л Чтение слогов и слов с буквой л протяжно и слитно

1

01.02

01.02

обобщение

память

устный

60

1

02.02


предметный

память

письменный

61

Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур

1

05.02


вводный

внимание

закрепление

62

Согласный звук [ в]. Буква Вв

1

08.02


тренировочный

мышление

индивидуальный

63

Чтение текста. ЗБА слов

1

09.02


контрольный

восприятие

итоговый

64

Слоги открытые и закрытые. Чтение, ЗБА

1

12.02


проверочный

мышление

самоконтроль

65

Чтение слов, состоящих из одного-двух слогов. ЗБА

1

15.02


закрепление

внимание

вводный

66

Чтение слогов, слов.

1

16.02


практический

память

67

Чтение предложений по его началу и окончанию

1

19.02


комбинированный

память

текущий

68

Звук и буква «и».

1

22.01


повторение

внимание

повторение

69

Слоги с гласной буквой «и» 3 семестр

1

01.03


обобщение

мышление

фронтальный

70

Составление предложений из двух-трёх слов по схемам

1

02.03


предметный

восприятие

индивидуальный

71

Чтение предложений по картинкам

1

05.03


вводный

мышление

групповой

72

Слоги с твердыми и мягкими согласными

Повторение изученных букв

1

09.03


тренировочный

внимание

практический

73

Согласный звук [ш]. Буква Шш

1

12.03


повторение

внимание

вводный

74

Подбор слов со звуком [ш] и определение его нахождения в словах

1

15.03


обобщение

мышление

ориентировочный

75

Чтение открытых слогов с согласным [ш]

1

16.03


предметный

восприятие

текущий

76

Чтение рассказа «Наш Саша»

1

19.03


вводный

мышление

повторение

77

Составление слов из усвоенных слоговых структур

1

22.03


тренировочный

внимание

фронтальный

78

Чтение предложение. Буквосочетание ши

1

23.03


контрольный

память

индивидуальный

79

Согласный звук [п]. Буква Пп

Определение и нахождение звука [п] в начале, в середине, в конце слова

1

26.03


проверочный

память

групповой

80

Чтение слогов с твёрдым согласным [п] в начале слога

1

29.03


закрепление

внимание

практический

81

Чтение рассказа «Мы на …»

1

30.03


практический

мышление

устный

82

Чтение слов из усвоенных слоговых структур

1

02.04


комбинированный

восприятие

письменный

83

Чтение слов, состоящих из одного, двух слогов

1

05.04


повторение

мышление

закрепление

84

Чтение предложений из двух-трёх слов

1

06.04


обобщение

внимание

индивидуальный

85

Согласный звук [т]. Буква Тт

1

12.04


предметный

память

индивидуальный

86

Повторяющиеся слоги в предложениях

1

13.04


вводный

память

фронтальный

87

Большая буква в именах людей

1

16.04


тренировочный

внимание

индивидуальный

88

Чтение предложений по картинкам

Классификация предметов по группам

1

19.04


контрольный

мышление

групповой

89

Послоговое чтение слов в букваре

1

20.04


проверочный

восприятие

практический

90

Чтение рассказа «Тома и Тима »

1

23.04


закрепление

мышление

устный

91

Гласный звук [к]. Буква Кк

1

26.04


практический

внимание

письменный

92

Чтение слогов, слов с буквой к.

1

27.04


комбинированный

память

закрепление

93

Чтение слов, состоящих из двух, трёх слоговых структур

1

30.04


повторение

память

94

Чтение рассказа « Вот так утки!»

1

04.05


закрепление

внимание

фронтальный

95

Чтение открытых слогов с мягкими согласными в начале слога

1

07.05


практический

мышление

текущий

96

Составление слов из букв.

1

11.05


повторение

мышление

повторение

97

Чтение рассказа «Лукошко»

1

14.05


обобщение

внимание

фронтальный

98

Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур, запись

1

17.05


предметный

память

индивидуальный

99

Чтение пройденных гласных и согласных букв

1

18, 21.05


вводный

память

групповой