СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся с умственной отсталостью

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) согласно Приказа Министерства образования Российской Федерации от 19декабря 2014 г. №1599 и на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся с умственной отсталостью»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) согласно Приказа Министерства образования Российской Федерации от 19декабря 2014 г. №1599 и на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1.

Программа рассчитана на 136 часов.

«Литературное чтение», как учебный предмет, является ведущим в 5-9 классе, от которого зависит успешность всего школьного обучения.

Чтение и развитие речи в 5-9 классах имеет своей целью

развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.

Задачи обучения:

  • Повысить уровень общего и речевого развития обучающихся;

  • Прививать общепринятые нормы общественного поведения;

  • Научить школьников правильно и осмысленно читать доступным им текст;

  • Выработать элементарные навыки грамотного письма и чтения;

  • Научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Обучение русскому языку будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.

Умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»


Данный учебный предмет несёт большую воспитательную нагрузку по коррекции и развитию личностных качеств обучающихся в целях их социализации и адаптации.

Программа по чтению так же, как и программа по письму и развитию речи, построена на коммуникативно-речевом подходе к обуче­нию.
      По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуника­ции. В связи с этим, придается большое значение работе с авторским словом (воображае­мый диалог с автором), развитию уме­ния не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту; участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного обще­ния, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно исполь­зуя лексику и об­раз­ные выражения текста.
      С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознан­ным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художествен­ной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
      В 5-9  классе продолжается работа по объяснительному чтению как про­должение предыдущего этапа, поэтому в программе ис­пользуется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с со­держанием программы младших классов, рекомен­дуемые произведения ста­новятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.
Курс чтения и развития речи направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как основному средству общения и получения зна­ний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к предмету;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;

- формирование умений работать с текстом, осуществлять информаци­онный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.


В методике преподавания чтения определены задачи обучения пред­мету детей с отклонениями в развитии:

1. Научить обучающихся правильно и осмысленно читать доступный их пони­манию текст.

2. Совершенствовать технику чтения, формировать навыки беглого чтения.

3. Повысить уровень общего развития обучающихся.

4. Научить обучающихся последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме.

5. Развивать нравственные качества обучающихся.

6. Расширять возможности в осознании читаемого материала.

7. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.

8. Коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи.


Ввиду психологических особенностей обучающихся с нарушением познава­тельной деятельности, с целью усиления практической на­правленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.


Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • коррекция и развитие восприятия, представлений, ощущений;

  • коррекция и развитие памяти;

  • коррекция и развитие внимания;

  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

  • развитие пространственных представлений и ориентации;

  • развитие представлений о времени.


Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;

  • развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).


Развитие основных мыслительных операций:

  • развитие умения сравнивать, анализировать;

  • развитие умения выделять сходство и различие понятий;

  • умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;

  • умение планировать деятельность.


Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

  • развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

  • формирование умения преодолевать трудности;

  • воспитание самостоятельности при принятии решений;

  • формирование адекватности чувств;

  • формирование устойчивой и адекватной самооценки;

  • формирование умения анализировать свою деятельность;

  • воспитание правильного отношения к критике.


Коррекция и развитие речи:

  • развитие фонематического восприятия;

  • коррекция нарушений устной и письменной речи;

  • коррекция монологической речи;

  • коррекция диалогической речи;

  • развитие лексико-грамматических средств языка.


В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи: составление планов; краткие и подробные пересказы текста; устные сочине­ния; развитие художественной фантазии у детей; придумывание финала, опираясь на развитие событий.

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. К среднему звену меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются технические средства: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

Используются следующие типы уроков:

-урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала), имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний;

-урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок), имеет целью выработку умений по применению знаний;

-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно - обобщающий урок),имеет целью обобщение единичных знаний в систему;

-урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа, имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками;

-комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи.

Используются следующие методы и приёмы обучения:

словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой);

наглядный (наблюдение, демонстрация);

практический.

Формы работы на уроках чтения и развития речи: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кинофильмов, мультфильмов, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении.

Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста по предполагаемым вопросам; продолжение текста; выразительное чтение; чтение наизусть; чтение по ролям.

  Разнородность состава обучающихся по структуре дефекта, предложенная врачом-психиатром, доктором педагогических наук М. С. Певзнер и педагогическая дифференциация по В.В.Воронковой дока­зывает необходимость использования дифференцированного подхода для адекватных условий обучения с учётом особенностей психофизического развития и уровня обученности (достижения).


Настоящая программа рассчитана на учащихся 5-9 классов. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин), 136 час, по 4 часа в неделю.

На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как учащиеся коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют учащиеся, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% - испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% - овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

Распределение учебных часов по четвертям осуществляется следующим образом:

Четверть

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

I

36

II

28

III

40

IV

32

Год

136












МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.


Согласно учебному плану КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» учебный предмет «Литературное чтение» относится к обязательной части учебного плана и является составной частью предметной области «Язык и речевая практика».

Сроки изучения учебного предмета -9 лет.

Кол-во часов на изучение предмета в 5-9 классе -4 часа в неделю.

Кол-во учебных недель -34.

Кол-во часов на изучение в 5-9 классе за учебный год-136 часов

Кол-во часов на изучение предмета на весь период обучения -9765 часов


ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»


Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебного предмета «русский язык» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит

личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

    • личностным результатам относятся:

  1. осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

  2. воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  3. сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  5. овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

  6. владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  7. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,

принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  1. принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

  2. сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  3. воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  4. развитие этических чувств, проявление доброжелательности,

эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.


Предметные результаты освоения образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.


АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:

минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).


Минимальный уровень:


правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки);

определение темы произведения (под руководством учителя);

ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами;

участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и разобранного под руководством учителя текста;

пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана

(с помощью учителя);

выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;

установление последовательности событий в произведении;

определение главных героев текста;

составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по вопросам учителя;

нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью учителя;

заучивание стихотворений наизусть (7-9);

самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.


Достаточный уровень:


правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии;

ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора

(выборочное чтение);

определение темы художественного произведения;

определение основной мысли произведения (с помощью учителя);

самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;

формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя);

различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием;

определение собственного отношения к поступкам героев (героя);

сравнение собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием примеров из текста (с помощью учителя);

пересказ текста по коллективно составленному плану;

нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст;

ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей литературы (с помощью взрослого); самостоятельное чтение художественной литературы;

знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.




Базовые учебные действия


Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.

В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.

Функции базовых учебных действий:

обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;

обеспечение целостности развития личности обучающегося.

С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.



Личностные учебные действия:


Личностные учебные действия представлены следующими умениями:

испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,

живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.


Коммуникативные учебные действия:


Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника,

вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.


Регулятивные учебные действия:


Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,

осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,

корректировать в соответствии с ней свою деятельность.


Познавательные учебные действия:


Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-

пространственную организацию;

использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий,

закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.


Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов (5-9 классов)


Перечень учебных действий

Образовательная область

Учебный предмет

Личностные учебные действия

гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей

Язык и речевая практика

Литературное чтение

Русский язык

адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.

Язык и речевая практика

Литературное чтение

Русский язык

уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности

Язык и речевая практика

Литературное чтение

Русский язык

бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны

Язык и речевая практика

Литературное чтение

Русский язык

понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе

Язык и речевая практика


Литературное чтение

Русский язык

Коммуникативные учебные действия

вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.)

Язык и речевая практика

Литературное чтение

Русский язык

слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию

Язык и речевая практика

Литературное чтение

Русский язык

дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.)

Язык и речевая практика

Литературное чтение

Русский язык

использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач

Язык и речевая практика

Литературное чтение

Русский язык

использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные

Язык и речевая практика

Литературное чтение

Русский язык

Регулятивные учебные действия

принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления

Язык и речевая практика

Литературное чтение

Русский язык

Познавательные учебные действия

дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию

Язык и речевая практика

Литературное чтение

Русский язык

использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями


Язык и речевая практика

Литературное чтение

Русский язык




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»


Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр.


Примерная тематика произведений: произведения о Родине,

героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к

животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о

нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь,

смерть, правда, ложь и т.д.)


Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины,

легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.


Ориентировка в литературоведческих понятиях:

литературное произведение, фольклор, литературные жанры

(сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение),

автобиография писателя.

присказка, зачин, диалог, произведение.

герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.

стихотворение, рифма, строка, строфа.

средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).

элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист,

оглавление, предисловие, послесловие.


Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки.

Формирование навыков беглого чтения.


Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий.

Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев.

Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.


Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов.

Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью учителя).


В содержание учебного курса «Литературное чтение» включено изучение рассказов, статей, стихотворений о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны, о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.

Продолжается знакомство с произведениями устного народного творче­ства: сказками, загадками, поговорками, пословицами. Представ­лены также и примеры литературных сказок.

На примере чтения художественной литературы - произведений современ­ных писателей русской и зарубежной литературы осуществляется воспита­ние морально – этических и нравственных качеств личности обучающихся.

На уроках чтения и развития речи идёт работа по совершенствованию техники чтения, соблюдению при чтении норм русской орфоэпии.

Учащиеся закрепляют умения выделять главную мысль произведения, со­ставлять характеристики ге­роев с помощью учителя, иллюстрировать черты характера героев примерами из текста, обосновывать своё отношения к дей­ствующим лицам.

Обучающиеся составляют план в форме повествовательных, назывных пред­ложений самостоятельно и с помощью учителя. Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различе­ние оттенков значений слов в тексте. Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста. Заучивание наизусть стихотворений.


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»


ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержит чёткие требования к системе оценки.

Система оценки достижения обучающихся с лёгкой умственной отсталостью планируемых результатов освоения АООП решает следующие задачи:


*закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описывает объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

*ориентирует образовательный процесс на духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся;

*обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяет вести оценку предметных и личностных результатов;

*предусматривает оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательной организации;

*позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.


Система оценки результатов опирается на следующие принципы

  1. Дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью.

  2. Динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.

  3. Единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что обеспечивает объективность оценки результатов.


Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки - оценка результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов) - школьный психолого – медико-педагогический консилиум, как основная форма работы участников экспертной группы. Состав консилиума включает педагогических и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, врача психиатра, педиатра).

Система оценки распространяется на личностные и предметные результаты освоения АООП и разработана в соответствии с требованиями к структуре АООП и результатам освоения адаптированной основной образовательной программы (АООП) ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.

В прежних условиях обучения оценивались главным образом знания. Остальные компоненты содержания образования – умения, эмоционально – ценностные отношения – большей частью оставались вне поля оценивания. В соответствии с введением ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) система оценки образовательных достижений обучающихся чётко привязывается к планируемым результатам.

При оценке личностных результатов диагностируется сформированность внутренней позиции ребёнка, которая проявляется в эмоционально – ценностных отношениях к себе и окружающему миру. Понятно, что каждый педагог не оставляет без внимания как нравственные или напротив безнравственные суждения и поступки воспитанников. Оценка (но не отметка) проявляется в словесной характеристике: если нравственный поступок: ты поступил правильно, ты молодец. (Гуров С. –тушение пожара), безнравственные поступки тоже анализируются и, как правило, лучше осознаются, когда с обучающимся разбирается его поступок индивидуально. (Гусак В.) В процессе оценивания обучающийся ставится в позицию нравственного выбора в той или иной ситуации.. При этом следует помнить, что такая оценка должна проходить в форме не представляющей угрозы личности и психологической безопасности ребёнка.


Критерии оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (оценка продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями).


Программа системы оценки также включает:

  1. Перечень личностных результатов, критериев оценки жизненной компетенции обучающихся;

  2. Перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата


Критерии

Параметры оценки

Индикаторы

Овладение социально -бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Сформированность социально-бытовых умений в домашних условиях

Способность применять социально бытовые умения под руководством взрослого



Способность обращаться за помощью при формировании социально – бытовых умений.



Способность применять социально – бытовые умения самостоятельно.


Сформированность социально -бытовых умений в ближайшем окружении (в школе, во дворе )

Способность применять социально бытовые умения под руководством взрослого



Способность обращаться за помощью при формировании социально – бытовых умений.



Способность применять социально – бытовые умения самостоятельно


Сформированность социально – бытовых умений в более широкой жизненной ориентации (в социуме)

Способность применять социально бытовые умения под руководством взрослого



Способность обращаться за помощью при формировании социально – бытовых умений.



Способность применять социально – бытовые умения самостоятельно

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий

сформированность

навыков коммуникации со взрослыми

способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми





способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях





способность обращаться за помощью


сформированность навыков коммуникации со сверстниками


способность инициировать и поддерживать коммуникацию сверстниками





способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях





способность обращаться за помощью


владение средствами коммуникации

способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации


адекватность

способность правильно применить ритуалы


применения ритуалов

социального взаимодействия согласно ситуации


социального



взаимодействия



3) Систему бальной оценки результатов



Балл

Характеристика продвижений

1

0 баллов

Нет продвижения

2

1 балл

Минимальное продвижение

3

2 балла

Среднее продвижение

4

3 балла

Значительное продвижение



Для оценки сформированности каждого критерия можно использовать систему оценки:


0- баллов — действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;

1- балл — обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;

2- балла — обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога.

Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно;

3 - балла — способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;

4- балла — обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;

5 - баллов — обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается.


Балльная система оценки позволяет объективно оценивать промежуточные и итоговые достижения каждого обучающегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности БУД у обучающихся, и на этой основе осуществлять корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.


4) документ, в котором отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося.


Результаты оценки личностных достижений ориентированы на динамику целостного развития ребенка. (и могут отслеживаться через систему мониторинга, дневники наблюдений, портфолио достижений обучающихся).


Ожидаемые результаты обучения на данном этапе:

-появление значимых предпосылок учебной деятельности, способность к ее осуществлению под непосредственным контролем педагога.

-развитие определенной доли самостоятельности во взаимодействии с педагогом и одноклассниками.


Оценка достижения предметных результатов базируется на:


  • принципах индивидуального подхода

  • принципе дифференцированного подхода.

Балльная оценка свидетельствует о качестве усвоенных знаний и ориентирована на следующие критерии:

соответствие / несоответствие усвоения научных знаний и использование их в практике (полнота и надежность знаний).

«верно» / «неверно» усвоенные предметные результаты с точки зрения достоверности, свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления.

Прочность усвоения знаний (удовлетворительные; хорошие и очень хорошие, отличные).


Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

по способу предъявления (устные, письменные, практические);

по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).


Мониторинг итоговой оценки достижения планируемых результатов в реализации АООП

«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

«хорошо» — от 51% до 65% заданий,

«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

Здесь мы ориентируемся на балльную систему оценки: 3, 4, 5. (1, 2 не выставляются, так как такие баллы не приемлемы в обучении детей с У/О. Каждый педагог обязан подобрать задание в соответствии с интеллектуальными возможностями обучающегося.


Специальная школа для обучающихся с ОВЗ не дает цензового образования, ее основной задачей является всесторонняя педагогическая поддержка ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Педагоги мотивируют обучающихся на ситуацию успеха, создают комфортную обстановку, сберегают психологическое здоровье детей, стимулируют и поощряют работу обучающихся независимо от степени усвоения учебного материала.

Оценка достижения требований стандарта ведется на основе планируемых результатов, которые призваны обеспечить связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки.

Планируемые результаты служат нормативной базой одновременно и для различных оценочных процедур, и для определения содержания и организации образовательного процесса.

Содержательный контроль и оценка предметных результатов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимся и не допускает сравнения его с другими детьми.


Оценке не подлежит:

  • темп работы учащегося с нарушением интеллекта;

  • личностные качества;

  • своеобразие психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.)

Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.

Конечная цель обучения - формирование у учащихся адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности.


Чтение наизусть
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст

Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

 Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям


Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. 
 Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.





























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Содержание

кол-во

часов


5 класс

1.

Устное народное творчество

3

2.

Сказки

17

3.

Картины родной природы. Лето.

10

4.

Картины родной природы. Осень.

4

5.

О друзьях - товарищах

10

6.

Басни И. А. Крылова

3

7.

Картины родной природы. Зима.

9

8.

Спешите делать добро

14

9.

О животных

14

10.

Картины родной природы. Весна

17

11.

Из прошлого нашего народа

15


Итого:

136


6 класс

1.

Устное народное творчество.

1

2.

Произведения русских писателей

84

3.

Произведения русских поэтов

21

4.

Произведения зарубежных писателей

19

5.

Внеклассное чтение

11


Итого:

136


7 класс

1.

Устное народное творчество.

18

2.

Из произведений русской литературы 19 века.

42

3.

Из произведений русской литературы 20 века.

76


Итого:

136




















Учебно-методические пособия для учителя

  1. Аксёнова А. К.Методика обучения чтению в специальной (коррекционной) образовательной школе: Учеб. для студ. дефектолог. фак  педвузов./ А.К.Аксёнова. - М.: ВЛАДОС,2004

  2. Степанова О.А, Рыдзе О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе. Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2003.

  3. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами развития: коммуникативная дифференциация личности. Учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, 2005.

  4. Ильина С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых школьников 5-9 классов. Теоретико-экспериментальное исследование. СПб.: КАРО, 2005.

  5. Аксёнова А. К. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя./ А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова. - М.: Просвещение, 2002.

  6. Письмо и чтение: Трудности обучения и коррекция. Учебное пособие/ под редакцией О.Б.Иншаковой. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001