Приложение
к образовательной программе
основного общего образования
МБОУ «СШ №18»
на 2022 – 2023 учебный год
Приказ №504 от 30.08.2022
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №18»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Литература»
для 9-х классов
на 2022 – 2023 учебный год
Составитель программы:
Пузатова Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СШ №18»
г. Нижневартовск, 2022 г.
Поясниетльная записка
Данная программа обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577).
Рабочая программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебного-методического объединения по общему образованию; протокол от 08 апреля 2015 г. №1/15 (в редакции протокола от 04 февраля 2020 г. № 1/20). Данная программа обеспечивает реализацию образовательной программы основного общего образования МБОУ «СШ №18» на 2022-2023 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по литературе для общеобразовательных школ (Литература 5-9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Литература». 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций: В. Я. Коровиной, ― М.: Просвещение, 2017), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Используемый УМК
Рабочая программа основывается на использовании учебника для 9 класса общеобразовательных учреждений: Литература 9 класс, в 2-х частях. Учебник для общеобразовательных школ под ред. В.Я.Коровина, В.П. Журавлева. – 6 –е изд. – М.: Просвещение, 2017. - 399 с
Место учебного предмета в учебном плане
В обязательной части учебного плана МБОУ «СШ №18» на 2022-2023 учебный год на изучение литературы в 9 классе отводится 3 час в неделю, всего 102 часа
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;
осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение ко всем членам семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты.
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения образовательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий, умение корректировать свои действия в соответствии с меняющимися условиями;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты.
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, роды литературы, жанры литературы ( ода, послание, элегия, эпиграмма, повесть, роман, притча, поэма, рассказ, трагедия, драма комедия), литературные ритм, рифма, способы рифмовки, стихотворные размеры , силлабо-тоническая и тоническая система стихосложения, средства выразительности: аллитерация, звукопись, сравнение, гипербола, эпитет, метафора, композиция произведения, портрет, пейзаж, лирическое отступление литературный герой, герой- повествователь, лирический герой, сюжет, автобиографичность литературного произведения (развитие представления), фольклоризм литературы, психологизм, литературный тип, художественная деталь, гротеск, ирония, сатира и юмор как виды комического, фантастика в произведении, тема и идея произведения, публицистика, литературная критика.
Обучающийся научится:
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
- основам прогнозирования;
- отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной и внутренней речи.
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
- использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач;
- понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучания;
- анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставлять их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулировать собственного отношения к произведениям литературы оценивать их;
- интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
- понимать авторскую позиции и свое отношение к ней;
- воспринимать на слух литературные произведения разных жанров,
- пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимать образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимать русское слово и его эстетические функции, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества;
- определять необходимость ответственности и долга перед Родиной.
- понимать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к ней.
- осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи.
- развить эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, через творческую деятельность эстетического характера.
- основам саморегуляции эмоциональных состояний.
- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
- устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечить обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
- в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволить её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
- сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
- выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
- осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
- видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
- сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
- выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
Содержание учебного предмета
Введение.
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Из древнерусской литературы.
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков. Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Из литературы ХVIII века.
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов.
Жизнь и творчество.(Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин
Жизнь и творчество. (Обзор.)«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия ХIХ века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. –
Василий Андреевич Жуковский
Жизнь и творчество. (Обзор.)«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов Жизнь и творчество. (Обзор.)«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров.«Мильон терзаний»).Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Есть речи – значенье…» (1824),»предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали…». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
(Автобиографическая трилогия Л.Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков.Слово о писателе.Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Александр Александрович Блок.Слово о поэте.«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.«Вот уж вечер...»,»Письмо к женщине» «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный…»,«Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаев. Слово о поэте.«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий Слово о поэте.«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «АNNODOMINI », «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак Слово о поэте.«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит под Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений. Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков -2ч.(вн.чт.)
А.С.Пушкин. «Певец»; М.Ю.Лермонтов. «Отчего»; В.Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарою под рукою…»); Н.Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е.А.Баратынский. «Разуверение»; Ф.Тютчев. «К.Б.» («Я встретил вас- и все былое…»); А.Толстой. «Средь шумного бала, случайно…»; А.Фет. «Я тебе ничего не скажу…»; А.Сурков. «бьется в тесной печурке огонь…»; К.Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»; Н.Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например:«Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма
РК Поэты нашего края. Е. Айпин, В. Волдин, В. Мазин И.Г. Рябий. Символы в поэзии.
Реализация воспитательного потенциала урока осуществляется через:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ | Раздел/тема | Воспитательные дела, события, мероприятия | Кол-во часов |
| Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. | День знаний | 1 |
| Литература Древней Руси. | Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады | 2 |
| Литература 18 века | День солидарности в борьбе с терроризмом | 13 |
| Литература начала 19 века | Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных исследовательских проектов День народного единства200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского Международный день толерантности День матери в России Международный день инвалидов | 52 |
| Из русской литературы XX ВЕКА | 200-летие со дня рождения Н.А. Некрасова День российской науки Международный день родного языка День защитника Отечества Международный женский день | 24 |
| Зарубежная литература | Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады | 6 |
| Писатели родного края | День славянской письменности и культуры | 2 |
Календарно-тематическое планирование
9 класс (3 час в неделю, 102 часа)
№ | Наименование разделов и тем уроков | К-во час | Основные виды учебной деятельности | Дата проведения | Примечания |
план | факт | |
1 | Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. | 1 | Литература и ее роль в духовной жизни человека .Шедевры родной литературы. Теория литературы. Литература как искусство слова. Вводная лекция. Чтение и анализ высказывания историка В.О. Ключевского: «Человек -главный предмет искусства | 1.09 | | |
Древнерусская литература | |
2 | Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. | 1 | Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. Аналитическое чтение и ответы на вопросы Ответы на вопросы, стр.34 | 1.09 | | |
3 | Художественные особенности «Слова о полку Игореве»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. | 1 | История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков. Задания к разделу «Развивайте дар слова», вопросы., индивидуальная работа | 4.09 | | |
Литература 18 века | |
4 | Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. | 1 | Конспектирование обзорной лекции учителя «Русская литература XVIII века». Знакомство с канонами классицизма, с национальной самобытностью отечественного классицизма, его гражданским, патриотическим пафосом. Восприятие литературного произведения XVIII века и произведения изобразительного искусства эпохи классицизма. Составление лексиче- ских и историко-культурных комментариев. Формулирование вопросов по тексту статьи учебника. Практическая работа. Составление таблицы «Каноны классицизма» с использованием статьи учебника «Классицизм» и словаря литературоведческих терминов. Самостоятельная работа. Конспектирование статьи учебника «О русской литературе XVIII века». Подготовка сообщения «Классицизм в искусстве». | 8.09 | | |
5 | М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». | 1 | Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор. Фронтальный опрос класса творчества Ломоносова. «Вечернее размышление…». Выразительное чтение од Ломоносова. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Составление словарика устаревших слов и их современных соответствий. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Ответы на вопросы. | | 8.09 | | |
6 | М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол сея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны (1747 года)». | 1 | Выразительное чтение од Ломоносова. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Составление словарика устаревших слов и их современных соответствий. Характеристика героини оды. Выявление характерных для оды тем, образов и приёмов изображения человека. Устный или письменный ответ на вопрос. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «ода | 11.09 | | |
7 | Г.Р. Державин. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р. Державина. | 1 | «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. 1-е задание к разделу «Развивайте дар слова», стр67 | 15.09 | | |
8 | Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. «Памятник». | 1 | «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. 4-е задание, стр.67 | 15.09 | | |
9 | А.Н.Радищев. Слово о писателе. Изображение русской действительности в «Путешествии из Петербурга в Москву». | 1 | Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр. Ответить на вопрос 8, стр74 | 18.09 | | |
10 | Особенности повествования в «Путешествии из Петербурга в Москву». | 1 | Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр Сравнительный анализ взглядов Державина и Радищева | 22.09 | | |
11 | Н.М.Карамзин. Понятие о сентиментализме | 1 | Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы. Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления) Выборочная проверка записи тезисов. Сообщение о творчестве Карамзина. | 22.09 | | |
12 | Повесть «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. | 1 | Новые черты русской литературы. Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления). Задания по группам: проанализировать: описание Симонова монастыря в начале повести; Лиза на мосту Москвы-реки ранним утром перед встречей с Эрастом; описание грозы | 25.09 | | |
13 | Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» | 1 | Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы 18 века. Поэзия, проза, драматургия 18 века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. Подбор цитат, составление плана сочинения | 29.09 | | |
14 | Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. | 1 | Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. Составить тезисы лекции по плану. | 29.09 | | |
15 | Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое». | 1 | «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского Назвать черты романтизма в стихотворении. Фронтальный опрос | 2.10 | | |
16 | В.А.Жуковский. Особенности жанра баллада. Нравственный мир героини в балладе «Светлана». | 1 | Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. Рассказать о нравственном мире героини баллады «Светлана». | 6.10 | | |
Литература начала 19 века | |
17 | А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. | 1 | «Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Составление тезисов по плану. | 6.10 | | |
18 | А.С. Грибоедов. Комедия«Горе от ума». Обзор содержания и композиции произведения. | 1 | «Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Расставить основные события пьесы в хронологическом порядке. | 9.10 | | |
19 | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». | 1 | «Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Сообщения уч-ся о представителях фамусовского общества. Вы- явить отношение главных героев к Москве, самооценку образов-персонажей, принадлежащих к фамусовскому обществу. | 13.10 | | |
20 | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». | 1 | «Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. | Сообщения уч-ся о представителях фамусовского общества. Вы- явить отношение главных героев к Москве, само оценку образов-персонажей, принадлежащих к фамусовскому обществу | 13.10 | | |
21 | Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей. | 1 | Обзор персонажей. Меткий афористический язык. | Ответить на вопрос: Чацкий –реалистический или романтиче- ский персонаж? | 16.10 | | |
22 | Общечеловеческое звучание образов персонажей. | 1 | Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. | Ответить на вопрос: Чацкий –реалистический или романтиче- ский персонаж? Цитатный план-характеристика | 20.10 | | |
23 | Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума») | 1 | Меткий афористический язык. | Пересказ эпизода. Ответить на вопрос: «Чем проблематика и образы комедии важны читателю ХХ1 века?» | 20.10 | | |
24 | И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума». | 1 | Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии | Ответы по содержанию статьи «Мильон терзаний» И.Гончарова. | 23.10 | | |
25 | А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина. | 1 | Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». | Викторина. Сопоставить композиции стихотворений Пушкина «Воспоминание в Царском Селе»и «Осень во время осады Очакова» | 27.10 | | |
26 | Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине и тема свободы и власти в лирике А.С.Пушкина. «К морю», «Анчар». | 1 | Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии... Составить лексический словарь стихотворения «К Чаадаеву», распределив по группам: гражданская и политическая(1) и романтическая и любовная(2) | 27.10 | | |
27 | Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. « На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…». | 1 | Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии... Заполнить 5 и 6 строфы таблицы, выразительное чтение наизусть стихотворений | 30.10 | | |
28 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». | 1 | Творчество и назначение поэта. Проанализировать лексику стихотворения. | 10.11 | | |
29 | А.С.Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. | 1 | Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы. Сопоставить финальную строфу и изображение цыганского табора в начале поэмы | 10.11 | | |
30 | А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». | 1 | «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Выделение ключевых проблем. Ответы на вопросы: Кто «центральное лицо» трагедии? Как вы поняли пушкинского Сальери? Почему строки «Гений и злодейство – две вещи несовместимы» -звучат дважды? Оба ли героя трагичны? | 13.11 | | |
31 | Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. | 1 | «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Ответы на вопросы | 17.11 | | |
32 | Система образов. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. | 1 | Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Ответы на вопросы | 17.11 | | |
33 | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. | 1 | Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Ответы на вопросы | 20.11 | | |
34 | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем | 1 | Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Прокомментировать оценку образа Татьяны, данную | 24.11 | | |
35 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Роль лирических отступлений | 1 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Ответы на вопросы | 24.11 | | |
36 | Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. | 1 | Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки). Доказать, что в романе показана широкая панорама эпохи, быт и культура пушкинского времени | 27.11 | | |
37 | Р.Р.Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». | 1 | Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).Найти ключевые цитаты к системе образов в критических статьях. | 1.12 | | |
38 | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина | 1 | Творчество Пушкина Контроль знаний | 1.12 | | |
39 | М.Ю. Лермонтов. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. | 1 | Жизнь и творчество. (Обзор.) «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Проанализировать особенности синтаксических конструкций. | 4.12 | | |
40 | Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. | 1 | Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии. Сопоставить стихотворения Лермонтова «Поэт» и Брюсова «Кинжал», стихотворения «Пророк»Пушкина и Лермонтова | 8.12 | | |
41 | Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. | 1 | Любовь в жизни Лермонтова, её адресаты. Самостоятельный анализ стихотворения «Я не унижусь перед тобой…» | 8.12 | | |
42 | Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. | 1 | Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления). Сопоставить ритм «Думы» со стих.А.С.Пушкина «Памятник» | 11.12 | | |
43 | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе. | 1 | Жизнь и творчество. (Обзор.) «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе Тесты на знание содержания романа | 15.12 | | |
44 | Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» | 1 | Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Определить роль пейзажа в главе «Бэла». | 15.12 | | |
45 | Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. | 1 | Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Пересказ эпизода, работа по карточкам. | 18.12 | | |
46 | Анализ глав «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». | 1 | Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Пересказ эпизода, работа по карточкам. | 22.12 | | |
47 | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина | 1 | Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского. Сопоставить характеры и судьбы Онегина и Печорина | 22.12 | | |
48 | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина | 1 | Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского. Проанализировать одну из сцен свидания: Печорина и Веры, Печорина и Мери, Печорина и Бэлы | 25.12 | | |
49 | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Подготовка к сочинению | 1 | Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского. Прокомментировать высказываний критиков В.Г.Белинского, Н.Г.Долининой, В.И.Коровина об образе Печорина | 29.12 | | |
50 | Р.Р. Написание сочинения по творчеству М.Ю.Лермонтова. | 1 | Анализ текста, план сочинения. Ответы на вопросы | 29.12 | | |
51 | Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. Проблематика и поэтика первых сборников.. | 1 | Жизнь и творчество. (Обзор) «Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Викторина по произведениям Гоголя. | 15.01 | | |
52 | Система образов поэмы «Мертвые души». | 1 | Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Параллель между помещиками, положительные черты в их характере. | 19.01 | | |
53 | Обучение анализу эпизода. | 1 | Работа с цитатами. Характеристика персонажа. Место эпизода в главе и поэме Параллель между помещиками, положительные черты в их характере | 19.01 | | |
54 | Образ города в поэме «Мертвые души» | 1 | Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского. Сопоставить провинциальную и столичную жизнь в поэме. | 22.01 | | |
55 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. | 1 | Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского. Сопоставить образ города N в «Мертвых душах» с образом города в «Ревизоре» | 26.01 | | |
56 | «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. | 1 | Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений). Прокомментировать оценку поэмы В.Г.Белинским | 26.01 | | |
57 | Поэма в оценках В.Г.Белинского. Подготовка к домашнему сочинению по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" | 1 | Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений). Составление плана сочинения, подбор цитат | 29.01 | | |
58 | А.Н. Островский: страницы жизни и творчества. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. | 1 | «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия). Фронтальный опрос, выполнение теста (на знание текста; деталей, характеризующих героев, раскрывающих идею произведения) | 2.02 | | |
59 | Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии | 1 | Самостоятельная работ а по определению положительных героев пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты. Ответить на вопросы: Кто главный герой пьесы? Почему вы так считаете? Прокомментировать скрытую характеристику героев, данную при помощи говорящих имен и фамилий (по группам) | 2.02 | | |
60 | Ф.М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» . Черты его внутреннего мира. | 1 | Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Беседа по поставленным вопросам | 5.02 | | |
61 | Образ Петербурга в повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи» | 1 | Теория литературы. Повесть (развитие понятия). Беседа по поставленным вопросам. | 09.02 | | |
62 | Роль Настеньки (ее история жизни) в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» | 1 | Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Чем интересна повесть современному читателю? Изображение Петербурга в повести (мини-сочинение) | 09.02 | | |
63 | Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. «Юность» как часть автобиографической трилогии. | 1 | «Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Ответить на вопрос: какой эпизод «Юности»более всего привлек мое внимание | 12.02 | | |
64 | А.П. Чехов: страницы жизни и творчества. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века | 1 | «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Доказать боль и негодование автора по отношению к «маленькому» человеку | 16.02 | | |
65 | А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. | 1 | «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. Боль и негодование автора. «Тоска». Ответить на вопросы | 16.02 | | |
66 | Подготовка к сочинению на тему «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова)». (По выбору учащихся.) | 1 | Литературное восприятие произведений. Составление плана сочинения | 19.02 | | |
67 | Эмоциональное богатство русской поэзии Х1Хв. Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета | 1 | Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений. Выразительное чтение стихотворений | 23.02 | | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА | |
68 | Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений. | 1 | Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Основные положения лекции | 23.02 | | |
69 | И.А. Бунин: страницы жизни и творчества. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. | 1 | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». Ответы на вопросы викторины | 26.02 | | |
70 | Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования | 1 | Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования Мини-сочинение «Тема любви в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи» | 1.03 | | |
71 | М.А. Булгаков: страницы жизни и творчества. «Собачье сердце» как социально -философская сатира на современное общество. | 1 | Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести "шариковщины", "швондерства ". Сравнение сцен обеда; характеристика одного из персонажей. | 1.03 | | |
72 | Поэтика Булгакова-сатирика. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира. Гротеск и их художественная роль в повести | 1 | Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести. Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий). Речевые характеристики героев; задание 5, стр.118 | 8.03 | | |
73 | М.А. Шолохов: страницы жизни. «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. | 1 | М.А. Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Композиция рассказа. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Ответы на вопросы по теме. | 8.03 | | |
74 | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека. | 1 | М.А. Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Композиция рассказа. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Роль пейзажей и портретных зарисовок. | 11.03 | | |
75 | А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. | 1 | Конспектирование лекции учителя об А. И. Солженицыне. Сообщение о биографии и творчестве писателя, истории создания рассказа. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве А. И. Солженицына. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета рассказа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Практическая работа. Составление цитатной таблицы «Чувства рассказчика». Подбор цитат на тему «Художественное пространство рассказа». | 15.03 | | |
76 | Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» Трагизм ее судьбы, Нравственный смысл рассказа-притчи | 1 | Слово о писателе. Рассказ «Матрёнин двор». Роль героя-рассказчика Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи. Раскрыть нравственный смысл рассказа-притчи. Самостоятельная работа. Конспектирование статьи учебника «Александр Исаевич Солженицын». Составление плана рассказа о жизни героев: Матрёны, Игнатича, Фаддея, жителей деревни Тальново (по группам). | 15.03 | | |
77 | Контрольная работа ( зачетное занятие) по произведениям второй половины XIX и ХХ века | 1 | Письменные ответы на проблемные вопросы и тестирование по произведениям прозы и поэзии XX века, в том числе включённым в Кодификатор элементов содержания по литературе Примерная тематика проблемных вопросов: 1. В чём поэтическое новаторство стиха в лирике М. И. Цветаевой? 2. Как проявился философский характер отношения к жизни в лирике Б. Л. Пастернака? 3. В чём жизненный подвиг Андрея Соколова (по рассказу «Судьба человека»)? 4. Как в судьбах героев рассказа «Матрёнин двор» отразились события истории России в послевоенное время? 5. Каковы способы создания трагического пафоса в лирике А. А. Ахматовой и А. Т. Твардовского? 6. Что сближает Матрёну и Андрея Соколова (по рассказам «Судьба человека» и «Матрёнин двор»)? Самостоятельная работа. Подбор материала и подготовка сообщений о русском романсе XIX–XX веков, авторах стихов, композиторах и исполнителях. | 18.03 | | |
78 | Русская поэзия «серебряного века». | 1 | Русская поэзия Серебряного века. Составление тезисов лекции | 29.03 | | |
79 | А.А. Блок. Страницы жизни. «Своеобразие лирических интонаций Блока. | 1 | А. Блок. Слово о поэте. Стихотворения «Ветер принёс издалёка», «О, я хочу безумно жить», «О, весна без конца и без краю...» Высокие идеалы и предчувствие перемен. Выписать из стихотворений о любви эпитеты с определяемыми словами | 29.03 | | |
80 | С.А. Есенин: страницы жизни. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. | 1 | С.Есенин. Слово о поэте. Стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу», «Край ты мой заброшенный», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта Составить словарик незнакомых или мало знакомых слов | 01.04 | | |
81 | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. | 1 | Тема любви в лирике поэта. Самостоятельный анализ поэтического текста (устный анализ стихотворений) | 5.04 | | |
82 | В.В. Маяковский: страницы жизни. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). | 1 | Слово о поэте. «Люблю» (отрывки). Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта. Примеры гиперболы, развернутых эпитетов, неологизмов в стихотворениях поэта. | 5.04 | | |
83 | Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. | 1 | Слово о поэте. «Люблю» (отрывки). Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотвор-чества. Маяковский о труде поэта Примеры гиперболы, развернутых эпитетов, неологизмов в стихотворениях поэта | 08.04 | | |
84 | М.И. Цветаева: страницы жизни и творчества. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.» | 1 | М.И.Цветаева. Стихотворения «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной Отметить литературные приемы и средства в лирике поэтессы | 12.04 | | |
85 | Особенности поэтики Цветаевой. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». | 1 | «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. 7-е задание, стр129 | 12.04 | | |
86 | Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. | 1 | Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе», «Можжевеловый куст» - стихотворения о человеке и природе. Используя воспоминания современников, подготовить сообщение о поэте | 15.04 | | |
87 | А.А Ахматова: страницы жизни. Трагические интонации в любовной лирике. | 1 | Стихотворения «Молитва», «Сразу стало тихо в доме», «Что ты бродишь неприкаянный». Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений. Отметить характерные черты ранней лирики | 19.04 | | |
88 | А.А. Ахматова. Слово о поэте и поэзии. Особенности поэтики. | 1 | Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков 4-е задание учебника, стр146 | 14.04-19.04 | | |
89 | Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. | 1 | Слово о поэте.«Весна в лесу»,«Во всём мне хочется дойти». Философская глубина лирики. Одухотворённая предметность пастернаковской поэзии. Вечные темы в творчестве поэта. Пересказ ст. «В творческой лаборатории Б.Л.Пастернака» | 22.04 | | |
90 | А.Т. Твардовский: страницы жизни. Раздумья я о Родине и о природе в лирике поэта. | 1 | Конспектирование лекции учителя о Твардовском. Сообщение о биографии и творчестве поэта. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Твардовского. Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть).Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. | 26.04 | | |
91 | Творчество М. Джалиля. Стихотворения и малоизвестные факты биографии поэта. | 1 | Слово о поэте. Литературное наследие Составление хронологической таблицы по сообщению учителя | 26.04 | | |
92 | «Музыка поэзии». Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и ХХ веков | 1 | Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть), прослушивание и исполнение песен и романсов. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. | 29.04 | | |
93 | Романсы и песни как синтетический жанр поэтов XIX и ХХ веков | 1 | Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Сологуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовойОпределить размер стихотворения, тип рифмовки, повторения и анафоры, другие стилистические средства | 03.05 | | |
94 | Зачетное занятие по русской лирике ХХ века | 1 | Выявление уровня литературного развития учащихся. Формулировка тем сочинений с предварительным их обсуждением. Постановка проблем.Индивидуальная работа( тестирование и написание развернутого ответа) | 03.05 | | |
95 | Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Гораций. Слово о поэте. | 1 | «Нет, ни одна средь женщин...», « Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлётов и падений молодого римлянина. Определить основную тему стихотворения Горация «К Мельпомене», | 06.05 | | |
96 | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» | 1 | Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный, аллегорический, моральный, мистический. Ответить на вопрос: в чем просматривается связь Данте и русской литературы | 10.05 | | |
97 | У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен.) Гамлет как вечный образ мировой литературы | 1 | Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.«Гамлет» (обзор). «Гамлет» - «пьеса на века» (А. Ани кет). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века Фронтальный опрос | 10.05 | | |
98 | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер традиции. | 1 | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература. Ответить: почему образ Гамлета называют вечным образом мировой литературы? | 13.05 | | |
99 | Вн. чт. Поэзия И.-В. Гёте. Характер восприятия и значение творчества Гёте в России. | 2 | Гёте в переводах Жуковского, Лермонтова, Тютчева, Фета, Майкова, Брюсова, Пастернака. Русская критика о произведениях Гёте. Определить размер стихотворения, тип рифмовки, повторения и анафоры, другие стилистические средства | 17.05 | | |
100 | Годовая контрольная работа | 1 | Предъявление читательских и исследовательских навыков, приобретённых в 9 классе: выразительное чтение (в том числе наизусть), устный монологический ответ, пересказ, устный рассказ о произведении или герое, иллюстрирование примерами изученных литературоведческих терминов, тестирование. | 17.05 | | |
101 | Литература нашего края РК Поэты нашего края. Е. Айпин, В. Волдин, В. Мазин И.Г. Рябий. Символы в поэзии. | 1 | Региональный компонент .знакомство с творчеством И.Г. Рябий. Лирические образы в творчестве. Определить размер стихотворения, тип рифмовки, повторения и анафоры, другие стилистические средства | 19.05 | | |
102 | Экскурсия по литературным местам России 19 -20 веков | 1 | Осмысление пройденного материала. | 24.05 | | |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Основная литература:
Коровина В.Я, Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. «Литература. 9 класс». Учеб. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2017
Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С. « Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы. 9 класс»- М.: Просвещение, 2017
«Литература. 9 класс. Хрестоматия». Составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.- М.: Просвещение, 2018
Дополнительная литература:
Фонохрестоматия к учеб. «Литература. 9 класс» ( формат МРЗ). -М.: Аудиошкола: Просвещение, 2018
Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. «Литература.9 класс. Методические советы. М. :Просвещение, 2019
Беляева Н.В., Ерёмина О.А. «Уроки литературы в 9 классе». Книга для учителя. –М.: Просвещение, 2019
Материально-техническое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение программы
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1. Технические средства обучения |
| 1. Классная магнитная доска 2. Интерактивная доска 3. Персональный компьютер 4. Мультимедийный проектор | 1 1 1 1 |
2. Оборудование класса |
| 1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев 2. Стол учительский 3. Шкаф для хранения учебников, пособий и пр. | 15 1 4 |