СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету: Музыка. 3 класс "Перспективная начальная школа"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК:

Челышева Т.В. Музыка. 1-4  класс. - М.: Академкнига/ Учебник. 2016.

Хрестоматия, музыкального материала, фонохрестоматия.

Хрестоматии с нотным материалом, Музыкальная энциклопедия. Энциклопедический словарь юного музыканта.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету: Музыка. 3 класс "Перспективная начальная школа"»


Рассмотрено: Согласовано: «Утверждаю».

на методсовете зам. директора по УВР Директор

МБОУ «Южно–Александровская МБОУ «Южно–Александровская МБОУ «Южно–Александровская

средняя средняя средняя

общеобразовательная общеобразовательная общеобразовательная

школа № 5 школа № 5 школа № 5

Протокол № 1 __________ Сафронова О.В. ___________ Брусенко В.В.

от «___»______20___г. «___»______20___г. от «___»______20___г.




Рабочая программа




Предмет: музыка

Учитель: Глушкова Л.А.

Класс: 3

Сроки реализации:1 год













с. Южно – Александровка

2020-2021 уч. год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по музыке разработана на основе:

  • федерального государственного образовательного стандарта начального образования.

  • примерной программы (Примерные программы по учебным предметам). В 3 ч. - 2-е изд.. испр. - М.: Академкнига/Учебник. 2013. - ч.1 рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;

-авторской программы «Музыка» Челышева Т.В., Кузнецова В.В. УМК «Перспективная начальная школа»

В соответствии с:

  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования(приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г),

-учебным планом МБОУ «Южно-Александровская СОШ №5 на текущий учебный год(З4ч.. в неделю - 1 ч)

  • календарным учебным графиком ОУ на 2019 - 2020уч.г.

УМК:

Челышева Т.В. Музыка. 1-4 класс. - М.: Академкнига/ Учебник. 2016.

Хрестоматия, музыкального материала, фонохрестоматия.

Хрестоматии с нотным материалом, Музыкальная энциклопедия. Энциклопедический словарь юного музыканта.

Цели и задачи учебной программы «Музыка»

Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необходимостью приобщения младших школьников к музыкальному искусству, что направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа и других народов мира;

  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Актуальной задачей программы является формирование у учащихся интереса и уважения к своим истокам. Включение в учебный процесс регионального компонента: изучение лучших музыкальных, художественных произведений, народных песенных напевов, культурных ценностей-изучение лучших музыкальных, художественных произведений, народных песенных напевов, культурных ценностей региона. 1 класс, темы: «Композиторы Вологодчины»; «Наш край».

Данные цели достигаются путем решения ключевых задач.

Личностное развитие обучающихся направлено на:

  • реализацию их творческого потенциала, выработку готовности выражать свое отношение к искусству;


  • проявление ценностно-смысловых ориентаций и духовно- нравственных оснований

Познавательное развитие обучающихся связано с:

  • активизацией творческого мышления, продуктивного вооб­ражения, рефлексии;

  • формированием целостного представления о музыке, ее ис­токах и образной природе;

  • познанием языка музыки, многообразия ее форм и жанров;

Коммуникативное развитие школьников определяет:

  • умение слушать, уважение к мнению других;

  • способность встать на позицию другого человека;

  • готовность вести диалог;

  • продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрос­лыми.

Социальное развитие растущего человека проявляется:

  • в формировании у него целостной художественной картины мира;

  • в воспитание его патриотических чувств;

  • в сформированности основ гражданской идентичность

  • в овладении социальными компетенциями.

Эстетическое развитие учащихся направлено на:

  • приобщение к эстетическим ценностям;

  • формирование эстетического отношения к действительно­сти;

  • развитие эстетических чувств;

  • развитие потребности жить по законам красоты;

  • формирование эстетических идеалов и потребностей;

  • воспитание художественного вкуса;

  • выработку стремления быть прекрасным во всем-в мыс­лях, делах, поступках, внешнем виде.

Общая характеристика учебного предмета «Музыка».

Мир детства и мир искусства очень близки друг другу, потому что одинаково образно откликаются на окружающую действитель­ность, открыты ей, эмоционально отзывчивы на нее. Это делает необходимым общение ребенка с произведениями искусства, вы­зывает потребность в его художественном творчестве.

Музыка играет важную роль в развитии младших школьников, так как (наряду с другими видами искусства) организует позна­ние ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственного отношения к жизни.

Школьный предмет «Музыка» обладает широкими возможно­стями в индивидуально-личностном развитии ребенка как субъ­екта культуры. Это обусловлено полифункциональностью музы­кального искусства, которое одновременно, как и любой другой вид искусства, выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей.

«Общение» с музыкальными произведениями является спе­цифическим путем освоения ребенком социально-культурного опыта, оказывает влияние как на формирование эмоционально- чувственной, так и абстрактно-логической сферы личности млад­шего школьника. Это, в свою очередь, способствует его познанию себя в современном культурном пространстве.

Наиболее совершенный способ адаптации в окружающем мире, пониманию и сопереживанию природе и лю­дям, социализации функций музыкаль­ного искусства в школьном образовании был разработан и внедрен в педагогическую практику академиком АПН, композитором Д.Б. Кабалевским. Его концепция музыкального воспитания школьников полностью созвучна ведущим идеям УМК «Перспек­тивная начальная школа», которые, в свою очередь, отражают основные положения концепции модернизации российского об­разования. Это созвучие проявляется:

  • в опоре на жизненный опыт детей;

  • в формировании у них увлеченного отношения к музыкаль­ному искусству, процессу художественного познания;

  • в развитии творческого мышления и воображения, музыкально-творческих способностей школьников;

  • в воспитании их эстетического чувства и музыкального вку­са;

  • в освоении нравственных основ музыкального искусства и выработке способности к применению освоенного ими опыта эмоционально-ценностных отношений предшествующих поколе­ний людей в собственной жизненной практике.

То есть речь идет о тождественности главных целевых устано­вок проекта «Перспективная начальная школа» и музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского – оптимальном развитии каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Соответственно, наблюдается и совпаде­ние принципов данных концепций.

Так, принцип непрерывности общего развития каждого школь­ника, развернутый в проекте «Перспективная начальная школа», воплощается в тематическом построении содержания образо­вания у Д.Б. Кабалевского, направленном на последовательное и систематическое музыкальное развитие младших школьников. Кроме того, благодаря музыкальномутематизму, выстроенному в системе от «простого к сложному», осуществляется преемствен­ность занятий по музыке в начальной и основной школе. Логи­ка тематического построения содержания занятий обусловлена у Кабалевского существующими априори закономерностями са­мого музыкального искусства. Следовательно, «погружение» в ис­кусство происходит естественно и логично: ЧЕРЕЗ рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижение закономерности), от ОБЩЕГО, то есть от постигну­той закономерности, к ЧАСТНОМУ, то есть к способу решения конкретной учебной задачи.

Принципиальное созвучие двух образовательных подходов об­условило интерпретацию музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского в УМК «Перспективная начальная школа» по музыке. Это проявилось:

  • в реализации сверхзадачи музыкального образования (связи музыки с жизнью) как художественно-педагогического замысла программы 1 класса «Мир музыки в мире детства» и последую­щего его воплощения во 2—4 классах;

  • в заимствовании тематического построения программы Д.Б. Кабалевского во 2-4 классах; определении художественно-педагогического замысла каждого класса: 2 класс - «Музыка как вид искусства», 3 класс – «Музыка – "искусство интонируемого смысла"», 4 класс – «Музыка мира»;

  • в опоре на методические основы преподавания предмета «Музыка», предложенные Д.Б. Кабалевским – автором нетради­ционной музыкально-педагогической концепции.

Вместе с тем основные положения музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского нашли свое воплощение в страте­гии развития отечественного музыкального образования, выра­женной Федеральным государственным образовательным стандар­том начального общего образования (нового поколения), а также в рекомендованной примерной программе по музыке.

Таким образом, авторская программа «Музыка» для 1-4 клас­сов общеобразовательных школ развивает концепцию Д.Б. Ка­балевского массового музыкального воспитания, направлена на выполнение требований Федерального государственного образо­вательного стандарта начального общего образования (нового по­коления) и учитывает рекомендации примерной программы по музыке.

Основные принципы и ведущие методы реализации учебной программы по курсу «Музыка»

Содержание занятий учебного курса «Музыка» строится на прин­ципах музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, опирается на современную интерпретацию музыкально­го образования школьников (Л.В. Школяр, Е.Д. Критская, В.А. Школяр, Г.П. Сергеева и др.) и на типические свойства мето­дических систем начального образования школьников, отраженные в образовательном проекте «Перспективная начальная школа».

«Созвучие» двух систем («Перспективной начальной школы» и системы музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского) обуслов­лено сопряженностью их принципов и методическими особенно­стями проведения занятий.

Принцип непрерывного общего развития ребенка:

  • обеспечивается социальными функциями музыкального ис­кусства: преобразовательной, познавательной, коммуникативной, оценочной (ценностно-ориентированной) и эстетической;

  • он коррелятивен с принципом связи музыки и жизни-сверхзадачей музыкального воспитания;

  • проявляется в тематическом построении программного со­держания занятий.

Принцип целостности картины мира связан с формированием эмоционально-нравственного отношения к окружающей дей­ствительности на основе художественного пути познания мира (предмет познания — отношение к действительности, инструмент познания - музыкальный образ, способ познания — проживание содержания музыки).

Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников коррелятивен с принципами:

  • увлеченности музыкой, необходимостью развития мотива­ции учащихся на ее прослушивание и исполнение;

  • активности, сознательности и самостоятельности, который обеспечивается в том числе созданием проблемно-поисковых си­туаций в процессе занятий;

  • доступности, связанный с отбором музыкального материала (художественная ценность и педагогическая целесообразность) и ме­тодами его преподнесения в контексте тематического содержания занятий. А также в соответствии с возрастными психологическими особенностями детей, со спецификой восприятия ими искусства.

Принцип прочности и наглядности обеспечивается структурой программы по музыке, распределением материала «от просто­го-к сложному»: через рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижение закономер­ности), от ОБЩЕГО, то есть от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, то есть к способу решения конкретной учебной задачи. Благодаря реализации данного принципа «погружение» школьников в искусство происходит естественно и логично.

Принцип охраны и укрепления здоровья учеников. Данный прин­цип реализуется благодаря учету возрастных психологических особенностей школьников, учету специфики восприятия ими му­зыкального искусства, что положительно влияет на охрану их пси­хического здоровья.

Эмоционально-образное развитие способствует укреплению духовного здоровья школьников. Исполнение музыки (пение, движение под музыку) укрепляет их физическое здоровье, так как оказывает влияние на развитие гортани, голосового аппарата (при пении), костно-мышечной системы (при движении).

Ведущими методами освоения учебной программы являются:

метод музыкально-педагогической драматургии, естественность и логичность «погружения» в искусство, драма­тургическая логика развития интриги, связанная со степенью «по­груженности» главных героев в музыкальное искусство);

методзабегания вперед и возвращения к пройденному (выстраи­вание воспитательных и образовательных линий – патриотической, поликультурной, традиционно-календарной, музыкально-теоре­тической, композиторской, исполнительской); неоднократное возвра­щение к произведениям одного и того же композитора по разным основаниям и с разными целями, к специальным прикладным по­нятиям и терминам, к разным жанрам песенного творчества и прочее;

метод проблемно-поисковых ситуаций (создание условий для самостоятельного поиска ответа на поставленный вопрос, для по­иска исполнительского плана произведения и конкретных приемов исполнения, для активного творческого участия в музыкаль­ных играх и постановках музыкальных спектаклей).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА КУРСА «Музыка» 1 КЛАСС

Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально- учебной, художественно творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач. Содержание примерной программы обеспечивает возможность разностороннего развития обучающихся через наблюдение, восприятие музыки и размышление о ней; воплощение музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально пластических композиций; разучивание и исполнение вокально – хоровых произведений; игру на элементарных детских музыкальных инструментах (в том числе электронных); импровизацию в разнообразных видах музыкально творческой деятельности.

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у учащихся будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие. Развит художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов, интерес к музыкальной культуреВологодской области; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Учащиеся научатся воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм. Они смогут воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально‑хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах.

У них проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; импровизировать в разнообразных видах музыкально творческой деятельности.

Они смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно творческих ситуаций в повседневной жизни.

Обучающиеся научатся понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; получат представление об эстетических идеалах человечества, духовных, культурных отечественных традициях, этнической самобытности музыкального искусства разных народов.

Музыка в жизни человека

Выпускник научится:

  • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;

  • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

  • воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.

Основные закономерности музыкального искусства

Выпускник научится:

  • соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

  • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

Музыкальная картина мира

Выпускник научится:

  • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

  • оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Выпускник получит возможность научиться:

  • адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Личностными результатами изучения музыки являются:

-наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

-реализация творческого потенциала в процессе коллектив­ного (индивидуального) музицирования;

-позитивная самооценка музыкально-творческих возмож­ностей.

Предметными результатами изучения музыки являются:

-устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

-общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее пред­ставление о музыкальной картине мира;

-элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

-развитое художественное восприятие, умение оценивать про­изведения разных видов искусства;

-ориентация в культурном многообразии окружающей дей­ствительности;

-участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

-наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искус­ства в учебной и внеурочной деятельности.

Предметные результаты освоения музыки:

- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты освоения музыки:

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;

- участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

Обобщенный результат освоения обучающимися учебной программы выражается в следующих личностных характеристиках выпускника:

• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир посредством музыкального искусства;

• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной учебной и музыкально-творческой деятельности;

• любящий свой народ и его музыкальные традиции, свой край и свою Родину;

• уважающий и принимающий художественные ценности общества;

• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

• стремящийся жить по законам красоты;

• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

• обладающий развитым эстетическим чувством и художественным вкусом;

• использующий разные виды музыкально-творческой деятельности для охраны и укрепления своего психического, физического и духовного здоровья

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА «Музыка» 2 КЛАСС

Личностными результатами изучения музыки являются:

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.

Предметными результатами изучения музыки являются:

- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;

- участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

Обобщенный результат освоения обучающимися учебной программы выражается в следующих личностных характеристикахвыпускника:

• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир посредством музыкального искусства;

• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной учебной и музыкально-творческой деятельности;

• любящий свой народ и его музыкальные традиции, свой край и свою Родину;

• уважающий и принимающий художественные ценности общества;

• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

• стремящийся жить по законам красоты;

• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

• обладающий развитым эстетическим чувством и художественным вкусом;

• использующий разные виды музыкально-творческой деятельности для охраны и укрепления своего психического, физического и духовного здоровья.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА «Музыка» 3 КЛАСС

Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе является формирование следующих умений:

Обучающиеся научатся:

  • проявлять широкую мотивационную основу учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;

  • ориентацию на понимание причин успеха в учебной деятельности;

  • наличие учебно- познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

  • ориентацию личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

  • наличие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

  • выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

  • реализация творческого потенциала;

  • позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.

  • устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

  • общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

  • позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.

  • готовность целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факт);

  • способность характеризовать собственные знания по предмету, формировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;

  • проявлять познавательный интерес к математической науке.

  • навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;

В области регулятивных УУД обучающийся научится:

- умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме ( в соответствии с требованиями учебника для 3-го класса)

- умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач;

- умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника.

Получит возможность для формирования:

  • в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную

  • самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;

  • адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;

  • самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;

  • контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.

В области познавательных УУД обучающийся научится:

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 3-го класса;

- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

-осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи;

- осуществление элементов синтеза как составление целого.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы

В области коммуникативных УУД обучающийся научится:

- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;

- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).

Получат возможность для формирования:

  • читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

  • договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

  • умение  использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;

  • согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;

  • контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;

  • знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;

проявлять готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

Планируемые предметные результаты освоения учебной программы по предмету «Музыка» к концу 3-го года обучения

Обучающийся научится:

  • демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

  • проявлять личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью

  • выражать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

  • знать имена выдающихся зарубежных и отечественных композиторов(П.Чайковский, В.Моцарт, А.Бородин, Н.Римский- Корсаков, М.Глинка);

  • уметь соотносить простые образы народной и профессиональной музыки.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных инструментов;

  • умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки и несложные элементы двухголосия;

  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

— развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;

— ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;

— участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

— продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; — наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА «Музыка» 4 КЛАСС

Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 4 классе являются формирование следующих умений:

- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные,  учебно- познавательные и внешние мотивы;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- наличие учебно- познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;

- наличие эмоционально- ценностного отношения к искусству;

- развитие этических чувств;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного ( индивидуального)  музицирования;

- позитивная самооценка музыкально- творческих способностей.

Регулятивные УУД:

- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной  и письменной форме ;

- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей.

Познавательные УУД:

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 4 класса;

- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

- осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи.

Коммуникативные УУД:

- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;

- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).

Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 4 классе являются формирование следующих умений.

  • демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

  • проявлять  личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью

  • выражать  понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

  • знать имена выдающихся зарубежных и отечественных композиторов

      ( П.Чайковский, В.Моцарт, А.Бородин, Н.Римский- Корсаков, М.Глинка);

  • уметь соотносить простые образы народной и профессиональной музыки.

  • знать музыкальные инструменты, входящие в группы струнных смычковых и деревянных инструментов;

  • уметь исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки и несложные элементы двухголосия;

  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий

Содержание учебного предмета 1 класс музыка

Количество часов за год в 1 класс - 33 чааса

2-4 класс– 34 часа.

Содержание учебного предмета 1 класс



Кол-во часов

1

Звуки вокруг нас

9 ч.

2

Музыкальные встречи Маши и Миши

7 ч.

3

Так и льются сами звуки из души!

9 ч.

4

Волшебная сила музыки

8 ч.

Итого:

33 ЧАСА



Содержание учебного предмета 2 класс музыка


Кол-во часов

1

«Три кита» в музыке: песня, танец и марш»

9 ч.

2

«О чем говорит музыка»

7 ч.

3

«Куда ведут нас «три кита»

10 ч.

4

«Что такое музыкальная речь?»

8 ч.

Итого:

34 ЧАСА


Содержание учебного предмета 3 класс музыка


№ п/п

Разделы

Ко-во часов

1

Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость

8 ч.

2

Интонация

8 ч.

3

Развитие музыки

10 ч.

4

Построение (формы) музыки

8 ч.

Итого

34 ЧАСА


Содержание учебного предмета 4 класс музыка


№ п/п

Разделы

Ко-во часов

1

Музыка моего народа

11 ч.

2

Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ

8 ч.

3

Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ

14 ч.

4

Композитор – исполнитель – слушатель

3 ч.

Итого

34 ЧАСА




Типовые задания для формирования УУД


Виды УУД

Виды заданий

Личностные

Зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

Участие в проектах; подведение итогов урока;

творческие задания;

мысленное воспроизведение картины, ситуации; самооценка события, происшествия; дневники достижений.

Познавательные

«Найди отличия» «Поиск лишнего»;

«Лабиринты»;

составление схем-опор;

работа с разного вида таблицами; работа со словарями.

сравни;
«На что похоже? «Представьте…»; 
доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование;

постановка и решение проблемы.

Регулятивные

«Преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках;

взаимоконтроль; « А как иначе?»

заучивание материала наизусть в классе; « Ищу ошибки». «Оцени свою работу на уроке», «Мне понравилось…», «Я хочу похвалить себя (или одноклассников) за то…», «Мне было интересно», «Мне показалось важным…», «Для меня было открытием…», «Сегодня мне было трудно…»

Коммуникативные

Составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; «Спроси своего товарища»; групповая работа, «Отгадай, о ком говорим»;составь задание партнеру; представь себя в роли учителя и составь задание для класса; составь рассказ от имени героя; отзыв на работу товарища; опиши устно; объясни



Содержание программы

«Музыка – искусство интонируемого смысла»

Содержание программы 3 класса позволяет погрузить обучающихся в специфику музыкального искусства и является узловым в осознании его закономерностей. Музыка, как звучащее искусство, воспринимается как «искусство интонируемого смысла».

Благодаря методу «забегания вперед и возвращения к пройденному» обучающиеся уже встречались в 12 классах с музыкой песенного, танцевального и маршевого характера. В 3 классе они осознают, что эти качества музыки весьма важны и играют в ней большую роль. Часто музыка бывает пронизана песенной мелодичностью, но не предназначена для пения. Или музыка охвачена танцевальными ритмами, но не создана для того, чтобы под нее танцевать. Маршевость, хотя и насыщена маршевыми ритмами, но не обязательно предназначена для марширования. Эти свойства музыки делают ее доступной и понятной для любого слушателя.

Узловой темой 3-го года обучения является тема «Интонация». Она рассматривается в двух музыковедческих смыслах: в широком смысле – как воплощение художественного образа в музыкальных звуках; в узком смысле – как мелодический оборот, наименьшая часть мелодии, имеющая выразительное значение.

К 3 классу обучающиеся уже осознали, что мелодия – «душа музыки», а мелодичность всегда связана прежде всего с песенностью, с пением, с интонацией человеческого голоса, с интонированием. Интонационная природа мелодии свидетельствует о песенном происхождении музыки, а сама мелодия связана с речевым и вокальным интонированием. Это позволяет воспринимать мелодию как интонационное содержание музыки.

Реализация принципа сходства и различия позволяет обучающимся сравнивать разговорную и музыкальную речь, рассматривать наличие в музыке зерна-интонации, постигать особенности и взаимосвязи выразительных и изобразительных интонаций.

Если музыка – «искусство интонируемого смысла», значит, она находится в постоянном движении. Музыковедческая проблема развития музыки освещается в 3 классе на основе принципов повтора и контраста. На том, что музыка располагает множеством элементов музыкальной речи, которые по аналогии с разговорной речью делят ее на предложения, эпизоды, периоды, части и пр. – пауза, цезура, фермата, долгий звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и т. д.

Данная проблема рассматривается с точки зрения исполнительского развития и развития, заключенного в самой музыке. Опираясь на понимание «зерна-интонации», обучающиеся могут проследить за развитием мелодии, заложенном в произведении. Например, с помощью симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк». Герои сказки, с темами которых школьники познакомились во 2 классе, вступают во взаимодействие. Знакомые интонации видоизменяются, развиваются, поскольку на протяжении всей сказки с героями происходят разные события.

Развитие музыки непременно требует особой ее организации, оформления, формы. Это следующая узловая музыковедческая проблема, которая нашла свое отражение в содержании программы 3 класса в смысле конструкции музыкальных произведений. Построение (формы) музыки представлены в программе одночастными, двухчастными и трехчастными произведениями; музыкой, написанной в форме рондо и вариаций. При этом в качестве важнейших средств построения музыки рассматриваются простое и измененное (варьированное) повторение и контраст.

Все эти музыковедческие проблемы раскрываются перед обучающимися в простой и доступной форме – с помощью включенных в программу музыкальных произведений для разных видов музыкально-творческой деятельности. Так, программа содержит произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков: А. Аренского, А. Алябьева, М.И. Глинки, А. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, И. Стравинского, Р. Щедрина, И.С. Баха, Людвига ван Бетховена, В.А. Моцарта, К. Дебюсси, Ж. Бизе, Э. Грига, Ф. Шопена, Ф. Шуберта. А также народные песни и песни композиторов: А. Александрова, А. Аренского, И. Арсеева, С. Баневича, С. Бодренкова, Р. Бойко, Я. Дубравина, И. Дунаевского, Д. Кабалевского, М.М. Калининой, В. Калинникова, Е. Крылатова, Н. Метлова, М. Минкова, Славкина, С. Соснина, Г. Струве, Л. Хафизовой.

Часть 1. «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»

Темы: Открываем для себя новые качества музыки. Мелодичность – значит песенность? Танцевальность бывает не только в танцах. Где слышится маршевость? Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой.

Смысловое содержание тем:

Идея четверти: осознание песенности, танцевальности, маршевости как важных, содержательно значимых качеств музыки.

Песенные мелодии и песенные образы. Песенность в вокальной и инструментальной музыке. Вокализ. Танцевальные песни, отражение танцевальности в вокальной и инструментальной музыке. Песни маршевого характера. Маршевость в произведениях отечественных и зарубежных композиторов. Содержательные особенности песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыки.

Характеристика деятельности обучающихся:

- Различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке.

- Анализировать жанрово-стилевые особенности музыкальных произведений и сравнивать их специфические особенности.

- Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).

- Узнавать и определять различные составы оркестров (симфонический, духовой, народных инструментов).

- Создавать музыкальные композиции в различных видах исполнительской деятельности

Часть2.«Интонация»

Темы: Сравниваем разговорную и музыкальную речь. Зерно-интонация в музыке. Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации?

Смысловое содержание тем:

Идея четверти: осознание музыки как звучащего, интонационно осмысленного вида искусства.

Сопоставление разговорной и музыкальной речи. Общие черты: понижение и повышение интонации, усиление и ослабление звучания, акценты и паузы, знаки препинания, фразы, устремление к кульминации. Различия: возможность точной записи по высоте и по длительности музыкальной речи; отсутствие этого в разговорной речи, введение условных знаков для обозначения высоты интонации и длительности ее звучания. Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение. Интонационная выразительность исполнения: точное и сознательное выполнение пауз, выделение наиболее важных слов и слогов во фразе, наиболее важных звуков в мелодии, движение к кульминации, деление на фразы и пр. Зерно-интонация как отражение «зародыша» всех элементов музыкальной речи. Выразительные и изобразительные интонации, их неразрывное единство. Интонация – основа музыки

Характеристика деятельности обучающихся:

- Импровизировать на заданную и свободную темы.

- Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.

- Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.

- Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

- Осознавать жизненную основу музыкальных интонаций.

- Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.

- Исполнять и инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.

- Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись.

Часть 3.«Развитие музыки»

Темы: Почему развивается музыка? Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? Что такое исполнительское развитие? Развитие, заложенное в самой музыке. Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк».

Смысловое содержание тем:

Идея четверти: осознание движения как постоянного состояния музыки, которая развивается во времени.

Интонационное развитие музыки как отражение постоянных изменений в окружающей жизни, в чувствах, настроении, мыслях человека. Средства музыкальной выразительности и их роль в развитии музыки. Исполнительское развитие, характерное в основном для куплетной формы. Развитие, заложенное в самой музыке – динамическое, ладовое, темповое, тембровое, фактурное

Характеристика деятельности обучающихся:

- Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл.

- Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.

- Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров.

- Распознавать и объяснять разные виды развития музыкальных произведений.

- Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

- Воплощать в исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении) эмоциональное восприятие различных музыкальных образов и их развитие

Часть 4.«Построение (формы) музыки»

Темы: Почему музыкальные произведения бывают одночастными? Когда музыкальные произведенияимеют две или три части? Рондоинтересная музыкальная форма. Как строятся вариации? О важнейших средствах построения музыки.

Смысловое содержание тем:

Идея четверти: осознание музыкальной формы как структуры, композиционного строения музыкального произведения.

Организация музыкального произведения. Деление на большие и маленькие части с помощью различных элементов музыкальной речи (пауза, цезура, фермата, долгий звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и пр.). Структурные элементы музыкального произведения: мотив, фраза, предложение, период. Содержательно-образные основы построения музыки. Зависимость смены частей в произведениях от изменения характера музыки. Одночастная, двухчастная, трехчастная формы музыки. Форма рондо и форма вариаций. Повтор и контраст как важнейшие средства построения музыки.

Характеристика деятельности обучающихся:

- Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения в процессе коллективного музицирования.

- Выражать собственные чувства и эмоции как отклик на услышанное музыкальное произведение.

- Перечислять простые музыкальные формы.

- Распознавать художественный замысел различных форм (построений) музыки (одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.).

- Сравнивать музыкальные формы по принципу сходства и различия.

- Исследовать и определять форму построения музыкального произведения.

- Сольмизировать и сольфеджировать мелодии.

- Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации

Система знаний, ориентированных на УУД

Часть 1. «Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршивость»

Формирование личностных ууд

Задача.Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения и пр.).

Вопросы и задания. Вспомни, как ты, выступая в роли исполнителя, часто подчеркивал те или иные элементы музыкальной речи, передавая их пластическими движениями, исполняя ладошками или на музыкальных инструментах (бубне, барабане, ложках).

Исполни на оркестровом треугольнике ритмическое сопровождение знакомой тебе песни Н. Метлова «Часы», ориентируясь при этом на ее партитуру.

Какие элементы музыкального языка «Арагонской хоты» М. Глинки придают этой музыке яркуютанцевальность?

Исполни эти элементы музыкальной речи в каждом такте мелодии с одновременным звучанием фрагмента: акцент – легкий притоп каблуками, вершины фраз – хлопок в ладоши.

Формирование познавательных УУД

Задача.Различатьпесенность, танцевальность и маршевость в музыке.

Вопросы и задания. Что в звучании фрагмента «Золотые рыбки» и в его нотной записи напоминает танцевальность? Какую роль в этом играет отрывистость звучания, которая достигается особым приемом игры на скрипке – щипком (пиццикато)?

Какой жанр характеризует музыкальный образ «Царя Гороха» из балета Р. Щедрина «Конек-Горбунок»?

Задача.Анализировать жанрово-стилевые особенности музыкальных произведений и сравнивать их специфические особенности.

Вопросы и задания. Послушай, фрагмент из балета Р. Щедрина «Конек-Горбунок». Этот фрагмент называется «Ночь». Обрати внимание на элементы музыкального языка, динамику; длинную музыкальную фразу, отмеченную лигой; на широкое изложение мелодии четвертными, половинными и целыми длительностями; на фермату в конце фразы. Слышишь, как эти элементы музыкального языка придают теме песенный характер? Напоминает ли тебе эта тема русскую народную песню?

Сравни характер изложения мелодии, длительности, наличие акцентов в теме «золотых рыбок» с фрагментом «Ночь».

Пропой главную тему произведения Э. Грига «Утро» нотами, а потом с текстом. Не правда ли, ее отличает яркая мелодичность? Найди в мелодии кульминацию – момент наивысшего эмоционального напряжения.

Обратимся к вокальной музыке. Пропой главную мелодию арии Ивана Сусанина из оперы М. Глинки. Почему эта мелодия строится на нисходящих интонациях? Почему ей не удается вырваться даже в момент кульминации? Что этим выразил композитор? Как ты думаешь, почему музыка Глинки отличается такой мелодичностью?

Задача.Узнавать и определять различные составы оркестров (симфонический, духовой, народных инструментов).

Вопросы и задания. Послушай, фрагмент произведения Э. Грига «Утро» в исполнении симфонического оркестра. Какие инструменты ведут главную тему? Почему в момент кульминации играют скрипки – самые певучие инструменты симфонического оркестра?

Формирование коммуникативных УУД

Задача.Создавать музыкальные образы в разных видах коллективной исполнительской деятельности.

Вопросы и задания. Участвуй вместе с одноклассниками в исполнении фрагмента из увертюры к опере Ж. Бизе «Кармен». Исполняй его с помощью дирижерского жеста, подчеркивая маршевость, танцевальность и песенность движениями рук разного характера.

Часть 2. «Интонация»

Формирование личностных УУД

Задача.Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.

Вопросы и задания. Какой увидел С. Прокофьев героиню своего произведения «Болтунья» – девочку Лиду?

Слышишь, как Лида повторяет одну и ту же фразу в медленном темпе. Какими длительностями изложена эта мелодия? Лида, вероятно, пытается нас убедить, что она вовсе не болтушка.

Что происходит потом? Как преобразуется мелодия? Ты слышишь, что мелодия изложена мелкими длительностями и звучит в быстром темпе? Такой прием произнесения текста как в разговорной, так и в музыкальной речи называется скороговоркой. В песне Прокофьева «Болтунья» характер Лиды раскрывается с помощью чередования скороговорки с размеренно-убедительными фразами.

Задача.Импровизировать на заданную и свободную тему.

Вопросы и задания. По заданным интонационным музыкальным зернышкам и стихам сочини продолжение мелодии, чтобы получились законченные песенки. Дай характеристику жанров, в которых сделаны твои импровизации.

Формирование познавательных УУД

Задача.Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.

Вопросы и задания. Спой нотами, а потом с текстом песню А. Аренского «Расскажи, мотылек».

Как ты думаешь, почему форте появляется на слове «трогай»? А слог «тро-» даже выделен акцентом?

Выучи всю песню и спой ее вместе с другом, получится музыкальный диалог.

А теперь подумай и скажи, почему композитор Д. Кабалевский утверждал, что интонация роднит разговорную и музыкальную речь?

Задача.Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Вопросы и задания. Послушай прелюдию французского композитора К. Дебюсси.

Обрати внимание на элементы музыкальной речи, которые помогают осознать интонационный смысл музыки. Как ты думаешь, почему композитор назвал свое произведение «Шаги на снегу»?

Какие элементы музыкального языка помогают ощутить шаги? (повторяющиеся звуки и ритмический рисунок сопровождения, особенности мелодии – паузы, длительности, штрихи).

Задача.Осознавать жизненную основу музыкальных интонаций.

Вопросы и задания. Определи характер и настроение фортепьянной пьесы В. Косенко «Дождик». Что она выражает? Что изображает? Можно ли сказать, что в мелодии два зерна-интонации: капли дождя – стаккато и потоки воды – легато?

Задача.Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись.

Вопросы и задания. Познакомься с Муравьем из музыкальной сказки «Стрекоза и Муравей» по басни И. Крылова.

Что в «Песне муравья» говорит о его трудолюбии и упорстве? Разучи пеню, ориентируясь на нотную запись. Обрати внимание на движение мелодии, повторение одних и тех же звуков, скачок на «си» в конце второй фразы.

Спой «Щедровку» сольфеджио, а потом с текстом. Почему мелодия песни выстроена всего на пяти звуках? Выдели с нотной записи зерно-интонацию. Видишь, оно изложено поступенно и представляет собой нижнюю часть звукоряда.

Формирование коммуникативных УУД

Задача.Исполнять, инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.

Вопросы и задания. Изучи либретто музыкальной сказки «Стрекоза и муравей» по басни И. Крылова. Расскажи о главных героях, их музыкальных характеристиках.

Разучи песни участников действия. Участвуй в коллективной постановке музыкальной сказки. Готовь совместно с одноклассниками необходимые костюмы и декорации. После генеральной репетиции назначьте день премьеры. Пригласите гостей-зрителей (родителей, школьников из других классов, воспитанников детского сада и т. д.).

Часть 3.«Развитие музыки»

Формирование личностных УУД

Задача.Проявлять интерес к процессу и результатам музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.

Вопросы и задания. Дай характеристику участников диалога в пьесе Ф. Шуберта «Аллегретто».

Как проходит диалог? Обрати внимание, что сначала звучат поочередно минорный и мажорный варианты основной темы. А затем «разговор» становится более напряженным: минорные и мажорные интонации зазвучали с небольшим смещением – каноном.

Чем заканчивается «разговор»?

Задача.Воплощать в исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении) эмоциональное восприятие различных музыкальных образов и их развитие.

Вопросы и задания. Охарактеризуй музыкальный образ, который создал Э. Григ в музыкальном фрагменте «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт».

Продирижируй, ориентируясь на нотную запись. Передай движением рук стаккато, изменения в динамике и темпе. О чем говорят эти изменения?

Формирование познавательных УУД

Задача.Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл.

Вопросы и задания. Послушай песню «Береза». Пропой фрагмент мелодии сначала сольфеджио, а потом с текстом.

Какие средства музыкальной выразительности рисуют завороженную волшебную картину зимы? Проследи за развитием музыки в первом и во втором куплетах. Влияет ли на развитие образа замедление мелодии – ритенуто?

Задача.Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров.

Вопросы и задания. Каким показали нам Мишку авторы песни «Мишка»? Всегда ли он одинаковый?

Как стихи связаны с музыкой? На каких словах слышится смена средств музыкальной выразительности – темпа (быстро, замедляя, в прежнем темпе), динамики (крещендо, диминуэндо), длительностей (триоль в сопровождении).

Разучи песню по фразам, а потом исполни ее целиком.

Задача.Распознавать и объяснять разные виды развития музыкальных произведений.

Вопросы и задания. Расскажи, что такое исполнительское развитие. Объясни смысл развития, заложенного в самой музыке. Приведи конкретные примеры ладового, динамического, тембрового и фактурного развития музыки.

Формирование коммуникативных УУД

Задача.Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Вопросы и задания. Проследи за развитием образов в музыкальной сказке «Петя и Волк». Исполни дирижерским жестом изменения в звучании музыкальных тем: «Кошка быстро полезла на дерево», «Утка бросилась вон из лужи», «Птичка и кошка на дереве, волк ходит вокруг» и т. д.

Часть 4. «Построение (формы) музыки»

Формирование личностных УУД

Задача.Выражать собственные чувства и эмоции как отклик на услышанное музыкальное произведение.

Вопросы и задания. Исполни первый куплет «Песни Сольвей» Э. Грига. Старайся передать характер светлой печали.

Осталось ли это настроение во второй части? Чем можно объяснить смену лада: первая часть звучит в миноре, вторая – в мажоре? Почему вторая часть исполняется без слов?

Формирование познавательных УУД

Задача.Перечислять простые музыкальные формы.

Вопросы и задания. Назови простые музыкальные формы, опираясь на знакомые примеры.

Перечисли отличительные черты данных музыкальных форм.

Исполни знакомые песни как примеры одночастной, двухчастной, простой трехчастной формы, формы рондо и вариаций.

Задача.Распознавать художественный замысел различных форм (построений) музыки (одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.).

Вопросы и задания. Послушай песню «Зачем нам выстроили дом?» В чем заключается главная мысль песни?

Музыкальная тема многократно повторяется и называется рефрен. В промежутках звучат эпизоды, они разные. Разберись в их музыкальном языке.

Музыка развивается как бы по кругу. Такая музыкальная форма называется «рондо».

Задача.Исследовать и определять форму (построения) музыкального произведения.

Вопросы и задания. Послушай «Арию Сусанина» в исполнении солиста и оркестра.

Как меняется характер музыки? Не правда ли, она сначала звучит сурово, скорбно и мужественно. Далее появляется настроение тревоги и волнения. Но на этом композитор не останавливается.

Как ты думаешь, почему композитор не закончил «Арию Сусанина» этой частью? Почему он повторил первую часть? Может быть, М. Глинка хотел донести до нас мысль о том, что главное – не волнение и тревога, а мужество простого костромского крестьянина.

Задача.Сравнивать музыкальные формы по принципу сходства и различия.

Вопросы и задания. Проведи сравнение музыкальных произведений, написанных в разных формах (на конкретных примерах).

Найди между ними сходство и различие. Объясни смысловое содержание каждого произведения в соответствии с музыкальной формой, в которой оно написано.

Задача.Сольмизировать и сольфеджироватьмелодии.

Вопросы и задания. Пропой тему вариаций Моцарта сначала сольфеджио. Ты узнал в ней знакомую «Пастушью песню»? Спой ее с текстом. Теперь слушай вариации целиком. Проследи за развитием в них мелодии. Подбери для каждой вариации соответствующие характеристики.

Послушай песню «Скрипка» и определи, сколько в ней частей. Определи по нотной записи, какая припевка из первой части, а какая из второй. Пропой сольфеджио, а потом на слоги первый такт каждой припевки.

Формирование коммуникативных УУД

Задача.Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения в процессе коллективного музицирования.

Вопросы и задания. Можно ли сказать, что в песне «Телега» от начала до конца сохраняется шуточный характер?

Разучи ее и пой вместе с одноклассниками, друзьями, не меняя шуточного характера.

Сравни ее с «Пастушьей песней», можно ли сказать, что обе эти песни написаны в одночастной форме?

Составь исполнительский план каждой из них и предложи его для коллективного обсуждения и дальнейшего хорового исполнения.

Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы

Кол-во часов

1

Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость

8 ч.

2

Интонация

8 ч.

3

Развитие музыки

10 ч.

4

Построение (формы) музыки

8 ч.

Итого: 34 часа


Основные виды учебной деятельности обучающихся

Слушание музыки.Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм.

Пение.Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование.Коллективноемузицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально-пластическое движение.Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержание музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений.Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

Критерии оценки результатов освоения учебного предмета

Основой для определения критериев оценки результатов освоения программы по курсу «Музыка» стал компетентностный подход, отражающий требования стандарта и рекомендации примерной образовательной программы по музыке. Компетентностный подход предполагает:

•проявление знания и понимания школьниками предметной области;

•демонстрацию ими практического и оперативного применения знаний предметной области в конкретной творческой деятельности;

•осознание бытийной, ценностной значимости предметных знаний в социальном контексте. Планируемые результаты освоения программы «Музыка» достигаются в процессе личностных, познавательных и коммуникативных учебных универсальных действий обучающихся. Планируемые результаты освоения программы связаны с развитием интереса обучающихся к музыкальном искусству,

эмоционально-нравственного отклика на него, а также с формированием музыкальной грамотности учащихся. Это и стало основными критериями результативности музыкального образования, которые конкретизируются следующим образом:

1. степень развития интереса к музыке проявляется в: многообразии образов, характеристик, понятий, жанров и пр., которыми оперируют обучающиеся; ценностном постижении произведений искусства, их сопоставлении, многовариантности высказываний, образном самовыражении в творчестве; устойчивости интереса — длительности впечатлений от знакомых произведений, желании познакомится с новыми произведениями, потребности в собственном художественном творчестве.

2. степень развития эмоционально-нравственного отклика на художественное произведение выявляется через: выражение положительных чувств, эмоций и переживаний, способность к сопереживанию; высказывание самостоятельных взглядов и суждений; способность к нравственной оценке. Высокая степень — устойчивое, средняя — периодическое, низкая — эпизодическое проявления положительных чувств, эмоций, переживаний, способности к сопереживанию, проявлению самостоятельных взглядов и суждений, к нравственной оценке.

3. степень развития музыкальной грамотности обучающихся определяется по: способности «с лету», без предварительной подготовки, после однократного знакомства «схватить» самое существенное в произведении; способности свободно ориентироваться в специфике музыкального языка; способности размышлять о музыке — анализировать, сравнивать, обобщать;

способности ощутить авторский стиль; способности отличать шедевр от моды (развитие художественного вкуса). Постоянное проявление данных способностей свидетельствует о высокой степени, периодическое — о средней, эпизодическое— о низкой степени музыкальной грамотности обучающихся. Таким образом, критериальный подход к музыкальному развитию обучающихся способствует безотметочному оцениванию промежуточных и итоговых результатов работы по музыке в каждом классе, ибо данный процесс личностно ориентирован и имеет диалектический характер художественного познания мира.

Оценивание работы на уроке музыки:

«5» — соответствие трем критериям либо первым двум: проявление интереса к музыке, непосредственный эмоцио­нальный отклик на нее; высказывания о прослушанном или ис­полненном произведении; активные усилия школьников, обнаруженные в ходе поис­ковых ситуаций, и умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе восприятия музыки; рост исполнительских навыков, которые оцениваются с уче­том исходного уровня подготовки ученика и его активности в за­нятиях.

«4» — соответствие двум или одному критерию;

«3» — отсутствие соответствия данным критериям.

«2» — недопустима, так как она может погасить интерес ребенка и соответственно его потребность в кра­соте и доброте.

Музыкальный материал к темам учебной программы по курсу «Музыка»

Часть 1. «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»

«Всюду музыка звучит». Музыка Я. Дубравина, слова В. Суслова.

«Часы» (попевка с сопровождением на треугольнике). Музыка Н. Метлова.

«Ночь», «Золотые рыбки», «Царь Горох» из балета «Конек- Горбунок». Р. Щедрин.

«Утро» из сюиты «Пер Гюнт» (разучивание главной мелодии и слушание фрагмента). Э. Григ.

«Ария Сусанина» из оперы «Жизнь за царя (Иван Сусанин)» (разучивание главной мелодии). М. Глинка.

«Осень». Музыка С. Бодренкова, слова Е. Авдиенко.

«Арагонская хота» (главная мелодия). М. Глинка.

«Девичий хоровод» из балета «Конек-горбунок». Р. Щедрин.

«Пляска рыбок» из шестой картины оперы «Садко». Н.А. Римский-Корсаков.

«Мелодия из 3-й части Пятой симфонии». Л. ван Бетховен.

«Экспозиция 3-й части Пятой симфонии». Л. ван Бетховен.

«Марш памяти А.В. Суворова» (фрагмент). А. Аренский.

«Уроки-чудеса». Музыка Р. Бойко, слова М. Садовского.

«Увертюра к опере «Кармен». Ж. Бизе.

Шуточная «Я с комариком плясала» из сюиты для оркестра «Восемь русских народных песен». А. Лядов.

Прелюдия № 7. Ф. Шопен.

Прелюдия № 20. Ф. Шопен.

«Спой нам, ветер»,песня из кинофильма «Дети капитана Гранта». Музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача.

Часть 2. «Интонация»

«Болтунья». С.С. Прокофьев.

«Расскажи, мотылек». Музыка А. Аренского, слова А. Майкова.

«Снеженика». Музыка Я. Дубравина, слова М. Пляцковского.

Интонации для импровизации: Колыбельная песня. Осенний вальс. Дождик.

«Дождик». В. Косенко.

«Шаги на снегу». Прелюдия №6. К. Дебюсси.

«Дремота и зевота». Музыка Т. Островской, слова С. Маршака.

«Стрекоза и муравей», музыкальная сказка по мотивам басни И. Крылова. Музыка С. Соснина, либретто

Е. Косцовой.

«Девушка с волосами цвета льна». Прелюдия № 8. К. Дебюсси.

«Море и звезды»,вступление ко 2-му действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н.А. Римский-Корсаков.

«Зима в лесу». Музыка С. Бодренкова, слова Е. Авдиенко.

«Щедровка». Детская новогодняя игровая песня.

«Коляда-маледа» из сюиты для оркестра «Восемь русских народных песен». А. Лядов.

Часть 3. «Развитие музыки»

«В пещере горного короля». Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

«Пьеса (Аллегретто)». Ф. Шуберт.

«Береза». Музыка В. Веселова, слова С. Есенина.

«Вечер» из цикла «Детская музыка». С. Прокофьев.

«Мишка». Музыка Вас. Калинникова, слова А. Барто.

«За рекою старый дом». И.С. Бах.

«Веселые нотки – веселые дни». Музыка С. Соснина, слова М. Садовского.

«Со вьюном я хожу». Русская народная песня.

«Ах вы, сени мои, сени». Русская народная песня
(с сопровождением на бубне).

«Отцовская слава». Музыка Г. Струве, слова К. Ибряева

«Старая лестница». Музыка М. Славкина, слова И. Пивоваровой.

«Ласточка». Музыка Е. Крылатова, слова И. Шаферана.

«Игра в слова» (попевка).

«Тихо-громко» (попевка). И. Арсеев.

«Купание в котлах» сцена из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.

«Ой, кулики, жаворонушки». Русская народная песня. Обработка М. Иорданского.

«Медведь проснулся». Музыка М. Калининой, слова Г. Ладонщикова.

«Былина о птицах» из сюиты для оркестра «Восемь русских народных песен». А. Лядов.

«Петя и волк». Симфоническая сказка: «Тема Пети», «Петя-герой» (заключительное шествие), «Тема птички», «Петя с птичкой разговаривают», «Петя с птичкой ловят волка», «Петя с птичкой поймали волка», «Тема утки»,«Утка и птичка спорят», «Утка бросилась вон из лужи», «Тема кошки», «Кошка быстро полезла на дерево», «Тема волка», «Птичка и кошка на дереве, волк ходит вокруг», «Волк в бешенстве», «Тема дедушки», «Тема охотников». С. Прокофьев.

«Петя и волк» (слушание симфонической сказки целиком).С. Прокофьев.

Часть 4. «Построение (формы) музыки»

«Главная тема 3-й части Шестой симфонии» (маршевый эпизод). П. Чайковский.

«Пастушья песня». Французская народная песня.

«Телега». Музыка М. Минкова, слова М. Пляцковского.

«Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

«Колокола» из телефильма «Приключения Электроника». Музыка Е. Крылова, слова Ю. Энтина.

«Песенка о капитане». Музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача.

«Ария Сусанина» из оперы «Жизнь за царя (Иван Сусанин)». М. Глинка.

«Скрипка». Музыка М. Славкина, слова И. Пивоваровой.

«Зачем нам выстроили дом?». Музыка Д. Кабалевского, слова В. Викторова.

«Спящая княжна». Музыка и слова А. Бородина.

«Вариации на тему французской народной песни». В.А. Моцарт.

«Белка». Хор из оперы «Сказка о царе Салтане». Музыка Н. Римского-Корсакова, стихи А. Пушкина.

Увертюра из кинофильма «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский.

«Мир». Из спектакля «Земля детей». Музыка С. Баневича, слова Т. Калининой.«Музыка в лесу». Музыка Я. Дубравина, слова Е. Руженцева.





























Сетка контрольных работ

Тема урока

Кол-во

часов

Дата пров.

Кор. дата

1

Входная административная контрольная работа

18.09



2

Итоговая контрольная в рамках промежуточной аттестации

06.05

























Календарно-тематическое планирование 3 класс






Часть 1. Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость

Цель:-формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

-воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов

1

Открываем для себя новые качества музыки

1

04.09


2

Мелодичность – значит песенность?Песенность в вокальной и инструментальной музыке.

1

11.09


3

Входная административная контрольная работа

1

18.09


4

Танцевальность бывает не только в танцах

1

25.09


5

Отражение танцевальности в вокальной и инструментальной музыке.

1

01.10


6

Где слышится маршевость?

1

08.10


7

Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой

1

15.10


8

Обобщение по теме«Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»

1

22.10


Часть 2. Интонация

Цель: точное и сознательное выполнение пауз, выделение наиболее важных слов и слогов во фразе, наиболее важных звуков в мелодии, движение к кульминации,

9

Сравниваем разговорную и музыкальную речь

1

29.10


10

Сравниваем разговорную и музыкальную речь

1

12.11


11

Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение.

1

19.11


12

Зерно-интонация в музыке

1

26.11


13

Интонационная выразительность исполнения

1

03.12


14

Выразительные и изобразительные интонации

1

10.12


15

Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации?

1

17.12


16

Обобщение по теме «Интонация – основа музыки»


1

24.12


Часть 3. Развитие музыки

Цель: понимать значение духовной музыки для русского человека.

17

Почему развивается музыка?

1

14.01


18

Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке?

1

21.01


19

Средства музыкальной выразительности и их роль в развитии музыки.

1

28.01


20

Что такое исполнительское развитие музыки?

1

04.02


21

Исполнительское развитие, характерное для куплетной формы.

1

11.02


22

Развитие, заложенное в самой музыке

1

18.02


23

Развитие, заложенное в самой музыке

1

25.02


24

Что нового мы услышим в сказке «Петя и волк»?

1

04.03


25

Что нового мы услышим в сказке «Петя и волк»?

1

11.03


26

Обобщение по теме «Развитие музыки»

1

18.03


Часть 4. Построение (формы) музыки

Цель: развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности обогащение знаний о музыкальном искусстве

27

Организация музыкального произведения. Деление на большие и маленькие части

1

25.03


28

Почему музыкальные произведения бывают одночастными?

1

08.04


29

Когда музыкальные произведения имеют две или три части?

1

15.04


30

Рондо – интересная музыкальная форма

1

22.04


31

Как строятся вариации? О важнейших средствах построения музыки

1

29.04


32

Итоговая контрольная в рамках промежуточной аттестации

1

06.05


33

Повтор и контраст как важнейшие средства построения музыки.

1

20.05


34

Обобщение по теме «Построение музыки»

1

27.05















Материально – техническое и информационно – техническое обеспечение:

УМК:

Челышева Т.В. Музыка. 1-4 класс. – М.: Академкнига/ Учебник, 2017.

Хрестоматия, музыкального материала, фонохрестоматия.

Портреты композиторов.

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.

Видеофильмы о Глинке, Мусоргском, Римском-Корсакове, Григе, В. Гаврилине.

Видеофильмы: балет «Лебединое озеро» Чайковского, Музыкальный центр, .

Детские музыкальные инструменты: ксилофон, колокольчики, кастаньеты, барабаны, дудочки, деревянные ложки, бубны, треугольник



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!