СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа По учебному предмету “Обществознание” для 10 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа По учебному предмету “Обществознание” для 10 класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 с. Садового Арзгирского района Ставропольского края





РАССМОТРЕНА

и рекомендована

МО учителей

гуманитарного цикла

Протокол от « 28» 08.2021г.№ 1

СОГЛАСОВАНА

Зам.директора по УВР



___________ С.В.Пономарёва

УТВЕРЖДЕНА

Решением педагогического совета

Протокол от 28.08.2021г.№1

Приказ от 01.09.2021г.№12

Директор МКОУСОШ№с.Садового

Н.В. Блинова














Рабочая программа

По учебному предметуОбществознание

для 10 класса

(базовый уровень)

на 2020- 2021годы

Учитель истории обществознания высшей категории

Кисилёва Евгения Владимировна







с.Садовое

2020г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание10-11» классов составлена в соответствии:

с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, на основе Примерной программы среднего общего образования по обществознанию (Примерные программы среднего(полного) общего образования: обществознание: 10-11 классы/ А.Ю Лазебникова, Т.В. Коваль, Е.С. Королькова и др.; под общ. Ред. М.В. Рыжакова), авторской Рабочей программы Л.Н. Боголюбова, Н.И. Горецкой, Л.Ф. Ивановой, А.Ю. Лазебниковой, А.И. Матвеева. Обществознание. 10-11 классы. Базовый уровень

-Федерального перечня учебников на 2020-2021 уч.год. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова.

Согласно учебному плану МКОУ СОШ№8 с.Садового, учебному графику, примерной основной образовательной программы среднего общего образования, программа рассчитана на 68 часов 2 часа в неделю

Рабочая программа предназначена для организации процесса обучения по УМК Л.Н. Боголюбова:

1.Примерные программы среднего общего образования по обществознанию (Примерные программы среднего(полного) общего образования: обществознание: 10классы/ А.Ю Лазебникова, Т.В.Коваль, Е.С. Королькова и др.; под общ. Ред. М.В. Рыжакова), 2018г., с учётом авторской Рабочей программы Л.Н. Боголюбова, Н.И. Горецкой, Л.Ф.Ивановой, А.Ю. Лазебниковой, А.И. Матвеева. Обществознание. 10-11 классы. Базовый уровень Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. - М., 2018

Обществознание. 10 класс: учебник для обшеобразовательных учреждений: базовый уровень под ред. / Л.Н.Боголюбов, А.ЮЛазебникова /, - 2-е изд.-М.: Просвещение, 2020.- 319с.

Учебный предмет «Обществознание» знакомит обучающихся с основами жизни общества, с комплексом социальных, общественных и гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах. Учебный предмет «Обществознание» является интегративным, включает достижения различных наук (философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведения, философии), что позволяет представить знания о человеке и обществе не односторонне с позиции какой-либо одной науки, а комплексно. Данный подход способствует формированию у обучающихся целостной научной картины мира. Содержание учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне среднего общего образования обеспечивает преемственность по отношению к содержанию учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования путем углубленного изучения ранее изученных объектов, раскрытия ряда вопросов на более высоком теоретическом уровне, введения нового содержания, расширения понятийногоаппарата, что позволит овладеть относительно завершенной системой знаний, умений и представлений в области наук о природе, обществе и человеке, сформировать компетентности, позволяющие выпускникам осуществлять типичные социальные роли в современном мире.



Задачами реализации примерной программы учебного предмета «Обществознания»на уровне среднего общего образования являются:

– формирование у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы, способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

– формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

– овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

– овладение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

– формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

1.Общая характеристика учебного предмета

Содержание среднего общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Изучение обществознания (включая экономику и право) направлено на достижение следующих целей:

-развитие личности в ответственный период социального взросления, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

-освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях; -формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.

2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Обществознание»:

Личностными результатами выпускников старшей школы при изучении курсаобществознания являются:

    • осознание значения постоянного личностного развития непрерывно-новыми социальными практиками, осваивать различные социальные роли;

    • мотивированность к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учёту общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности;

      • ценностные ориентиры и установки, основанные на нормах морали и требованиях прав, отражающие идеалы общественного блага, укрепления государственности и патриотизма, гражданского мира.

Вклад изучения курса обществознания в формировании метапредметных результатовосвоения основной образовательной программы состоит в:

          • умении на основе полученных в курсе знаний о качествах личности и самопознании адекватно оценивать себя: оценивать собственные способности, устанавливать уровень притязаний, ставить адекватные возможностям цели, осуществлять самопроверку, видеть связь между усилиями и достигнутым результатом;

        • умении на основе изученных в курсе моделей реализации типичных социальных ролей решать проблемы, связанные с выполнением человеком определённой социальной роли ( избирателя, потребителя, пользователя, жителя определённой местности, члена общественного объединения и т. п. );

    • способности анализировать с опорой на полученные знания об общественных отношениях конкретные жизненные ситуации, выбирать и реализовывать способы поведения, адекватные этим ситуациям;

    • ключевых навыках решения социальных проблем, работы с информацией, анализа и обработки, коммуникации, сотрудничества;

        • готовности к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, к использованию полученных в школе знаний и умений, имеющих опорное значение для профессионального образования определённого профиля;

          • ключевых компетентностях, сформированных в курсе и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности ( обобщённые способы решения учебных задач; исследовательские, коммуникативные и информационные умения, навыки работы

  • разными источниками социальной информации).

Предметные результаты на базовом уровне проявляются в знаниях,умениях,компетентностях, характеризующих качество (уровень) овладения обучающимися содержанием учебного предмета:

    • в понимании общества как целостной развивающейся системы в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов, осознание основных проблем, тенденций и возможных перспектив общественного развития, умение выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов, владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;



  • владении основными обществоведческими понятиями и терминами как познавательными средствами осмысления окружающей социальной действительности;

  • опыте использования получаемых знаний и умений для принятия обоснованных и социально одобряемых решений в условиях реально складывающихся жизненных альтернатив, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

-умении извлекать социальную информацию из различных неадапрированных источников, анализировать ее, соотносить со знаниями, полученными при изучении курса, интегрировать все имеющиеся знания по проблеме в единый комплекс;

-умении ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей:

- различать факты и суждения, оценки, их связь с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

- уважении ценностей иных культур, конфессий и мировоззрений, осознание глобальных проблем современности, своей роли в их решении, основанные на изучении в курсе вопросов культуры и глобальных проблем современности.

Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата 10 класса

Личностные УУД:

-самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

-в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

- средством достижения этих результатов служит учебный материал – умение определять свое отношение к миру.


Регулятивные УУД:

-самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему.

- составлять план решения проблемы (задачи).

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

-средством формирования этих действий служат элементы технологии проблемного обучения на этапе изучения нового материала.

-в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

-средством формирования этих действий служит технология оценивания учебных успехов.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая

информация нужна для решения учебной задачи в несколько шагов;

- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных

формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план и сложный план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал.

Коммуникативные УУД:



Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и

письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.



Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.



Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного

чтения.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством достижения этих результатов служит организация на уроке работы в парах постоянного и сменного состава,групповые формы работы.

Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с  федеральным  базисным учебным планом  и примерными  учебными планами для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы среднего (полного) образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312.  в  рамках  среднего (полного)  образования  и в соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ № 625  на изучение предмета «Обществознание(включая экономику и право) »    в 10 классе выделено 2 часа в неделю, один из которых планируется для различных  видов самостоятельной работы учащихся (работу с источниками социальной информации, критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации. Оценивание таких видов работы осуществляется выборочно. По особенно актуальным темам курса запланировано 13 письменных практических работ с обязательным оцениванием всех обучающихся.


Изучение обществознания в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: 


· развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; 
· воспитание общероссийской идентичностигражданской ответственности, правового самосознания,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; 
· освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования; 
· овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; 
· формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных  отношений;  гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.


Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения обществознания  на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем

и элементов общества);


• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.


Результаты и система их оценки.

Критерии оценки уровня достижений обучающихся по предмету.

Оценка устного  ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. 
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи. 
Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала. 
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 


3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи. 
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий): 
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2"
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик: 
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов. 
2. Допустил не более одного недочета. 
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета. 
2. Или не более двух недочетов. 
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: 
1. Не более двух грубых ошибок. 
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета. 
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок. 
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов. 
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. 
Отметка "2" ставится, если ученик: 
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3". 
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.




Содержание учебного предмета.

Структура курса

Тема

Кол-во часов


Вводный урок.

1

Глава 1.

Человек в обществе.

17

Глава 2.

Общество как мир культуры.

13

Глава 3.

Правовое регулирование общественных отношений.

28

Заключение

Человек в 21 веке.

2


Контрольные работы.

3


Итоговое повторение.

2


Итого

68



Основное содержание.

10 КЛАСС (68 ЧАСОВ)

Глава 1. Человек в обществе.

Понятие об обществе. Общество как совместная жизнедеятельность людей Общество и природа Общество и культура. Науки об обществе Структура общества. Особенности социальной системы. Взаимосвязь экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.  Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и её мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Познание и знание. Познание  мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и её критерии Многообразие  форм человеческого знания Социальное и гуманитарное знания. Человек в системе социальных связейЛичность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение и социализация личности Единство свободы и ответственность личности.

Глава 2. Общество как мир культуры.

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: массовая, народная и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации  Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, её  категории. Религия, её роль в жизни общества. Нравственная культура Искусство и духовная жизнь Искусство, его формы, Основные  направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений.

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Систему судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России Современное российское законодательство. Основы государственного, гражданского, трудового, семейного и  уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения Правосознание. Правовая культура.

Заключение. Человек в 21 веке.

Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.

Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата проведения


Тема урока

Тип урока

Планируемыерезультаты обучающихся (УУД)

Виды и формы контроля

Домашнее задание

План

Факт




1-2



Введение.Что такоеобщество.

Вводный

Знать смысл понятия Общество, взаимосвязь общества и природы

Объяснить причинно-следственные и функциональные связи изученных соц. объектов.

Уметь давать характеристику изучаемому объекту, уметь сравнивать, сопоставлять объекты по указанным критериям.

Лекция с элементами беседы.



3



Практикум  по теме «Что такое общество»

Комбинированный

Работа с текстом учебника по заданиям к документу.


4



Общество как сложная система.

Комбинированный

Знать основные признаки общества; понятия: «общество», «страна», «государство».

Уметьобъяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах; характеризовать глобальные проблемы современности, проблемы сохранения

культурного наследия; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

или обосновывать известные; уметь

Фронтальный опрос


5



Практикум по теме «Общество как сложная система»

Урок-практикум

Устный опрос, проблемные задания Работа с

документам



6



Динамика общественного развития.

Комбинированный

Знать, что такое «природа» в узком и широком смысле слова; знать и применять

разработанные человеком способы защиты природы.

Уметь объяснять взаимосвязь человека,

общества и природы, приводить примеры вредного воздействия человека и общества на природу, последствия возникающей дисгармонии между природой и обществом; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Устный опрос, проблемные задания.



7



Практикум по теме «Динамика общественного развития»

Комбинированный

Работа с текстом учебника по заданиям к документу.


8



Социальная сущность человека.

Комбинированный

Знать,что такое мировоззрение, философия; проблема познаваемости мира.

Уметьвысказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий; характеризовать моральные ценности; объяснять сущность мировоззрения

Фронтальны й опрос.


9



Практикум по теме: «Социальная сущность человека»

Урок- практикум

Устный опрос, проблемные задания Работа с

документам



10



Деятельность – способ существования человека.

Комбинированный

Знать, что такое деятельность; что такое

потребности; иерархическая теория потребностей.

Уметьхарактеризовать основные черты

деятельности; определять мотивы деятельности; раскрывать на примерах многообразие видов деятельности; определять взаимосвязь деятельности и сознания



11



Практикум по теме: «Деятельность – способ существования человека»

Комбинированный

Работа с текстом учебника по заданиям к документу.


12



Познавательная и коммуникативная деятельность.

Комбинированный

Знатьпроблемы познаваемости мира; что

такое наука; основные особенности

научного мышления; естественные и социально-гуманитарные науки; что

представляет собой знание и процесс познания.

Уметьобъяснять сущность чувственного и рационального познания, противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения; делать выводы,

отвечать на вопросы; работать с текстом учебника, выделять главное, анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира.

Фронтальный опрос


13



Практикум по теме: «Познавательная и коммуникативная деятельность»

Комбинированный

Работа с текстом учебника по заданиям к документу.


14



Свобода и необходимость в деятельности человека.

Комбинированный

Уметь излагать различные трактовки понимания свободы человека. Раскрывать смысл понятий «свобода человека» и «свободное общество».

Уметь описывать внешние ограничители свободы и внутренние регуляторы поведения человека. Объяснять невозможность абсолютной свободы человека в обществе. Выявлять основания свободного выбора. Характеризовать свободное общество. Объясняет явления, приводит примеры, сравнивает, анализирует, решает практические задачи, раскрывает смысл понятий, аргументирует свою точку зрения, работает с текстами различных стилей.


Фронтальный опрос


15



Практикум по теме: «Свобода и необходимость в деятельности человека»

Урок-практикум

Устный опрос, проблемные задания Работа с

документам



16



Современное общество.

Комбинированный

Знатьпроблемы познаваемости мира; что

такое наука; основные особенности

научного мышления; естественные и социально-гуманитарные науки; что

представляет собой знание и процесс познания.

Уметьобъяснять сущность чувственного и рационального познания, противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения; делать выводы,

отвечать на вопросы; работать с текстом учебника, выделять главное, анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира

Знатьосновные термины и понятия. Аргументировать вывод о невозможности абсолютной свободы. Характеризовать различные модели свободного общества.

Уметьобъяснять ассимитричность процессов глобализации.

Называть компоненты информационной сферы.

Понимать характер вреда причиняемый общественным отношениям коррупционным поведением граждан , должностных лиц.


Фронтальный опрос.


17



Практикум по теме: «Современное общество»

Комбинированный

Написание эссе.

Практикум, работа с учебником.


18



Глобальная угроза международного терроризма.

Комбинированный

Знатьосновные понятия и термины. Какое участие в противодействии терроризму могут принять СМИ. Объяснять, почему международный терроризм является одной из самых серьезных угроз международному миру и безопасности.

Уметь излагать различные трактовки понимания свободы человека. Раскрывать смысл понятий «свобода человека» и «свободное общество». Уметь описывать внешние ограничители свободы и внутренние регуляторы поведения человека. Объяснять невозможность абсолютной свободы человека в обществе. Выявлять основания свободного выбора. Характеризовать свободное общество. Объясняет явления, приводит примеры, сравнивает, анализирует, решает практические задачи, раскрывает смысл понятий, аргументирует свою точку зрения, работает с текстами различных стилей.

Уметь раскрывать понятия «международный терроризм». Устанавливать связь международного терроризма с процессом глобализации и научно-техническим прогрессом. Характеризовать идеологические основы террористической деятельности. Объяснять особую опасность международного терроризма, обосновывать необходимость борьбы с ним.

Уметь описывать антитеррористическую деятельность международного сообщества.


Работа в группах


19



Практикум по теме: «Глобальная угроза международного терроризма»

Урок-практикум

Устный опрос, проблемные задания Работа с

документам



20



Контрольная работа по  теме: «Человек в обществе»

Урок-контроля знаний

Уметьобъясняет явления, приводит примеры, сравнивает, анализирует, решает практические задачи, раскрывает смысл понятий, аргументирует свою точку зрения, работает с текстами различных стилей.

Контрольная работа


21



Духовная культура общества.

Комбинированный

Знать, что такое массовая, народная и элитарная культура, что такое этикет,

его происхождение и правила; формы и

разновидности культур, элементы культуры, проблемы сохранения культурного наследия.

Уметьанализировать особенности культурных ценностей и объяснять

сущность культурного наследия; делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать

свое мнение, работать с текстом учебника, правильно употреблять основные понятия проблемы сохранения культурного наследия.

Уметьанализировать особенности культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия; делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать

свое мнение, работать с текстом учебника, правильно употреблять основные понятия.



Фронтальный опрос


22



Практикум по теме: «Духовная культура общества»

Комбинированный

Написание эссе


23



Духовный мир личности.

Комбинированный

Работа с документом


24



Практикум по теме: «Духовный мир личности»

Урок-практикум

Устный опрос, проблемные задания Работа с

документам





25



Мораль.

Комбинированный

Уметь раскрывать смысл понятий «мораль», «нравственная культура личности». Называть моральные категории.

Характеризовать изменчивость моральных норм, особенности принципов морали и значение моральной регуляции отношений в обществе. Давать моральную оценку конкретных поступков людей и их отношений. Аргументировать собственный моральный выбор. Объясняет явления, приводит примеры, сравнивает, анализирует, решает практические задачи, раскрывает смысл понятий, аргументирует свою точку зрения, работает с текстами различных стилей.



Устный опрос, проблемные задания.



26



Практикум по теме: «Мораль»

Урок-практикум

Устный опрос, проблемные задания Работа с

документам



27



Наука и образование.

Комбинированный

Знать, что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют

учреждения науки; что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ.

Уметьосознанно выбирать ВУЗ для продолжения обучения, разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней;

разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы; делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать

свое мнение, работать с текстом учебника, правильно употреблять основные понятия; решать проблемные задачи по актуальным

социальным проблемам

Сообщения


28



Практикум по теме: «Наука и образование»

Комбинированный

Работа в группах.


29



Контрольная работа в формате ЕГЭ (промежуточная аттестация)

Урок-контроля знаний

Уметьобъясняет явления, приводит примеры, сравнивает, анализирует, решает практические задачи, раскрывает смысл понятий, аргументирует свою точку зрения, работает с текстами различных стилей.

Контрольная работа.


30



Религия и религиозные организации

Комбинированный

Знатьроль морали в жизни человека и общества; этапы становления нравственного в человеке; что такое религия, ее значение в жизни общества; особенности и многообразие мировых

религий.

Иметь представлениео фетишизме, мифологии, анимизме, тотемизме, магии,

их проявления в истории человечества.

Уметьделать выводы, отвечать на вопросы, высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, правильно употреблять основные понятия.


Работа в группах.


31



Искусство.

Комбинированный

Уметь характеризовать искусство, его место в жизни общества. Сравнивать искусство с другими формами духовной культуры и выявить его отличительные черты. Описывать многообразие функций искусства. Различать виды искусства, излагать различные подходы к их классификации. Перечислять и конкретизировать фактами духовной жизни жанры искусства.

Фронтальны й опрос.


32



Практикум по теме: «Искусство»

Комбинированный

Создание презентации.


33



Массовая культура.

Комбинированный

Уметь характеризовать искусство, его место в жизни общества. Сравнивать искусство с другими формами духовной культуры и выявить его отличительные черты. Описывать многообразие функций искусства. Различать виды искусства, излагать различные подходы к их классификации. Перечислять и конкретизировать фактами духовной жизни жанры искусства. Объясняет явления, приводит примеры, сравнивает, анализирует, решает практические задачи, раскрывает смысл понятий, аргументирует свою точку зрения, работает с текстами различных стилей. Характеризовать массовую культуру, этапы её становления. Устанавливать связь возникновения массовой культуры с общественными изменениями, характерными для индустриального общества. Выявлять влияние технических достижений на развитие массовой культуры.

Понимать смысл понятия «средства массовой культуры».


Фронтальны й опрос.


34



Практикум по теме: «Массовая культура»

Комбинированный

Доклады


35



Контрольная работа по  теме: Общество как мир культуры»

Урок контроля знаний

Уметьобъясняет явления, приводит примеры, сравнивает, анализирует, решает практические задачи, раскрывает смысл понятий, аргументирует свою точку зрения, работает с текстами различных стилей.

Контрольная работа.


36



Современные подходы к пониманию права

Комбинированный

Знать, что такое право, какова ее структура, какую роль оно играет в человеческом обществе.

Пониматьсущность информационных и человеческих ресурсов права.

Уметьхарактеризовать современные подходы к праву.

Фронтальны й опрос.


37



Практикум по теме: «Современные подходы к пониманию права»

Комбинированный

Работа с текстом учебника по заданиям к документу.


38



Право в системе социальных норм.

Комбинированный

Знатьосновные понятия.

Уметь определять взаимосближающие черты морали и права.

Уметьобъяснять, в чем заключается взаимосвязь права и закона, какие между ними различия. Что сближает мораль и право.

Фронтальный опрос


39



Практикум по теме: «Право в системе социальных норм»

Урок-практикум

Устный опрос, проблемные задания Работа с

документам





40



Источники права.

Комбинированный

Знать, что в правоведении называют источниками права. Знать иерархию законов.

Уметь давать характеристику основных источников права.

Фронтальны й опрос.


41



Практикум по теме: «Источники права»

Комбинированный

Работа в группах.


42



Правоотношения и правонарушения.

Комбинированный

Знать, что такое правоотношения правонарушения Ответственность за правонарушение. Знать как защитить свои права.

Уметьотличать проступок от преступления.

Осознание степени общественной опасности коррупционных правонарушений.


Работа с текстом учебника по заданиям к документу.


43



Практикум по теме: «Правоотношения и правонарушения»

Комбинированный

Решение правовых

задач



44



Предпосылки правомерного поведения.

Комбинированный

Знатьосновные положения по теме урока: что такое правомерное поведение .Уметь охарактеризовать основные элементы правосознания .Соотносить правосознание , правомерное поведение ,правовую культуру. Способность выявлять мотивы коррупционного поведения, определятькоррупциогенные факторы.

Работа с текстом учебника по заданиям к документу.


45



Практикум по теме: «Предпосылки правомерного поведения»

Урок-практикум

Устный опрос, проблемные задания Работа с

документам



46



Гражданин РФ.

Комбинированный

Знатьоснования приобретения гражданства ,права и обязанности граждан. Знать основные статьи Конституции.

Уметьиспользовать свои права.

Знать, что такое гражданство.

Понимать в чем отличия прав гражданина от прав человека.

Работа с текстом учебника по заданиям к документу.


47



Практикум по теме: «Гражданин РФ»

Комбинированный

Работа в группах.


48



Гражданское право.

Комбинированный

Знатьопределение гражданского правоотношения, его содержание Знать способы защиты гражданских прав.

Уметьобъяснять, что такое гражданская правоспособность и гражданская дееспособность .

Работа с текстом учебника по заданиям к документу.


49



Практикум по теме: «Гражданское право»

Комбинированный

Решение правовых

задач



50



Семейное право.

Комбинированный

Знатьпризнаки семейного права.

Уметьопределять субъекты и объекты семейных правоотношений.



51



Практикум по теме: «Семейное право»

Урок-практикум

Устный опрос, проблемные задания Работа с

документам



52



Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

Комбинированный

Знать,что представляет собой трудовое право. Какие документы необходимы для приема на работу, для поступления в образовательное учреждение.

Уметьпользоваться условиями социальной защиты и социального обеспечения. Приобретение навыков ,необходимых для повышения уровня правовой культуры в рамках образовательной и иной деятельности.

Фронтальны й опрос.


53



Практикум по теме: «Правовое регулирование занятости и трудоустройства»

Комбинированный

Работа с текстом учебника по заданиям к документу.


54



Экологическое право.

Комбинированный

Знать, чем основные понятия и термины темы.

Уметьхарактеризовать основные экологические права граждан ,закрепленные и Конституции РФ, называть основные способы защиты экологических прав граждан.

Знатьосновные источники экологического права.

Уметьопределять нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного

поведения участников правоотношений

Решение правовых

задач



55



Практикум по теме: «Экологическое право»

Комбинированный

Решение правовых

задач



56



Процессуальные отрасли права.

Комбинированный

Знать, что такое Гражданский процесс.

Уметьприменять на практике знание темы

Знать,что такое процессуальные отрасли права.

Уметьотвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника

Фронтальный опрос


57



Практикум по теме: «Процессуальные отрасли права»

Комбинированный

Устный опрос, проблемные задания Работа с

документам

и Доклады



58



Конституционное судопроизводство.

Комбинированный

Знать основные положения Конституционного права.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения,

работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее

изученный материал для решения познавательных задач

Фронтальны й опрос.


59



Практикум по теме: «Конституционное судопроизводство»

Комбинированный

Решение правовых

задач



60



Международная защита прав человека.

Комбинированный

Знать:функции и полномочия ООН и её

структурных подразделений

в области прав человека.

Уметь:

- описывать структуру и

компетенции организаций,

защищающих права человека

в рамках Совета Европы.

- перечислять международные

соглашения по вопросам защиты

прав человека.

- объяснять основную идею международных документов, направленных на защиту прав и свобод.

- называть виды международных

преступлений.

- выявлять особенности международного уголовного суда и специфику судебного преследования за совершение международных преступлений.

Фронтальны й опрос.


61



Практикум по теме: «Международная защита прав человека»


Устный опрос, проблемные задания Работа с

документам



62



Правовые основы антитеррористической политики Российского государства.

Комбинированный

Уметьхарактеризовать российское законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере противодействия терроризму. Описывать полномочия органов власти по противодействию терроризму. Называть и конкретизировать основные направления деятельности Национального антитеррористического комитета.

Понимать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму

Фронтальны й опрос.


63



Практикум по теме: «Правовые основы антитеррористической политики Российского государства»

Комбинированный

Устный опрос, проблемные задания Работа с

документам

и Доклады



64



Контрольная работа в формате ЕГЭ по теме: «Правовое регулирование общественных отношений»

Урок контроля знаний

Объяснять явления, приводить примеры, сравнивать, анализировать, решать практические задачи, раскрывать смысл понятий, аргументировать свою точку зрения, работает с текстами различных стилей.

Контрольная работа.


65



Заключение. Человек в 21 веке


Итоговое повторение и обобщение курса «Обществознание» за 10 класс

Работа в группах.


66



Практикум по разделу «Человек в 21 веке».


Работа с текстом учебника по заданиям к документу.


67-68



Повторение.

Итоговые уроки.




Итого: 68 часов


Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение образовательного процесса.

Учебно-методический комплекс

Название учебника, класс

Год издания

Издательство

№ в Перечне

Обществознание. 10 класс: учебник общеобразовательных организаций: базовый уровень/ Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лабезникова, М.Ю.Телюкина

2016

Москва

Просвещение

1.3.3.3.1.1

Информационно – методическое обеспечение

Литература для учителя:

  • Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В Обществознание Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Москва Астрель 2011г

  • Бахмутова Л.С Конспекты уроков для учителя истории.10 кл. Обществознание в трех частях. Москва. Изд. центр «Владос». 2004г

  • Боголюбов Л.Н, Городецкая Н.И и др. Обществознание. Учебник для 10класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень – М.: Просвещение, 2014г.

  • Боголюбов Л.Н. Пособие для учителя «Обществознание»10 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2014г.

  • Лазебникова А.Ю, Рутковская Е.Л.Практикум по обществознанию (Подготовка к выполнению части 3(С)Москва «Экзамен»2012

  • Махоткин А.В, Махоткина Н.В. Обществознание в схемах  и таблицах. Москва 2010г.

  • Степанько С.Н. Обществознание 10 класс Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова.- Волгоград, 2009