СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Физическая культура»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  разработана для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением) с сочетанной патологией с ограниченными возможностями здоровья с учетом психофизических особенностей ребенка и рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии на основе следующих программ:

  • Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР)/ под ред. Маллера - М.,1984 г.
  • Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта (программно-методические материалы) /под ред. И. М. Бгажноковой – г. Псков, 1999г.

Физическое воспитание отличается от других видов вос­питания тем, что в его основе лежит обучение упорядо­ченным двигательным действиям, развитие физических способностей и формирование связанных с ними знаний. Основные    цели обучения данному предмету:

  1. Создание  комфортных коррекционно-развивающих условий  для обучающегося, способствующих  коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей, социализации ребенка;
  2. Способствование  общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению, речевой активности у ребенка в условиях совместной учебно-игровой деятельности.
  3. Создание условий для  воспитания нравственных качеств, приучения к дис­циплинированности, организованности, ответственности, элементарной самостоятельности.
  4. Освоение учеником системы двигательных координаций, физических качеств и способ­ностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и со­вершенствование его  организма.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Физическая культура»»



муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Тогучинского района «Тогучинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

РАССМОТРЕНО:

на заседании МО

протокол №_____

«_____»_________2021 г.


СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора

по УВР

О.А. Кожемякина______

«_____»_________2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКОУ

Тогучинского района

«Тогучинская школа для

обучающихся с ОВЗ»

О.В. Матецкая _______

«____» _________2021 г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Физическая культура»

ученика 8 года обучения (надомного обучения)

Сабаева Матвея

учителя Коноваловой Оксаны Викторовны

МКОУ Тогучинкого района

«Тогучинская школа для обучающихся с ОВЗ»

на 2021-2022 учебный год









Корректировка рабочей программы:

п/п

Тема

Приказ

Подпись





















г. Тогучин 2021 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа разработана для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением) с сочетанной патологией с ограниченными возможностями здоровья с учетом психофизических особенностей ребенка и рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии на основе следующих программ:

  • Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР)/ под ред. Маллера - М.,1984 г.

  • Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта (программно-методические материалы) /под ред. И. М. Бгажноковой – г. Псков, 1999г.

Физическое воспитание отличается от других видов вос­питания тем, что в его основе лежит обучение упорядо­ченным двигательным действиям, развитие физических способностей и формирование связанных с ними знаний. Основные цели обучения данному предмету:

  1. Создание комфортных коррекционно-развивающих условий для обучающегося, способствующих коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей, социализации ребенка;

  2. Способствование общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению, речевой активности у ребенка в условиях совместной учебно-игровой деятельности.

  3. Создание условий для  воспитания нравственных качеств, приучения к дис­циплинированности, организованности, ответственности, элементарной самостоятельности.

  4. Освоение учеником системы двигательных координаций, физических качеств и способ­ностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и со­вершенствование его организма.


Обучение организуется с уче­том климатических и сезонных изменений в природе. На уроках формируются элементарные двигательные функции, выполняемые совместно с учителем, по подражанию его действиям, по образцу, а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о без­опасности движений во время занятий физической культу­рой и т. п.

В основу обучения положена система простейших физи­ческих упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у ребенка с нарушением интеллекта. Необходимо отметить, что Матвей имеет значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков физической культуры. За­медленность психических процессов, конкретность мыш­ления, нарушения памяти и внимания обусловливают чрез­вычайную медлительность образования у него двигательных навыков.

Для того чтобы ребенок усвоил упражнения, инструкции к ним, необходимы многократные повторения, сочетающиеся с правильным показом. Необходимо подбирать такие упражнения и задания, которые состоят из простых, элементарных движений. Одной из характерных особенностей ребенка с нарушением интеллекта является инертность нервных процессов, их стереотипность и обусловленная этим трудность переключения с одного действия на другое. При изменении привычной обстановки он не может воспроизвести даже хорошо знакомые, разученные упражнения. Поэтому при планировании уроков необходимо предусмотреть разучивание одних и тех же заданий в различных условиях.

В работе с Матвеем нужно помнить, что словесная инструкция, даже в сочетании с показом, не всегда бывает достаточной для усвоения упражнения. Поэтому требуется непосредственная помощь в процессе воспроизведения того или иного задания.

Нарушение сердечно сосудистой и дыхательной систем, глубокая эндокринная патология, диспластичность развития обязывают учителя быть особенно осторожным в подборе физических упражнений, в их дозировке и темпе проведения как отдельных заданий, так и всего урока. Каждый урок по физической культуре должен планироваться в соответствии с основными дидактическими требованиями: постепенным повышением нагрузки в упражнениях и переходом в конце урока к успокоительным упражнениям, чередованием различных видов упражнений, подбором упражнений, соответствующих возможностям ученику. Урок целесообразно строить из четырех частей (вводной, подготовительной, основной, заключительной), которые должны быть методически связаны между собой.

В настоящую программу включены следующие разделы: общеразвивающие и корригирующие упражнения, прикладные упражнения, способствующие развитию прикладных умений и навыков, игры и игровые упражнения.

В процессе уроков физкультуры ставятся следующие задачи:

  • учить ребенка готовиться к уроку физкультуры;

  • учить простейшим исходным положениям при выполнении общеразвивающих упражнений и движений в различных пространственных направлениях (вперед, назад, в сторону, вверх, вниз);

  • учить навыкам правильного дыхания (по показу учителя);

  • учить выполнению простейших заданий по словесной инструкции учителя;

  • учить правильному захвату различных по величине предметов, передаче и переноске их;

  • учить метаниям, броскам и ловле мяча;

  • учить ходить в заданном ритме под хлопки, счет, музыку;

  • учить выполнять простейшие упражнения в определенном ритме;

  • учить преодолению простейших препятствий;

  • учить переноске различных грузов;

  • учить целенаправленным действиям под руководством учителя в подвижных играх.

Занятия по физической культуре проводятся по утвержденному расписанию: 1 час в неделю, итого 34 часа в году.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Физическая культура является составной частью образовательного процесса обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников в общество.
Содержание программы отражено в четырёх разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Подвижные игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающегося.

Программой предусмотрены следующие виды работы:

  • беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций;

  • выполнение физических упражнений на основе показа учителя;

  • выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя;

  • самостоятельное выполнение упражнений;

  • развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.



Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, нетрадиционных уроков. Используется фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения:

1. беседа по картинам;

2. объяснение;

3. практическая работа.


Приёмы обучения

Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учётом возрастных особенностей, уровня развития, интеллектуальных возможностей.

Требования к уровню подготовки учащегося, обучающегося по данной программе

Предполагаемые умения и навыки, которыми должен овладеть учащийся к концу года:

  1. Знать, что такое ходьба, бег, прыжки, метание;

  2. выполнять правила поведения во время подвижных игр;

  3. Выполнять команды « Становись!», Побежали», «Остановились», «Повернулись»;

  4. Строиться в колонну;

  5. Держать, бросать и ловить мяч;

  6. Выполнять инструкции и команды учителя;

  7. Выполнять ОРУ;

  8. Чередовать ходьбу с бегом;

  9. Подпрыгивать на одной и двух ногах;

  10. Метать мячи одной рукой с места;

  11. Мягко приземляться при прыжках;

  12. Целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством учителя;

  13. Научиться навыкам правильного дыхания (по показу учителя);

  14. Выполнять простейшие задания по словесной инструкции учителя;

  15. Ходить и бегать в заданном ритме под хлопки, счет, музыку;

  16. Выполнять простейшие упражнения в определенном ритме;

17.Сохранять равновесие при движении по гимнастической скамейке.



С целью усиления и поддержания обучения обучающегося я буду использовать разнообразные формы и методы взаимодействия между учителем и обучающегося. Особое внимание уделяется индивидуальным формам работы, требующим ответственного отношения и удобным для организации контроля и самоконтроля.


Аннотация УМК


№ п/п

Тип пособия

Автор

Наименование

Издательство, год

Книга

Ефимова Л. К. 

Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания у детей.


Киев, «Здоровье», 1988г.

Книга

Мачек М., Штефанова И., Швейцарова Б.. 

Лечебная физкультура при детских болезнях

Медицина 1964 год

Книга

Веневцев С.И., Дмитриев А.А.

Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной физической культуры

Москва, изд

« Советский спорт», 2004г.

Интернет-ресурсы

http://ext.spb.ru, http://ped-kopilka.ru, http://nsportal.ru/osobye-deti-s-osobymi-potrebnostyami, http://www.razvitierebenka.com, http://www.webbaby.ru, http://pedsovet.su/http://pedsovet.org/; http://www.uroki.net/

http://festival.1september.ru/http://институт-коррекционной-педагогики.рф/, http://медлаб.рф/лечебная-физкультура/лфк-для-детей




Учебно-тематический план

Физкультура 8 год обучения


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теоретические

Практические

1

Дыхательные упражнения

2


2

2

Упражнения для формирования правильной осанки

2


2

3

Построения, перестроения

2


2

4

Ходьба и бег

11


11

5

Прыжки

4


4

6

Броски, ловля мяча

3


3

7

Лазание, перелезание, подлезание

6


6

8

Равновесие

1


1

9

Игры

3


3


Итого:

34


34




Календарно-тематическое планирование физическая культура, 8 года обучения

п/п


Наименование разделов

Тема урока

Всего часов

Сроки прохождения программы

Коррекционно-развивающая работа

Планируемые

Фактические

1.

Дыхательные упражнения

Правильное дыхание при выполнении простейших упражнений вместе с учителем.

1

06.09


Развитие крупной моторики тела, зрительно - пространственной ориентировки, свойств внимания.

2.

Ходьба и бег

Ходьба и упражнения в равновесии.

1

13.09


Развитие зрительно - пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания.

3.

Прыжки

Прыжки на одной ноге с продвижением вперед.

1

20.09


Развитие зрительно - пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания.

4.

Броски, ловля мяча

Катание, бросание, ловля округлых предметов.

1

27.09


Развитие зрительно - пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания.

5.

Лазание, перелезание, подлезание

Ползание и лазание.

1

04.10


Развитие зрительно - пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания.

6.

Игры

Подготовка к спортивным играм.

1

11.10


Развитие зрительно - пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания.

7.

Игры

Игры на улице.

1

18.01


Развитие зрительно - пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания.

8.

Ходьба и бег

Ходьба стайкой за учителем.

1

25.10


Развитие зрительно - пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания.

9.

Ходьба и бег

Ходьба стайкой за учителем, держась за руки.

1

01.11


Развитие зрительно - пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания.

10.

Ходьба и бег

Ходьба между предметами.

1

15.11


Развитие зрительно - пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания.

11.

Ходьба и бег

Ходьба по дорожке в заданном направлении.

1

22.11


Развитие зрительно - пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания.

12.

Ходьба и бег

Ходьба с предметом в руке.

1

29.11


Развитие зрительно - пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания.

13.

Ходьба и бег

Упражнение в перешагивании через незначительные препятствия.

1

06.12


Развитие зрительно - пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания.

14.

Ходьба и бег

Закрепление умения ходить стайкой за учителем.

1

13.12


Развитие зрительно - пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания.

15.

Ходьба и бег

Обучение вслед за учителем переходить от ходьбы к бегу.

1

20.12


Развитие зрительно - пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания.

16.

Ходьба и бег

Бег в направлении к учителю.

1

27.12


Развитие зрительно - пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания.

17.

Прыжки

Выполнение подскоков на месте совместно с учителем, держась за руки.


1

10.01


Развитие зрительно- пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания.

18

Упражнения для формирования правильной осанки

Удержание на голове небольшого круга с сохранением правильной осанки.

1

17.01


Развитие зрительно- пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания.

19

Броски, ловля мяча

Удары мяча об пол двумя руками. Из положения «стойка ноги врозь» поочередное сгибание ног.

1

24.01


Развитие зрительно- пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания.

20

Построения, перестроения.

Выполнение команд: «Становись!», «Разойдись!», «Равняйсь!», «Смирно!».

1

31.01


Развитие зрительно- пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания.

21

Лазание, перелезание, подлезание

Ходьба по гимнастической скамейке с предметом (мяч, палка, флажки, обруч).

1

07.02


Коррекция двигательных навыков, внимания.


22

Лазание, перелезание, подлезание

Лазание по наклонной гимнастической скамейке на четвереньках с переходом на гимнастическую стенку.

1

14.02


Коррекция мелкой и крупной моторики, памяти, внимания.

23

Лазание, перелезание, подлезание

Подлезание под препятствие высотой 40-50 см, ограниченное с боков.

1

21.02


Коррекция мелкой и крупной моторики, памяти, внимания.

24

Упражнения для формирования правильной осанки

Подбрасывание палки вертикально вверх и ловля ее двумя руками, сохранением правильной осанки.

1

28.02


Коррекция двигательных навыков, восприятия.


25

Прыжки

Элементарное движение (прыжки) с музыкальным сопровождением в различном темпе.

1

05.03


Коррекция мелкой и крупной моторики, памяти, внимания.

26

Лазание, перелезание, подлезание

Перелезание через препятствие ранее изученными способами.


14.03


Коррекция мелкой и крупной моторики, памяти, внимания.

27

Лазание, перелезание, подлезание

Подлезание под препятствие высотой 40-50 см, ограниченное с боков.

1

21.03


Коррекция мелкой и крупной моторики, памяти, внимания.

28

Прыжки

Прыжок боком через гимнастическую скамейку с опорой на руки.

1

04.04


Развитие зрительно- пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания.

29

Построения, перестроения

Равнение по носкам в шеренге. Выполнение команд: «Становись!», «Разойдись!», «Равняйсь!», «Смирно!».

1

11.04


Развитие зрительно- пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания.

30

Дыхательные упражнения

Правильное дыхание при выполнении простейших упражнений вместе с учителем.

1

18.04


Развитие зрительно- пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания.

31

Игры

«Запомни движение», «Кошка и мышки»,

1

25.04


Коррекция эмоционально-волевой сферы, двигательных навыков.

32

Равновесие

Стойка на одной ноге, другая прямая назад. Ходьба по скамейке боком приставными шагами.

1

16.05


Развитие зрительно- пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания.

33

Ходьба и бег

Ходьба, начиная с левой ноги. Бег по кругу.

1

25.05


Развитие зрительно- пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания.

34

Броски, ловля мяча

Удары мяча об пол двумя руками. Из положения «стойка ноги врозь» поочередное сгибание ног.

1

30.05


Развитие зрительно- пространственной ориентировки, крупной моторики, свойств внимания.


Итого:


34










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!