СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Литература 7 класс»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена с учётом основной цели изучения литературы – формирование читателя, способного к восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Литература 7 класс»»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая Рабочая программа по учебному предмету «Литература 7 класс» составлена на основании Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 78-НП)), в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы основного общего образования (далее – ПООП ООО) Донецкой Народной Республики (утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2021г. № 682), Примерной рабочей программы по учебному предмету «Литература». 5-9 классы / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 7-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 178 с. и предназначена для обучающихся 7 класса МОУ «Школа№132 имени Н.В.Поповой города Донецка».


Примерная основная образовательная программа составлена с учётом основной цели изучения литературы – формирование читателя, способного к восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Составители основывались на ведущих принципах современного литературного образования: принципе «читателецентричности» (или читательской направленности обучения), принципе направленности на понимание, принципе коммуникативного контекста обучения, в основе которого лежит категория смысла, принципе деятельностного контекста обучения, принцип диалогичности (чтение – это тоже диалог, который протекает в рамках триады автор – образ – читатель).

Литературное образование как результат можно представить в виде единства трёх компонентов:

  • становление способности к адекватному эмоционально-эстетическому сопереживанию (сотворчество);

  • усвоение необходимых теоретико- и историко-литературных знаний, формирование аналитических интерпретационных умений;

  • литературно-художественное и литературно-критическое творчество.

В 7 классе развиваются умения анализа и комментирования прочитанного, углубляются и расширяются представления о понятиях, с помощью которых характеризуются художественные произведения, курс строится на основе объединения проблемно-тематического и жанрового подходов.

Цели и задачи литературного образования

Литература – учебный предмет, освоение содержания которого направлено:

  • на последовательное формирование читательской культуры через приобщение к чтению художественной литературы;

  • на освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и понимания художественного смысла литературных произведений;

  • на развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления;

  • на овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению художественного текста;

  • на формирование потребности и способности выражения себя в слове.

В цели предмета «Литература» входит передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры, что способствует формированию и воспитанию личности.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Литература» изучается с 5-го по 9-й класс.

Примерный учебный план для образовательных учреждений Донецкой Народной Республики предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме 442 часов. В том числе: в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю)

В соответствии с Государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;

  • восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Основные виды устной и письменной речи обучающихся 7 класса

  • осознанное, беглое чтение вслух и про себя текстов художественных произведений, учебных, научных, публицистических, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • выразительное чтение произведений (или фрагментов), в том числе выученных наизусть, с соблюдением норм литературного произношения;

  • различные виды пересказа (краткий, выборочный, подробный (близкий к тесту), от имени персонажа, с творческим заданием);

  • устные и письменные ответы на проблемные вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • устные монологические высказывания и участие в диалоге в ходе изучения художественного произведения;

  • устное словесное рисование;

  • составление простых, сложных и цитатных планов к тексту (фрагменту) изучаемого произведения;

  • составление индивидуальной и сравнительной характеристики героев;

  • устный и письменный отзыв о художественном произведении, кинофильме, актерском исполнении;

  • устное и письменное сочинение-рассуждение по изученному произведению.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 7 класса

Обучающиеся должны знать:

  • авторов, названия прочитанных произведений;

  • сюжет, главных героев и мотивы их поступков, последовательность и связь событий в изученном произведении;

  • особенности композиции прочитанных произведений;

  • тексты, рекомендованные программой к заучиванию наизусть;

  • основные признаки изученных теоретических понятий: гипербола, постоянный эпитет, художественная деталь, антитеза, символ, композиция произведения, лирический монолог, былина, былинный стих, баллада, поэма, рассказ, новелла, героическая повесть, цикл произведений.

Обучающиеся должны уметь:

  • правильно, осознанно, бегло читать изученные художественные произведения, учебные, научно-популярные тексты, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, с соблюдением норм литературного произношения;

  • раскрывать идейно-тематическую направленность и художественное своеобразие изученного произведении;

  • выявлять и объяснять роль изобразительно-выразительных средств в произведении;

  • владеть различными видами пересказа;

  • составлять простой, сложный и цитатный планы к прочитанному произведению, его фрагменту (описанию природы, интерьера и др.), строить устные и письменные высказывания в связи с изученным материалом;

  • участвовать в дискуссии по прочитанному художественному произведению, толерантно относиться к иной точке зрения, аргументировано отстаивать свою позицию, учитывая мнение оппонента;

  • словесно воспроизводить художественные образы и картины;

  • составлять простой и сложный планы индивидуальной и сравнительной характеристики литературных персонажей с последующей развёрнутой характеристикой образов;

  • аргументировать принадлежность произведений литературы (фольклора) к определённому жанру;

  • обосновывать смысл названия изученного произведения;

  • высказывать собственное аргументированное суждение об актуальности или популярности изученного художественного произведения в наши дни;

  • сравнивать изученное художественное произведение (фрагменты) с его интерпретациями в других видах искусства (живопись, музыка, театр, кино и др.) с выражением собственного восприятия;

  • давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном художественном произведении, просмотренном спектакле или кинофильме;

  • создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изученному произведению.













Календарно-тематическое планирование уроков литературы

в 7 классе



Класс

Всего часов

Урок развития речи


Урок внеклассного чтения

Контрольная тестовая работа

Развернутый ответ на проблемный вопрос

Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера

Сочинение на литературную тему

Текстуальное изучение произведений

Резерв

7 класс

68

4

4

4

2

2

4

46

2



п\п

в теме

Содержание урока

К-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

1

1

ВВЕДЕНИЕ

Человек – главный объект изображения художественной литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении

1




Тема 1 (5 ч ) УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.


2

1

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

1




3

2

«Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Садко».

Возникновение и бытование былин. Особенности исполнения. Воплощение в былинах народных представлений о человеке и смысле его жизни.

1



Отрывок наизусть

4

3

Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.«Повесть о Петре и Февронии Муромских» – жемчужина древнерусской повествовательной литературы

1




5

4

УВЧ 1. «Повесть о Горе-Злочастии».

1




6

5

КР 1. Тесты.

1




Тема 2 (16 ч ) ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. А.С.Пушкин.М.Ю.Лермонтов.Н.В.Гоголь

7

1

Александр Сергеевич ПУШКИН .

Краткий рассказ о писателе.

«Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»). Интерес А.С. Пушкина к истории России. Авторское отношение к героям.

1




8

2

«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Поэтическое изображение быта и нравов Киевской Руси. Столкновение человека со своей судьбой. Образы князя Олега и кудесника. Возвышенность поэтического языка произведения.


1



Отрывок наизусть

9

3

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина»: книга (цикл) повестей.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

1




10

4

«Станционный смотритель». Главные персонажи и их судьбы в произведении. Изображение «маленького человека» в повести. Драматизм судьбы героини. Библейская притча о блудном сыне в творческом переосмыслении А.С. Пушкина. Гуманизм повести.


1




11

5

УРР 1.Обучение конспектированию.

1




12

6

УРР 2.Контрольное сочинение

1




13

7

Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ.

Краткий рассказ о писателе.

«Песня про… удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта ХVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

1



Отрывок наизусть

14

8

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества, оценка героев с позиции народа. Образы гусляров. Язык поэмы.


1




15

9

«Молитва» («В минуту жизни трудную...»)- готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

«Когда волнуется желтеющая нива». Проникновенные, трепетные строки о красоте и гармонии природы.


1



Наизусть

16

10

КР. 2 . Развернутый ответ на проблемный вопрос

1




17

11

Николай Васильевич ГОГОЛЬ.

Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба» (главы из повести).

Изображение вольного мира Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба». Связь повести с фольклорным эпосом.

1




18

12

Патриотический пафос произведения. Прославление военного товарищества, романтическое воспевание подвига, осуждение предательства. Героический характер Тараса Бульбы. Противопоставление жизненного выбора в судьбах его сыновей

1



Один отрывок из повести: описание степи (глава II) или «Речь Тараса о товариществе» (глава IX), или описание гибели Тараса Бульбы (глава XIII).

19

13

Целостность натуры Остапа, его верность идее защиты родной земле. Трагедия Андрея: конфликт чувства и долга. Мастерство писателя в раскрытии характеров героев.

1




20

14

Массовые сцены и их значение. Картины природы. Особенности гоголевской прозы.

Теория литературы. Развитие понятий о повести (героическая повесть) и характере литературного героя. Историческая и фольклорная основа произведения.

1




21

15

УВЧ 2. Н.В. Гоголь «Миргород»

1




22

16

КР 3. Тесты

1




Тема 3 (16 ч )ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. И.С.Тургенев,Н:.А.Некрасов, М.Е.Салтыков – Щедрин, Л.Н.Толстой

23

1

Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ.

Краткий рассказ о писателе.

«Ася». Образ «тургеневской девушки».

1




24

2

Драма рассказчика, обреченного на одиночество.


1




25

3

Стихотворения в прозе: «Русский язык».

Своеобразие лирического произведения в прозе. Многообразие их художественного содержания и формы: признание-раздумье, живописная зарисовка, бытовой рассказ. Особенности авторского мира «Стихотворений в прозе».

1



Наизусть

26

4

КР 4. Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера

1




27

5

Николай Алексеевич НЕКРАСОВ.

Краткий рассказ о писателе.

«Вчерашний день, часу в шестом»


1




28

6

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы.


1



Наизусть

29

7

Ф.И. Тютчев «Нам не дано предугадать...»

А.А. Фет «Как беден наш язык! Хочу и не могу...»

Философские размышления в поэзии второй половины XIX века.

1




30

8

Михаил Евграфович САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».


1




31

9

«Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве».


1




32

10

УВЧ 3. . М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки»

1




33

11

Контрольное сочинение 2

1




34

12

Лев Николаевич ТОЛСТОЙ. Краткий рассказ о писателе .«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна» и др.


1




35

13

Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

1



Отрывок наизусть

36

14

Антон Павлович ЧЕХОВ.

Краткие сведения об авторе. «Хамелеон». Высмеивание чинопочитания, беспринципности, корыстолюбия, самоуничижения, подхалимства, трусости. «Говорящие фамилии» в рассказе «Хамелеон».

1




37

15

«Злоумышленник». Проблема необразованности, невежества, отсталости российского крестьянства конца ХIХ – начала ХХ века. Безответственная наивность Дениса Григорьева. Комический эффект рассказа. Смысл названия произведения. Авторская позиция в рассказе.

1




38

16

КР 5. Тесты

1




Тема 4 (16 ч ) ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА

39

1

Максим ГОРЬКИЙ.

Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести

1




40

2

Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша бабушка, Цыганок, Хорошее Дело).

1




41

3

Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения. Портрет.

1




42

4

УВЧ 4. М. Горький «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

1




43

5

УРР 3. Контрольное сочинение 3.

1




44

6

Леонид Николаевич АНДРЕЕВ.

Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

1




45

7

Владимир Владимирович МАЯКОВСКИЙ. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.

1




46

8

Андрей Платонович ПЛАТОНОВ (Климентов).Краткие сведения о писателе. «Юшка». «Величие простых сердец» в рассказе А.П. Платонова. Утверждение необходимости сочувствия и сострадания в произведении.


1




47

9

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы А. Платонова.


1




48

10

ЧАС МУЖЕСТВА. Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

1



Наизусть

49

11

Юрий Павлович КАЗАКОВ

Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.


1




50

12

КР 6. Развернутый ответ на проблемный вопрос

1




51

13

Михаил ЗОЩЕНКО Слово о писателе. Рассказы: «Аристократка», «Баня».

Смешное и грустное в рассказах писателя.

1




52

14

Василий Макарович ШУКШИН. Слово о писателе. Рассказ В.М. Шукшина «Срезал». Особенности шукшинских героев – «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности


1




53

15

Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов.


1




54

16

КР 7.Тесты





Тема 5 (14 ч ) ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

55

1

ЗАРУБЕЖНЫЙ ФОЛЬКЛОР. «Песнь о Роланде». Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обобщённое общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.


1




56

2

Мигель де СЕРВАНТЕС Сааведра.

«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Краткие сведения о жизни писателя.

Время и место действия романа Сервантеса. Самоотверженность Дон Кихота и его рыцарские подвиги. Верность идеалам справедливости, гуманности.


1




57

3

КР 8. Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера.

1




58

4

ЗАРУБЕЖНАЯ НОВЕЛЛИСТИКА. Проспер Мериме. «Маттео Фальконе»

Краткий рассказ о писателе. Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной жизнью с её порочными нравами.

1




59

5

О’Генри «Дары волхвов». Рассказ о любви и взаимном самопожертвовании ради неё. Красота души героев. Нравственные ценности в жизни героев рассказа.


1




60

6

УРР 4. Контрольное сочинение 4.

1




61

7

Оскар Уайльд. «Портрет Дориана Грея».

О. Уайльд – писатель английского раннего модернизма. Эстетизм Уайльда, импрессионистичность стиля.


1




62

8

А. Конан Дойл. «Затерянный мир» как произведение научной фантастики.


1




63

9

Э. По. «Убийство на улице Морг» (в сокращении) как классический детективный рассказ.

Теория литературы. Понятие о детективе. Особенности сюжета и композиции в детективе.


1




64

10

Джером К. Джером. «Трое в лодке, не считая собаки» (главы). «Лайковые перчатки»

Теория литературы. Юмор и сатира как средства выражения авторского отношения к изображаемому, приёмы создания комического.


1




65

11

Современная зарубежная проза. А. Тор. «Остров в море» или «Пруд Белых лилий», «Глубина моря», «Открытое море».

Тема эвакуации еврейских детей из Австрии в Швецию во время Второй мировой войны, проблема сохранения нейтралитета в стране и отношения к беженцам. Взгляд на большой и поначалу чужой мир, в который попадает оторванный от семьи и родины ребенок.


1




66

12

Кейт ДиКамилло. «Спасибо Уинн-Дикси». Темы одиночества и обретения друзей, потери и понимания чужого горя

1




67

13

Повторение изученного материала

1




68

14

Итоговый урок

1





График проведения контрольных работ


Вид контроля

1 семестр

2 семестр

план

факт

План

факт

Контрольная работа (тесты)






Контрольное сочинение






Развернутый ответ на проблемный вопрос





Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера





РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ



  1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. – М.: Дрофа, 2007.

  2. Барабаш Н.И. Литература. Методика и практика преподавания. Книга для учителя. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

  3. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. – М.: Вербум-М, 2004.

  4. Беляева Н

  5. Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М.: «Вако», 2006.

  6. Зуева Т. Русский фольклор: Словарь-справочник. – М.: Просвещение, 2002. – 334 с.

  7. Иванова Э.И., Николаева С.А. Изучение зарубежной литературы в школе. 5-9 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001. – 384 с.

  8. Ильина И.Д. Предметная неделя литературы в школе. – Ростов н/Д.: Феникс, 200: в 2-х частях. – М. Просвещение 2012.

  9. Коршунова Н.Н., Е.Ю. Липина Е.Ю. Тесты. Литература 5-8 классы. М: Дрофа, 1998.

  10. Литература: Большой справочник для обучающихся и поступающих в вузы / Э.Л. Безсонов, Е.Л. Ерохина, А.Б. Есин и др. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 592 с.

  11. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2008.

  12. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник. – М.: Дрофа, 2006. – 717 с.

  13. Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. – М.: Сов. Энцикл., 1981. – 746 с.

  14. Меркин Г.С., Зыбина Т.М. и др. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя – М.: Русское слово, 2008.

  15. Методика преподавания литературы: Учебн. для студ. пед. вузов/ О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов/ Под ред. О.Ю. Богдановой. – 2-е изд., стер.- М.: Академия, 2002. – 400 с.

  16. Мещеряков В.П. «Дела давно минувших дней...»: Историко-бытовой комментарий к произведениям русской классики XVII-XIX веков / В.П. Мещеряков, М.Н. Сербул. – М.: Дрофа, 2003. – 384 с.

  17. Онегинская энциклопедия. В двух томах. Том 1, Том 2. / Под общей ред. Н. Михайловой, В. Кошелева, М. Строганова – М.: Русский путь, 2004. – 576 с., 806 с.

  18. Пенакк Д. Как роман. – М.: Самокат. – 2005 . – 160 с.

  19. Пенакк Д. Школьные страдания. – М.: Амфора. – 2009. – 256 с.

  20. Романова Г.И. Золотые строки. Стихи и проза для заучивания наизусть. 5-11 классы. – М: Универ-Пресс, 2004.

  21. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. – М: Дрофа, 1998

  22. Словарь литературных персонажей в 8 т. – составитель и редактор Мещеряков В.П. – М.: Московский лицей, 1997.

  23. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. – М.: Дрофа, 2007.

  24. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. – М.: Материк Альфа. 2006.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!