СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Литература" 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Литература" 9 класс»



Рабочая программа по учебному предмету «Литература»


Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 5 – 9 классов (основное общее образование) разработана на основе следующих документов:

  1. Закона РФ «Об образования в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;

  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования»

  3. Федерального перечня учебников (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31. 03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющихся государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»


Срок реализации рабочей программы – 5 лет. Рабочая программа для 5 – 9 классов на: V класс – 102 часа (3 часа в неделю), VI класс – 102 часа (3 часа в неделю), VII – 102 часа (2 часа в неделю + один час в неделю за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений), VШ класс – 68 часов (2 часа в неделю), IХ классе – 102 час (3 часа в неделю).


Реализация регионального (национально-регионального) компонента

Региональный компонент содержания образования по словесности направлен на освоение обучающимися культурных традиций, уклада жизни, богатейшего культурного наследия народов, отраженного в фольклоре и литературе Урала. Кроме того, при изучении русского языка рассматривать язык как культурно-историческую среду. Главной методической задачей уроков словесности с использованием регионального компонента является подключение к занятиям житейского и речевого опыта обучающихся.

Региональный компонент используется не как отдельный блок, а как «вкрапления» в учебный материал без выделения отдельных часов и в качестве языкового материала при изучении школьного курса предметов.

Предметные результаты

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

• осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

• восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

• обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

• воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

• развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

• овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):

• определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);

• владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);

• характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);

• находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);

• определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.

• объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);

• выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);

• выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);

• пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

• представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);

• собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);

• выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

• выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

• ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).



Обязательное содержание рабочей программы (5-9 классы)


Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С (см. таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу (то есть произведения всех списков должны быть обязательно представлены в рабочих программах.

Список А представляет собой перечень конкретных произведений (например: А.С.Пушкин «Евгений Онегин», Н.В.Гоголь «Мертвые души» и т.д.). В этот список попадают «ключевые» произведения литературы, предназначенные для обязательного изучения. Вариативной части в списке А нет.

Список В представляет собой перечень авторов, изучение которых обязательно в школе. Список содержит также примеры тех произведений, которые могут изучаться – конкретное произведение каждого автора выбирается составителем программы. Перечень произведений названных в списке В авторов является ориентировочным (он предопределен традицией изучения в школе, жанром, разработанностью методических подходов и т.п.) и может быть дополнен составителями программ УМК и рабочих программ. Минимальное количество произведений, обязательных для изучения, указано, например: А.Блок. 1стихотворение; М.Булгаков. 1 повесть. В программы включаются произведения всех указанных в списке В авторов. Единство списков в разных рабочих программах скрепляется в списке В фигурой автора.

Список С представляет собой перечень литературных явлений, выделенных по определенному принципу (тематическому, хронологическому, жанровому и т.п.). Конкретного автора и произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление, выбирает составитель программы. Минимальное количество произведений указано, например: Поэзия пушкинской эпохи: К.Н.Батюшков, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский (2-3 стихотворения на выбор). В программах указываются произведения писателей всех групп авторов из списка С. Этот жанрово-тематический список строится вокруг важных смысловых точек литературного процесса, знакомство с которыми для учеников в школе обязательно. Единство рабочих программ скрепляется в списке С проблемно-тематическими и жанровыми блоками; вариативность касается наполнения этих блоков, тоже во многом предопределенного традицией изучения в школе, разработанностью методических подходов и пр.

Во всех таблицах в скобках указывается класс, в котором обращение к тому или иному произведению, автору, проблемно-тематическому или жанровому блоку представляется наиболее целесообразным



Содержание учебного курса


Перечень конкретных произведений, обязательных для изучения

Перечень авторов, изучение которых обязательно в школе - конкретное произведение каждого автора выбирается составителем рабочей программы

Перечень литературных явлений, выделенных по определенному принципу

(тематическому, хронологическому, жанровому и т.п.). Конкретного автора и произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление, выбирает составитель программы

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Слово о полку Игореве» (к.XII века) (9кл)


Д.И. Фонвизин комедия

«Недоросль» (1778 – 1782) (8кл)

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

(1792) (9 кл.)

Древнерусская литература:

«Белгородский кисель» (6кл),

«Поучение» Владимира

Мономаха, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», (7 кл.),

« Житие Сергия Радонежского»

(8кл), «Повесть о Ерше

Ершовиче, сыне Щетинникове»

(8кл)

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества государыни Императрицы

Елисаветы Петровны 1747 года»

(9кл),


Г.Р.Державин

«Памятник» (1745),

«Властителям и судиям» (1780),

(9 кл)

Русский фольклор

Сказки «Царевна - лягушка», «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» (5 кл), детский фольклор (5 кл), частушки (6кл), календарнообрядовые песни (6 кл), исторические песни «Степан Разин на Волге» (6кл), пословицы и поговорки, загадки (7 кл), былины «Садко» (7 кл), предания «Воцарение Ивана

Грозного», «Сороки -

Ведьмы».(7 кл)

Древнерусская литература: «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» (5 кл)


Литература XVIII века

М. В. Ломоносов.

Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру...» (5 кл), «К статуе Петра

Великого» (7кл), Г. Р.

Державин стихотворения: «Река времён в своём

стремленьи...», «На птичку...»,

«Признание»(7 кл)

И. И. Дмитриев басня «Муха» (6 кл), Н.М. Карамзин стихотворение «Осень» (9кл)

Русская литература XIXвека

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

(1821 – 1824) (9 кл.)


А.С.Пушкин романы

«Дубровский» (1832 — 1833) (6 кл), «Евгений Онегин» (1823 —

1831) (9 кл.), повесть

«Капитанская дочка» (1832 —

1836) (8кл) стихотворения: «Зимнее утро» (1829) (6 кл), «Песнь о вещем Олеге» (1822) (7 кл), «Зимний вечер» (1825) (7 кл), «К***» («Я помню чудное мгновенье…»)

(1825) (8кл), «К Чаадаеву»

(«Любви, надежды, тихой славы…») (1818) «Пророк» (1826), «Во глубине сибирских руд…» (1827), «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (1829) «Я памятник себе воздвиг

нерукотворный…» (1836) (9 кл)

М.Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени» (1838 — 1840). (9 кл.); стихотворения:

«Парус» (1832) (5кл),

«Бородино» (1837) (5 кл),

«Тучи» (1840) (6 кл),

«Утес» (1841) (6 кл), «Узник»

(1837) (8 кл), «Смерть Поэта» (1837) (9 кл), «Выхожу один я на дорогу...» (1841).

Н.В. Гоголь комедия «Ревизор» (1835) (8 кл), поэма «Мертвые

души» (1835-1841) (9 кл)

И.А. Крылов басни:

«Ворона и лисица» (1808),

«Волк на псарне» (1812),

«Свинья под Дубом» (1823)

(5 кл.), «Осел и Соловей» (1811),

«Листы и корни» (1811),

«Ларчик» (1807) (6кл)

В.А. Жуковский баллада

«Светлана» (1812) (9 кл), элегии:

«Невыразимое» (1819), «Море»

(1822) (9 кл)


А.С. Пушкин стихотворения: «Няне» (1826) (5 кл),

«И.И. Пущину» (1826) (6 кл),

«Зимняя дорога» (1826) (7 кл),

«Узник» (1822) (6кл), «Туча»

(1835) (8кл), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…») (1825) (8 кл), «К морю» (1824) (9кл), «Анчар» (1828) (9кл), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829) (9 кл), «Бесы» (1830) (9кл); маленькие трагедии «Моцарт и Сальери» (1830) (9кл);

«Повести Белкина» (1830) –, «Станционный смотритель», (7 кл), «Метель» (8кл), поэма

«Медный всадник» (1833)

(Вступление) (7 кл.),

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

(5 кл.)

М.Ю. Лермонтов стихотворения:

«Три пальмы» (1838) (6 кл),

«Листок» (1841) (6 кл),

«Ангел» (1831) (7 кл), «Молитва» («В минуту жизни трудную...») (1839)(7 кл), «Когда волнуется желтеющая нива... » (1840) (7 кл), «Дума»

(1838) (9 кл), «И скучно и грустно» (1840) (9 кл), «Нет, не тебя так пылко я люблю…»

(1841) (9 кл), «Родина» (1841) (9 кл), «Пророк» (1841) (9 кл); поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837) (8 кл), «Мцыри» (1839) (9 кл). Н.В.


Гоголь повести:

«Заколдованное место» (1830 -

1831) (5 кл), «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с

Иваном Никифоровичем» (1834)

(6 кл), «Тарас Бульба» (1835) (7кл), «Шинель» (1839) (8 кл),

«Невский проспект» (1834-1835)

(9 кл)

И.А.Крылов басня «Обоз» (8кл), К.Ф.Рылеев

историческая дума «Смерть Ермака» (8кл)


В.А. Жуковский сказка «Спящая царевна» (5 кл), баллада «Кубок» (5 кл), А.С.Пушкин драма «Борис Годунов» (7кл), повесть

«Барышня-крестьянка» (6кл)

Поэзия пушкинской эпохи:

Н.М. Языков «Песня», « К.Н. Батюшков «Мой

гений», А.А. Дельвиг «Русская песня», Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух

чист!» (7 кл.)

Литературные сказки XIX – ХХ века:

А. Погорельский сказка «Черная курица, или Подземные жители» (5 кл), П.П. Бажов сказ

«Медной горы хозяйка». (5 кл) С. Я.Маршак. Пьеса-сказка

«Двенадцать месяцев» (5 кл).

Ф.И.Тютчев стихотворение «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…») (1828, нач. 1850-х) (5кл); «Silentium!» (Молчи, скрывайся и таи…)

(1829, нач. 1830-х), «Умом

Россию не понять…» (1866) (8 кл)


А.А.Фет стихотворения:

«Шепот, робкое дыханье…» (1850) (5кл), «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (1887)

(8 кл).

Н.А. Некрасов стихотворения: «Крестьянские дети» (1861) (5 кл), «Вчерашний день, часу в шестом...» (1848) (7 кл),

«Несжатая полоса» (1854) (8 кл).

Ф.И. Тютчев стихотворения: «Еще в полях белеет снег…» (1829, нач. 1830-х) (5 кл), «Есть в осени первоначальной…» (1870) (6

кл),

«С поляны коршун

поднялся...» (1835) (6кл), «К.Б.»

(«Я встретил Вас, и все былое…») (1870) (8кл) А.А. Фет стихотворения:

«Я пришел к тебе с приветом…» (1843) (5кл), «Это утро, радость эта…» (1881)(5 кл), «Учись у них - у дуба, у березы...» (1883) (6 кл),

«Я тебе ничего не скажу» (1885)

(8кл)

Н.А. Некрасов стихотворение «Размышления у парадного подъезда» (1858) (7 кл),

«Тройка» (1846) (8 кл)

Поэзия 2-ой половины XIX века

А.Н. Майков «Ласточки» (5 кл), «Поле зыблется цветами…» (8 кл), А.Н. Плещеев «Весна» (5 кл), И.С. Никитин «Утро» (5

кл), И.З. Суриков «Зима» (5 кл),


Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...» (6 кл); Е.

Баратынский. «Чудный град...» «Весна, весна!

Как воздух чист...» (6 кл) «Разуверение» (9 кл); А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». (6 кл), «Край ты мой, родимый край…» (7 кл), «Благовест» (7 кл), «Средь

шумного бала случайно…» (9 кл),




Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный Нос») (5 кл.), стихотворение

«Железная дорога» (6кл),

Поэма «Русские женщины»

(Княгиня Трубецкая») (7кл)


И.С. Тургенев рассказы: «Бежин луг» (1851) (6 кл), «Певцы» (1852) (8 кл); повесть «Муму» (5кл), стихотворения в прозе:

«Русский язык», «Близнецы», «Два богача» (7 кл),

Н.С. Лесков повесть «Левша» (1881) (6 кл.), «Тупейный художник» (1883) (7кл), «Старый гений» (1884) (8 кл)

М.Е. Салтыков- Щедрин

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869) (7кл), «Дикий помещик» (1869) (7 кл)

Л.Н. Толстой повесть «Детство» (1852) (7 кл); рассказы:

«Кавказский пленник» (1872) (5 кл), «После бала» (1903) (8 кл) А.П. Чехова рассказы:

«Толстый и тонкий» (1883) (6кл)

«Хамелеон» (1884) (7кл),

«Смерть чиновника» (1883) (8 кл)

А.А.Блок стихотворения: «Девушка пела в церковном хоре…» (1905) (9 кл), «Ты помнишь? В нашей бухте

сонной…» (1911-1914) (9кл)

А.А.Ахматова стихотворение

«Родная земля» (1961) (9 кл)

Н.С.Гумилев стихотворение

«Слово» (1921) (8 кл)

М.Цветаева стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной..» (1915) (8кл) О.Э.Мандельштам стихотворение «Бессонница.

Гомер. Тугие паруса…» (1915) (9 кл)

В.В. Маяковский стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» (1918),

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920) (7 кл) С.А. Есенин стихотворения:

«Песнь о собаке…» (1915) (5кл)

И.С. Тургенев рассказ «Бирюк»

(7 кл),

М.Е. Салтыков-Щедрин литературная пародия «История одного города» («О корени происхождения

глуповцев») (8кл)

А.П. Чехов рассказы:

«Хирургия» (5 кл), «Человек в футляре» (9 кл)

А.К. Толстой баллады

«Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» (7кл)

М.А. Булгаков повесть «Собачье сердце» (1925) (8 кл) А.П. Платонов рассказы: «Никита» (1945) (5 кл), «Цветок на земле» (1949) (6 кл), «В прекрасном и яростном мире (Машинист Мальцев)» (1937)

(7кл) М.М. Зощенко рассказы:

«Аристократка» (1923), «Баня»

(1924) (7кл)

А.Т.Твардовский стихотворение «В тот день, когда окончилась война…» (1948) (7кл), поэма «Василий Теркин» («Книга про бойца») (1942-1945) – главы по выбору (8 кл)

А.И.Солженицын рассказ

«Матренин двор» (1958) (9 кл)

В.М. Шукшин рассказы: «Чудик» (1967), «Срезал»

(1970) (7кл)

Проза конца XIX – начала ХХ века:

М. Горький повесть «Детство»

(7 кл), «Легенда о Данко» («Старуха Изергиль» (7 кл), А.И.Куприн рассказы:

«Чудесный доктор» (6 кл), «Куст сирени» (8 кл), И. Бунин рассказы: «Косцы» (5 кл), «Цифры», «Лапти» (7 кл),

«Темные аллеи» (8 кл), И.С.Шмелев «Как я стал писателем» (8 кл), А.С. Грин повесть-феерия «Алые паруса» (6 кл). Е.Носов «Живое пламя», Л.А. Андреев рассказ «Кусака» (7кл),Ф.А.Абрамов рассказ «О чем плачут лошади» (7кл)

Поэзия конца XIX - начала XX вв.:

И.А. Бунин «Помню – долгий зимний вечер» (5 кл), «Родина» (7 кл), «У птицы есть гнездо» (8 кл), Дон-Аминадо «Города и годы» (5 кл), А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» (6кл),

А.А. Блок «Летний вечер» (6 кл), «О, как безумно за окном» (6 кл), «Россия» (8 кл),

С. Есенин. «Пороша» (6 кл),

И.Анненский «Снег» (8 кл),

Д.Мережковский «Родное»,

«Не надо звуков» (8 кл),

З.Гиппиус «Знайте!» (8 кл),

«Так и есть» (8 кл),

Поэзия 20-50-х годов ХХ в. К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете» (5кл),

«Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...» (6 кл), «Жди меня, и я вернусь…» (9 кл) А. Твардовский « Рассказ танкиста» (5 кл), «Снега поетемнеют синие» (7 кл),

«Июль - макушка лета», «На дне моей жизни... » (7 кл), «Я убит подо Ржевом» (9 кл),

Ю.Л.Пастернак

«Июль», «Никого не будет в доме...» (7кл), «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…» (9 кл), А.Вертинский «Доченьки»

(7 кл), М.Исаковский «Катюша» (8 кл), «Враги сожгли родную хату» (8 кл), А.Фатьянов «Соловьи» (8 кл),

Л.Ошанин «Дороги» (8 кл) Н.А.Заболоцкий стихотворения: «Уступи мне, скворец, уголок» (8 кл), «Я не ищу гармонии в природе…» (9 кл) «Завещание» (9 кл), «Признание» (9 кл); А.А.Суриков «Бьется в тесной печурке огонь…» (9 кл),

Проза о Великой Отечественной войне

В.П.Астафьев рассказ

«Фотография, на которой меня нет» (8 кл),

Б.Л.Васильев повесть «А зори здесь тихие…» (9 кл), Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях

К.Г. Паустовский сказка-быль «Теплый хлеб» (5 кл), М.М.

Пришвин повесть «Кладовая солнца» (6кл),

В.П. Астафьев рассказ

«Васюткино озеро» (5 кл)

Проза о детях

С. Чёрный рассказы:

«Кавказский пленник» (5 кл),

«Игорь-Робинзон» (5кл), В.Г.Короленко повесть «В дурном обществе» (5 кл)

В.Г. Распутин рассказ «Уроки французского» (6 кл),

В.П. Астафьев рассказ «Конь с розовой гривой» (6 кл),

Ф.А.Искандер рассказ

«Тринадцатый подвиг Геракла»

( 6 кл)

Ю.П.Казаков рассказ «Тихое утро» (7кл)

Поэзия 2-й половины XX в.

Д.Кедрин «Аленушка» (5кл), А.Прокофьев «Аленушка» (5 кл), Н.М. Рубцов «Родная деревня» (5 кл), «Звезда полей» «Листья осенние», «В горнице».

(6 кл), «Тихая моя Родина»

(7кл), «По вечерам» (8 кл), «Встреча» (8 кл), «Привет, Россия…» (8 кл), Д. С.

Самойлов. «Сороковые» (6 кл), Б.Окуджава«По Смоленской дороге» (7 кл) «Песенка о пехоте» (8 кл), «Здесь птицы не поют» (8 кл),

И.Гофф «Русское поле» (7кл),



Проза русской эмиграции:

И.С.Шмелев повесть «Лето Господне» (7кл).

Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов- лауреатов премий и конкурсов.

О.Громова «Сахарный ребенок» (5 кл)

А. Гиваргизов. Стихотворения.

(5 кл)

Литература народов России.

Г.Тукай стихотворения «Родная деревня», «Книга» (6 кл), К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы

малым ни был мой народ...» (6 кл),

Р. Гамзатов. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей родине» (7кл)


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

А.де Сент-Экзюпери повестьсказка «Маленький принц»

(1943) (6кл)

В. Шекспир «Ромео и

Джульетта» (1594 – 1595) ( 8 кл)

Гомер «Одиссея» (фрагмент:

Одиссей и циклоп) (6кл)

Данте. «Божественная комедия»

(часть 1, песнь 1)

(9 кл.)

М.Сервантес Сааверда роман

«Дон Кихот» (глава 8) (8кл),

В.Шекспир сонет №130 «Ее глаза на звезды не похожи…» (пер. С. Маршака).(8 кл)

Д.Дефо роман «Робинзон

Крузо» (глава 6) (6кл),

Дж. Свифт роман «Путешествия Гулливера»

(часть 1 «Путешествие в

Лилипутию») (6 кл.),


Ж-Б. Мольер комедия

«Мещанин во дворянстве»

(1670) (действия: 2, 3) (8кл). И.-В. Гете «Фауст» (1774 – 1832) (часть 1 сцена 5, часть 2 сцена 4) (9 кл)


Г.Х.Андерсен сказка «Стойкий оловянный солдатик» (1838). (5 кл.)


Дж. Г. Байрон стихотворение «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!» (1814) (пер. М.

Лермонтова) (7 кл),

«Паломничество Чайльд

Гарольда» (песни 1, 2) (1809 – 1811) (пер. В. Левика). (9 кл.)

Зарубежный фольклор, легенды, баллады, саги, песни Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Геродот. «Легенда об Арионе»

(6 кл),

Р.Л. Стивенсон баллада

«Вересковый мёд» (5 кл),

Ф.Шиллер баллада «Перчатка»

(6кл), карело-финский эпос «Калевала» (7кл), французский эпос «Песнь о Роланде» (7кл) Зарубежная сказочная и фантастическая проза: Э. Т.А. Гофман сказка «Щелкунчик» (5 кл),

Дж.Р.Р.Толкиен повесть

«Хоббит, или Туда и обратно»

(6кл),

К.Льюис «Хроники Нарнии»: «Лев, колдунья и платяной шкаф» (6 кл)

Зарубежная новеллистика Проспер Мериме.

«Маттео Фальконе» (6 кл),

Э.По «Золотой жук» (7 кл),

О Генри «Дары волхвов» (7 кл) Зарубежная романистика XIX – ХХ века:

А.Дюма «Три мушкетера» (7 кл), В.Скотт «Айвенго» (8 кл) Зарубежная проза о детях и подростках

М. Твен роман «Приключения Тома Сойера» (5 кл), Дж.Сэлинджер роман «Над пропастью во ржи» (9 кл) Произведения о

взаимоотношениях человека с природой

Дж.Лондон «Сказание о Кише»

(5 кл), Э.Сетон-Томпсон рассказ

«Снап» (6кл)

Современная зарубежная литература

С. Каста «Какого цвета Мистер

Лис?» (5кл)





Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения в основной школе
  • Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.

  • Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.

  • Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия).

  • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.

  • Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.

  • Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.



  1. класс

Перечень конкретных произведений, обязательных для изучения

Перечень авторов, изучение которых обязательно в школе - конкретное произведение каждого автора выбирается составителем рабочей программы

Перечень литературных явлений, выделенных по определенному принципу

(тематическому, хронологическому, жанровому и т.п.). Конкретного автора и произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление, выбирает составитель программы

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА


«Слово о полку Игореве» (к.XII века)

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» (1792)

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»,

Г.Р.Державин «Памятник», «Властителям и судиям» (1780)

Литература XVIII века

Н.М. Карамзин стихотворение «Осень»

Русская литература XIXвека


А.С. Грибоедов «Горе от

ума» (1821 – 1824)

А.С.Пушкин романы

«Евгений Онегин» (1823 —

1831), стихотворения: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…») (1818) «Пророк» (1826), «Во глубине сибирских руд…» (1827), «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (1829) «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836)


М.Ю. Лермонтов роман

«Герой нашего времени»

(1838 — 1840); стихотворения:

«Смерть Поэта» (1837), «Выхожу один я на дорогу...» (1841).

Н.В. Гоголь поэма «Мертвые души» (1835-1841)

В.А. Жуковский баллада «Светлана» (1812), элегии:

«Невыразимое» (1819),

«Море» (1822)

А.С. Пушкин стихотворения: «К морю» (1824), «Анчар» (1828), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829), «Бесы» (1830) ; маленькие

трагедии «Моцарт и Сальери» (1830);

М.Ю. Лермонтов стихотворения:

«Дума» (1838), «И скучно и грустно» (1840), «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841),

«Родина» (1841), «Пророк»

(1841) ;поэма «Мцыри» (1839).

Н.В. Гоголь повести: «Невский проспект» (18341835)

А.А.Блок стихотворения: «Девушка пела в церковном хоре…» (1905), «Ты помнишь?

В нашей бухте сонной…» (1911-

1914)

А.А.Ахматова стихотворение

«Родная земля» (1961)

О.Э.Мандельштам стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» (1915)

А.И.Солженицын рассказ

«Матренин двор» (1958)

Поэзия 2-ой половины XIX века

Е. Баратынский.

«Разуверение»;


А. Толстой. «Средь шумного бала случайно…»













Поэзия 20-50-х годов ХХ в.

К. Симонов «Жди меня, и я вернусь…»

А. Твардовский «Я убит подо

Ржевом», Ю.Л.Пастернак «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым

некрасиво…» Н.А.Заболоцкий стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе…»,

«Завещание», «Признание»; А.А.Суриков «Бьется в тесной печурке огонь…».

Проза о Великой

Отечественной войне

Б.Л.Васильев повесть «А зори здесь тихие…»,

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Данте. «Божественная комедия» (часть 1, песнь 1) И.-В. Гете «Фауст» (1774 – 1832) (часть 1 сцена 5, часть 2 сцена 4)

Дж. Г. Байрон стихотворение

«Паломничество Чайльд

Гарольда» (песни 1, 2) (1809 – 1811) (пер. В. Левика).

Зарубежная проза о детях и подростках

Дж.Сэлинджер роман «Над пропастью во ржи»

Тематическое планирование



9 класс

105

1

Литература и ее роль в духовной жизни человека

Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.

1

Древнерусская литература

4

2

Своеобразие древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве».

«Слово о полку Игореве».

Литературный род: эпос, лирика.

Литературный жанр: поэма.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, точка зрения, адресат, читатель; действующее лицо, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж; монолог, лирическое отступление. Язык художественного произведения. Изобразительно выразительные средства в художественном произведении.

1

3

Сюжет «Слова о полку Игореве»

1

4

Композиция «Слова о полку Игореве»

1

5

Р/р Сочинение на тему «патриотический пафос «Слова о полку Игореве»

1

Литература XVIII века

9

6

В. Ломоносов – великий россиянин

В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Литературный род: лирика.

Литературный жанр: ода.

Основное литературное направление: классицизм.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; лирический герой, художественная деталь, пейзаж, лирическое отступление.

Язык художественного произведения. Изобразительно выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, гипербола.

Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.

1

7

Особенности творчества М.В. Ломоносова

1

8

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина

Г.Р.Державин стихотворения: «Памятник», «Властителям и судиям».

Литературный род: лирика.

Основное литературное направление: классицизм.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; лирический герой, художественная деталь, пейзаж, лирическое отступление.

Язык художественного произведения. Изобразительно выразительные средства в художественном произведении:

эпитет, метафора, сравнение, антитеза, гипербола. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.

1

9

Анализ стихотворения

Г.Р. Державина

«Властителям и судиям»

1

10

Жизненный и творческий путь Н.М. Карамзина

Н.М.Карамзин повесть «Бедная Лиза» Литературный род: эпос.

Литературный жанр: повесть.

Основное литературное направление: сентиментализм. Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; герой-рассказчик адресат, читатель; герой, персонаж, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация,

развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление. Язык художественного произведения

1

11

Н.М.Карамзин повесть «Бедная Лиза»

1

12

«И крестьянки любить умеют..» (по повести Н.М. Карамзина «Бедная

Лиза»)

1

13

Н.М. Карамзин стихотворение «Осень»

Н.М. Карамзин стихотворение «Осень».

Литературный род: лирика.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; лирический герой, художественная деталь, пейзаж, лирическое отступление.

Язык художественного произведения. Изобразительно выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение.

Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.

1

14

Контрольная работа № 1 по теме «Русская

литература XVIII века»

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; система образов персонажей; сюжет, композиция, конфликт, портрет, пейзаж.

1


Русская литература XIX века

50

15

Романтизм в русской литературе

Литературное направление- романтизм. Художественный образ.

1

16

Жизненный и творческий путь В.А. Жуковского

В.А. Жуковский баллада «Светлана». Литературный род: эпос, лирика.

Литературный жанр: баллада.

Основное литературное направление: романтизм.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; адресат, читатель; герой, сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, интерьер; лирическое отступление.

Язык художественного произведения. Изобразительно выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон.

Гипербола. Анафора. Аллитерация, ассонанс.

1

17

В.А. Жуковский баллада «Светлана»

1

18

В.А. Жуковский элегия «Море».

В.А. Жуковский элегия «К морю». Литературный род: эпос, лирика.

Литературный жанр: элегия.

Основное литературное направление: романтизм.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; адресат, читатель; герой, сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, интерьер; лирическое отступление.

Язык художественного произведения. Изобразительно выразительные средства в художественном произведении:

эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон.

Гипербола.

Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.

1

19

А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество

А.С.Грибоедов комедия «Горе от ума». Литературный род: драма.

Литературный жанр: комедия.

Основное литературное направление: классицизм, романтизм, реализм.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; точка зрения, адресат, читатель; система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка,

развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет; диалог, монолог, лирическое отступление.

Язык художественного произведения. Изобразительно выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон.

Гипербола, литота. Аллегория. Ирония.

1

20

А.С. Грибоедов комедия «Горе от ума». История создания

1

21

Сюжет комедии А.С. Грибоедова

1

22-

23

Система образов в комедии А.С. Грибоедова

2

24

Язык комедии А.С. Грибоедова

1

25

Р/р Сочинение на тему «Смысл названия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; точка зрения; система образов персонажей; сюжет; художественная деталь, портрет

1

26

А.С. Пушкин – солнце

русской поэзии

А.С.Пушкин стихотворения: «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

Литературный род: лирика.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; адресат, читатель; лирический герой; художественная деталь, пейзаж.

Язык художественного произведения. Изобразительно выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.

Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.

1

27

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина

1

28

Тема любви в лирике А.С. Пушкина

«Я вас любил: любовь еще, быть может…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…».

Литературный род: лирика.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; адресат, читатель; лирический герой; художественная деталь, пейзаж.

Язык художественного произведения. Изобразительно выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.

Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.

1

29-

30

Философские

размышления о жизни, о любви в лирике

А.С.Пушкина

«К морю», «Анчар»,«К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…»),«Во глубине сибирских руд…»,«Бесы».

Литературный род: лирика.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; адресат, читатель; лирический герой; художественная деталь, пейзаж.

Язык художественного произведения. Изобразительно выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.

Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.

2

31

А.С.Пушкин маленькие трагедии «Моцарт и

Сальери»

А.С. Пушкин маленькие трагедии «Моцарт и Сальери».

Литературный род: драма.

Литературный жанр: трагедия.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; читатель; система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь,

портрет, интерьер; диалог, монолог, лирическое отступление.

Язык художественного произведения.

1


32

А.С. Пушкин роман в стихах «Евгений Онегин». История создания

А.С. Пушкин роман в стихах «Евгений Онегин».

Литературный род: эпос, лирика.

Литературный жанр: роман в стихах.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; точка зрения, адресат, читатель; система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление.

Язык художественного произведения. Изобразительно выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза. Гипербол. Аллегория. Анафора. Аллитерация, ассонанс.

Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.

1

33

Сюжет романа А.С.

Пушкина «Евгений Онегин»

1

34-

35

Система образов в романе

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

2

36

Образ автора в романе А.С. Пушкина

1

37

Исследовательская работа «Энциклопедия русской жизни в романе А.С. Пушкина «Евгений

Онагин»

1

38

Р/р Сочинение на тему

«Роман в стихах

А.С.Пушкина «Евгений

Онегин»

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; точка зрения; система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, портрет, пейзаж, интерьер;.

1

39

Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова

М.Ю.Лермонтов стихотворения: «Смерть Поэта», «Пророк».

Литературный род: лирика.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; адресат, читатель; лирический герой; художественная деталь, пейзаж.

Язык художественного произведения. Изобразительно выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.

Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.

1

40-

41

Размышления М.Ю. Лермонтова о жизни, Родине, любви.

М.Ю. Лермонтов стихотворения: «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Выхожу один я на дорогу...», «Дума», «И скучно и грустно».

Литературный род: лирика.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; адресат, читатель; лирический герой; художественная деталь, пейзаж.

Язык художественного произведения. Изобразительно выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.

Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.

2

42

Поэма «Мцыри» М.Ю. Лермонтова. История создания

М.Ю. Лермонтов поэма «Мцыри». Литературный род: эпос, лирика.

Литературный жанр: поэма.

Основное литературное направление: романтизм.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития

действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, лирическое отступление.

Язык художественного произведения. Изобразительно выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза. Гипербол.

Аллегория. Анафора. Аллитерация, ассонанс.

1

43-

44

Образ главного героя в поэме М.Ю. Лермонтова

2

45

Р/р Сочинение на тему

«Мотивы лирики М.Ю.

Лермонтова»

1

46

М.Ю. Лермонтов

роман

«Герой нашего времени» История создания

.

М.Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени».

Литературный род: эпос.

Литературный жанр: роман.

Основное литературное направление: реализм.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление. Язык художественного произведения

1

47

48

Композиция романа М.Ю. Лермонтова

2

49

50

Система образов романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

2

51

«Герой нашего времени» - первый психологический

роман

1

52-

53

Исследовательская работа «Нравы общества XIX века в романе М.Ю.

Лермонтова «Герой

нашего времени»

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, геройрассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, система образов персонажей; сюжет; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление

2

54

Р/р Сочинение на тему «Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, система образов персонажей. Язык художественного произведения

1

55

Н.В.Гоголь повесть

«Невский проспект»

В.Гоголь повесть «Невский проспект». Литературный род: эпос.

Литературный жанр: повесть.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; адресат, читатель; герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление. Язык художественного произведения

1

56

Н.В. Гоголь поэма «Мертвые души». История создания

Н.В. Гоголь поэма «Мертвые души». Литературный род: эпос.

Литературный жанр: поэма, роман.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, геройрассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление. Язык художественного произведения

1

57

Сюжет поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»

1

58

Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

1

59

Язык произведения Н.В. гоголя

1

60-

61

Исследовательская работа «Помещики XIX века в поэме Н.В. Гоголя

«Мертвые души»

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, геройрассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой,

система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт.

2

62

Р/р Сочинение на тему «Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, геройрассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт.

1

63

Особенности творчества А.П.Чехова

А.П.Чехов рассказ «Человек в футляре». Литературный род: эпос.

Литературный жанр: рассказ.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление. Язык художественного произведения

1

64

А.П.Чехов рассказ

«Человек в футляре»

1

Поэзия конца 2-ой половины XIX века

3

65-

66

Тема любви в стихотворениях русских поэтов XIX века

Е. Баратынский «Разуверение» А. Толстой. «Средь шумного бала случайно…».

Литературный род: лирика.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; адресат, читатель; лирический герой; пейзаж, лирическое отступление.

Язык художественного произведения. Изобразительно выразительные средства в художественном произведении. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.

2

67

Контрольная работа № 2 по теме «Русская

литература XIX века»

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; лирический герой, система образов персонажей; сюжет.

1

Поэзия конца XIX – начала ХХ века. Поэзия 20- 50-хгодов ХХ века

18

68

Своеобразие литературы ХХ века

Литературные направления: символизм, модернизм, реализм.

Художественный образ

1

69

Творческий путь А.А. Блока

А.А.Блок стихотворения: «Девушка пела в церковном хоре…», «Ты помнишь? В нашей бухте сонной…».

Литературный род: лирика.

Основное литературное направление: модернизм. Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; адресат, читатель; лирический герой; лирическое отступление.

Язык художественного произведения. Изобразительно выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.

Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.

1

70

Образы-символы в лирике А.А. Блока.

1

71

Непростая судьба А.А.

Ахматовой

А.А.Ахматова стихотворение «Родная земля». Литературный род: лирика.

Основное литературное направление: модернизм. Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; адресат, читатель; лирический герой; лирическое отступление.

Язык художественного произведения. Изобразительно

выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.

Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.

1

72

Лирика А.А. Ахматовой

1

73-

74

Исследовательская работа «Поэты Серебряного века»

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; адресат, читатель; лирический герой; лирическое отступление.

Язык художественного произведения.

2

75

Творческий и жизненный путь О.Э. Мандельштама

О.Э.Мандельштам стихотворение «Бессонница. Гомер.

Тугие паруса…».

Литературный род: лирика.

Основное литературное направление: модернизм. Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; адресат, читатель; лирический герой; лирическое отступление.

Язык художественного произведения. Изобразительно выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.

Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.

1

76

О.Э.Мандельштам стихотворение

«Бессонница. Гомер.

Тугие паруса…»

1

77

Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество

Ю.Л.Пастернак

«Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…».

Литературный род: лирика.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; адресат, читатель; лирический герой; лирическое отступление.

Язык художественного произведения. Изобразительно выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.

Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.

1

78

Лирические произведения Б. Л. Пастернака

1

79-

80

Философские

размышления Н.А. Заболоцкого в своих

стихотворениях

Н.А.Заболоцкий стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе…», «Завещание», «Признание».

Литературный род: лирика.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; адресат, читатель; лирический герой; лирическое отступление.

Язык художественного произведения. Изобразительно выразительные средства в художественном произведении:

эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.

Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.

2

81

82

83

Стихотворения о Великой Отечественной войне

А.Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом».

А.А.Суриков «Бьется в тесной печурке огонь…»,

К.М.Симонов «Жди меня, и я вернусь…».

Литературный род: лирика.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; адресат, читатель; лирический герой; лирическое отступление.

Язык художественного произведения. Изобразительно выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.

Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.

3

84-

85

Р/р Сочинение «Роль литературы в судьбе

человека в годы войны»

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; адресат, читатель; лирический герой; лирическое отступление.

Язык художественного произведения.

2

Проза о Великой Отечественной войне

3

86

Жизненный и творческий путь Б.Л. Васильева

Б.Л.Васильев повесть «А зори здесь тихие…».

Литературный род: эпос.

Литературный жанр: повесть.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, геройрассказчик, система образов персонажей; сюжет, композиция; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог.

Язык художественного произведения.


1

87

Б.Л.Васильев повесть «А зори здесь тихие…»

1

88

«Чтобы зори были тихими…» (по повести

Б.Л. Васильева)

1

Проза 2-ой половины ХХ века

4

89

А.И. Солженицын. Жизнь и творчество

А.И.Солженицын рассказ «Матренин двор».

Литературный род: эпос.

Литературный жанр: рассказ.

Форма и содержание литературного произведения:тема, проблематика, идея; автор-повествователь, геройрассказчик, система образов персонажей; сюжет, композиция,; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог.

Язык художественного произведения.


1

90

А.И.Солженицын рассказ «Матренин двор»

1

91

«Жизнь не по лжи…» (по рассказу А.И.

Солженицына «Матренин

двор»)

1

92

Контрольная работа № 3 по теме «Русская литература ХХ века»

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; лирический герой, система образов персонажей; сюжет.


1

Зарубежная литература

13

93

Взаимодействие русской и зарубежной литературы

Художественная литература как искусство слова.

Художественный образ.

Литературные роды и жанры.

1

94-

95

Данте Алигьери

«Божественная комедия»

Данте Алигьери «Божественная комедия».

Литературный род: эпос, лирика.

Литературный жанр: поэма.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; герой; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, лирическое отступление.

Язык художественного произведения. Изобразительно выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.

2

96

И.-В.Гете – великий немецкий писатель

И.-В. Гете трагедия «Фауст». Литературный род: драма.

Литературный жанр: трагедия.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; читатель; система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт,

стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, интерьер; диалог, монологлирическое отступление.

Язык художественного произведения.

1

97-

98

И.-В. Гете трагедия «Фауст» - вершина философской литературы

2

99

Дж.Г.Байрон – английский поэт

Дж.Г.Байрон «Паломничество Чайльд Гарольда».

Литературный род: эпос, лирика.

Литературный жанр: поэма.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; герой; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, лирическое отступление.

Язык художественного произведения. Изобразительно выразительные средства в художественном произведении:

эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон.

Гипербола, литота

1

100

Дж.Г.Байрон

«Паломничество Чайльд Гарольда»

1

101

Дж.Сэлинджер – американский писатель

Дж.Сэлинджер роман «Над пропастью во ржи».

Литературный род: эпос.

Литературный жанр: роман.

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; читатель; система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, интерьер; диалог, монологлирическое отступление.

Язык художественного произведения.

1

102

-

103

Дж.Сэлинджер роман

«Над пропастью во ржи»

2

104

Исследовательская работа «Современная зарубежная литература»

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; читатель; система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция.

1

105


Итоговая контрольная работа за курс литературы 9 класса

Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; лирический герой, система образов персонажей; сюжет.

1



Критерии и нормы оценивания по литературе


1.Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

1.знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

2.умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

3.понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

4.знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

5.умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

6.уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.


При оценке устных ответов по литературе следующие критерии:

Отметка 5: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка 4: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка 3: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка 2: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.


2.Оценка сочинений.

Сочинение основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.


Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

1.соответствие работы ученика теме и основной мысли;

2.полнота раскрытия темы;

3.правильность фактического материала;

4.последовательность изложения.


При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

1. разнообразие словаря и грамматического строя речи;

2. стилевое единство и выразительность речи;

3. число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка "5"

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Отметка "4"

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Отметка "3"

1.В работе допущены существенные отклонения от темы.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

Отметка "2"

1.Работа не соответствует теме.

2.Допущено много фактических неточностей.

3.Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4.Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5.Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.


Примечание.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. При оценке учитывается примерный объем классных сочинений



Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.


Критерии оценивания презентаций

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе PowerPoint. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». 5-е изд., испр. И.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005, 368 с.


Критерии оценки

Параметры

Дизайн презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;

- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;

- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;

- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;

- ссылки – все ссылки работают.

Средняя оценка по дизайну

Содержание

- раскрыты все аспекты темы;

- материал изложен в доступной форме;

- систематизированный набор оригинальных рисунков;

- слайды расположены в логической последовательности;

- заключительный слайд с выводами;

- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.

Средняя оценка по содержанию

Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;

- ученик владеет материалом своей темы.

Средняя оценка по защите проекта


Итоговая оценка


Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!