СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «География» 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа А.И.Алексеева,  В.В.Николиной, Е.К.Липкиной  «География», Предметная линия учебников «Полярная звезд» для 5-9 классов, допущенных Министерством образования  М.: Просвещение,2020г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «География» 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №2

рабочего поселка Солнечный

Солнечного муниципального района

Хабаровского края


Утверждаю:

директор МБОУ ООШ №2

р.п. Солнечный

приказ от 30 .08.2020 № 130

_____________/О.В.Зверева./

«30» августа 2020 г.



Согласовано:

зам.директора МБОУ ООШ №2

р.п. Солнечный

_____________/ Н.П. Заманкова/

«30» августа 2020 г.











Рабочая программа по учебному предмету

«География»

5 «А» класс

2020-2021 учебный год


Составил:

Учитель географии,

высшей квалификационной категории



Васильева Ольга Геннадьевна



п.Солнечный

2020




Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена на основе

  • Рабочей программы А.И.Алексеева, В.В.Николиной, Е.К.Липкиной «География», Предметная линия учебников «Полярная звезд» для 5-9 классов, допущенных Министерством образования М.: Просвещение,2020г.

Общее число учебных часов – 34 часа (1 ч в неделю).

Количество контрольных работ – 4:

Количество практических работ – 7:

Формой промежуточной аттестации является: тестовая работа, практические работы, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.


Данную рабочую программу реализует следующий УМК «Полярная звезда» 

для 5 класса:

  1. Учебник. География. 5-6 классы А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина. Просвещение, УМК «Полярная звезда»2020г.;

  2. Иллюстрированный атлас. География. 5-6 классы. А.В. Матвеев «Полярная звезда». Просвещение УМК 2020 г.;

  3. Контурные карты. География. 5-6 классы. А.В. Матвеев «Полярная звезда». Просвещение, УМК «Полярная звезда» 2020г.



Планируемые результаты обучения (требования к уровню подготовки) географии в 5 классе.

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.


Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

6) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

10) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

11) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

12) развитие эстетического восприятия через ознакомление с художественным наследием народов России и мира, творческой деятельности эстетической направленности.


Метапредметные результаты обучения географии:

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятий, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;

5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

6) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий (компьютеров, программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;

7) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

8) умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

9) умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

10) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель;

определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

-выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

-в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

-анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

-выявлять причинно-следственные связи;

-осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

-составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);

-преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);

-определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

-выслушивать и объективно оценивать другого;

-в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

-учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать -ошибочность своего мнения и корректировать его;

-понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство

(аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

-уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;

-уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

-Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения;

-сохранения окружающей среды и социально ответственного поведения в ней;

-адаптации к условиям проживания на определенной территории;

самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.


Предметные результаты:

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;

Предметные результаты освоения первого года обучения учебного предмета «География» должны отражать сформированность умений:

  1. Характеризовать основные этапы географического изучения Земли (в древности, в эпоху Средневековья, в эпоху Великих географических открытий, в XVII–XIX в.в., современные географические исследования и открытия);

  2. Описывать вклад великих путешественников в географическом изучении Земли, маршруты их путешествий по физической карте; способы получения географической информации на разных этапах географического изучения Земли;

  3. Выбирать источники географической информации (текстовые, картографические, видео- и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности;

  4. Находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие определять вклад российских ученых и путешественников в развитие знаний о Земле;

  5. Представлять информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках информации;

  6. Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;

  7. Различать изученные географические объекты, процессы и явления: план и географическая карта; орбита и ось Земли, полярный день и полярная ночь; полюса, экватор, тропики и полярные круги; жаркий, умеренный и полярный географические пояса; литосфера: состав и строение, свойства, минералы и горные породы, ядро, мантия, материковая и океаническая земная кора, землетрясение, эпицентр и очаг землетрясения, конус и жерло вулкана, острова (материковые, вулканические и коралловые), планетарные формы рельефа материки, впадины океанов, формы рельефа суши (горы и равнины); формы рельефа дна Мирового океана (шельф, срединно-океанические хребты, ложе океана), полезные ископаемые;

  8. Распознавать проявление изученных географических явлений в окружающем мире, выделяя их существенные свойства/признаки, в том числе: землетрясение, медленное колебание земной коры, движение литосферных плит, вулканизм, внешние и внутренние процессы рельефообразования, физическое, химическое и биологическое выветривание, круговорот и изменения горных пород;

  9. Приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира; опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;

  10. Приводить примеры использования геоинформационных систем (ГИС) в повседневной жизни;

  11. Использовать планы, топографические и географические карты, глобус для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач: определения направлений, азимута, определения расстояний при помощи масштаба, определения географических координат, описания местоположение крупнейших форм рельефа на территории материков и стран;

  12. Характеризовать географические следствия влияния Солнца и Луны, формы, размеров и движения Земли на мир живой и неживой природы;

  13. Объяснять причины смены дня и ночи и времен года;

  14. Устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений;

  15. Классифицировать: горные породы по происхождению, формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;

  16. Называть причины землетрясений и вулканических извержений;

  17. Показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли.


Основные образовательные технологии.

На уроках применяются традиционные образовательные технологии, а также новые образовательные технологии, являющиеся дидактической основой урока в соответствие с ФГОС.

  • Информационно – коммуникационная технология.

  • Технология развития критического мышления.

  • Проектная технология.

  • Технология развивающего обучения.

  • Здоровьесберегающие технологии.  

  • Технология проблемного обучения.

  • Игровые технологии.

  • Модульная технология.

  • Технология интегрированного обучения.

  • Педагогика сотрудничества. 

  • Технологии уровневой дифференциации. 

  • Групповые технологии. 

  • Традиционные технологии (классно-урочная система).




Содержание программы

Раздел 1. Географическое изучение Земли (8 часов).

Введение.

География — наука о планете Земля

Что изучает география. Географические объекты, процессы и явления. Как география изучает Землю.

Практическая работа

    1. Организация фенологических наблюдений в природе.

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле.

География в древности: Древняя Индия, Древний Египет, Древний Восток, Древняя Греция. Учёные античного мира — Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности.

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия португальцев, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.

Эпоха Великих географических открытий. Открытие Нового света — экспедиция Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание Фернана Магеллана. Значение Великих географических открытий.

Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Первая русская кругосветная экспедиция И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева — открытие Антарктиды.

Современные географические исследования. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космические исследования. Географические исследования Новейшего времени. Актуальные проблемы развития человечества и России, решение которых невозможно без участия географов.

Практические работы

2. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов, открытых в разные периоды.

3. Составление списка источников информации по теме «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира» (по выбору учителя).

Контрольная работа № 1 «Развитие географических знаний о Земле».





Раздел 2. Земля — планета Солнечной системы (5 часов).

Земля в Солнечной системе и во Вселенной. Земля и Луна. Форма, размеры Земли, их географические следствия.

Движение Земли вокруг оси. Земная ось и географические полюсы. Следствия осевого вращения Земли.

Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

Практические работы

4. Характеристика событий, происходящих на экваторе, в тропиках, на полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий и солнцестояний.

5. Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от времени года на территории своей местности.



Раздел 3. Изображения земной поверхности (12 часов).

Тема 1. План и топографическая карта.

Глобус, план, аэрофотоснимки и космические снимки. Географический атлас. Масштаб топографического плана и карты и его виды. Условные знаки плана и карты и их виды. Способы изображения неровностей земной поверхности на планах и картах. Ориентирование на местности. План местности. Определение направлений на плане. Глазомерная съёмка. Полярная и маршрутная съёмки. Ориентирование по плану местности. Разнообразие планов и области их применения.

Практическая работа

6. Проведение полярной съёмки и составление плана местности

Тема 2. Географические карты.

Разнообразие географических карт и их классификация. Виды географических карт. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Масштаб географических карт. Искажения на географических картах. Градусная сетка: параллели и меридианы на глобусе и картах. Экватор и нулевой (начальный, Гринвичский) меридиан. Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота. Измерение расстояний по карте. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей.

Практические работы

7. Определение направлений и расстояний на карте.

8. Определение географических координат точек на глобусе и картах.

Контрольная работа № 2 «Изображения земной поверхности».

Раздел 4. Оболочки Земли.

Тема 4. Литосфера — каменная оболочка Земли (8 часов).

Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая (континентальная) и океаническая кора.

Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы. Круговорот горных пород

Рельеф земной поверхности. Планетарные формы рельефа — материки и впадины океанов. Острова. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте. Разнообразие равнин по высоте. Виды равнин по внешнему облику.

Внутренние и внешние процессы образования рельефа. Движение литосферных плит. Образование гор. Вулканы и землетрясения. Выветривание — разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы.

Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Ложе океана, его рельеф.

Практические работы

9. Сравнение свойств горных пород.

10. Нанесение на контурную карту географического положения островов, полуостровов, высочайших гор и обширных равнин мира.

11. Описание местоположения горной системы или равнины по физической карте.

Контрольная работа № 3 «Литосфера — каменная оболочка Земли».






Тематическое планирование



Раздел

Кол-во часов

В том числе


Практические

работы

Контрольные работы


5 класс




1

Введение

1

1


2

Географическое изучение Земли

7

2

1

3

Земля — планета Солнечной системы

5

2


4

Изображения земной поверхности

12

3

1

5

Оболочки Земли.

9

3

1


Промежуточная контрольная работа № 4 за курс (промежуточная аттестация)



1


Итого:

34

11

4





Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс

Выпускник научится

Выпускник получит возможность

-использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

· анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

· пo результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

· определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

· в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

· составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников;

· представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

· использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

· проводить с помощью приборов абсолютной и относительной высоты;

· оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

·читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

· строить простые планы местности;

· создавать простейшие географические карты;

· моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;

использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

· приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества;

- примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

· воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

· создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.



Календарно – тематическое планирование


Разделы

Тема урока


Содержание

Вид деятельности учащихся

Практическая работа

5 класс

1

1

Введение

(1 час)

Зачем нам география и как мы её будем изучать.

Что такое «география», когда зародилась эта наука, кто является основоположником. Методы изучения географии.

Определять значение географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Выявлять методы географической науки. Оценивать ее роль в жизни общества. Устанавливать основные приёмы работы с учебником.

1.Организация фенологических наблюдений в природе.

2

1

Географическое изучение Земли

(7 часов)


География в древности.




Древняя Индия, Древний Египет, Древний Восток, Древняя Греция. Учёные античного мира — Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности.

Выявлять изменение географических представлений у людей в древности..


3

2

География в эпоху Средневековья.

Путешествия и открытия португальцев, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.

Выявлять изменение географических представлений у людей в эпоху географических открытий.

Определять вклад учёных и путешественников в развитие географической науки.


4

3

Эпоха Великих географических открытий.

Открытие Нового света — экспедиция Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание Фернана Магеллана. Значение Великих географических открытий.

Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях.

2. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов, открытых в разные периоды.




Географические открытия XVII—XIX вв.

Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Первая русская кругосветная экспедиция И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева — открытие Антарктиды.

Определять вклад величайших учёных и путешественников в развитие географической науки.

3. Составление списка источников информации по теме «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира» (по выбору учителя).



Современные географические исследования.

Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космические исследования.

Находить информацию (в Интернете, печатных СМИ, дополнительной литературе) о развитии географических знаний о Земле.




Географические исследования Новейшего времени.

Актуальные проблемы развития человечества и России, решение которых невозможно без участия географов.

Определять значение современных географических исследований для жизни общества. Выделять и анализировать источники географической информации. Оценивать роль космических исследований и геоинформационных систем для развития географии.




Контрольная работа № 1

«Развитие географических знаний о Земле».


Предлагается несколько вариантов проведения обобщения по теме «Развитие географических знаний о Земле» (по выбору учителя)


5

4

Земля — планета Солнечной системы

(5 часов).

Земля в Солнечной системе и во Вселенной.

Земля и Луна. Форма, размеры Земли, их географические следствия.


Приводить доказательства тому, что Земля – одна из планет Солнечной системы.


6

1

Движение Земли вокруг оси.


Земная ось и географические полюсы. Следствия осевого вращения Земли.

Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси.


7

2

Географические следствия движения Земли вокруг Солнца.

Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния.


Составлять и анализировать схему « Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времен года.

4. Характеристика событий, происходящих на экваторе, в тропиках, на полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий и солнцестояний.

8

3

Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли.

Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.


Наблюдать действующие модели движения Земли вокруг солнца и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояния и равноденствия. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи.

5. Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от времени года на территории своей местности.

10

1

Изображения земной поверхности

(12 часов).

План и топографическая карта.


Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности.

Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения местности на плане.

Определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определять азимут. Выявлять особенности плана местности. Находить информацию (в Интернете, печатных СМИ, дополнительной литературе) о значении ориентирования в пространстве для человека.


11

2

Изображение земной поверхности на плане и топографической карте.

Способы изображения неровностей земной поверхности на планах и картах.

Определять с помощью условных знаков изображённые на плане объекты.


12

3

Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба.

Условные знаки плана и карты и их виды. Масштаб топографического плана и карты и его виды.

Измерять расстояния и определять направления на местности и плане. Составлять и читать простейший план местности


13

4

Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости.

Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности.

Определять с помощью условных знаков изображённые на плане объекты. Измерять расстояния и определять направления на местности и плане.


14

5

Определение сторон горизонта по Солнцу и звёздам. Способы глазомерной съёмки местности.

Ориентирование по плану местности. Разнообразие планов и области их применения. Составление плана местности.

Составлять и читать простейший план местности.

6. Проведение полярной съёмки и составление плана местности


15

6

Изображение земной поверхности на географической карте.

Глобус — объёмная модель Земли. Географическая карта, её отличие от плана. Свойства географической карты. Легенда карты, виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека.

Выявлять на глобусе и карте элементы градусной сетки. Определять направления и расстояния по карте.




16

7

Градусная сетка.

Градусная сетка, её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусах и картах. Определение направлений и расстояний по карте.

Выявлять на глобусе и карте элементы градусной сетки. Определять направления и расстояния по карте.

7. Определение направлений и расстояний на карте.


17

8

Географические координаты: Географическая широта.

Географические координаты. Определение географической широты объектов

Определять географические координаты по карте.

Находить объекты по координатам.


18

9

Географические координаты: Географическая долгота.

Определение географической долготы объектов. Часовые пояса.

Определять географические координаты по карте.

Определять направления, расстояния местоположения объектов с помощью масштаба. Находить объекты по координатам.

8. Определение географических координат точек на глобусе и картах.

19

10


Решение практических задач по плану и карте.

Сравнение плана местности и географической карты. Составление описания маршрута по топографической карте. Определение расстояний на топографической карте. Выбор варианта освоения земельного участка.

Выявлять различия между планом местности и географической картой в таблице. Составлять описание маршрута по топографической карте. Определять направления и расстояния между географическими объектами на плане и карте с помощью линейного, именованного и численного масштабов. Выполнять проектное задание в сотрудничестве.





Контрольная работа № 2 «Изображения земной поверхности».




26

1

Литосфера

(9 часов)

Земная кора и литосфера.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, её строение под материками и океанами. Литосфера, её соотношение с земной корой. Внешние и внутренние силы Земли. Литосферные плиты.

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит.


27

2

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека.

Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

9. Сравнение свойств горных пород.


28

3

Движения земной коры.

Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические пояса Земли. Сейсмоопасные районы мира и России.

Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли. Наносить на контурную карту районы землетрясений и вулканизма.


29

4


Рельеф Земли. Равнины.


Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних и внешних процессов. Выветривание. Основные формы рельефа суши. Горы и равнины, особенности их образования. Различия равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах.

Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира. Наносить на контурную карту крупнейшие равнины мира и России. Описывать равнину по карте. Представлять информацию в письменной форме в виде плана-конспекта.

10. Нанесение на контурную карту географического положения островов, полуостровов, высочайших гор и обширных равнин мира.


30

5

Рельеф Земли. Горы.

Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь чело века в горах. Изменение гор во времени. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятель ности людей. Менее крупные формы рельефа в горах и на равнинах. Опасные природные явления, их предупреждение. Описание гор по карте.

Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их географического положения. Сравнивать по плану горные системы мира. Наносить на контурную карту крупнейшие горные системы мира и России. Описывать горы по карте. Описывать рельеф своей местности.

11. Описание местоположения горной системы или равнины по физической карте.



31


6

Разработка проектного задания «Скульптурный портрет планеты».

Решение практических задач по карте.



Правила работы с контурной картой. Находить положение географических объектов на контурной карте и наносить их на неё. Выполнять проектное задание в сотрудничестве


32

7











Контрольная работа № 3

«Литосфера – твердая оболочка Земли».


Литосфера и человек.

Значение литосферы для человека. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу.

Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности.


33

8


Обобщение по теме «Литосфера — каменная оболочка Земли»

Предлагается несколько вариантов проведения обобщения по теме «Литосфера — каменная оболочка Земли» (по выбору учителя): — подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги»


34

1

Промежуточная контрольная работа № 4 за курс (промежуточная аттестация)



34

контр 4

11

Основная литература:

  1. Учебник. География. 5-6 классы А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина. Просвещение, УМК «Полярная звезда»2020г.;

  2. Иллюстрированный атлас. География. 5-6 классы. А.В. Матвеев «Полярная звезда». Просвещение УМК 2020 г.;

  3. Контурные карты. География. 5-6 классы. А.В. Матвеев «Полярная звезда». Просвещение, УМК «Полярная звезда» 2020г.

Дополнительная литература:

1 . Поурочное тематическое планирование. География. Земля 5 – 6 класс А.И.Алексеев .– М.:Просвещение, 2020.

Интернет-ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

http://www.rgo.ru/ - Планета Земля

http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система

http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество

http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России




Приложение

Перечень обязательной географической номенклатуры

Тема ”План и карта”

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

Тема ”Литосфера”

Равнины: Среденеамурская равнина, Джугджур хребет, Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская (Русская), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.

Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.

Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.

Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.

Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.

Рифы: Большой Барьерный риф.




Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний

учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность

в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к

организации работы.



Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя.

Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.



Оценка проверочных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

  2. допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  2. или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;

  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не приступал к выполнению работы;

Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке,предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

2.Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для

выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность

конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий илистран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени

(можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала,

но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами,

географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы.

Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.


Оценка работ, выполненных по контурной карте

Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но

есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в

определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их

пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет

оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть

снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1.Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй её аккуратно и правильно.

2. Все задания выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного атласа.

3. Все действия с контурными картами выполняются карандашом, гелевой или шариковой ручкой.

4. Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами.

5. Любая карта должна иметь заголовок, который подписывается в верхнем правом углу. Контурная карта

должна иметь чёткое лаконичное название, соответствующее тематике самой карты.

6. На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов, расположенные в поле карты.

7. Для правильного нанесения на контурную карту географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку, реки, береговые линии озер, морей и океанов, границы государств (название географических объектов следует писать вдоль линии параллелей, что поможет выполнить задание более аккуратно).

5.Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют лишь те из них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения надписи в масштабе данной контурной карты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом.

6.Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в графе “Условные знаки”.

7.Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читабельными.

8.Первую контурную карту необходимо заполнить простым карандашом. Последующие карты можно оформлять шариковой ручкой.

9.Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно. Каждая работа в ней оценивается учителем.

Примечание.

При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий. Но и аккуратность их выполнения.