СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающегося 1 класса на 2023-2024 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный предмет «Литературное чтение» входит в предметную область «Филология». Литературное чтение в начальной школе является неотъемлемой частью образования, обеспечивающей введение ребенка в мир художественной литературы, способствующей становлению читательской компетентности обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР), формирующей потребность в систематическом чтении.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающегося 1 класса на 2023-2024 учебный год»


Приложение 1

к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 2)











Рабочая программа

по учебному предмету «Литературное чтение»

для обучающегося 1 класса

на 2023-2024 учебный год
















Составитель:

Чекалдина Е.О.

учитель начальных классов










Биробиджан, 2023г.



Пояснительная записка

Учебный предмет «Литературное чтение» входит в предметную область «Филология». Литературное чтение в начальной школе является неотъемлемой частью образования, обеспечивающей введение ребенка в мир художественной литературы, способствующей становлению читательской компетентности обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР), формирующей потребность в систематическом чтении.

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

1) Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

2) Приказ «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19 декабря 2014 г. № 1598;

3) Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

4) Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2).

5) Учебный план ОГАОУ «Центр образования «Ступени» на 2021-2022 учебный год.

6) Положение о рабочей программе учебного предмета, курса в ОГАОУ «Центр образования «Ступени»;

7) Программы по обучению грамоте Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. (Сборник рабочих программ «Школа России», М: Просвещение, 2014г.).

Целью изучения предмета «Литературное чтение» является формирование у обучающегося навыков чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы, привитие вкуса к чтению. Овладение учебным предметом представляет сложность для учащегося с ЗПР. Это связано с недостатками фонематического восприятия, непониманием содержания звучащей речи, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, несовершенством навыков чтения, несформированностью основных мыслительных операций. В соответствии с перечисленными трудностями определяются задачи учебного предмета:

- формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;

- формировать, закреплять и постепенно совершенствовать навыки чтения (сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя);

- уточнять и обогащать словарный запас путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;

- формировать умение полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодолевать недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы ученика;

- развивать нравственные и эстетические представления и чувства, художественный вкус, творческое и воссоздающее воображение, корригировать отклонения личностного развития ребенка;

- преодолевать недостатки в развитии речи обучающегося, формировать речевые умения и навыки;

- развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;

- прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению;

- формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения навыком чтения (наблюдения, сравнения и обобщения);

- способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление недостатков сферы жизненной компетенции;

- содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

С учетом особых образовательных потребностей учащегося с ЗПР в 1 классе обозначенные задачи конкретизируются:

- учить выделять последовательность звуков и слогов в словах, использовать знаково-символические средства (при составлении звуковых схем, схем предложения);

- формировать умение слитного послогового чтения слов с разной слоговой структурой, умение правильно понимать читаемые слова, предложения, небольшие тексты;

- учить элементам выразительного чтения;

- учить понимать звучащую речь, отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, передавать содержание прослушанного;

- учить использовать формы речевого этикета;

- развивать нравственные и эстетические представления и чувства;

- развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт и словарь, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;

- воспитывать интерес к книгам и чтению;

- содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

Общая характеристика и коррекционно-развивающее

значение учебного предмета

Учебный предмет «Литературное чтение» является одним из основных предметов в системе подготовки младшего школьника с ЗПР. Овладение читательской компетенцией, умение излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к книгам и чтению способствует формированию общей культуры. Овладение учебным предметом оказывает положительное влияние на общую успеваемость обучающегося по всем предметным областям.

У учащегося с ЗПР часто оказываются несформированными предпосылки овладения навыком чтения: ребенок с трудом дифференцируют акустически сходные фонемы, плохо запоминает буквы, наблюдается нарушение перекодировки звука в букву и наоборот. Пространственная ограниченность поля зрения, замедленность мыслительной деятельности затрудняют овладение способом слияния согласной и гласной, привязывая ребенка к побуквенному чтению.

Учащийся с ЗПР не слышат в слове отдельных звуков, не может установить их последовательность, правильно произнести, отмечаются недостатки лексико-грамматической стороны и связной речи.

В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащийся приобретает общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читает, строит диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывает и сопоставляет различные объекты, самостоятельно пользуется справочниками, находит информацию в словарях и др.

Работа на уроке направлена на формирование языкового анализа и синтеза. Содержание работы на уроке позволяет учащемуся овладеть техникой чтения, помогает научиться понимать смысл прочитанного, предотвратить ошибки, возникающие при обучении чтению. Кроме того, на уроках в процессе работы расширяется запас представлений об окружающем мире, обогащается словарь, уточняется понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом.

Младший школьник с ЗПР с помощью учителя учится самостоятельно использовать контекст при осмыслении встречающихся в нем незнакомых слов и выражений. Специально организованная учителем работа позволяет ребенку передать содержащуюся в прочитанном тексте мысль, установить временные, причинно-следственные связи, охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам. Школьник учится в правильном интонировании при чтении.

Работа над перечисленными выше компонентами на уроках чтения способствует пониманию прочитанного и накоплению необходимых сведений и знаний об окружающей действительности, речевому развитию учащегося, преодолению специфических недостатков познавательной деятельности, оказывая положительное влияние на весь процесс обучения школьника с ЗПР. В процессе реализации данного учебного предмета формируются навыки правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения, которые необходимы школьнику с ЗПР для усвоения программного материала по всем предметам учебного плана.

Умение передавать при чтении различными выразительными средствами свое отношение к прочитанному, способность сделать подробный, выборочный и краткий пересказ, умение воспроизводить содержание текста-описания или рассуждения являются одним из необходимых условий успешного обучения. Умение различать в тексте слова, объяснять и использовать в собственной речи оттенки значений слов, образные средства выразительности способствуют развитию всех компонентов речевой системы.

Умение отличать связный текст от набора предложений, делить текст на части, озаглавливать их, объяснять смысл названия текста и смысл текста в целом также является необходимым школьным навыком.

При усвоении программного материала по учебному предмету «Литературное чтение» учащийся учится умениям ориентироваться в задании и производить его анализ, обдумывать и планировать предстоящую работу, следить за правильностью выполнения задания, рассказывать о проведенной работе и давать ей оценку.

В ходе обучения в 1 классе, выполняющем пропедевтическую функцию, младший школьник с ЗПР осваивает чтение, приобретает первоначальные навыки работы с учебной книгой, обогащает словарный запас, учится строить учебное высказывание, использовать знаково-символические средства.

Место предмета в учебном плане

Рабочая программа составлена на 132 часа (по 4 часа в неделю). В соответствии с ПрАООП длительность уроков в первом полугодии составляет 35 минут, во втором - 40 минут.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Литературное чтение» позволяет проконтролировать наличие позитивных изменений по ниже перечисленным параметрам.

В формировании фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза:

- развитие умения устанавливать последовательность звуков в слове, осуществлять звуко-буквенный анализ слов;

- понимание содержания звучащей речи.

В формировании навыков сознательного и правильного чтения вслух:

- овладение навыком плавного слогового чтения слогов, слов и предложений, состоящих из слов несложной слоговой структуры;

- определение последовательности событий, понимание прочитанного.

В уточнении и обогащении словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении:

- накопление необходимых сведений и знаний об окружающей действительности;

- понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом.

В развитии нравственных и эстетических представлений и чувств, творческого и воссоздающего воображения, коррекции отклонений личностного развития ребенка:

- развитие умение сопереживать героям;

- умение охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам.

В преодолении недостатков в развитии речи обучающегося, в формировании речевых умений:

- осознание цели речевого высказывания;

- умение задавать вопрос по услышанному произведению;

- умение слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы.

В развитии и расширении представлений об окружающем мире, обогащении чувственного опыта, развитии мыслительной деятельности и познавательной активности:

- умение отвечать на вопросы, нацеленные на осознание причинно-следственных связей по содержанию;

- формирование запаса литературных художественных впечатлений;

- понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев;

- актуализация жизненного опыта при анализе содержания прочитанного;

- развитие у учащегося интереса к художественной литературе.

Личностные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение» могут проявиться в:

- принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;

- формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе знакомства с литературными произведениями);

- развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитии адекватных представлений о собственных возможностях;

- овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками). Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение» включают осваиваемые обучающимся универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).

Познавательные универсальные учебные действия:

- осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения;

- кодировать и перекодировать информацию;

- осуществлять разносторонний анализ объекта (содержание услышанного, прочитанного).

Регулятивные универсальные учебные действия:

- понимать смысл предъявляемых учебных задач (прочитать, ответить на вопросы по содержанию);

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок (совершенствование связного высказывания). Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

- слушать собеседника и вести диалог;

- использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.

Учебный предмет «Литературное чтение» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по ниже перечисленным направлениям.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:

- обратиться за помощью к учителю при непонимании услышанного или прочитанного, сформулировать запрос о помощи;

- распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;

- словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:

- в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь, получать и уточнять информацию от собеседника;

- в умении отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников;

- в умении выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность. Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется:

- в понимании роли литературного чтения в трансляции культурного наследия;

- в умении делиться своими впечатлениями, наблюдениями, личным опытом. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется:

- в соблюдении правил речевого поведения в учебных ситуациях с учителем и одноклассниками;

- в умении использовать принятые на уроках социальные ритуалы (выразить просьбу, намерение, умение корректно привлечь к себе внимание учителя). Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;

3) осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;

4) понимание роли чтения, использование разных видов чтения;

5) формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;

6) овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

7) формирование потребности в систематическом чтении;

8) выбор с помощью взрослого интересующей литературы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение предмета «Литературное чтение» в 1 классе включает следующие разделы:

Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи. Понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий.

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух.

Говорение (культура речевого общения). Понимать вопросы, отвечать на них, выслушивать, не перебивая, собеседника. Использование норм речевого этикета. Передача содержания прослушанного. Передача впечатлений из повседневной жизни в рассказе (описание, повествование).

Круг детского чтения. Произведения устного народного творчества. Произведения классиков детской литературы, доступные для восприятия младших школьников с ЗПР.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Прозаическая и стихотворная речь. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, загадки). Сказки.

Творческая деятельность обучающиегося (на основе литературных произведений). Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: инсценирование, установление последовательности событий; создание собственного текста по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.










Календарно-тематическое планирование



№ урока


Тема урока

Кол - во часов

Сроки прохождения

План

Факт

Добукварный период (29 ч)

Учебник «Азбука» 1 класс 1 часть

1

Азбука—первая учебная книга.

1



2

Устная и письменная речь

1



3,4,5

Предложение

3



6,7

Слово и слог.

2



8,9

Деление слова на слоги

2



10,11

Слог. Ударение.

2



12,13

Звуки в окружающем мире

2



14,15

Гласные и согласные звуки

2



16,17

Как образуется слог?

2



18,19

Звуки и буквы

2



20,21

Гласная буква А.

2



22,23

Гласная буква О

2



24,25

Гласная буква И

2



26,27

Гласная буква Ы

2



28,29

Гласная буква У

2



Букварный период (81 ч)

30, 31

Согласная буква Н.

2



32, 33

Согласная буква С.

2



34, 35

Согласная буква К.

2



36, 37

Согласная буква Т.

2



38, 39

Согласная буква Л.

2



40

Звонкие и глухие согласные звуки и буквы.

1



41, 42

Согласная буква Р.

2



43, 44, 45

Согласная буква В.

3



46, 47, 48

Гласная буква Е.

3



49, 50, 51

Согласная буквы П.

3



52, 53, 54

Согласная буква М.

3



55, 56, 57

Согласная буква З.

3



58, 59, 60

Согласная буква Б.

3



61, 62, 63

Согласная буква Д.

3



64, 65, 66

Гласная буква Я.

3



67,68,69

Согласная буква Г.

3



Учебник «Азбука» 1 класс 2 часть

70,71,72

Согласная буква Ч.

3



73,74,75

Буква Ь.

3



76,77

Разделительный мягкий знак.

2



78,79,80

Согласная буква Ш.

3



81,82,83

Согласная буква Ж.

3



84,85,86

Гласная буква Ё.

3



87,88,89

Согласная буква Й.

3



90,91,92

Согласная буква Х.

3



93,94,95

Гласная буква Ю.

3



96,97,98

Согласная буква Ц.

3



99,100,

101

Гласная буква Э.

3



102,103,

104

Согласная буква Щ.

3



105,106,

107

Согласная буква Ф.

3



108,109,

110

Буква Ъ.

3



Послебукварный период (22 ч)

111

С. Маршак

«Как хорошо уметь читать!»

1



112

В. Берестов «Читалочка»

1



113,11

Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

2



115

К. Ушинский

«Наше Отечество»

1



116

А. Пушкин

1



117

Л. Толстой. Рассказы

1



118

К. Ушинский «Худо тому, кто добра не делает»,

«Вместе тесно, а врозь скучно»

1




К. Чуковский.

Отрывки из сказок

1



119

В. Бианки «Первая охота»

1



120

Годовая контрольная аттестация

1



121

С. Маршак «Угомон»

1



122

М. Пришвин

«Предмайское утро»

1



123

М. Пришвин «Глоток молока»

1



124

А. Барто «Помощница»,

1



125

А. Барто «Игра в слова»

1



126

С. Михалков «Котята»

1



127

Б. Заходер «Два и три»

1



128

В. Берестов «Песья песня», «Прощание с другом»

1



129

В. Крупин

«Первоучители словенские»

1



130

В. Крупин «Первый букварь»

1



131

Проверим себя и оценим свои достижения

1



132

Викторина

«Что? Зачем? Почему»

1





















Контрольно-оценочные материалы

для проведения промежуточной аттестации


Четыре бабочки Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, жёлтая бабочка и зелёная бабочка. Вдруг прилетела большая чёрная птица. Увидела она бабочек и захотела их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на ромашку. Красная бабочка – на мак. Желтая – на одуванчик, а зелёная спряталась за листом дерева. Летала птица, летала, но не увидела бабочек. (56 слов)

Вопросы:

1) Над чем летали бабочки?

2) Какого цвета были бабочки?

3) Кто прилетел на луг?

4) Что птица хотела сделать с бабочками?

5) Почему птица не увидела бабочек?

6) На какой цветок села белая бабочка? Красная бабочка? Желтая и зеленая?


























Учебно-методического обеспечение

1) Горецкий, В.Г. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. Ишимова О.А.

2) Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. / О. А. Ишимова. М.: Просвещение, 2014.

3) Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения: пособие для учителей начальных классов и студентов / Ю.А. Костенкова, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко. Тригер Р.Д.

4) Литературное чтение. Программа // Программы для специальных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1–4, Подготовительный класс. М.: Парадигма, 2012. Тригер Р.Д., Владимирова Е. В.

5) Русский язык. Подготовка к обучению грамоте: Методическое пособие. М., 2010. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В.

6) Русский язык. 1 класс. Звуки речи, слова, предложения. М., 2003.