СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету  « Основы  безопасности жизнедеятельности» для 10 класса

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Рабочая программа по учебному предмету  « Основы  безопасности жизнедеятельности» для 10 класса  составлена в соответствии с   федеральным компонентом  государственного  стандарта основного общего образования на основе  примерной  программы основного  общего  образования  по  «Основам  безопасности жизнедеятельности» (Содержание образования: Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. - М. Вентана – Граф,2007), авторской программы  (А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова, М.В. Маслова, В.А.Васнева. Под   общей редакцией А.Т.Смирнова, -М. Просвещение, 2009). 

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб.  для       общеобразовательных организаций  / А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников/Под  ред. А.Т. Смирнова; -3-е издание.  М.: Просвещение, 2016., с учетом требований к результатам освоения ООП  СОО  МБОУ  СОШ №7.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету  « Основы  безопасности жизнедеятельности» для 10 класса»

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету « Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования на основе примерной программы основного общего образования по «Основам безопасности жизнедеятельности» (Содержание образования: Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. - М. Вентана – Граф,2007), авторской программы (А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова, М.В. Маслова, В.А.Васнева. Под общей редакцией А.Т.Смирнова, -М. Просвещение, 2009).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников/Под ред. А.Т. Смирнова; -3-е издание. М.: Просвещение, 2016., с учетом требований к результатам освоения ООП СОО МБОУ СОШ №7.




Общая характеристика учебного предмета в учебном плане


Цели:

Курс ОБЖ направлен на достижение следующих целей:

-освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

-воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и к государственной символике страны; патриотизма и долга по защите Отечества;

-развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;

-овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Задачи:

Задачами курса ОБЖ, ориентированного на требования федерального компонента государственного образовательного стандарта являются:

- формирование учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;

- выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им:

- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а так же развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решение и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Описание места учебного предмета в учебном плане.



Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности » относится к предметной области знаний , в которой изучаются опасности , угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.

Учебный план МБОУ СОШ №7 предусматривает обязательное изучение курса ОБЖ на этапе основного общего образования на 35 часов в год (1 час в неделю): 10 кл.-35 часов.

Годовая промежуточная аттестация проводится в соответствии с положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащимися, в форме утвержденной учебным планом.

Учебно-методический комплект, включая электронные ресурсы



Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности.10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников/Под ред. А.Т.Смирнова; Рос. акад.наук, Рос. акад.образования, из-во «Просвещение».-М.:Просвещение,2011.

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /[ А.Т.Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев; ] под общ. Ред. А.Т.Смирнова; – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – (Академический школьный учебник) . Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /[ А.Т.Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев; ] под общ. Ред. А.Т.Смирнова; – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – (Академический школьный учебник)

 

Электронные ресурсы:


• Безопасность жизнедеятельности школы. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kuhta.clan.su;

• Все о пожарной безопасности. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.0-1.ru;

• Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ampe.ru/web/guest/russian;

• ГОСТ Р 22.0.02-94. Нормативно-техническая база защиты населения при ЧС. Система стандартов (БЧС). Безопасность в ЧС [Электронный ресурс] – Режим доступа http: //www @gost.ru/;

• ГОСТ Р 51057-97. Пожарная техника. Огнетушители переносные. Общие технические требования. Методы испытаний [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www @gost.ru/;

• Журнал Основы безопасности жизнедеятельности. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.school-obz.org/;

• Институт психологических проблем безопасности. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://anty-crim.boxmail.biz;

• Искусство выживания. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.goodlife.narod.ru/;

• Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:www.info@mchs. gov.ru;

• Нормативные документы, методические материалы по ОБЖ. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://informic.narod.ru/obg.html/;

• Основы безопасности жизнедеятельности. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://0bj.ru/.


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета



Учащиеся должны знать:

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

  • состав и предназначение Вооруженных сил Российской Федерации;

  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

  • требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;

  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;

— предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

Учащиеся должны уметь:

- владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

— оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять самоопределение по отношению к военной службе;

Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для:

  • ведения здорового образа жизни;

  • оказания первой медицинской помощи;

  • развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для службы;

  • вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.


3. Содержание учебного предмета (10 класс)


Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения

1.1.Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. Подготовка к проведению турпохода

Практические занятия. Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного автономного существования, меры профилактики и подготовка к безопасному поведению в условиях автономного существования. Отработка правил ориентирования на местности, движения по азимуту, правил обеспечения водой и питанием. Оборудование временного жилища, добыча огня.

1.2.Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.

Практические занятия. Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в транспорте, общественном месте, подъезде дома, лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью: на рынке, стадионе, вокзале и др.

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий

1.3.Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

Правила поведения в общественном транспорте. Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое нарушение общественного порядка, повреждение чужого имущества). Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм.

1.4.Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Практические занятия. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка

правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации (отработка возможных вариантов поведения, предусмотренных планом образовательного учреждения, - укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).

1.5. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи.

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.

Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности.

1.6. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.

МЧС России - Федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Полиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств.

Служба скорой медицинской помощи.


Другие государственные службы в области безопасности.

2. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны

2.1.Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.

Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной.

2.2.Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения

Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм.

Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, их поражающие факторы.

Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.

2.3.Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала: «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.

2.4.Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях).

2.5.Средства индивидуальной защиты

Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.

Практические занятия. Отработать порядок получения и пользования средствами индивидуальной защиты.

2.6.Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций

Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.

2.7.Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. План гражданской обороны образовательного учреждения. Обязанности обучаемых.

Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

3.1. Сохранение и укрепление здоровья важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества.

3.2. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.

Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.

4. Основы здорового образа жизни

4.1. Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровый образ жизни как индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.

4.2. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека

Основные понятия о биологических ритмах организма. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.

4.3. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.

Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия.

Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. Правила использования факторов окружающей природной среды для закаливания. Необходимость выработки привычки к систематическому выполнению закаливающих процедур.

4.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Вредные привычки (употребление алкоголя и наркотиков, курение) и их социальные последствия. Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную и сердечно - сосудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту.

Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества


Раздел III. Основы военной службы

5. Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники нашего Отечества

5.1. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV вв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии.

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.

Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.

5.2. Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение.

Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил и рода войск.

Сухопутные войска, история создания, предназначение, рода войск, входящие в сухопутные войска.

Военно-воздушные силы, история создания, предназначение, рода авиации.

Войска ПВО, история создания, предназначение, решаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС.

Военно-морской флот, история создания, предназначение.

Отдельные рода войск.

Ракетные войска стратегического назначения, воздушно-десантные войска, космические войска, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности.

5.3. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны.

Вооруженные Силы Российской Федерации — государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными Силами.

5.4. Другие войска, их состав и предназначение.

Пограничные органы Федеральной службы безопасности, внутренние войска Министерства внутренних дел, войска гражданской обороны, их состав и предназначение.

6. Боевые традиции Вооруженных Сил России

6.1. Патриотизм и верность воинскому долгу качества защитника Отечества.

Патриотизм—духовно-нравственная основа личности военнослужащего — защитника Отечества, источник духовных сил воина.

Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов — основное содержание патриотизма.

Воинский долг — обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего — защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.

6.2.Памяти поколений дни воинской славы России.

Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.

Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

6.3.Дружба, войсковое товарищество основа боевой готовности частей и подразделений.

Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.

Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота.

7. Символы воинской чести

7.1.Боевое Знамя воинской части символ воинской чести, доблести и славы

Боевое Знамя воинской части — особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части.

Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания.

7.2.Ордена почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звания Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации.

7.3. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку.

8. Основы военной службы (практические занятия на базе воинской части во внеурочное время)

8.1. Основы подготовки граждан к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках.

Вводное занятие, проводимое перед началом учебных сборов на базе воинской части. Ознакомление с историей части, ее боевым путем, подвигами воинов части в военное и мирное, время, боевыми традициями и задачами части, решаемыми в мирное время по подготовке к защите Отечества. Ознакомление обучающихся с расписанием занятий и распорядком дня, с требованиями правил безопасности во время занятий с оружием и на военной технике. Значение учебных сборов в практической подготовке обучающихся к военной службе.

8.2. Размещение и быт военнослужащих.

Размещение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, содержание помещений. Противопожарная защита. Охрана окружающей среды.

Распределение служебного времени и повседневный порядок.

Распределение времени в воинской части, распорядок дня. Подъем, утренний осмотр и вечерняя поверка. Учебные занятия, завтрак, обед и ужин. Увольнение из расположения части. Посещение военнослужащих.

8.3. Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда

Назначение и состав суточного наряда воинской части. Подготовка суточного наряда.

8.4. Организация караульной службы, обязанности часового.

Организация караульной службы, общие положения. Наряд караулов, подготовка караулов. Часовой. Обязанности часового.

8.5. Строевая подготовка.

Отработка строевых приемов и движений без оружия. Отработка правил воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Строй отделения. Строй взвода. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.

8.6. Огневая подготовка.

Автомат Калашникова, работа частей и механизмов автомата, его чистка, смазка и хранение. Подготовка автомата к стрельбе. Правила стрельбы, ведения огня из автомата. Меры безопасности при стрельбе. Практическая стрельба.

8.7. Тактическая подготовка.

Основные виды боя. Действия солдата в бою, обязанности солдата в бою, передвижения солдата в бою. Команды, подаваемые на передвижение в бою, порядок их выполнения. Выбор места для стрельбы, самоокапывания и маскировки.

8.8. Физическая подготовка.

Разучивание упражнений утренней физической зарядки. Проведение занятий по физической подготовке в объеме требований, предъявляемых к новому пополнению воинских частей




















Программой предусмотрено проведение текущего контроля успеваемости обучающихся по разделам курса; проведение практических и лабораторных работ.


Тематическое планирование 10 класс


раздела и темы

Наименование разделов

Кол-во

часов

В том числе

Лабораторные,

практические работы

Контр раб

I

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

13


2


1.1

Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения.

6




1.2

Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны

7




II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

10


1


2.1

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.

3




2.2

Основы здорового образа жизни.

7




III

Основы военной службы

12



1

5

Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники нашего Отечества.

6




6

Боевые традиции Вооруженных Сил России.

3




7

Символы воинской чести

3




8

Основы военной службы (практические занятия на базе воинской части во внеурочное время)

35

35



всего

32+3

1






4. Тематическое планирование 10 класс


Дата по плану

Дата по факту

Наименование темы

Количество часов

Примечание

Раздел «». Всего часов:




Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. Подготовка к проведению турпохода

1




Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.

1




Уголовная ответственность несовершеннолетних

1




Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

1




Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи

1




Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.

1




Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.

1




Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения

1




Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени

1




Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

1




Средства индивидуальной защиты

1




Организация проведения аварийно - спа-сательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций

1




Организация ГО в ОУ, ее предназначение

1




Сохранение и укрепление здоровья — важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности

1




Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика

1




Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика

1




Здоровый образ жизни и его составляющие

1




Здоровый образ жизни и его составляющие

1




Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека

1




Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека

1




Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.

1




Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек

1




Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

1




История создания Вооруженных сил России.

1




История создания Вооруженных сил России.

1




Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение.

1




Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение.

1




Функции и основные задачи современных ВС России.

1




Другие войска ВС России.

1




Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества

1




Памяти поколений — дни воинской славы России.

1




Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений

1




Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе

1




Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе

1




Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

1




КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс






Дата



Тема урока



Тип урока


Форма проведения




Элемент содержания


Требования к уровню достижений

Контрольно-оценочная деятельность

Дом. задание

план

факт

Иметь представление

Знать

Уметь/иметь опыт, применять на практике

Вид

Форма







Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. (13 часов)













Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения. (6 ч)







№1

а-1.09

б-7.09

в-1.09


Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. Подготовка к проведению турпохода

Повторение и закрепление знаний

Урок беседа и практические занятия

Краткая характеристика наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного автономного существования, меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях автономного существования.

О причинах вынужденного автономного существования и правилах поведения человека при автономном существовании в условиях природной среды.

Причины вынужденного автономного существования и действия человека при автономном существовании в условиях природной среды..

Овладеть навыками безопасного поведения в случае аварии транспортных средств.

Текущий

УО


Уч.стр.6-8

№2

а 8.09

б14.09

в8.09


Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.


Урок беседа

Краткая характеристика наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в транспорте, общественном месте, подъезде дома, лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью: на рынке, стадионе, вокзале и др. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника.

О ситуациях криминогенного характера.

Правила безопасного поведения на улице, в общественных местах, в транспорте, в подъезде дома, в лифте.


Использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности.


Текущий

ПР




Уч. стр 24-25

№3

а 15.09

б21.09

в15.09


Уголовная ответственность несовершеннолетних.


Урок-лекция

Понятие и виды преступлений. Классификация преступлений. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

О видах преступле­ний, преду­смотренных УК РФ.

Особенности уголовной ответственности несовершен-нолетних.


Текущий

УО


Уч.стр15

№ 4

а 22.09

б28.09

в22.09


Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Комбини­рованный

Урок-беседа и практи­ческие занятия

Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техно­генного характера. Отработка правил поведе­ния при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану ОУ (укрытие в за­щитных сооружениях, эвакуация и др.)

О характер­ных ЧС природного и техноген­ного харак­тера в ре­гионе про­живания.

Потенциаль­ные опасности природного, техногенного и социального происхождения характерные для района проживания.

Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств необходимых для безопасного поведения в ЧС природного и техногенного характера.

Текущий

ПР



Уч.стр134,46

№ 5

а 29.09

б1.10

в29.09


Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Урок-лекция

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от ЧС.

О структуре РСЧС и ее задачах.

Предназначение, структуру и задачи РСЧС.

Использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи.

Текущий

УО


Уч 10 кл.стр.82

№ 6


а-3.10

б8.10

в6.10


Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Урок-лекция

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от ЧС. Милиция в РФ – система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств. Служба скорой медицинской помощи. Другие государственные службы в области безопасности.

Об МЧС России. Ее структуре и задачах. О системе государственных ор-ганов исполнительной власти в области за-щиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан

Основные способы защиты населения от ЧС. Основные правила обращения в государственные службы безопасности

Уметь обращаться за помощью в случае необходимости в соответствующие службы.

Текущий

УО


Уч 10 кл.стр.78







Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны (7 ч.)







№ 7

а-10.10

б15.10

в13.10


Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Урок-лекция

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи ГО. Структура и органы управления ГО.

О структуре и задачах ГО.

О предназначении ГО, ее структуре и задачах.

Использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности.

Текущий

УО


Уч.стр120

№ 8

а 17.10

б22.10

в20.10


Современные средства поражения, их поражающие факторы,мероприя-тия по защите населения

Комбинированный

Урок-лекция

Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения.

О современных средствах поражения и их поражающих факторах

Основные способы за-щиты от поражающих факторов оружия массового поражения.

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления.

Текущий

УО


Уч.стр124

№ 9

а 24.10

б12.10

в27.10


Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени

Комбинированный

Урок-беседа

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени.

Об основных терминах и категориях понятий эвакуация, оружия массового поражения,

Способы оповещения населения в ЧС

Уметь действовать в чрезвычайных ситуациях.

Текущий

УО


Уч.стр130

№10

а7.11

б19.11

в10.11


Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Комбинированный

Урок-беседа

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени. Защитные сооружения ГО. Основное предназначение защитных сооружений ГО. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях.

О противорадиационных и простейших укрытиях

Назначение и устройство противорадиационных и простейших укрытий.

Использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности.

Текущий.

УО


Уч.стр134

№11

а14.11

б26.11

в17.11


Средства индивидуальной защиты

Комбинированный

Урок-беседа

Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Средства защиты кожи. Отработка надевания противогаза ГП-7. Медицинские средства защиты.

О средствах индивидуальной защиты.

Правила подбора лицевой части противогаза. Правила надевания противогаза.

Использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности.

Текущий.

ПР


Уч.стр138

№ 12

а21.11

б3.12

в 24.11


Организация проведения аварийно - спа-сательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций

Комбинированный

Урок-беседа

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах ЧС. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения.

О действиях при ликвидации последствий ЧС в школе.

Об организации проведения аварийно-спасательных работ в зонах ЧС

Использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности.

Текущий

УО


Уч.стр144

№ 13

а28.11

б10.12

в 1.12


Организация ГО в ОУ, ее предназначение

Комбинированный

Урок-беседа

Организация ГО в ОУ, ее предназначение. Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств РФ по защите населения и территорий от ЧС: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.

Об организации ГО в ОУ

Правила поведения учащихся при получении сигнала о ЧС

Уметь действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем»

Текущий

УО


Уч.148







Раздел № 2 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (6 часов)













Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний. (3 ч.)







№14

А5.12

б17.12

в 8.12


Сохранение и укрепление здоровья — важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности

Изучения и первичного закрепления новых знани

Урок-лекция

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества

О здоровье, его составляющих.

Критерии здоровья и влияние окружающей среды на состояние здоровья.

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ

Текущий

УО


Уч.стр88

№ 15

А12.12

Б24.12

в 15.12


Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика

Комбинированный

Урок-беседа

Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.

Об основных инфекционных болезнях

Основные способы заражения ИБ и их профилактику.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ

Текущий

УО


Уч.стр58

№16

А19.12

Б

в 22.12


Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика

Комбинированный

Урок-беседа

Наиболее распространенные инфекционные заболевания, пути их передачи.

Об основных инфекционных болезнях

Условия и механизмы передачи инфекции.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ

Текущий

УО


Уч.стр92







Основы здорового образа жизни. (7 ч.)







№ 17

А26.12


Здоровый образ жизни и его составляющие

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Урок-лекция

Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья.

Об основных составляющих здорового образа жизни

Основные определения и понятия здорового образа жизни и факторы, влияющие на здоровье

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ

Текущий

УО


Уч.стр98

№18



Здоровый образ жизни и его составляющие

Комбинированный

Урок-беседа

Культура питания. И ее роль как составляющей здорового образа жизни.

О рациональном питании

Роль питания как составляющей здорового образа жизни

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ

Текущий

УО


Уч.стр100

№19



Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека

Комбинированный

Урок-беседа

Основные понятия о биологических ритмах организма. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека.

О биологических ритмах организма.

Понятие режима труда и отдыха.

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ


Текущий

УО


Уч.стр104

№20



Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека

Комбинированный

Урок-беседа

Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.

Формирование индивидуального режима.

Меры и способы профилактики утомления.

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ


Текущий

УО


Уч.стр106

№21



Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.

Комбинированный

Урок-беседа

Двигательная активность и ее значение. Закаливающие процедуры, принципы применения и виды закаливания. Занятия физической культурой

О двигательной активности.

Влияние закаливания на здоровье человека. Методы закаливания.

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ


Текущий

УО


Уч.стр108

№ 22



Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Комбинированный

Урок-беседа

Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их социальные последствия. Алкоголь и его влияние на здоровье человека.

О последствиях вредных привычек

Социальная опасность вредных привычек.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ

Текущий

УО


Уч.стр112

№23



Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Закрепления знаний

Урок-беседа

Курение и его влияние на состояние здоровья. Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения.

Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества

О последствиях вредных привычек

Механизм возникновения вредных привычек. Меры профилактики.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ

Текущий.

УО


Уч.стр116







Раздел 3. «Основы военной службы» (12 часов)













Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники нашего Отечества (6 ч.)







№ 24



История создания Вооруженных сил России.

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Урок-лекция

Организация вооруженных сил Московского государства в 14 – 15 веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине 16 века. Военная реформа Петра 1, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине 19 века, создание массовой армии.

Об истории создания ВС

Основные этапы создания Вооруженных сил.

Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе.

Текущий

УО


Уч.стр152

№25



История создания Вооруженных сил России.

Комбинированный

Урок-беседа

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Вооруженные Силы РФ, основные предпосылки проведения военной реформы.

Исторический путь армии нашего государства.

Основные этапы создания Вооруженных сил.

Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе.

Текущий

УО


Уч.стр156

№ 26



Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение.

Комбинированный

Урок-беседа

Виды Вооруженных Сил РФ, рода Вооруженных Сил РФ, рода войск. Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура. Военно – воздушные Силы: история создания, предназначение, структура.

Об организационной структуре ВС РФ

Состав и предназначение ВС РФ.

Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе.

Текущий

УО


Уч.стр192

№27



Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение.

Комбинированный

Урок-беседа

Военно – морской Флот: история создания, предназначение, структура. Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура. Космические войска: история создания, предназначение, структура. Воздушно – десантные войска: история создания, предназначение, структура

Об организационной структуре ВС РФ

Состав и предназначение ВС РФ.

Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе.

Текущий

УО

193

№ 28



Функции и основные задачи современных ВС России.

Комбинированный

Урок-беседа

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформа Вооруженных Сил.

О реформах ВС.

Основные задача современных ВС

Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе.

Текущий

УО


Уч.стр194

№ 29



Другие войска ВС России.

Комбинированный

Урок-беседа

Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности РФ, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, железнодорожные войска РФ, войска гражданской обороны МЧС России. Их состав и предназначение.

Об организационной структуре ВС РФ

Состав и предназначение ВС РФ.

Уметь оценивать уровень своей подготовленности к военной службе.


Тематический

СР


Уч.стр198







Боевые традиции Вооруженных Сил России(3 ч.)







№30



Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества.

Комбинированный

Урок-беседа

Понятие о боевых традициях российских Вооруженных Сил. Патриотизм - духовно-нравственная основа личности военнослужащего - защитника Отечества, источник духовных сил воина.

О боевых традициях. Понятие о героизме и мужестве.

Основные боевые традиции Вооруженных сил. Воинский долг и его нравственно-правовые основы.


Выработать гражданскую позицию по вопросам обороны Отечества.

Текущий

УО


Уч.стр202

№31



Памяти поколений — дни воинской славы России.

Изучения и первичного закрепления новых знаний

Урок-лекция

Дни воинской славы России – Дни славных побед. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений.

Об основных формах увековечения памяти российских воинов.

О днях воинской славы и формах увековечивания памяти.

Отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды.


Текущий

УО


Уч.стр158

№32



Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений

Комбинированный

Урок-беседа

Воинский коллектив и его особенности. Войсковое товарищество – боевая традиция российской армии и флота.

О войсковом коллективе, его характерных чертах и особенностях.

Уставной порядок взаимоотношений в воинском коллективе.

Отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды.


Текущий

УО


Уч.стр207







Символы воинской чести (3 ч.)







№33



Боевое Знамя воинской части — символ воин­ской чести, доблести и славы

Комбинированный

Урок-беседа

История боевого знамени. Традиции армии и флота, связанные с боевым знаменем части и Военно-морским флагом.

Значение Боевого знамени части и Военно-морского флага корабля.

Роль и значение Боевого знамени части и Военно-морского флага корабля.

Отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды.

Текущий

УО


Уч.стр121

№34



Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе

Комбинированный

Урок-беседа

Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

Об основных государственных наградах.

Знать основные государственные награды.

Отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды.

Текущий

УО


Уч.стр123

№35



Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

Комбинированный

Урок-беседа

Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части порядок его хранения и содержания. Ритуал приведения к военной присяге. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку.

О ритуалах ВС РФ

Знать основные ритуалы ВС РФ.

Использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе.

Тематический

СР


Уч.стр128


Итого 35












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!