ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая Рабочая программа по учебному предмету «Литература 6 класс» составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.03.2022 г. № 22-НП, зарегистрирован Министерством юстиции Донецкой Народной Республики 05.04.2022 г., рег. номер — 5054) (далее —ГОС ООО), Примерной рабочей программы основного общего образования. Литература, рекомендованной решением научно-методического совета ГБОУ ДПО "ДОНРИРО" (протокол от 11.08.2022 № 3),а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). и предназначена для проведения уроков литературы в 6 классе МБОУ .
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе.
Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственным по отношению к предмету «Литературное чтение».
В 5, 6, 9 классах на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, в 7 и 8 классах — 2 часа в неделю. Суммарно изучение литературы в основной школе по программам основного общего образования рассчитано на 442 часа в соответствии со всеми вариантами учебных планов.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
6 КЛАСС
1) Понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации, Донецкой Народной Республики;
2) понимать особенности литературы как вида словесного искусства, отличать художественный текст от текста научного, делового, публицистического;
3) осуществлять элементарный смысловой и эстетический анализ произведений фольклора и художественной литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся);
определять тему и главную мысль произведения, основные вопросы, поднятые автором; указывать родовую и жанровую принадлежность произведения; выявлять позицию героя и авторскую позицию; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять основные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
понимать сущность теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; роды (лирика, эпос), жанры (рассказ, повесть, роман, басня, послание); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, художественная деталь; юмор, ирония; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория; стихотворный метр (хорей, ямб), ритм, рифма, строфа;
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры (с учётом возраста и литературного развития обучающихся);
сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);
4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 7 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, давать аргументированную оценку прочитанному;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 100 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения, аннотацию, отзыв;
8) владеть умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора, древнерусской, русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;
10) планировать собственное досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;
11) развивать умения коллективной проектной или исследовательской деятельности под руководством учителя и учиться публично представлять полученные результаты;
12) развивать умение использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ
Класс | Всего часов | Урок развития речи | Урок внеклассного чтения | Итоговая контрольная работа | Текстуальное изучение произведений | Резерв |
6 класс | 102 | 8 | 7 | 2 | 77 | 15 |
№п/п | № в теме | Содержание урока | К-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
Тема 1 ( 12 ч) Античная литература. Фольклор. Древнерусская литература |
1 | 1 | Гомер. Поэмы «Илиада», «Одиссея» | 1 | | | |
2 | 2 | Гомер. Поэмы «Илиада», «Одиссея» | 1 | | | |
3 | 3 | Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | 1 | | | |
4 | 4 | Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | 1 | | | . |
5 | 5 | Былины «Садко» | 1 | | | |
6 | 6 | Былины «Садко» | 1 | | | |
7 | 7 | Народные песни и баллады народов России и мира «Песнь о Роланде» (фрагменты) | 1 | | | . |
8 | 8 | «Песнь о Нибелунгах» (фрагменты) | 1 | | | |
9 | 9 | Баллада «Аника-воин» | 1 | | | |
10 | 10 | «Повесть временных лет» «Сказание о белгородском киселе» | 1 | | | |
11 | 11 | «Сказание о походе князя Олега на Царь- град», «Предание о смерти князя Олега» | 1 | | | |
12 | 12 | УРР 1. Работа со словарями, определение значений устаревших слов и выражений. | 1 | | | |
Тема 2 (15 ч) Литература первой половины XIX века |
13 | 1 | А. С. Пушкин. Стихотворения «Зимняя дорога», «Узник», «Туча» | 1 | | | наиз |
14 | 2 | А. С. Пушкин« Песнь о вещем Олеге» | 1 | | | |
15 | 3 | А. С. Пушкин« Песнь о вещем Олеге» | 1 | | | |
16 | 4 | А. С. Пушкин Роман «Дубровский». | 1 | | | |
17 | 5 | А. С. Пушкин Роман «Дубровский». | | | | |
18 | 6 | А. С. Пушкин Роман «Дубровский». | 1 | | | |
19 | 7 | А. С. Пушкин Роман «Дубровский». | 1 | | | |
20 | 8 | А. С. Пушкин Роман «Дубровский». | 1 | | | |
21 | 9 | УВЧ.1 | 1 | | | |
22 | 10 | УРР 2. Составление развёрнутого плана фрагмента текста | 1 | | | |
23 | 11 | М. Ю. Лермонтов. Стихотворения | 1 | | | |
24 | 12 | М. Ю. Лермонтов «Три пальмы» | 1 | | | |
25 | 13 | М. Ю. Лермонтов «Листок», «Утёс» | 1 | | | наиз |
26 | 14 | А. В. Кольцов.Стихотворения | 1 | | | |
27 | 15 | А. В. Кольцов. «Косарь», «Соловей | 1 | | | наиз |
Тема 3 (22 ч_) Литература второй половины XIX века |
28 | 1 | Ф. И. Тютчев.Стихотворения | 1 | | | |
29 | 2 | Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...», «С поляны коршун поднялся...» | 1 | | | наиз |
30 | 3 | А. А. Фет. Стихотворения | 1 | | | |
31 | 4 | А. А. Фет. «Учись у них — у дуба, у берёзы...», «Я пришёл к тебе с приветом...». | 1 | | | наиз |
32 | 5 | И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг» | 1 | | | |
33 | 6 | И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг» | 1 | | | |
34 | 7 | УРР.3 Написание мини-сочинения | | | | |
35 | 8 | УВЧ 2 | 1 | | | |
36 | 9 | Н. С. Лесков. Сказ «Левша» | 1 | | | |
37 | 10 | Н. С. Лесков. Сказ «Левша» | 1 | | | |
38 | 11 | Н. С. Лесков. Сказ «Левша» | 1 | | | |
39 | 12 | УРР.4. Создание аннотации на прочитанное произведение | 1 | | | |
40 | 13 | Л. Н. Толстой. Повесть «Детство» | 1 | | | |
41 | 14 | Л. Н. Толстой. Повесть «Детство» | 1 | | | |
42 | 15 | А. П. Чехов. Рассказы «Толстый и тонкий» | 1 | | | |
43 | 16 | А. П. Чехов «Хамелеон» | 1 | | | |
44 | 17 | А. П. Чехов «Смерть чиновника» | | | | |
45 | 18 | Итоговая контрольная работа | 1 | | | |
46 | 19 | Развернутый ответ на проблемный вопрос | 1 | | | |
47 | 20 | УВЧ 3 | 1 | | | |
48 | 21 | А. И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор» | 1 | | | |
49 | 22 | А. И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор» | 1 | | | |
Тема 4. ( 29 ч) Литература XX века |
50 | 1 | Стихотворения отечественных поэтов начала XX века. С.А. Есенин | 1 | | | |
51 | 2 | Стихотворения отечественных поэтов начала XX века. В. В. Маяковский | 1 | | | |
52 | 3 | Стихотворения отечественных поэтов начала XX века. А.А. Блок | 1 | | | |
53 | 4 | Стихотворения отечественных поэтов начала XX века. О. Ф. Берггольц, | 1 | | | |
54 | 5 | Стихотворения отечественных поэтов начала XX века. Б. Ш. Окуджава | 1 | | | |
55 | 6 | Стихотворения отечественных поэтов начала XX века. Д. С. Самойлов | 1 | | | |
56 | 7 | Проза отечественных писателей конца XX — начала XXI века Б. Л. Васильев. «Экспонат №» | 1 | | | |
57 | 8 | Проза отечественных писателей конца XX — начала XXI века Б. П. Екимов. «Ночь исцеления» | 1 | | | |
58 | 9 | Проза отечественных писателей конца XX — начала XXI. В. Жва- левский и Е. Б. Пастернак. «Правдивая история Деда Мороза» (глава «Очень страшный 1942 Новый год») | | | | |
59 | 10 | УРР. 5 Написание сочинения | 1 | | | |
60 | 11 | УВЧ 4 | 1 | | | |
61 | 12 | В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского» | 1 | | | |
62 | 13 | В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского» | 1 | | | |
63 | 14 | Произведения отечественных писателей Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» | 1 | | | |
64 | 15 | Произведения отечественных писателей Р. И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» | 1 | | | |
65 | 16 | Произведения отечественных писателей Ю. И. Коваль. «Самая лёгкая лодка в мире» | 1 | | | |
66 | 17 | Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера | 1 | | | |
67 | 18 | Произведения современных отечественных писателей-фанта- стов. В. Жвалевский и Е. Б. Пастернак. «Время всегда хорошее» | 1 | | | |
68 | 19 | Произведения современных отечественных писателей-фанта- стов В. Жвалевский и Е. Б. Пастернак. «Время всегда хорошее» | 1 | | | |
69 | 20 | Произведения современных отечественных писателей-фанта- стов С. В. Лукьяненко. «Мальчик и Тьма» | 1 | | | |
70 | 21 | Произведения современных отечественных писателей-фанта- стов С. В. Лукьяненко. «Мальчик и Тьма» | 1 | | | |
71 | 22 | В. В. Ледерман. «Календарь ма(й)я» и др | 1 | | | |
72 | 23 | В. В. Ледерман. «Календарь ма(й)я» и др | 1 | | | |
73 | 24 | УРР.6 Составление аннотации на прочитанное произведение. | 1 | | | |
74 | 25 | УВЧ 5 | 1 | | | |
75 | 26 | Литература народов Российской Федерации М. Карим. «Бессмертие» | 1 | | | |
76 | 27 | Литература народов Российской Федерации К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...», «Что б ни делалось на свете...» | 1 | | | |
77 | 28 | Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга» | 1 | | | |
78 | 29 | Развернутый ответ на проблемный вопрос сопоставительного характера | 1 | | | |
Тема 5 (24 ч) Зарубежная литература |
79 | 1 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо» | 1 | | | |
80 | 2 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо» | 1 | | | |
81 | 3 | Д. Дефо. «Робинзон Крузо» | 1 | | | |
82 | 4 | УРР 7. Составление отзыва на произведение | 1 | | | |
83 | 5 | Развернутый ответ на проблемный вопрос | 1 | | | |
84 | 6 | Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» | 1 | | | |
85 | 7 | Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» | 1 | | | |
86 | 8 | Ж. Верн. «Дети капитана Гранта» | 1 | | | |
87 | 9 | Ж. Верн. «Дети капитана Гранта» | 1 | | | |
88 | 10 | Ж. Верн. «Дети капитана Гранта» | 1 | | | |
89 | 11 | УРР 8.Написание отзыва на прочитанную книгу | 1 | | | |
90 | 12 | X. Ли. «Убить пересмешника» | 1 | | | |
91 | 13 | X. Ли. «Убить пересмешника» | 1 | | | |
92 | 14 | Итоговая контрольная работа | 1 | | | |
93 | 15 | УВЧ 6 | 1 | | | |
94 | 16 | Произведения современных зарубежных писателей-фантастов Дж. К. Роулинг. «Гарри Поттер | 1 | | | |
95 | 17 | Произведения современных зарубежных писателей-фантастов Дж. К. Роулинг. «Гарри Поттер | 1 | | | |
96 | 18 | Произведения современных зарубежных писателей-фантастов Д. У. Джонс. «Дом с характером» | 1 | | | |
97 | 19 | Произведения современных зарубежных писателей-фантастов Д. У. Джонс. «Дом с характером» | 1 | | | |
98 | 20 | УВЧ 7 | 1 | | | |
99 | 21 | Повторение и систематизация изученного материала | 1 | | | |
100 | 22 | Повторение и систематизация изученного материала | 1 | | | |
101 | 23 | Итоговый урок | 1 | | | |
102 | 24 | Итоговое занятие | 1 | | | |
График проведения контрольных работ
Вид контроля | 1 | 2 |
план | факт | План | факт |
Итоговая контрольная работа | | | | |
Уроки развития речи (устно) | | | | |
Уроки развития речи (письменно) | | | | |
Уроки внеклассного чтения | | | | |
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. – М.: Дрофа, 2007.
Барабаш Н.И. Литература. Методика и практика преподавания. Книга для учителя. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. – М.: Вербум-М, 2004.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М.: «Вако», 2006.
Иванова Э.И., Николаева С.А. Изучение зарубежной литературы в школе. 5-9 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001. – 384 с.
Ильина И.Д. Предметная неделя литературы в школе. – Ростов н/Д.: Феникс, 200: в 2-х частях. – М. Просвещение 2012.
Коршунова Н.Н., Е.Ю. Липина Е.Ю. Тесты. Литература 5-8 классы. М: Дрофа, 1998.
Литература: Большой справочник для обучающихся и поступающих в вузы / Э.Л. Безсонов, Е.Л. Ерохина, А.Б. Есин и др. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 592 с.
Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. – М.: Сов. Энцикл., 1981. – 746 с.
Меркин Г.С., Зыбина Т.М. и др. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя – М.: Русское слово, 2008.
Онегинская энциклопедия. В двух томах. Том 1, Том 2. / Под общей ред. Н. Михайловой, В. Кошелева, М. Строганова – М.: Русский путь, 2004. – 576 с., 806 с.
Пенакк Д. Как роман. – М.: Самокат. – 2005 . – 160 с.
Пенакк Д. Школьные страдания. – М.: Амфора. – 2009. – 256 с.
Романова Г.И. Золотые строки. Стихи и проза для заучивания наизусть. 5-11 классы. – М: Универ-Пресс, 2004.
Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. – М: Дрофа, 1998
Словарь литературных персонажей в 8 т. – составитель и редактор Мещеряков В.П. – М.: Московский лицей, 1997.
Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. – М.: Дрофа, 2007.