СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и письмо» (7 класс) для обучающихся с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и письмо»  разработана для обучающихся 7 класса  с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость) вариант 2

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и письмо» (7 класс) для обучающихся с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость)»












  1. Рабочая программа

по учебному предмету «Чтение и письмо» (7 класс)

для обучающихся с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость)

Уровень образования: основное общее образование

  1. Срок реализации: 1 год

  2. Составила: Выродова О.В.













2021 год


Пояснительная записка

Общие цели учебного предмета: приобретение практических навыков устной и письменной речи, формирование основных орфографических и пунктуационных навыков, воспитание интереса к родному языку. Формирование умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.



Задачи учебного предмета:

  • обучать основам грамоты: изучению звуков и букв, образованию и чтению слогов, слов, предложений;

  • формировать умения воспринимать из печатных источников доступную по содержанию информацию в виде несложных по слоговой структуре слов и предложений с ними;

  • корригировать сенсорно-перцептивную деятельность;

  • развивать речевую активность (вербальную и невербальную), обучать элементам диалоговой речи;

  • воспитывать интереса и потребности к процессу чтения;

  • учить выражать свои мысли и желания за счет усвоения основ грамоты и любых доступных средств коммуникации.

  • учить различать и соотносить графические образы печатных и рукописных букв;

  • формировать элементарные графомоторные навыки, пространственные представления;

  • учить обводить, писать, списывать изученные буквы (печатные и/или рукописные), некоторые простейшие по составу слова, имена, фамилии, адреса сопряжено с учителем, по образцу или самостоятельно,

  • корригировать сенсорно-перцептивную деятельность, речемоторную сферу;

  • воспитывать интерес и потребность к письму;

  • учить выражать свои мысли и желания любыми доступными средствами коммуникации;

  • учить применять в практике умение писать на других уроках и во внеурочной деятельности.



Основные задачи коррекционной работы:

-Совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словаря;

-Коррекция недостатков развития познавательной деятельности.

-Развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания;

-Развитие пространственной ориентации;

-Развитие основных мыслительных операций;

-Коррекция речи и мышления; обогащение словаря.

-Расширение представлений об окружающем мире;

-Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях и навыках.


Краткие сведения о категории обучающихся


Дети с умственной отсталостью меньше, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. Их опыт крайне беден. Они имеют неполное, иногда искаженное представление об окружающей действительности. Новый материал усваивается только после многочисленных повторений.

Восприятие часто страдает из-за снижения слуха, зрения, недоразвития речи. Но и в случае сохранности анализаторов нарушена обобщенность восприятия. Восприятие характеризуется замедленным темпом - требуется больше времени, чтобы воспринять картинку, текст. Восприятие недостаточно дифференцировано. Характерна узость объема восприятия.

Нарушена избирательность восприятия, оно недостаточно активно; пассивность восприятия заключается в том, что дети не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать картинку, им требуется постоянное понуждение.

Мыслительные процессы умственно отсталых детей тугоподвижны и инертны. Абстрактное мышление не развивается вообще, дети остаются на уровне конкретных понятий. Понятия чаще обобщают несущественные признаки предметов и явлений. Большую трудность представляет понимание отвлеченных связей, не основывающихся на непосредственном восприятии, а также последовательности событий. Дети не понимают причинно-следственных связей между предметами и явлениями, им доступно лишь понимание связей между явлениями, основанное на наглядном опыте.

Слабость логического мышления проявляется в низком уровне развития обобщения и сравнения предметов и явлений по существенным признакам, в невозможности понимания переносного смысла пословиц и метафор, в неумении оперировать родовыми и видовыми понятиями. Все мыслительные операции недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.

Мышлению умственно отсталых детей свойственна не критичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу; они часто не замечают своих ошибок.

Детям с умственной отсталостью присуща слабая регулирующая роль мышления: обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле. Темп мышления замедлен, отсутствует возможность переноса усвоенного способа действия в новые условия.

Дети с умственной отсталостью лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных детей, формируется произвольное запоминание.

Дети испытывают наибольшие трудности при воспроизведении словесного материала. Слабо развита опосредованная, смысловая память.

Особенность памяти умственно отсталых детей - эпизодическая забывчивость, связанная с переутомлением нервной системы из-за ее общей слабости.

Представления характеризуются недифференцированностью, фрагментарностью.

Воображение отличается фрагментарностью, неточностью, схематичностью из-за бедности жизненного опыта, несовершенства мыслительных операций.

Внимание характеризуется малой устойчивостью, трудностями распределения, замедленной переключаемостью. В основном недоразвито произвольное внимание, хотя страдает и непроизвольное. Это связано с тем, что умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолеть, а, как правило, бросают работу. Если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения.

Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания. Дети не могут сосредоточиться на каком-то одном объекте или виде деятельности.

Эмоции недоразвиты: нет оттенков переживаний. Эмоции неустойчивы (состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех - слезами). Переживания неглубокие, поверхностные. У некоторых детей эмоциональные реакции неадекватны. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (эйфория, дисфория, апатия). 

Для эмоций характерна инертность и недостаточная переключаемость.

Волевая сфера характеризуется слабостью собственных намерений, побуждений, большой внушаемостью. Из-за непосильности требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство.


Общая характеристика учебного предмета

Специфика учебного предмета


В основе организации процесса обучения предмету «Чтение и письмо» детей с УО лежат дифференцированный и деятельный подходы.

Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от простых умений к более расширенным и усложнённым. Обучение детей с особыми образовательными потребностями (с проблемами умственного развития) - это урок с использованием специальных коррекционных, воспитательных и образовательных приемов, таких как:

-замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;

-упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями учащихся;

-осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;

-максимальная опора на чувственный опыт ребёнка, что обусловлено конкретностью мышления данной группы детей;

-максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;

-отбор содержания предмета, соответствующего пониманию и усвоению детей на разных ступенях обучения;










Характеристика учебного предмета


Чтение

В процессе обучения чтению учащихся с умеренной умственной отсталостью в 5-9 классах закрепляются навыки сознательного и, по возможности, выразительного чтения с соблюдением пауз на запятых, точках, восклицательных и вопросительных знаках.

Учащиеся читают короткие тексты, которые подбирает учитель из учебника по чтению для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида или других учебников и учебных пособий. Совершенствуются навыки правильного чтения – целыми слова вслух и про себя. Учатся пересказывать прочитанные тексты по вопросам учителя, по опорным словам, упражняются в чтении рукописного текста. В процессе обучения учащиеся учатся отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, с опорой на иллюстрации к тексту и картинки, находить в тексте ответы на вопросы, с помощью учителя делить текст на части и коллективно озаглавливать выделенные части, составлять картинный план, описывать словесно картины плана.

Учащиеся тренируются в чтении печатных инструкций, связанных с уроками труда или СБО, вывесок на улице, читают короткие заметки из журналов и газет, учатся глобальному чтению распространенных знаков безопасности и информации.

В процессе обучения активно используются занятия внеклассного чтения. Посещение библиотеки. Проведение итоговых уроков внеклассного чтения.

При обучении чтению учитываются индивидуальные возможности учащихся, и осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения.

Процесс обучения чтению также как и все обучение должен иметь коррекционную, практическую и социализирующую направленность.

Тексты учитель подбирает из программы по литературному чтению для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида, ориентируясь на возможности учащихся в овладении навыком чтения.

Письмо

Письмо сложнейший вид интеллектуальной деятельности, поэтому овладение элементарными навыками письма вызывает особые сложности у учащихся с умеренной умственной отсталостью.

С 5 по 9 класс продолжается обучение учащихся с умеренной умственной отсталостью элементарным навыкам письма. На уроках письма дети с умеренной умственной отсталостью не только знакомятся с написанием букв, слогов и слов. Особое внимание в процессе обучения и формирования навыков письма уделяется развитию коммуникативных умений учащихся. Развитию коммуникации способствует формирование эмоционального контакта с учителем, формированию умения обращаться с просьбой к учителю и к одноклассникам. Обращение по имени к учителю и к учащимся. Формирование коммуникативных умений в вербальной и невербальной формах.

Успешному обучению письму детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью способствует изучение индивидуальных возможностей учащихся. Именно индивидуальные возможности определяют объем умений и навыков, которыми овладевают учащиеся в процессе обучения. Часть учащихся может овладеть простейшими навыками написания слов и коротких предложений письменными, а в некоторых случаях печатными буквами. Другие учащиеся научаются только списывать или графически копировать образцы букв и их сочетаний (слоги, слова). И в первом и во втором случае у учащихся совершенствуется зрительное восприятие, процессы гнозиса букв и их сочетаний, и они узнают слова, которые встречаются им в бытовых ситуациях.

При обучении чрезвычайно важно постоянно использовать игровой, наглядный и занимательный материал, наиболее доступный для данной категории детей.

Формы и методы работы с обучающимися

Формы обучения:

- урок с элементами игры;

- урок, с элементами практического занятия;

- игра;

Методы и приёмы обучения:

- словесные методы – рассказ, объяснение, беседа;

- наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ;

- практические методы – упражнения.

Виды деятельности обучающихся на уроке:

- наблюдение;

- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,

- аудиально- визуальные (слушание, показ);

- игры-имитации, жестово-образные игры;

- рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;

Основные коррекционно-развивающие приёмы, способствующие формированию полноценной развитию речи

-развитие фонематического слуха ребёнка;

-развитие зрительного восприятия;

-развитие дикции;

-развитие смысловой догадки;

-развитие артикуляционного аппарата;

-развитие зрительной памяти;

-ежедневная тренировка учащихся в чтении;

-чтение трудных слов, встречающихся в тексте;




Трудности учащихся в обучении

Все дети с низким уровнем подготовленности к обучению. У обучающихся наблюдаются недостатки звукопроизношения, как отдельных звуков, так и нескольких групп. Уровень общего и речевого развития, а также созревание психофизических функций у обучающихся индивидуален. Поэтому при обучении данного курса, могут возникнуть трудности в обучении: трудности в связи материала с личным жизненным опытом, формулировке мыслей, трудности в формировании собственных высказываний, представление в мыслях, формирование слов в предложение.

Межпредметные связи

Межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания, средство комплексного подхода к предметной системе обучения. Использование меж предметных связей на уроках позволяет сформировать у учащихся компетенцию переносить знания, умения и навыки с одного учебного предмета на другой. Они осуществляют возможность изучения материала по разным предметам как единого целого, дают широкую возможность для развития речи учащихся, расширения кругозора младших школьников, развития умственной деятельности, формируют положительные нравственные качества.

Технология использования меж предметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой. В целом сохраняется структура урока.

В процессе изучения учебного предмета «Развитие речи» меж предметные связи осуществляются с такими учебными предметами как: чтение (расширяет словарный запас, совершенствует технику чтения), русский язык (способствует развитию грамотности речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы), математика (развивает логику, мышление, внимание и память), ИЗО, музыка и труд (способствуют эмоциональному развитию личности).




Описание места учебного предмета в учебном плане



Срок реализации рабочей программы 1 год (2021-2022уч. год)

7 класс – 170 часов (5 часов в неделю, 34 недели)


1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

9 недель

7 недель

10 недель

8 недель

34 недели

45 часов

35 часов

50 часов

40 часов

170 часов




Методы работы на уроках для формирования нравственных знаний и убеждений:

-рассказ, беседа, разъяснение, убеждение;

-практические задания для развития межличностного общения в различных ситуациях, упражнения, приучение к привычкам нормативного поведения;

-средства воздействия на личность, стимулирующих и подкрепляющих социально-нормативное поведение личности или тормозящих проявление социальных отклонений (поощрение, соревнование, осуждение, похвала);

-опора на положительный пример.

- дидактический материал, иллюстрации.


Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

  1. осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

  2. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  3. развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  5. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

  6. владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  7. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  8. принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

  9. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  10. воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  11. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  12. сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13.проявление готовности к самостоятельной жизни.


Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс.


АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.


Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

  • Различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;

  • деление слов на слоги для переноса; списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;

  • запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами; обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);

  • дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;

  • составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;

выделение из текста предложений на заданную тему; участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

  • различение звуков и букв;

  • характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;

  • списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;

  • запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (25-30 слов);

  • дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов) ;

  • составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);

деление текста на предложения; выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.

Содержание учебного предмета



  • Повторение пройденного в начале года

  • Звуки и буквы

  • Слово

  • Предложение

  • Связная речь

  • Повторение пройденного в конце года

Повторение пройденного в начале года: практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

Звуки и буквы: алфавит; употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Сочетания гласных с шипящими. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).

Слово: различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных. Предлоги до, без, под, над, около, перед. Разделительный ъ. Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

Предложение: членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки) Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

Связная речь: Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно. Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания. Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам. Восстановление несложного деформированного текста по вопросам. Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.


Тематическое планирование (7 класс)

№ п/п

Тема урока

Основные виды деятельности обучающихся

Кол-во

часов

1 четверть(44ч)


Повторение. Предложение. 6 час


1

Предложение

Практическое построение простого предложения.

Устное народное творчество. Считалки. Заклички. Потешки. Пословицы и поговорки. Загадки.

Уметь различать сходные по начертанию буквы.

-выделять главную мысль текста, подбирать к нему заглавие.

-строить простые предложения, списывать текст целыми словами.

-составлять схемы к предложениям.

-писать под диктовку.

Знать о написании большой буквы в начале предложения и точки в конце.

1

2

Выделение предложений из текста.

Считалки. Заклички. Потешки. Пословицы и поговорки. Загадки.

1

3

Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах.

Сказки. Русская народная сказка «Никита Кожемяка».

1

4

Составление предложений из слов, данных в начальной форме.

Тофаларская сказка «Как наказали медведя».

1

5

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Башкирская сказка «Золотые руки».

1

6

Деление текста на предложения.

Русская народная сказка «Морозко».

1

Звуки и буквы. Алфавит .4 час.

7-8

Расположение слов в алфавитном порядке.

Русская народная сказка «Морозко».

Знать алфавит наизусть.

Уметь различать гласные и согласные звуки и буквы

2

9-10

Гласные и согласные буквы.

Русская народная сказка «Два Мороза».

2

Мягкий знак на конце и в середине слова.5 ч.


11-12

Мягкий знак на конце слова.

Татарская сказка «Три дочери».

Уметь определять место расположения мягкого знака на конце, в середине слова

-писать слова с парными согласными в конце и в середине слова, подбирать проверочные слова,

Знать и называть свой домашний адрес , адрес школы .

2

13-14

Мягкий знак в середине слова.

Внеклассное чтение. Чтение сказок народов мира.

2

15

Мягкий знак на конце и в середине слова.

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (отрывки).

1

Разделительный мягкий знак.9ч.


16-17

Разделительный мягкий знак перед буквами е, ё, ю, я, и.

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (отрывки).

Уметь правильно переносить слово с разделительным мягким знаком.

Уметь составлять и записывать рассказа по серии картинок и подробному вопроснику

2

18-19

Правила переноса слов с разделительным мягким знаком.

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (отрывки).

2

20-21

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

По Д. Мамину-Сибиряку «Серая шейка».

2

22

Связная речь. Составление и запись рассказа по серии картинок и подробному вопроснику.

По Д. Мамину-Сибиряку «Серая шейка».

1

23

Диктант «Мягкий знак на конце и в середине слова.

По Д. Мамину-Сибиряку «Серая шейка».

1

24

Работа над ошибками.

По Д. Мамину-Сибиряку «Серая шейка».

1

Гласные после шипящих 5 час

25-26

Сочетание гласных с шипящими.

Повторение пройденного по разделу.

Знать правила и уметь применять его при письме.

Писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу.


2

27-28

Закрепление. Гласные после шипящих.

Картины родной природы. Г. Скребицкий «Июнь».

2

29

Связная речь. Составление рассказа по плану и данным предложениям.

И. Суриков «Ярко солнце светит …»

1

Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. 15ч.

30-31

Звонкие и парные согласные на конце слова.

А. Платонова «Июльская гроза».

Знать звонкие и глухие согласные.

Уметь работать со словарём, составлять предложение по картинке. Списывать текст без ошибок.



2

32-33

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

А. Платонова «Июльская гроза».

2

34-35

Звонкие и парные согласные в середине слова.
А. Прокофьев «Березка». Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату …»

2

36-37

Правописание звонких и глухих согласных в середине слова.

Обобщающий урок по теме «Лето» в разделе «Картины родной природы».

2

38

Закрепление. Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. Работа над ошибками.

Внеклассное чтение рассказов о природе. М. М. Пришвин. Золотой луг.

1

39-40

Контрольное списывание.

Работа над ошибками. Внеклассное чтение

2

41-42

Закрепление. Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. Внеклассное чтение

2

43-44

Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Внеклассное чтение

2

II четверть(38ч)

Ударные и безударные гласные. 6 час

45-46

Ударение. Постановка ударения в словах.

Г. Скребицкий «Сентябрь».

С помощью учителя определять ударную и безударную гласную в слове.

2

47-48

Смыслоразличительная роль ударения.

По И. Соколову-Микитову «Золотая осень».

2

49-50

Различение ударных и безударных гласных.

К. Бальмонт «Осень». Г. Скребицкий «Добро пожаловать».

2

Правописание безударных гласных. 20ч.

51

Одинаковое написание ударных и безударных гласных в различных формах одного и того же слова.

В. Астафьев «Осенние грусти».

Знать способы подбора проверочных слов по образцу

Уметь работать со словарём

Уметь составлять предложение по картинке.

Знать правила и применять его на практике.

Уметь составлять рассказ Птицы зимой» по картинке, вопросам.


1

52-53

Знакомство со способами подбора проверочных слов по образцу.

И. Бунин «Первый снег».

Обобщающий урок по теме «Картины родной природы».

2

54

Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов.

Внеклассное чтение.

1

55-56

Упражнения в написании слов с безударной гласной.

О друзьях – товарищах. Ю. Яковлев «Колючка».

2

57-58

Правописание безударных гласных.

Ю. Яковлев «Рыцарь Вася».

2

59-60

Правописание безударных гласных путём изменения формы слова.

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок).

2

61-62

Правописание безударных гласных путём подбора по образцу родственных слов.

В. Медведев «Фосфорический мальчик».

2

63-64

Правописание слов с безударной гласной в корне слова.

Л. Воронкова «Дорогой подарок».

3

65-66

Дифференциация всех изученных правил

Л. Воронкова «Дорогой подарок».

2

67

Связная речь. Составление рассказа «Птицы зимой» по картинке, вопросам.

Я. Аким «Твой друг».

1

68-69

Диктант. Работа над ошибками.

Внеклассное чтение. Н. Носов «Фантазеры».

2

70-71-72

Закрепление. Правописание безударных гласных. Работа над ошибками.

Басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица», «Щука и Кот», «Квартет».

3

Непроверяемые безударные гласные. 9ч.

73-74

Слова с непроверяемыми безударными гласными.

Обобщающий урок по теме «Басни».

Знать способы подбора проверочных слов по образцу

Уметь с помощью учителя делить текст на части, составлять план для изложения.

Уметь работать со словарём

Уметь составлять предложение по картинке.

Знать правила и применять его на практике.


2

75-76

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными.

Спешите делать добро. Н. Хмелик «Будущий олимпиец».

2

77

Закрепление. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными.

О. Бондарчук «Слепой домик».

1

78

Связная речь. Работа с деформированным текстом. Выделение орфограмм.

В. Осеева «Бабка».

1

79-80

Диктант. Работа над ошибками.

В. Осеева «Бабка».

2

81

Дифференциация слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.

В. Осеева «Бабка».

1

III четверть 48ч.

Слово.

Названия предметов, действий и признаков. 17ч.

82-83

Слова, обозначающие названия предметов.

А. Платонов «Сухой хлеб».

различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом,

- правильно писать имена собственные,

-выделять из предложения слова, обозначающие предметы, действия, признаки. Употреблять разделительный ъ,

- подбирать родственные слова, находить корень,

- писать слова с непроверяемыми гласными, пользуясь словарём.


2

84-85

Названия предметов.

В. Распутин «Люся».

2

86-87

Названия действий.

В. Брюсов «Труд». Р. Рождественский «Огромное небо».

2

88

Слова, обозначающие действия предметов.

Обобщение по теме «Спешите делать добро».

1

89

Различение слов, обозначающих предметы и действия.

Картины родной природы

Ф. Тютчев «Зима».

1

90

Связная речь. Составление и запись небольшого рассказа по теме: «Моя квартира».

Г. Скребицкий «Декабрь».

1

91-92

Названия признаков.

К. Бальмонт «К зиме».

2

93-94

Слова, обозначающие признаки предметов.

Г. Скребицкий «Всяк по-своему».

2

95-96

Названия предметов, действий и признаков.

С. Есенин «Поет зима …»

2

97

Закрепление. «Слова, названия предметов, действий предметов, признаков предметов». Работа над ошибками.

С. Есенин «Береза».

1

98

«Слова, названия предметов, действий предметов, признаков предметов».

А. Пушкин «Зимняя дорога».

1

Имена собственные. 7 ч.

99-100

Имена собственные.

Обобщающий урок по теме: «Картины родной природы. Зима».

Знать, что обозначают имена собственные, как они записываются.

Уметь:

-находить в тексте имена собственные.

-составлять и записывать предложения.

-восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении .

2

101-102

Правописание имен собственных.

Внеклассное чтение. М. М. Пришвин «В краю дедушки Мазая»

2

103-104

Связная речь. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Написание почтового адреса.

Г. Скребицкий «Март».

2

105

Закрепление. Имена собственные.

А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает …»

1

Предлоги. 6 ч.

106-107

Предлоги.

Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы».

Уметь:

-называть предлоги , находить предлоги в предложениях, писать предлоги раздельно с другими словами, составлять предложения с предлогами .

2

108-109

Правописание предлогов с другими словами.

Г. Скребицкий «Весна-красна».

2

110

Связная речь. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

Г. Скребицкий «Грачи прилетели»

1

111

Контрольное списывание.

Г. Скребицкий «Заветный кораблик».

1

Разделительный твёрдый знак. 2 ч.

112-113

Разделительный твёрдый знак.

Г. Скребицкий «В весеннем лесу».

Уметь употреблять разделительный ъ в письменной и устной речи.

2

Родственные слова. 12ч.

114

Понятие о родственных словах.

А. Толстой «Весенние ручьи».

Знать, что обозначают родственные слова.

Уметь:

подбирать родственные слова, находить корень,

писать слова с непроверяемыми гласными, пользуясь словарём, подчёркивать корень в словах.

Составлять и записывать небольшой рассказ по серии картинок.

1

115

Определение корня слова.

А. Пушкин «Гонимы внешними лучами …»

1

116-117

Упражнения в практическом образовании родственных слов.

А. Блок «Ворона». Е. Серов «Подснежник».

2

118

Слова, сходные по звукобуквенному составу, но различные по смыслу.

И. Соколов-Микитов «Весна».

1

119

Слова, сходные по смыслу, но отличающиеся звука – буквенным составом.

И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом …»

1

120

Связная речь. Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок.

Я. Аким «Весна, весною, о весне».

1

121-122

Наблюдения за единообразием написания гласных и согласных в общей части родственных слов.

Обобщающий урок по теме «Весна».

2

123-124

Диктант за III четверть. Работа над ошибками.

Внеклассное чтение. Б. Житков «Наводнение»

2

125-126

Упражнения в словоизменении и подборе родственных слов, обозначающих предметы, действия, признаки.

Внеклассное чтение.

2

IVчетверть 41ч.

Предложение. 16 ч.

127

Предложение. Практическое построение простого предложения.

О животных. Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка».

Знать:

-из чего состоит наша речь.

Уметь:

- членить речь на предложения, выделять в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится, что говорится.

- составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами в предложениях по вопросам,

- ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак),

- находить в предложении подлежащее, сказуемое, второстепенные члены (без деления на виды),

- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями.

1

128

Связная речь. Составление и запись небольшого рассказа по сюжетной картинке и вопросам.

1

129

Выделение предложений из текста.

Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка».

1

130-131

Упражнения в составлении предложений.

А. Толстой «Желтухин».

2

132-133

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

А. Толстой «Желтухин».

2

134-135

Дополнение предложений из слов, данных в начальной форме.

К. Паустовский «Кот Ворюга».

2

136

Составление рассказа по картинке, вопросам и данным словам.

Внеклассное чтение.

1

137-138-139

Установление связи между словами в предложении по вопросам.

Б. Житков «Про обезьянку».

3

140-142-143

Распространение предложений.

Э. Асадов «Дачники».

3

Знаки препинания в конце предложения. 5ч.

144-145

Вопросительный знак в конце предложения.

Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны».

Знать виды знаков препинания

- ставить соответствующие знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак).

2

146-147

Восклицательный знак в конце предложения.

С. Михалков «Будь человеком».

2

148

Знаки препинания в конце предложения.

Обобщение по теме «О животных».

1

Главные и второстепенные члены предложения. 8ч.

149-150

Главные члены предложения. Сказуемое.

Из прошлого нашего народа. О. Тихомиров «На поле Куликовом».

Знать:

главные и второстепенные -члены предложения: подлежащее, сказуемое.

2

151-152

Главные члены предложения. Подлежащее.

О. Тихомиров «На поле Куликовом».

2

153-154

Подлежащее и сказуемое – главные слова в предложении.

По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года».

2

155-156

Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года».

2

Повторение пройденного. 14 ч.

157

Алфавит.

Внеклассное чтение. М. М. Пришвин «Ярик»

Уметь различать сходные по начертанию буквы.

-выделять главную мысль текста, подбирать к нему заглавие.

-строить простые предложения, списывать текст целыми словами.

-составлять схемы к предложениям.

-писать под диктовку.

-подбирать родственные слова

Знать о написании большой буквы в начале предложения и точки в конце.

Уметь составлять простые рассказы по картинкам.

1

158-159

Родственные слова.

Н. Некрасов «… И снится ей жарков лето …» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

2

160-161

Итоговый контрольный диктант. Работа над ошибками.

А. Куприн «Белый пудель» (отрывки).

2

162-163

Парные звонкие и глухие согласные.

А. Куприн «Белый пудель» (отрывки).

2

164-165

Главные и второстепенные члены предложения.

Л. Жариков «Снега, поднимайтесь метелью!». Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата».

2

166-167

Безударные гласные.

В. Гюго «Гаврош» (отрывки). М. Твен «Приключение Тома Сойера» (отрывки).

2

168-169-170

Составление рассказа по картинкам.

С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

3

Итого: 170 часов










Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Список основной литературы

  1. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой; ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2015 г.

  2. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной)

общеобразовательной школе VIII вида. - М.: Издательство «ВЛАДОС», 2006 г..

  1. "Обучение и воспитание детей с умеренными и выраженными нарушениями умственного развития" в 2-х частях, Т.Б. Баширова, С.М. Соколова, Иркутск 2011г.

  2. Гарнаева Е.И., Егорова Е.А., Карасёва Р.М. Электронное учебно - методическое пособие для работы с детьми 1-2 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

  3. А.К.Аксенова. Обучение грамоте. Методические рекомендации для учителей коррекционных школ. 2017г.

  4. Шишкова, С.Ю. Буквограмма. В школу с радостью: коррекция и развитие письменной и устной речи. От 5 до 14 лет / С.Ю. Шишкова. - М.: АСТ, 2016 г

  5. Чтение 5 класс Учебник для специальных (коррекционных)образовательных учреждений 8 вида Издательство «Просвещение» 2020 г.

  6. Е.Д..Худенко, И.А. Терехова Знакомство с окружающим миром Учебник для специальных (коррекционных)образовательных учреждений 8 вида Издательство «Просвещение» 2004г.

9. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. Москва - 2005 год.

10.Матасова Н.В. Занимательный материал к урокам обучения грамоте и русского языка. Волгоград – 2005 год.








Дополнительная литература

1. Раздаточный материал: карточки с заданиями, картинки

2. Демонстрационные пособия: иллюстрации и фотографии объектов природы.

3. Оборудование для мультимедийных демонстраций: компьютер.



Интернет-ресурсы (ЦОР и ЭОР):

1.www.edu.ru (сайт МОиН РФ).

2.www.school.edu.ru (Российский общеобразовательный портал).

3.www.pedsovet.org (Всероссийский Интернет-педсовет)

4.www.fipi.ru (сайт Федерального института педагогических измерений).

5.www.it-n.ru (сеть творческих учителей)

6.www.som.fsio.ru (сетевое объединение методистов)

7.http:// festival.1september.ru (фестиваль педагогических идей «Открытый урок» («Первое сентября»)).

8.www.eidos.ru/ gournal/content.htm (Интернет - журнал «Эйдос»).

9.http:/school.collection.informika.ru (единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

10.http://teacher.fio.ru (педагогическая мастерская, уроки в Интернете и другое).

11.http://mega.km.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия).





Приложение.

Критерии оценивания и измерения уровня знаний, умений и навыков у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

 Доступная деятельность (игровая, предметная, коммуникативная, трудовая и др.) является источником знаний, об окружающем мире. Разнообразная практическая деятельность со временем преобразуется в индивидуальный социально значимый опыт, при этом шкала индивидуальных достижений того или иного ребенка может быть различной. Для одного уровень достижений будет охватывать самые простейшие бытовые умения, для другого – овладение навыками хозяйственно-бытового самообслуживания, умения быть полезным не только для себя, но и для окружающих, для третьего – способность к элементарному обучению чтению, письму, счету, и другому, самостоятельному обеспечению простейших социально-культурных потребностей: ходить в магазин за покупками, уметь готовить, организовать свой досуг, контактировать с окружающими людьми и др.

 Все обучение детей, с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, делится на несколько образовательных этапов.

  Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что ещё предстоит ему освоить.

 При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности. Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности:

  • действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);

  • действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;

  • действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;

  • действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);

  • действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;

  • действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.

 Как правило, по обучаемости, проявляющейся в овладении теми или иными знаниями, умениями и навыками учащихся можно разделить на четыре группы:

1.Первую составляют дети (10 – 15 %), которые в целом правильно выполняют предъявляемые им задания, они наиболее активны и самостоятельны в усвоение заданного материала.

2.Вторую группу (25 – 30%) характеризует замедленный темп продвижения, они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены.

3.Третья группа учащихся (35 – 40%) отличается пассивностью инертностью психических процессов, нарушениями внимания, что приводит к разнообразным ошибкам. Как правило, эти ученики обучаются по сниженной программе по всем разделам программы.

4.Четвертая группа (10 – 15%) характеризуется тем, что дети обучаются по индивидуальным программам. Для них обозначается система минимальных знаний, обеспечивающих начальных основ письма, простейшего счета, чтения. Обучать таких детей необходимо в целях их социальной поддержки.

 На основе приведенных характеристик оценку «удовлетворительно усвоил рекомендуемую программу данного года обучения» получают дети, если они, верно, выполняют от 35 % до 50 процентов заданий. Оценку «хорошо усвоил рекомендуемую программу данного года обучения» - при выполнении от 50% до 65% заданий. Оценка «достаточно хорошо усвоил рекомендуемую программу данного года обучения», если выполнено свыше 65% заданий. При выполнении ниже 35% заданий учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью могут быть оценены, как «рекомендуемую программу данного года обучения усвоил на минимальном уровне» и оставлены решением ПМПК на повторное прохождение данного года обучения.

  В любом случае при составлении итоговой характеристики, для прохождения Психолого-Медико-Педагогической Комиссии для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, следует исходить от достигнутого ими минимального уровня развития, т. е. адекватного структуре их дефекта.

При устных ответах 

Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе и результаты практических работ (в пределах программы), устанавливает связи между объектами и явлениями природы, между природой и человеком, умеет ориентироваться в тексте учебника и находить правильные ответы, даёт полные ответы на поставленные вопросы.

Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов. При указании на них учителем все эти недочёты ученик легко исправляет сам.

Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил учебный материал, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, результаты практических работ, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, между природой и человеком, но может с помощью учителя исправить перечисленные недочёты, ориентируясь в тексте учебника с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

29