СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 7-9 класса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами предмета в соответствии с целями изучения физики, которые определены стандартом.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 7-9 класса»


Приложение

к основной образовательной

программе основного общего образования

Муниципального казенного

общеобразовательного учреждения

Ачитского городского округа

«Уфимская средняя общеобразовательная школа»















Рабочая программа

по учебному предмету «Физика»

для 7-9 класса

























п. Уфимский

Пояснительная записка

Программа разработана на основании следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» статья 12 (от 29.12.2012г. №273-ФЗ)

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

  3. ООП ООО МКОУ АГО «Уфимская СОШ».

  4. Устав МКОУ АГО «Уфимская СОШ».

Рабочая программа предусмотрена для обучения детей с ОВЗ.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами предмета в соответствии с целями изучения физики, которые определены стандартом.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физика»

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

12) развитие умения формулировать и объяснять собственную позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе полученных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина;

13) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

13) умение находить и извлекать информацию в различном контексте; объяснять и описывать явления на основе полученной информации; анализировать и интегрировать полученную информацию; формулировать проблему, интерпретирует и оценивать её; делать выводы, строить прогнозы, предлагать пути решения.

Предметные результаты изучения предметной области "Естественнонаучные предметы" должны отражать:

1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

2) формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;

3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;

4) понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;

5) осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

6) овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;

7) развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;

8) формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.

Выпускник научится:

  • соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

  • понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;

  • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.

Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется.

  • понимать роль эксперимента в получении научной информации;

  • проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.

Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми измерениями всех перечисленных физических величин.

  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

  • проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;

  • анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

  • понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

  • использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;

  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;

  • самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;

  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Механические явления

Выпускник научится:

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);

  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;

  • решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Тепловые явления

Выпускник научится:

  • распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;

  • описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;

  • различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

  • решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Электрические и магнитные явления

Выпускник научится:

  • распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.

  • составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).

  • использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.

  • описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.

  • анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.

  • приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях

  • решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);

  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Квантовые явления

Выпускник научится:

  • распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;

  • описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;

  • приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;

  • приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;

  • понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.

Элементы астрономии

Выпускник научится:

  • указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;

  • понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;

Выпускник получит возможность научиться:

  • указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;

  • различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;

  • различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.

Формы обучения:

- очная форма;

- дистанционная (с применением образовательной платформы).




2.Содержание учебного предмета «Физика»

Физическое образование в основной школе должно обеспечить формирование у обучающихся представлений о научной картине мира – важного ресурса научно-технического прогресса, ознакомление обучающихся с физическими и астрономическими явлениями, основными принципами работы механизмов, высокотехнологичных устройств и приборов, развитие компетенций в решении инженерно-технических и научно-исследовательских задач.

Освоение учебного предмета «Физика» направлено на развитие у обучающихся представлений о строении, свойствах, законах существования и движения материи, на освоение обучающимися общих законов и закономерностей природных явлений, создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Учебный предмет «Физика» способствует формированию у обучающихся умений безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить естественно-научные исследования и эксперименты, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Изучение предмета «Физика» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний физики в жизни основано на межпредметных связях с предметами: «Математика», «Информатика», «Химия», «Биология», «География», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Литература» и др.

Физика и физические методы изучения природы

Физика – наука о природе. Физические тела и явления. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы.

Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц.

Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод познания. Роль физики в формировании естественнонаучной грамотности.

Механические явления

Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического движения. Система отсчета. Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение, время движения). Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Равномерное движение по окружности. Первый закон Ньютона и инерция. Масса тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»). Коэффициент полезного действия механизма.

Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление жидкостей и газов Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел и судов Воздухоплавание.

Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Резонанс. Механические волны в однородных средах. Длина волны. Звук как механическая волна. Громкость и высота тона звука.

Тепловые явления

Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.

Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования и конденсации. Влажность воздуха. Работа газа при расширении. Преобразования энергии в тепловых машинах (паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель). КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Электромагнитные явления

Электризация физических тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов. Делимость электрического заряда. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Проводники, полупроводники и изоляторы электричества. Электроскоп. Электрическое поле как особый вид материи. Напряженность электрического поля. Действие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Направление и действия электрического тока. Носители электрических зарядов в металлах. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников.

Работа электрического поля по перемещению электрических зарядов. Мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. Электрические нагревательные и осветительные приборы. Короткое замыкание.

Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Магнитное поле катушки с током. Применение электромагнитов. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Электродвигатель. Явление электромагнитной индукция. Опыты Фарадея.

Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитные волны и их свойства. Принципы радиосвязи и телевидения. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Свет – электромагнитная волна. Скорость света. Источники света. Закон прямолинейного распространение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Изображение предмета в зеркале и линзе. Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Дисперсия света. Интерференция и дифракция света.

Квантовые явления

Строение атомов. Планетарная модель атома. Квантовый характер поглощения и испускания света атомами. Линейчатые спектры.

Опыты Резерфорда.

Состав атомного ядра. Протон, нейтрон и электрон. Закон Эйнштейна о пропорциональности массы и энергии. Дефект масс и энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Период полураспада. Альфа-излучение. Бета-излучение. Гамма-излучение. Ядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Строение и эволюция Вселенной

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Фи­зическая природа небесных тел Солнечной системы. Проис­хождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.

Примерные темы лабораторных и практических работ

Лабораторные работы (независимо от тематической принадлежности) делятся следующие типы:

  1. Проведение прямых измерений физических величин

  2. Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от них параметра (косвенные измерения).

  3. Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по обнаружению факторов, влияющих на протекание данных явлений.

  4. Исследование зависимости одной физической величины от другой с представлением результатов в виде графика или таблицы.

  5. Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений между ними).

  6. Знакомство с техническими устройствами и их конструирование.

Любая рабочая программа должна предусматривать выполнение лабораторных работ всех указанных типов. Выбор тематики и числа работ каждого типа зависит от особенностей рабочей программы и УМК.

Проведение прямых измерений физических величин

  1. Измерение размеров тел.

  2. Измерение размеров малых тел.

  3. Измерение массы тела.

  4. Измерение объема тела.

  5. Измерение силы.

  6. Измерение времени процесса, периода колебаний.

  7. Измерение температуры.

  8. Измерение давления воздуха в баллоне под поршнем.

  9. Измерение силы тока и его регулирование.

  10. Измерение напряжения.

  11. Измерение углов падения и преломления.

  12. Измерение фокусного расстояния линзы.

  13. Измерение радиоактивного фона.

Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от них параметра (косвенные измерения)

  1. Измерение плотности вещества твердого тела.

  2. Определение коэффициента трения скольжения.

  3. Определение жесткости пружины.

  4. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

  5. Определение момента силы.

  6. Измерение скорости равномерного движения.

  7. Измерение средней скорости движения.

  8. Измерение ускорения равноускоренного движения.

  9. Определение работы и мощности.

  10. Определение частоты колебаний груза на пружине и нити.

  11. Определение относительной влажности.

  12. Определение количества теплоты.

  13. Определение удельной теплоемкости.

  14. Измерение работы и мощности электрического тока.

  15. Измерение сопротивления.

  16. Определение оптической силы линзы.

  17. Исследование зависимости выталкивающей силы от объема погруженной части от плотности жидкости, ее независимости от плотности и массы тела.

  18. Исследование зависимости силы трения от характера поверхности, ее независимости от площади.

Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по обнаружению факторов, влияющих на протекание данных явлений

  1. Наблюдение зависимости периода колебаний груза на нити от длины и независимости от массы.

  2. Наблюдение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы и жесткости.

  3. Наблюдение зависимости давления газа от объема и температуры.

  4. Наблюдение зависимости температуры остывающей воды от времени.

  5. Исследование явления взаимодействия катушки с током и магнита.

  6. Исследование явления электромагнитной индукции.

  7. Наблюдение явления отражения и преломления света.

  8. Наблюдение явления дисперсии.

  9. Обнаружение зависимости сопротивления проводника от его параметров и вещества.

  10. Исследование зависимости веса тела в жидкости от объема погруженной части.

  11. Исследование зависимости одной физической величины от другой с представлением результатов в виде графика или таблицы.

  12. Исследование зависимости массы от объема.

  13. Исследование зависимости пути от времени при равноускоренном движении без начальной скорости.

  14. Исследование зависимости скорости от времени и пути при равноускоренном движении.

  15. Исследование зависимости силы трения от силы давления.

  16. Исследование зависимости деформации пружины от силы.

  17. Исследование зависимости периода колебаний груза на нити от длины.

  18. Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от жесткости и массы.

  19. Исследование зависимости силы тока через проводник от напряжения.

  20. Исследование зависимости силы тока через лампочку от напряжения.

  21. Исследование зависимости угла преломления от угла падения.

Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений между ними). Проверка гипотез

  1. Проверка гипотезы о линейной зависимости длины столбика жидкости в трубке от температуры.

  2. Проверка гипотезы о прямой пропорциональности скорости при равноускоренном движении пройденному пути.

  3. Проверка гипотезы: при последовательно включенных лампочки и проводника или двух проводников напряжения складывать нельзя (можно).

  4. Проверка правила сложения токов на двух параллельно включенных резисторов.

Знакомство с техническими устройствами и их конструирование

  1. Конструирование наклонной плоскости с заданным значением КПД.

  2. Конструирование ареометра и испытание его работы.

  3. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

  4. Сборка электромагнита и испытание его действия.

  5. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

  6. Конструирование электродвигателя.

  7. Конструирование модели телескопа.

  8. Конструирование модели лодки с заданной грузоподъемностью.

  9. Оценка своего зрения и подбор очков.

  10. Конструирование простейшего генератора.

  11. Изучение свойств изображения в линзах.






























3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ "ФИЗИКА"

7 КЛАСС

п/п

Наименование разделов

Всего часов

Из них

Лабораторные работы

Контрольные работы

1

Физика и физические методы изучения природы

5

1 ч

-


Л/работа № 1«Определение цены деления измерительного прибора»


2

Первоначальные сведения о строении вещества

5

1 ч

-


Л/работа №2«Измерение размеров малых тел»


3

Взаимодействие тел

22

5 ч


Л/работа №3«Измерение массы тела на рычажных весах»

Л/работа №4«Измерение объёма тела»

Л/работа № 5«Определение плотности твёрдого тела»

Л/работа №6«Градуирование пружины»

Л/работа № 7«Измерение силы трения с помощью динамометра»

Контрольная работа по теме

«Механическое движение.

Масса тела.

Плотность вещества»

Контрольная работа по теме «Взаимодействие тел».


4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

19


Л/работа № 8«Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Л/работа № 9«Выяснение условий плавания тела в жидкости»

Контрольная работа по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

5

Работа и мощность. Энергия

15


Л/работа № 10«Выяснение условий равновесия рычага»

Л/работа № 11«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Контрольная работа по теме «Работа. Мощность. Энергия».

6

Обобщающее повторение. Подведение итогов учебного года.

4


5. Итоговый тест


Итого

70

11

5




8 класс


п/п

Наименование разделов

Всего часов

Из них

Лабораторные работы

Контрольные работы

1

Тепловые явления

25

3 ч


1.Сравнение количеств теплоты при смешении воды разной температуры.

2.Измерение удельной теплоемкоститвердого тела.

3.Измерение влажности воздуха.

1.Контрольная работа «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества».

2

Электрические явления


26


4.Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

5. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

6.Регулирование силы тока реостатом.

7.Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.

8.Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.

2.Контрольная работа «Электрические явления».

3

Электромагнитные явления


6


9.Сборка электромагнита и испытание его действия.

10.Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

3.Контрольная работа «Электромагнитные явления».

4

Световые явления


9


11.Получение изображения при помощи линзы.

4.Контрольная работа «Световые явления».

5

Обобщающее повторение. Подведение итогов учебного года.

4


5. Итоговый тест


Итого

70

11

5


9 класс

Наименование разделов

Всего часов

из них:

Лабораторные

работы

Контрольные работы

1

Прямолинейное равномерное движение

4

-

-


Прямолинейное равноускоренное движение

9

Лабораторная ра­бота №1 «Иссле­дование равноус­коренного движе­ния без начальной скорости»

Контрольная работа по темам «Прямоли­нейное равномер­ное движение» и «Прямолинейное равноускоренное движение»

3

Законы динамики

23

Лабораторная ра­бота №2 «Измерение ускорения свободного падения»

Контрольная работа по теме «Законы ди­намики»

4

Механические колебания и волны. Звук

14

Фронтальная лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити»

Контрольная работа «Механические колебания и волны»

5

Электромагнитные явления

20

Фронтальная лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

Лабораторная работа № 5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания»

Контрольная работа по теме «Электромагнитные явления»

6

Строение атома и атомного ядра

19

Фронтальная лабораторная работа № 6 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»

Лабораторная работа № 7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»

Лабораторная работа № 8 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

Контрольная работа по теме Строение атома и атомного ядра.

7

Строение и эволюция Вселенной

9

-


8

Повторение

4

-

Итоговая контрольная работа


Итого

102

6

6





Приложение 1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы по учебному предмету "Физика"

7 класс

урока


Дата: план/

факт

Тема урока

Тема 1. Физика и физические методы изучения природы (5 часов)

1/1

Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты.

2/2

Физические величины. Измерение физических величин.

3/3

Точность и погрешность измерений.

4/4

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора».

5/5

Физика и техника.

Тема 2. «Первоначальные сведения о строении вещества» (5 час)

1/6

Строение вещества. Молекулы.

2/7

Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

3/8

Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Лабораторная работа 2 «Измерение размеров малых тел».

4/9

Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

5/10

Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».

Тема 3. «Взаимодействие тел» (22 час)

1/11

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

2/12

Скорость. Единицы скорости.

3/13

Расчет пути и времени движения.

4/14

Инерция.

5/15

Решение задач по теме «Явление инерции»

6/16

Взаимодействие тел.

7/17

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.

8/18

Лабораторная работа 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

9/19

Плотность вещества.

10/20

Демонстрационная лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела».

11/21

Демонстрационная лабораторная работа № 5 «Измерение плотности твердого тела».

12/22

Расчет массы и объема тела по его плотности.

13/23

Контрольная работа по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

14/24

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

15/25

Сила упругости. Закон Гука.

16/26

Вес тела.

17/27

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

18/28

Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градуированные пружины».

19/29

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.

20/30

Сила трения. Трения покоя.

21/31

Трение в природе и технике. Лабораторная работа №7 «Измерение силы трения с помощью динамометра».

22/32

Контрольная работа по теме «Взаимодействие тел».

Тема 4. «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (19 часов)

1/33

Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления.

2/34

Давление газа.

3/35

Передача давления жидкостям и газами. Закон Паскаля.

4/36

Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

5/37

Решение задач на расчет давления.

6/38

Сообщающиеся сосуды.

7/39

Вес воздуха. Атмосферное давление.

8/40

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

9/41

Манометры.

10/42

Решение задач на расчет давления.

11/43

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.

12/44

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила.

13/45

Демонстрационная лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

14/46

Плавание тел. Плавание судов.

15/47

Решение задач на определение архимедовой силы.

16/48

Демонстрационная лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

17/49

Воздухоплавание. Решение задач.

18/50

Повторительно-обобщающий урок по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

19/51

Контрольная работа по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Тема 5. «Работа и мощность. Энергия» (16 часов)

1/52

Механическая работа. Единицы работы.

2/53

Мощность. Единицы мощности.

3/54

Простые механизмы.

4/55

Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

5/56

Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.

6/57

Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага».

7/58

Применение законов рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое» правило механики.

8/59

Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.

9/60

Коэффициент полезного действия механизма. Решение задач.

10/61

Решение задач на расчет КПД.

11/62

Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

12/63

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

13/64

Превращение одного вида механической энергии в другой.

14/65

Контрольная работа «Работа. Мощность. Энергия»

6. Повторение и обобщение пройденного материала (4 часа)

1/66

Итоговый тест за курс 7 класса.

2/67

Давление в жидкости газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

3/68

Коэффициент полезного действия. Решение задач.


Приложение 2. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы по учебному предмету "Физика"

8 класс


урока


Дата: план/

факт

Тема урока

Тема 1. Тепловые явления (25 часов)

1/1

Тепловое движение. Температура.

2/2

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела.

3/3

Теплопроводность.

4/4

Конвекция.

5/5

Излучение.

6/6

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.

7/7

Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты.

8/8

Решение задач на расчет количества теплоты при теплообмене.

9/9

Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешении воды разной температуры»

10/10

Решение задач на расчет количества теплоты.

11/11

Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

12/12

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

13/13

Решение задач на закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах.

14/14

Решение задач на тепловые явления.

15/15

Агрегатные состояния вещества.

16/16

Плавление и отвердевание кристаллических тел.

17/17

Удельная теплота плавления.

18/18

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара.

19/19

Влажность воздуха. Демонстрационная лабораторная работа №3 «Измерение влажности воздуха».

20/20

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

21/21

Решение задач на расчет количества теплоты при агрегатных переходах.

22/22

Работа пара и газа при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

23/23

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

24/24

Повторение темы «Изменение агрегатных состояний вещества». Решение задач.

25/25

Контрольная работа «Тепловые явления».

Тема 2. Электрические явления (26 часов)

1/26

Электризация тел при соприкосновении. Два рода зарядов. Электроскоп.

2/27

Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Электрон.

3/28

Строение атома.

4/29

Объяснение электрических явлений. Закон сохранения электрического заряда.

5/30

Проводники, полупроводники и диэлектрики.

6/31

Электрический ток. Источники электрического тока.

7/32

Электрические цепь и ее составные части.

8/33

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока.

9/34

Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.

10/35

Лабораторная работа № 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»

11/36

Электрическое напряжение. Вольтметр.

12/37

Лабораторная работа №5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

13/38

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.

14/39

Закон Ома для участка цепи.

15/40

Решение задач на закон Ома для участка электрической цепи.

16/41

Реостаты. Лабораторная работа №6 «Регулирование силы тока реостатом».

17/42

Лабораторная работа №7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».

18/43

Последовательное соединение проводников.

19/44

Параллельное соединение проводников.

20/45

Решение задач на последовательное и параллельное соединение.

21/46

Работа и мощность электрического тока.

22/47

Лабораторная работа № 8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».

23/48

Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Короткое замыкание.

24/49

Конденсатор. Электроемкость конденсатора. Энергия электрического поля конденсатора.

25/50

Повторение темы «Электрические явления». Решение задач.

26/51

Контрольная работа по теме «Электрические явления».

Тема 3. Электромагнитные явления (6 часов)

1/52

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока.

2/53

Магнитное поле катушки с током. Электромагнит.

3/54

Применение электромагнитов. Демонстрационная лабораторная работа №9 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

4/55

Постоянные магниты и их взаимодействие. Магнитное поле Земли.

5/56

Электродвигатель. Демонстрационная лабораторная работа № 10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока»

6/57

Контрольная работа по теме «Электромагнитные явления»

Тема 4. Световые явления (9 часов)

1/58

Источники света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение светил.

2/59

Отражение света. Законы отражения.

3/60

Плоское зеркало. Зеркальное и рассеянное отражение света

4/61

Преломление света. Закон преломления света.

5/62

Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой.

6/63

Лабораторная работа №11 «Получение изображения при помощи линзы»

7/64

Глаз и зрение.

8/65

Решение задач по теме «Световые явления».

9/66

Итоговый тест за курс 8 класса.

5. Повторение и обобщение пройденного материала (4 часа)

1/67

Тепловые явления.

2/68

Электрические явления.



Приложение 3 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы по учебному предмету "Физика"

9 класс


урока


Дата:

план/

факт


Тема урока

Тема 1. Прямолинейное равномерное движение (4 часов)

1/1

Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета.

2/2

Перемещение.

3/3

Определение координаты движущегося тела. Скорость.

4/4

Перемещение и путь при прямолинейном равномерном движении.

Тема 2. Прямолинейное равноускоренное движение (9 часов)

1/5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

2/6

Решение задач на расчет ускорения.

3/7

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

4/8

Решение задач на анализ графика скорости.

5/9

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

6/10

Решение задач на расчет перемещения.

7/11

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

8/12

Лабораторная ра­бота №1 «Иссле­дование равноус­коренного движе­ния без начальной скорости».

9/13

Контрольная работа по теме «Кинематика материальной точки».

Тема 3. Законы динамики (23 часов)

1/14

Относительность движения.

2/15

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

3/16

Решение задач на применение первого закона Ньютона.

4/17

Второй закон Ньютона.

5/18

Решение задач на применение второго закона Ньютона.

6/19

Третий закон Ньютона.

7/20

Решение задач на применение третьего закона Ньютона.

8/21

Свободное падение. Вес тела. Невесомость.

9/22

Лабораторная ра­бота №2 «Измерение ускорения свободного падения».

10/23

Движение тела, брошенного вертикально вверх.

11/24

Решение задач на свободное падение тел.

12/25

Закон всемирного тяготения.

13/26

Сила тяжести на Земле и других планетах.

14/27

Решение задач на применение закона всемирного тяготения.

15/28

Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

16/29

Решение задач на движение тел по окружности.

17/30

Искусственные спутники Земли.

18/31

Импульс. Закон сохранения импульса.

19/32

Решение задач на закон сохранения импульса.

20/33

Ракеты. Реактивное движение.

21/34

Механическая работа. Мощность. Энергия.

22/35

Закон сохранения и превращения энергии. Решение задач на закон сохранения энергии.

23/36

Контрольная работа по теме: «Законы ди­намики».

Тема 4. Механические колебания и волны. Звук (14 часов)


1/37

Колебательное движение. Свободные колебания.

2/38

Величины, характеризующие колебательное движение.

3/39

Гармонические колебания.

4/40

Колебания груза на пружине. Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити».

5/41

Затухающие и вынужденные колебания.

6/42

Резонанс.

7/43

Механические волны.

8/44

Длина волны. Скорость распространения волны.

9/45

Источники звука. Звуковые волны.

10/46

Громкость звука и высота тона.

11/47

Распространение звука. Скорость звука.

12/48

Отражение звука. Звуковой резонанс.

13/49

Решение задач на применение формулы длины волны и периода колебаний.

14/50

Контрольная работа по теме «Механические колебания и волны».

Тема 5. Электромагнитные явления (20 часов)

1/51

Магнитное поле.

2/52

Направление тока и направление его магнитных линий.

3/53

Действие магнитного поля на проводник с током.

4/54

Индукция магнитного поля.

5/55

Магнитный поток.

6/56

Электромагнитная индукция.

7/57

Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции».

8/58

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

9/59

Явление самоиндукции.

10/60

Получение и передача электрической энергии на расстояние Электрогенератор. Трансформатор.

11/61

Электромагнитное поле.

12/62

Электромагнитные волны.

13/63

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

14/64

Решение задач на применение формулы Томсона.

15/65

Принципы радиосвязи и телевидения.

16/66

Электромагнитная природа света.

17/67

Преломление света.

18/68

Решение задач на законы преломления света.

19/69

Дисперсия света. Лабораторная работа № 5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания».

20/70

Контрольная работа по теме «Электромагнитные явления».

Тема 6. Строение атома и атомного ядра (19 часов)

1/71

Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения.

2/72

Опыт Резерфорда. Планетарная модель.

3/73

Оптические спектры. Лабораторная работа № 8 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям». Поглощение и испускание света атомами.

4/74

Радиоактивные превращения атомных ядер.

5/75

Экспериментальные методы исследования элементарных частиц. Дозиметрия.

6/76

Демонстрационная лабораторная работа № 6 «Измерение естественного радиационного фона дозиметра».

7/77

Открытие протона. Открытие нейтрона.

8/78

Состав атомного ядра. Ядерные силы.

9/79

Энергия связи атомных ядер. Дефект масс.

10/80

Решение задач на расчет энергии связи.

11/81

Деление ядер урана. Цепная реакция.

12/82

Лабораторная работа № 7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков».

13/83

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую.

14/84

Атомная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

15/85

Биологическое действие радиации. Дозиметрия.

16/86

Закон радиоактивного распада.

17/87

Термоядерная реакция.

18/88

Решение задач по ядерной физике.

19/89

Контрольная работа по теме «Строение атома и атомного ядра».

Тема 7. Строение и эволюция Вселенной (2 часа)


1/90

Состав, строение и происхождение Солнечной системы.

2/91

Планеты земной группы.

3/92

Планеты-гиганты.

4/93

Малые тела Солнечной системы.

5/94

Физическая природа Солнца.

6/95

Физическая природа звезд.

7/96

Эволюция Солнца и звезд.

8/97

Строение Вселенной и эволюция Вселенной.

9/98

Гипотеза Большого взрыва.

8. Повторение (4 часов)

1/99

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса.

2/100

Обобщающий урок по итоговой контрольной работы.

3/101

Решение экспериментальных задач по теме «Электромагнитные явления»

4/102

Решение качественных задач по теме «Строение атома и атомного ядра»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!