СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» 6 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» 6 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 40 ГОРОДА ЕНАКИЕВО»














Рабочая программа

по учебному предмету



«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»



6 класс

2021-2022 учебный год





















Учитель: Мартынова Л.В.

Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» 6 класс разработана с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребенка и составлена на ограниченный период времени (один год).

Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математическим представлениям, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое. Представления об объемных геометрических телах и плоскостных геометрических фигурах, их свойствах пригодятся ребёнку на занятиях по аппликации, лепке, рисованию.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: применение педагогических здоровьесберегающих, информационно - коммуникационных и игровых технологий.


Описание места предмета в учебном плане


В соответствии с индивидуальным учебным планом обучающейся, на 2021-2022 учебный год на изучение учебного предмета «Математические представления» в 6 классе отводится 2 час в неделю, что составляет 34 часа.

Согласно Календарному учебному графику МБОУ «Школа № 40 города Енакиево» на 2021-2022 учебный год количество учебных недель в 6 классе составляет 34 недели.

Согласно расписания учебных занятий, с учетом праздничных и выходных дней, календарно-тематический план составляет 67 часов.


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:

  • развитие мотивации к обучению;

  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни;

  • умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);

  • владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

  • развитие положительных свойств и качеств личности.

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственной норме,

  • развитие эстетических чувств, формирование уважительного отношения к окружающим

Предметные результаты:

  1. Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления

  • Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.

  • Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.

  • Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.

  1. Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

  • Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

  • Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.

  • Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти.

  • Умение обозначать арифметические действия знаками.

  • Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.

  1. Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.

  • Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.

  • Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.

  • Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.

  • Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона.

  • Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.


Содержание учебного предмета


Программа построена на основе следующих разделов: Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».

Количественные представления

Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).

Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5). Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1-3 (1- 5, 1-10, 0-10). Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, …, 10) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10). Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Запись решения задачи в виде арифметического примера. Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег.

Представления о величине.

Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Узнавание весов, частей весов; их назначение. Измерение веса предметов, материалов с помощью весов. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине. Измерение с помощью мерки. Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой.

Представление о форме.

Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма»,

«брусок». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг). Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение. Рисование круга произвольной (заданной) величины. Измерение отрезка.

Пространственные представления

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду.

Временные представления

Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту. Определение времени по часам: целого часа, четверти часа, с точностью до получаса (до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.




Календарно-тематический план

по учебному предмету

«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»

6 класс

(67 ч., 2 час в неделю)



урока

Дата проведения

Содержание темы урока

Количество

часов в теме

Домашнее задание

Примечание

план

факт




Количественные представления

27



09.09


  • Нахождение одинаковых предметов;

1



14.09


  • Объединение предметов в единое множество.

1



16.09


  • Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»).

1



21.09


  • Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств);

1



23.09


  • Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).

1



28.09


  • Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств).

1



30.09


  • Пересчет предметов по единице.

1



05.10


  • Узнавание цифр.

1



07.10


Различение множеств («один», «много»)

1




12.10


Соотнесение количества

предметов с числом.

1





Обозначение числа цифрой.

1



14.10


Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1-3

1



19.10


Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1- 3

1



21.10


Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1-5

1



26.10


Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2

1




28.10


Состав числа 2.

Счет в прямой (обратной) последовательности.

1



09.11


Состав числа 3. Счет в прямой (обратной) последовательности.

1



11.11


Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 3.

1



16.11


Состав числа 4

1



18.11


Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 4

1



23.11


Состав числа 5.

1



25.11


Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5.

1



30.11


Дидактическая игра «Веселый счет. Учимся считать от 1 до 5

1



02.12


Различение денежных знаков (монет, купюр).

1



07.12


Узнавание достоинства монет (купюр).

1



09.12


Дидактическая игра "Магазин". Учимся считать деньги.

1






Представления о величине

9



14.12


  • Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов;

1




16.12


  • Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения.

1



21.12


  • Составление упорядоченного ряда по убыванию;

1



23.12


  • Составление упорядоченного ряда по возрастанию;

1



28.12


  • Сравнение предметов по длине.

1



11.01


  • Различение однородных (разнородных) предметов по длине.

1



13.01


  • Сравнение предметов по длине.

1



18.01


  • Различение однородных (разнородных) предметов по ширине.

1



20.01


  • Проверочная работа

1






Представления о форме

11



25.01


Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник.

1



27.01


Узнавание (различение) геометрических фигур: квадрат.

1



01.02


Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. фигурой.

1



03.02


Узнавание (различение) геометрических фигур: прямоугольник.

1



08.02


Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. фигурой.

1



10.02


Узнавание (различение) геометрических фигур: точка.

1



15.02


Узнавание (различение) геометрических фигур: линия.

1



17.02


Узнавание (различение) геометрических фигур: точка, линия (прямая, ломаная).

1



22.02


Узнавание (различение) геометрических фигур: отрезок.

1



24.02


Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).

1



01.03


Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии).

1






Пространственные представления

8



03.03


Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), (спереди), зад (сзади).

1





10.03


Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): правая (левая) рука (нога, сторона тела).

1



15.03


Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там).

1



17.03



Определение месторасположения предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева.

1



22.03


Определение месторасположения предметов в пространстве: между, в середине, в центре.

1



24.03


Определение месторасположения предметов в пространстве: далеко (там).

1



05.04


Определение месторасположения предметов в пространстве:

между, в середине, в центре.

1




07.04


Определение месторасположения предметов в пространстве: перед, за, над, под, напротив.

1






Временные представления

14



12.04


Узнавание (различение) частей суток.

1



14.04


Знание порядка следования частей суток

1



19.04


Умение называть/показывать какой день был вчера, какой будет завтра с помощью учителя.

1



21.04


Узнавание (различение) дней недели.

1



26.04


Умение определять день недели за его порядковым числом.

1



28.04


Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом.

1




03.05


Соотнесение деятельности с временным промежутком: вчера, сегодня, завтра.

1



05.05


Соотнесение деятельности с временным промежутком: на следующий день, позавчера, послезавтра.

1



10.05


Соотнесение деятельности с временным промежутком: давно, недавно.

1



12.05


Соотнесение времени с началом и концом деятельности

1



17.05


Различение времен года.

1



19.05


Знание порядка следования сезонов в году.

1



24.05


Проверочная работа

1



26.05


Дидактическая игра «Веселый счет.

1




Выполнение программы:

по программе ____ часов

фактически проведено ___часов