СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Элективный курс по русскому языку. Культура речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Элективный курс по русскому языку. Культура речи"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ново-Золотовская средняя общеобразовательная школа»

Ростовская область, Семикаракорский район,

ст. Новозолотовская, ул. Октябрьская, 50

тел. 8 86356 23317



«Утверждаю»

Приказ № 105 от 28.08.2022 г.

Директор МБОУ Ново-Золотовская СОШ

______________ Е. В. Жировов






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Элективный курс по русскому языку «Культура речи»»

на 2022-2023 учебный год

Уровень общего образования: среднее общее образование

11 класс


Учитель: Гусева Елена Валентиновна












ст. Новозолотовская

2022 год





СОДЕРЖАНИЕ

1.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности (личностные и метапредметные)

3

2.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

5


3.

Тематическое планирование


7

4.

Приложение: описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

13





  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Рабочая программа курса внеурочной деятельности обще интеллектуальной направленности «Русский язык и культура речи» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и направлена на углубленное изучение русского языка, рассчитана на один год и ориентирована на обучающихся 11 класса с использованием следующих нормативно-правовых документов:

  1. закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.;

  2. федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями);Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями);

  3. примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

  4. санПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);

  5. рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД1552/03);

  6. учебный план МБОУ Ново-Золотовская СОШ на 2022-2023 уч. год;

  7. годовой календарный учебный график на 2022-2023 уч. год. МБОУ Ново-Золотовская СОШ.


Освоение курса внеурочной деятельности «Русский язык и культура речи» предполагает достижение следующих результатов:

Личностные результаты освоения программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной,

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями,

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям,

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды,

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты освоения программы должны отражать:

1)умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты,

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, применению различных методов познания,

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач,

6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей,

7) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства,

8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.


2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

Формы организации учебных занятий по курсу «Русский язык и культура речи» следующие: практикумы, самостоятельная работа обучающихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы), работа в группах, проектная деятельность.

Основные виды учебной деятельности на занятиях:

работа с научно-популярной литературой;

отбор и сравнение материала по нескольким источникам;

систематизация учебного материала;

комплексный анализ текста;

анализ проблемных ситуаций,

выполнение практических работ, в том числе по материалам ЕГЭ по русскому языку.

Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «Знатоки русского языка» включает следующие критерии:

  • участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях;

  • участие в городских, региональных, российских творческих и интеллектуальных мероприятиях;

  • итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение, презентация, литературное, художественное или декоративно-прикладное произведение, представленное через выставки, открытый урок и т.д.)

Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироват­ься учителем в портфо­лио ученика.



  1. Календарно-тематическое планирование


Учебно-тематический план


п/п

Тематика и содержание программы

Занятия по освоению теоретического материала, часов

Практические занятия, часов

Всего часов

1

Язык и речь. Культура речи

4

2

6

2

Культура речи. Речевые ошибки

6

5

11

3

Культура речи. Грамматические ошибки

8

5

13

4

Культура речи. Речь правильная и речь хорошая

3

1

5

Итого:

34









Календарно-тематическое планирование


11 класс

занятия

Дата



Тема занятия


Количество

часов


Характеристика деятельности

обучающегося


план

факт

Язык и речь. Культура речи (6 часов)

1



Русский язык и культура речи. Основные понятия культуры речи. Норма и ошибка в речи.

1

Знакомство с ролью русского языка как могучего средства общественного развития, важнейшего средства человеческого общения, с понятием «культура речи», с местом русского среди других языков в современном мире; выявление проблемы экологии языка, с понятием «языковая норма».

2



Язык – знаковая система. Уровни языка. Функциональные разновидности литературного языка.

1

Знакомство с языком как знаковой системой, с уровнями языка, с функциональными разновидностями современного русского литературного языка и их отличительными признаками по уровням языка.

3



Единицы языка. Понятие о языковой норме.

1

Знакомство с основными морфологическими, синтаксическими и орфоэпическими нормами. Изучение примеров изменения норм литературного языка из художественных произведений.

Решение заданий, связанных с орфоэпическими нормами, нормами управления и согласования, разбор заданий ЕГЭ.

4



Литературная норма как основа, обеспечивающая коммуникацию.

1

Знакомство с основными морфологическими, синтаксическими и орфоэпическими нормами. Изучение примеров изменения норм литературного языка из художественных произведений.

Решение заданий, связанных с орфоэпическими нормами, нормами управления и согласования, разбор заданий ЕГЭ.

5



Коммуникативный аспект культуры речи.


Изучение коммуникативного аспекта культуры речи; примеров изменения норм литературного языка по материалам ресурсов интернета и текстов художественной литературы и публицистики.

6



Решение заданий ЕГЭ.

1

Решение заданий ЕГЭ, связанных с основными морфологическими, синтаксическими и орфоэпическими нормами.

Культура речи. Речевые ошибки (11 часов)

7



Классификация речевых ошибок.

1

Изучение классификации речевых ошибок; работа по коррекции речевых ошибок, допущенных обучающимися в сочинениях по русскому языку и литературе.

8



Ошибки, связанные с употреблением слов в несвойственном им значении.

1

Анализ ошибок, связанных с употреблением слов в несвойственном им значении, и причин их возникновения: незнание значения слова, смешение паронимов, незнание фразеологизмов и их значения.

9



Ошибки, обусловленные нарушением лексической и логической сочетаемости слов.

1

Изучение и коррекция ошибок, обусловленных нарушением лексической и логической сочетаемости слов (оказать пользу, играть значение и т.д.)

10



Лексические ошибки, связанные с употреблением лишних слов (плеоназмов).

1

Изучение и коррекция лексических ошибок, связанных с употреблением лишних слов (плеоназмов), употребление которых ничего не добавляет к уже сказанному и ничего не уточняет в нем (проливной ливень, очень прекрасное и т.д.).

11



Тавтология как речевая ошибка.

1

Анализ тавтологии как речевой ошибки (жители живут, целесообразные цели и т.д.).

12



Неуместное повторение слов.

1

Анализ неуместного повторения в предложении слов как речевой ошибки.

13



Двусмысленность при употреблении местоимения.

1

Изучение и коррекция такой речевой ошибки, как Двусмысленность при употреблении местоимения в предложении.

14



Использование однотипных синтаксических конструкций.

1

Изучение и коррекция такой речевой ошибки, как Использование однотипных синтаксических конструкций (речевая бедность); работа по формированию умения использовать синтаксические конструкции разного типа для выражения одной и той же мысли.

15



Стилистическая неуместность.

1

Анализ ошибок, связанных со стилистической неуместностью, и причин их возникновения: смешение лексики разных исторических эпох, неоправданное употребление просторечных и диалектных слов, использование слов и выражений иной стилевой окраски.

16



Нарушение порядка слов.

1

Анализ ошибок, связанных с нарушением порядка слов, который характерен для русского языка и связан с расположением отдельных членов предложения, и их разновидностей: разделение частей составного именного сказуемого, постановка косвенного дополнения перед прямым, относительного прилагательного перед качественным и др.

17



Тестирование по теме «Речевые ошибки».

1

Тестирование по теме «Речевые ошибки», показывающее умение обнаруживать, классифицировать и корректировать речевые ошибки.

Культура речи. Грамматические ошибки (13 часов)

18



Классификация грамматических ошибок.

1

Изучение классификации грамматических ошибок; работа по коррекции речевых ошибок, допущенных обучающимися в сочинениях по русскому языку и литературе.

19



Ошибки в образовании слова, связанные с неправильным выбором приставки и суффикса.

1

Изучение и коррекция ошибок в образовании слова, связанных с неправильным выбором приставки и суффикса; развитие умения видеть состав слова, находить для слова производящую основу и словообразовательные элементы.

20



Ошибки в образовании форм слова.

1

Изучение и коррекция ошибок в образовании форм слова, обозначающих одно и то же понятие, но различающихся грамматическим значением: при формообразовании собирательных числительных, имен существительных, степеней сравнения, местоимений.

21



Ошибки в согласовании.

1

Анализ и устранение ошибок в согласовании, связанных с неверным установлением связей между словами.

22



Ошибки в управлении.

1

Анализ и устранение ошибок в управлении, связанных с употреблением зависимых слов не в том падеже, которого от них требует главное слово, в управлении при синонимических словах, при выборе предлога при управлении.

23



Ошибки при употреблении причастного оборота.

1

Анализ и устранение ошибок при употреблении причастного оборота: отрыв причастного оборота от определяемого слова, определяемое слово внутри причастного оборота и др.

24



Ошибки при употреблении деепричастного оборота.

1

Анализ и устранение ошибок при употреблении деепричастного оборота: отсутствие основного действия-глагола при добавочном действии-деепричастии, неверное указание лица, совершающего добавочное действие-деепричастие.

25



Ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого.

1

Работа по выявлению и коррекции грамматических ошибок в простом и сложном предложении, связанных с нарушением согласования по числу (единственному и множественному) подлежащего и сказуемого.

26



Ошибки при употреблении однородных членов предложения.

1

Работа по выявлению и коррекции грамматических ошибок при употреблении однородных членов предложения: несопоставимость понятий, несочетаемость родовых и видовых понятий, нарушение связи между однородными членами и обобщающим словом, неверное употребление двойных союзов при однородных членах предложения и др.

27



Ошибки в построении сложного предложения. Нарушение границ предложения.

1

Работа по выявлению и коррекции грамматических ошибок в построении сложного предложения и нарушения границ предложения: нарушение порядка следования придаточных частей, неверный выбор подчинительного союза, неуместное употребление указательного местоимения в сложном предложении, оформление в самостоятельные предложения частей сложноподчиненного предложения.

28



Ошибки при употреблении прямой и косвенной речи.

1

Работа по выявлению и коррекции грамматических ошибок при употреблении прямой и косвенной речи, связанных со смешением прямой и косвенной речи.

29



Ошибки при употреблении предложно-падежной формы.

1

Работа по выявлению и коррекции грамматических ошибок при употреблении предложно-падежной формы: ошибки при употреблении предлогов благодаря, согласно, вопреки в форме Д.п. и предлога по в форме П.п.

30



Тестирование по теме «Грамматические ошибки».

1

Тестирование по теме «Грамматические ошибки», показывающее умение обнаруживать, классифицировать и корректировать грамматические ошибки.

Культура речи. Речь правильная и речь хорошая (5 часов)

31-32



Понятие правильной речи. Соблюдение норм литературного языка.

2

Знакомство с понятием речи правильной, строящейся в соответствии с соблюдением норм современного русского литературного языка: орфоэпических, морфологических, синтаксических, лексических и др.

33



Основные качества речи хорошей: содержательность, точность, понятность, чистота, выразительность и богатство.

2

Знакомство с понятием речи хорошей и с ее качествами: содержательностью, точностью, понятностью, чистотой, выразительностью и богатством; развитие навыков хорошей речи обучающихся в монологическом высказывании.

34



Тестирование по теме «Культура речи».

1

Решение тестовых заданий по тематическим разделам «Культуры речи».

Итого:

34





Приложение

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности


Перечень используемой литературы


• Бабайцева В. В. Русский язык. 10-11 кл.: Учеб. для общеобраз. учрежд. филологического профиля / В. В. Бабайцева. - М.: Дрофа, 2005.

• Владимирская Г. Н. Тренажер для подготовки к экзамену. Русский язык. 10-11 кл. / Г. Н. Владимирская, С. И. Райский. - М.: Новый учебник, 2004.

• Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: Учебное пособие / Н. Г. Гольцова И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2002.

• Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Русский язык. 10-11 классы. - М.: Просвещение, 2012.

• Дейкина А. Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А. Д. Дейкина Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2002.

• Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. 10-11 классы / О. С. Иссерс, Н.А.Кузьмина. -М.: Дрофа, 2005.

• Капинос В.И., Пучкова Л.И. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. М. - «Интеллект-центр», 2005;

• Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену/ М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: СА¬ГА, Азбука-классика, 2005.

• Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.

• Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.

• Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10 кл. - М.: TL «Сфера», 2004.

• Розенталь Д.Э.Справочник по правописанию и литературной правке. - М., 2001;


Список литературы по русскому языку для учителя

• Цыбулько И.П., Александров В.Н., Соловьева Т.В. и др. Русский язык. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена. – М.: Русское слово, 2009.

• Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2009.

• Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Русский язык/ ФИПИ авторы составители: А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова – М.: Астрель, 2009.

• Пахнова Т.М. Русский язык: Интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом. – М.: Дрофа, 2009.

• Долина Т.А. Готовимся к единому государственному экзамену: учимся аргументировать собственное мнение по проблеме: пособие для учащихся. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2010.

• Кушевич Т.А. Изучение выразительных возможностей русского языка: повторительно-обобщающие уроки в 10-11 классах. – М.: Чистые пруды, 2006.

• Хазанова И.В. Подготовка к ЕГЭ с помощью диктантов. – М.: Чистые пруды, 2005.

• Шапиро Н.А. Работа с текстом на уроках словесности: 10-11 классы. – М.: Чистые пруды, 2005.

• Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М.: Айрис-пресс, 2007.

• Розенталь Д.Э. Русский язык на отлично. Стилистика и культура речи. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2009.

• Список справочной литературы по русскому языку для учащихся

• Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – 9-е изд. – М., 2004.

• Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. – 2-е изд. – М., 2005.

• Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2003.

• Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка / под ред. Ф.П.Филина. – 2-е изд. – М., 1998.

• Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.

• Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – 6-е изд. – М., 2003.

• Ожегов С. И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: «А ТЕМП», 2004.

• Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов. – 7-е изд. – М., 2005.

• Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. – 2-е изд. – М., 1998.

• Тихонов А..Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – 2 изд., перераб. – м., 1991.

• Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь.- 41-е изд. – М., 1990.

• Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. - М., 1997.

Список электронных ресурсов

www.ege.edu.ru

www.fipi.org.ru

http://rus.1september.ru

Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»

http://www.gramota.ru

http://language.edu.ru

http://www.gramma.ru

http://www.mapryal.org

http://www.rusword.org

http://www.ruscorpora.ru

Оборудование и приборы, необходимые для реализации программы

Технические средства обучения:

мультимедийный компьютер;

мультимедийный проектор;

экран навесной;

 доска магнитная.



7