Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (в рамках учебного предмета по выбору родителей (законных представителей) изучается предметный модуль «Основы мировых религиозных культур») разработана для 4 класса на основе:
Для реализации программы используется учебно-методический комплект издательства «Русское слово» авторов Сахарова А.Н., Кочегарова К.А.:
Данная программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме (уроки 15-16, 31—34).
По учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» обучение «безотметочное». В условиях безотметочного обучения целесообразно выделить три уровня духовно-нравственного развития: низкий уровень, средний уровень, высокий уровень (приложение 1).
Россия – наша Родина. Возникновение религий. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Возникновение Христианства. Христианская церковь. Христианство на Руси и в России. Христианские святые. Православный храм. Христианские праздники и таинства. Католики и протестанты. Пророк Мухаммед и возникновение ислама. Мусульманские обряды и обычаи. Иудаизм – древняя религия Евреев. Обычаи и обряды иудеев. Кто такой Будда. Направления и обряды буддизма.
Нравственные заповеди в религиях мира. Добро и зло. Долг, свобода, ответственность. Милосердие, взаимопомощь. Любовь и уважение к Отечеству. Семья.
Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала.
Итоговая контрольная работа.
В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность узнать о духовных и культурных традициях России.
«Мое отношение к России».
«Наши семейные праздники».
В результате изучения «Основ религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы мировых религиозных культур» ученик должен знать/понимать:
Освоение школьниками учебного содержания учебного модуля «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | Основные понятия | Дата |
1 | Введение. Россия – наша Родина. | 1 | Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные ценности. | |
2 | Возникновение религий. | 1 | Религия. Пантеон. Многобожие. Завет. Мессия (Христос). Христианство. Ислам. Буддизм. | |
Раздел «История религий в России» - 22 | |
3-4 | Тема 1. Древние предания христиан. | 2 | Ветхий Завет. Всемирный потоп. Вавилонская башня. Десять заповедей на горе Синай. Грехопадение. | |
5 | Тема 2. Возникновение Христианства. | 1 | Новый Завет. Евангелие. Апостол. Мученик. Священник. Христианство. | |
6 | Тема 3. Христианская церковь. | 1 | Церковь. Патриарх (патриархат). Епископ. Митрополит. Монастырь. Монах. Римский Папа. Римская империя. | |
7 | Тема 4. Христианство на Руси и в России. | 1 | Крещение Руси. Русь. Византия. Княгиня Ольга. Князь Владимир. Русская Православная церковь. Сергий Радонежский. Куликово поле. Церковь при Петре I. | |
8 | Тема 5. Христианские святые. Православный храм. | 1 | Святой. Мощи. Первые русские святые – Борис и Глеб. Серафим Саровский. Иконопись. Икона. Фреска. Иконостас. Базилика. Шатровая. Крестово-купольная. | |
9 | Тема 6. Христианские праздники и таинства. | 1 | Рождество. Крещение. Пост. Пасха. Церковный календарь. Венчание. Покаяние. | |
10-11 | Тема 7. Католики и протестанты. | 2 | Католичество. Рим. Крестовые походы. Чистилище. Протестантство. Пастор. Католический собор. Орган. | |
12 | Тема 8. Пророк Мухаммед и возникновение ислама. | 1 | Пророк. Мухаммед. Кааба. Мусульмане. Коран. Мекка. | |
13 | Тема 9. Во что верят мусульмане. | 1 | Божественное откровение. Сунна. | |
14 | Тема 10. Мусульманские обряды и обычаи. | 1 | Намаз, хадж, Рамадан, Курбан-байрам. Мечеть, минарет, муэдзин. | |
15-16 | Тема 11. Творческие работы учащихся. | 2 | Подготовка и выступление с творческими работами: «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д. | |
17 | Тема 12. Иудаизм – древняя религия Евреев. | 1 | Ветхий Завет. Моисей. Заповеди. Скрижали. | |
18 | Тема 13. Во что верят иудеи. | 1 | Синагога. Тора. Раввин. Семисвечник. | |
19 | Тема 14. Обычаи и обряды иудеев. | 1 | Шавуот. Шабат. Ханука. Песах. | |
20 | Тема 15. Кто такой Будда. | 1 | Будда. Способы изображения Будды. Буддизм. | |
21 | Тема 16. Во что верят буддисты. | 1 | Четыре истины. Мантра. Ступа. Пагода. Сангха. Лама. Трипитака. | |
22 | Тема 17. Направления и обряды буддизма. | 1 | Дацан. | |
23-24 | Тема 18. Паломничества и святыни. | 2 | Паломничества: хадж. | |
Раздел «Религия и мораль» - 6 |
25 | Тема 1. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | 1 | Религия. Мораль. Нравственность. Светская этика. | |
26 | Тема 2. Добро и зло. | 1 | Добро, зло, грех, грехопадение, раскаяние, воздаяние, покаяние, рай, ад. | |
27 | Тема 3. Долг, свобода, ответственность. | 1 | Ответственность. Долг. Свобода. | |
28 | Тема 4. Милосердие, взаимопомощь. | 1 | Милосердие. | |
29 | Тема 5. Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Великая сила нравственности. Народ. | |
30 | Тема 6. Семья. | 1 | Семья. | |
31-33 | Обобщающие уроки. Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | 3 | | |
34 | Итоговая контрольная работа. | 2 | | |
№ | Раздел, тема | Кол-во часов | Основные понятия | Виды контроля (рефлексия) | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1 | Введение. Россия – наша Родина. | 1 | Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные ценности. | | Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, Россия, Родина. Государственные символы, культурные традиции многонационального народа России. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | Становление гуманистических и ценностных ориентаций. | |
2 | Возникновение религий. | 1 | Религия. Пантеон. Многобожие. Завет. Мессия (Христос). Христианство. Ислам. Буддизм. | Тест №1 | Понимать причины возникновения религиозных верований. Объяснять смысл возникновения монотеистических религий в связи с выходом человечества на новый уровень нравственного развития. | Формирование целостного взгляда на мир. | Развитие регуляторов морального поведения. | |
Раздел «История религий в России» - 22 | | | |
3-4 | Тема 1. Древние предания христиан. | 2 | Ветхий Завет. Всемирный потоп. Вавилонская башня. Десять заповедей на горе Синай. Грехопадение. | Проверочная работа | Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с возникновением первых людей, Всемирным потопом, Вавилонской башней, дарованием десяти заповедей на горе Синай. Иметь представления о христианских воззрениях на суть борьбы добра и зла в мире. Понимать смысл грехопадения первых людей. Объяснять, в чем заключается свобода выбора человека. | Формирование целостного взгляда на мир. | Развитие регуляторов морального поведения. | |
5 | Тема 2. Возникновение Христианства. | 1 | Новый Завет. Евангелие. Апостол. Мессия. Мученик. Священник. Христианство. | Фронтальный опрос | Знать основные события земной жизни Иисуса Христа. Понимать и принимать нравственную суть христианства, выраженную в заповедях Христа. | Смысловое восприятие текста, выделение существенной информации. | Развитие регуляторов морального поведения. | |
6 | Тема 3. Христианская церковь. | 1 | Церковь. Патриарх (патриархат). Епископ. Митрополит. Монастырь. Монах. Римский Папа. Римская империя. | Фронтальный опрос | Знать основные события, связанные с распространением христианства. Характеризовать основные различия между православием и католичеством. | Смысловое восприятие текста, выделение существенной информации. | Развитие регуляторов морального поведения. | |
7 | Тема 4. Христианство на Руси и в России. | 1 | Крещение Руси. Русь. Византия. Княгиня Ольга. Князь Владимир. Русская Православная церковь. Сергий Радонежский. Куликово поле. Церковь при Петре I. | Тест №2 | Знать основные этапы появления и развития христианства на Руси. Осознавать важную роль Русской православной церкви в становлении и развитии русской государственности. Понимать важность христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков. | Формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России. | Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за Родину, народ и историю России. | |
8 | Тема 5. Христианские святые. Православный храм. | 1 | Святой. Мощи. Первые русские святые – Борис и Глеб. Серафим Саровский. Иконопись. Икона. Фреска. Иконостас. Базилика. Шатровая. Крестово-купольная. | Фронтальный опрос | Иметь представления об устройстве Церкви. Знать христианских святых. | Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России. | Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за Родину, народ и историю России. | |
9 | Тема 6. Христианские праздники и таинства. | 1 | Рождество. Крещение. Пост. Пасха. Церковный календарь. Венчание. Покаяние. | Фронтальный опрос | Понимать смысл основных христианских таинств и осознавать их важность в жизни верующего. Знать основные праздники и особенности церковного календаря. | Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России. | Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за Родину, народ и историю России. | |
10-11 | Тема 7. Католики и протестанты. | 2 | Католичество. Рим. Крестовые походы. Чистилище. Протестантство. Пастор. Католический собор. Орган. | Фронтальный опрос | Иметь представление об устройстве католической церкви. Знать обрядовые и другие отличия католичества от православия. | Сравнение и классификация по заданным критериям. Формирование целостного взгляда на мир. | Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России. | |
12 | Тема 8. Пророк Мухаммед и возникновение ислама. | 1 | Пророк. Мухаммед. Кааба. Мусульмане. Коран. Мекка. | Фронтальный опрос | Знать основные события жизни и деятельности пророка Мухаммеда. | Готовность слушать собеседника и вести диалог. | Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России. | |
13 | Тема 9. Во что верят мусульмане. | 1 | Божественное откровение. Сунна. | Фронтальный опрос | Иметь представление о воззрениях мусульман на устройство мира. Понимать значение свободы выбора в исламе, которая дается Аллахом человеку. Понимать значение Корана и Сунны в жизни мусульман. | Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий. | Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России. | |
14 | Тема 10. Мусульманские обряды и обычаи. | 1 | Намаз, закят, хадж, Рамадан, Курбан-байрам. Мечеть, минбар, михраб, минарет, муэдзин. | Тест №3 | Характеризовать основные особенности мусульманского календаря. Знать основные мусульманские праздники. Иметь представление об устройстве мечети. | Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий. | Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России. | |
15-16 | Тема 11. Творческие работы учащихся. | 2 | Подготовка и выступление с творческими работами: «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д. | Самостоятельная работа. Презентация проектов. | Учиться работать с разными источниками информации. Учиться вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную. | Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. | Развитие регуляторов морального поведения. | |
17 | Тема 12. Иудаизм – древняя религия Евреев. | 1 | Ветхий Завет. Моисей. Заповеди. Скрижали. | Фронтальный опрос | Знать основные сюжеты ветхозаветных преданий иудаизма. Понимать значение десяти заповедей пророку Моисею. | Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий. | Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России. | |
18 | Тема 13. Во что верят иудеи. | 1 | Синагога. Тора. Раввин. Семисвечник. | Тест №4 | Иметь представление об основных взглядах иудеев; о нравственном значении основных норм религиозного вероучения. | Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий. | Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России. | |
19 | Тема 14. Обычаи и обряды иудеев. | 1 | Шавуот. Шабат. Ханука. Песах. | Самостоятельная работа | Знать основные иудейские праздники. Характеризовать особенности иудейского календаря. Иметь представление об иудейских обрядах. | Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий. | Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России. | |
20 | Тема 15. Кто такой Будда. | 1 | Будда. Способы изображения Будды. Буддизм. | Фронтальный опрос | Знать основные этапы деятельности Будды. | Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий. | Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России. | |
21 | Тема 16. Во что верят буддисты. | 1 | Четыре истины. Мантра. Ступа. Пагода. Сангха. Лама. Трипитака. | Тест №5 | Объяснять суть четырех благородных истин буддизма. Понимать суть и нравственное значение основных норм буддийского вероучения. | Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий. | Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России. | |
22 | Тема 17. Направления и обряды буддизма. | 1 | Нирвана. Дацан. | Проверочная работа | Знать основные праздники и обряды буддизма. Характеризовать основные направления буддизма и их особенности. Иметь представление о роли монастырей в буддизме. | Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий. | Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России. | |
23-24 | Тема 18. Паломничества и святыни. | 2 | Паломничества: хадж, накхор. | Самостоятельная работа | Уметь уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов. | Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий. | Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России. | |
Раздел «Религия и мораль» - 6 |
25 | Тема 1. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | 1 | Религия. Мораль. Нравственность. Светская этика. | Фронтальный опрос | Иметь представления о светской этике и её роли в истории и современности России. | Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | |
26 | Тема 2. Добро и зло. | 1 | Добро, зло, грех, грехопадение, раскаяние, воздаяние, покаяние, рай, ад. | Творческая работа | Понимать и сопереживать чувствам других людей. | Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | |
27 | Тема 3. Долг, свобода, ответственность. | 1 | Ответственность. Долг. Свобода. | Тест №6 | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | |
28 | Тема 4. Милосердие, взаимопомощь. | 1 | Милосердие. | Фронтальный опрос | Знать, понимать и принимать ценности: нравственность, долг, милосердие, миролюбие. | Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | |
29 | Тема 5. Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Великая сила нравственности. Народ. | Творческая работа | Уметь уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов. | Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | |
30 | Тема 6. Семья. | 1 | Семья. | Творческая работа. | Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. | Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | |
31-34 | Обобщающие уроки. Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | 4 | | Самостоятельная работа. Презентация проектов. | Учиться работать с разными источниками информации. Учиться вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную. | Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. | Развитие регуляторов морального поведения. | |
Показатели | Планируемые результаты образовательной деятельности |
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Нравственные чувства | Имеет представления о базовых гуманистических, духовно-нравственных ценностях, знает нравственные правила, принципы, нормы этики но не всегда проявляет эмоциональную отзывчивость, критичную нравственную самооценку, затрудняется в правильной аргументации различных точек зрения на безнравственные поступки, проявлении положительных чувств в ситуациях высокого эмоционального напряжения. | Позитивно относится к базовым ценностям общества. Самостоятельно контролирует нравственные качества и мотивы своих поступков на основе нравственных правил, способен тормозить безнравственные (нежелательные) действия во взаимоотношениях с другими людьми на основе нравственной самооценки и самопроверки, самостоятельно и правильно аргументирует свою точку зрения, оценивая свои и чужие поступки, стремится к проявлению нравственных поступков и осуждает и безнравственные | Сформировано осознанное ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, уважительно относится к народным традициям, защитникам Родины, старшему поколению, родителям, имеет опыт переживания высоких нравственно-этических чувств, искренне проявляет положительные нравственно-этические чувства в обсуждении вопросов духовно-нравственной культуры народов России. |
Нравственная позиция | Преимущественно при поддержке учителя в игровой форме и беседах проявляет интерес получению знаний о нравственных нормах и ценностях, к идеям добра и справедливости в фольклорной и художественной литературе. При этом с целью решения познавательных задач бессистемно использует различные способы поиска информации по нравственной тематике в библиотеке, Интернете и других источниках. | Активно интересуется знаниями о нравственных нормах и ценностях, идеями добра и справедливости в фольклорной и художественной литературе, систематически использует различные способы поиска информации по нравственной тематике в библиотеке, Интернете и других источниках. Самостоятельно выполняет творческие работы, посещает факультативные занятия и внеурочные мероприятия духовно-нравственной тематики. | Проявляет повышенный интерес к урокам духовно-нравственной культуры народов России, внеурочной и внешкольной деятельности по вопросам, гражданского и патриотического воспитания. Проявляет интерес к общественным явлениям и межкультурной коммуникации, активно обсуждает вопросы нравственного поведения и основ религиозной культуры с родителями, учителем и другими участниками воспитательного процесса. Самостоятельно выполняет творческие работы, участвует в организации и привлекает одноклассников к проведению внеурочных мероприятий, акций милосердия, выставок творческих работ и т.п. |
Нравственное поведение | В основном выполняет правила нравственного поведения на основе понимания их необходимости, проявляет желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности. Преимущественно под непосредственным руководством учителя участвует в просмотре кинофильмов и другой внеурочной и внешкольной коллективной деятельности гражданского и историко-патриотического содержания. Вместе с тем иногда допускает безнравственные поступки. | Всегда выполняет правила нравственного поведения на основе понимания их необходимости, проявляет желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности. С желанием участвует в туристической деятельности, краеведческой работе, просмотре кинофильмов, путешествиях по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых играх гражданского и историко-патриотического содержания под руководством учителя. Ответственно относится и обязательно выполняет творческие задания | Является образцом нравственного поведения. Инициирует и активно участвует в сюжетно-ролевых играх, литературно-музыкальных праздниках, спектаклях и других мероприятиях духовно-нравственной направленности. Проводит беседы, экскурсии для младших школьников по вопросам нравственного поведения, отношения к национальным святыням и духовной культуре Отечества. Как правило, активно участвует в поисковой деятельности, различных интеллектуальных, творческих ученических конкурсах и нередко является победителем. |
____________________________________________________________________________________________________________________________