муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Тогучинского района «Тогучинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
РАССМОТРЕНО: на заседании МО протокол №_____ «_____»_________2021 г. | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР О.А. Кожемякина______ «_____»_________2021 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МКОУ Тогучинского района «Тогучинская школа для обучающихся с ОВЗ» О.В. Матецкая _______ «____» _________2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Физическая культура»
ученика 8 года обучения (надомного обучения)
Сабаева Матвея
учителя Коноваловой Оксаны Викторовны
МКОУ Тогучинкого района
«Тогучинская школа для обучающихся с ОВЗ»
на 2021-2022 учебный год
Корректировка рабочей программы:
г. Тогучин 2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением) с сочетанной патологией с ограниченными возможностями здоровья с учетом психофизических особенностей ребенка и рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии на основе следующих программ:
Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР)/ под ред. Маллера - М.,1984 г.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта (программно-методические материалы) /под ред. И. М. Бгажноковой – г. Псков, 1999г.
Физическое воспитание отличается от других видов воспитания тем, что в его основе лежит обучение упорядоченным двигательным действиям, развитие физических способностей и формирование связанных с ними знаний. Основные цели обучения данному предмету:
Создание комфортных коррекционно-развивающих условий для обучающегося, способствующих коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей, социализации ребенка;
Способствование общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению, речевой активности у ребенка в условиях совместной учебно-игровой деятельности.
Создание условий для воспитания нравственных качеств, приучения к дисциплинированности, организованности, ответственности, элементарной самостоятельности.
Освоение учеником системы двигательных координаций, физических качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование его организма.
Обучение организуется с учетом климатических и сезонных изменений в природе. На уроках формируются элементарные двигательные функции, выполняемые совместно с учителем, по подражанию его действиям, по образцу, а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о безопасности движений во время занятий физической культурой и т. п.
В основу обучения положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у ребенка с нарушением интеллекта. Необходимо отметить, что Матвей имеет значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков физической культуры. Замедленность психических процессов, конкретность мышления, нарушения памяти и внимания обусловливают чрезвычайную медлительность образования у него двигательных навыков.
Для того чтобы ребенок усвоил упражнения, инструкции к ним, необходимы многократные повторения, сочетающиеся с правильным показом. Необходимо подбирать такие упражнения и задания, которые состоят из простых, элементарных движений. Одной из характерных особенностей ребенка с нарушением интеллекта является инертность нервных процессов, их стереотипность и обусловленная этим трудность переключения с одного действия на другое. При изменении привычной обстановки он не может воспроизвести даже хорошо знакомые, разученные упражнения. Поэтому при планировании уроков необходимо предусмотреть разучивание одних и тех же заданий в различных условиях.
В работе с Матвеем нужно помнить, что словесная инструкция, даже в сочетании с показом, не всегда бывает достаточной для усвоения упражнения. Поэтому требуется непосредственная помощь в процессе воспроизведения того или иного задания.
Нарушение сердечно сосудистой и дыхательной систем, глубокая эндокринная патология, диспластичность развития обязывают учителя быть особенно осторожным в подборе физических упражнений, в их дозировке и темпе проведения как отдельных заданий, так и всего урока. Каждый урок по физической культуре должен планироваться в соответствии с основными дидактическими требованиями: постепенным повышением нагрузки в упражнениях и переходом в конце урока к успокоительным упражнениям, чередованием различных видов упражнений, подбором упражнений, соответствующих возможностям ученику. Урок целесообразно строить из четырех частей (вводной, подготовительной, основной, заключительной), которые должны быть методически связаны между собой.
В настоящую программу включены следующие разделы: общеразвивающие и корригирующие упражнения, прикладные упражнения, способствующие развитию прикладных умений и навыков, игры и игровые упражнения.
В процессе уроков физкультуры ставятся следующие задачи:
учить ребенка готовиться к уроку физкультуры;
учить простейшим исходным положениям при выполнении общеразвивающих упражнений и движений в различных пространственных направлениях (вперед, назад, в сторону, вверх, вниз);
учить навыкам правильного дыхания (по показу учителя);
учить выполнению простейших заданий по словесной инструкции учителя;
учить правильному захвату различных по величине предметов, передаче и переноске их;
учить метаниям, броскам и ловле мяча;
учить ходить в заданном ритме под хлопки, счет, музыку;
учить выполнять простейшие упражнения в определенном ритме;
учить преодолению простейших препятствий;
учить переноске различных грузов;
учить целенаправленным действиям под руководством учителя в подвижных играх.
Занятия по физической культуре проводятся по утвержденному расписанию: 1 час в неделю, итого 34 часа в году.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Физическая культура является составной частью образовательного процесса обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников в общество.
Содержание программы отражено в четырёх разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Подвижные игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающегося.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций;
выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя;
самостоятельное выполнение упражнений;
развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, нетрадиционных уроков. Используется фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения:
1. беседа по картинам;
2. объяснение;
3. практическая работа.
Приёмы обучения
Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учётом возрастных особенностей, уровня развития, интеллектуальных возможностей.
Требования к уровню подготовки учащегося, обучающегося по данной программе
Предполагаемые умения и навыки, которыми должен овладеть учащийся к концу года:
Знать, что такое ходьба, бег, прыжки, метание;
выполнять правила поведения во время подвижных игр;
Выполнять команды « Становись!», Побежали», «Остановились», «Повернулись»;
Строиться в колонну;
Держать, бросать и ловить мяч;
Выполнять инструкции и команды учителя;
Выполнять ОРУ;
Чередовать ходьбу с бегом;
Подпрыгивать на одной и двух ногах;
Метать мячи одной рукой с места;
Мягко приземляться при прыжках;
Целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством учителя;
Научиться навыкам правильного дыхания (по показу учителя);
Выполнять простейшие задания по словесной инструкции учителя;
Ходить и бегать в заданном ритме под хлопки, счет, музыку;
Выполнять простейшие упражнения в определенном ритме;
17.Сохранять равновесие при движении по гимнастической скамейке.
С целью усиления и поддержания обучения обучающегося я буду использовать разнообразные формы и методы взаимодействия между учителем и обучающегося. Особое внимание уделяется индивидуальным формам работы, требующим ответственного отношения и удобным для организации контроля и самоконтроля.
Аннотация УМК
№ п/п | Тип пособия | Автор | Наименование | Издательство, год |
| Книга | Ефимова Л. К. | Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания у детей. | Киев, «Здоровье», 1988г. |
| Книга | Мачек М., Штефанова И., Швейцарова Б.. | Лечебная физкультура при детских болезнях | Медицина 1964 год |
| Книга | Веневцев С.И., Дмитриев А.А. | Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной физической культуры | Москва, изд « Советский спорт», 2004г. |
| Интернет-ресурсы | http://ext.spb.ru, http://ped-kopilka.ru, http://nsportal.ru/osobye-deti-s-osobymi-potrebnostyami, http://www.razvitierebenka.com, http://www.webbaby.ru, http://pedsovet.su/; http://pedsovet.org/; http://www.uroki.net/ ; http://festival.1september.ru/; http://институт-коррекционной-педагогики.рф/, http://медлаб.рф/лечебная-физкультура/лфк-для-детей |
Учебно-тематический план
Физкультура 8 год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов |
теоретические | Практические |
1 | Дыхательные упражнения | 2 | | 2 |
2 | Упражнения для формирования правильной осанки | 2 | | 2 |
3 | Построения, перестроения | 2 | | 2 |
4 | Ходьба и бег | 11 | | 11 |
5 | Прыжки | 4 | | 4 |
6 | Броски, ловля мяча | 3 | | 3 |
7 | Лазание, перелезание, подлезание | 6 | | 6 |
8 | Равновесие | 1 | | 1 |
9 | Игры | 3 | | 3 |
| Итого: | 34 | | 34 |
Календарно-тематическое планирование физическая культура, 8 года обучения
№ п/п | Наименование разделов | Тема урока | Всего часов | Сроки прохождения программы | Коррекционно-развивающая работа |
Планируемые | Фактические |
1. | Дыхательные упражнения | Правильное дыхание при выполнении простейших упражнений вместе с учителем. | 1 | 06.09 | | Развитие крупной моторики тела, зрительно - пространственной ориентировки, свойств внимания. |
2. | Ходьба и бег | Ходьба и упражнения в равновесии. | 1 | 13.09 | | Развитие зрительно - пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания. |
3. | Прыжки | Прыжки на одной ноге с продвижением вперед. | 1 | 20.09 | | Развитие зрительно - пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания. |
4. | Броски, ловля мяча | Катание, бросание, ловля округлых предметов. | 1 | 27.09 | | Развитие зрительно - пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания. |
5. | Лазание, перелезание, подлезание | Ползание и лазание. | 1 | 04.10 | | Развитие зрительно - пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания. |
6. | Игры | Подготовка к спортивным играм. | 1 | 11.10 | | Развитие зрительно - пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания. |
7. | Игры | Игры на улице. | 1 | 18.01 | | Развитие зрительно - пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания. |
8. | Ходьба и бег | Ходьба стайкой за учителем. | 1 | 25.10 | | Развитие зрительно - пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания. |
9. | Ходьба и бег | Ходьба стайкой за учителем, держась за руки. | 1 | 01.11 | | Развитие зрительно - пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания. |
10. | Ходьба и бег | Ходьба между предметами. | 1 | 15.11 | | Развитие зрительно - пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания. |
11. | Ходьба и бег | Ходьба по дорожке в заданном направлении. | 1 | 22.11 | | Развитие зрительно - пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания. |
12. | Ходьба и бег | Ходьба с предметом в руке. | 1 | 29.11 | | Развитие зрительно - пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания. |
13. | Ходьба и бег | Упражнение в перешагивании через незначительные препятствия. | 1 | 06.12 | | Развитие зрительно - пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания. |
14. | Ходьба и бег | Закрепление умения ходить стайкой за учителем. | 1 | 13.12 | | Развитие зрительно - пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания. |
15. | Ходьба и бег | Обучение вслед за учителем переходить от ходьбы к бегу. | 1 | 20.12 | | Развитие зрительно - пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания. |
16. | Ходьба и бег | Бег в направлении к учителю. | 1 | 27.12 | | Развитие зрительно - пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания. |
17. | Прыжки | Выполнение подскоков на месте совместно с учителем, держась за руки. | 1 | 10.01 | | Развитие зрительно- пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания. |
18 | Упражнения для формирования правильной осанки | Удержание на голове небольшого круга с сохранением правильной осанки. | 1 | 17.01 | | Развитие зрительно- пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания. |
19 | Броски, ловля мяча | Удары мяча об пол двумя руками. Из положения «стойка ноги врозь» поочередное сгибание ног. | 1 | 24.01 | | Развитие зрительно- пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания. |
20 | Построения, перестроения. | Выполнение команд: «Становись!», «Разойдись!», «Равняйсь!», «Смирно!». | 1 | 31.01 | | Развитие зрительно- пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания. |
21 | Лазание, перелезание, подлезание | Ходьба по гимнастической скамейке с предметом (мяч, палка, флажки, обруч). | 1 | 07.02 | | Коррекция двигательных навыков, внимания. |
22 | Лазание, перелезание, подлезание | Лазание по наклонной гимнастической скамейке на четвереньках с переходом на гимнастическую стенку. | 1 | 14.02 | | Коррекция мелкой и крупной моторики, памяти, внимания. |
23 | Лазание, перелезание, подлезание | Подлезание под препятствие высотой 40-50 см, ограниченное с боков. | 1 | 21.02 | | Коррекция мелкой и крупной моторики, памяти, внимания. |
24 | Упражнения для формирования правильной осанки | Подбрасывание палки вертикально вверх и ловля ее двумя руками, сохранением правильной осанки. | 1 | 28.02 | | Коррекция двигательных навыков, восприятия. |
25 | Прыжки | Элементарное движение (прыжки) с музыкальным сопровождением в различном темпе. | 1 | 05.03 | | Коррекция мелкой и крупной моторики, памяти, внимания. |
26 | Лазание, перелезание, подлезание | Перелезание через препятствие ранее изученными способами. | | 14.03 | | Коррекция мелкой и крупной моторики, памяти, внимания. |
27 | Лазание, перелезание, подлезание | Подлезание под препятствие высотой 40-50 см, ограниченное с боков. | 1 | 21.03 | | Коррекция мелкой и крупной моторики, памяти, внимания. |
28 | Прыжки | Прыжок боком через гимнастическую скамейку с опорой на руки. | 1 | 04.04 | | Развитие зрительно- пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания. |
29 | Построения, перестроения | Равнение по носкам в шеренге. Выполнение команд: «Становись!», «Разойдись!», «Равняйсь!», «Смирно!». | 1 | 11.04 | | Развитие зрительно- пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания. |
30 | Дыхательные упражнения | Правильное дыхание при выполнении простейших упражнений вместе с учителем. | 1 | 18.04 | | Развитие зрительно- пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания. |
31 | Игры | «Запомни движение», «Кошка и мышки», | 1 | 25.04 | | Коррекция эмоционально-волевой сферы, двигательных навыков. |
32 | Равновесие | Стойка на одной ноге, другая прямая назад. Ходьба по скамейке боком приставными шагами. | 1 | 16.05 | | Развитие зрительно- пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания. |
33 | Ходьба и бег | Ходьба, начиная с левой ноги. Бег по кругу. | 1 | 25.05 | | Развитие зрительно- пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания. |
34 | Броски, ловля мяча | Удары мяча об пол двумя руками. Из положения «стойка ноги врозь» поочередное сгибание ног. | 1 | 30.05 | | Развитие зрительно- пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания. |
| Итого: | | 34 | | | |