Согласовано Зам. директора МОУ «СОШ с.Заветное» __________/Разумова Т.Ю./ | Утверждаю Директор МОУ «СОШ с.Заветное» ________/Москалёва Ю.А./ Приказ № от |
| |
| |
Рабочая программа
по учебному предмету «физическая культура»
уровень основного общего образования
Составитель
учитель физической культуры
Семенов Валерий Николаевич
Содержание рабочей программы
Пояснительная записка __________________________________________3
Планируемые результаты освоения учебного предмета ______________4
Содержание учебного предмета ___________________________________6
Тематическое планирование ______________________________________10
Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре для 5-9 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. № 1577;
- Примерная программа по учебному предмету «физическая культура»;
- Авторская программа учебного предмета, разработанная в соответствии с требованиями ФГОС. Автор программы А.П. Матвеев
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 г. №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.05.2019 г. № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 г. № 345».
На изучение физической культуры в 5-9 классах отводится следующее количество часов: 5 класс - всего 102 часа в год; в неделю 3 часа
6 класс - всего 102 часа в год; в неделю 3 часа
7 класс - всего 102 часа в год; в неделю 3 часа
8 класс - всего 102 часа в год; в неделю 3 часа
9 класс - всего 102 часа в год; в неделю 3 часа
Для реализации данной программы используется линия учебников под редакцией А.П. Матвеев. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации» и включен в Перечень учебников, рекомендованных для использования в образовательных учреждениях РФ и соответствующих требованиям ФГОС.
Предметная линия учебников под редакцией А.П. Матвеев:
А.П. Матвеев. Физическая культура. 5 класс - М.: Просвещение, 2014
А.П. Матвеев. Физическая культура. 6 - 7 класс - М.: Просвещение, 2015
А.П. Матвеев. Физическая культура. 8 - 9 класс - М.: Просвещение, 2016
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе.
Личностные результаты проявляются в готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированности их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности в системе значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установках, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознании, экологической культуре; способности ставить цели и строить жизненные планы; способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.
В процессе обучения предмету физической культуры в единстве взаимодействия с изучением содержания других предметов личностные результаты будут отражать:
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, формирование умений оказывать первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможности реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
сформированность экологического мышления, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, опыт эколого-направленной деятельности;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты проявляются межпредметными понятиями и универсальными учебными действиями (регулятивными, познавательными, коммуникативными), способностью их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельностью в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способностью к построению индивидуальной образовательной траектории, владением навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
Метапредметные результаты освоения учебной программы в конструкции межпредметных связей будут отражать:
умение самостоятельно определять цели деятельности, планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, правильно использовать языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения базового курса физической культуры будут отражать:
умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;
владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью;
владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты
Выпускник научится:
рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями; использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений);
выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять легкоатлетические упражнения в беге и в прыжках (в длину и высоту);
выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма;
вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий с физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа;
выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных отклонений в показателях здоровья;
преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;
Содержание учебного предмета.
С учетом материально-технической базы школы лыжная подготовка заменена кроссовой.
Физическая культура как область знаний
История и современное развитие физической культуры.
Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Олимпийское движение в России. Современные Олимпийские игры. Физическая культура в современном обществе. Организация и проведение пеших туристических походов. Требования техники безопасности и бережного отношения к природе.
Современное представление о физической культуре (основные понятия). Физическое развитие человека. Физическая подготовка, ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Техника движений и ее основные показатели. Спорт и спортивная подготовка. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».
Физическая культура человека. Здоровье и здоровый образ жизни. Коррекция осанки и телосложения. Контроль и наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и физической подготовленностью. Требования безопасности и первая помощь при травмах во время занятий физической культурой и спортом.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой (выбор мест занятий, инвентаря и одежды, планирование занятий с разной функциональной направленностью). Подбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз, коррекции осанки и телосложения. Составление планов и самостоятельное проведение занятий спортивной подготовкой, прикладной физической подготовкой с учетом индивидуальных показаний здоровья и физического развития. Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий. Оценка техники осваиваемых упражнений, способы выявления и устранения технических ошибок. Измерение резервов организма (с помощью простейших функциональных проб).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для оздоровительных форм занятий физической культурой. Комплексы упражнений современных оздоровительных систем физического воспитания, ориентированных на повышение функциональных возможностей организма, развитие основных физических качеств. Индивидуальные комплексы адаптивной физической культуры (при нарушении опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, дыхания и кровообращения, при близорукости).
Спортивно-оздоровительная деятельность. Гимнастика с основами акробатики: организующие команды и приемы. Акробатические упражнения и комбинации. Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах (опорные прыжки, упражнения на гимнастическом бревне (девочки), упражнения на перекладине (мальчики), упражнения и комбинации на гимнастических брусьях, упражнения на параллельных брусьях (мальчики), упражнения на разновысоких брусьях (девочки). Ритмическая гимнастика с элементами хореографии (девочки). Легкая атлетика: беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Упражнения в метании малого мяча. Спортивные игры: технико-тактические действия и приемы игры в футбол, мини-футбол, волейбол, баскетбол. Правила спортивных игр. Игры по правилам.
Прикладно-ориентированная физкультурная деятельность. Прикладная физическая подготовка: ходьба, бег и прыжки, выполняемые разными способами в разных условиях; лазание, перелезание, ползание; метание малого мяча по движущейся мишени; преодоление препятствий разной сложности; передвижение в висах и упорах. Полосы препятствий, включающие разнообразные прикладные упражнения. Общефизическая подготовка. Упражнения, ориентированные на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, ловкости). Специальная физическая подготовка. Упражнения, ориентированные на развитие специальных физических качеств, определяемых базовым видом спорта (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика, спортивные игры).
Тематическое планирование
№ | Тематический раздел, тема | Количество часов | Формы контроля |
5 класс | |
1 | Знания о физической культуре. | В процессе урока | Фронтальный опрос |
2 | Способы двигательной (физкультурной) деятельности | 3 | |
2.1 | Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. | В процессе урока | Самостоятельная работа |
2.2 | Оценка эффективности занятий физической культурой. | В процессе урока | Оценка техники выполнения упражнения |
3 | Физическое совершенствование | 99 | |
3.1 | Физкультурно-оздоровительная деятельность. "Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО). | В процессе урока | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
3.2 | Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью | | |
| 1. Гимнастика с основами акробатики. | 17 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 2. Лёгкая атлетика. | 23 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 3.Кроссовая подготовка | 15 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 4. Баскетбол | 16 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 5. Волейбол | 18 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 6. Футбол. | 7 | Оценка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| Всего | | 102 |
| Практическая часть | | |
| Зачет | | 6 |
| Контрольные работы | | 3 |
| 6 класс | | |
1 | Знания о физической культуре. | В процессе урока | Фронтальный опрос |
2 | Способы двигательной (физкультурной) деятельности | 3 | |
2.1 | Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. | В процессе урока | Самостоятельная работа |
2.2 | Оценка эффективности занятий физической культурой. | В процессе урока | Оценка техники выполнения упражнения |
3 | Физическое совершенствование | 99 | |
3.1 | Физкультурно-оздоровительная деятельность. "Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО). | В процессе урока | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
3.2 | Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью | | |
| 1. Гимнастика с основами акробатики. | 17 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 2. Лёгкая атлетика. | 23 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 3. Кроссовая подготовка | 15 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 4. Баскетбол | 16 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 5. Волейбол | 18 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 6. Футбол. | 7 | Оценка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| Всего | | 102 |
| Практическая часть | | |
| Зачет | | 6 |
| Контрольные работы | | 3 |
| 7 класс | | |
1 | Знания о физической культуре. | В процессе урока | Фронтальный опрос |
2 | Способы двигательной (физкультурной) деятельности | 3 | |
2.1 | Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. | В процессе урока | Самостоятельная работа |
2.2 | Оценка эффективности занятий физической культурой. | В процессе урока | Оценка техники выполнения упражнения |
3 | Физическое совершенствование | 99 | |
3.1 | Физкультурно-оздоровительная деятельность."Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО). | В процессе урока | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
3.2 | Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью | | |
| 1. Гимнастика с основами акробатики. | 18 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 2.Лёгкая атлетика. | 25 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 3. Кроссовая подготовка | 18 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 4.Баскетбол | 16 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 5. Волейбол | 18 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 6. Футбол. | 7 | Оценка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| Всего | | 102 |
| Практическая часть | | |
| Зачет | | 6 |
| Контрольные работы | | 3 |
| 8 класс | | |
1 | Знания о физической культуре. | В процессе урока | Фронтальный опрос |
2 | Способы двигательной (физкультурной) деятельности | | |
2.1 | Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. | В процессе урока | Самостоятельная работа |
2.2 | Оценка эффективности занятий физической культурой. | В процессе урока | Оценка техники выполнения упражнения |
3 | Физическое совершенствование | 102 | |
3.1 | Физкультурно-оздоровительная деятельность."Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО). | В процессе урока | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
3.2 | Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью | | |
| 1. Гимнастика с основами акробатики. | 18 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 2.Лёгкая атлетика. | 24 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 3. Кроссовая подготовка | 15 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 4.Баскетбол | 27 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 5. Волейбол | 18 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| Всего | | 102 |
| Практическая часть | | |
| Зачет | | 9 |
| Контрольные работы | | 3 |
| 9 класс | | |
1 | Знания о физической культуре. | В процессе урока | Фронтальный опрос |
2 | Способы двигательной (физкультурной) деятельности | | |
2.1 | Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. | В процессе урока | Самостоятельная работа |
2.2 | Оценка эффективности занятий физической культурой. | В процессе урока | Оценка техники выполнения упражнения |
3 | Физическое совершенствование | 102 | |
3.1 | Физкультурно-оздоровительная деятельность."Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО). | В процессе урока | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
3.2 | Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью | | |
| 1. Гимнастика с основами акробатики. | 18 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 2.Лёгкая атлетика. | 24 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 3. Кроссовая подготовка | 15 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 4.Баскетбол | 27 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 5. Волейбол | 18 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| Всего | | 102 |
| Практическая часть | | |
| Зачет | | 8 |
| Контрольные работы | | 3 |