СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» (вариант 5.2 (I отделение))
для 1 дополнительного, 1-4 классов
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол от_______ № Руководитель МО ________Н.В.Шеина | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ГБОУ Стерлитамакская КШИ ____________Т.Н. Дудник | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Стерлитамакская КШИ ____________А.О.Бацулин Приказ №____ от ________ |
Рабочая программа
по учебному предмету «Музыка»
(вариант 5.2 (I отделение))
для 1 дополнительного - 4 классов
Срок освоения 5 лет
Составители: Юсупова А.Р.
Киреева С.Х.
Абдулова Э.Ш.
2023 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с:
• Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказом Министерства образования и науки РФ №1598 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
• Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023.
«Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
• АООП НОО для обучающихся c тяжёлыми нарушениями речи ГБОУ Стерлитамакская коррекционная школа-интернат для глухих и слабослышащих обучающихся (вариант 5.2).
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена с учетом Рабочей программы воспитания ГБОУ Стерлитамакская коррекционная школа-интернат для глухих и слабослышащих обучающихся.
Музыка жизненно необходима для полноценного развития обучающихся младшего школьного возраста. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию.
Важнейшими задачами на уровне начального общего образования являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:
а) слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);
д) исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.
Воспитательный потенциал предмета осуществляется через систему межличностных взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик».
И важным аспектом уважительного, доверительного отношения между учителем и его учениками, является создание комфортной, психологической атмосферы на уроках музыки, которая способствует позитивному восприятию требований и просьб учителя, привлекает внимание учащихся к обсуждаемым на уроках темам, активизирует их познавательную деятельность. Урок музыки формирует и закрепляет общепринятые нормы поведения в обществе и школе. Общение с учителем и сверстниками происходит на основе взаимопонимания, взаимоуважения, что позволяет эффективно организовать усвоение учебного материала и развивать навыки коммуникации.
Практически нет ни одного урока музыки, который бы не был пронизан «воспитательным моментом» и огромную роль в этом играет содержание урока. С первых уроков в начальной школе, ребёнок знакомиться с классической и народной музыкой, которая благотворно влияет на его общее развитие. Разноцветный мир ребёнка – игры, танцы, развлечения, размышления, находят отражение в «Детском альбоме» П.И.Чайковского. Слушая пьесы «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Марш деревянных солдатиков», «Утренняя молитва», «Нянина сказка», «Мама» школьники учатся радоваться и сострадать, размышлять и мечтать, фантазировать вместе с этой прекрасной музыкой. Развитие светлой темы детства продолжается в произведениях С.С.Прокофьева «Утро», «Вечер», «Пятнашки», вокальном произведении «Болтунья», симфонической сказке «Петя и волк», замечательных произведениях Клода Дебюсси «Кукольный кекуок» и «Танцы кукол» Дмитрия Шостаковича. Эти произведения формируют ценностное отношение к семье, воспитывают такие качества личности как доброта, любовь, сочувствие, сострадание. Развивают эмоциональную сферу ученика, расширяют кругозор в социокультурном пространстве.
Формирование уважительного отношения к обычаям и традициям народов России, воспитание любви к Родине, её культурному наследию, происходит при знакомстве учащихся с народным фольклором. Звучание народных наигрышей «Во кузнице», плясовых «Камаринская», «Барыня», «Калинка», хоровода «Берёзка», игровых песен «Выходили красны девицы», «Как на тоненький ледок», «Заинька попляши» и многого другого - вводит в мир традиционной русской народной музыки. Многие образцы музыкального и устного народного творчества, стали основой классических произведений русских композиторов - «Камаринская» М.И.Глинки, 4 симфония П.И.Чайковского, опера-сказка «Садко» Н.А.Римского-Корсакова, «Кикимора» А.К.Лядова, и продолжили воспитательную линию, связанную с культурным наследием нашей страны.
Воспитание любви к природе, к восторженному созерцанию её красоты происходит при знакомстве школьников с произведениями П.И.Чайковского, М.П.Мусоргского, Г.В. Свиридова, Э. Грига. А.Вивальди.
Не обходят уроки музыки и внутренний мир человека, с его радостями и печалями, с глубокими переживаниями, которые раскрываются при знакомстве учащихся с произведениями русских и зарубежных композиторов: П.И.Чайковский, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», «Вальс-фантазия» М.И. Глинки, «Лунная соната» Бетховена и мн.др.
Огромную нишу в воспитании патриотизма, любви к Родине занимают произведения русской и зарубежной классики - М.И.Глинка, опера «Иван Сусанин», А.П.Бородин, опера «Князь Игорь», С.С.Прокофьев, кантата «Александр Невский», Л.в Бетховен, увертюра «Эгмонт». И конечно же показательным примером мужества и героизма является «Ленинградская симфония» Д.Д. Шостаковича. Такие образцы музыки учат детей быть сильными духом, воспитывают любовь к родной земле, культурно-историческому наследию страны, воспитывают уважение к защитникам Родины.
Не менее важной в воспитательном аспекте является вокально-хоровая деятельность на уроке, которая объединяет ученический коллектив, формирует отношения сотрудничества, сотворчества и способствует повышению уровня как образовательной, так и практической деятельности.
Особое место конечно отводится репертуару, который может быть, как классическим, например, детские песни А.К.Лядова, А Гречанинова, Ц.Кюи, В.А Моцарта, Л. Бетховена; вокально-хоровые произведения П.И.Чайковского, Ф. Шуберта, Дж.Каччини, так и современным, который представлен огромным пластом разноплановых песен советских и современных композиторов - песни о дружбе, о красоте природы, о любви к Родине, к животным, песни о маме, песни о защитниках Отечества.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности обучающегося младшего школьного возраста — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным. Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий обучающихся младшего школьного возраста с ТНР принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов музыкального языка, композиционных принципов.
Коррекционная работа
Учебный предмет «Музыка» обеспечивает интеграцию в образовательном процессе различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного) в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического здоровья.
На уроках музыки закрепляются речевые навыки и умения, которые обучающиеся с ТНР получают на уроках русского языка, литературного чтения, на коррекционных курсах «Произношение», «Развитие речи». Большое внимание уделяется развитию понимания речи: умению вслушиваться в речь и вопросы учителя.
Слушание музыки является важным средством воспитания музыкального слуха, что создает благоприятные предпосылки для коррекции просодических нарушений (восприятие и осознание темпо-ритмических, звуковысотных, динамических изменений в музыкальных произведениях обеспечивает овладение обучающимися комплексом просодических средств, необходимых для реализации эмоционально-экспрессивной функции интонации).
Пение имеет большое коррекционное значение для обучающихся с ТНР. Развивая вокально-хоровые навыки, необходимо учитывать, что у большинства обучающихся с ТНР имеется недостаточность слухового внимания, координации между дыханием и голосом. Обучение пению начинается с правильной певческой установки: сидеть (или стоять) прямо, не напряженно, слегка отведя плечи назад. Это необходимо для развития фонационного дыхания и формирования детского певческого голоса. Фонационное дыхание должно быть свободным, ровным, глубоким - это необходимо для развития мягкого, красивого вокального звучания голоса. Важной задачей является формирование и охрана детского голоса. При подборе песен для обучающихся с ТНР учитывается характер нарушений психофизиологического и речевого развития обучающихся, что обусловливает отбор вокального и речевого материала. Специальные вокальные упражнения - распевания должны соответствовать определенным певческим и коррекционным задачам, обеспечивая координированную работу дыхательной и голосовой мускулатуры, свободную голосоподачу и голосоведение, закрепление сформированной (на логопедических занятиях) артикуляции звуков.
Работа по обучению пению включает в себя несколько этапов. После беседы и исполнения песни проводится разбор текста. Затем отхлопывается ритмический рисунок песни с одновременным проговариванием текста. Мелодическое разучивание песни может начинаться как с запева, так и с припева; при этом учитель помогает исполнению трудных музыкальных фраз и отдельных слов.
Для повышения эффективности коррекционной работы в рамках уроков музыки реализуются следующие задачи:
развитие звуковысотного, тембрового и динамического слуха, дыхания, способности к свободной голосоподаче и голосоведению.
формирование предпосылок для коррекции просодических нарушений (восприятие и осознание темпо-ритмических, звуковысотных, динамических изменений в музыкальных произведениях) и овладения комплексом просодических средств, необходимых для реализации эмоционально-экспрессивной функции интонации.
развитие слухового внимания, координации между дыханием и голосом.
формирование и охрана детского голоса с учетом психофизиологического и речевого развития обучающихся.
закрепление сформированной (на логопедических занятиях) артикуляции звуков.
развитие фонематического восприятия в процессе исполнения песен.
развитие музыкально-ритмических навыков в процессе игры на музыкальных инструментах.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Класс | Количество учебных недель в году | Количество часов |
1 дополнительный | 33 | 33 |
1 класс | 33 | 33 |
2 класс | 34 | 34 |
3 класс | 34 | 34 |
4 класс | 34 | 34 |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию обучающихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение обучающихся к шедеврам мировой музыкальной культуры — народному и профессиональному музыкальному творчеству — направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.
Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формирует умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие обучающихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
5. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результатыЛичностные результаты освоения программы по музыке для начального общего образования обучающихся с ТНР достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
Метапредметные результатыОвладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.);
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов с учетом речевых возможностей определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков;
с помощью учителя с учетом речевых возможностей формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирование;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями(часть — целое, причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать доступную по лексико-грамматическому оформлению текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки(соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения на доступном лексико-грамматическом уровне, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументировано (на доступном лексико-грамматическом уровне) высказывать своё мнение;
с учетом речевых возможностей строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей, в том числе, с опорой на предложенные образцы;
с учетом речевых возможностей создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование), в том числе, с опорой на предложенные образцы;
с учетом речевых возможностей готовить небольшие публичные выступления, в том числе, с опорой на предложенные образцы;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
на доступном лексико-грамматическом уровне формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).
Предметные результатыПредметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;
сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, на доступном лексико-грамматическом уровне аргументировать свой выбор;
имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства;
с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений:
Модуль № 1 «Музыкальная грамота»:классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов на доступном лексико-грамматическом уровне;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;
ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;
исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;
на доступном уровне исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;
участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.
различать на слух и на доступном уровне исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров);
различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки.
определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение;
исполнять доступные образцы духовной музыки;
уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви(вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции).
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки(песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения(камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами)сочинения композиторов-классиков;
воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия в рамках речевых возможностей;
на доступном лексико-грамматическом уровне характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.
иметь представление о разнообразии современной музыкальной культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора;
различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза и др.);
анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкально- выразительными средствами при исполнении;
на доступном уровне исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука (в рамках речевых возможностей).
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл);
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения (в рамках речевых возможностей);
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей.
Планирование результатов по годам обучение должно учитывать специфику речевого развития обучающихся. Так, для 1 (дополнительного) класса освоение понятий в рамках программы опирается на их практическое усвоение, установление сходства и различия между явлениями (звуками, ритмами, произведениями, инструментами и т.д.), преимущественно без самостоятельного использования обучающимися терминологии. В дальнейшем введение музыкальной терминологии в пассивный и активный лексикон обучающихся опирается на семантизацию каждого понятия, обеспечение включения каждого нового слова в систему языка, освоение способности понимать термин, называть его, знать, как изменяется это слово во фразе. Музыкальная терминология со сложным звукослоговым составом вводится в активный лексикон обучающихся в рамках их речевых возможностей.
Содержание учебного предмета.
Модуль № 1 «Музыкальная грамота».
Данный модуль является вспомогательным и не может изучаться в отрыве от других модулей Освоение музыкальной грамоты не является самоцелью и всегда подчиняется задачам освоения исполнительского, в первую очередь певческого репертуара, а также задачам воспитания грамотного слушателя Распределение ключевых тем модуля в рамках календарно-тематического планирования возможно по арочному принципу либо на регулярной основе по 5-10 минут на каждом уроке Новые понятия и навыки после их освоения не исключаются из учебной деятельности, а используются в качестве актуального знания, практического багажа при организации работы над следующим музыкальным материалом.
Модуль № 2 «Народная музыка России» .
Данный модуль является одним из наиболее значимых. Цели воспитания национальной и гражданской идентичности, а также принцип «вхождения в музыку от родного порога» предполагают, что отправной точкой для освоения всего богатства и разнообразия музыки должна быть музыкальная культура родного края, своего народа, других народов нашей страны. Необходимо обеспечить глубокое и содержательное освоение основ традиционного фольклора, отталкиваясь в первую очередь от материнского и детского фольклора, календарных обрядов и праздников. Особое внимание необходимо уделить подлинному, аутентичному звучанию народной музыки, научить детей отличать настоящую народную музыку от эстрадных шоу-программ, эксплуатирующих фольклорный колорит.
Модуль № 3 «Музыка народов мира».
Данный модуль является продолжением и дополнением модуля «Народная музыка России». «Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ» — тезис, выдвинутый Д. Б. Кабалевским во второй половине ХХ века, остаётся по прежнему актуальным. Интонационная и жанровая близость русского, украинского и белорусского фольклора, межнациональные семьи с кавказскими, среднеазиатскими корнями — это реальная картина культурного разнообразия, сохраняющегося в современной России. Не менее важным фактором является принципиальная многомерность современной культуры, вбирающей в себя национальные традиции и стили народов всего мира. Изучение данного модуля в начальной школе соответствует не только современному облику музыкального искусства, но и принципиальным установкам концепции базовых национальных ценностей. Понимание и принятие через освоение произведений искусства — наиболее эффективный способ предупреждения этнических и расовых предрассудков, воспитания уважения к представителям других народов и религий.
Модуль № 4 «Духовная музыка»
Музыкальная культура Европы и России на протяжении нескольких столетий была представлена тремя главными направлениями — музыкой народной, духовной и светской. В рамках религиозной культуры были созданы подлинные шедевры музыкального искусства. Изучение данного модуля поддерживает баланс, позволяет в рамках календарно-тематического планирования представить обучающимся максимально широкую сферу бытования музыкального искусства. Однако знакомство с отдельными произведениями, шедеврами духовной музыки возможно и в рамках изучения других модулей.
Модуль № 5 «Классическая музыка»
Данный модуль является одним из важнейших. Шедевры мировой музыкальной классики составляют золотой фонд музыкальной культуры. Проверенные временем образцы камерных и симфонических сочинений позволяют раскрыть перед обучающимися богатую палитру мыслей и чувств, воплощённую в звуках музыкальным гением великих композиторов, воспитывать их музыкальный вкус на подлинно художественных произведениях.
Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»
Наряду с важнейшими сферами музыкальной культуры (музыка народная, духовная и светская), сформировавшимися в прошлые столетия, правомерно выделить в отдельный пласт современную музыку. Объективной сложностью в данном случае является вычленение явлений, персоналий и произведений, действительно достойных внимания, тех, которые не забудутся через несколько лет как случайное веяние моды. В понятие «современная музыка» входит широкий круг явлений (от академического авангарда до фри-джаза, от эмбиента до рэпа и т. д.), для восприятия которых требуется специфический и разнообразный музыкальный опыт. Поэтому в начальной школе необходимо заложить основы для последующего развития в данном направлении. Помимо указанных в модуле тематических блоков, существенным вкладом в такую подготовку является разучивание и исполнение песен современных композиторов, написанных современным музыкальным языком. При этом необходимо удерживать баланс между современностью песни и её доступностью детскому восприятию, соблюдать критерии отбора материала с учётом требований художественного вкуса, эстетичного вокально-хорового звучания.
Модуль № 7 «Музыка театра и кино»
Модуль «Музыка театра и кино» тесно переплетается с модулем «Классическая музыка», может стыковаться по ряду произведений с модулями «Современная музыка» (мюзикл), «Музыка в жизни человека» (музыкальные портреты, музыка о войне). Для данного модуля особенно актуально сочетание различных видов урочной и внеурочной деятельности, таких как театрализованные постановки силами обучающихся, посещение музыкальных театров, коллективный просмотр фильмов
Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»
Главное содержание данного модуля сосредоточено вокруг рефлексивного исследования обучающимися психологической связи музыкального искусства и внутреннего мира человека. Основным результатом его освоения является развитие эмоционального интеллекта школьников, расширение спектра переживаемых чувств и их оттенков, осознание собственных душевных движений, способность к сопереживанию как при восприятии произведений искусства, так и в непосредственном общении с другими людьми. Формы бытования музыки, типичный комплекс выразительных средств музыкальных жанров выступают как обобщённые жизненные ситуации, порождающие различные чувства и настроения. Сверхзадача модуля — воспитание чувства прекрасного, пробуждение и развитие эстетических потребностей.
Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков. Модульный принцип допускает перестановку блоков, перераспределение количества учебных часов между блоками. Вариативная компоновка тематических блоков позволяет существенно расширить формы и виды деятельности за счёт внеурочных и внеклассных мероприятий – посещений театров, музеев, концертных залов, работы над исследовательскими и творческими проектами. В таком случае количество часов, отводимых на изучение данной темы, увеличивается за счёт внеурочной деятельности в рамках часов, предусмотренных эстетическим направлением плана внеурочной деятельности образовательной организации.
Тематическое планирование.
1 дополнительный класс
Кол-во часов | Тема
| Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
| Музыкальная грамота Данный модуль является вспомогательным и не может изучаться в отрыве от других модулей Освоение музыкальной грамоты не является самоцелью и всегда подчиняется задачам освоения исполнительского, в первую очередь певческого репертуара, а также задачам воспитания грамотного слушателя |
|
5ч | Народная музыка России | https://youtu.be/OKhOPNwm95U https://youtu.be/TGALyFl2Apc https://youtu.be/O4KEcw-Nyp8 https://youtu.be/JMhEGxTuLqE https://youtu.be/uAYUMZbBtqE https://youtu.be/VE1-310H3HE https://youtu.be/jpdCnzVZQmI https://youtu.be/Tz_4XIkJJFM https://youtu.be/8o9WsNj7cSI
|
1ч | Музыка народов мира | |
9ч | Духовная музыка | |
4ч | Классическая музыка | |
4ч | Современная музыкальная культура | |
7ч | Музыка театра и кино | |
4ч | Музыка в жизни человека | |
33ч | Итого | |
1 класс
Кол-во часов | Тема | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
| Музыкальная грамота Данный модуль является вспомогательным и не может изучаться в отрыве от других модулей Освоение музыкальной грамоты не является самоцелью и всегда подчиняется задачам освоения исполнительского, в первую очередь певческого репертуара, а также задачам воспитания грамотного слушателя | https://youtu.be/OKhOPNwm95U https://youtu.be/TGALyFl2Apc https://youtu.be/O4KEcw-Nyp8 https://youtu.be/JMhEGxTuLqE https://youtu.be/uAYUMZbBtqE https://youtu.be/VE1-310H3HE
|
5ч | Народная музыка России | |
1ч | Музыка народов мира | |
9ч | Духовная музыка | |
4ч | Классическая музыка | |
4ч | Современная музыкальная культура | https://youtu.be/jpdCnzVZQmI https://www.youtube.com/watch?v=6v-iblwwnWQ |
7ч | Музыка театра и кино | https://iu.ru/video-lessons?predmet=musika&klass=1_klass&stranitsa=1
|
4ч | Музыка в жизни человека | https://youtu.be/O4KEcw-Nyp8
|
34ч | Итого |
|
2 класс
Кол-во часов | Тема | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
| Музыкальная грамота Данный модуль является вспомогательным и не может изучаться в отрыве от других модулей Освоение музыкальной грамоты не является самоцелью и всегда подчиняется задачам освоения исполнительского, в первую очередь певческого репертуара, а также задачам воспитания грамотного слушателя | https://youtu.be/1zQi-86E-Bo https://iu.ru/video-lessons?predmet=musika&klass=1_klass&stranitsa=1 https://youtu.be/8nd2lBYFdoI http://www.school-collection.edu.ru/ https://youtu.be/MaiIFD4DdMM https://youtu.be/JJnSFt-YfbI https://youtu.be/RA2z_JxBv00 https://youtu.be/Ply6KLYSWng https://youtu.be/IWeo-vbiNeU https://youtu.be/BUM8_0SQ7eU https://youtu.be/BUM8_0SQ7eU https://youtu.be/CiNHIjNMBhI |
5ч | Народная музыка России | |
1ч | Музыка народов мира | |
9ч | Духовная музыка | |
4ч | Классическая музыка | |
4ч | Современная музыкальная культура | |
7ч | Музыка театра и кино | |
4ч | Музыка в жизни человека | https://youtu.be/A1NbcMaVlck https://youtu.be/rAgFwnMRgtU https://youtu.be/sv_XTbFyZY4
|
34ч | Итого |
|
3 класс
Кол-во часов | Тема | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
| Музыкальная грамота Данный модуль является вспомогательным и не может изучаться в отрыве от других модулей Освоение музыкальной грамоты не является самоцелью и всегда подчиняется задачам освоения исполнительского, в первую очередь певческого репертуара, а также задачам воспитания грамотного слушателя | http://www.school-collection.edu.ru/ https://youtu.be/k7LK8MEjPzg?si=Kk14yoH6KkB5fxC3 https://rutube.ru/video/d704c85daa655f7c79a4c944af7625b8/?r=wd https://youtu.be/jQbvR7Ygp9A https://youtu.be/ld3OucJn29s https://youtu.be/GePzxNEKPEA https://ya.ru/video/preview/9556924843416432234?ask_summarization=1 https://youtu.be/kmqcUbpH3c0 https://rutube.ru/video/b673fbd6a20f525b11614028d9b100ef/?r=wd https://youtu.be/jFcx0kEBLnM https://youtu.be/aci01P9hBsY https://ok.ru/video/2247951683 https://rutube.ru/video/a2b6b9900698eec4be6a32f255e1fe3e/?r=wd
|
5ч | Народная музыка России | |
1ч | Музыка народов мира | |
9ч | Духовная музыка | |
4ч | Классическая музыка | |
4ч | Современная музыкальная культура | |
7ч | Музыка театра и кино | |
4ч | Музыка в жизни человека | |
34ч | Итого |
|
4 класс
Кол-во часов | Тема | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
| Музыкальная грамота Данный модуль является вспомогательным и не может изучаться в отрыве от других модулей Освоение музыкальной грамоты не является самоцелью и всегда подчиняется задачам освоения исполнительского, в первую очередь певческого репертуара, а также задачам воспитания грамотного слушателя | https://youtu.be/d3G9KJunkTw https://ya.ru/video/preview/13862552331036489243 https://youtu.be/-6cJ1NvGmW0 https://ya.ru/video/preview/2574003085821837767 https://youtu.be/wPp44dfbtTU https://youtu.be/o8GH7y5kMMw https://youtu.be/01m1TOtitWc https://youtu.be/inA9Q5IyFjA https://youtu.be/bYwvj6kIyMY https://youtu.be/7WaLL5QJHGc https://youtu.be/UCwbRvHixAQ https://youtu.be/9ieddso_aBA https://youtu.be/ggUIUvB-vtA
|
5ч | Народная музыка России | |
1ч | Музыка народов мира | |
9ч | Духовная музыка | |
4ч | Классическая музыка | |
4ч | Современная музыкальная культура | |
7ч | Музыка театра и кино | |
4ч | Музыка в жизни человека | |
34ч | Итого |
|
Календарно – тематическое планирование с определением основных видов учебных деятельности обучающихся выносится отдельным приложением 1 и составляется на текущий учебный год.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Обязательные учебные материалы для ученика:
Музыка, 1 класс. (Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С.Шмагина), 2021 г. Москва «Просвещение». - Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе.
Музыка, 2 класс. (Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С.Шмагина), 2022 г. Москва «Просвещение». - Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе.
Музыка, 3 класс. (Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С.Шмагина), 2023 г. Москва «Просвещение». - Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе.
Музыка, 4 класс. (Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С.Шмагина), 2024 г. Москва «Просвещение». - Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе.
Методические материалы для учителя
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
Композиторы
http://www.chopin.pl — произведения Ф. Шопена
http://gfhandel.org — сайт, посвященный Г.Ф. Генделю
http://www.jsbach.org — сайт, посвященный И.С. Баху
http://www.lvbeethoven.com/Oeuvres/Hess.html - сайт, посвященный Бетховену (на фр. языке) в разных разделах представлены музыка композитора, большая портретная галерея, включающая и современные портреты, и экслибрисы композитора.
Mozart
http://www.mozartforum.com/ -
http://www.studio-mozart.com/mozart/.../mp3/index.htm
http://www.netmode.ntua.gr/~ktroulos/music/Mozart/
http://www.stringsinthemountains.org/m2m/1once.htm - мультимедийная биография Моцарта для детей
http://www.asahi-net.or.jp/~rb5h-ngc/ - сайт японского музыковеда с исследованиями о Моцарте, в том числе: Моцарт-game
http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b7721746v.table - 64 изображения, посвященные творчеству Моцарта: портреты, сцены из опер, памятные места, хранящиеся в национальной библиотеке Франции
http://www.nma.at/german/mozartseiten.htm - ссылки на Интернет-сайты, посвященные Моцарту
http://www.asahi-net.or.jp/~rb5h-ngc/e/k516f.htm
http://www.mussorgsky.ru/
http://www.senar.ru/ - Рахманинов. Воспоминания и фотографии
http://opera.r2.ru/ - Римский-Корсаков
http://www.rahmaninov.info/
http://www.tchaikov.ru/
Музеи
http://www.museum.ru/museum/glinka/ - музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки (Москва)
http://www.troldhaugen.com - музей-усадьба Э. Грига (Берген, Норвегия)
http://www.cbook.ru/tchaikovsky/ - Дом-музей Чайковского г. Клин
http://tchaikovsky.votkinsk.ru - Дом-музей Чайковского г. Воткинск
http://oblmuseum.spb.ru/rk/rk.htm - Государственный мемориальный дом-музей Н.А. Римского-Корсакова (г. Тихвин)
http://www.russianlaw.net/RK/rus/NARKr.htm - Н.А. Римский-Корсаков и музей-заповедник его имени Любенск-Вечаша
http://vgv.avo.ru/05/1/999280/20.HTM - народный музей А.П. Бородина (Давыдово)
http://www.bertramka.com/ - Дом-музей Моцарта в Праге. Музей расположен в усадьбе Бертрамка (2-я половина 17 в.), где во время своих наездов в Прагу гостил В. А. Моцарт у своих ближайших друзей - композитора и пианиста Франтишека Ксавье Душека и его жены Жозефины - выдающейся певицы того времени. Здесь Моцарт работал над своей оперой "Дон Жуан". Дом обставлен в стиле конца 18 в., среди предметов обстановки - рояль и клавесин, на которых играл Моцарт. Летом на вилле и в саду устраиваются концерты классической музыки.
Музыкальные инструменты
http://www.obsolete.com/120_years/ - электронные музыкальные инструменты
http://www.music-instrument.ru/ - виртуальный музей музыкальных инструментов
http://eomi.ws/bowed/ - энциклопедия музыкальных инструментов, при описании каждого инструмента даются основные сведения, устройство, происхождение и видеофрагменты с исполнением.
http://pan-flute.com
http://frenchcorn.narod.ru/ - сайт о валторне
http://soros.novgorod.ru/projects/Toolkit/toolkit.htm - древнерусский музыкальный инструментарий
http://folkinst.narod.ru/ - история русских народных инструментов. Музыкальные файлы в исполнении на русских народных инструментах. Например, шизгара в исполнении ансамбля народной музыки.
http://www.musicinventions.org/ -
В музыкальном театре
http://www.philharmonia.spb.ru - сайт Санкт-Петрбургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича
http://www.mariinsky.ru/ - сайт Мариинского театра
http://www.opera.km.ru/
http://www.wiener-staatsoper.at/Content.Node2/intro.php - сайт Венской оперы
http://www.belcanto.ru/music.html
http://itopera.narod.ru/music.html - сайт посвящен оперному творчеству Джузеппе Верди
http://www.belcanto.ru/
http://www.musicals.ru/ - в разделе коллекции - ноты мюзиклов
http://frenchmusicals.narod.ru/ -французские мюзиклы (клавиры и mp3), ссылки на официальные сайты мюзиклов.
Песня, песня, песня
http://www.bard.ru/ - авторская песня
http://www.plus-msk.ru/ - коллекция минусовок mp3
http://forums.minus-fanera.com -
http://fanerka.com/ - минусовки, караоке
http://www.mp3minus.ru/ - минусовки (оплата 0,9S через мобильный телефон)
http://songkino.ru/ - Песни из кинофильмов
http://grushin.samara.ru/ - всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина
http://www.bards.ru/
http://www.rusromans.com/ - театр русского романса
Нотные библиотеки
http://muslib.lib.ru/ - нотный архив Дениса Бурякова
http://notes.tarakanov.net/index.htm - нотная библиотека Бориса Тараканова
http://www.score-on-line.com/index.php
http://nlib.org.ua/_index.html - нотная библиотека Алексея Невилько
http://www.midi.ru/scores/ - нотная библиотека на сайте midi.ru
http://roisman.narod.ru/
http://www.piano.ru/library.html - в вокальном разделе есть Государственный гимн РФ и ноты и mp3