СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Литература» для 9-х классов на 2022 – 2023 учебный год

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577).

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по литературе для общеобразовательных школ (Литература 5-9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Литература». 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций: В. Я. Коровиной, ― М.: Просвещение, 2017), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

 

Используемый УМК

Рабочая программа основывается на использовании учебника для 9 класса общеобразовательных учреждений: Литература 9 класс, в 2-х частях. Учебник для общеобразовательных школ под ред. В.Я.Коровина, В.П. Журавлева. – 6 –е изд. – М.: Просвещение, 2017. - 399 с

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Литература» для 9-х классов на 2022 – 2023 учебный год»

Приложение

к образовательной программе

основного общего образования

МБОУ «СШ №18»

на 2022 – 2023 учебный год

Приказ №504 от 30.08.2022




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №18»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Литература»

для 9-х классов

на 2022 – 2023 учебный год




Составитель программы:

Пузатова Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СШ №18»



















г. Нижневартовск, 2022 г.



Поясниетльная записка


Данная программа обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577).

Рабочая программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебного-методического объединения по общему образованию; протокол от 08 апреля 2015 г. №1/15 (в редакции протокола от 04 февраля 2020 г. № 1/20). Данная программа обеспечивает реализацию образовательной программы основного общего образования МБОУ «СШ №18» на 2022-2023 учебный год.


Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по литературе для общеобразовательных школ (Литература 5-9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Литература». 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций: В. Я. Коровиной, ― М.: Просвещение, 2017), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

 

Используемый УМК

Рабочая программа основывается на использовании учебника для 9 класса общеобразовательных учреждений: Литература 9 класс, в 2-х частях. Учебник для общеобразовательных школ под ред. В.Я.Коровина, В.П. Журавлева. – 6 –е изд. – М.: Просвещение, 2017. - 399 с


Место учебного предмета в учебном плане

В обязательной части учебного плана МБОУ «СШ №18» на 2022-2023 учебный год на изучение литературы в 9 классе отводится 3 час в неделю, всего 102 часа


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»

Личностные результаты:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;

осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении;

 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;

формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов  деятельности;

формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение ко всем членам семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты.

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения  образовательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий, умение корректировать свои действия в соответствии с меняющимися условиями;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать  своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии  с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты.

Учащиеся должны знать:

авторов и содержание изученных художественных произведений;

основные теоретико-литературные понятия:  литература как искусство слова, роды литературы, жанры литературы ( ода, послание, элегия, эпиграмма, повесть, роман, притча, поэма, рассказ, трагедия, драма комедия), литературные ритм, рифма, способы рифмовки, стихотворные размеры , силлабо-тоническая и тоническая система стихосложения,  средства выразительности: аллитерация, звукопись, сравнение, гипербола, эпитет, метафора, композиция произведения, портрет, пейзаж, лирическое отступление литературный герой, герой- повествователь, лирический герой, сюжет,   автобиографичность литературного произведения (развитие представления), фольклоризм литературы, психологизм, литературный тип, художественная деталь, гротеск, ирония, сатира и юмор как виды комического, фантастика в произведении, тема и идея произведения,  публицистика, литературная критика.

Обучающийся научится:
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

- основам прогнозирования;

- отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной и внутренней речи.

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);

- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

- использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач;

- понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

- понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучания;

- анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

- приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставлять их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулировать собственного отношения к произведениям литературы оценивать их;

-  интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

- понимать авторскую позиции и свое отношение к ней;

-  воспринимать  на слух литературные произведения разных жанров,

- пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

- писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

- понимать образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимать русское слово и  его эстетические функции, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Обучающийся получит возможность научиться:

- определять гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества;

- определять необходимость ответственности и долга перед Родиной.

- понимать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к ней.

- осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи.

- развить эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, через творческую деятельность эстетического характера.

- основам саморегуляции эмоциональных состояний.

- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

- устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечить обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

- в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволить её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

 осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

- сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

- выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

- осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

- видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

- сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

- выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.


Содержание учебного предмета

Введение.

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Из древнерусской литературы.

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков. Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Из литературы ХVIII века.

Характеристика русской литературы XVIII века. Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов.

Жизнь и творчество.(Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.«Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин

Жизнь и творчество. (Об­зор.)«Властителям и судиям». Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации. Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Кри­тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно­сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель­ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия ХIХ века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. –

Василий Андреевич Жуковский

Жизнь и творчество. (Обзор.)«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

Александр Сергеевич Грибоедов Жизнь и творчество. (Обзор.)«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров.«Мильон терзаний»).Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» — роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на­шего времени» — первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Есть речи – значенье…» (1824),»предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали…». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков — «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.«Юность». Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

(Автобиографическая трилогия Л.Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков.Слово о писателе.Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Александр Александрович Блок.Слово о поэте.«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.«Вот уж вечер...»,»Письмо к женщине» «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный…»,«Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаев. Слово о поэте.«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нра­вится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий Слово о поэте.«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «АNNODOMINI », «Трост­ник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак Слово о поэте.«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит под Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений. Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков -2ч.(вн.чт.)

А.С.Пушкин. «Певец»; М.Ю.Лермонтов. «Отчего»; В.Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарою под рукою…»); Н.Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу...»); Е.А.Баратынский. «Разуверение»; Ф.Тютчев. «К.Б.» («Я встретил вас- и все былое…»); А.Толстой. «Средь шумного бала, случайно…»; А.Фет. «Я тебе ничего не скажу…»; А.Сурков. «бьется в тесной печурке огонь…»; К.Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»; Н.Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслу­гах — знакомство римлян с греческими лириками. Тради­ции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение бо­жественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело­веком, разумом поэта). Универсально-философский харак­тер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли­тературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про­свещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например:«Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия.

Теория литературы. Философско-драматическая по­эма

РК Поэты нашего края. Е. Айпин, В. Волдин, В. Мазин И.Г. Рябий. Символы в поэзии.



Реализация воспитательного потенциала урока осуществляется через:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

 инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.




Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


Раздел/тема

Воспитательные дела, события, мероприятия

Кол-во часов

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

День знаний


1

Литература Древней Руси.


Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады

2

Литература 18 века

День солидарности в борьбе с терроризмом

13

Литература начала 19 века

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных исследовательских проектов

День народного единства200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского Международный день толерантности

День матери в России

Международный день инвалидов

52

Из русской литературы XX ВЕКА

200-летие со дня рождения Н.А. Некрасова

День российской науки

Международный день родного языка

День защитника Отечества

Международный женский день

24

Зарубежная литература

Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады

6

Писатели родного края

День славянской письменности и культуры

2






Календарно-тематическое планирование

9 класс (3 час в неделю, 102 часа)



Наименование разделов и тем уроков

К-во час


Основные виды учебной деятельности


Дата проведения


Примечания

план

факт


1

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

1

Литература и ее роль в духовной жизни человека .Шедевры родной литературы. Теория литературы. Литература как искусство слова.

Вводная лекция.

Чтение и анализ высказывания историка В.О. Ключевского: «Человек -главный предмет искусства

1.09



Древнерусская литература


2

Литература Древней Руси.

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

1

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

Аналитическое чтение и ответы на вопросы Ответы на вопросы, стр.34

1.09



3

Художественные особенности «Слова о полку Игореве»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.

1

История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Задания к разделу «Развивайте дар слова», вопросы., индивидуальная работа

4.09



Литература 18 века


4

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века.

1

Конспектирование обзорной лекции учителя «Русская литература XVIII века». Знакомство с канонами классицизма, с национальной самобытностью отечественного классицизма, его гражданским, патриотическим пафосом. Восприятие литературного произведения XVIII века и произведения изобразительного искусства эпохи классицизма. Составление лексиче- ских и историко-культурных комментариев. Формулирование вопросов по тексту статьи учебника. Практическая работа. Составление таблицы «Каноны классицизма» с использованием статьи учебника «Классицизм» и словаря литературоведческих терминов.

Самостоятельная работа. Конспектирование статьи учебника «О русской литературе XVIII века». Подготовка сообщения «Классицизм в искусстве».

8.09



5

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».

1

Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор. Фронтальный опрос класса творчества Ломоносова.

«Вечернее размышление…». Выразительное чтение од Ломоносова. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Составление словарика устаревших слов и их современных соответствий. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Ответы на вопросы.


8.09



6

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол сея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны (1747 года)».

1

Выразительное чтение од Ломоносова. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Составление словарика устаревших слов и их современных соответствий. Характеристика героини оды. Выявление характерных для оды тем, образов и приёмов изображения человека. Устный или письменный ответ на вопрос. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «ода

11.09



7

Г.Р. Державин. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р. Державина.

1

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

1-е задание к разделу «Развивайте дар слова», стр67

15.09



8

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. «Памятник».

1

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

4-е задание, стр.67

15.09



9

А.Н.Радищев. Слово о писателе. Изображение

русской действительности в «Путешествии из Петербурга в Москву».

1

Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория   литературы. Жанр. Ответить на вопрос 8, стр74

18.09



10

Особенности повествования в «Путешествии из Петербурга в Москву».

1

Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория   литературы. Жанр

Сравнительный анализ взглядов Державина и Радищева

22.09



11

Н.М.Карамзин. Понятие о сентиментализме

1

Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления)

Выборочная проверка записи тезисов. Сообщение о творчестве Карамзина.

22.09



12

Повесть «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

1

Новые черты русской литературы. Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

Задания по группам: проанализировать: описание Симонова монастыря в начале повести; Лиза на мосту Москвы-реки ранним утром перед встречей с Эрастом; описание грозы

25.09



13

Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя»

1

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы 18 века. Поэзия, проза, драматургия 18 века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Подбор цитат, составление плана сочинения

29.09




14

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века.

1

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Составить тезисы лекции по плану.

29.09



15

Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое».

1

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского

Назвать черты романтизма в стихотворении. Фронтальный опрос

2.10



16

В.А.Жуковский. Особенности жанра баллада. Нравственный мир героини в балладе «Светлана».

1

Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Рассказать о нравственном мире героини баллады «Светлана».

6.10



Литература начала 19 века


17

А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга.

1

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык.

Составление тезисов по плану.

6.10



18

А.С. Грибоедов. Комедия«Горе от ума». Обзор содержания и композиции произведения.

1

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык.

Расставить основные события пьесы в хронологическом порядке.

9.10



19

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».


1

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык.

Сообщения уч-ся о представителях фамусовского общества. Вы-

явить отношение главных героев к Москве, самооценку образов-персонажей, принадлежащих к фамусовскому обществу.

13.10



20

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».

1

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык.

Сообщения уч-ся о представителях фамусовского общества. Вы-

явить отношение главных героев к Москве, само

оценку образов-персонажей, принадлежащих к фамусовскому обществу



13.10



21

Чацкий в системе образов комедии.

Общечеловеческое звучание образов персонажей.

1

Обзор персонажей. Меткий афористический язык.

Ответить на вопрос: Чацкий –реалистический или романтиче-

ский персонаж?

16.10



22

Общечеловеческое звучание образов персонажей.

1

Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык.

Ответить на вопрос: Чацкий –реалистический или романтиче-

ский персонаж? Цитатный план-характеристика

20.10



23

Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума»)

1

Меткий афористический язык.

Пересказ эпизода. Ответить на вопрос: «Чем проблематика и образы комедии

важны читателю ХХ1 века?»

20.10



24

И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».

1

Критика о комедии

(И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии

Ответы по содержанию статьи «Мильон терзаний» И.Гончарова.

23.10



25

А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина.

1

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».


Викторина. Сопоставить композиции стихотворений Пушкина «Воспоминание в Царском Селе»и «Осень во время осады Очакова»

27.10



26

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине и тема свободы и власти в лирике А.С.Пушкина. «К морю», «Анчар».

1

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Составить лексический словарь стихотворения «К Чаадаеву», распределив по группам: гражданская и политическая(1) и романтическая и любовная(2)

27.10



27

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. « На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…».

1

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Заполнить 5 и 6 строфы таблицы, выразительное чтение наизусть стихотворений

30.10



28

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы».

1

Творчество и назначение поэта.

Проанализировать лексику стихотворения.

10.11



29

А.С.Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного.



1

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

Сопоставить финальную строфу и изображение цыганского табора в начале поэмы

10.11



30

А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».


1

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Выделение ключевых проблем. Ответы на вопросы: Кто «центральное лицо» трагедии?

Как вы поняли пушкинского Сальери? Почему строки «Гений и злодейство – две вещи несовместимы» -звучат дважды? Оба ли героя трагичны?

13.11



31

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания.

1

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Ответы на вопросы

17.11



32

Система образов. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

1

Структура текста. Россия в романе. Герои романа.

Ответы на вопросы

17.11



33

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

1

Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

Ответы на вопросы

20.11



34

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

1

Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина.

Прокомментировать оценку образа Татьяны, данную

24.11



35

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Роль лирических отступлений

1

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

Ответы на вопросы

24.11



36

Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

1

Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

Доказать, что в романе показана широкая панорама эпохи, быт и культура пушкинского времени

27.11



37

Р.Р.Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

1

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).Найти ключевые цитаты к системе образов в критических статьях.

1.12



38

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина

1

Творчество Пушкина

Контроль знаний

1.12



39

М.Ю. Лермонтов. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.

1

Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Проанализировать особенности синтаксических конструкций.

4.12



40

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.

1

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Сопоставить стихотворения Лермонтова «Поэт» и Брюсова «Кинжал», стихотворения «Пророк»Пушкина и Лермонтова

8.12



41

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним.

1

Любовь в жизни Лермонтова, её адресаты.

Самостоятельный анализ стихотворения «Я не унижусь перед тобой…»

8.12



42

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова.

1

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Сопоставить ритм «Думы» со стих.А.С.Пушкина «Памятник»

11.12



43

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе.

1

Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе

Тесты на знание содержания романа

15.12



44

Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

1

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери.

Определить роль пейзажа в главе «Бэла».


15.12



45

Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.


1

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч.

Пересказ эпизода, работа по карточкам.

18.12



46

Анализ глав «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

1

Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери.

Пересказ эпизода, работа по карточкам.

22.12




47

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

1

Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Сопоставить характеры и судьбы Онегина и Печорина

22.12



48

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

1

Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Проанализировать одну из сцен свидания: Печорина и Веры, Печорина и Мери, Печорина и Бэлы

25.12



49

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Подготовка к сочинению

1

Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского. Прокомментировать высказываний критиков В.Г.Белинского, Н.Г.Долининой, В.И.Коровина об образе Печорина

29.12



50

Р.Р. Написание сочинения по творчеству М.Ю.Лермонтова.

1

Анализ текста, план сочинения. Ответы на вопросы

29.12



51

Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. Проблематика и поэтика первых сборников..

1

Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Викторина по произведениям Гоголя.

15.01



52

Система образов поэмы «Мертвые души».

1

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения.

Параллель между помещиками, положительные черты в их характере.

19.01



53

Обучение анализу эпизода.

1

Работа с цитатами. Характеристика персонажа. Место эпизода в главе и поэме

Параллель между помещиками, положительные черты в их характере

19.01



54

Образ города в поэме «Мертвые души»

1

Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Сопоставить провинциальную и столичную жизнь в поэме.

22.01



55

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.

1

Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Сопоставить образ города N в «Мертвых душах» с образом города в «Ревизоре»

26.01



56

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души.


1

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Прокомментировать оценку поэмы В.Г.Белинским

26.01




57

Поэма в оценках В.Г.Белинского. Подготовка к домашнему сочинению по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"

1

Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Составление плана сочинения, подбор цитат

29.01



58

А.Н. Островский: страницы жизни и творчества. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

1

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире

Теория  литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия). Фронтальный опрос, выполнение теста (на знание текста; деталей, характеризующих героев, раскрывающих идею произведения)

2.02



59

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии

1

Самостоятельная работ а по определению положительных   героев пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты. Ответить на вопросы: Кто главный герой пьесы? Почему вы так считаете? Прокомментировать скрытую характеристику героев, данную при помощи говорящих имен и фамилий (по группам)

2.02



60

Ф.М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» . Черты его внутреннего мира.

1

Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Беседа по поставленным вопросам

5.02



61

Образ Петербурга в повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи»

1

Теория   литературы. Повесть (развитие понятия).

Беседа по поставленным вопросам.

09.02



62

Роль Настеньки (ее история жизни) в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи»

1

Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Чем интересна повесть современному читателю? Изображение Петербурга в повести (мини-сочинение)

09.02



63

Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. «Юность» как часть автобиографической трилогии.


1

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению.

Ответить на вопрос: какой эпизод «Юности»более всего привлек мое внимание

12.02



64

А.П. Чехов: страницы жизни и творчества. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века

1

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку.

Доказать боль и негодование автора по отношению к «маленькому» человеку

16.02



65

А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

1

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. Боль и негодование автора. «Тоска».

Ответить на вопросы

16.02



66

Подготовка к сочинению на тему «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова)». (По выбору учащихся.)

1

Литературное восприятие произведений.

Составление плана сочинения

19.02



67

Эмоциональное богатство русской поэзии Х1Хв. Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета

1

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Выразительное чтение стихотворений

23.02



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА


68

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений.

1

Богатство и разно­образие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.

Основные положения лекции

23.02



69

И.А. Бунин: страницы жизни и творчества. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича.

1

И.А.Бунин. Слово о писателе.

«Тёмные аллеи». Ответы на вопросы викторины


26.02



70

Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования

1

Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования

Мини-сочинение «Тема любви в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи»

1.03



71

М.А. Булгаков: страницы жизни и творчества. «Собачье сердце» как социально -философская сатира на современное общество.

1

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести "шариковщины", "швондерства ". Сравнение сцен обеда; характеристика одного из персонажей.

1.03



72

Поэтика Булгакова-сатирика. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира. Гротеск и их художественная роль в повести

1

Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Речевые характеристики героев; задание 5, стр.118

8.03




73

М.А. Шолохов: страницы жизни. «Судьба человека».

Судьба человека и судьба Родины.

1

М.А. Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Композиция рассказа. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Ответы на вопросы по теме.

8.03



74

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека.

1

М.А. Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Композиция рассказа. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Роль пейзажей и портретных зарисовок.

11.03



75

А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.

1

Конспектирование лекции учителя об А. И. Солженицыне. Сообщение о биографии и творчестве писателя, истории создания рассказа. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве А. И. Солженицына. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см.

задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета рассказа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Практическая работа. Составление цитатной таблицы «Чувства рассказчика». Подбор цитат на тему «Художественное пространство рассказа».


15.03



76

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» Трагизм ее судьбы, Нравственный смысл рассказа-притчи

1

Слово о писателе. Рассказ «Матрёнин двор». Роль героя-рассказчика Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Раскрыть нравственный смысл рассказа-притчи. Самостоятельная работа. Конспектирование статьи учебника «Александр Исаевич Солженицын». Составление плана рассказа о жизни героев: Матрёны, Игнатича, Фаддея, жителей деревни Тальново (по группам).

15.03



77

Контрольная работа

( зачетное занятие) по произведениям второй половины XIX и ХХ века

1

Письменные ответы на проблемные вопросы и тестирование по произведениям прозы и поэзии XX века, в том числе включённым в Кодификатор элементов содержания по литературе

Примерная тематика проблемных вопросов:

1. В чём поэтическое новаторство стиха в лирике М. И. Цветаевой? 2. Как проявился философский характер отношения к жизни в лирике Б. Л. Пастернака? 3. В чём жизненный подвиг Андрея Соколова (по рассказу «Судьба человека»)? 4. Как в судьбах героев рассказа «Матрёнин двор» отразились события истории России в послевоенное время? 5. Каковы способы создания трагического пафоса в лирике А. А. Ахматовой и А. Т. Твардовского? 6. Что сближает Матрёну и Андрея Соколова (по рассказам «Судьба человека» и «Матрёнин двор»)? Самостоятельная работа. Подбор материала и подготовка сообщений о русском романсе XIX–XX веков, авторах стихов, композиторах и исполнителях.

18.03



78

Русская поэзия «серебряного века».

1

Русская поэзия Серебряного века.

Составление тезисов лекции

29.03



79

А.А. Блок. Страницы жизни. «Своеобразие лирических интонаций Блока.

1

А. Блок. Слово о поэте. Стихотворения «Ветер принёс издалёка», «О, я хочу безумно жить», «О, весна без конца и без краю...» Высокие идеалы и предчувствие перемен.

Выписать из стихотворений о любви эпитеты с определяемыми словами

29.03



80

С.А. Есенин: страницы жизни. Тема Родины в лирике С.А.Есенина.

1

С.Есенин. Слово о поэте. Стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу», «Край ты мой заброшенный», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта

Составить словарик незнакомых или мало знакомых слов

01.04



81

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина.

1

Тема любви в лирике поэта.

Самостоятельный анализ поэтического текста (устный анализ стихотворений)

5.04



82

В.В. Маяковский: страницы жизни. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок).

1

Слово о поэте. «Люблю» (отрывки). Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта. Примеры гиперболы, развернутых эпитетов, неологизмов в стихотворениях поэта.

5.04




83

Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.


1

Слово о поэте. «Люблю» (отрывки). Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотвор-чества. Маяковский о труде поэта

Примеры гиперболы, развернутых эпитетов, неологизмов в стихотворениях поэта

08.04



84

М.И. Цветаева: страницы жизни и творчества. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.»

1

М.И.Цветаева.

Стихотворения «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной

Отметить литературные приемы и средства в лирике поэтессы

12.04



85

Особенности поэтики Цветаевой. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве».

1

«Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. 7-е задание, стр129

12.04



86

Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта.

1

Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе», «Можжевеловый куст» - стихотворения о человеке и природе.

Используя воспоминания современников, подготовить сообщение о поэте

15.04



87

А.А Ахматова: страницы жизни. Трагические интонации в любовной лирике.

1

Стихотворения «Молитва», «Сразу стало тихо в доме», «Что ты бродишь неприкаянный». Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Отметить характерные черты ранней лирики

19.04



88

А.А. Ахматова. Слово о поэте и поэзии. Особенности поэтики.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

4-е задание учебника, стр146

14.04-19.04



89

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви.

1

Слово о поэте.«Весна в лесу»,«Во всём мне хочется дойти». Философская глубина лирики. Одухотворённая предметность пастернаковской поэзии. Вечные темы в творчестве поэта.

Пересказ ст. «В творческой лаборатории Б.Л.Пастернака»

22.04



90

А.Т. Твардовский: страницы жизни. Раздумья я о Родине и о природе в лирике поэта.


1

Конспектирование лекции учителя о Твардовском.

Сообщение о биографии и творчестве поэта. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Твардовского. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть).Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

26.04



91

Творчество М. Джалиля. Стихотворения и малоизвестные факты биографии поэта.

1

Слово о поэте. Литературное наследие

Составление хронологической таблицы по сообщению учителя

26.04



92

«Музыка поэзии».

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и ХХ веков

1

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть), прослушивание и исполнение песен и романсов. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

29.04




93

Романсы и песни как синтетический жанр поэтов XIX и ХХ веков

1

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Сологуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовойОпределить размер стихотворения, тип рифмовки, повторения и анафоры, другие стилистические средства

03.05



94

Зачетное занятие по русской лирике ХХ века

1

Выявление уровня литературного развития учащихся. Формулировка тем сочинений с предварительным их обсуждением. Постановка проблем.Индивидуальная работа( тестирование и написание развернутого ответа)

03.05



95

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Гораций. Слово о поэте.

1

«Нет, ни одна средь женщин...», « Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлётов и падений молодого римлянина.

Определить основную тему стихотворения Горация «К Мельпомене»,

06.05



96

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия»

1

Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный, аллегорический, моральный, мистический.

Ответить на вопрос: в чем просматривается связь Данте и русской литературы

10.05



97

У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен.) Гамлет как вечный образ мировой литературы


1

Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.«Гамлет» (обзор). «Гамлет» - «пьеса на века» (А. Ани кет). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века

Фронтальный опрос

10.05



98

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер традиции.

1

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Ответить: почему образ Гамлета называют вечным образом мировой литературы?

13.05



99

Вн. чт. Поэзия И.-В. Гёте.

Характер восприятия и значение творчества Гёте в России.

2

Гёте в переводах Жуковского, Лермонтова, Тютчева, Фета, Майкова, Брюсова, Пастернака.

Русская критика о произведениях Гёте.

Определить размер стихотворения, тип рифмовки, повторения и анафоры, другие стилистические средства

17.05



100

Годовая контрольная работа

1

Предъявление читательских и исследовательских навыков, приобретённых в 9 классе: выразительное чтение (в том числе наизусть), устный монологический ответ, пересказ, устный рассказ о произведении или герое, иллюстрирование примерами изученных литературоведческих терминов, тестирование.

17.05



101

Литература нашего края

РК

Поэты нашего края. Е. Айпин, В. Волдин, В. Мазин И.Г. Рябий. Символы в поэзии.

1

Региональный компонент .знакомство с творчеством И.Г. Рябий. Лирические образы в творчестве.

Определить размер стихотворения, тип рифмовки, повторения и анафоры, другие стилистические средства

19.05



102

Экскурсия по литературным местам России 19 -20 веков

1

Осмысление пройденного материала.

24.05













Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


Основная литература:

  1. Коровина В.Я, Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. «Литература. 9 класс». Учеб. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2017

  2. Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С. « Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы. 9 класс»- М.: Просвещение, 2017

  3. «Литература. 9 класс. Хрестоматия». Составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.- М.: Просвещение, 2018

Дополнительная литература:


  1. Фонохрестоматия к учеб. «Литература. 9 класс» ( формат МРЗ). -М.: Аудиошкола: Просвещение, 2018

  2. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. «Литература.9 класс. Методические советы. М. :Просвещение, 2019

  3. Беляева Н.В., Ерёмина О.А. «Уроки литературы в 9 классе». Книга для учителя. –М.: Просвещение, 2019




Материально-техническое обеспечение программы



Материально-техническое обеспечение программы



Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1. Технические средства обучения


1. Классная магнитная доска

2. Интерактивная доска

3. Персональный компьютер

4. Мультимедийный проектор

1

1

1

1

2. Оборудование класса


1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев

2. Стол учительский

3. Шкаф для хранения учебников, пособий и пр.

15

1

4





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!