СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Литература" 10-11 классы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Литература" 10-11 классы»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»




РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

МБОУ СОШ №4

Протокол № ______

от «____» ___________2017 г.


«СОГЛАСОВАНО»

Протокол №___ от «______»

заседания МС

Председатель МС: Москвина С.О.

___________________

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ СОШ №4

______________________

В.М. Репский

Приказ № _______

от «____» ___________20__ г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


литературе


по



Уровень образования (класс): основное среднее образование (10-11 классы)

_____________ ______________________




Методическое объединение учителей русского языка

Составитель:



Программа разработана на основе:

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

- Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ;

-Федеральной примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень), созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта











г. Ханты-Мансийск, 2017 год


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»


В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

Знать \ понимать:

логику развития историко-литературного процесса в 19 веке;

важнейшие литературные направления 19 века;

биографические сведения об изученных писателях;

содержание изученных произведений;

отчётливо представлять себе роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе, а также его судьбу в читательской практике.

Обучающиеся должны уметь:

владеть различными приёмами изучения художественного текста как при классном анализе, так и при самостоятельном чтении;

использовать биографические материалы, а также литературоведческую и критическую литературу;

давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению;

свободно и целенаправленно использовать конкретные понятия теории литературы;

при необходимости обращаться к различным формам взаимодействия искусств, используя

эти материалы как при обращении к конкретному произведению, так и к определённым

этапам литературного процесса.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации мета предметной функции, которую литература выполняет в системе

школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой и интеллектуальной деятельности и предполагают развитие речемыслительных, аналитических и творческих способностей.

В процессе изучения литературы совершенствуются и развиваются следующие

общеучебные умения:

коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования знаний по литературе в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, само коррекцию).


В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия;


уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.


2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЛИТЕРАТУРА»


Введение

Общая характеристика русской классической литературы XIX века: Золотой век русской поэзии (первая треть столетия); эпоха великих романов (нравственно-философская проблематика, психологизм, художественное своеобразие); роль литературы в духовной жизни русского общества. Общее понятие об историко-литературном процессе. Особенности литературного процесса второй половины Х1Х века.

Повторение изученного. Становление и развитие реализма в русской литературе 19 века

Русский литературный процесс 18-19 веков. Национальное своеобразие и эволюция русского реализма. Расцвет русского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смысл нравственно-философской проблематики русской литературы. Глубина психологического анализа, богатство языка.

Русская литературная критика 2 половины 19 века

Своеобразие общественной роли критики в России 19 века. Многообразие литературно-критических школ. Славянофильство и западничество. «Реальная критика» революционных демократов. Общественная и литературно-критическая программа нигилистов. Литературно-критическая позиция почвенников. Пути развития русской литературы второй половины Х1Х века и ее особенности.

И.С. Тургенев

Для чтения и изучения: «Отцы и дети».

Для самостоятельного чтения: «Дворянское гнездо», «Записки охотника», «Рудин»

Духовный путь И.С. Тургенева: между западниками и славянофилами. Очерк жизни и творчества. Образы русских крестьян и помещиков в творчестве Тургенева

(«Записки охотника» - обзор). Статья «Гамлет и Дон Кихот» как исследование типов личности (преамбула к написанию романа «Отцы и дети»). Роман «Отцы и дети» в интерпретации критики Х1Х - ХХ вв. Базаров в системе действующих лиц. Ум, твердая воля, громадное самолюбие как отличительные черты главного героя. Его нигилизм и нравственный максимализм. Отношение автора к герою. Проблемы поколений, жизненной активности и вечных человеческих ценностей (любви, дружбы, отношения к природе и искусству) в романе. Своеобразие композиции (испытание героев в сходных ситуациях, роль диалогов). Споры вокруг романа. Две дуэли. Базаров - «лицо трагическое». Любовь как испытание в жизни Базарова. Композиция романа «Отцы и дети». Анализ эпизода: Сцена соборования Базарова. Смысл финала романа «Отцы и дети». Внеклассное чтение. /Произведение Тургенева по выбору учителя/. Особенности поэтики творчества И.С. Тургенева.

Теория литературы: особенности эпоса как рода литературы, композиция, сюжет, поэтика, антитеза, контраст, «тайная психология», психологизм, система персонажей, художественный образ, художественное время и пространство, авторский замысел.

Н.Г. Чернышевский

Для чтения и изучения: «Что делать?»

Для самостоятельного чтения: «Пролог»

Духовные искания Чернышевского. Образ Чернышевского в литературе и искусстве. (В. Набоков- роман «Дар» /4 главы/.) Эстетическая теория Чернышевского. Проблематика, жанр, композиция романа «Что делать?» / утопия и антиутопия в русской прозе Х1Х века – предпосылки возникновения и литературные истоки. «Тайный» сюжет романа «Что делать?» Система персонажей в романе «Что делать?»

Теория литературы: система персонажей в художественном произведении как способ организации замысла писателя, утопия, антиутопия, проблематика, жанр, сюжет, фабула

И.А. Гончаров

Для чтения и изучения: «Обломов»

Для самостоятельного чтения: «Обрыв», «Обыкновенная история»

Творческий путь И.А. Гончарова. Три романа Гончарова. Особенности авторского замысла. Роман «Обломов» в контексте трилогии Гончарова. История создания. Илья Обломов и Адрей

Штольц. «Свет» и «тени» в характере Обломова. Трагический колорит в изображении судьбы Обломова. Сопоставление Обломова и Штольца как средство реализации авторского замысла писателя. Обломовщина: ее исторические и социальные корни, духовное содержание. «Восточное» и «западное» на страницах романа. Сон и пробуждение в жизни Обломова. Трагедия Обломова в интерпретации критики. Любовь и смерть Обломова. Особенности поэтики романа «Обломов» (роль художественной детали).

Теория литературы: художественная деталь, трилогия, колорит изображения, трагедия, трагическое, лирическое отступление, конфликт, автор- повествователь, рассказчик, персонаж, характер, тип, портрет, пейзаж, речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь

А.Н. Островский

Для чтения и изучения: «Гроза»

Для самостоятельного чтения: «Лес», «Снегурочка», «Бесприданница».

Отец русского национального театра. Очерк жизни и творчества. «Певец Замоскворечья»: исследование физиологии купеческой жизни. Драма «Гроза» - анатомия страсти и греха. Трагедия Катерины в интерпретации критики (Добролюбов, А. Григорьев, Д. Писарев, святоотеческая литература, современная критика). Смысл названия произведения.

(Гроза – внешний фактор для страха или страх Божий?) Катерина и Кабаниха — два полюса Калиновского мира. Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством».

Теория литературы: форма и содержание художественного произведения, конфликт, литературные роды: эпос, лирика, драма, стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.

Ф.И. Тютчев

Для чтения и изучения: «Silentium!», «Цицерон», «О, как убийственно мы любим... «Не то, что мните вы, природа...», «Предопределение», «Она с дела на полу...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»), «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять... «Природа — сфинкс. И тем она верней...», «Слезы людские, слезы людские...», «Осенний вечер» (по выбору).

Духовный путь Ф.И. Тютчева. Особенности поэтики лирики Ф.И. Тютчева. Денисьевский цикл. Особенности поэтики любовной лирики Тютчева. Философская лирика Тютчева. Пророчества поэзии Тютчева. Тютчев — поэт-философ. Трагическое ощущение мимолетности человеческого бытия. Мотивы противоборства враждебных сил в природе и в душе человека. Пластическая точность образов, их символический смысл. Анализ поэтического текста.

Теория литературы: мотив, лейтмотив.

Н.А. Некрасов

Для чтения и изучения: «Кому на Руси жить хорошо», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»). «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Тишина», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О, Муза! Я у двери гроба!..».

Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова. Журнал «Современник» в творческой биографии Некрасова. Образ революционера-демократа в лирике Некрасова. Гражданская лирика Некрасова. Панаевский цикл. Лирика Некрасова — воплощение страданий, дум и чаяний народа. Лирический герой как выразитель веры в народ, неудовлетворенности собой, готовности к самопожертвованию. Некрасов о высоком назначении поэзии. Новаторство Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических жанров с прозаическими; широкое v пользование фольклора. Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо» - поэтическое завещание Н.А. Некрасова. Замысел и история создания поэмы. Народнопоэтическая основа поэмы. Ее композиция и стиль. Философия народной жизни («Крестьянка»). Тема судьбы России («Пир на весь мир»). Христианский или социалистический идеал? /семинар по поэме-эпопее Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» /. Лики народной жизни в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Народные «заступники» в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Теория литературы: эпопея

А.А. Фет

Для чтения и изучения: «Шепот, робкое дыханье...», «Учись у них: у дуба, у березы…», «Какая грусть! Конец аллеи... «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Это утро, радость эта... «Ласточки пропали...» (по выбору), «Еще майская ночь», «Я пришел к тебе с приветом... «В лунном сиянии» (по выбору)

Очерк жизни и творчества. «Хороший поэт, но пишет пустяки» (Чернышевский).

Особенности поэтики лирики Фета. /+ Лирика как род литературы, ее особенности в аспекте образного восприятия действительности. Основные мотивы лирики Фета. Традиционные поэтические темы — природа, любовь, творчество — и «новое их освещение волшебным языком искусств! (А. А. Фет). Изображение мимолетных, изменяющихся состояний человеческой души и природы. Музыкальность лирики Фета.

Теория литературы: тропы, язык художественного произведения, риторический вопрос, афоризм, инверсия, лексический повтор, анафора, эпифора, изобразительно-выразительные средства: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия, гипербола, аллегория, звукопись: аллитерация, ассонанс.

А.К. Толстой

Для чтения и изучения: Лирика. «Средь шумного бала», «То было раннею весной». Баллады. «Василий Шибанов», «Садко», «Алёша Попович», «Илья Муромец».

Для самостоятельного чтения: Трилогия: «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис».

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции. Жанровое многообразие творческого наследия Толстого.

М.Е. Салтыков-Щедрин

Для чтения и изучения: «Сказки» (по выбору учителя), «История одного города» (в обзоре)

Для самостоятельного чтения: «Пролог»

Очерк жизни и творчества. Обзор творчества Салтыкова-Щедрина. («Господа Головлевы», «История одного города»). «История одного города» (обзор с чтением и разбором избранных страниц). Замысел, проблематика и жанр произведения. Гротеск, черты антиутопии в произведении. «Сказки для детей изрядного возраста»: особенности поэтики.

Теория литературы: «Эзопов язык», сатира, фигура умолчания, трагическое и комическое, сатира, юмор, ирония, сарказм, гротеск.

Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века

Фредерик Стендаль

Основные тенденции в развитии литературы второй половины 19 века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса.

Оноре де Бальзак

Чарльз Диккенс

Ф.М. Достоевский

Для чтения и изучения: «Преступление и наказание»

Для самостоятельного и внеклассного чтения: «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Униженные и оскорбленные», «Бедные люди»

Внеклассное чтение: Ф.Ницше «Так говорил Заратустра»: теория «сверхчеловека».

Духовная биография Достоевского. Концепция мира и человека в творчестве писателя. «Маленький человек» в творчестве Достоевского. «Кровь по совести». Арифметика преступления Раскольникова. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание». Многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе.

Бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции. Социальные и духовные истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории. Трагическая постановка и решение проблемы личной ответственности человека за судьбы мира. «Воскрешение Лазаря и воскрешение Раскольникова. (Анализ эпизода.). Двойники Раскольникова. Евангельская символика в романе «Преступление и наказание». Гордая и смиренная жертвы (Сонечка и Дуня). Смысл эпилога романа «Преступление и наказание». История создания и проблематика романа «Идиот». Красота гибели и красота спасения в романе Ф.М. Достоевского «Идиот». Воля человека в преодолении страстей в романе Ф.М. Достоевского «Идиот». Идея человекобожия в романе «Бесы». Пророчества Ф.М.Достоевского в романе «Бесы»

Теория литературы: интерьер как средство характеристики персонажа

Л.Н. Толстой

Для чтения и изучения: «Война и мир»

Для самостоятельного и внеклассного чтения: «Анна Каренина», «Воскресение», «Севастопольские рассказы»

Жизнь Толстого. Духовный и художественный мир Толстого. Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Народ и личность — одна из главных проблем романа. Изображение судеб отдельных людей в тесной связи с крупнейшими историческими событиями. Богатая внутренняя жизнь главных героев романа, поиски ими смысла жизни. Душевная красота в понимании писателя. Любовь Толстого к жизни, чувство полноты бытия. «Мысль народная» в романе (вопрос о смысле исторического процесса, о границах человеческой воли). Единство картин войны и мира и философских размышлений писателя. Психологизм романа («диалектика души», роль портретных деталей и внутренних монологов). Кар тины природы в романе. Наполеон и Кутузов как два смысловые полюса произведения. «Мысль семейная» в романе: Болконские, Ростовы, Курагины. Духовные искания героев: Андрей Болконский и Пьер Безухов. Женские образы в романе «Война и мир». «Мысль народная» в романе. Военные страницы произведения: философия истории. Героизм и патриотизм глазами Толстого в романе. Изображение войны 1812 года в романе / «дубина войны народной» / «Диалектика души» героев Л.Н. Толстого. «Ум ума» и «ум сердца». Мировое значение творчества

JI. Н. Толстого.

Н.С. Лесков

Для чтения и изучения: «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник»

Для самостоятельного и внеклассного чтения: «Левша», «Соборяне».

Слово о Лескове. Шекспировские страсти в очерке Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» / Литературная реминисценция и ее роль в художественном произведении – теория литературы / Грешники и праведники Лескова /. «Очарованный странник», обзор творчества

Теория литературы: литературная реминисценция (аллюзия) и ее роль в художественном произведении.

Страницы зарубежной литературы конца 19 - начала 20 века

Генрих Ибсен

Для чтения и изучения: «Кукольный дом»

Жизнь и творчество (обзор). Особенности конфликта в драме. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос р правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в «Кукольном доме». Своеобразие «драм идей» Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.

Ги де Мопассан

Для чтения и изучения: «Ожерелье»

Жизнь и творчество (обзор). Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.

Бернард Шоу

Для чтения и изучения: «Пигмалеон»

Жизнь и творчество (обзор). Сюжет и композиция произведения.

А.П. Чехов

Для чтения и изучения: «Мужики», «В овраге», «Ионыч», «Студент», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой», «Душечка» и др. по выбору учителя, «Вишневый сад».

Для самостоятельного и внеклассного чтения: «Чайка», «Дядя Ваня»

Очерк жизни и творчества. Особенности малой прозы Чехова. Рассказ «Ионыч». Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа, отсутствие тенденциозности изображения. Особенности поэтики. Прошлое, настоящее и будущее в комедии «Вишневый сад». Символика названия комедии «Вишневый сад». К вопросу о жанре: «Вишневый сад». Сложность и неоднозначность отношений между героями пьесы. Разлад их желаний и стремлений, с одной стороны, и реальностей жизни — с другой, как основа драматического конфликта. Лиризм и мягкий юмор Чехова. Смысл названия пьесы. Лирическая комедия или драма?

Новаторство Чехова-драматурга: обыденность изображаемых событий; психологический подтекст (роль пауз, лирических монологов, пейзажа, музыки). Пьесы Чехова на сцене.

О мировом значении русской литературы


11 класс


Литература XX века

Введение. Сложность и самобытность русской литературы XX века. (1 час)

Литература первой половины XX века

Обзор русской литературы первой половины XX века (1ч)

И. А. Бунин Жизнь и творчество (обзор) Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать ва, звезды!..», «Последний шмель». Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность, тонкий лиризм стихотворений Бунина. Рассказы: «Антоновские яблоки». Поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. «Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». «Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.

М. Горький Жизнь и творчество (обзор) «Старуха Изергиль». Романтизм ранних рассказов Горького. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека. Протест героя-одиночки против «бескрылого существования», «пустыря в душе» в повести «Фома Гордеев». «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна. Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Сочинение по творчеству М.Горького.

А.И. Куприн Жизнь и творчество (обзор) «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека. «Поединок». Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества. «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

Сочинение по творчеству А.И.Куприна.

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX века

В. Брюсов, К. Бальмонт, И. Ф. Анненский, А. Белый, Н. С. Гумилев, И. Северянин, В. Хлебников. Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор). Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Художественные открытия, поиски новых форм.

А. А. Блок Жизнь и творчество. Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение» музыки стихий» в поэме. Сочинение по творчеству А.А.Блока

А. А. Ахматова (5ч) Жизнь и творчество. Стихотворения «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно..», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…». Психологическая глубина и яркость любовной лирики. Поэма «Реквием»История создания и публикации. Тема исторической памяти. Сочинение по творчеству А.А.Ахматовой.

М. И. Цветаева Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано..», «Стихи к Блоку» «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по Родине! Давно…», «Идешь на меня похожий…», «Куст» Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

«Короли смеха» из журнала «Сатирикон» А.Аверченко Темы и мотивы сатирической новеллистики.

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов Характерные черты времени в повести А. Платонов«Котлован». Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы». Трагизм поэтического мышления О. Мандельштама.

В. В. Маяковский Жизнь и творчество. Стихотворения «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление). Проблематика, художественное своеобразие.

С. А. Есенин Жизнь и творчество. Стихотворения. Поэмы «Анна Снегина», «Пугачев». Сочинение по творчеству В. Маяковского и С. Есенина.

Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов

А. Н. Толстой. Роман «Петр Первый» (обзор). Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра.

М. А. Шолохов Жизнь и творчество. Роман «Тихий Дон» (обзорное изучение)

Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»

М. А. Булгаков Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита»

Сочинение по творчеству М.А.Булгакова

Б. Л. Пастернак Жизнь и творчество. Стихи. Единство человеческой души и стихии мира в лирике. Роман «Доктор Живаго» (обзор). Интеллигенция и революция в романе. Нравственные искания героя.

Литература периода Великой Отечественной войны

А. Т. Твардовский Жизнь и творчество. Доверительность и теплота лирической интонации поэта.

Литературный процесс 50-х – начала 80-х годов

Н. А. Заболоцкий. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта.

В. М. Шукшин Колоритность и яркость героев-чудиков.

А.И.Солженицин Жизнь и творчество. Отражение «лагерных университетов» в повести «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор». Тип героя-праведника.

Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х го


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»



РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

МБОУ СОШ №4

Протокол № ______

от «____» ___________20__ г.


«СОГЛАСОВАНО»

Протокол №___ от «______»

заседания МС

Председатель МС: Москвина С.О.

___________________

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ СОШ №4

______________________

В.М. Репский

Приказ № _______

от «____» ___________20__ г.










Тематическое планирование

по ЛИТЕРАТУРЕ

для учащихся 10 «Б» класса

на 2017-2018 учебный год

(105 часов)








Составитель: Брюханова Дарья Юрьевна,

учитель русского языка и литературы














Ханты-Мансийск – 2017





УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по литературе для учащихся 10-х классов



п/п

Тема урока

Количество часов

Введение

(1 ч.)

1

Ведение. Русская литература Х1Х в. в контексте мировой куль­туры

1

Литература первой половины Х1Х в.

(104 ч.)

2

Обзор русской литературы первой половины Х1Х в.

1

3

Русская литературная критика и об­щественная мысль второй половины Х1Х в.

1

4

Письменная работа по теории литературы. Знание литературных направлений 19 века

1

5

Художественный мир И. С. Тургенева. Личность и судьба писателя. Его эс­тетические и этические по­зиции, участие в журналь­ной полемике

1

6

Роман «Отцы и дети». От­ражение в романе полити­ческой борьбы 60-х гг. Смысл названия. Компози­ция

1

7

Роман «Отцы и дети». Суть конфликта Базарова и П.П. Керсанова

1

8

Роман «Отцы и дети». Образ Анны Сергеевны Одинцовой

1

9

Роман «Отцы и дети». Дво­рянство в изображении Тургенева

1

10

Роман «Отцы и дети». Си­ла и слабость Е. Базарова

1

11

Роман «Отцы и дети». Си­ла и слабость Е. Базарова

1

12

Роман «Отцы и дети» Смысл финала

1

13

Р.р. Подготовка к ­сочинению по роману И. С. Тургенева

1

14

Художественный мир Н.Г. Чернышевского. Личность и судьба писателя, участие в журналь­ной полемике

1

15

Духовные искания Чернышевского. Эстетическая теория Чернышевского

1

16

Проблематика, жанр, композиция романа «Что делать?»

1

17

Система персонажей в романе «Что делать?» как способ организации замысла писателя

1

18

Система персонажей в романе «Что делать?» как способ организации замысла писателя

1

19

Художественный мир И. А. Гончарова. Личность и судьба писателя

1

20

И. А. Гончаров «Обломов». Полнота и сложность образа, его внутренняя противоре­чивость

1

21

«Обломов». Андреи Штольц как антипод Обломова

1

22

«Обломов». Обломов и Ольга Ильинская

1

23

Роман И.А. Гончарова «Обломов»: вчера и сегодня

1

24

Р.р. Сочинение по роману И. А. Гончарова «Обломов»

1

25

Р.р. Сочинение по роману И. А. Гончарова «Обломов»

1

26

Художественный мир А. Н. Островского. Лич­ность и судьба драматурга. Островский и Малый театр. Новаторство драма­турга

1

27

Драма «Гроза». Темное царство в изображении А. Н. Островского

1

28

Трагедия Катерины Каба­новой

1

29

Трагедия Катерины Каба­новой

1

30

Комментированное чтение и беседа по 1-4 действиям. «Город Калинов и его обитатели»

1

31

Пьеса «Гроза» в критике. Статья Добролюбова «Луч света в тёмном царстве»

1

32

Р.р. Подготовка к сочинению по пьесе А. Н. Ост­ровского «Гроза»

1

33

Сочинение по пьесе А. Н. Ост­ровского «Гроза»

1

33

Драма «Бесприданница» Проблематика. Кон­фликт

1

34

Драма «Бесприданница» Проблематика. Кон­фликт

1

35

Ф. И. Тютчев. Тематика. Философский характер лирики. Мастерство Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева. Анализ поэтического текста. Тропы

1

36

Практикум. Анализ поэтического текста. Тропы

1

37

Художественный мир Н. А. Некрасова. Личность и судьба. Место в литера­турном процессе.

1

38

Основные мотивы лирики Н. А. Некрасова. Новатор­ский характер его поэзии

1

39

Н. А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хоро­шо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме

1

40

Н. А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хоро­шо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме

1

41

«Есть женщины в русских селеньях...». Образ Матре­ны Тимофеевны. Нравст­венный идеал счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

1

42

Р.р. Подготовка к сочинению по творче­ству Н. А. Некрасова

1

43

Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова

1

44

А. А. Фет. Личность и судьба поэта. Эстетиче­ские принципы, тематика лирики, психологизм

1

45

А. А. Фет. Эстетиче­ские принципы, тематика лирики, психологизм

1

46

А. А. Фет. Личность и судьба поэта. Эстетиче­ские принципы, тематика лирики, психологизм

1

47

Обзор жизни и творчества А. К. Толстого. Своеобразие художественного мира

1

48

Обзор жизни и творчества А. К. Толстого. Своеобразие художественного мира

1

49

Любовная лирика А.К. Толстого

1

50

Художественный мир М. Е. Салтыкова-Щедрина. Очерк творчества

1

51

М. Е. Салтыков-Щедрин «Сказки для детей изрядного возраста»: особенности поэтики

1

52

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Сказки для детей изрядного возраста»: особенности поэтики

1

53

Анализ сказки по выбору учителя. «Эзопов язык», сатира, ирония, фигура умолчания

1

54

Страницы истории западноевропейского романа. Художественный мир Фредерика Стендаля. Очерк творчества

1

55

Художественный мир Оноре де Бальзака. Очерк творчества

1

56

Художественный мир Чарльза Диккенса. Очерк творчества

1

57

Художественный мир Ф. М. Достоевского. Жизнь и творчество. Особенности творческого метода

1

58

Художественный мир Ф. М. Достоевского. Жизнь и творчество. Особенности творческого метода.

1

59

Тема «маленького челове­ка» в творчестве Достоев­ского. («Униженные и оскорбленные», «Бедные лю­ди»)

1

60

Тема «маленького челове­ка» в творчестве Достоев­ского. («Униженные и оскорбленные», «Бедные лю­ди»)

1

61

Роман «Преступление и наказание». История соз­дания и идейно-художественное своеобра­зие романа

1

62

Роман «Преступление и на­казание». Социальные и фи­лософские источники пре­ступления Раскольникова

1

63

«Кровь по совести», преступление Раскольникова

1

64

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

1

65

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

1

66

Роман «Преступление и на­казание». Мастерство Дос­тоевского-художника

1

67

Гордые и смиренные жертвы. (Сонечка и Дуня)

1

68

Гордые и смиренные жертвы. (Сонечка и Дуня)

1

69

Смысл эпилога романа «Преступление и наказание»

1

70

Р.р. Классное сочинение по роману Ф. М. Достоев­ского «Преступление и на­казание»

1

71

Р.р. Классное сочинение по роману Ф. М. Достоев­ского «Преступление и на­казание»

1

72

История создания и проблематика романа «Идиот»

1

73

Воля человека в преодолении страстей в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»

1

74

Художественный мир Л. Н. Толстого. Личность и судьба. Религиозные и нравствен­ные искания

1

75

«Война и мир». История создания и идейно-художественное своеобра­зие романа-эпопеи

1

76

Изображение дворянского общества в романе-эпопее «Война и мир». «Мысль семейная»

1

77

«Дорога чести» Андрея Болконского» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

1

78

Путь исканий Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

1

79

Роман «Война и мир». Поиски «мира» и своего места в мире. Наташа Ростова на пути к счастью

1

80

Роман «Война и мир». Истинный и ложный патриотизм в изображении Л. Н. Толстого

1

81

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир»

1

82

«Гроза двенадцатого года» (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)

1

83

«Гроза двенадцатого года» (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)

1

84


«Диалектика души» героев Л.Н. Толстого


1


«Диалектика души» героев Л.Н. Толстого


85

Р.р. Классное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»

1

86

Р.р. Классное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»

1

87.

Вн. чт Л.Н. Толстой. «Анна Каренина». Психологизм романа

1

88

Художественный мир Н. С. Лескова. Личность и судьба писателя. Особен­ности художественного ми­ра его произведений

1

89

«Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие произведения

1

90

Шекспировские страсти в очерке Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

1

91

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX в.

1

92

Жизнь и творчество Г. Иб­сена. Драма «Кукольный дом»

1

93

Жизнь и творчество Ги де Мопассана. Новелла «Ожерелье»

1

94

Бернард Шоу. Художественный мир писателя. Очерк творчества

1

95

Личность и судьба А. П. Чехова. Основные черты чеховского творчества

1

96

Особенности изображения «маленького человека» в про­зе А. П. Чехова

1

97

Особенности изображения «маленького человека» в про­зе А. П. Чехова

1

98

Рассказ «Ионыч». Тема гибели человеческой души

1

99

Рассказ «Ионыч». Тема гибели человеческой души

1

100

Принципы новой драмы. История создания пьесы «Вишневый сад»

1

101

Своеобразие конфликта в чеховской драме. Два сюжета пьесы «Вишневый сад».

1

102

«Подводное течение» в пьесе. Особенности чеховского диалога.

1

103

Промежуточная аттестация

1

104

Анализ результатов промежуточной аттестации

1

105

О мировом значении русской литературы

1


ИТОГО ЗА 10 КЛАСС

105 часов



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»



РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

МБОУ СОШ №4

Протокол № ______

от «____» ___________20__ г.


«СОГЛАСОВАНО»

Протокол №___ от «______»

заседания МС

Председатель МС: Москвина С.О.

___________________

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ СОШ №4

______________________

В.М. Репский

Приказ № _______

от «____» ___________20__ г.










Тематическое планирование

по ЛИТЕРАТУРЕ

для учащихся 11 «А» класса

на 2017-2018 учебный год

(105 часов)








Составитель: Брюханова Дарья Юрьевна,

учитель русского языка и литературы














Ханты-Мансийск – 2017

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по литературе для учащихся 11-х классов




Тема урока

Количество часов

Введение 1

1

Введение. Русская литература в контексте мировой культуры


1

Русская литература начала 20 века 17

2

Лирическое мастерство И.А. Бунина

1

3

Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

1

4

Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

1

5

Рассказ «Антоновские яблоки». Образ русской усадьбы и мелкого помещика

1

6

А.И. Куприн. «Олеся». Богатство духовного мира героини, трагичность ее судьбы.

1

7

«Да святится имя Твое…» Талант любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

1

8

Проблематика повести Куприна «Поединок»

1

9

Р.р Сочинение по творчеству Бунина и Куприна

1

10

Р.р Сочинение по творчеству Бунина и Куприна

1

11

Жизнь и творчество Леонида Андреева. Рассказ «Иуда Искариот»

1

12

Жизнь и творчество И.С. Шмелева.

1

13

Роман И.С. Шмелева «Лето Господне»

1

14

Жизнь и творчество Б.К. Зайцева.

1

15

Жизнь и творчество В.В. Набокова.

1

16

Роман В.В. Набокова «Приглашение на казнь»

1

17

Роман В.В. Набокова «Приглашение на казнь»

1

18

Роман В.В. Набокова «Приглашение на казнь»

1

Серебряный век русской поэзии 8

19

«Этот мир очарований, этот мир из серебра…» Серебряный век русской поэзии

1

20

Поэзия В. Брюсова


1

21

Поэзия как волшебство в творчестве К. Бальмонта


1

22

Путешествие за «золотым руном» Андрея Белого


1

23

Мир образов Н. Гумилева


1

24

Футуризм. Поэзия В. Хлебникова


1

25

«Эгофутуризм» И. Северянина


1

26

Контрольная работа по литературным направлениям Серебряного века

1

М. Горький 5

27

М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького

1

28

Социально-философская драма М. Горького «На дне»

1

29

Социально-философская драма М. Горького «На дне»

1

30

«Три правды» в пьесе Горького «На дне»

1

31

Р.р Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. Горького

1

А.А. Блок 5

32

А. Блок: судьба и творчество. Цикл «Стихи о прекрасной даме»


1

33

Анализ стихотворения А. Блока «Незнакомка»


1

34

Тема Родины в творчестве Блока


1

35

Поэма А. Блока «Двенадцать». «Слушайте революцию!»


1

36

Р.р Сочинение по творчеству А. Блока (домашняя заготовка)


1

Новокрестьянская поэзия 1

37

Вн.чт. Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии (творчество Н.А. Клюева, С.А. Клычкова, П.В. Орешина)

1

С.А. Есенин 4

38

Сергей Есенин как национальный поэт. "В сердце светит Русь"

1

39

Искренняя любовь и сострадание ко всему живому в лирике Есенина

1

40

Любовная лирика Есенина

1

41

Поэма «Анна Снегина» – одно из выдающихся произведений русской литературы. «Русь уходящая» и «Русь советская» в поэме «Анна Снегина»

1

В.В. Маяковский 4

42

Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство Маяковского

Маяковский и революция

1

43

Своеобразие любовной лирики Маяковского

1

44

Сатирическая лирика и драматургия Маяковского

1

45

Р.р Сочинение по творчеству Маяковского и Есенина

1

Литературный процесс 20-х гг. 8

46

Литературный процесс 20-х гг.

1

47

Роман А. Фадеева "Разгром". Особенности жанра и композиции. Проблема гуманизма

1

48

Роман А. Фадеева "Разгром". Особенности жанра и композиции. Проблема гуманизма

1

49

Сатира 20-х гг. (творчество М. Зощенко и А. Аверченко)

1

50

Сатира 20-х гг. (творчество М. Зощенко и А. Аверченко)

1

51

Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина "Мы"

1

52

Судьба личности в тоталитарном государстве

1

53

Контрольная работа по теме «Литературный процесс 1920-х гг.»

1

Литературный процесс 30-х гг. 30

54

Литературный процесс 1930-х гг.

1

55

Оставаться человеком!.. Трудная судьба А. Платонова. Пророческое слово Платонова. Характерные черты времени в повести "Котлован"

1

56

Пространство и время в повести «Котлован». Метафоричность художественного мышления автора

1

57

М.А. Булгаков. Жизнь, личность, творчество.

1

58

Роман «Мастер и Маргарита. История романа. Жанр и композиция

1

59

Три мира в романе «Мастер и Маргарита»

1

60

Любовь и творчество в романе «Мастер и Маргарита»

1

61

Р.р Сочинение по роману «Мастер и Маргарита»

1

62

М.И. Цветаева. Жизнь и творчество

1

63

Поэтический мир Цветаевой

1

64

Жизнь и творчество О. Мандельштама

1

65

Тема русской истории в творчестве А.Н. Толстого

1

66

Панорама русской жизни в романе «Петр Первый»

1

67

Образ Петра в романе А.Н. Толстого «Петр Первый»

1

68

Человек, история и природа в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго"

1

69

Христианские мотивы в романе. Стихотворения Юрия Живаго

1

70

Контрольная работа по теме «Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго»

1

71

Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А. Ахматовой

1

72

Судьба России и судьба поэта в лирике

1

73

«Реквием» Особенности жанра и композиции.

Единство трагедии народа и поэта

1

74

Контрольная работа по творчеству А. Ахматовой, М. Цветаевой

1

75


Человек и природа в поэзии Н. Заболоцкого

1

76

М.А. Шолохов. Жизнь, творчество, личность. "Донские рассказы"

1

77

Картины жизни донских казаков в романе "Тихий Дон"

1

78

"Чудовищная нелепица войны" в изображении Шолохова

1

79

"В мире, расколотом надвое". Гражданская война в изображении Шолохова

1

80

Судьба Григория Мелехова

1

81

Р.р Подготовка к домашнему сочинению по роману «Тихий Дон»

1

82


Жизнь и творчество. Лирика Твардовского

1

83

Народный характер поэмы «Василий Теркин» «Теркин на том свете» - поэма-сказка, поэма-сатира

1

Литература периода Великой Отечественной войны 1

84

Поэзия и проза Великой Отечественной войны. Обзор

1

А.И. Солженицын 2

85

А.И. Солженицын Жизнь и творчество

1

86

Р.р Анализ повести «Один день Ивана Денисовича»

1

Полвека русской поэзии 1

87

Русская поэзия второй половины 20 века

1

Русская проза в 1950-1990-е годы 12

88

В.П. Некрасов. Повесть «В окопах Сталинграда»

1

89

«Деревенская проза». Повести Б. Можаева «Живой» и В. Белова «Привычное дело»

1

90

Проза В. Распутина. Повесть «Живи и помни»

1

91

Проза В. Распутина. Повесть «Прощание с Матерой»

1

92


Вн.чт. Темы и проблемы современной драматургии. А. Вампилов. Слово о писателе. «Старший сын»

1

93

В.П. Астафьев. Жизнь и творчество

1

94

Нравственные проблемы романа «Печальный детектив»

1

95

«Городская проза» в современной литературе. «Вечные темы» и нравственные проблемы в повести Ю. Трифонова «Обмен»

1

96

Проза Ф.А. Абрамова

1

97

Рассказы Ф.А. Абрамова "Золотые руки" и "Деревянные кони" (цикл рассказов «Трава-мурава»)

1

Лейтенантская проза 2

98

Повесть К. Воробьева «Убиты под Москвой»

1

99

Повесть Вячеслава Кондратьева «Сашка»

1

Обзор литературы последнего десятилетия 6


100

Литературный процесс конца 20 – начала 21 вв.

1

101


Проза В. Пелевина. Сатира в повести «Затворник и Шестипалый»

1

102

Новейшая русская поэзия

1

103


Административная контрольная работа (сочинение)

1

104

Административная контрольная работа (сочинение)

1

105

Повторение и обобщение изученного

1

Итого в 11 классе 105 уроков за год







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!