ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая Рабочая программа по учебному предмету «Литература 7 класс» составлена на основании Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 78-НП)), в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы основного общего образования (далее – ПООП ООО) Донецкой Народной Республики (утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2021г. № 682), Примерной рабочей программы по учебному предмету «Литература». 5-9 классы / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 7-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 178 с. и предназначена для обучающихся 7 класса МОУ «Школа№132 имени Н.В.Поповой города Донецка».
Примерная основная образовательная программа составлена с учётом основной цели изучения литературы – формирование читателя, способного к восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Составители основывались на ведущих принципах современного литературного образования: принципе «читателецентричности» (или читательской направленности обучения), принципе направленности на понимание, принципе коммуникативного контекста обучения, в основе которого лежит категория смысла, принципе деятельностного контекста обучения, принцип диалогичности (чтение – это тоже диалог, который протекает в рамках триады автор – образ – читатель).
Литературное образование как результат можно представить в виде единства трёх компонентов:
становление способности к адекватному эмоционально-эстетическому сопереживанию (сотворчество);
усвоение необходимых теоретико- и историко-литературных знаний, формирование аналитических интерпретационных умений;
литературно-художественное и литературно-критическое творчество.
В 7 классе развиваются умения анализа и комментирования прочитанного, углубляются и расширяются представления о понятиях, с помощью которых характеризуются художественные произведения, курс строится на основе объединения проблемно-тематического и жанрового подходов.
Цели и задачи литературного образования
Литература – учебный предмет, освоение содержания которого направлено:
на последовательное формирование читательской культуры через приобщение к чтению художественной литературы;
на освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и понимания художественного смысла литературных произведений;
на развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления;
на овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению художественного текста;
на формирование потребности и способности выражения себя в слове.
В цели предмета «Литература» входит передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры, что способствует формированию и воспитанию личности.
В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Литература» изучается с 5-го по 9-й класс.
Примерный учебный план для образовательных учреждений Донецкой Народной Республики предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме 442 часов. В том числе: в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю)
В соответствии с Государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Основные виды устной и письменной речи обучающихся 7 класса
осознанное, беглое чтение вслух и про себя текстов художественных произведений, учебных, научных, публицистических, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
выразительное чтение произведений (или фрагментов), в том числе выученных наизусть, с соблюдением норм литературного произношения;
различные виды пересказа (краткий, выборочный, подробный (близкий к тесту), от имени персонажа, с творческим заданием);
устные и письменные ответы на проблемные вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
устные монологические высказывания и участие в диалоге в ходе изучения художественного произведения;
устное словесное рисование;
составление простых, сложных и цитатных планов к тексту (фрагменту) изучаемого произведения;
составление индивидуальной и сравнительной характеристики героев;
устный и письменный отзыв о художественном произведении, кинофильме, актерском исполнении;
устное и письменное сочинение-рассуждение по изученному произведению.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 7 класса
Обучающиеся должны знать:
авторов, названия прочитанных произведений;
сюжет, главных героев и мотивы их поступков, последовательность и связь событий в изученном произведении;
особенности композиции прочитанных произведений;
тексты, рекомендованные программой к заучиванию наизусть;
основные признаки изученных теоретических понятий: гипербола, постоянный эпитет, художественная деталь, антитеза, символ, композиция произведения, лирический монолог, былина, былинный стих, баллада, поэма, рассказ, новелла, героическая повесть, цикл произведений.
Обучающиеся должны уметь:
правильно, осознанно, бегло читать изученные художественные произведения, учебные, научно-популярные тексты, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, с соблюдением норм литературного произношения;
раскрывать идейно-тематическую направленность и художественное своеобразие изученного произведении;
выявлять и объяснять роль изобразительно-выразительных средств в произведении;
владеть различными видами пересказа;
составлять простой, сложный и цитатный планы к прочитанному произведению, его фрагменту (описанию природы, интерьера и др.), строить устные и письменные высказывания в связи с изученным материалом;
участвовать в дискуссии по прочитанному художественному произведению, толерантно относиться к иной точке зрения, аргументировано отстаивать свою позицию, учитывая мнение оппонента;
словесно воспроизводить художественные образы и картины;
составлять простой и сложный планы индивидуальной и сравнительной характеристики литературных персонажей с последующей развёрнутой характеристикой образов;
аргументировать принадлежность произведений литературы (фольклора) к определённому жанру;
обосновывать смысл названия изученного произведения;
высказывать собственное аргументированное суждение об актуальности или популярности изученного художественного произведения в наши дни;
сравнивать изученное художественное произведение (фрагменты) с его интерпретациями в других видах искусства (живопись, музыка, театр, кино и др.) с выражением собственного восприятия;
давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном художественном произведении, просмотренном спектакле или кинофильме;
создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изученному произведению.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы
в 7 классе
Класс | Всего часов | Урок развития речи | Урок внеклассного чтения | Контрольная тестовая работа | Развернутый ответ на проблемный вопрос | Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера | Сочинение на литературную тему | Текстуальное изучение произведений | Резерв |
7 класс | 68 | 4 | 4 | 4 | 2 | 2 | 4 | 46 | 2 |
№п\п | № в теме | Содержание урока | К-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
1 | 1 | ВВЕДЕНИЕ Человек – главный объект изображения художественной литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении | 1 | | | |
Тема 1 (5 ч ) УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. |
2 | 1 | Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник». | 1 | | | |
3 | 2 | «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Садко». Возникновение и бытование былин. Особенности исполнения. Воплощение в былинах народных представлений о человеке и смысле его жизни. | 1 | | | Отрывок наизусть |
4 | 3 | Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.«Повесть о Петре и Февронии Муромских» – жемчужина древнерусской повествовательной литературы | 1 | | | |
5 | 4 | УВЧ 1. «Повесть о Горе-Злочастии». | 1 | | | |
6 | 5 | КР 1. Тесты. | 1 | | | |
Тема 2 (16 ч ) ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. А.С.Пушкин.М.Ю.Лермонтов.Н.В.Гоголь |
7 | 1 | Александр Сергеевич ПУШКИН . Краткий рассказ о писателе. «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»). Интерес А.С. Пушкина к истории России. Авторское отношение к героям. | 1 | | | |
8 | 2 | «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Поэтическое изображение быта и нравов Киевской Руси. Столкновение человека со своей судьбой. Образы князя Олега и кудесника. Возвышенность поэтического языка произведения. | 1 | | | Отрывок наизусть |
9 | 3 | «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»: книга (цикл) повестей. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. | 1 | | | |
10 | 4 | «Станционный смотритель». Главные персонажи и их судьбы в произведении. Изображение «маленького человека» в повести. Драматизм судьбы героини. Библейская притча о блудном сыне в творческом переосмыслении А.С. Пушкина. Гуманизм повести. | 1 | | | |
11 | 5 | УРР 1.Обучение конспектированию. | 1 | | | |
12 | 6 | УРР 2.Контрольное сочинение | 1 | | | |
13 | 7 | Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ. Краткий рассказ о писателе. «Песня про… удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта ХVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. | 1 | | | Отрывок наизусть |
14 | 8 | Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества, оценка героев с позиции народа. Образы гусляров. Язык поэмы. | 1 | | | |
15 | 9 | «Молитва» («В минуту жизни трудную...»)- готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле. «Когда волнуется желтеющая нива». Проникновенные, трепетные строки о красоте и гармонии природы. | 1 | | | Наизусть |
16 | 10 | КР. 2 . Развернутый ответ на проблемный вопрос | 1 | | | |
17 | 11 | Николай Васильевич ГОГОЛЬ. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба» (главы из повести). Изображение вольного мира Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба». Связь повести с фольклорным эпосом. | 1 | | | |
18 | 12 | Патриотический пафос произведения. Прославление военного товарищества, романтическое воспевание подвига, осуждение предательства. Героический характер Тараса Бульбы. Противопоставление жизненного выбора в судьбах его сыновей | 1 | | | Один отрывок из повести: описание степи (глава II) или «Речь Тараса о товариществе» (глава IX), или описание гибели Тараса Бульбы (глава XIII). |
19 | 13 | Целостность натуры Остапа, его верность идее защиты родной земле. Трагедия Андрея: конфликт чувства и долга. Мастерство писателя в раскрытии характеров героев. | 1 | | | |
20 | 14 | Массовые сцены и их значение. Картины природы. Особенности гоголевской прозы. Теория литературы. Развитие понятий о повести (героическая повесть) и характере литературного героя. Историческая и фольклорная основа произведения. | 1 | | | |
21 | 15 | УВЧ 2. Н.В. Гоголь «Миргород» | 1 | | | |
22 | 16 | КР 3. Тесты | 1 | | | |
Тема 3 (16 ч )ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. И.С.Тургенев,Н:.А.Некрасов, М.Е.Салтыков – Щедрин, Л.Н.Толстой |
23 | 1 | Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ. Краткий рассказ о писателе. «Ася». Образ «тургеневской девушки». | 1 | | | |
24 | 2 | Драма рассказчика, обреченного на одиночество. | 1 | | | |
25 | 3 | Стихотворения в прозе: «Русский язык». Своеобразие лирического произведения в прозе. Многообразие их художественного содержания и формы: признание-раздумье, живописная зарисовка, бытовой рассказ. Особенности авторского мира «Стихотворений в прозе». | 1 | | | Наизусть |
26 | 4 | КР 4. Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера | 1 | | | |
27 | 5 | Николай Алексеевич НЕКРАСОВ. Краткий рассказ о писателе. «Вчерашний день, часу в шестом» | 1 | | | |
28 | 6 | «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. | 1 | | | Наизусть |
29 | 7 | Ф.И. Тютчев «Нам не дано предугадать...» А.А. Фет «Как беден наш язык! Хочу и не могу...» Философские размышления в поэзии второй половины XIX века. | 1 | | | |
30 | 8 | Михаил Евграфович САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...». | 1 | | | |
31 | 9 | «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве». | 1 | | | |
32 | 10 | УВЧ 3. . М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки» | 1 | | | |
33 | 11 | Контрольное сочинение 2 | 1 | | | |
34 | 12 | Лев Николаевич ТОЛСТОЙ. Краткий рассказ о писателе .«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна» и др. | 1 | | | |
35 | 13 | Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. | 1 | | | Отрывок наизусть |
36 | 14 | Антон Павлович ЧЕХОВ. Краткие сведения об авторе. «Хамелеон». Высмеивание чинопочитания, беспринципности, корыстолюбия, самоуничижения, подхалимства, трусости. «Говорящие фамилии» в рассказе «Хамелеон». | 1 | | | |
37 | 15 | «Злоумышленник». Проблема необразованности, невежества, отсталости российского крестьянства конца ХIХ – начала ХХ века. Безответственная наивность Дениса Григорьева. Комический эффект рассказа. Смысл названия произведения. Авторская позиция в рассказе. | 1 | | | |
38 | 16 | КР 5. Тесты | 1 | | | |
Тема 4 (16 ч ) ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА |
39 | 1 | Максим ГОРЬКИЙ. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести | 1 | | | |
40 | 2 | Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). | 1 | | | |
41 | 3 | Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения. Портрет. | 1 | | | |
42 | 4 | УВЧ 4. М. Горький «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). | 1 | | | |
43 | 5 | УРР 3. Контрольное сочинение 3. | 1 | | | |
44 | 6 | Леонид Николаевич АНДРЕЕВ. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения. | 1 | | | |
45 | 7 | Владимир Владимирович МАЯКОВСКИЙ. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. | 1 | | | |
46 | 8 | Андрей Платонович ПЛАТОНОВ (Климентов).Краткие сведения о писателе. «Юшка». «Величие простых сердец» в рассказе А.П. Платонова. Утверждение необходимости сочувствия и сострадания в произведении. | 1 | | | |
47 | 9 | «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы А. Платонова. | 1 | | | |
48 | 10 | ЧАС МУЖЕСТВА. Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики. | 1 | | | Наизусть |
49 | 11 | Юрий Павлович КАЗАКОВ Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка. | 1 | | | |
50 | 12 | КР 6. Развернутый ответ на проблемный вопрос | 1 | | | |
51 | 13 | Михаил ЗОЩЕНКО Слово о писателе. Рассказы: «Аристократка», «Баня». Смешное и грустное в рассказах писателя. | 1 | | | |
52 | 14 | Василий Макарович ШУКШИН. Слово о писателе. Рассказ В.М. Шукшина «Срезал». Особенности шукшинских героев – «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности | 1 | | | |
53 | 15 | Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов. | 1 | | | |
54 | 16 | КР 7.Тесты | | | | |
Тема 5 (14 ч ) ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. |
55 | 1 | ЗАРУБЕЖНЫЙ ФОЛЬКЛОР. «Песнь о Роланде». Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обобщённое общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя. | 1 | | | |
56 | 2 | Мигель де СЕРВАНТЕС Сааведра. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Краткие сведения о жизни писателя. Время и место действия романа Сервантеса. Самоотверженность Дон Кихота и его рыцарские подвиги. Верность идеалам справедливости, гуманности. | 1 | | | |
57 | 3 | КР 8. Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера. | 1 | | | |
58 | 4 | ЗАРУБЕЖНАЯ НОВЕЛЛИСТИКА. Проспер Мериме. «Маттео Фальконе» Краткий рассказ о писателе. Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной жизнью с её порочными нравами. | 1 | | | |
59 | 5 | О’Генри «Дары волхвов». Рассказ о любви и взаимном самопожертвовании ради неё. Красота души героев. Нравственные ценности в жизни героев рассказа. | 1 | | | |
60 | 6 | УРР 4. Контрольное сочинение 4. | 1 | | | |
61 | 7 | Оскар Уайльд. «Портрет Дориана Грея». О. Уайльд – писатель английского раннего модернизма. Эстетизм Уайльда, импрессионистичность стиля. | 1 | | | |
62 | 8 | А. Конан Дойл. «Затерянный мир» как произведение научной фантастики. | 1 | | | |
63 | 9 | Э. По. «Убийство на улице Морг» (в сокращении) как классический детективный рассказ. Теория литературы. Понятие о детективе. Особенности сюжета и композиции в детективе. | 1 | | | |
64 | 10 | Джером К. Джером. «Трое в лодке, не считая собаки» (главы). «Лайковые перчатки» Теория литературы. Юмор и сатира как средства выражения авторского отношения к изображаемому, приёмы создания комического. | 1 | | | |
65 | 11 | Современная зарубежная проза. А. Тор. «Остров в море» или «Пруд Белых лилий», «Глубина моря», «Открытое море». Тема эвакуации еврейских детей из Австрии в Швецию во время Второй мировой войны, проблема сохранения нейтралитета в стране и отношения к беженцам. Взгляд на большой и поначалу чужой мир, в который попадает оторванный от семьи и родины ребенок. | 1 | | | |
66 | 12 | Кейт ДиКамилло. «Спасибо Уинн-Дикси». Темы одиночества и обретения друзей, потери и понимания чужого горя | 1 | | | |
67 | 13 | Повторение изученного материала | 1 | | | |
68 | 14 | Итоговый урок | 1 | | | |
График проведения контрольных работ
Вид контроля | 1 семестр | 2 семестр |
план | факт | План | факт |
Контрольная работа (тесты) | | | | |
Контрольное сочинение | | | | |
Развернутый ответ на проблемный вопрос | | | | |
Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера | | | | |
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. – М.: Дрофа, 2007.
Барабаш Н.И. Литература. Методика и практика преподавания. Книга для учителя. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. – М.: Вербум-М, 2004.
Беляева Н
Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М.: «Вако», 2006.
Зуева Т. Русский фольклор: Словарь-справочник. – М.: Просвещение, 2002. – 334 с.
Иванова Э.И., Николаева С.А. Изучение зарубежной литературы в школе. 5-9 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001. – 384 с.
Ильина И.Д. Предметная неделя литературы в школе. – Ростов н/Д.: Феникс, 200: в 2-х частях. – М. Просвещение 2012.
Коршунова Н.Н., Е.Ю. Липина Е.Ю. Тесты. Литература 5-8 классы. М: Дрофа, 1998.
Литература: Большой справочник для обучающихся и поступающих в вузы / Э.Л. Безсонов, Е.Л. Ерохина, А.Б. Есин и др. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 592 с.
Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2008.
Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник. – М.: Дрофа, 2006. – 717 с.
Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. – М.: Сов. Энцикл., 1981. – 746 с.
Меркин Г.С., Зыбина Т.М. и др. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя – М.: Русское слово, 2008.
Методика преподавания литературы: Учебн. для студ. пед. вузов/ О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов/ Под ред. О.Ю. Богдановой. – 2-е изд., стер.- М.: Академия, 2002. – 400 с.
Мещеряков В.П. «Дела давно минувших дней...»: Историко-бытовой комментарий к произведениям русской классики XVII-XIX веков / В.П. Мещеряков, М.Н. Сербул. – М.: Дрофа, 2003. – 384 с.
Онегинская энциклопедия. В двух томах. Том 1, Том 2. / Под общей ред. Н. Михайловой, В. Кошелева, М. Строганова – М.: Русский путь, 2004. – 576 с., 806 с.
Пенакк Д. Как роман. – М.: Самокат. – 2005 . – 160 с.
Пенакк Д. Школьные страдания. – М.: Амфора. – 2009. – 256 с.
Романова Г.И. Золотые строки. Стихи и проза для заучивания наизусть. 5-11 классы. – М: Универ-Пресс, 2004.
Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. – М: Дрофа, 1998
Словарь литературных персонажей в 8 т. – составитель и редактор Мещеряков В.П. – М.: Московский лицей, 1997.
Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. – М.: Дрофа, 2007.
Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. – М.: Материк Альфа. 2006.