Рабочая программа
по учебному предмету «физическая культура»
уровень среднего общего образования
Составитель
учитель физической культуры
Семенов Валерий Николаевич
Содержание рабочей программы
Пояснительная записка __________________________________________3
Планируемые результаты освоения учебного предмета ______________4
Содержание учебного предмета ___________________________________6
Тематическое планирование ______________________________________10
Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре для 10-11 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. № 1577;
- Примерная программа по учебному предмету «физическая культура»;
- Авторская программа учебного предмета, разработанная в соответствии с требованиями ФГОС. Автор программы А.П. Матвеев
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 г. №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.05.2019 г. № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 г. № 345».
На изучение физической культуры в 10-11 классах отводится следующее количество часов:
10 класс - всего 102 часа в год; в неделю 3 часа
11 класс - всего 102 часа в год; в неделю 3 часа
Для реализации данной программы используется линия учебников под редакцией А.П. Матвеев. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации» и включен в Перечень учебников, рекомендованных для использования в образовательных учреждениях РФ и соответствующих требованиям ФГОС.
Предметная линия учебников под редакцией А.П. Матвеев:
А.П. Матвеев. Физическая культура. 10-11 классы - М.: Просвещение, 2020
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в средней школе.
Личностные результаты проявляются в готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированности их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности в системе значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установках, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознании, экологической культуре; способности ставить цели и строить жизненные планы; способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.
В процессе обучения предмету физической культуры в единстве взаимодействия с изучением содержания других предметов личностные результаты будут отражать:
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, формирование умений оказывать первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможности реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
сформированность экологического мышления, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, опыт эколого-направленной деятельности;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты проявляются межпредметными понятиями и универсальными учебными действиями (регулятивными, познавательными, коммуникативными), способностью их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельностью в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способностью к построению индивидуальной образовательной траектории, владением навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
Метапредметные результаты освоения учебной программы в конструкции межпредметных связей будут отражать:
умение самостоятельно определять цели деятельности, планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, правильно использовать языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения базового курса физической культуры будут отражать:
умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;
владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью;
владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Физическая культура» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
определять влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
знать способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
знать правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями общей, профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности;
характеризовать индивидуальные особенности физического и психического развития;
характеризовать основные формы организации занятий физической культурой, определять их целевое назначение и знать особенности проведения;
составлять и выполнять индивидуально ориентированные комплексы оздоровительной и адаптивной физической культуры;
выполнять комплексы упражнений традиционных и современных оздоровительных систем физического воспитания;
выполнять технические действия и тактические приемы базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
практически использовать приемы самомассажа и релаксации;
практически использовать приемы защиты и самообороны;
составлять и проводить комплексы физических упражнений различной направленности;
определять уровни индивидуального физического развития и развития физических качеств;
проводить мероприятия по профилактике травматизма во время занятий физическими упражнениями;
владеть техникой выполнения тестовых испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
самостоятельно организовывать и осуществлять физкультурную деятельность для проведения индивидуального, коллективного и семейного досуга;
выполнять требования физической и спортивной подготовки, определяемые вступительными экзаменами в профильные учреждения профессионального образования;
проводить мероприятия по коррекции индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств по результатам мониторинга;
выполнять технические приемы и тактические действия национальных видов спорта;
выполнять нормативные требования испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);
осуществлять судейство в избранном виде спорта;
составлять и выполнять комплексы специальной физической подготовки.
Содержание учебного предмета.
С учетом материально-технической базы школы лыжная подготовка заменена кроссовой.
Знания о физической культуре
Физическая культура в жизни современного человека
Физическая культура как сложноорганизованное социальное явление, основные ее виды и формы организации, их роль и значение в укреплении здоровья.
Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья (извлечения из статей, касающихся соблюдения прав и обязанностей граждан в занятиях физической культурой и спортом).
Комплекс ГТО как основа прикладно-ориентированной физической культуры, характеристика структурных оснований и нормативно-тестирующих заданий.
Спорт в современном мире, его виды и разновидности, цели и задачи развития.
Физическая культура как фактор укрепления здоровья
Здоровье как главная человеческая ценность, характеристика его системно-структурных компонентов, их развитие посредством занятий физической культурой.
Физическая культура и физическое здоровье как взаимосвязанные явления, характеристика основных причин, ухудшающих состояние физического здоровья. Адаптация как фактор расширения и повышения функциональных возможностей организма, укрепления и сохранения физического здоровья. Фазовый характер адаптации, его роль и значение в планировании занятий физической культурой.
Физическая культура и психическое здоровье человека как взаимосвязанные явления, роль и значение положительных эмоций в укреплении и сохранении психического здоровья, профилактике развития психических заболеваний. Роль и значение занятий физической культурой в укреплении и регулировании психических состояний.
Физическая культура и нравственное здоровье, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Особенности воспитания нравственных качеств в процессе занятий физической культурой и спортом.
Современные оздоровительные системы
Здоровый образ жизни и его основные признаки, положительная связь с занятиями физической культурой и спортом. Формы организации занятий физической культурой в структуре здорового образа жизни, оптимизация режима труда и отдыха
История и современное развитие ритмической, аэробной, атлетической и силовой (шейпинг) гимнастики, их связь с организацией здорового образа жизни, повышением физических кондиций человека.
Физическая культура и продолжительность жизни человека
Профилактика старения средствами физической культуры. Характеристика основных признаков старения организма. Режим двигательной активности как условие предупреждения раннего старения. Характеристика основных средств целенаправленной двигательной активности, используемых для профилактики старения.
Способы самостоятельной деятельности
Организация самостоятельных занятий физической культурой
Работоспособность человека и ее фазовый характер, особенности суточной и недельной динамики. Связь физической работоспособности с режимом учебной и трудовой деятельности, занятиями физическими упражнениями.
Контроль функционального состояния организма во время занятий физической культурой и спортом, расчеты физической работоспособности (ИГСТ), индекса Руфье, показателей теста Купера, ортостатической пробы.
Техника безопасности в процессе самостоятельных занятий физической культурой
Характеристика основных требований к безопасности занятий физической культурой и спортом: к содержанию занятий и освоению новых двигательных действий; к страховке и самостраховке; дисциплине на занятиях, к спортивной экипировке, месту проведения занятий.
Оказание первой помощи на занятиях физической культурой
Характеристика травм, правила и способы первой помощи при их появлении.
Самостоятельные занятия оздоровительной физической культурой
Урок как основная форма занятий оздоровительной физической культурой, структура и целевое назначение каждой части урока. Понятия комплексного урока и целевого урока, их общность и различия. Особенности разработки планов занятий оздоровительной физической культурой; характеристика способов контроля их эффективности. Системная организация тренировочного процесса, особенности планирования тренировочных циклов в системе самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой.
Оздоровительно-гигиенические процедуры
Дыхательная гимнастика и методика ее проведения (по А. Н. Стрельниковой). Методика проведения сеансов самомассажа и банных процедур, сеансов релаксации и аутогенной тренировки.
Самостоятельная подготовка к выполнению требований комплекса ГТО
Спортивная подготовка как сложноорганизованная система, включающая в себя систему тренировочных занятий, систему спортивных соревнований, систему оздоровительно-восстановительных мероприятий. Техническая подготовка в системе самостоятельной спортивной подготовки. Физическая подготовка, развитие основных физических качеств и методика планирования физических нагрузок в системе тренировочного процесса.
Разработка тренировочного занятия и цикла тренировочных занятий для достижения запланированного результата требований комплекса ГТО.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Комплексы упражнений на формирование и коррекцию осанки; регулирование массы тела; профилактику острых респираторных заболеваний. Комплексы упражнений с элементами зрительной гимнастики. Упражнения производственной гимнастики.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Гимнастика с основами акробатики: закрепление и совершенствование ранее освоенных физических упражнений на гимнастических снарядах (юноши) и элементов ритмической гимнастики (девушки).
Футбол, волейбол, баскетбол: закрепление основных технических приемов в условиях учебной игровой деятельности; практика судейства соревнований по одному из видов игры.
Прикладно-ориентированная деятельность
Общеразвивающие упражнения из базовых видов спорта для развития физических качеств, необходимых для выполнения требований комплекса ГТО.
Тематическое планирование
№ | Тематический раздел, тема | Количество часов | Формы контроля |
10 класс | |
1 | Знания о физической культуре. | | |
1.1 | Физическая культура в жизни современного человека | В процессе урока | Фронтальный опрос |
1.2 | Физическая культура как фактор укрепления здоровья | В процессе урока | Фронтальный опрос |
2 | Способы самостоятельной деятельности | | |
2.1 | Организация самостоятельных занятий физической культурой | В процессе урока | Самостоятельная работа |
2.2 | Техника безопасности в процессе самостоятельных занятий физической культурой | В процессе урока | Оценка техники выполнения упражнения |
2.3 | Оказание первой помощи на занятиях физической культурой | В процессе урока | Оценка техники выполнения упражнения |
2.4 | Самостоятельные занятия оздорови- тельной физической культурой | В процессе урока | Оценка техники выполнения упражнения |
3 | Физическое совершенствование | 99 | |
3.1 | Физкультурно-оздоровительная Деятельность | В процессе урока | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| Прикладно-ориентированная физкультурная деятельность. "Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов. | В процессе урока | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
3.2 | Спортивно-оздоровительная деятельность | | |
| 1. Гимнастика с основами акробатики. | 21 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 2. Лёгкая атлетика. | 24 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 3.Кроссовая подготовка | 15 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 4. Баскетбол | 15 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 5. Волейбол | 21 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 6. Футбол. | 6 | Оценка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| Всего | | 102 |
| Практическая часть | | |
| Зачет | | 4 |
| Контрольные работы | | 3 |
| 11 класс | | |
1 | Знания о физической культуре. | | |
1.1 | Современные оздоровительные системы | В процессе урока | Фронтальный опрос |
1.2 | Физическая культура и продолжительность жизни человека | В процессе урока | Фронтальный опрос |
2 | Способы самостоятельной деятельности | | |
2.1 | Туристские походы как оздоровительная форма физической культуры | В процессе урока | Самостоятельная работа |
2.2 | Оздоровительно гигиенические процедуры | В процессе урока | Оценка техники выполнения упражнения |
2.3 | Самостоятельная подготовка к выполнению требований комплекса ГТО | В процессе урока | Оценка техники выполнения упражнения |
3 | Физическое совершенствование | 93 | |
3.1 | Физкультурно-оздоровительная Деятельность | В процессе урока | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
3.2 | Прикладно-ориентированная физкультурная деятельность. "Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов. | В процессе урока | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
3.3 | Спортивно-оздоровительная деятельность | | |
| 1. Гимнастика с основами акробатики. | 21 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 2. Лёгкая атлетика. | 21 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 3.Кроссовая подготовка | 18 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 4. Баскетбол | 15 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 5. Волейбол | 21 | Корректировка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| 6. Футбол. | 6 | Оценка техники выполнения упражнения. Фиксирование результата. |
| Всего | | 102 |
| Практическая часть | | |
| Зачет | | 4 |
| Контрольные работы | | 3 |