ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая Рабочая программа по учебному предмету «Литература 9 класс» составлена на основании Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 78-НП)), в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы основного общего образования (далее – ПООП ООО) Донецкой Народной Республики (утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2021г. № 682), Примерной рабочей программы по учебному предмету «Литература». 5-9 классы / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 7-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 178 с. и предназначена для обучающихся 9 класса МОУ «Школа№132 имени Н.В.Поповой города Донецка».
Примерная основная образовательная программа составлена с учётом основной цели изучения литературы – формирование читателя, способного к восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Составители основывались на ведущих принципах современного литературного образования: принципе «читателецентричности» (или читательской направленности обучения), принципе направленности на понимание, принципе коммуникативного контекста обучения, в основе которого лежит категория смысла, принципе деятельностного контекста обучения, принцип диалогичности (чтение – это тоже диалог, который протекает в рамках триады автор – образ – читатель).
Литературное образование как результат можно представить в виде единства трёх компонентов:
становление способности к адекватному эмоционально-эстетическому сопереживанию (сотворчество);
усвоение необходимых теоретико- и историко-литературных знаний, формирование аналитических интерпретационных умений;
литературно-художественное и литературно-критическое творчество.
Цели и задачи литературного образования
Литература – учебный предмет, освоение содержания которого направлено:
на последовательное формирование читательской культуры через приобщение к чтению художественной литературы;
на освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и понимания художественного смысла литературных произведений;
на развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления;
на овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению художественного текста;
на формирование потребности и способности выражения себя в слове.
В цели предмета «Литература» входит передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры, что способствует формированию и воспитанию личности.
В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Литература» изучается с 5-го по 9-й класс.
Примерный учебный план для образовательных учреждений Донецкой Народной Республики предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме 442 часов. В том числе: в 9 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
В соответствии с Государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Основные виды устной и письменной речи обучающихся 9 класса
осознанное, беглое чтение вслух и про себя текстов художественных произведений, учебных, научных, публицистических;
использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
выразительное чтение произведений с соблюдением норм литературного произношения;
различные виды пересказа (краткий, выборочный, подробный (близкий к тесту), от имени персонажа, с комментарием, с творческим заданием);
устные и письменные ответы на проблемные вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
устные монологические высказывания и участие в диалоге и полилоге в ходе изучения художественного произведения;
различные высказывания с использованием выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
участие в инсценировании драматического художественного произведения;
составление простых, сложных и цитатных планов к тексту (фрагменту) изучаемого произведения;
составление индивидуальной, сравнительной, групповой характеристики героев;
устная и письменная характеристика героев (индивидуальная, сравнительная, групповая) изучаемого произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
составление собственного устного или письменного высказывания на литературную тему;
устный и письменный отзыв (рецензия) о художественном произведении, кинофильме, спектакле, актерском исполнении;
устное и письменное сочинение-рассуждение по изученному произведению;
написание эссе по изучаемым произведениям на основе жизненных впечатлений;
составление тезисов, конспектов литературно-критических статей;
подготовка сообщений и рефератов на литературную тему.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 9 класса
Обучающиеся должны знать:
авторов, названия прочитанных произведений;
общие сведения о литературных эпохах и художественных направлениях в контексте мировой культуры;
сюжет, главных героев и мотивы их поступков, последовательность и связь событий в изученном произведении;
идейно-тематическую направленность, проблематику, особенности композиции прочитанных произведений;
характерные особенности лирических, эпических, драматических произведений;
основные признаки изученных теоретических понятий: классицизм, романтизм, реализм как художественные направления, романтический герой, роман в стихах, социально-психологический роман;
тексты, рекомендованные программой к заучиванию наизусть.
Обучающиеся должны уметь:
правильно, осознанно, бегло и выразительно читать изученные художественные произведения (в том числе наизусть), учебные и научно-популярные тексты и понимать прочитанное;
раскрывать идейно-тематическую направленность и своеобразие изученного произведения;
выявлять и объяснять роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
давать общую характеристику литературным эпохам и художественным направлениям в контексте мировой культуры;
определять и аргументировать жанрово-родовую принадлежность изученного произведения;
владеть различными видами пересказа;
давать устную и письменную характеристику героев (индивидуальную, сравнительную, групповую) изучаемого произведения;
составлять все виды планов (простые, сложные, цитатные, комбинированные): к тексту (фрагменту) изучаемого эпического произведения, индивидуальной, сравнительной, групповой характеристики героев; собственного устного или письменного высказывания;
обращаться к отдельным интерпретациям изученного произведения в искусстве при его анализе;
сравнивать изученное произведение литературы с его интерпретациями в других видах искусства с выражением собственного восприятия и отношения;
участвовать в инсценировании драматического художественного произведения;
строить устные и письменные высказывания, принимать участие в диалоге и полилоге в ходе изучения художественного произведения;
участвовать в дискуссии по прочитанному художественному произведению, толерантно относиться к иной точке зрения, аргументировано отстаивать свою позицию, с учётом мнения оппонента;
высказывать собственное обоснованное суждение об актуальности и популярности изученного художественного произведения в наши дни;
составлять устный и письменный отзыв (рецензию) о художественном произведении, кинофильме, спектакле, актерском исполнении;
подготовить устное и письменное сочинение-рассуждение по изученному произведению;
самостоятельно составлять тезисы, конспекты литературно-критических статей;
писать эссе по изучаемым произведениям на основе жизненных впечатлений;
подготовить сообщение, реферат на литературную тему по одному или нескольким источникам.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ
Класс | Всего часов | Урок развития речи | Урок внеклассного чтения | Контрольная тестовая работа | Развернутый ответ на проблемный вопрос | Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера | Сочинение на литературную тему | Текстуальное изучение произведений | Резерв |
9 класс | 102 | 4 | 6 | 4 | 4 | 4 | 4 | 72 | 4 |
№п/п | № в теме | Содержание урока | К-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
1 | 1 | ВВЕДЕНИЕ Художественная литература как искусство слова, её место среди других видов искусств. Общая характеристика исторического развития мировой литературы. | 1 | | | |
ТЕМА 1 ( 5 ч) ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА |
2 | 1 | Литература Киевской Руси как средневековое искусство слова и ветвь мирового литературного развития. Самобытный характер и высокий уровень культуры Древней Руси. | 1 | | | |
3 | 2 | «Слово о полку Игореве» – крупнейший памятник мирового средневековья. Историческая основа «Слова…». | 1 | | | |
4 | 3 | Эпичность и лиризм в изображении судеб главных героев – Игоря, Ярославны, Всеволода и др. Голос автора, патриота и гражданина. Построение, поэтический язык «Слова…». | 1 | | | Наиз. |
5 | 4 | Связь поэмы с устным народным творчеством. Мотивы «Слова…» в поэзии, музыке, изобразительном искусстве. Художественные переводы «Слова о полку Игореве». Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков. | 1 | | | |
6 | 5 | УРР 1.Контрольное сочинение 1 | 1 | | | |
Тема 2 ( 9 ч) РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА |
7 | 1 | Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма. Общие сведения о литературе классицизма | 1 | | | . |
8 | 2 | Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ . Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. | 1 | | | |
9 | 3 | «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Особенности содержания и формы оды «Вечернее размышление...». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова | 1 | | | наиз |
10 | 4 | Гавриил Романович ДЕРЖАВИН Жизнь и творчество. (Обзор.) Идеи Просвещения и гуманизма в его лирике. | 1 | | | |
11 | 5 | «Памятник». Тема поэта и поэзии в творчестве Г.Р. Державина. Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства | 1 | | | Наиз. |
12 | 6 | Николай Михайлович КАРАМЗИН. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза» Сентиментализм. | 1 | | | |
13 | 7 | Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы | 1 | | | |
14 | 8 | Контрольная работа 1.Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера | 1 | | | |
15 | 9 | УВЧ 1. А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» | 1 | | | |
Тема 3 ( 11 ч) ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов |
16 | 1 | Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровых прекрасное начало. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Зарождение реализма | 1 | | | |
17 | 2 | Василий Андреевич ЖУКОВСКИЙ . Жизнь и творчество. (Обзор). Основные этапы его творчества. «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Отношение поэта-романтика к слову. | 1 | | | наиз |
18 | 3 | «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна. | 1 | | | |
19 | 4 | КР 2. Развернутый ответ на проблемный вопрос | 1 | | | |
20 | 5 | Александр Сергеевич ГРИБОЕДОВ Жизнь и творчество. (Обзор.) Многогранный талант, блестящее образование и дипломатическая карьера А.С. Грибоедова. Связи с декабристами. Отношения с правительством. Любовь и смерть писателя. | 1 | | | |
21 | 6 | «Горе от ума». История создания, публикации и первых постановок комедии. Герои и прототипы. Обзор содержания комедии. Смысл названия и проблема ума. | 1 | | | |
22 | 7 | Особенности развития интриги. Своеобразие общественного и личного конфликта. | 1 | | | наиз |
23 | 8 | Образ фамусовской Москвы. Система образов комедии. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира.. | 1 | | | |
24 | 9 | Чацкий и фамусовская Москва. Особенности любовной интриги. Широкий обобщающий смысл образов комедии. Черты классицизма и реализма в комедии. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии | 1 | | | |
25 | 10 | УРР 2.Обучение конспектированию. Критика о комедии (И.А. Гончаров, «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии. | 1 | | | |
26 | 11 | Контрольная работа 2. Развернутый ответ на поставленный вопрос сопоставительного характера | 1 | | | |
Тема 4 ( 9 ч) ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. А.С.Пушкин |
27 | 1 | Александр Сергеевич ПУШКИН. Обзор жизни и творчества поэта с повторением и обобщением ранее изученного. | 1 | | | |
28 | 2 | Ведущие темы и мотивы лирики: вольнолюбивые мотивы ("Деревня", "К Чаадаеву", "Арион"), | 1 | | | наиз |
29 | 3 | Тема поэта и поэзии ("Пророк", "Поэту", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…"), | 1 | | | наиз |
30 | 4 | Тема любви ("На холмах Грузии…", «К***» ("Я помню чудное мгновенье…"), "Я вас любил…"), | 1 | | | наиз |
31 | 5 | Философские мотивы ("К морю", "Брожу ли я вдоль улиц шумных…", "Элегия", "Вновь я посетил…"), | 1 | | | |
32 | 6 | Тема любви к родному дому ("Два чувства дивно близки нам…"), тема природы ("Осень" и другие ранее изученные произведения). Одухотворенность, чистота, чувство любви. | 1 | | | |
33 | 7 | Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии… | 1 | | | |
34 | 8 | Контрольная работа 3. Тесты | 1 | | | |
35 | 9 | «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства» Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. | 1 | | | |
Тема 5 ( 11 ч) ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. А.С.Пушкин «Евгений Онегин» |
36 | 1 | «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» – роман в стихах. Творческая история. | 1 | | | |
37 | 2 | Основная сюжетная линия и лирические отступления. | 1 | | | наиз |
38 | 3 | Онегинская строфа. Структура текста. | 1 | | | |
39 | 4 | Герои романа. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. | 1 | | | |
40 | 5 | Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. | 1 | | | |
41 | 6 | Контрольное сочинение 2. | 1 | | | |
42 | 7 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни | 1 | | | |
43 | 8 | Реализм романа. Россия и пушкинская эпоха в романе | 1 | | | |
44 | 9 | Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика – В.Г. Белинский, Д.И. Писарев; «органическая» критика – А.А. Григорьев; «почвенники» – Ф.М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки). | 1 | | | |
45 | 10 | УВЧ. А.С.Пушкин «Маленькие трагедии» | 1 | | | |
46 | 11 | Контрольная работа 4. Тесты | 1 | | | |
Тема 6 ( 13 ч) ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. М.Ю.Лермонтов |
47 | 1 | Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ. Обзор жизни и творчества поэта с обобщением изученного в предыдущих классах | 1 | | | |
48 | 2 | Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта: «Парус». Тема трагического одиночества в зрелой лирике поэта. Философские размышления о быстротечности жизни, иллюзорности любви и предназначении человека: «И скучно и грустно». | 1 | | | наиз |
49 | 3 | Своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова: «Нет, я не Байрон, я другой...», «Я жить хочу! Хочу печали...». Поэтический дар как символ избранности и как источник страдания: «Молитва». Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире: «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк». | 1 | | | |
50 | 4 | Контрольная работа 5. Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера. | 1 | | | |
51 | 5 | Любовь как страсть, приносящая страдания. Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним («Нищий», «Расстались мы, но твой портрет...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...»). | 1 | | | наиз |
52 | 6 | Эпоха безвременья в лирике поэта: «Предсказание», «Дума». Тема России и её своеобразие: «Родина» | 1 | | | |
53 | 7 | Характер лирического героя поэзии Лермонтова. Поэзия М.Ю. Лермонтова в критике В.Г. Белинского. | 1 | | | |
54 | 8 | «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности | 1 | | | |
55 | 9 | Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин – «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В.Г. Белинский). | 1 | | | |
56 | 10 | Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». | 1 | | | |
57 | 11 | Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. «Герой нашего времени» в критике В.Г. Белинского. | 1 | | | |
58 | 12 | Контрольная работа 6. Развернутый ответ на проблемный вопрос | 1 | | | |
59 | 13 | УВЧ 3. М.Ю. Лермонтов. «Не смейся над моей пророческой тоскою», «Нет, я не Байрон, я другой…»; «Я жить хочу! Хочу печали…»; «Маскарад» | 1 | | | |
Тема 7 ( 11 ч) ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. М.Ю.Лермонтов |
60 | 1 | Николай Васильевич ГОГОЛЬ. Жизнь и творчество (Обзор). | 1 | | | |
61 | 2 | «Невский проспект». Образ города как носителя зла. Виды и способы выражения фантастического. Гротеск как воплощение сути реальности. Антиромантическая фантастика. Вещная метафора. | 1 | | | |
62 | 3 | «Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. | 1 | | | |
63 | 4 | Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. | 1 | | | наиз |
64 | 5 | Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы | 1 | | | |
65 | 6 | Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. | 1 | | | |
66 | 7 | Контрольная работа 7. Развернутый ответ на проблемный вопрос | 1 | | | |
67 | 8 | Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского. | 1 | | | |
68 | 9 | Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме | 1 | | | |
69 | 10 | УВЧ 4. Н.В. Гоголь «Миргород» | 1 | | | |
70 | 11 | Контрольная работа 8. Тесты | 1 | | | |
Тема 8 ( 10 ч) ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА |
71 | 1 | Александр Александрович БЛОК. Слово о поэте. | 1 | | | |
72 | 2 | «Девушка пела в церковном хоре...» Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины | 1 | | | наиз |
73 | 3 | Анна Андреевна АХМАТОВА. Слово о поэте. | 1 | | | |
74 | 4 | «Родная земля». Патриотическая направленность лирики А. А. Ахматовой. Особенности поэтики ахматовских стихотворений | 1 | | | наиз |
75 | 5 | Борис Леонидович ПАСТЕРНАК. Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу» | 1 | | | |
76 | 6 | «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б.Л. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. | 1 | | | наиз |
77 | 7 | Николай Алексеевич АБОЛОЦКИЙ. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...» | 1 | | | |
78 | 8 | «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя | 1 | | | наиз |
79 | 9 | Контрольная работа 9. Тесты | 1 | | | |
80 | 10 | УВЧ.5. Романсы и песни на слова русских писателей XIX – XX веков: А.С. Пушкин «Певец»; Е.А. Баратынский «Разуверение»; Ф.И. Тютчев «К.Б.» («Я встретил вас — и все былое...»); М.Ю. Лермонтов «Отчего»; А.К. Толстой «Средь шумного бала...»; А.А. Фет «Я тебе ничего не скажу...»; А.А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь»; К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь»; Н.А. Заболоцкий «Признание»; М.Л. Матусовский «Подмосковные вечера»; Б.Ш. Окуджава «Пожелание друзьям»; В.С. Высоцкий «Песня о друге»; К.Я. Ваншенкин «Я люблю тебя, жизнь» | 1 | | | наиз |
Тема 9 ( 6 ч) ПРОЗА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ |
81 | 1 | Михаил Александрович ШОЛОХОВ. Краткие сведения о жизни и творчестве М.А. Шолохова – русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе | 1 | | | |
82 | 2 | «Судьба человека». Осмысление войны как всеобщей человеческой трагедии (судьбы Андрея Соколова, Ванюшки). Война как суровое испытание человеческого характера. | 1 | | | |
83 | 3 | Воплощение в образе Андрея Соколова мужественности, ответственности за судьбу Родины, победы доброты и человечности как источников несгибаемой силы народа. Особенности композиции рассказа. Мастерство портретных и пейзажных зарисовок | 1 | | | |
84 | 4 | УРР 4. Контрольное сочинение 3. | 1 | | | |
85 | 5 | Александр Исаевич СОЛЖЕНИЦЫН. Слово о писателе. | 1 | | | |
86 | 6 | Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.Теория литературы. Притча (углубление понятия). | 1 | | | |
Тема 10 (16 ч) ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
87 | 1 | ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ . Жизнь и творчество Данте. | 1 | | | |
88 | 2 | «Божественная комедия». Новый, гуманистический взгляд поэта на человека и его ценности | 1 | | | |
89 | 3 | Композиция и стих поэмы. Всемирная слава «Божественной комедии». | 1 | | | |
90 | 4 | Контрольная работа 10. Развернутый ответ на поставленный вопрос сопоставительного характера | 1 | | | |
91 | 5 | Иоганн Вольфганг ГЕТЕ Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. | 1 | | | |
92 | 6 | «Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии | 1 | | | |
93 | 7 | Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества | 1 | | | |
94 | 8 | Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Итоговый смысл великой трагедии | 1 | | | |
95 | 9 | Контрольное сочинение 4. | 1 | | | |
96 | 10 | Джордж Ноэл Гордон Байрон "Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!" (1814) (пер. М. Лермонтова), "Прощание Наполеона" (1815) (пер. В. Луговского), | 1 | | | |
97 | 11 | "Паломничество Чайльд Гарольда" (1809-1811) (пер. В. Левика) (фрагменты). XIX век — расцвет романтизма в западноевропейском искусстве. Настроения эпохи в творчестве Байрона, глубокая неудовлетворенность героя (стихотворение «Душа моя мрачна...»). | 1 | | | |
98 | 12 | Романтическая личность в лирике Байрона.«Паломничество Чайльд Гарольда». Разочарование и одиночество героя. Мотив романтического бегства от действительности. Картины борьбы за свободу в поэме. | 1 | | | |
99 | 13 | Контрольная работа 11. Развернутый ответ на поставленный вопрос | 1 | | | |
100 | 14 | УВЧ.6. Ф. Шиллер. «Коварство и любовь». | 1 | | | |
101 | 15 | Повторение изученного материала | 1 | | | |
102 | 16 | Итоговый урок | 1 | | | |
График проведения контрольных работ
Вид контроля | 1 | 2 |
план | факт | План | факт |
Контрольная работа (тесты) | | | | |
Контрольное сочинение | | | | |
Развернутый ответ на проблемный вопрос | | | | |
Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера | | | | |
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. – М.: Дрофа, 2007.
Барабаш Н.И. Литература. Методика и практика преподавания. Книга для учителя. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. – М.: Вербум-М, 2004.
Грушко Б.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и предания. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 672 с.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М.: «Вако», 2006.
Зуева Т. Русский фольклор: Словарь-справочник. – М.: Просвещение, 2002. – 334 с.
Иванова Э.И., Николаева С.А. Изучение зарубежной литературы в школе. 5-9 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001. – 384 с.
Коршунова Н.Н., Е.Ю. Липина Е.Ю. Тесты. Литература 5-8 классы. М: Дрофа, 1998.
Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник. – М.: Дрофа, 2006. – 717 с.
Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Авторы-составители: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. – М: Просвещение, 2012.
Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. – М.: Сов. Энцикл., 1981. – 746 с.
Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, – М.: Материк Альфа, 2004.
Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение, 1983. – 416 с.
Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. – М.: Эскимо, 2008.
Мещеряков В.П. «Дела давно минувших дней...»: Историко-бытовой комментарий к произведениям русской классики XVII-XIX веков / В.П. Мещеряков, М.Н. Сербул. – М.: Дрофа, 2003. – 384 с.
Онегинская энциклопедия. В двух томах. Том 1, Том 2. / Под общей ред. Н. Михайловой, В. Кошелева, М. Строганова – М.: Русский путь, 2004. – 576 с., 806 с.
Пенакк Д. Как роман. – М.: Самокат. – 2005 . – 160 с.
Пенакк Д. Школьные страдания. – М.: Амфора. – 2009. – 256 с.
Романова Г.И. Золотые строки. Стихи и проза для заучивания наизусть. 5-11 классы. – М: Универ-Пресс, 2004.