СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Литература» для 10 класса на 2022 – 2023 учебный год

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29. 06. 2017 № 613). Рабочая программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебного-методического объединения по общему образованию (протокол от 12 мая 2016 г. №2/16).

Используемый УМК

Рабочая программа основывается на использовании учебника для 10 класса общеобразовательных учреждений: Учебник.  Ю.В.Лебедев. Литература в 2-х ч.: Учебник для 10  класса общеобразовательных учреждений. М: Просвещение, 2018 год

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Литература» для 10 класса на 2022 – 2023 учебный год»

Приложение

к образовательной программе

среднего общего образования

МБОУ «СШ №18»

на 2022 – 2023 учебный год

Приказ №___ от 30.08.2022




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №18»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Литература»

для 10 класса

на 2022 – 2023 учебный год




Составитель программы:

Пузатова Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «СШ №18»















г. Нижневартовск, 2022 г.



Пояснительная записка


Данная программа обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29. 06. 2017 № 613). Рабочая программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебного-методического объединения по общему образованию (протокол от 12 мая 2016 г. №2/16). Данная программа обеспечивает реализацию образовательной программы среднего общего образования МБОУ «СШ №18» на 2022-2023 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по литературе для общеобразовательных школ Авторы программы: В. П. Журавлев «Литература 11 класс :М.: Просвещение, 2016 год.», полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

 

Используемый УМК

Рабочая программа основывается на использовании учебника для 10 класса общеобразовательных учреждений: Учебник. Ю.В.Лебедев. Литература в 2-х ч.: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М: Просвещение, 2018 год


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Литература»

Учебный предмет «Литература» способствует формированию духовного облика и  нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и  эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а  богатство и  многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим. Основу содержания литературного образования в 10— 11 классах составляют чтение и  изучение выдающихся произведений отечественной и зарубежной литературы второй половины ХIХ — начала ХХI века с целью формирования целостного восприятия и понимания художественного произведения, умения его анализировать и  интерпретировать в  соответствии с  возрастными особенностями старшеклассников, их литературным развитием, жизненным и читательским опытом. Литературное образование в средней школе преемственно по отношению к курсу литературы в основной школе. Происходит углубление межпредметных связей с  курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует формированию художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему миру.

Цели изучения предмета «Литература» в  средней школе состоят в  сформированности чувства причастности к  отечественным культурным традициям, лежащим в  основе исторической преемственности поколений, и уважительного отношения к  другим культурам; в  развитии ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких этических идеалов; осознании ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры и  взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности. Реализация этих целей связана с развитием читательских качеств и  устойчивого интереса к  чтению как средству приобщения к  российскому литературному наследию и  сокровищам отечественной и зарубежной культуры и базируется на знании содержания произведений, осмыслении поставленных в  литературе проблем, понимании коммуникативно-эстетических возможностей языка художественных текстов и  способствует совершенствованию устной и  письменной речи обучающихся на примере лучших литературных образцов.

Задачи, связанные с  формированием чувства причастности к отечественным традициям и осознанием исторической преемственности поколений, включением в  языковое пространство русской культуры, воспитанием ценностного отношения к  литературе как неотъемлемой части культуры, состоят в  приобщении старшеклассников к  лучшим образцам русской и  зарубежной литературы второй половины ХIХ — начала ХХI века, воспитании уважения к отечественной классической литературе, социокультурному и эстетическому феномену, освоении в  ходе изучения литературы духовного опыта человечества, этико-нравственных, философско-мировоззренческих, социально-бытовых, культурных традиций и ценностей. Задачи, связанные с  формированием устойчивого интереса к чтению как средству познания отечественной и других культур, уважительного отношения к ним; приобщением к российскому литературному наследию, формирование потребности в досуговом чтении и умение составлять программы собственной читательской деятельности, участвовать во внеурочных мероприятиях, содействующих повышению интереса к  литературе, чтению, образованию, книжной культуре. Задачи, связанные с  воспитанием читательских качеств и овладением современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, самостоятельного истолкования прочитанного, направлены на развитие умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого с  учётом историко-литературной обусловленности, культурного контекста и  связей с  современностью с  использованием теоретико-литературных знаний и  представления об историко-литературном процессе. Кроме того, эти задачи связаны с  развитием представления о  специфике литературы как вида искусства и  умением сопоставлять произведения русской и  мировой литературы и  сравнивать их с художественными интерпретациями в других видах искусств, с  выявлением взаимообусловленности элементов формы и  содержания литературного произведения, а  также образов, тем, идей, проблем, способствующих осмыслению художественной картины жизни, созданной автором в литературном произведении, и авторской позиции. Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка и  реализацией их в учебной деятельности и в дальнейшей жизни, направлены на расширение представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в литературных текстах, овладение разными способами информационной переработки текстов

Место учебного предмета в учебном плане

В обязательной части учебного плана МБОУ «СШ №18» на 2022-2023 учебный годна изучение литературы в 10 классе отводится 3 часа в неделю, всего 102 часа


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»

Предметные результаты изучения учебного предмета «Литература» на ступени СОО являются обязательными для организаций, реализующих программы СОО.

Предметные результаты

Выпускник на базовом уровне научится:

- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

- в устной и письменной форме обобщить и анализировать свой читательский опыт, а именно:

   обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нём смыслы и подтексты);

   использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

   давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

   анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

   определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносное значение), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

   анализировать авторский выбор определённых композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определённых частей текста способствуют формированию его общей структуры и обусловливают эстетическое воздействие  на читателя (например, выбор определённого зачина и концовки произведения, выбор между счастливой и трагической развязкой, открытым и закрытым финалом);

   анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нём подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.)

- осуществлять следующую продуктивную деятельность:

   давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

   выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т.п.);

- анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нём объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

- анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

- анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:

- о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

- о произведениях новейшей и отечественной и мировой литературы;

- о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

- об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

- о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

- имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, название ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

- о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

  • Личностные результаты:
  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,

  • языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и правил поведения на дорогах;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; стремление к совершенствованию речевой культуры в целом;

  • готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию;

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции; сформированность основ гражданской идентичности.


Метапредметные результаты 

  • - умение самостоятельно определять цели деятельности на уроках литературы и составлять планы деятельности при выполнении самостоятельной работы на уроке и домашнего задания; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы (учебник, рекомендованную учителем литературу, тематические сайты сети Интернет и другие источники знаний по литературе) для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  • - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности на уроке литературы и при выполнении групповых и коллективных учебных заданий, творческих, исследовательских проектов в области изучения литературы XIX-начала XXI века, учитывать позиции других участников деятельности, в том числе в процессе интерпретации художественного произведения или оценки литературного явления, историко-литературного факта, эффективно разрешать конфликты;

  • - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в области изучения литературы XIX-начала XXI века, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач в области изучения литературы XIX-начала XXI века, применению различных методов познания (изучение источников, анализ художественных и научных текстов, компаративный анализ, контекстный анализ и др.);

  • - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации (словари, научные и научно-популярные литературоведческие издания, литературно-критические статьи, публицистические тексты на литературные темы, авторские информационные ресурсы, учебники, учебные пособия по литературе XIX-начала XXI века, сообщения учителя, сообщения других участников образовательного процесса и др.), критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • - умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач, возникающих в процессе изучения литературы в 10-11 классах, с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  • - умение определять назначение и функции различных социальных институтов и институций, в том числе таких, как литературная деятельность, авторское право, научно-исследовательская деятельность по изучению отечественной и мировой литературы, профессиональная деятельность филолога, писателя, журналиста, издательского работника и т.п.

  • - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей, в том числе опираясь на опыт нравственно-эстетического освоения произведений художественной литературы, в которых воплощены традиционные ценности русской культуры;

  • - владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для участия в конкретных видах деятельности на уроках литературы (опрос, беседа, дискуссия, выполнение контрольных и самостоятельных работ, различных заданий), для создания собственных устных и письменных высказываний на нравственно-этические, литературные и литературоведческие темы;

  • - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания в области изучаемого предмета («Литература»), новых познавательных задач и средств их достижения.




Содержание учебного предмета

Становление и развитие реализма в русской литературе 19 века. (2ч).Исторические причины особого развития русской классической литературы. Своеобразие становления реализма в РЛ. Национальное своеобразие русского реализма. Эволюция русского реализма. Теория. Реализм как литературное направление. Русский реализм. Художественная форма. Рр. Индивидуальное сообщение «Реализм как худ. направление.»

Русская литературная критика второй половины 19 века. (3 ч.)

Расстановка общественных сил в 1860 годы. Теория. Направления в русской критике второй половине 19 века. Литературно-критическая статья. Мемуары, литературные Мемуары, мемуаристика. Рр. Объяснение признаков мемуарного стиля. Определение стиля текста. Указание стилевых признаков.

Практическая деятельность. Дискуссия в форме свободного обсуждения или дебатов.

Иван Сергеевич Тургенев (9 ч).

Преходящее и вечное в художественном мире И.С.Тургенева. Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева. Рассказы цикла «Записки охотника». Повести «Муму» и «Постоялый двор» как творческая лаборатория автора. Творческая история романа и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе. Взаимоотношения Базарова с Кирсановым. Базаров и Одинцова. «Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой. Базаров и его родители. Базаров – нигилист. Причины конфликта Базарова с окружающими и причины его одиночества. Базаров перед лицом смерти. Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Конфликт «отцов» и

«детей» или конфликт жизненных позиций. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции. «Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство). «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг романа. Роман «Дым». Общественный подъем 1870 годов. Роман «Новь». Последние годы жизни Тургенева. Теория. Прототип литературного героя. Нигилизм и образ нигилиста. Конфликт в романе. Психологизм. Эпилог романа.

Литературоведческий практикум. Анализ эпизодов романа. Рр. Составление тезисного плана критической статьи. Написание сочинения на предложенные темы. Написание сообщения и реферата. Практическая деятельность. Историко-культурный комментарий к сценам споров Базарова с Павлом Петровичем (дискуссия).

Николай Гаврилович Чернышевский. (4 ч.)

Гражданская казнь Чернышевского. Этапы биографии и творчества Н.Г. Чернышевского. Творческая история романа «Что делать?». Жанровое своеобразие романа. Значение «Что делать?» в истории литературы и революционного движения. Композиция романа. Старые люди. Новые люди. «Особенный человек». Теория. Жанр утопии. Антиэстетизм романа. Прием иносказания и аллегории. Внутренний монолог героя. Фабула романа.

Литературный практикум. Анализ эпизодов романа. Рр. Выборочный пересказ на тему «История Веры Павловны.» Практическая деятельность. Презентация основных этапов жизни и творчества Чернышевского. Интерпретация четырех снов Веры. (диспут)

Иван Александрович Гончаров. (9ч.)

Своеобразие художественного таланта Гончарова. Основные этапы жизни и творчества. Роман «Обыкновенная история». Цикл очерков «Фрегат «Паллада». Роман «Обломов». История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина». Роль главы «Сон Обломова» в произведении. Роль второстепенных персонажей. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика. Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе. Историко-философский смысл романа. Роман «Обрыв» в оценке русской критики.Теория. Очерк.Портрет,речь, предыстория героя романа. Интерьер. Художественные детали. Антитеза романа. Антипод героя. «Обломовщина». Литературный практикум. Анализ эпизодов романа. Рр. Составление тезисного плана критической статьи. Стилистический анализ фрагмента. Написание сочинения. Написание реферата.

Практическая деятельность. Презентация биографии Гончарова. Фрагменты очерков «Фрегат «Паллада»»(выразительное чтение с комментариями). Просмотр эпизодов фильма Н.С. Михалкова «Несколько дней из жизни И.И.Обломова», обсуждение.

Александр Николаевич Островский (9 ч.)

Художественный мир драматурга. Этапы биографии и творчества. Драма

«Гроза». Идейно-художественное своеобразие. Город Калинов и его обитатели. Образ Катерины. Ее душевная трагедия. Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини быть свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством». Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. «Бесприданница». Анализ пьесы

«Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции. Сценическая история пьесы и ее экранизации. Драматургическое мастерство Островского. Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского. Теория. Действующее лицо пьесы. Реплики и монологи. Второстепенные персонажи пьесы. Развитие любовного сюжета. Конфликт драмы. Композиция драмы: экспозиция, завязка, кульминация, развязка действия. Литературный практикум. Сопоставление героев пьесы «Гроза». Рр. Подготовка сообщения об участии Островского в этнографической экспедиции по задания Морского ведомства. Составление тезисного плана

критические статьи. Подготовка сообщения о порядках города Калинова. Выразительное чтение отрывков пьесы наизусть. Написание реферата. Написание сочинения.

Федор Иванович Тютчев. (4ч.)

Малая родина Тютчева. Тютчев и поколение «любомудров». Ф.И. Тютчев.

«Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…»,

«О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Эти бедные селенья…», «Последняя любовь», « День и ночь». Очерк жизни и творчества. Тютчев – поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой». Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха.

Рр. Подготовка сообщения о литературной судьбе Тютчева. Выразительное чтение наизусть стихотворений Тютчева. Лексико-фразеологический анализ стихотворения «Фонтан». Написание сочинения. Реферат.

Практическая деятельность. Презентация о малой родине Тютчева. Коллективный проект.

Николай Алексеевич Некрасов. 6 ч

О народных истоках мироощущения Некрасова. Детство и отрочество Некрасова. «Петербургские мытарства». Встреча с В.Г. Белинским. Основные темы и идеи в творчестве Н.А. Некрасова. «В дороге»,

«Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Зине», «О, муза! Я у двери гроба…»,

«Умру я скоро…». Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие, фольклорная основа, смысл названия. Горькая доля народа пореформенной России. Путешествие как прием организации повествования. Авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. Народ в споре о счастье. «Люди холопского звания» и народные заступники. Народ и Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков. Образ Савелия,

«богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.

Теория. Поэтическая декларация. Литературная преемственность и новаторство. Комплексный анализ стихотворения. Сатира и пародия.

Рр. Подготовка сообщения на тему «Некрасов и Достоевский». Чтение наизусть стихотворений Некрасова. Сообщения на предложенные темы. Написание сочинений.

Литературный практикум. Сопоставление стихотворений Некрасова и стихотворениями других поэтов. Характеристика эпизодов поэмы.

Практическая деятельность. Презентация о творчестве поэта. Коллективный проект.

Афанасий Афанасьевич Фет. 4 ч

Русский дворянин А. Шеншин. А.А. Фет. «Поэтам», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь…», «Еще майская ночь»,

«Еще весны душистой нега…» «Заря прощается с землею,,,», «Облаком волнистым…», На железной дороге». Точность в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний, мелодий. Метафоричность лирики Фета.

Теория. Образец антологической лирики. Метафоричность лирики. Музыкальность лирики и звукопись, ассоциативные связи. Звуковая организация текста.

Рр. Подготовка сообщений о творческой истории сборника «Вечерние огни». Конспектирование критические статьи. Написание сочинения. Реферат.

Лит.практикум. Анализ стихотворений.

Практическая деятельность. Презентация о жизни и творчестве Фета. Урок- концерт.

Алексей Константинович Толстой. 2 ч

Жизненный путь А.К. Толстого. Лирика А.К. Толстого. Баллады и былины А.К. Толстого. Трилогия Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». Сатирические произведения А.К. Толстого.

«Бесстрашный сказатель правды».

Теория. Мотив исторической памяти. Былинные образы в сатирических целях. Историческая баллада. Литературная маска. Драматическая трилогия. Прием стилизации.

Рр. Сообщение о литературной маске. Написание сочинения и реферата. Литературный практикум. Анализ стихотворений.

Практическая деятельность. Презентация о творческом пути А.К. Толстого. Коллективный проект «Универсальный талант».

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. 4ч

Мастер сатиры. Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина.

«Вятский плен. «Жизненная позиция писателя. Сказки М.Е. Салтыкова- Щедрина – синтез его творчества. «История одного города» как сатирическое произведение. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Собирательные образы градоначальников и

«глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа. Смысл финала романа «История одного города». Своеобразие приемов сатирического изображения произведениях Салтыкова-Щедрина (гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола). «Общественный» роман «Господа Головлевы». Теория. Сатира и юмор. Сатира и антиутопия. Архаизмы. Пародия. Гротеск. Фантастика.

Рр. Подготовка сообщения о годах службы Салтыкова-Щедрина в должности вице-губернатора. Написание отзыва. Комплексный анализ эпизода. Написание сочинения.

Литературный практикум. Характеристика героев.

Практическая деятельность. Презентация о жизни и творчестве писателя. Дискуссия.

Страницы истории западноевропейского романа 19 века. 2 ч

Фредерик Стендаль «Красное и белое». Оноре де Бальзак «Человеческая комедия». Роман «Евгения Гранде». Роман « Отец Горио». Чарльз Диккенс. Рождественские повести. Роман «Домби и сын».

Теория. Новелла. Роман. Система образов. Социально-психологический тип героя. Повесть. Святочный рассказ. Рр. Сообщение о жанре святочного рассказа. Сообщение-обзор об английской литературе 19 века. Литературный практикум. Анализ произведений.

Практическая деятельность. Презентация о судьбе книг Стендаля в России 19 века. Презентация о жизни и творчестве Бальзака.

Федор Михайлович Достоевский. 9 ч

Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества. Творческая биография Ф.М, Достоевского. «Бедные люди». Кружок Петрашевского. Сибирь и каторга. «Почвенничество Достоевского». Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского. Раскольников среди униженных и оскорбленных. Социальные и философские причины бунта Раскольникова. Идея Раскольникова о праве сильной личности. Преступление Раскольникова. Причины поражения Раскольникова. Раскольников и

«сильные мира сего». Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов). Место Раскольникова в системе образов романа. Раскольников и Порфирий Петрович. «Правда» сони Мармеладовой. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Раскольников и Соня Мармеладова. Смысл финала романа. Нравственная проблематика, острое чувство ответственности в произведениях писателя. «Поиски «человека в человеке». «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Раскольников. Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора. Тема гордости и смирения. Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга. Роль эпилога. Роман «Подросток». Роман «Братья Карамазовы».

Теория. Психологический роман. Философский роман. Социальный роман. Полифонизм романа. Герой и его внутренний мир. Психологизм. Интерьер. Кульминация.

Рр. Подготовка сообщения о кружке Петрашевского. Сообщение о книге

«Записки из Мертвого дома». Рецензия на кинофильм «Преступление и наказание». Написание сочинения. Реферат. Литературный практикум. Анализ эпизодов. Анализ героев романа. Практическая деятельность. Презентация о жизни и творчестве писателя.

Лев Николаевич Толстой 18 ч

Родовое гнездо. Л.Н. Толстой. По страницам великой жизни. Трилогия Толстого. «Севастопольские рассказы». «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр. Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г.» Именины у Ростовых. Лысые горы. Изображение войны 1805- 1807 г.г. Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского. Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Война 1812 года – Отечественная война. Осуждение войны. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Кутузов и Наполеон в романе. Противопоставление Кутузова и Наполеона. Партизанская война. Бегство французов. Последний период войны и ее воздействие на героев.

«Мысль народная» в романе «Война и мир». Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали. Эпилог романа.

«Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое своеобразие. Художественные особенности произведения: специфика композиции, психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей. Женские образы романа – Наташа Ростова и Марья Болконская. Картины войны в романе. «Роевая» жизнь крестьянства. Значение образа Платона Каратаева. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения духовного мира героев («диалектика души»). Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя. Антитеза как центральный композиционный прием в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи в романе. Интерес к Толстому в современном мире. «Анна Каренина».Религиозно-эстетические взгляды Толстого. «Воскресение». Уход и смерть.

Теория. Эпос. Роман-эпопея. Путь искания героя. Герой и толпа.

«Диалектика души» «Мысль народная» в романе –эпопее. Рр. Сообщение о трилогии Толстого. Сообщение об участии Толстого в войне. Конспектирование критических статей. Написание сочинения.

Литературный практикум. Комментированное чтение фрагмента трилогии. Анализ эпизодов романа.

Практическая деятельность. Презентация о жизни и творчестве Толстого. Историко- литературная справка о событиях войны .

Николай Семенович Лесков 4 ч

Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества. Художественный мир произведений Н.С. Лескова. «Очарованный странник». Изображение национального русского характера в повести. Идейно- художественное своеобразие повести. Лесков как мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Леди Макбет Мценского уезда». «Соборяне». «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Изображение этапов духовного пути личности. (смысл странствий героя повести). Иван Флягин – один из героев- правдоискателей. Былинные мотивы повести. Особенности лесковской повествовательной манеры сказа.

Теория. Сказ. Сказовое повествование. Повесть-хроника. Композиция хроники. Герой хроники.

Рр. Сообщения о сказе Лескова «Левша». Составление сложного плана. Подготовка сообщения. Написание сочинения. Реферат.

Литературный практикум. Анализ эпизодов жизни главного героя.

Практическая деятельность. Презентация о жизни и творчестве Лескова.

Страницы зарубежной литературы конец 19 – начало 20 вв. 2 ч.

Обзорная лекция по творчеству Генрик Ибсена, Ги де Мопассана, Бернарда Шоу. Г. де Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа. Г. Ибсен. «Кукольный дом». Образ героини. Вопрос о правах женщины. Своеобразие «драм идей» как социально- психологических драм. «Пигмалион».

Теория. Пьеса. Конфликт. Сюжет. Новелла. «Драма идей».

Рр. Сообщение о полит. И театральной деятельности Ибсена. Выразительное чтение фрагментов. Сообщение о театрализации пьес Б.Шоу. Реферат.

Литературный практикум. Анализ героев пьесы. Анализ новелл. Практическая деятельность. Презентации о биографиях писателей. Антон Павлович Чехов. 10 ч

А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества. Повесть «Степь». Тема гибели души в рассказе «Ионыч». Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Мастерство писателя: внимание к детали, «импрессионизм», философская глубина, лаконизм повествования.

Действующие лица пьесы «Вишневый сад» и тема ответственности человека за свою судьбу. Конфликт в пьесе «Вишневый сад». Символический смысл образа вишневого сада. Тема времени в пьесе. Подтекст. Своеобразие жанра. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. Разлад между желаниями и реальностью существования – основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Внесценические персонажи. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

Теория. Комедия. Система персонажей. Символический смысл образа. Подтекст.

Рр. Сообщения о жизни и творчестве Чехова. Критический отзыв о пьесе. Написание сочинения. Реферат.

Литературный практикум. Анализ произведений.

Практическая деятельность. Презентация о семье Чехова.

О мировом значении русской литературы. 1 ч

Утверждение в русской литературе идеи нового человека и новой человечности. Широта связей русского героя с миром. Поиски русскими писателями второй половины 19 века «мировой гармонии».


Реализация воспитательного потенциала урока осуществляется через:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

 инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.








































Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


Содержание

Воспитательные дела, события, мероприятия

Кол часов

Развитие речи

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Становление реализма как направления в европейской

литературе

День Знаний. «Год науки и технологий»

2


www.lib.prosv.ru

Русская литературная критика

второй половины 19 века

Международный день толерантности


3


http://bibliogid.ru

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество

День матери в России

9


http://lit.1september.ru

Н.Г.Чернышевский. Жизнь и

творчество

Международный день инвалидов

4


http://newlit.ru

И.А.Гончаров. Жизнь и творчество

День российской науки

9

3

www.lib.prosv.ru

А.Н.Островский. Жизнь и

творчество

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных исследовательских проектов.

9


http://bibliogid.ru

Поэзия Ф.И.Тютчева

День российской науки.

Международный день родного языка.

4


http://lit.1september.ru

Русская поэзия во второй половине XIX века (обзор)

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных исследовательских проектов.

1


http://newlit.ru

Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество

День защитника Отечества.

6

3

www.lib.prosv.ru

Поэзия А.А.Фета

Международный женский день

4


http://bibliogid.ru

Творчество А.К.Толстого

Международный день семьи

2


http://lit.1september.ru

М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество и

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных исследовательских проектов.

4


http://newlit.ru

Ф.М.Достоевский. Жизнь и

творчество

День славянской письменности и культуры.

9


http://5litra.ru

Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных исследовательских проектов.

18

3

(http://college.ru )

Творчество Н.С.Лескова

Международный день семьи

4


(http://college.ru )

Зарубежная литература и драматургия конца XIX – начала XX

века (обзор)

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных исследовательских проектов.

2


(http://college.ru )

А.П.Чехов. Жизнь и творчество

День славянской письменности и культуры.

10


http://5litra.ru )

Заключение

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных исследовательских проектов.

1


(http://college.ru )

Итоговая работа


2

2

(http://college.ru

ИТОГО


102

11













































Календарно-тематическое планирование

10 класс (3 часа в неделю,102 часа)


Название раздела /

Название темы урока

Кол-во

часов

Основные виды деятельности

Дата по

плану

Дата по

факту

Примечание

1

Общая характеристика и своеобразие русской литературы

1

Участие в беседе, утверждение и

Доказательность собственного мнения.

01.09



2

Русская литература на рубеже XIX – XX веков

1

Подготовка докладов,

обсуждение, критический анализ статьи

02.09.



3

Становление и развитие реализма в русской литературе XIX века

1

Подготовка докладов,

обсуждение, критический анализ статьи. Работа в группе,

устный монологический ответ на

проблемный вопрос

06.09



4

Русская литературная критика II половины XIX века

1

Осознанное, творческое чтение

прозаического текста.

Выразительное чтение.

Сжатый, выборочный пересказ.

08.09



5

Русская литературная критика II половины XIX века

1

Характеристика героя,

составление плана, беседа,

групповая практическая работа.

Выразительное чтение, устное

или письменное рецензирование,

составление тезисного плана.

09.09



6

Этапы биографии и творчества И. С. Тургенева.

1

Комментированное чтение,

работа по содержанию текста,

аналитическая беседа, работа со

словом

13.09



7

Рассказы цикла «Записки охотника»

1

Выраазительное чтение

15.09



8

Особенности тургеневского романа (обзор произведений писателя)

1

Характеристика героя,

составление плана, беседа,

групповая практическая работа.

Выразительное чтение, устное

или письменное рецензирование,

составление тезисного плана.

15.09



9

Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети»

1

Комментированное чтение,

работа по содержанию текста,

аналитическая беседа, работа со

словом, самостоятельная работа с

литературоведческим

материалом, групповая работа

(составление тезисного плана)

20.09



10

Трагический характер конфликта в романе. Споры Базарова с Павлом Петровичем.

1

Групповое выполнение заданий,

выразительное чтение,

рецензирование, групповая

практическая работа

(составление устного и

письменного анализа),

письменная творческая работа

22.09



11

Внутренний конфликт в душе Базарова. Испытание любовью.

1

Характеристика героя,

составление плана, беседа,

групповая практическая работа.

Выразительное чтение, устное

или письменное рецензирование,

составление тезисного плана.

22.09



12

Мировоззренческий кризис Базарова

1

Комментированное чтение,

работа по содержанию текста,

аналитическая беседа, работа со

словом, самостоятельная работа с

литературоведческим

материалом, групповая работа

(составление тезисного плана)

27.09



13

Второй круг жизненных испытаний. Болезнь и смерть Базарова.

1

Групповое выполнение заданий,

выразительное чтение,

рецензирование, групповая

практическая работа

(составление устного и

письменного анализа),

письменная творческая работа

29.09



14

«Отцы и дети» в русской критике.

1

Рецензирование, групповая

практическая работа


29.09



15

Классное сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

1

Написание сочинения, работа с цитатами

02.10



16

Классное сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

1

Написание сочинения, работа с цитатами

06.10



17

Н.Г.Чернышевский. Страницы жизни и творчества писателя.

Творческая история романа «Что делать?». Жанровое своеобразие романа.

1

Осознанное, творческое чтение

прозаического текста.

Выразительное чтение.

Сжатый, выборочный пересказ.

08.10



18

Жанровое своеобразие романа. Значение «Что делать?» в истории литературы и революционного движения.

1

Характеристика героя,

составление плана, беседа,

групповая практическая работа.

Выразительное чтение, устное

или письменное рецензирование,

составление тезисного плана.

09.10



19

«Будущее светло и прекрасно…». Черты социальной утопии в романе «Что делать?»

1

Комментированное чтение,

работа по содержанию текста,

аналитическая беседа, работа со

словом, самостоятельная работа с

литературоведческим

материалом, групповая работа

(составление тезисного плана)

13.10



20

Основные этапы жизни и творчества И.А.Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов»

1

Групповое выполнение заданий,

выразительное чтение,

рецензирование, групповая

практическая работа

(составление устного и

письменного анализа),

письменная творческая работа

15.10



21

Образ главного героя в романе «Обломов»

1

Характеристика героя,

составление плана, беседа,

групповая практическая работа.

Выразительное чтение, устное

или письменное рецензирование,

составление тезисного плана.

15.10



22

Понятие «обломовщина»

1

Комментированное чтение,

работа по содержанию текста,

аналитическая беседа, работа со

словом, самостоятельная работа с

литературоведческим

материалом, групповая работа

(составление тезисного плана)

18.09



23

Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов»

1

Осознанное, творческое чтение

прозаического текста.

Выразительное чтение.

Сжатый, выборочный пересказ.

21.10



24

Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов»

1

Характеристика героя,

составление плана, беседа,

групповая практическая работа.

Выразительное чтение, устное

или письменное рецензирование,

составление тезисного плана.

21.10



25

Художественное мастерство И.А.Гончарова в романе «Обломов»

1

Комментированное чтение,

работа по содержанию текста,

аналитическая беседа


25.10



26

Историко-философский смысл романа «Обломов»

1

Групповое выполнение заданий,

выразительное чтение,

рецензирование, групповая

практическая работа

(составление устного и

письменного анализа),

письменная творческая работа

27.10



27

Сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов»

1

Характеристика героя,

составление плана, беседа,

групповая практическая работа.

Выразительное чтение, устное

или письменное рецензирование,

составление тезисного плана.

27.10



28

Сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов»

1

Комментированное чтение,

работа по содержанию текста,

аналитическая беседа, работа со

словом, самостоятельная работа с

литературоведческим

материалом, групповая работа

(составление тезисного плана)

11.11



29

А.Н.Островский. Этапы биографии и творчества

1

Осознанное, творческое чтение

прозаического текста.

Выразительное чтение.

Сжатый, выборочный пересказ.

14.11



30

Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие

1

Осознанное, творческое чтение

прозаического текста.

Выразительное чтение.

14.11



31

Город Калинов и его обитатели

1

Характеристика героя,

составление плана, беседа,

групповая практическая работа.


18.11



32

Образ Катерины. Ее душевные трагедии

1

Характеристика героя,

составление плана, беседа,

групповая практическая работа.

21.11



33

Подготовка к сочинению по пьесе «Гроза»

1

Написание сочинения, работа с цитатами

21.11



34

Анализ драмы «Бесприданница»

1

Осознанное, творческое чтение

прозаического текста.

Выразительное чтение.

Сжатый, выборочный пересказ.

25.11



35

Этапы биографии и творчества Ф.И.Тютчева

1

Характеристика героя,

составление плана, беседа,

групповая практическая работа.

Выразительное чтение, устное

или письменное рецензирование,

составление тезисного плана.

28.11



36

Любовная лирика Ф.И.Тютчева

1

Комментированное чтение,

работа по содержанию текста,

аналитическая беседа, работа со

словом, самостоятельная работа с

литературоведческим

материалом, групповая работа

(составление тезисного плана)

28.11



37

Философская лирика Ф.И.Тютчева

1

Групповое выполнение заданий,

выразительное чтение,

рецензирование, групповая

практическая работа

01.12



38

Итоговый урок по творчеству Ф.И.Тютчева

1

Характеристика героя,

составление плана, беседа,

групповая практическая работа.

Выразительное чтение, устное

или письменное рецензирование,

составление тезисного плана.

05.12



39

Биографическая и творческая справка о Н.А.Некрасове

1

Комментированное чтение,

работа по содержанию текста,

аналитическая беседа, работа со

словом

05.12



40

Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова

1

Комментированное чтение,

работа по содержанию текста,

аналитическая беседа, работа со

словом, самостоятельная работа с

литературоведческим

материалом, групповая работа

(составление тезисного плана)

07.12



41

Горькая доля народа пореформенной России

1

Групповое выполнение заданий,

выразительное чтение,

рецензирование, групповая

практическая работа

(составление устного и

письменного анализа),

письменная творческая работа

07.12



42

Душа народа русского в поэме «кому на Руси жить хорошо?»

1

Характеристика героя,

составление плана, беседа,

групповая практическая работа.

Выразительное чтение, устное

или письменное рецензирование,

составление тезисного плана.

09.12



43

Душа народа русского в поэме «кому на Руси жить хорошо?»

1

Осознанное, творческое чтение

прозаического текста.


09.12



44

Народ в споре о счастье

1

Характеристика героя, работа с цитатами

13.12.



45

Идейный смысл рассказов о грешниках

1

Составление плана, беседа,

16.12



46

Народ и Гриша Добросклонов

1

Групповая практическая работа.

16.12



47

Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо?»

1

Написание сочинения, работа с цитатами

20.12



48

Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо?»

1

Написание сочинения, работа с цитатами

23.12



49

Этапы биографии и творчества А.А.Фета

1

Сжатый, выборочный пересказ.

23.12



50

Основные мотивы творчества А.А.Фета

1

Характеристика героя,

составление плана, беседа,

групповая практическая работа.

Выразительное чтение, устное

или письменное рецензирование,

составление тезисного плана.

27.12



51

Анализ стихотворений А.А.Фета

1

Комментированное чтение,

работа по содержанию текста,

аналитическая беседа, работа со

словом, самостоятельная работа с

литературоведческим

материалом, групповая работа

(составление тезисного плана)

29.12



52

Художественный мир А. К. Толстого. Любовная лирика А. К. Толстого.

1

Групповое выполнение заданий,

выразительное чтение,

рецензирование, групповая

практическая работа

(составление устного и

письменного анализа),

письменная творческая работа

29.12



53

Исторические взгляды Толстого и его сатирические стихотворения.

1

Характеристика героя,

составление плана, беседа,

групповая практическая работа.

Выразительное чтение, устное

или письменное рецензирование,

составление тезисного плана.

09.01



54

Формирование сатирического дарования Салтыкова - Щедрина.

1

Комментированное чтение,

работа по содержанию текста,

аналитическая беседа, работа со

словом, самостоятельная работа с

литературоведческим

материалом, групповая работа

(составление тезисного плана)

11.01



55

«История одного города» как итог жизненного опыта и сатирического творчества Салтыкова – Щедрина 1860-х годов.

1

Осознанное, творческое чтение

прозаического текста.

Выразительное чтение.

Сжатый, выборочный пересказ.

11.01



56

Градоначальники города Глупова как земные идолы.

1

Характеристика героя,

составление плана, беседа,

групповая практическая работа.

Выразительное чтение, устное

или письменное рецензирование,

составление тезисного плана.

16.01



57

Пророческий смысл финала сатиры.

1

Комментированное чтение,

работа по содержанию текста,

аналитическая беседа, работа со

словом, самостоятельная работа с

литературоведческим

материалом, групповая работа

(составление тезисного плана)

18.01



58

Зарубежная литература. Ф.Стендаль, О. де Бальзак, Ч.Диккенс

1

Групповое выполнение заданий,

выразительное чтение,

рецензирование, групповая

практическая работа

(составление устного и

письменного анализа),

письменная творческая работа

18.01



59

Ф.М.Достоевский. Этапы биографии и творчества

1

Характеристика героя,

составление плана, беседа,

групповая практическая работа.

Выразительное чтение, устное

или письменное рецензирование,

составление тезисного плана.

23.01



60

Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего»

1

Комментированное чтение,

работа по содержанию текста,

аналитическая беседа

25.01



61

«Потрясенный, выбитый из колеи герой» или Раскольников среди униженных и оскорбленных

1

Характеристика героя,

составление плана, беседа,

групповая практическая работа.

Выразительное чтение, устное

или письменное рецензирование,

составление тезисного плана.

25.01



62

Идея Раскольникова о праве сильной личности

11

Комментированное чтение,

работа по содержанию текста,

аналитическая беседа, работа со

словом, самостоятельная работа с

литературоведческим

материалом, групповая работа

(составление тезисного плана)

30.01



63

Преступление Раскольникова

1

Групповое выполнение заданий,

выразительное чтение,

рецензирование


01.02



64

Раскольников и «сильные мира сего»

1

Характеристика героя,

составление плана, беседа,

групповая практическая работа.

Выразительное чтение, устное

или письменное рецензирование,

составление тезисного плана.

01.02



65

«Солгал-то он бесподобно, а на натуру и не сумел рассчитать»

1

Комментированное чтение,

работа по содержанию текста,

аналитическая беседа, работа со

словом, самостоятельная работа с

литературоведческим

материалом, групповая работа

(составление тезисного плана)

06.01



66

Семья Мармеладовых. Правда Сони Мармеладовой

1

Характеристика героя,

составление плана, беседа,

групповая практическая работа.

06.01



67

Воскрешение человека в Раскольникове через любовь

1

Характеристика героя,

составление плана, беседа,

групповая практическая работа.

Выразительное чтение, устное

или письменное рецензирование,

составление тезисного плана.

08.01



68

Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

1

Написание сочинения, работа с цитатами

13.01



69

Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

1

Написание сочинения, работа с цитатами

15.01



70

По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой –человек, мыслитель, писатель

1

Осознанное, творческое чтение

прозаического текста.


20.01



71

«Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого. Правдивое изображение войны.

1

Характеристика героя,

составление плана, беседа,

групповая практическая работа.

Выразительное чтение, устное

или письменное рецензирование,

составление тезисного плана.

21.01



72

Роман «Война и мир» -роман-эпопея: проблематика, образы, жанр

1

Комментированное чтение,

работа по содержанию текста,

аналитическая беседа, работа со

словом, самостоятельная работа с

литературоведческим

материалом, групповая работа

(составление тезисного плана)

21.01



73

Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805г.»

1

Групповое выполнение заданий,

выразительное чтение,

рецензирование, групповая

практическая работа

(составление устного и

письменного анализа),

письменная творческая работа

27.01



74

Именины у Ростовых. Лысые горы.

1

Характеристика героя,

составление плана, беседа,

групповая практическая работа.

Выразительное чтение, устное

или письменное рецензирование,

составление тезисного плана.

27.01



75

Изображение войны 1805-1807г.г.

1

Комментированное чтение,

работа по содержанию текста,

аналитическая беседа, работа со

словом, самостоятельная работа с

литературоведческим

материалом, групповая работа

1(составление тезисного плана)

01.02



76

Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и А. Болконского.

1

Осознанное, творческое чтение

прозаического текста.

Выразительное чтение.

Сжатый, выборочный пересказ.

03.02



77

Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа.

1

Характеристика героя,

составление плана, беседа,

групповая практическая работа.

Выразительное чтение, устное

или письменное рецензирование,

составление тезисного плана.

03.02



78

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе.

1

Комментированное чтение,

работа по содержанию текста,

аналитическая беседа, работа со

словом, самостоятельная работа с

литературоведческим

материалом, групповая работа

(составление тезисного плана)

06.02



79

Изображение войны в романе.

1

Групповое выполнение заданий,

выразительное чтение,

рецензирование

08.02



80

Кутузов и Наполеон в романе.

1

Характеристика героя,

составление плана, беседа,

групповая практическая работа.

Выразительное чтение, устное

или письменное рецензирование,

составление тезисного плана.

08.02



81

Партизанская война. Бегство французов.

1

Комментированное чтение,

работа по содержанию текста,

аналитическая беседа


13.02



82

«Мысль народная» в романе «Война и мир».

1

Характеристика героя,

составление плана, беседа,

групповая практическая работа.

Выразительное чтение, устное

или письменное рецензирование,

составление тезисного плана.

15.02



83

Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали.

1

Комментированное чтение,

работа по содержанию текста,

аналитическая беседа, работа со

словом, самостоятельная работа с

литературоведческим

материалом, групповая работа

(составление тезисного плана)

15.02



84

Эпилог романа.

1

Групповое выполнение заданий,

выразительное чтение,

рецензирование


20.02



85

Образ Наташи Ростовой.

1

Характеристика героя,

составление плана, беседа,

групповая практическая работа.

Выразительное чтение, устное

или письменное рецензирование,

составление тезисного плана.

22.02



86

Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.

1

Комментированное чтение,

работа по содержанию текста,

аналитическая беседа, работа со

словом, самостоятельная работа с

литературоведческим

материалом, групповая работа

(составление тезисного плана)

22.02



87

Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

1

Написание сочинения, работа с цитатами

27.02



88

Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

1

Написание сочинения, работа с цитатами

01.03



89

Художественный мир произведений Н.С.Лескова

1

Осознанное, творческое чтение

прозаического текста.

Выразительное чтение.

Сжатый, выборочный пересказ.

06.03



90

«Очарованный странник». Идейно-художественное своеобразие

1

Характеристика героя,

составление плана, беседа,

групповая практическая работа.

Выразительное чтение, устное

или письменное рецензирование,

составление тезисного плана.

09.03



91

Изображение национального русского характера в повести.

1

Комментированное чтение,

работа по содержанию текста,

аналитическая беседа, работа со

словом, самостоятельная работа с

литературоведческим

материалом, групповая работа

(составление тезисного плана)

09.03



92

Страницы зарубежной литературы

конца XIX – начала XX века

Г.Ибсен, Г. де Мопассан, Б.Шоу


1

Групповое выполнение заданий,

выразительное чтение,

рецензирование

13.03



93

Г.Ибсен, Г. де Мопассан, Б.Шоу


1

Характеристика героя,

составление плана, беседа,

групповая практическая работа.

Выразительное чтение, устное

или письменное рецензирование,

составление тезисного плана.

15.03



94

Общественно-политическая жизнь России в 80-90-е годы 20 века и ее отражение в литературе

1

Комментированное чтение,

работа по содержанию текста,

аналитическая беседа, работа со

словом, самостоятельная работа с

литературоведческим

материалом, групповая работа

(составление тезисного плана)

15.03



95

А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества.

1

Осознанное, творческое чтение

прозаического текста.

Выразительное чтение.

Сжатый, выборочный пересказ.

28.03



96

Маленькая трилогия. Идейно-художественное своеобразие

1

Характеристика героя,

составление плана, беседа,

групповая практическая работа.

Выразительное чтение, устное

или письменное рецензирование,

составление тезисного плана.

29.03



97

Тема гибели души в рассказе «Ионыч».

1

Комментированное чтение,

работа по содержанию текста,

аналитическая беседа, работа со

словом, самостоятельная работа с

литературоведческим

материалом, групповая работа

(составление тезисного плана)

03.04



98

Конфликт в пьесе «Вишневый сад».

1

Групповое выполнение заданий,

выразительное чтение,

рецензирование


05.04



99

Действующие лица пьесы «Вишневый сад» и тема ответственности человека за свою судьбу.

1

Характеристика героя,

составление плана, беседа,

групповая практическая работа.

Выразительное чтение, устное

или письменное рецензирование,

составление тезисного плана.

10.04



100

Особенности чеховского диалога

1

Комментированное чтение,

работа по содержанию текста,

аналитическая беседа, работа со

словом, самостоятельная работа с

литературоведческим

материалом, групповая работа

(составление тезисного плана)

17.04



101

Повторение

1

Аналитическая беседа, работа со

словом, самостоятельная работа с

литературоведческим

материалом, групповая работа

(составление тезисного плана)

11.05



102

Итоговая контрольная работа

1

Решение теста

18.05





Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


1. Нелькин А.Г., Фураева Л.Д. Рабочие тетради по литературе и развитию речи для 10 класса. – С-Пб., 2018.

2. Миронова Н. А. Тесты по литературе 10 класс: к учебнику-хрестоматии Ю. В. Лебедева «Русская литература 10класс». – М.: Экзамен,2017



Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Интернет-ресурсы:

1. Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы».

http://lit.1september.ru

2. Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского

образовательного портала. http://litera/edu.ru

3. BiblioГид – книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки.

http://www.bibliogid.ru

4. Kidsbook: библиотека детской литературы. http://kidsbook.narod.ru

5. Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения

РАО. http://ruslit.ioso.ru

6. Методика преподавания литературы. http://metlit.nm.ru

7. Русская виртуальная библиотека. http://www.rvb.ru

8. Стихия: классическая русская/ советская поэзия. http://litera.ru/stixiya/





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!