СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (предметный модуль «Основы мировых религиозных культур») 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (предметный модуль «Основы мировых религиозных культур») 4 класс»

















Рабочая программа по учебному предмету

«Основы религиозных культур и светской этики»

(предметный модуль «Основы мировых религиозных культур»)

4 класс




























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (в рамках учебного предмета по выбору родителей (законных представителей) изучается предметный модуль «Основы мировых религиозных культур») разработана для 4 класса на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 (с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060).

Для реализации программы используется учебно-методический комплект издательства «Русское слово» авторов Сахарова А.Н., Кочегарова К.А.:

  1. Кочегаров, К.А. Рабочие программы к учебникам А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» / К.А. Кочегаров. - М.: ООО «Русское слово», 2012. – 64 с.

  2. Сахаров, А.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы религиозных культур народов России: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений /А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров. - М.: ООО «Русское слово», 2014. – 126 с.

Данная программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и пре­зентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обоб­щить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме (уроки 15-16, 31—34).

По учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» обучение «безотметочное». В условиях безотметочного обучения целесообразно выделить три уровня духовно-нравственного развития: низкий уровень, средний уровень, высокий уровень (приложение 1).


СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Введение (2 часа)

Россия – наша Родина. Возникновение религий. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

История религий в России (22 часа)

Возникновение Христианства. Христианская церковь. Христианство на Руси и в России. Христианские святые. Православный храм. Христианские праздники и таинства. Католики и протестанты. Пророк Мухаммед и возникновение ислама. Мусульманские обряды и обычаи. Иудаизм – древняя религия Евреев. Обычаи и обряды иудеев. Кто такой Будда. Направления и обряды буддизма.

Религия и мораль (6 часов)

Нравственные заповеди в религиях мира. Добро и зло. Долг, свобода, ответственность. Милосердие, взаимопомощь. Любовь и уважение к Отечеству. Семья.

Обобщающий раздел (4 часа)

Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала.

Итоговая контрольная работа.

В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность узнать о духовных и культурных традициях России.

Самостоятельные творческие работы по темам:

«Искусство в религиозной культуре»,

«Добро и зло»,

«Мое отношение к России».

Групповая работа по теме: «Священные сооружения».

Творческие работы учащихся по темам:

«Моя малая Родина»,

«Герои России»,

«Мой друг»,

«Как я понимаю счастье»,

«Наши семейные праздники».


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


В результате изучения «Основ религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы мировых религиозных культур» ученик должен знать/понимать:

  • основные понятия религиозных культур;

  • историю возникновения религиозных культур;

  • историю развития различных религиозных культур в истории России;

  • особенности и традиции религий;

  • описание основных содержательных составляющих священных книг,

  • сооружений, праздников и святынь;

уметь:

  • описывать различные явления религиозных традиций и культур;

  • устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

  • излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

  • соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

  • строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

  • участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

  • готовить сообщения по выбранным темам.

Освоение школьниками учебного содержания учебного модуля «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;

  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.



К результатам освоения программы курса следует отнести:


Личностные результаты:


  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование отношения к иному мнению, истории, религии и культуре других народов;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты:


  • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • понимание значения нравственности веры и религии в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России;

  • первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;

  • осознание ценности человеческой жизни.


Метапредметные результаты:


  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел, тема

Кол-во часов

Основные понятия

Дата

1

Введение.

Россия – наша Родина.

1

Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные ценности.


2


Возникновение религий.

1


Религия. Пантеон. Многобожие. Завет. Мессия (Христос). Христианство. Ислам. Буддизм.


Раздел «История религий в России» - 22


3-4


Тема 1.

Древние предания христиан.

2

Ветхий Завет. Всемирный потоп. Вавилонская башня. Десять заповедей на горе Синай. Грехопадение.


5

Тема 2.

Возникновение Христианства.

1

Новый Завет. Евангелие. Апостол. Мученик. Священник. Христианство.


6

Тема 3.

Христианская церковь.

1

Церковь. Патриарх (патриархат). Епископ. Митрополит. Монастырь. Монах. Римский Папа. Римская империя.


7

Тема 4.

Христианство на Руси и в России.


1




Крещение Руси. Русь. Византия. Княгиня Ольга. Князь Владимир. Русская Православная церковь.

Сергий Радонежский. Куликово поле.

Церковь при Петре I.


8

Тема 5.

Христианские святые.

Православный храм.

1

Святой. Мощи. Первые русские святые – Борис и Глеб. Серафим Саровский. Иконопись. Икона. Фреска. Иконостас. Базилика. Шатровая. Крестово-купольная.


9

Тема 6.

Христианские праздники и таинства.

1

Рождество. Крещение. Пост. Пасха. Церковный календарь. Венчание. Покаяние.


10-11

Тема 7.

Католики и протестанты.

2

Католичество. Рим. Крестовые походы. Чистилище. Протестантство. Пастор. Католический собор. Орган.



12

Тема 8.

Пророк Мухаммед и возникновение ислама.

1

Пророк. Мухаммед. Кааба. Мусульмане. Коран. Мекка.


13

Тема 9.

Во что верят мусульмане.

1

Божественное откровение. Сунна.


14

Тема 10.

Мусульманские обряды и обычаи.

1

Намаз, хадж, Рамадан, Курбан-байрам. Мечеть, минарет, муэдзин.


15-16

Тема 11.

Творческие работы учащихся.

2

Подготовка и выступление с творческими работами: «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д.


17

Тема 12.

Иудаизм – древняя религия Евреев.

1

Ветхий Завет. Моисей. Заповеди. Скрижали.


18

Тема 13.

Во что верят иудеи.

1

Синагога. Тора. Раввин. Семисвечник.


19

Тема 14.

Обычаи и обряды иудеев.


1

Шавуот. Шабат. Ханука. Песах.



20

Тема 15.

Кто такой Будда.


1

Будда. Способы изображения Будды.

Буддизм.


21

Тема 16.

Во что верят буддисты.


1

Четыре истины. Мантра. Ступа. Пагода. Сангха. Лама. Трипитака.



22

Тема 17.

Направления и обряды

буддизма.

1

Дацан.


23-24

Тема 18.

Паломничества и святыни.


2

Паломничества: хадж.


Раздел «Религия и мораль» - 6

25

Тема 1.

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

1

Религия. Мораль. Нравственность. Светская этика.


26

Тема 2.

Добро и зло.

1

Добро, зло, грех, грехопадение, раскаяние, воздаяние, покаяние, рай, ад.


27

Тема 3.

Долг, свобода, ответственность.

1

Ответственность. Долг. Свобода.


28

Тема 4.

Милосердие, взаимопомощь.

1

Милосердие.


29

Тема 5.

Любовь и уважение к Отечеству.

1

Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Великая сила нравственности. Народ.



30

Тема 6. Семья.

1

Семья.


31-33

Обобщающие уроки.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

3



34

Итоговая контрольная работа.

2











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел, тема

Кол-во часов

Основные понятия

Виды контроля (рефлексия)

Требования к уровню подготовки учащихся


Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Введение.

Россия – наша Родина.

1

Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные ценности.


Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, Россия, Родина. Государственные символы, культурные традиции многонационального народа России.

Учебно-познавательный интерес к новому

учебному материалу и способам решения

новой задачи.

Становление гуманистических и

ценностных

ориентаций.


2


Возникновение религий.


1


Религия. Пантеон. Многобожие. Завет. Мессия (Христос). Христианство. Ислам. Буддизм.

Тест №1

Понимать причины возникновения религиозных верований.

Объяснять смысл возникновения монотеистических религий в связи с выходом человечества на новый уровень нравственного развития.

Формирование

целостного взгляда на мир.


Развитие регуляторов

морального поведения.


Раздел «История религий в России» - 22




3-4


Тема 1.

Древние предания христиан.


2

Ветхий Завет. Всемирный потоп. Вавилонская башня. Десять заповедей на горе Синай. Грехопадение.

Проверочная работа

Знать сюжеты Ветхого Завета, связанные с возникновением первых людей, Всемирным потопом, Вавилонской башней, дарованием десяти заповедей на горе Синай.

Иметь представления о христианских воззрениях на суть борьбы добра и зла в мире. Понимать смысл грехопадения первых людей. Объяснять, в чем заключается свобода выбора человека.

Формирование

целостного взгляда на мир.


Развитие регуляторов

морального поведения.


5

Тема 2.

Возникновение Христианства.


1

Новый Завет. Евангелие. Апостол. Мессия. Мученик. Священник. Христианство.

Фронтальный опрос

Знать основные события земной жизни Иисуса Христа.

Понимать и принимать нравственную суть христианства, выраженную в заповедях Христа.

Смысловое восприятие

текста, выделение

существенной информации.


Развитие регуляторов

морального поведения.


6

Тема 3.

Христианская церковь.


1

Церковь. Патриарх (патриархат). Епископ. Митрополит. Монастырь. Монах. Римский Папа. Римская империя.

Фронтальный опрос

Знать основные события, связанные с распространением

христианства.

Характеризовать основные различия между православием и католичеством.

Смысловое восприятие

текста, выделение

существенной информации.

Развитие регуляторов

морального поведения.


7

Тема 4.

Христианство на Руси и в России.


1




Крещение Руси. Русь. Византия. Княгиня Ольга. Князь Владимир.

Русская Православная церковь.

Сергий Радонежский. Куликово поле.

Церковь при Петре I.


Тест №2


Знать основные этапы появления и развития христианства на Руси.

Осознавать важную роль Русской православной церкви в становлении и развитии русской государственности.

Понимать важность христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков.

Формирование основ гражданской идентичности, своей

этнической принадлежности в форме осознания «я»

как члена семьи, представителя народа, гражданина России.

Формирование основ

гражданской

идентичности, чувства гордости за

Родину, народ и историю России.


8

Тема 5.

Христианские святые.

Православный храм.

1

Святой. Мощи. Первые русские святые – Борис и Глеб. Серафим Саровский.

Иконопись. Икона. Фреска. Иконостас.

Базилика. Шатровая. Крестово-купольная.


Фронтальный опрос

Иметь представления об устройстве Церкви.

Знать христианских святых.

Основы гражданской идентичности, своей

этнической принадлежности в форме осознания «я»

как члена семьи, представителя народа, гражданина России.

Формирование основ

гражданской

идентичности, чувства гордости за

Родину, народ и историю России.


9

Тема 6.

Христианские праздники и таинства.

1

Рождество. Крещение. Пост. Пасха. Церковный календарь. Венчание. Покаяние.

Фронтальный опрос

Понимать смысл основных христианских таинств и осознавать их важность в жизни верующего.

Знать основные праздники и особенности церковного календаря.

Основы гражданской идентичности, своей

этнической принадлежности в форме осознания «я»

как члена семьи, представителя народа, гражданина России.

Формирование основ

гражданской

идентичности, чувства гордости за

Родину, народ и историю России.


10-11

Тема 7.

Католики и протестанты.

2

Католичество. Рим. Крестовые походы. Чистилище. Протестантство. Пастор. Католический собор. Орган.


Фронтальный опрос

Иметь представление об устройстве католической церкви.

Знать обрядовые и другие отличия католичества от православия.


Сравнение и

классификация

по заданным критериям.

Формирование

целостного взгляда на мир.


Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России.


12

Тема 8.

Пророк Мухаммед и возникновение ислама.

1

Пророк. Мухаммед. Кааба. Мусульмане. Коран. Мекка.

Фронтальный опрос

Знать основные события жизни и деятельности пророка Мухаммеда.


Готовность слушать собеседника и вести диалог.


Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России.


13

Тема 9.

Во что верят мусульмане.

1

Божественное откровение. Сунна.

Фронтальный опрос

Иметь представление о воззрениях мусульман на устройство мира.

Понимать значение свободы выбора в исламе, которая дается Аллахом человеку.

Понимать значение Корана и Сунны в жизни мусульман.


Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.

Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России.



14

Тема 10.

Мусульманские обряды и обычаи.

1

Намаз, закят, хадж, Рамадан, Курбан-байрам. Мечеть, минбар, михраб, минарет, муэдзин.

Тест №3


Характеризовать основные особенности мусульманского календаря.

Знать основные мусульманские праздники.

Иметь представление об устройстве мечети.


Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.

Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России.



15-16

Тема 11.

Творческие работы учащихся.

2

Подготовка и выступление с творческими работами: «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д.


Самостоятельная работа.

Презентация проектов.

Учиться работать с разными источниками информации.

Учиться вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную.

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Развитие регуляторов морального поведения.


17

Тема 12.

Иудаизм – древняя религия Евреев.

1

Ветхий Завет. Моисей. Заповеди. Скрижали.

Фронтальный опрос

Знать основные сюжеты ветхозаветных преданий иудаизма.

Понимать значение десяти заповедей пророку Моисею.


Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.

Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России.


18

Тема 13.

Во что верят иудеи.


1

Синагога. Тора. Раввин. Семисвечник.

Тест №4

Иметь представление об основных взглядах иудеев; о нравственном значении основных норм религиозного вероучения.


Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.

Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России.


19

Тема 14.

Обычаи и обряды иудеев.


1

Шавуот. Шабат. Ханука. Песах.


Самостоятельная работа


Знать основные иудейские праздники.

Характеризовать особенности иудейского календаря.

Иметь представление об иудейских обрядах.


Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.

Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России.


20

Тема 15.

Кто такой Будда.


1

Будда. Способы изображения Будды.

Буддизм.

Фронтальный опрос

Знать основные этапы деятельности Будды.




Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.

Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России.


21

Тема 16.

Во что верят буддисты.


1

Четыре истины. Мантра. Ступа. Пагода. Сангха. Лама. Трипитака.


Тест №5

Объяснять суть четырех благородных истин буддизма.

Понимать суть и нравственное значение основных норм буддийского вероучения.


Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.

Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России.


22

Тема 17.

Направления и обряды

буддизма.

1

Нирвана. Дацан.

Проверочная работа


Знать основные праздники и обряды буддизма.

Характеризовать основные направления буддизма и их особенности.

Иметь представление о роли монастырей в буддизме.

Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.

Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России.


23-24

Тема 18.

Паломничества и святыни.


2

Паломничества: хадж, накхор.

Самостоятельная работа


Уметь уважительно относиться  к иному мнению, истории и культуре других народов.

Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.

Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре истории и современности России.


Раздел «Религия и мораль» - 6

25

Тема 1.

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.


1

Религия. Мораль. Нравственность. Светская этика.

Фронтальный опрос

Иметь представления о светской этике и её роли в истории и современности России.

Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.




26

Тема 2.

Добро и зло.



1

Добро, зло, грех, грехопадение, раскаяние, воздаяние, покаяние, рай, ад.

Творческая работа


Понимать и сопереживать чувствам других людей.

Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


27

Тема 3.

Долг, свобода, ответственность.


1

Ответственность. Долг. Свобода.

Тест №6

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


28

Тема 4.

Милосердие, взаимопомощь.


1

Милосердие.

Фронтальный опрос

Знать, понимать и принимать ценности: нравственность, долг, милосердие, миролюбие.

Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


29

Тема 5.

Любовь и уважение к Отечеству.


1

Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Великая сила нравственности. Народ.


Творческая работа


Уметь уважительно относиться  к иному мнению, истории и культуре других народов.

Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


30

Тема 6. Семья.


1

Семья.

Творческая работа.


Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


31-34

Обобщающие уроки.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

4


Самостоятельная работа.

Презентация проектов.

Учиться работать с разными источниками информации.

Учиться вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную.

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Развитие регуляторов морального поведения.














Приложение 1


Показатели

Планируемые результаты образовательной деятельности

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Нравственные чувства

Имеет представления о базовых гуманистических, духовно-нравственных ценностях, знает нравственные правила, принципы, нормы этики

но не всегда проявляет эмоциональную отзывчивость, критичную нравственную самооценку, затрудняется в правильной аргументации различных точек зрения на безнравственные поступки, проявлении положительных чувств

в ситуациях высокого эмоционального напряжения.

Позитивно относится к базовым ценностям общества. Самостоятельно контролирует нравственные качества и мотивы своих поступков на основе нравственных правил, способен тормозить безнравственные (нежелательные) действия во взаимоотношениях с другими людьми на основе нравственной самооценки и самопроверки, самостоятельно и правильно аргументирует свою точку зрения, оценивая свои и чужие поступки, стремится к проявлению нравственных поступков и осуждает и безнравственные

Сформировано осознанное ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, уважительно относится к народным традициям, защитникам Родины, старшему поколению, родителям, имеет опыт переживания высоких нравственно-этических чувств, искренне проявляет положительные нравственно-этические чувства в обсуждении вопросов духовно-нравственной культуры народов России.

Нравственная позиция

Преимущественно при поддержке учителя в игровой форме и беседах проявляет интерес получению знаний о нравственных нормах и ценностях, к идеям добра и справедливости в фольклорной и художественной литературе.

При этом с целью решения познавательных задач бессистемно использует различные способы поиска

информации по нравственной тематике в библиотеке, Интернете и других источниках.

Активно интересуется знаниями о нравственных нормах и ценностях, идеями добра и справедливости в фольклорной и художественной литературе, систематически использует различные способы поиска

информации по нравственной тематике в библиотеке, Интернете и других источниках.

Самостоятельно выполняет творческие работы, посещает факультативные занятия и внеурочные мероприятия духовно-нравственной тематики.

Проявляет повышенный интерес к урокам духовно-нравственной культуры народов России, внеурочной и внешкольной деятельности по вопросам, гражданского и патриотического воспитания. Проявляет интерес к общественным явлениям и межкультурной коммуникации, активно обсуждает вопросы нравственного поведения и основ религиозной культуры с родителями, учителем и другими участниками воспитательного процесса. Самостоятельно выполняет творческие работы, участвует в организации и привлекает одноклассников к проведению внеурочных мероприятий, акций милосердия, выставок творческих работ и т.п.

Нравственное поведение

В основном выполняет правила нравственного поведения на основе понимания их необходимости, проявляет желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.

Преимущественно под непосредственным руководством учителя участвует в просмотре кинофильмов и другой внеурочной и внешкольной коллективной деятельности гражданского и историко-патриотического содержания. Вместе с тем иногда допускает безнравственные поступки.

Всегда выполняет правила нравственного поведения на основе понимания их необходимости, проявляет желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.

С желанием участвует в туристической деятельности, краеведческой работе, просмотре кинофильмов, путешествиях по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых играх гражданского и историко-патриотического содержания под руководством учителя. Ответственно относится и обязательно выполняет творческие задания

Является образцом нравственного поведения. Инициирует и активно участвует в сюжетно-ролевых играх, литературно-музыкальных праздниках, спектаклях и других мероприятиях духовно-нравственной направленности. Проводит беседы, экскурсии для младших школьников по вопросам нравственного поведения, отношения к национальным святыням и духовной культуре Отечества.

Как правило, активно участвует в поисковой деятельности, различных интеллектуальных, творческих ученических конкурсах и нередко является победителем.



Таблица успешности изучения курса ОРКСЭ


Рекомендации по использованию:

  • использовать одну таблицу на протяжении всего курса,

  • при подведении итогов в конце каждой четверти (или полугодии) использовать символику (+ или -) для отслеживания развития учащихся.



Работа на уроке

Самостоятельная работа

Творческая деятельность

Ф.И.

уч-ся







Устные ответы







Участие в работе группы






Участие в обсуждениях, дискуссиях






Активность








Поиск дополнительного материала (использование энциклопедий, Интернет-ресурсов и т.д.)



Подбор иллюстративного материала







Подготовка презентаций








Выполнение творческих работ (написание сочинений, стихов, выполнение иллюстраций)


Выполнение проектов








Иванов










Петров





















Итоговая контрольная работа

(модуль «Основы мировых религиозных культур»)

Базовый уровень


1. Что означает слово "религия" в переводе с латинского языка? Обведите букву правильного ответа.

А) Строгость

Б) Надобность

В) Таинственность


2. Соедините линиями название религии и соответствующее название священного писания.

Христианство

Ислам

Буддизм

Иудаизм

Трипитака

Тора

Коран

Библия


3. Соотнесите название религии с именем и изображением пророка (заполни таблицу)


Моисей

1

Мухаммед

2

Иисус

3

Будда

3


Ислам

Иудаизм

Буддизм

Христианство













4. Соотнесите название религии с названием священных сооружений и фотографиями (заполни таблицу)


Пагода

1

Мечеть

2

Церковь (храм)

3

Синагога




Ислам

Иудаизм

Буддизм

Христианство










5. Распределите изученные слова по группам.

Апостол, арабеска, раввин, синагога, фреска, минарет, скрижали, пагода, ступа, семисвечник, намаз, мантра, икона


Ислам

Иудаизм

Буддизм

Христианство






















6.Как называется путешествие с целью поклонения какому-то предмету или месту, являющегося особенным для верующих данной религии

а ) туризм

б) вояж

в) паломничество


7. Как звали первого мужчину и первую женщину,

сотворенных Богом на Земле?


______________________________________________________________

Повышенный уровень


  1. Установите соответствие между символом и религией (заполните таблицу)


1

2

3

4


Ислам

Буддизм

Католическое Христианство

Православное Христианство

3

1

4

2







  1. Что такое икона?

Кто изображен на иконе? Запиши ответы.



____________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________


  1. Приведи примеры традиций, принятых в вашей семье

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


















Ключи:

Задание

Ответ

Задание №1

Б

Задание №2

Иудаизм - Тора

Христианство - Библия

Ислам - Коран

Буддизм - Трипитака

Задание №3

1 Мухаммед

2 Моисей

3 Будда

4 Иисус

Задание №4

1 Церковь

2 Пагода

3 Мечеть

Задание №5

Иудаизм – Синагога, скрижали, семисвечник, раввин

Христианство – икона, апостол, фреска

Ислам – минарет, намаз, арабеска

Буддизм - пагода, ступа, мантра

Задание №6

В

Задание №7

Адам и Ева


Повышенный уровень

Ответ

1

Ислам

Буддизм

Католическое Христианство

Православное Христианство

3

1

4

2


2

Иисус Христос









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!