Комитет администрации г. Славгорода Алтайского края по образованию
на 2019-2020 учебный год.
с. Селекционное
Настоящая программа по литературе для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы «Литература» под редакциейВ.Я. Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина, И.С. Збарского, В.П.Полухиной, 12-е издание, М. Просвещение 2010г.
- Образную природу словесного искусства.
- Содержание изученных литературных произведений.
- Основные факты жизни и творчества писателей – классиков XIX века.
- Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений
Воспроизводить содержание литературного произведения.
Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.
Определять род и жанр произведения.
Сопоставлять литературные произведения.
Выявлять авторскую позицию.
Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.
Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению
Введение. Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19 века |
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Гуманизм лирики Пушкина. Развитие реализма. |
Романтическая лирика А.С.Пушкина периода южной и михайловской ссылок.«Погасло дневное светило…», «Подражание корану»(«И путник усталый на Бога роптал…), «Демон» |
Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Поэт», «Поэту», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом» |
Эволюция темы свободы и рабства в лирике Пушина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…», «Из Пиндемонти». |
Философсая лирика А.С.Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия»,»Вновь я посетил», «Отцы пустынники и жёны непорочны». |
Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема маленького человека в поэме «Медный всадник». |
Образ ПетраI как царя- преобразователя в поэме «Медный всадник». |
Социально-философские проблемы поэмы «Медный всадник» Диалетика пушкинских взглядов на историю России. |
|
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…»,Романтизм и реализм в творчестве поэта. |
Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова. «Молитва»(Я, МатерьБожия…) |
Тема жизни и смерти в лирике Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон», «Завещание» |
Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. «Как часто пёстрою толпою окружён…», «Выхожу один я на дорогу…». |
Вн.чт. Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова. Подготовка к домашнему сочинению по лирике М.Ю.Лермонтова |
|
Н.В.Гоголь..Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». |
Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород» |
«Петербургские повести» Н.В.Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях» |
Н.В.Гоголь «Невский проспект» Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода |
Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект» |
Вн.чт.Н.В.Гоголь «Портрет» Место повести в сборнике «Петербургские повести» |
|
Обзор русской литературы второй половины 19 века. Мировое значение русской классической литературы. |
И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. Роман «Обломов». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика. |
Обломов-«коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. |
«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе. |
«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике. |
А.Н.Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра» |
Драма «Гроза». История создания, система образов, приёмы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия. |
Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства» |
Протест Катерины против «Тёмного царства». Нравственная проблематика пьесы. |
Споры критиков вокруг драмы «Гроза». |
|
И.С.Тургенев. Жизнь и тв-во.«Записки охотника» и их место в русской литературе. |
И.С.Тургенев – создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети» |
Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя. |
«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети» |
Любовь в романе «Отцы и дети» |
Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». |
|
Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике.» «Не то, что мните вы, природа…», «Ещё земли печален вид..», «Как хорошо ты, О море ночное…», «Природа- сфинкс…». |
Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять» |
Любовная лирика Ф.И.Тютчева.Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим…», «К.Б.»,(«Я встретил вас и всё былое…») |
А.А.Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта…», «Ещё весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен», «Я пришёл к тебе с приветом…»и др. |
Любовная лирика А.А.Фета «Шёпот, робкое дыханье…», и др. Гармония и музыкальность поэтической речи. |
А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К.Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. |
|
Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне. «Еду ли ночью по улице тёмной..» и др. |
Героическое и жертвенное в образе разночинца- народолюбца. «Рыцарь на час».. «Умру я скоро…» и др. |
Н.А.Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день , часу в шестом…», «Поэт и гражданин» и др. |
Тема любви в лирике Н.А.Некрасова, её психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди…», «Тройка» и др. |
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельскаяярмонка». |
Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить…». До и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства. |
Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо» |
Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. |
|
М.Е.Салтыков–Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. |
Обзор романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников. |
|
Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека. |
Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого. |
История создания романа «Война и мир».Особенности жанра. Образ автора в романе. |
Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. |
Женские образы в романе «Война и мир» |
Семья Ростовых и семья Болконских. |
Тема народа в романе «Война и мир» |
Кутузов и Наполеон |
Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир».Художественные особенности романа. |
Анализ эпизода из романа «Война и мир». |
|
Ф.М.Достоевский. Жизнь и судьба.Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды. |
Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М.Достоевского. |
История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе. Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. |
Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. |
«Двойники»Раскольникова. |
Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание».Роль эпилога в романе. |
|
Н.С.Лесков.Жизнь и творчество.Повесть «Очарованный странник» и его герой Иван Флягин. Поэтика названия повести. Особенности жанра. |
Рассказ «Тупейный художник».Необычность судеб и обстоятельств.Нравственный смысл рассказа. |
Катерина Кабанова и Катерина Измайлова (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда») |
|
А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-х, 90-х годов. «Человек в футляре». |
Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Чёрный монах». |
Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч» |
Особенности драматургии А.П.Чехова |
«Вишнёвый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда. |
Символ сада в комедии «Вишнёвый сад». Своеобразие чеховского стиля. |
|
К.Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира» Изображение тяжёлой жизни простого народа. Специфика художественной образности. |
«Вечные вопросы» в зарубежной литературе. Ги де Мопассан «Ожерелье». |
Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы 19 века. |
Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе (105 часов. 3 часа в неделю)