СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура», 4 класс, УМК А.П. Матвеева

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом  авторской программы по физической культуре А.П. Матвеева.

Программа  разработана в соответствии с ООП НОО и учебным планом МАОУ НОШ № 53.

       На изучение физической культуры, согласно учебному плану школы, выделяется 405 часов. В 4-м классе на предмет «Физическая культура» отводится 102 часа.

       Вариативная часть программы представлена внутрипредметным модулем «Спортивные игры» - 20 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура», 4 класс, УМК А.П. Матвеева»



Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом авторской программы по физической культуре А.П. Матвеева.

Программа разработана в соответствии с ООП НОО и учебным планом МАОУ НОШ № 53.

На изучение физической культуры, согласно учебному плану школы, выделяется 405 часов. В 4-м классе на предмет «Физическая культура» отводится 102 часа.

Вариативная часть программы представлена внутрипредметным модулем «Спортивные игры» - 20 часов.


1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.


Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, мета предметных и предметных результатов.


Личностные результаты

1. Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.

2. Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.

3. Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

4. Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

5. Целостный, ориентированный взгляд на физические упражнения.

6. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

7. Эстетические потребности, ценности и чувства.

8. Установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты

1. Характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта.

2. Находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

3. Обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой.

4. Организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий.

5. Планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения.

6. Анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.

7. Видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека.

8. Оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

9. Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.

10. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

11. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

12. Овладение навыками физических упражнений в соответствии с целями и задачами, осознанно выполнять движения.


Предметные результаты

Ученик научится:

  •  находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

  •  обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

  • правилам поведения и профилактики травматизма на занятиях физической культуры, правилам безопасности;

  • соблюдать личную гигиену, режим дня;

  • соотносить результаты выполнения двигательных действий с эталоном – рисунком, образцом, правилом;

  • устанавливать различия в физической нагрузке по частоте сердечных сокращений (пульсу) при выполнении физических упражнений;

  • выполнять тестовые задания для определения уровня развития физических качеств – силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.


Ученик получит возможность научиться:

  • вести дневник самонаблюдения;

  • строить проект: определять его цель, план, представлять

  • выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации;

  • подсчитывать частоту сердечных сокращений при выполнении физических упражнений с разной нагрузкой;

  • выполнять игровые действия в футболе, баскетболе и волейболе, играть по упрощенным правилам;

  • выполнять разнообразные способы передвижения ходьбой, бегом и прыжками, передвигаться по возвышенной опоре, имеющей ограниченную площадь;

  • находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности;

  • выполнять метание малого мяча на дальность и точность;

  • выполнять упражнения на освоение навыков равновесия (стойка на носках на одной ноге на полу и гимнастической скамейке, повороты на 90º);

  • выполнять строевые упражнения: построение в колонну по одному и в шеренгу, в круг, перестроение по звеньям, повороты и другие строевые команды;

  • выполнять упражнения по формированию правильной осанки, развития силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости, комплексы утренней гимнастики, физкультминуток и «подвижных перемен»;


Контрольные упражнения

Уровень

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Мальчики

Девочки

Подтягивание в висе, кол-во раз

6

4

3




Подтягивание в висе лежа, согнувшись, кол-во раз




18

15

10

Бег 60 м с высокого старта, с

10.0

10.8

11.0

10.3

11.0

11.5

Бег 1000 м, мин. с

4.30

5.00

5.30

5.00

5.40

6.30



В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся специ­альных медицинских групп к концу обучения должны знать и уметь:

знать:

• о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;

• о способах изменения направления и скорости передвижения;

• о режиме дня и личной гигиене;

• о правилах составления комплексов утренней зарядки;

• о правилах поведения на занятиях физической культурой;

• о правилах подготовки мест для самостоятель­ных физкультурно-оздоровительных занятий.

уметь:

• выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;

• выполнять комплексы упражнений (с предме­тами и без предметов), направленно воздействую­щие на формирование правильной осанки;

• выполнять комплексы упражнений на локаль­ное развитие отдельных мышечных групп;

• выполнять комплексы дыхательных упражне­ний;

• выполнять упражнения и технические дейст­вия из спортивных игр, самостоятельно проводить подвижные игры;

• выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыж­ках разными способами



Основные требования к уровню подготовки обучающихся с ОВЗ по адаптированной программе:

К концу обучения должны знать и уметь:

  • пользоваться средствами укрепления здоровья, понимать значения личного здоровья для здоровья окружающих, уметь оказывать первую медицинскую помощь;

  •  правила безопасности при выполнении физических упражне­ний;

  • выполнять различные упражнения в построении и перестроении, хорошо ориентироваться в пространстве;

  • лазать по гимнастической стенке и перелезать через предметы одноименным и разноименным способами, по канату произволь­ным способом на высоту до 1,5 м;;

  • прыгать через короткую скакалку с продвижением вперед;

  • пробегать дистанцию 30 м на результат, выполнять прыжок в длину с места на результат, метать на дальность удобной рукой на результат.

  • выполнять со страховкой стойку на лопатках перекатом назад из упора присев и кувырок назад из упора присев до упора присев;

  • свободно владеть мечем, выполнять упражнения на дальность и в цель;

  • выполнять изученные виды прыжков;

  • выполнять элементы ритмики;

  • знать и выполнять правила подвижных игр.


Контрольные упражнения обучающихся с ОВЗ по адаптированной программе.


Виды упражнений

Показатели физической подготовленности



мальчики

девочки

Бег 30 м с высокого старта

7,0-6,2

7, 1-6,3

Прыжок в длину с места

110-160 см

90-150 см

Кросс

Без учета времени

Без учета времени

Метание малого мяча на дальность

12-19м

5-12 м


2. Содержание учебного предмета


Основные задачи реализации содержания

Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению; формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры; формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

Учитывая возрастные особенности четвероклассников, их подготовленность к обучению двигательным действиям, обеспечение лыжным инвентарем и погодные условия (отсутствие снега, сильные ветра), решено заменить лыжную подготовку на кроссовую подготовку и подвижные игры. Лыжная подготовка будет изучаться теоретически.

Основы знаний (в процессе урока)

Олимпийские игры: история возникновения. История развития физической культуры в России в XVII – XIX вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии Влияние бега на здоровье. Физическая подготовка и ее связь с развитием систем дыхания и кровообращения. Правила соревнований в беге прыжках. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма (воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах).

Легкая атлетика (18 ч)

Бег: Разновидности ходьбы, ходьба по разметкам, ходьба с изменением длины и частоты шага, ходьба через препятствия. Разновидности бега , челночный бег, бег с ускорением 30м, 60м,бег на результат 60 м, на короткие дистанции, изучения низкого старта, финиширования, понятие на старт- внимания- марш.

Прыжки: тройной прыжок с места, прыжки с продвижением вперед и назад, левым и правым боком. Прыжок в длину с разбега (с зоны отталкивания), многоскоки, в длину с разбега в 3-5 шагов.

Метание: Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель Метание малого мяча с места на дальность, метание в цель с 4-5м, Метание малого мяча с места на заданное расстояние, бросок набивного меча, ,метание набивного мяча вперёд-вверх на дальность и на заданное расстояние.

Встречная эстафета. Подвижные игры с элементами легкой атлетики.

Подвижные игры (20 ч)

Игры: «Космонавты», «Разведчики и часовые», «Белые медведи», «Прыжки по полоскам», «Волк во рву», «Верёвочка под ногами», «Прыгуны и пятнашки», «Заяц, сторож, Жучка», «Смена мест», «Удочка», «Мышеловка», «Невод», «Эстафета зверей», «Метко в цель», «Западня», «Кузнечики», «Кто дальше бросит», «Парашютисты», «Журавли , журавли» ,«Лисы и куры», «Круговая охота».

Эстафеты, с мячом, с предметами

Гимнастика (18 ч)

Организующие команды и приемы: Выполнение команд «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!», «На первый-второй рассчитайся!», построение в две шеренги, перестроение из двух шеренг в два круга, передвижение по диагонали, противоходом, «змейкой», повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по двое в шеренге и колонне. Размыкание и смыкание приставными шагами, Передвижение в колонне по одному по указанным ориентирам

Акробатические упражнения: Перекаты и группировка с последующей опорой руками за головой, 2-3 кувырка вперёд, стойка на лопатках, мост из положения лёжа на спине, комбинация из разученных элементов.

Гимнастические упражнения прикладного характера: Вис стоя и лёжа, в висе спиной к гимнастической стенке поднимание согнутых и прямых ног, вис на согнутых руках, упражнения в упоре лёжа на гимнастической скамейке, подтягивание в висе, подтягивание в висе, упражнения стоя на коленях и в упоре на гимнастической скамейке, ходьба приставными шагами по скамейке, лазание по наклонной скамейке в упоре лежа, подтягиваясь руками.

Подвижные игры с элементами гимнастики, эстафеты

Подвижные игры на основе игры в баскетбола(20 ч)

Баскетбол: Ловля и передача в движении, передача одной рукой от плеча на месте, броски в цель (мишень), Бросок двумя руками от груди. Ловля и передача мяча на месте (в круге, в квадрате, треугольниках). Ведение мяча на месте со среднем отскокам, ведения на месте с низким отскокам изменением направления специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, подвижные игры с элементами баскетбола. Тактические действия в защите нападении.

Подвижные игры: « Гонка мячей по кругу», «Выбивали», «Подвижная цель», «Овладей мячом», «Мячик сверху », «Капитаны», «Снайперы», «Перестрелка», «Мини баскетбол».

Эстафеты с мячом.

Кроссовая подготовка (6 ч)

Бег: Равномерный бег 8 мин, чередования бега и ходьбы 80 м бег, 100 м ходьба, равномерный бег 8 мин, чередования бега и ходьбы 80 м бег, 100 м ходьба, кросс по пересеченной местности, бег на длинные дистанции, игры.

Вариативная часть. Внутрипредметный модуль «Спортивные игры» (20 ч.)

Целями внутрипредметного модуля являются:

  • развитие интереса к физической культуре как к учебному предмету;

  • пробуждать потребности у учащихся к самостоятельной работе;

  • развитие задатков и склонностей к различным идам спорта;

  • дополнительное образование детей в области физической культуры и спорта;

  • сохранения и укрепления здоровье учащегося.



Футбол: Правила игры. Передвижения. Удары по мячу ногой, удар носком, внутренней стороной стопы, удары после остановки, ведения, удары на точность ,удары с места по катящемуся мячу. Остановка катящегося мяча подошвой и внутренней стороной стопы. Ведение мяча, ведения меча меняя направление. Отбор мяча. Техника игры вратаря, Основная стойка вратаря. Передвижения. Ловля мячей. Расстановка игроков на поле. Тактика игры в нападении. Игра по упрощенным правилам.

Волейбол: Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху на месте. Прием мяча снизу двумя руками, нижняя прямая подача. Комбинация из разученных элементов в парах. Тактические действия в защите. Игра по упрощенным правилам.

Подвижные игры на основе баскетбола и футбола. Эстафеты с мячом.

Двигательные качества (в процессе урока)

Развитие скоростно-силовых способностей, координационных способностей, выносливости, гибкости. Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

Для учащихся С(К)ОУ седьмого вида с целью исправления недостатков физического и психического развития предусматриваются коррекционные и специальные упражнения. Материал программы подобран по видам двигательной деятельности в связи с особенностями развития детей рассматриваемой категории. Он предлагается в уменьшенном объеме и включает следующие четыре раздела:

- Ритмика.

- Формирования систем элементарных знаний о здоровом образе жизни.

- Основные виды движений: ходьба, упражнения на равновесие, бег, лазанье, прыжки, метания.

- Дифференцированная двигательная деятельность: имитационные упражнения.ОРУ без предметов, ОРУ с предметами, пространственные ориентировки, строевые упражнения, элементы акробатики, элементы гимнастики, элементы силовой подготовке, профилактические упражнения, подвижные игры и игровые упражнения.

- Элементы спортивной деятельности: сведения о спорте, подводящие и имитационные упражнения, игровые задания с элементами спортивных игр.


Занятия физической культурой обучающихся подготовительной медицинской группы проводятся в соответствии с учебной программой физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных умений и навыков, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований. При отсутствии противопоказаний с разрешения врача может проводиться подготовка и сдача нормативов ФП.

Содержание программы для учащихся специ­альных медицинских групп

Для учащихся специ­альных медицинских с целью исправления недостатков физического развития предусматриваются коррекционные и специальные упражнения. Материал программы подобран по видам двигательной деятельности .Он предлагается в уменьшенном объеме и включает следующие раздела:

- Основы знаний: Понятие физической культуры личности и её связь с культурой общества. Возникновение занятий физическими упражнениями. Олимпийские Игры. Спортивные сооружения, оборудование, инвентарь для занятий физическими упражнениями. Правила подготовки мест для занятий физическими упражнениями. Выбор спортивной одежды. Безопасность при занятиях физическими упражнениями. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.

- Дыхательные упражнения.

- Спортивные игры: баскетбол.

- Подвижные Игры.

- Упражнения из ЛФК: комплексы упражнений ЛФК, корригирующая гимнастика.

- Аэробика: различные комплексы упражнений под музыку, танцевальные движения.



3. Тематическое планирование


Тема

Количество часов

Виды деятельности

1

Основы знаний

В процессе урока

Работать с учебником, делать презентации.

2

Легкая атлетика

18

Бегать, прыгать, метать, участвовать в встречных эстафетах, подвижных играх с элементами легкой атлетики.

3

Гимнастика с элементами акробатики

18

Выполнять организующие команды и приемы, акробатические упражнения, гимнастические упражнения прикладного характера ,подвижные игры с элементами гимнастики, эстафеты

4

Подвижные игры

20

Организовывать подвижные игры, эстафеты, с мячом, с предметами.

5

Подвижные игры с элементами баскетбола и футбола

20

Играть в баскетбол ,подвижные игры на основе баскетбола ,эстафеты с мячом, футбол, подвижные игры на основе футбола.

7

Кроссовая подготовка

6

Бегать длинные дистанции, кросс.

8

Вариативная часть. Внутрипредметный модуль «спортивные игры»

20

Играть в футбол, волейбол, подвижные игры на основе волейбола и футбола Эстафеты с мячом.

9

Двигательные качества

В процессе урока

Развивать скоростно-силовые способности, координационные способности, выносливость, гибкость.


Итого

102




4.Формы контроля знаний:

  • самоконтроль — при введении нового материала,

  • входной контроль;

  • взаимоконтроль — в процессе его отработки,

  • сдача контрольных упражнений,

  • мониторинг спортивных достижений,

  • промежуточный контроль.



5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.


Для учащихся

Для учителя

А.П. Матвеев Физическая культура: учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. – М.: Просвещение, 2012.


А.П. Матвеев Физическая культура: учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. – М.: Просвещение, 2012.



Материальное обеспечение

Скакалки, мячи (теннисные, набивные, футбольные, баскетбольные волейбольные), фитбол, скейты, гимнастические палки, обруси, гимнастические скамейки, шведская стенка, канат, маты, секундомер, конусы, гантели.



    1. Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Издательство "Просвещение".

  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях.
    Издательство "Просвещение".

  3. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53.

  4. Ковалева Г.С. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.

  5. Ковалева Г. С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях.

  6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство "Просвещение".

  7. Мишин Б.И., Настольная книга учителя физкультуры: справочно-методическое пособие. – М.: Астрель, 2003.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!