СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для учащихся 6 класса с лёгкой степенью умственной отсталости

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основой для реализации учебного плана является программа по чтению и развитию речи специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой (Сборник 5-9 классы), г. Москва, «Просвещение», 2013 год.

Данная рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект:

Чтение. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы\ авт.-сост. И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. – 15-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2018. – 259 с.: ил. – ISBN 978-5-09—059020-4/

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для учащихся 6 класса с лёгкой степенью умственной отсталости»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

казенное образовательное учреждение Омской области

«Калачинская адаптивная школа – интернат »

(КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат»)

________________________________________________________________________________________________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор КОУ

«Калачинская адаптивная

школа-интернат»

_________________ Козицкая Н.В.

(подпись) « » ___________2020г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для 6 – ых классов

(Чтение)



Составитель: учитель Бачинская Елена Васильевна ______________

(подпись)

Рабочая программа рассмотрена на заседании методического объединения

« » ___________ 20___ г., протокол № 1

Руководитель методического объединения Добжанская Н.М. ____ _________

(подпись)

Рабочая программа согласована на МС _______________

(подпись)

« »___________ 20__г., протокол №




Калачинск, 2020 г.


  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для учащихся 6 класса с лёгкой степенью умственной отсталости составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;

При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:

1. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2018. – 230 с.;

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011;

3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.

Основой для реализации учебного плана является программа по чтению и развитию речи специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой (Сборник 5-9 классы), г. Москва, «Просвещение», 2013 год.

Данная рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект:

Чтение. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы\ авт.-сост. И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. – 15-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2018. – 259 с.: ил. – ISBN 978-5-09—059020-4/

Чтение является учебным предметом образовательной области «Язык и речь». Его направленность на социализацию личности умственно отсталого ребёнка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения, соответствует требованиям к образованию обучающихся данной категории.

Цель рабочей программы - развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности.

Рабочая программа по чтению в 6 классе нацелена на решение следующих задач:

  • дальнейшее совершенствование техники чтения (правильности и беглости чтения);

  • развитие навыков интонационно правильного оформления предложений (тон, громкость чтения, логические ударения)

  • коррекцию недостатков речевой и мыслительной деятельности;

  • воспитание интереса к урокам чтения и к чтению как процессу;

  • формирование положительных нравственных качеств личности;

  • развитие навыка самоконтроля и самооценки.

Основной формой организации процесса обучения чтению является урок. На уроке используются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Фронтальная форма работы на уроке применяется, когда все обучающиеся одновременно всем классом выполняют общее для всех задание, обсуждают, сравнивают и обобщают результат. Педагог взаимодействует со всеми обучающимися класса, общается фронтально в ходе своей беседы, рассказа, объяснения, показа, тем самым вовлекая обучающихся в обсуждение предложенных вопросов и высказывание личных мнений.

Групповая форма применяется в процессе закрепления и обобщения, а также на этапе изучения нового материала. Однородная групповая работа подразумевает- выполнение небольшими группами обучающихся, одинакового для всех задания. А дифференцированная - выполнение различных заданий, разными группами.

Индивидуальная форма организации деятельности обучающихся подразумевает самостоятельное выполнение заданий, а так же индивидуальную помощь педагога обучающемуся для успешного решения дидактических задач разной сложности.

Парная форма работы подразумевает совместную деятельность двух обучающихся.

При проведении уроков чтения предполагается использование следующих методов:

- организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический);

- стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

- контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;

- исследования (наблюдение, анкетирование);

- изучения продуктов творчества (результатов эстетического творчества).


  1. Общая характеристика учебного предмета


Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Его направленность на социализацию личности умственно отсталого обучающегося, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения, позволяет решать задачи формирования жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью, в соответствии с требованиями ФГОС.

Для чтения в 6 классе подобраны доступные для обучающихся произведения, представляющие разные области словесно-литературного творчества: фольклор, произведения русской классической и современной литературы, а также произведения зарубежных авторов или отрывки из этих произведений.

В связи с тем, что принцип размещения художественных произведений в учебной книге для 6 класса (авторы И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина) имеет оригинальную структуру по сравнению с другими учебниками этапа объяснительного чтения, учитель может изменить порядок изучения художественных произведений, скомпоновав их по 9 тематическим разделам.

  1. «Устное народное творчество»

  2. «Люблю природу русскую»

  3. «О далёком прошлом России»

  4. «Животные в нашем доме»

  5. «Будь человеком, человек!»

  6. «Они прославили Россию»

  7. «Смешное и весёлое»

  8. «Вечный свет подвига»

  9. «Писатели мира - детям»

В 6 классе продолжается работа по формированию правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения. Продолжается последовательная работа по овладению учащимися навыками синтетического чтения: от чтения целым словом к плавному чтению отдельными словосочетаниями и предложениями.

Кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественного произведения уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Обучающиеся учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения.

Особое внимание уделяется выразительному чтению произведений с опорой на авторские ремарки. Ведётся коллективная отработка логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи. Отрабатывается умение правильно интонировать конец предложения, на основе различительных знаков препинания, используя интонацию перечисления при однородных членах предложения.

В 6 классе продолжается работа по объяснительному чтению художественных произведений, поэтому используется тематический принцип подбора литературного материала. Тексты подобраны в соответствии с конкретной тематикой, освещающей жизнь детей и взрослых, их поступки, дела, сезонные изменения в природе и т.п. К разбору произведений привлекаются знания учащихся по истории России. В круг чтения включены произведения, представляющие разные области словесно-литературного творчества: фольклор, произведения русской классической и современной литературы, а также произведения зарубежных авторов или отрывки из этих произведений. Наряду с изучением художественной литературы, ученики знакомятся с научно-популярными статьями, посвященными природе, историческим деятелям и событиям.

Усвоенное содержание произведений позволяет ученикам понять и усвоить принципы нравственного поведения в обществе.

Кроме того, формируется умение самоконтроля и самооценки.

Учащиеся отрабатывают умения:

- читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «про себя»;

- анализировать текст по вопросам, формулировать вопросы к отдельным событиям текста и поступкам героев;

- выделять темы и идеи произведения, соотносить их с заглавием текста;

- прогнозировать события с опорой на заглавие и иллюстрации;

- озаглавливать части текста (с помощью учителя) после коллективного выделения;

- определять основные черты характера действующих лиц, уметь подбирать подтверждающие эту оценку факты (с помощью учителя).

- определять мотивы поступков действующих лиц, выражать элементарную оценку их поступков;

- пересказывать произведение полно и выборочно.

Значительное место в программе отводится формированию внимания к авторскому слову: самостоятельное выделение незнакомых слов в тексте, выяснение их значения с помощью словаря и учителя. Нахождение слов, употребляемых в прямом и переносном значении, их объяснение. Называние характерных черт героев произведения (выбор для этой цели из текста авторских слов), установление авторского отношения к своим героям (осуждает или одобряет их поступки).

В процессе обучения чтению в 6 классе ведётся работа с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции недостатков их развития.

На уроках чтения осуществляется контроль за навыками чтения:

- ежедневный (на каждом уроке в процессе индивидуальной и фронтальной работы);

- текущий (в конце изучения каждого раздела на уроках по темам «Обобщение к разделу»;

- итоговый (в конце каждой четверти, года в виде контрольного чтения).

Уроки контрольного чтения позволяют проверить и закрепить технику и навыки чтения обучающихся. Такие уроки чтения проводятся на основе упражнений в чтении и анализе доступных текстов, понимании прочитанного путём ответов на вопросы по содержанию, а так же пересказ прочитанных текстов.

Особое внимание в программе уделяется внеклассному чтению, которое ставит задачу формирования читательской самостоятельности учащихся, развитию интереса к детским книгам и разнообразным жанрам (сказки, рассказы, стихи).

На уроках внеклассного чтения формируется умение: самостоятельного чтения доступных по содержанию книг для детства и юношества; умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; правильно называть заглавия произведения и его автора; ориентировка в книге по оглавлению.



3. Место учебного предмета в учебном плане


В учебном плане КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» в образовательных компонентах 6 класса имеется предмет «Чтение». На изучение данного предмета в учебном плане в 6 классе отводится 4 часа в неделю.

В учебном году на курс чтения отводится 136 часов.


Итого за год:

в I четверти - во II четверти - в III четверти - в IV четверти –


4. Основные требования к умениям учащихся.


Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями в зависимости от учебных возможностей школьников: 1-й уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований; 2-й уровень предусматривает уменьшенный объем обязательных умений.


1-ый уровень

  • Правильно читать вслух доступные тексты целым словом;

  • читать про себя отрывки из проанализированного текста;

  • отвечать на вопросы и выражать свое отношение к поступкам героев;

  • пересказывать текст по плану, используя опорные слова;

  • наизусть 6-8 стихотворений (объёмом 8-10 строк).

2-ой уровень

  • читать вслух по слогам и целым словом, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;

  • отвечать на вопросы учителя по предметному содержанию произведения;

  • дать элементарную оценку поступкам героев;

  • заучивать стихотворения наизусть.


5. Содержание учебного предмета


Содержание учебного предмета «Чтение» включает следующие разделы:

  1. «Устное народное творчество»

  2. «Люблю природу русскую»

  3. «О далёком прошлом России»

  4. «Животные в нашем доме»

  5. «Будь человеком, человек!»

  6. «Они прославили Россию»

  7. «Смешное и весёлое»

  8. «Вечный свет подвига»

  9. «Писатели мира - детям»


Раздел

I Четверть

II Четверть

III Четверть

IV Четверть

За год

Устное народное творчество






Люблю природу русскую







О далёком прошлом России











Животные в нашем доме






Будь человеком, человек!






Они прославили Россию






Смешное и весёлое











Вечный свет подвига






Писатели мира – детям






Итого







Содержание разделов

Раздел 1. Устное народное творчество

Изучаемые произведения:

Пословицы и поговорки. Загадки. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (отрывок из былины).

Содержание работы:

Знакомство с произведениями малых форм устного народного творчества происходит на протяжении всего учебного года, обучающиеся работают с пословицами и поговорками при чтении различных текстов и стихотворений.


Раздел 2. Люблю природу русскую.

Изучаемые произведения:

В. Бианки «Сентябрь», Н. Бунин «Лес, точно терем расписной», И. Тургенев «Осенний день в березовой роще» (отрывок), В. Бианки «Октябрь», В. Бианки «Ноябрь», В. Бианки «Декабрь», А. Никитин «Встреча зимы», А. Дорохов «Теплый снег», А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», В. Бианки «Январь», И. Никитин «Весело сияет месяц…», И. Суриков «Белый снег пушистый», Ю. Рытхэу «Пурга», С. Смирнов «Первые приметы», В. Бианки «Март», По В. Пескову «Весна идет», М. Пришвин «Жаркий час», Г. Скребицкий «Весенняя песня», В. Жуковский «Жаворонок», А. Толстой «Детство Никиты», А. Твардовский «Как после мартовских метелей», А. Плещеев «И вот шатер свой голубой…», В. Бианки «Апрель», В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету…», В. Бианки «Май», В. Астафьев «Зорькина песня» (Глава из повести «последний поклон»), Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка, весел…».

Содержание работы:

Знакомство с рассказами и стихотворениями о природе в разные времена года, о красоте родной земли, об открытиях человека, умеющего всматриваться в окружающий мир. Знакомство с светскими и православными праздниками в связи с разными временами года. Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение незнакомых слов (с помощью словаря и учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений. Развитие умения принимать участие в беседе о природе с опорой на текст рассказа или стихотворения, а так же собственный опыт и впечатления. Формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям русских писателей и поэтов о родной природе.

Раздел 3. О далеком прошлом России

Изучаемые произведения:

По В. Пескову «Отечество», М. Ножкин «Россия», М. Пришвин «Моя Родина», Ф. Глинка «Москва» (В сокращении), По С. Алексееву «Без Нарвы не видать моря», По С. Алексееву «На берегу Невы», А. Чехов «Ванька», М. Зощенко «Леля и Минька. Елка».

Содержание работы:

Знакомство с рассказами, стихами, научно-популярными статьями о далеком прошлом, о нашем времени из истории России. Знакомство с разными видами произведений о прошлом нашего народа. Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью словаря и учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений. Выявление и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя с опорой на наглядный материал). Формирование умения определять отношение автора к своим героям и событиям (с помощью учителя). Соотнесение содержания произведения с фактами из истории страны. Формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям русских писателей и поэтов о героических подвигах нашего народа. Выявление и анализ нравственного аспекта поступков героев.


Раздел 4. Животные в нашем доме

Изучаемые произведения:

Ю. Качаев «Грабитель», К. Паустовский «Заячьи лапы», Е. Носов «Хитрюга», По В. Астафьеву «Злодейка», По Е. Барониной «Рассказы про зверей».

Содержание работы:

Знакомство с рассказами, стихами, сказки, баснями о жизни животных. Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью словаря и учителя), нахождение характеризующих событий, героев слов и предложений. Нахождение слов, употребляемых в прямом и переносном значении, их объяснение. Участие в беседе о животных с опорой на текст рассказа или стихотворения, а так же собственный опыт и впечатления. Формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям русских писателей и поэтов о животных. Выявление и анализ нравственного аспекта поступков героев по отношению к животным.


Раздел 5. Будь человеком, человек

Изучаемые произведения:

Б. Житков «Белый домик», А. Белорусец «Звонкие ключи», С. Михалков «Будь человеком», Е. Пермяк «Тайна цены», «Здравствуйте!» Перевод Д. Гальпериной, Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость», К. Паустовский «Стальное колечко» (сказка), В. Медведев «Звездолет Брунька», По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками».

Содержание работы:

Знакомство с рассказами и стихами, раскрывающими восприятие мира в детстве, осмысление мира и своего места в нем. Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью словаря и учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений. Формирование умения определять отношение автора к своим героям и событиям. Оценка и сравнение нравственного аспекта поступков персонажей к себе и к окружающим.


Раздел 6. Они прославили Россию

Изучаемые произведения:

По С. Алексееву Рассказы о русском подвиге. «Медаль», «Гришенька», Великодушный русский воин. По Е. Холмогоровой. «Серебряный лебедь», «Боевое крещение», «День рождения Наполеона», «В дни спокойные», Д. Хармс «Пушкин».

Содержание работы:

Знакомство с рассказами, стихами, научно-популярными статьями, содержащими сведения о жизни великих людей прошлого и настоящего России. Знакомство с разными видами произведений о прошлом нашего народа. Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью словаря и учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений. Выявление и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя с опорой на наглядный материал). Формирование умения определять отношение автора к своим героям и событиям (с помощью учителя). Соотнесение содержания произведения с фактами из истории страны. Формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям русских писателей и поэтов о героических подвигах нашего народа. Выявление и анализ нравственного аспекта поступков героев.


Раздел 7. Смешное и веселое

Изучаемые произведения:

Б. Заходер «Петя мечтает», По Д. Биссету «Слон и муравей» (сказка). Кузнечик Денди (сказка), По Н. Носову «Как Незнайка стихи сочинял», В. Драгунский «Кот в сапогах», Д. Хармс «Заяц и еж».

Содержание работы:

Знакомство с юмористическими произведениями разных жанров. Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью словаря и учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений. Нахождение слов, употребляемых в прямом и переносном значении, их объяснение. Называние характерных черт героев произведения (выбор из текста авторских слов)


Раздел 8. Вечный свет подвига

Изучаемые произведения:

М. Дудин. Наши песни спеты на войне. (В сокращении). Вн. чтение «Подвиг детей во время Великой отечественной войны»

Содержание работы:

Знакомство с художественными произведениями о подвигах защитников Отечества в прошлом и настоящем. Формирование умения определять отношение автора к своим героям и событиям. Соотнесение содержания произведения с фактами из истории страны. Формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям русских писателей и поэтов о героических подвигах нашего народа. Выявление и анализ нравственного аспекта поступков героев.


Раздел 9. Писатели мира – детям

Изучаемые произведения:

Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой» Дж. Родари. «Пуговкин домик», По Х.К. Андерсену «Снежная королева», По Р. Киплингу «Рикки-Тиккки-Тави», По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Содержание работы:

Знакомство с художественными произведениями зарубежных авторов различных жанров. Формирование умения определять жанр произведения и приводить примеры (в соответствии с классификацией). Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью словаря и учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений. Выявление и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя с опорой на наглядный материал). Формирование умения определять отношение автора к своим героям и событиям (с помощью учителя). Оценка и сравнение нравственного аспекта поступков персонажей.


6. Календарно – тематическое планирование


п\п

Программный материал

Кол.

час.

Кален. сроки

Наглядность

Словарная

работа

6 «а» класс

6 «б» класс

1.

В. Песков «Отечество».

1



Иллюстрации альбома

до донца, целебен

2.

М. Ножкин «Россия».

1



Иллюстрации

Необъятна, чужеземные

3.

М. Пришвин «Моя Родина».

1



Иллюстрации «Родина»

Кладовая, сокровища

4.

В. Бианки «Сентябрь».

1



Иллюстр. на тему «Осень»

Хмурень, летовавшие

5.

И. Бунин «Лес, точно терем расписной…».

1



Иллюстр. на тему «Осень»

Лиловый, багряный

6.

Ю. Качаев «Грабитель».

1



Предметные картинки.

Папоротники, чернолесье

7-9

Б. Житков «Белый домик».

3



Иллюстрации учебника

Шлюпка, корма

10.

Внеклассное чтение «Тема Родины и природы в поэзии Р. Затульной» («Сибирь», «Росинка»).

1




плацкартный вагон

ковыль

11-14

А. Белорусец «Звонкие ключи».

4



Иллюстрации

учебника.

Перебранка, вышибить

15-17.

К. Паустовский «Заячьи лапы».

3



Иллюстрации книги.

Ветеринар, янтарный

18.

И. Тургенев «Осенний день в берёзовой роще».

1



Иллюстрации на тему «Осень».

Лазурь лепетание

19-20.

Е. Носов «Хитрюга».

2



Предметные картинки.

Пожурил, крона

21.

В.Бианки «Октябрь».

1



Иллюстрации на тему «Поздняя осень».

Листопад, зазимник

22.

С. Михалков «Будь человеком».

1



Предметные картинки.

Обычаи, миролюбивый

23.

Внеклассное чтение «Охранять природу – значит охранять Родину» (по произведениям Белозёрова «Лесной доктор»).

1



Сюжетные картинки.


24.

Б. Заходер «Петя мечтает».

1



Цветная иллюстрация.

В придачу

25.

Д. Биссет «Слон и муравей».

1



Иллюстрации учебника.

Птица – чакалка

26.

Д. Биссет «Кузнечик Денди».

1



Иллюстрация учебника.

Гордец

27.

Дж.Родари «Как один мальчик играл с палкой».

1


Иллюстрация учебника.

Оазис

Финиш

28-29.

Дж. Родари «Пуговкин домик».

2



Иллюстрация учебника.

Комод «Мерседес»

30.

Т. Белозёров «Пали белые туманы».

1



Иллюстрации

«Поздняя осень»

Пали, потускнели

31.

«Илья Муромец и Соловей – разбойник».

1



Иллюстрация «Былинные богатыри»

благословение

ратный подвиг

32.

Ф.Глинка «Москва».

1



Альбом «Москва».

Посады

град срединный

33.

В. Бианки «Ноябрь».

1



Иллюстрации.

Полузимник, зябь

34.

С. Алексеев «Без Нарвы не видать моря».

1



Портрет Петра I

возок, обозы потешное войско

35.

С. Алексеев «На берегу Невы».

1



Иллюстрации

«Виды С –П».

Санкт-Петербург

Ботфорты

36-37.

С. Алексеев «Рассказы о русском подвиге».

2



Портреты А.Суворова,

М.Кутузова.

Гренадёр адъютант

39-41.

Е.Холмогорова «Великодушный русский воин».

4



Портреты героев Бородинской битвы

Манёвр, штурм герб, камин

42-43.

Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи».

2



Иллюстрации книги

Рифма

Ватрушка

44-45.

Е. Пермяк «Тайна цены».

2



Иллюстрации учебника

Дотошный, дюжина

46.

Д. Гальперина «Здравствуйте!»

1



Плакаты «Культура поведения»

Учреждение

47.

В. Бианки «Декабрь».

1


Иллюстрации на тему «Зима

Студень, буйные реки

48.

Внеклассное чтение «Пришла волшебница – зима» (Т.Белозёров «Снег», А. Артемьева «В шапки белые зима»).

1



Иллюстрации на тему

«Зима»

Шины

ухабы

полозья

49.

И.Никитин «Встреча зимы».

1



Иллюстрации на тему «Зима»

сумрачный

безлюдный

50.

А. Дорохов «Тёплый снег».

1



Иллюстрации на тему «Зима»

Озябший

51

А.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

1



Иллюстрации на тему «Зима»

дохнул

брега

52-53.

Д. Хармс «Пушкин».

2



Альбом «Пушкин»

Лицей, гусиное перо

54.

В.Бианки «Январь».

1



Иллюстрации на тему «Зима

Таят

45-59.

Х.-К.Андерсен «Ель».

5



Иллюстрации учебника.

Дровосеки, дровни

60-61.

А. Чехов «Ванька».

2



Иллюстрация учебника.

Заутреня, образ

62.

И.Никитин «Весело сияет месяц над селом…»

1



Иллюстрации.

Храм

немая тишина

63.

И.Суриков «Белый снег пушистый в воздухе кружится»

1



Иллюстрации на тему «Зима»

Пелена

64-65.

М.Зощенко «Лёля и Минька»

2



Иллюстрации.

Бойкая, пастилки

длинновязая, золотушный

66-67.

Ю. Рытхэу «Пурга».

2



Иллюстрации на тему «Север».

Циклон

малахай

68.

Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость».

1



Иллюстрации учебника.

Проспект неправдоподобная

69-74.

С. Маршак «Двенадцать месяцев».

6





Цветные иллюстрации

Невидаль, падчерица

75.

Внеклассное чтение «По страницам сказок С.Я.Маршака».

1





5176.

В.Бианки «Февраль».

1



Иллюстрации на тему «Зима»

Перезимок, овчарня

77-86.

Х.-К. Андерсен «Снежная королева».

10



Цветные иллюстрации.

Лапландия, тролль


87.

С. Смирнов «Первые приметы».

1



Иллюстрации на тему «Зима

Краснотал

88.

Внеклассное чтение «Непобедимая и легендарная».

1



Портреты героев гражданской.

Легендарная

89.

А.Толстой «Детство Никиты».

1



Предметные картинки.

Мерин, выгон, Ощерясь

90.

В.Бианки «Март».

1



Иллюстрации по теме «Весна».

Капельник

копоть бубенчики

91.

В.Песков «Весна идёт».

1



Иллюстрации о весне.

Женева, ратуша

92.

М. Пришвин «Жаркий час».

1



Иллюстрации на тему «Весна».

Снежный плен

обезумевший

93-94

Г.Скребицкий «Весенняя песня».

2



Иллюстрации на тему «Весна».

Задорная

тетерев-косач

95.

В. Жуковский «Жаворонок».

1



Грамзапись «Голоса леса».

Зардел, лазурь

96.

А.Твардовский «Как после мартовских метелей…»

1



Картины весенней природы.

Березняки

взбодрён

97.

А.Плещеев «И вот шатёр свой голубой опять раскинула весна…»

1



Иллюстрации по теме «Весна»

Окроплены, взор, гнев

98.

Внеклассное чтение «Весна идёт, и всё ей радо…»(по произвед.Т,Белозёрова «Апрель», А.Артемьевой «Черёмуха»).

1



Иллюстрации по теме «Весна».


99.

В.Бианки «Апрель».

1



Иллюстрации по теме «Весна».

Сулит, гнёт, долины

100-102.

К.Паустовский «Стальное колечко».

3



Иллюстрации к сказке.


Тесовые крыши, сапёр

103-104.

В. Астафьев «Злодейка».

2



Иллюстрации учебника.

Усердие, спиннинг

105-107.

Е.Баронина «Рассказы про зверей».

3



Предметные картинки.

Обезьянник, горилла

108-109.

В. Драгунский «Кот в сапогах».

2



Иллюстрации.

Карнавал, гном, бахилы

110

Д. Хармс «Заяц и ёж».

1



Предметные картинки.

Озяб, оступился

111

И. Крылов «Зеркало и Обезьяна».

1



ПортретИ.Крылова.

рожа, ужимки, кривляки

112

Внеклассное чтение «Поэтический Калачинск» (по произведениям П.Анфинагентова «Признание в любви».

1



Фотографии альбома Калачинск.

Отрада

мадонны

аполлоны

113-119

Р.Киплинг «Рикки-Тикки–Тави»

7






Иллюстрации учебника

Прародители, суматоха

120.

В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету…»

1



Предметные картинки.


Жимолость

Жемчуг

121.

В.Бианки «Май».

1



Иллюстрации на тему «Весна»

Полуночники, реют, парят

122.

М.Дудин «Наши песни спеты на войне».

1



Альбом «Защитники Родины».

Уют, седина,отсчитывает

123.

Внеклассное чтение «Этот День Победы» (по произведениям Т.Белозёрова «Вечный огонь»,

П. Анфинагентова «Солдат России»).

1



Репродукции картин о Великой Отечественной войне

Рейхстаг

124-127.

В.Медведев «Звездолёт «Брунька».

4



Иллюстрации книги «К звёздам»

Озорные, лукавые, лифт

128-130.

К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

3



Портрет Э.Грига

Эдвард Григ

131-133.

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

3



Иллюстрации учебника.

Приручить, зорко

134

В.Астафьев «Зорькина песня»

1



Иллюстрации.

Прясло, распадок

135

Н.Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка,

весел…».

1



Картины родной природы (лето).

Вторить

136

Внеклассное чтение «Поэтический Калачинск» (по произведениям Г.Скареднова «Калачинский калач»)

1







7. Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение программы

Учебно-методическое обеспечение

Учебная литература

  • Учебник «Чтение» И.М. Бгажноковой и Е.С. Погостиной, г. Москва, «Просвещение», 2018 год.

Научно – методическая литература

  • «Словарь русского языка», С.И.Ожегов

  • Презентации к произведениям

  • Интернет ресурсы «Фабрика кроссвордов»

  • Байбакова М.И., Гостимская Е.С. Поурочные разработки по чтению. – М.: Вако, 2005.

  • Конспекты уроков по внеклассному чтению. Пособие для учителя. / Авторы-составители: В.И. Горовая, Н.И. Дробот, Л.И. Кулагина, Т.К. Лаврентьева. – М.: Владос, 2005.

  • Волина В. Фразеологический словарь. – Санкт-Петербург: Дидактика Плюс, Зенит, 2010.

  • http://school-collection.edu.ru/

  • http://skillopedia.ru/

  • http://www.videouroki.net/

  • http://www.youtube.com/

  • сайт Института Коррекционной Педагогики РАО

Литература для учащихся

  • Учебник «Чтение» И.М. Бгажноковой и Е.С. Погостиной, г. Москва, «Просвещение», 2018 год.

  • Детская художественная литература

  • Детские газеты и журналы


Материально-техническое обеспечение


Демонстрационные таблицы и печатные пособия

  • Магнитная доска

  • Толковый словарь Ожегова

  • Репродукции картин русской живописи для развития речи

  • Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой

  • Портреты русских писателей

Экранно-звуковые пособия

  • Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений

  • Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (биография писателей, экранизация изучаемых произведений)

  • Презентации, соответствующие содержанию обучения

Технические средства обучения

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок

  • Мультимедийный проектор

  • Моноблок intel Pentium

  • Ноутбук