БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «НОВОЧЕБОКСАРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ C ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей надомного обучения Протокол от 30 августа 2022 г. № 1 Руководитель МО ___________ М.С. Федярова | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора _______________Н.В.Владимирова «____» _______________ 2022 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор БОУ «Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии ____________ М.В. Никандрова Приказ «____» ___________ 2022 г. № ___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЧТЕНИЕ (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)» ДЛЯ 5 КЛАССА
НА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Автор-составитель: учитель
Федярова М.С., первая категория
Обучающийся: Матвеев Павел
Принята на Педагогическом совете
Протокол от 31 августа 2022 г. № 1
Новочебоксарск, 2022
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Чтение (Литературное чтение)» (вариант 1) для обучающегося 5 класса Матвеева Павла разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в ред. Приказа Министерства образования и науки российской федерации от 19 декабря 2014 г. №1599), индивидуальным учебным планом, календарным учебным графиком БОУ «Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии на 2022/2023 учебный год.
Рабочая программа по чтению для 5 класса образовательного учреждения, осуществляющего деятельность по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), составлена в соответствии с учебником чтения 5 класса (З.Ф. Малышева Чтение 5 класс: Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – М.: Просвещение, 2021).
Данный учебник включен в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 №254 (в редакции изменений от 23.12.2020, приказ Министерства просвещения Российской Федерации №766).
Основная цель изучения данного предмета неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.
Основные задачи изучения чтения
- совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно- познавательного текстов;
- развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно- познавательных текстов;
- развитие положительных качеств и свойств личности.
2. Общая характеристика предмета с учетом особенностей его освоения обучающимся
Программа по предмету «Чтение (Литературное чтение)» определяет содержание предмета, учитывает особенности познавательной деятельности детей. Она направлена на разностороннее развитие личности обучающегося, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития детей с интеллектуальной недостаточностью средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения чтения.
Основной формой организации образовательного процесса является урок, который строится на принципах коррекционно-развивающего обучения. Широко используются нетрадиционные формы проведения урока: урок-игра, урок-соревнование, урок-диалог, видеоурок.
В процессе обучения чтению учитываются индивидуальные особенности и потенциальные возможности развития неоднородного состава группы обучающегося. Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком обучающегося с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладение чтением, письмом и счетом в процессе школьного обучения.
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается уже первая ступень познания – ощущения и восприятие. Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью в окружающей среде. В процессе освоения чтения и развития речи это проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала, в частности смешении графически сходных букв, отдельных звуков или слов.
Вместе с тем, несмотря на имеющиеся недостатки, восприятие умственно отсталых обучающихся оказывается значительно более сохранным, чем процесс мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Названные логические операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д.
У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое) в большей степени нарушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Особые сложности возникают у обучающихся при понимании переносного смысла отдельных фраз или целых текстов. В целом мышление ребенка с умственной отсталостью характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью (плохой переключаемостью с одного вида деятельности на другой). Обучающимся с легкой умственной отсталостью присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью также обладает целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.
Психологические особенности умственно отсталых школьников проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.
Обучающиеся по-разному проходит все этапы овладения техникой чтения в силу своих особенностей. Предупреждение и исправление ошибок, ведущих к нарушению правильности чтения, проводятся во все годы обучения.
Работа над техникой чтения должна обеспечивать полное и адекватное понимание прочитанного. Овладение языковыми средствами, в частности обогащение словарного запаса и использование различных конструкций предложений, осуществляется в процессе лингвистического анализа текста, предметом рассмотрения которого являются отдельные слова и словосочетания («как можно сказать по-другому?», «как вы понимаете это выражение?»).
Чтение - один из видов речевой деятельности, основу которого составляет комплекс коммуникативно-речевых умений и навыков, формируемых у обучающихся в процессе обучения. В связи с этим определяющим подходом к урокам чтения является коммуникативно-речевой. Он предполагает обучение опосредованному взаимодействию с текстом (воображаемый диалог с автором), в ходе которого ученики не только отвечают на вопросы по прочитанному тексту, но и самостоятельно их задают.
Основным видом чтения по-прежнему остается чтение вслух учителем, поскольку обучающийся с нарушением интеллекта значительно хуже понимает содержание текста, прочитанного про себя. Программа ориентирует учителя на формирование умения чтения про себя. Акцент в ней делается на увеличении объема читаемого текста и поощрении самостоятельности чтения.
Структура программы объяснительного чтения и тематика изучаемых на этом этапе художественных произведений учитывают особенности психического развития обучающегося с нарушениями интеллекта: недостаточность запаса представлений об окружающей действительности, трудности актуализации имеющихся знаний, несовершенство речевого развития и т. д. Содержание большинства художественных текстов является близким и понятным.
В свою очередь, чтение, основанное на монографическом принципе, предполагает знакомство ученика с произведениями русской классики, сюжет которых, как правило, посвящен историческим событиям или эпохам. Для того чтобы снять возникающие трудности понимания, художественные произведения по своему содержанию тесно связываются с темами по истории. Установленные таким образом межпредметные связи помогают легче осознать временную отдаленность изучаемых событий, понять непривычные для сегодняшнего дня традиции, а также некоторые расхождения в лексике.
Ученик знакомится с некоторыми литературоведческими понятиями. Это жанры народного творчества: сказка, былина, песня, пословица, загадка; виды сказок (волшебные, бытовые, сказки про животных).
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Чтение (Литературное чтение)» относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), входит в предметную область «Язык и речевая практика».
В соответствии с индивидуальным учебным планом образования и календарным учебным графиком БОУ «Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии на 2022/2023 учебный год предусматривает изучение предмета в количестве 102 часов в год. Количество часов в неделю, отводимых на изучение чтения определено индивидуальным учебным планом образования обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и составляет в 3 часа в неделю.
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимся Программы предполагает достижение им двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения Программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения Программы относятся:
1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
5) гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
6) развитиенавыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
7) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявлениесопереживания к чувствам других людей;
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец учебного года.
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами; участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом учебных возможностей учащегося); • отвечать на вопросы по предметному содержанию произведения; | чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова – по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи; ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту; определение основной мысли текста после предварительного его анализа; чтение текста молча с выполнением заданий учителя; определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков; чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора); пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию; |
5. Содержание учебного предмета
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (сказка, былина, потешки, заклички). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр.
Тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:
литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя);
присказка, зачин, диалог, произведение;
герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж;
стихотворение, рифма, строка, строфа;
средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм);
элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью учителя).
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающегося
(приложение к учебной программе)
7. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Методические и учебные пособия:
Малышева З.Ф. Чтение 5 класс: Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – М.: Просвещение, 2021)
Адонина Т.И. Уроки внеклассного чтения. 5-9 классы. Пособие для педагога специальной (коррекционной) общеобразовательной школы. - М: Владос, 2014.
Перечень материально-технического обеспечения:
Компьютер.
Интернет-ресурсы:
Учительская газета
http://www.ug.ru
Газета "Первое сентября"
http://ps.1september.ru
"Библиотека в школе"
http://lib.1september.ru
Газета "Литература"
http://lit.1september.ru
Газета "Русский язык"
http://rus.1september.ru
Русские словари. Служба русского языка
http://www.slovary.ru
Словари русского языка на портале "Грамота.ру"
http://slovary.gramota.ru
Служба тематических толковых словарей "Глоссарий.ру"
http://www.glossary.ru
Дети с трудностями в обучении
http://www.aacap.org/publications/factsfam/ld.htm
Дефектологический факультет МГОПУ им.М.А.Шолохова
http://www.mgopu.rulfc-def-r.htm
Изучение чтения детей с отклонениями в развитии: итоги и перспективы
http://www.rusreadorg.ru/issues/goncharova/2.htm
Институт коррекционной педагогики СГПУ
http://www.sgpu.info/ikp/page.php?id=202
Педагогическая библиотека
http://pedlib.ru/Books/1/0269/1_0269-1.shtml
14. ПроШколу.ру - бесплатный школьный портал
http://www.proshkolu.ru/
15. Сайт взаимовыручки учителей
http://infourok.ru/
16. Хостинг презентаций (сервис для просмотра и скачивания презентаций)
http://ppt4web.ru/
17. Портал готовых презентаций
http://prezentacii.com/
18.Академия таланта - Всероссийские конкурсы для детей и педагогов
http://aktalant.ru/
8. Контрольно-измерительный материал
Тексты для проверки техники чтения на начало учебного года
Обучающийся должен читать правильно, бегло и выразительно, целыми словами с соблюдением норм литературного произношения, выделять главную мысль, отвечать на вопросы, пересказывать. |
Лиса обманула. Выбежала лиса на опушку и повалилась на снег, как мертвая. Ноги вытянула, хвост распушила, глаза закрыла и не шелохнется. Летела мимо ворона, увидела добычу и громко закаркала. Услыхали крик другие вороны и слетелись на опушку к лисе. Но боятся близко подходить, как бы не вышло обмана. Осмелилась одна ворона. Она осторожно шагнула к лисе, клюнула её в хвост и отскочила. А лиса лежит, как дохлая. Тут запрыгали вороны всё ближе и ближе. Самая храбрая подбирается к морде, норовит глаз выклевать. Лиса вдруг как вскочит – и храбрая ворона оказалась в зубах у плутовки. (92 слова) |
Тексты для проверки техники чтения на конец учебного года
Обучающийся должен читать правильно, бегло и выразительно, целыми словами с соблюдением норм литературного произношения, выделять главную мысль, отвечать на вопросы, пересказывать. |
Ёж. Раз поздней осенью Ольга Ивановна принесла в школу ежа. Она положила его посреди класса на пол. Ёж лежал неподвижно, как какой-то колючий шар. Дети отошли от ежа подальше и притаились. Вдруг клубочек чуть-чуть зашевелился, и из него выглянули носик пятачком и два зорких глаза. Вот еж распрямился, встал на лапки, огляделся и побежал на своих коротеньких лапках под шкаф. На бегу он так забавно сопел и хрюкал, что ребята все принялись хохотать. Прошло несколько дней. Ёж осмелел и стал вылезать из своей норы. Он бегал, нюхал, фыркал и совсем не обращал внимания на людей. Кормили ежа молоком, зеленью, хлебом. Но больше всего он любил яблоки и орехи. Ёжик прожил в школе всю зиму. А как пришли теплые весенние деньки и проснулись первые насекомые, ребята отнесли ежа в лес и выпустили его на волю. (134 слова). |
Приложение к рабочей программе по предмету «Чтение (Литературное чтение)», 5 класс
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающегося
№ | Тема урока | Кол. час. | Дата | Основные виды деятельности обучающегося |
1 | Считалки | 1 | 05.09 | Слушание учителя. Практическое знакомство с жанрами устного народного творчества. Работа с текстом. |
2 | Заклички-приговорки | 1 | 06.09 | Знакомство с жанрами устного народного творчества. Правильное, сознательное и выразительное чтения целым словом и по слогам трудных по структуре слов. Коллективная отработка логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи. Выборочное чтение. Заучивание наизусть закличек. |
3 | Потешки | 1 | 07.09 | Слушание учителя. Знакомство с жанрами устного народного творчества. Работа с текстом. |
4 | Пословицы и поговорки | 1 | 12.09 | Чтение и анализ пословиц и поговорок. Объяснение пословиц. |
5 | Загадки | 1 | 13.09 | Заучивание небольших по объему произведений устного народноготворчества. Овладение умением отгадывания загадок, определение их значения |
6 | Никита Кожемяка (Русская сказка) | 1 | 14.09 | Работа с текстом. Высказывание отношений к героическому подвигу богатырей. Пересказ. Выборочное чтение. |
7 | Как наказали медведя (Тофаларская сказка) | 1 | 19.09 | Чтение сказки. Показ на примерах, как торжествует добро. Ответы на вопросы. Характеристика героев. |
8 | Золотые руки (Башкирская сказка) | 1 | 20.09 | Чтение сказки. Показ на примерах, как торжествует добро. Ответы на вопросы. Характеристика героев. |
9 | Морозко (Русская сказка) | 1 | 21.09 | Чтение сказки по ролям. Показ на примерах, как наказывается зло и торжествует добро. Ответы на вопросы. Характеристика героев. |
10 | Два Мороза (Русская сказка) | 1 | 26.09 | Чтение сказки по ролям. Жанр сказки. Отношение к героям сказки. |
11 | Три дочери (Татарская сказка) | 1 | 27.09 | Чтение сказки. Показ на примерах, как наказывается зло и торжествует добро. Ответы на вопросы. Характеристика героев |
12 | Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. А.Пушкин | 1 | 28.09 | Выразительное чтение сказки. Жанр сказки. Работа с текстом. Оценка характера героя, подбор фактов, подтверждающих эту оценку (с помощью учителя). Выделение главной мысли произведения. Полный и частичный пересказ произведения по данному коллективно составленному плану. |
13 | Серая Шейка. Д.Мамин- Сибиряк | 1 | 03.10 | Чтение сказки. Показ на примерах, как наказывается зло и торжествует добро. Ответы на вопросы. Характеристика героев. Выделение главной мысли произведения. Полный и частичный пересказ произведения по данному коллективно составленному плану. |
14 | Г. Скребицкий. Июнь | 1 | 04.10 | Развитие навыков чтения. Овладение умением читать осознанно, выделять главную мысль произведения. Изучение народных примет, заучивание наизусть |
15 | Ярко солнце светит. И. Суриков | 1 | 05.10 | Выразительное чтение. Развитие умений выражать свои чувства, видеть красоту родной природы. Соотнесение Развитие навыков чтения прочитанного и собственных наблюдений в природе. |
16 | Июльская гроза | 1 | 10.10 | Развитие навыков чтения. Развитие умений выражать свои чувства, видеть красоту родной природы. Соотнесение прочитанного и собственных наблюдений в природе. |
17 | Березка. А. Прокофьев | 1 | 11.10 | Чтение стихотворения. Выделение главной мысли произведения. Составление рассказа о лете, о природе летом. |
18 | Вот и клонится лето к закату… Ю. Гордиенко | 1 | 12.10 | Чтение стихотворения. Выделение главной мысли произведения. Составление рассказа о лете, о природе летом. |
19 | Сентябрь. Г. Скребицкий | 1 | 17.10 | Развитие навыков чтения. Изучение народных примет, заучивание наизусть. |
20 | Золотая осень. И.Соколов- Микитов | 1 | 18.10 | Слушание учителя. Правильное, сознательное и выразительное чтение текста, выделение главной мысли произведения. Развитие умений выражать свои чувства, видеть красоту родной природы. |
21 | Осень. К.Бальмонт | 1 | 19.10 | Выразительное чтение, заучивание наизусть стихотворения (объемом в 8 строк). |
22 | Добро пожаловать. Г. Скребицкий | 1 | 24.10 | Развитие навыков чтения. Овладение умением читать осознанно, выделять главную мысль произведения. Изучение народных примет, заучивание наизусть |
23 | Внеклассное чтение | 1 | 25.10 | Самостоятельное чтение произведения. Овладение умением коллективного ведения дневников внеклассного чтения |
24 | В. Астафьев. Осенние грусти | 1 | 26.10 | Слушание учителя. Правильное, сознательное и выразительное чтение текста, выделение главной мысли произведения. Развитие умений выражать свои чувства, видеть красоту родной природы. |
25-26 | И. Бунин. Первый снег | 2 | 07.11 08.11 | Слушание учителя. Правильное, сознательное и выразительное чтение текста, выделение главной мысли произведения. Развитие умений выражать свои чувства, видеть красоту родной природы. |
27 | Ю. Яковлев. Колючка | 1 | 09.11 | Развитие навыков чтения. Работа с текстом. Овладение умениями разбора текста по вопросам, выделения темы произведения, соотнесения темы произведения с заглавием текста. Коллективное определение идеи произведения. |
28 | Ю. Яковлев. Рыцарь Вася | 1 | 14.11 | Развитие навыков чтения. Работа с текстом. Овладение умениями разбора текста по вопросам, выделения темы произведения, соотнесения темы произведения с заглавием текста. Коллективное определение идеи произведения. |
29-30 | Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома | 2 | 15.11 16.11 | Чтение веселого, юмористического произведения. Ответы на вопросы. Пересказ текста. Выделение и характеристика главных героев. Овладение умением осознанного и выразительного чтения, выделения главной мысли произведения. |
31 | В. Медведев. «Фосфорический» мальчик | 1 | 21.11 | Осознанное и выразительное чтение. Разбор текста по вопросам. Выделение главной мысли, главных героев. Оценивание поступков героев. Ответы на вопросы. Пересказ текста. Чтение по ролям. |
32 | Воронкова. Дорогой подарок | 1 | 22.11 | Развитие навыков чтения. Чтение про себя отрывка из проанализированного текста для выполнения заданий учителя. Работа с текстом. Характеристика героя, подбора фактов, подтверждающих эту оценку (с помощью учителя). Пересказ произведения по данному коллективно составленному плану. |
33 | Я. Аким. Твой друг | 1 | 23.11 | Выразительное чтение. Словарная работа. Определение основной мысли стихотворения - уважительного отношения к учителю |
34 | И. Крылов. Ворона и Лисица | 1 | 28.11 | Выразительное чтение. Словарная работа. Чтение по ролям. Ответы на вопросы. Определение основной мысли и морали басни, объяснение своими словами и подтверждение словами из басни |
35 | И. Крылов. Щука и Кот | 1 | 29.11 | Выразительное чтение. Словарная работа. Чтение по ролям. Ответы на вопросы. Определение основной мысли и морали басни, объяснение своими словами и подтверждение словами из басни |
36-37 | И. Крылов. Квартет | 2 | 30.11 05.12 | Выразительное чтение. Словарная работа. Чтение по ролям. Ответы на вопросы. Определение основной мысли и морали басни, объяснение своими словами и подтверждение словами из басни. |
38-39 | Внеклассное чтение. Лебедь, Рак и Щука | 2 | 06.12 07.12 | Выразительное чтение. Словарная работа. Чтение по ролям. Ответы на вопросы. Определение основной мысли и морали басни, объяснение своими словами и подтверждение словами из басни |
40 | Н. Хмелик. Будущий олимпиец | 1 | 13.12 | Овладение умением читать осознанно, выделять главную мысль произведения. |
41 | О. Бондарчук. Слепой домик | 1 | 14.12 | Овладение умением читать осознанно, выделять главную мысль произведения. |
42 | В. Осеева. Бабка | 1 | 19.12 | Развитие навыков чтения. Чтение про себя отрывка из проанализированного текста для выполнения заданий учителя. Работа с текстом. Характеристика героя, подбора фактов, подтверждающих эту оценку (с помощью учителя). Пересказ произведения по данному коллективно составленному плану. |
43-44 | А. Платонов. Сухой хлеб | 2 | 20.12 21.12 | Развитие навыков чтения. Чтение про себя отрывка из проанализированного текста для выполнения заданий учителя. Работа с текстом. Характеристика героя, подбора фактов, подтверждающих эту оценку (с помощью учителя). Пересказ произведения по данному коллективно составленному плану. |
45 | В. Распутин. Люся | 1 | 27.12 | Чтение текста. Работа с текстом. Характеристика героя, подбора фактов, подтверждающих эту оценку (с помощью учителя). Пересказ произведения по данному коллективно составленному плану. Воспитание любви к животным |
46-47 | В. Брюсов. Труд | 2 | 28.12 10.01 | Выразительное чтение стихотворения. Выделение главной мысли произведения. Показать отношение к труду, человеку труда |
48 | Р. Рождественский. Огромное небо | 1 | 11.01 | Выразительное чтение стихотворения. Выделение главной мысли произведения. |
49 | Ф. Тютчев. Зима | 1 | 16.01 | Слушание учителя. Правильное, сознательное и выразительное чтение текста, выделение главной мысли произведения. Развитие умений выражать свои чувства, видеть красоту родной природы |
50 | Г. Скребицкий. Декабрь | 1 | 17.01 |
51 | К. Бальмонт. К зиме | 1 | 18.01 |
52 | Г. Скребицкий. Всяк по-своему | 1 | 23.01 |
53 | С. Есенин. Поет зима-аукает | 1 | 24.01 | Выразительное чтение, заучивание наизусть стихотворения (объемом в 8 строк). |
54 | С. Есенин. Береза | 1 | 25.01 | Выразительное чтение, заучивание наизусть стихотворения . |
55 | А. Пушкин. Зимняя дорога | 1 | 30.01 | Выразительное чтение стихотворения. |
56 | Внеклассное чтение. П. Бажов. «Серебряное копытце» | 1 | 31.01 | Самостоятельное чтение произведения. Ответы на вопросы. Краткий пересказ текста. |
57 | Обобщение по теме «Зима» | 1 | 01.02 | Ответы на вопросы. Устное рисование картин о зиме. |
58 | Г. Скребицкий. Март | 1 | 06.02 | Слушание учителя. Правильное, сознательное и выразительное чтение текста, выделение главной мысли произведения. Развитие умений выражать свои чувства, видеть красоту родной природы |
59-60 | А. Толстой. Вот уж снег последний… | 2 | 07.02 08.02 |
61 | Г. Скребицкий. От первых проталин… | 1 | 13.02 |
62 | Г. Скребицкий. Весна-красна | 1 | 14.02 |
63 | Г. Скребицкий. Грачи прилетели | 1 | 15.02 |
64 | Устный рассказ по картине «Грачи прилетели». Н. Саврасова. | 1 | 20.02 | Работа по картине Н.Саврасова «Грачи прилетели». Составление рассказа. Словарная работа. |
65 | Г.Скребицкий. Заветный кораблик | 1 | 21.02 | Правильное, сознательное и выразительное чтение текста, выделение главной мысли произведения. Развитие умений выражать свои чувства, видеть красоту родной природы |
66-67 | Г. Скребицкий. В весеннем лесу | 2 | 22.02 27.02 |
68 | А. Толстой. Весенние ручьи | 1 | 28.02 |
69 | А. Пушкин. Гонимы вешними лучами… | 1 | 01.03 |
70 | А. Блок. Ворона | 1 | 06.03 |
71 | С. Есенин. Подснежник | 1 | 07.03 | Выразительное чтение, заучивание наизусть стихотворения . |
72 | И. Соколов-Микитов. Весна | 1 | 13.03 | Овладение умением читать осознанно, выделять главную мысль произведения |
73-74 | И. Бунин. Крупный дождь в лесу… | 2 | 14.03 15.03 | Выразительное чтение, заучивание наизусть стихотворения . |
75 | С. Есенин. Черемуха | 1 | 20.03 | Выразительное чтение стихотворения. Выделение главной мысли произведения. Составление рассказа о красоте природы весной, о цветении черемухи. |
76 | Я. Аким. Весна. Весною, о весне | 1 | 21.03 | Выразительное чтение стихотворения. Выделение главной мысли произведения. Составление рассказа о красоте природы весной. |
77-78 | Внеклассное чтение. По Г. Скребицкому «Счастливый жучок» | 2 | 03.04 04.04 | Чтение рассказа. Выделение главной мысли произведения. Пересказ произведения по данному коллективно составленному плану, с включением в пересказ необходимых средств связи предложений на основе прочитанного произведения. Оглавление частей рассказа. |
79 | Н. Гарин-Михайловский. Тема и Жучка | 1 | 05.04 | Чтение рассказа. Выделение главной мысли произведения. Пересказ произведения по данному коллективно составленному плану, с включением в пересказ необходимых средств связи предложений на основе прочитанного произведения. Оглавление частей рассказа. |
80 | А. Толстой. Желтухин | 1 | 10.04 | Чтение текста. Работа с текстом. Характеристика героя, подбора фактов, подтверждающих эту оценку (с помощью учителя). Пересказ произведения по данному коллективно составленному плану. Воспитание любви к животным |
81 | К. Паустовский. Кот ворюга | 1 | 11.04 | Чтение текста. Работа с текстом. Характеристика героя, подбора фактов, подтверждающих эту оценку (с помощью учителя). Пересказ произведения по данному коллективно составленному плану. Воспитание любви к животным |
82 | Б. Житков. Про обезьянку | 1 | 12.04 | Чтение текста. Работа с текстом. Характеристика героя, подбора фактов, подтверждающих эту оценку (с помощью учителя). Пересказ произведения по данному коллективно составленному плану. Воспитание любви к животным |
83 | Б. Житков. Про обезьянку | 1 | 17.04 | Чтение текста. Работа с текстом. Характеристика героя, подбора фактов, подтверждающих эту оценку (с помощью учителя). Пересказ произведения по данному коллективно составленному плану. Воспитание любви к животным |
84 | Э. Асадов. Дачники | 1 | 18.04 | Выразительное чтение стихотворения. Выделение главной мысли произведения. Осуждение бездушных людей , бросающих животных |
85-86 | Ф. Абрамов. Из рассказов Олены Даниловны | 2 | 19.04 24.04 | Чтение текста. Работа с текстом. Характеристика героя, подбора фактов, подтверждающих эту оценку (с помощью учителя). Пересказ произведения по данному коллективно составленному плану. |
87 | С. Михалков. Будь человеком | 1 | 25.04 | Выразительное чтение стихотворения. Выделение главной мысли произведения. Осуждение бездушных людей, губящих природу. |
88 | Внеклассное чтение. В. Осеева «Честное слово» | 1 | 26.04 | Самостоятельное чтение. Ответы на вопросы. Краткий пересказ. |
89-90 | О. Тихомиров. На поле Куликовом | 2 | 02.05 03.05 | Развитие навыков чтения. Работа с текстом. Оценка характера героя, подбор фактов, подтверждающих эту оценку (с помощью учителя). Выделение главной мысли произведения. Полный и частичный пересказ произведения по данному коллективно составленному плану, с включением в пересказ необходимых средств связи предложений на основе прочитанного произведения. Выражение чувства любви к Родине. |
91 | С. Алексеев. Рассказы о войне 1812 года | 1 | 08.05 |
92-93 | Н. Некрасов. Мороз Красный нос (отрывок) | 2 | 10.05 15.05 | Развитие навыков чтения. Работа с текстом. |
94-95 | А. Куприн. Белый пудель | 2 | 16.05 17.05 | Чтение текста. Работа с текстом. Характеристика героя, подбора фактов, подтверждающих эту оценку (с помощью учителя). Пересказ произведения по данному коллективно составленному плану. |
96 | Ю. Коринец. У могилы Неизвестного солдата | 1 | 18.05 | Чтение текста. Работа с текстом. |
97 | В. Гюго. Гаврош | 1 | 19.05 | Чтение текста. Работа с текстом. Характеристика героя, подбора фактов, подтверждающих эту оценку (с помощью учителя). Пересказ произведения по данному коллективно составленному плану. Воспитание любви к животным |
98-99 | М.Твен. Приключения Тома Сойера | 2 | 22.05 23.05 | Чтение текста. Работа с текстом. Характеристика героя, подбора фактов, подтверждающих эту оценку (с помощью учителя). Пересказ произведения по данному коллективно составленному плану. Воспитание любви к животным |
100 | Промежуточная аттестация | 1 | 24.05 | Проверка техники чтения |
101 | С. Лагерлеф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями | 1 | 25.05 | Осознанное и выразительное чтение. Разбор текста по вопросам. Выделение главной мысли, главных героев. Оценивание поступков героев. Ответы на вопросы. Пересказ текста. Чтение по ролям. |
102 | Г.Х. Андерсен. Русалочка | 1 | 26.05 | Осознанное и выразительное чтение. Разбор текста по вопросам. Выделение главной мысли, главных героев. Оценивание поступков героев. Ответы на вопросы. Пересказ текста. Чтение по ролям. |