Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Киселёвского городского округа «Лицей №1»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «ПРАВО»
для 10-11 классов
(углубленный уровень)
2019-2020 учебный год
Автор-составитель:
Шишкина Ирина Владимировна,
учитель истории и обществознания
Программу реализует:
Шишкина Ирина Владимировна,
учитель истории и обществознания
Киселевск, 2019
Рабочая программа соответствует требованиям предъявленным к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРАВО» 10 КЛАСС
(углубленный уровень)
Раздел I. Право и государство
Происхождение права и государства. Общественная власть и виды социальных норм в древнем мире. Возникновение и развитие ранних форм права. Происхождение государства. Связь государства и права.
Сущность права. Право как объективное явление, воздействующее на человеческую деятельность. Право как средство регулирования общественных отношений. Понятие права. Наиболее общие признаки права. Определение права. Социальное назначение и ценность права. Право - мера свободы и ответственности. Отличие права от закона. Роль права в защите и совершенствовании демократии.
Сущность государства. Государство как публичная власть. Отличие государства от негосударственных политических организаций. Деятельность государственного аппарата как способ осуществления публичной власти.
Формы государства. Понятие формы государства. Форма правления: монархия и республика. Формы государственного устройства: унитарные и федеративные государства. Конфедерация. Формы политического режима. Политический режим: демократический, антидемократический.
Функции государства. Понятие функций государства. Внешние и внутренние функции государства. Государственный механизм: структура и принципы. Социально значимые функции государства.
Правовое государство. Правовое государство. Принципы правового государства. Условия формирования правового государства.
Гражданское общество. Понятие гражданского общества. Элементы гражданского общества. Взаимодействие гражданского общества, права и государства. Роль гражданского общества в развитии демократии и самоуправления.
Раздел II. Формы и структура права
Право в системе социальных регуляторов. Понятие нормы. Виды социальных норм. Право и другие социальные нормы. Право и мораль.
Нормы права. Понятие нормы права. Признаки нормы права. Структура правовой нормы. Основные виды юридических норм: регулятивные и правоохранительные. Управомочивающая норма. Запрещающая норма. Обязывающая норма.
Источники права. Понятие источника права. Основные виды источников права. Международный договор и международный обычай как традиционно сложившиеся источники международного права.
Система права. Понятие системы права. Основные структурные элементы системы права: нормы права, правовые институты, отрасли права. Современная классификация отраслей российского права. Три основные группы отраслей: базовые (конституционное право; материальные и процессуальные отрасли); специальные; комплексные отрасли права. Частное и публичное право.
Правовые системы современности. Понятия «система права» и «правовая система». Понятие и классификация правовых систем. Правовые системы европейского типа. Правовые системы традиционного типа.
Раздел III. Становление и развитие отечественного права
Формирование и развитие русского права. Основные этапы формирования русского права. Русская Правда. Судебник 1497 г. Соборное уложение 1649 г.
Эволюция советского законодательства. Этапы становления советского законодательства. Отрасли советского права. Правовые ограничения и запреты в советском законодательстве. Советский суд.
Формирование права современной России. Становление современного российского федерализма. Реформа системы правосудия. Гражданское право. Уголовное право и уголовно-процессуальное право.
Раздел IV. Правотворчество и правореализация
Правотворчество. Понятие правотворчества. Основные принципы и виды правотворчества. Законодательный процесс: субъекты законодательной инициативы, стадии законодательного процесса в Российской Федерации.
Реализация и толкование права. Формы реализации права. Применение права как особая форма реализации права. Акты применения права. Толкование права: понятие и виды, способы.
Правовые отношения. Понятие правоотношения. Субъективное право и юридические обязанности. Субъекты правоотношений. Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Содержание правоотношений. Юридические факты.
Законность и правопорядок. Понятие законности. Основные принципы законности. Правовой порядок. Гарантии законности и правового порядка. Механизм правового регулирования. Виды и средства правового регулирования. Понятие механизма правового регулирования. Элементы правового регулирования. Правомерное поведение. Эффективность права.
Правонарушение и юридическая ответственность. Правомерное поведение и правонарушение. Признаки и виды правонарушений. Причины роста правонарушений. Понятие юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правовая ответственность несовершеннолетних.
Преступление и наказание. Понятие и признаки преступления. Преступность как социально-правовое явление. Состояние преступности в России. Организованная преступность. Латентная преступность. Международный терроризм. Понятие наказания. Виды наказаний. Цели наказания.
Органы охраны правопорядка. Виды государственных правоохранительных органов. Полномочия и порядок деятельности суда, прокуратуры, полиции, Федеральной службы безопасности. Деятельность адвокатуры и нотариата.
Правосознание. Понятие правосознания. Разновидности правосознания. Осознание ценности естественного права, прав и свобод человека - ключевая черта правосознания. Правовой нигилизм и его причины. Активная и пассивная формы правового нигилизма. Пути преодоления правового нигилизма.
Правовая культура. Правовая культура - высшая ступень развития правосознания. Правовое воспитание. Понятие коррупции и коррупционных правонарушений. Опасность коррупции для гражданина, общества и государства. Антикоррупционные меры, принимаемые на государственном уровне.
Раздел V. Право и личность
Права человека: понятие, сущность, структура. Понятие и сущность прав человека. Естественный и неотчуждаемый характер прав человека. Развитие идеи прав человека в истории правовой мысли. Поколения прав человека. Структура прав человека.
Правовой статус человека и гражданина. Понятие правового статуса. Юридические основания правового статуса личности. Элементы правового статуса. Юридические права и обязанности. Субъективные права. Различие правового статуса человека и гражданина. Основания ограничения прав и свобод человека и гражданина. Юридические механизмы защиты.
Юридические механизмы защиты прав человека в Российской Федерации. Система органов защиты прав человека в России. Юридические гарантии защиты прав человека. Защита прав и свобод человека всеми способами, не запрещёнными законом.
Особенности социального государства. Необходимость социального государства. Гуманистический смысл социального государства. Концепции социального качества. Становление социального государства в России.
Международная защита прав человека. Устав ООН и Международный билль о правах человека. Контроль за соблюдением международных договоров по правам человека. Главные и вспомогательные органы ООН в области прав человека. Региональные организации в области прав человека.
Раздел VI. Основы конституционного права Российской Федерации
Конституционное право Российской Федерации. Виды конституций. Место конституционного права в системе отраслей российского права. Предмет конституционного права. Методы правового регулирования конституционного права. Конституционное право - отрасль юридической науки. Верховенство Конституции в обществе и государстве.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Понятие конституционного строя. Человек, его права и свободы - высшая ценность. Народ как носитель суверенитета и единственный источник власти. Правовые основы экономической системы. Правовые основы социальной системы. Правовые основы политической системы. Федеративное государственное устройство.
Система органов государственной власти Российской Федерации. Понятие государственного органа. Органы государственной власти в Российской Федерации. Правовой статус и полномочия Президента РФ. Виды парламентов. Федеральное Собрание Российской Федерации: структура, полномочия и функции. Правительство Российской Федерации: порядок формирования, области деятельности, структура. Прокуратура в Российской Федерации.
Судебная власть. Понятие суда. Демократические принципы судопроизводства. Правовой статус судьи в РФ. Профессиональный судья. Непрофессиональный судья (присяжный заседатель).
Судебная система. Понятие и характеристики судебной системы. Типы судебных систем. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации. Суды арбитражной юрисдикции.
Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации. Конституционный статус личности. Конституционные права и свободы. Конституционные права. Уполномоченный по правам человека. Конституционные обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба.
Институт гражданства. Гражданство Российской Федерации. Понятие гражданства. Приобретение и основания прекращения гражданства.. Многогражданство и безгражданство. Граждане иностранных государств.
Избирательное право. Выборы, их значение и разновидности. Сущность избирательного права. Принципы проведения выборов в Российской Федерации. Избирательная система.
Избирательный процесс. Стадии избирательного процесса. Избирательный процесс в Российской Федерации. Выборы. Референдум. Система органов местного самоуправления. Принципы местного самоуправления. Сферы деятельности органов местного самоуправления.
11 КЛАСС
Раздел I. Основные отрасли российского права
Гражданское право: предмет, метод, источники, принципы. Гражданское право как частное право. Понятие гражданского права. Источники гражданского права. Гражданское законодательство. Предмет и метод гражданского права. Цели и принципы гражданского права.
Виды гражданско-правовых отношений. Понятие гражданского правоотношения.
Возникновение и прекращение гражданских правоотношений. Содержание гражданского правоотношения
Субъекты гражданских правоотношений. Физические лица. Признаки и виды юридических лиц. Гражданская право- и дееспособность.
Предпринимательская деятельность и её регламентация. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Правовые средства государственного
регулирования предпринимательства Право собственности. Виды правомочий собственника. Формы собственности.
Сделки в гражданском праве. Обязательственное право. Виды и формы сделок. Условия недействительности сделок. Реституция.
Гражданско-правовой договор. Понятие и значение договора. Порядок заключения договора: оферта и акцепт. Исполнение договора. Обеспечение исполнения договоров. Отдельные виды договоров.
Наследование и его правовая регламентация. Понятие наследования и наследуемого имущества. Наследование и наследник. Наследование по завещанию. Наследование по закону. Принятие наследства и отказ от наследства Страхование и его виды.
Право интеллектуальной собственности. Роль интеллектуальной собственности в современном мире. Понятие права интеллектуальной собственности. Интеллектуальные права. Отдельные институты интеллектуальной собственности.
Авторское право. Субъекты и объекты авторского права. Личные неимущественные и имущественные права авторов. Авторский договор. Нарушение авторских прав. Ответственность за нарушение авторских прав. Права, смежные с авторскими правами
Формы защиты гражданских прав. Гражданско-правовая ответственность. Защита прав потребителей. Убытки и вред в гражданском праве. Условия привлечения к ответственности в гражданском праве. Непреодолимая сила. Право на результаты интеллектуальной деятельности: авторские и смежные права, патентное право, ноу-хау.
Семейное право как отрасль. Предмет, метод, источники и принципы семейного права. Семья и брак. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный договор. Условия вступления в брак. Порядок регистрации и расторжения брака.
Права и обязанности членов семьи. Лишение родительских прав. Ответственность родителей по воспитанию детей. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление. Опека и попечительство. Приёмная семья.
Трудовые правоотношения. Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений: работник и работодатель. Права и обязанности работника. Порядок приема на работу.
Трудовой договор: признаки, виды, порядок заключения и прекращения. Рабочее время и время отдыха. Сверхурочная работа. Время отдыха. Виды времени отдыха. Заработная плата.
Дисциплина труда и правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная ответственность. Материальная ответственность сторон трудового договора
Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.
Способы защиты прав работников. Охрана труда. Защита трудовых прав и интересов работников профессиональными союзами. Трудовые споры, порядок их рассмотрения и разрешения.
Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Понятие права социальной защиты и обеспечения. Виды социальной защиты и обеспечения. Понятие и виды трудового
(страхового) стажа
Административные правоотношения. Органы исполнительной власти. Государственные служащие
Источники и субъекты административного права. Метод административного регулирования. Понятие административно-правового статуса гражданина. Права граждан как элементы административно-правового статуса. Юридические гарантии прав граждан.
Признаки и виды административного правонарушения. Признаки административных правонарушений.
Административная ответственность и административные наказания. Виды
административных наказаний. Производство по делам об административных правонарушениях.
Принципы и источники уголовного права. Понятие уголовного права. Основные
принципы применения уголовного закона. Действие уголовного закона во времени. Действие уголовного закона в пространстве
Преступление. Признаки, виды и состав преступления. Формы вины. Основные стадии преступления. Соучастие в преступлении. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Уголовная ответственность.
Виды наказаний в уголовном праве. Цели наказания. Смягчающие и отягчающие обстоятельства. Освобождение от уголовной ответственности Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Финансовое право. Правовое регулирование банковской деятельности. Структура банковской системы РФ. Права и обязанности вкладчиков.
Налоговое право. Источники налогового права. Субъекты и объекты налоговых правоотношений.
Права и обязанности налогоплательщика. Финансовый аудит. Виды налогов.
Налоговые правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Жилищные правоотношения.
Образовательное право. Права и обязанности участников образовательного процесса.
Раздел II. Международное и экологическое право
Основные принципы и источники международного права. Субъекты международного права. Международно-правовое признание. Мирное разрешение международных споров. Источники и основания международно-правовой ответственности. Виды международных преступлений. Права человека: сущность, структура, история. Классификация прав человека. Право на благоприятную окружающую среду. Права ребёнка.
Нарушения прав человека. Международные договоры о защите прав человека. Международная система защиты прав человека в рамках Организации Объединённых Наций. Региональная система защиты прав человека. Рассмотрение жалоб в Европейском суде по правам человека.
Международная защита прав человека в условиях военного времени. Источники и принципы международного гуманитарного права. Международный комитет Красного Креста. Участники вооружённых конфликтов: комбатанты и некомбатанты.
Защита жертв войны. Защита гражданских объектов и культурных ценностей. Запрещённые средства и методы ведения военных действий.
Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду.
Способы защиты экологических прав.
Экологические правонарушения. Роль права в обеспечении экологической безопасности. Экологическая культура и право.
Раздел III. Основы российского судопроизводства
Конституционное судопроизводство. Понятие конституционного судопроизводства. Компетенция Конституционного суда РФ. Основные принципы конституционного судопроизводства. Право на обращение в Конституционный суд РФ. Стадии конституционного судопроизводства.
Предмет, источники и принципы гражданского процессуального права. Стадии гражданского процесса. Понятие гражданского процесса. Категории дел в гражданском суде. Участники гражданского процесса. Средства установления истины.
Прохождение дела в суде. Исковое заявление. Стадии судебного процесса. Обжалование судебных решений. Исполнение судебных решений.
Меры процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей.
Принципы и субъекты уголовного судопроизводства. Особенности процессуальных действий с участием несовершеннолетних. Стадии уголовного процесса.
Особенности судебного производства по делам об административных правонарушениях.
Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы, следователи. Особенности профессиональной деятельности юриста.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
"Право" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса права должны отражать:
1) сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;
2) владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
3) владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
4) сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
5) сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
6) сформированность основ правового мышления и антикоррупционных стандартов поведения;
7) сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;
8) понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
9) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
10) сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.
"Право" (углубленный уровень) - требования к предметным результатам освоения углубленного курса права должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:
1) сформированность представлений о роли и значении права как важнейшего социального регулятора и элемента культуры общества;
2) владение знаниями об основных правовых принципах, действующих в демократическом обществе;
3) сформированность представлений о системе и структуре права, правоотношениях, правонарушениях и юридической ответственности;
4) владение знаниями о российской правовой системе, особенностях ее развития;
5) сформированность представлений о конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
6) сформированность правового мышления и способности различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;
7) сформированность знаний об общих принципах и нормах, регулирующих государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц;
8) понимание юридической деятельности как формы реализации права; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
9) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации, выработки и доказательной аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.
В результате изучения учебного предмета «Право» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– опознавать и классифицировать государства по их признакам, функциям и формам;
– выявлять элементы системы права и дифференцировать источники права;
– характеризовать нормативно-правовой акт как основу законодательства;
– различать виды социальных и правовых норм, выявлять особенности правовых норм как вида социальных норм;
– различать субъекты и объекты правоотношений;
– дифференцировать правоспособность, дееспособность;
– оценивать возможные последствия правомерного и неправомерного поведения человека, делать соответствующие выводы;
– оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации;
– характеризовать Конституцию Российской Федерации как основной закон государства, определяющий государственное устройство Российской Федерации;
– осознанно содействовать соблюдению Конституции Российской Федерации, уважению прав и свобод другого человека, демократических ценностей и правопорядка;
– формулировать особенности гражданства как устойчивой правовой связи между государством и человеком;
– устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина Российской Федерации;
– называть элементы системы органов государственной власти в Российской Федерации; различать функции Президента, Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации;
– выявлять особенности судебной системы и системы правоохранительных органов в Российской Федерации;
– описывать законодательный процесс как целостный государственный механизм;
– характеризовать избирательный процесс в Российской Федерации;
– объяснять на конкретном примере структуру и функции органов местного самоуправления в Российской Федерации;
– характеризовать и классифицировать права человека;
– объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека;
– характеризовать гражданское, семейное, трудовое, административное, уголовное, налоговое право как ведущие отрасли российского права;
– характеризовать субъектов гражданских правоотношений, различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
– иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав потребителя;
– иллюстрировать примерами особенности реализации права собственности, различать виды гражданско-правовых сделок и раскрывать особенности гражданско-правового договора;
– иллюстрировать примерами привлечение к гражданско-правовой ответственности;
– характеризовать права и обязанности членов семьи;
– объяснять порядок и условия регистрации и расторжения брака;
– характеризовать трудовые правоотношения и дифференцировать участников этих правоотношений;
– раскрывать содержание трудового договора;
– разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
– иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых споров и привлечение к дисциплинарной ответственности;
– различать виды административных правонарушений и описывать порядок привлечения к административной ответственности;
– дифференцировать виды административных наказаний;
– дифференцировать виды преступлений и наказания за них;
– выявлять специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
– различать права и обязанности налогоплательщика;
– анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми, уголовными и налоговыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения;
– различать гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство, грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
– высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права;
– различать виды юридических профессий.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– различать предмет и метод правового регулирования;
– выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
– различать права и обязанности, гарантируемые Конституцией Российской Федерации и в рамках других отраслей права;
– выявлять особенности референдума;
– различать основные принципы международного гуманитарного права;
– характеризовать основные категории обязательственного права;
– целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
– выявлять способы защиты гражданских прав;
– определять ответственность родителей по воспитанию своих детей;
– различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами;
– описывать порядок освобождения от уголовной ответственности;
– соотносить налоговые правонарушения и ответственность за их совершение;
– применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.
Выпускник на углубленном уровне научится:
– выделять содержание различных теорий происхождения государства;
– сравнивать различные формы государства;
– приводить примеры различных элементов государственного механизма и их место в общей структуре;
– соотносить основные черты гражданского общества и правового государства;
– применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права, необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом материале, для эффективной реализации своих прав и законных интересов;
– оценивать роль и значение права как важного социального регулятора и элемента культуры общества;
– сравнивать и выделять особенности и достоинства различных правовых систем (семей);
– проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными нормами, выявлять их соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние;
– характеризовать особенности системы российского права;
– различать формы реализации права;
– выявлять зависимость уровня правосознания от уровня правовой культуры;
– оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации;
– различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;
– выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
– целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации;
– сравнивать воинскую обязанность и альтернативную гражданскую службу;
– оценивать роль Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в механизме защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации;
– характеризовать систему органов государственной власти Российской Федерации в их единстве и системном взаимодействии;
– характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять его основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение;
– дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации;
– характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган исполнительной власти в государстве; раскрывать порядок формирования и структуру Правительства Российской Федерации;
– характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов Российской Федерации;
– характеризовать этапы законодательного процесса и субъектов законодательной инициативы;
– выделять особенности избирательного процесса в Российской Федерации;
– характеризовать систему органов местного самоуправления как одну из основ конституционного строя Российской Федерации;
– определять место международного права в отраслевой системе права; характеризовать субъектов международного права;
– различать способы мирного разрешения споров;
– оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;
– сравнивать механизмы универсального и регионального сотрудничества и контроля в области международной защиты прав человека;
– дифференцировать участников вооруженных конфликтов;
– различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных ценностей; называть виды запрещенных средств и методов ведения военных действий;
– выделять структурные элементы системы российского законодательства;
– анализировать различные гражданско-правовые явления, юридические факты и правоотношения в сфере гражданского права;
– проводить сравнительный анализ организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, выявлять их преимущества и недостатки;
– целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
– различать формы наследования;
– различать виды и формы сделок в Российской Федерации;
– выявлять способы защиты гражданских прав; характеризовать особенности защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности;
– анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и условия регистрации и расторжения брака;
– различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
– выделять права и обязанности членов семьи;
– характеризовать трудовое право как одну из ведущих отраслей российского права, определять правовой статус участников трудовых правоотношений;
– проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового договоров;
– различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами;
– дифференцировать уголовные и административные правонарушения и наказание за них;
– проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов ответственности; иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения к уголовной и административной ответственности несовершеннолетних;
– целостно описывать структуру банковской системы Российской Федерации;
– в практических ситуациях определять применимость налогового права Российской Федерации; выделять объекты и субъекты налоговых правоотношений;
– соотносить виды налоговых правонарушений с ответственностью за их совершение;
– применять нормы жилищного законодательства в процессе осуществления своего права на жилище;
– дифференцировать права и обязанности участников образовательного процесса;
– проводить сравнительный анализ конституционного, гражданского, арбитражного, уголовного и административного видов судопроизводства, грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
– давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального права правоотношений;
– применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов;
– выявлять особенности и специфику различных юридических профессий.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
– проводить сравнительный анализ различных теорий государства и права;
– дифференцировать теории сущности государства по источнику государственной власти;
– сравнивать достоинства и недостатки различных видов и способов толкования права;
– оценивать тенденции развития государства и права на современном этапе;
– понимать необходимость правового воспитания и противодействия правовому нигилизму;
– классифицировать виды конституций по форме выражения, по субъектам принятия, по порядку принятия и изменения;
– толковать государственно-правовые явления и процессы;
– проводить сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и правовых систем других государств;
– различать принципы и виды правотворчества;
– описывать этапы становления парламентаризма в России;
– сравнивать различные виды избирательных систем;
– анализировать с точки зрения международного права проблемы, возникающие в современных международных отношениях;
– анализировать институт международно-правового признания;
– выявлять особенности международно-правовой ответственности;
– выделять основные международно-правовые акты, регулирующие отношения государств в рамках международного гуманитарного права;
– оценивать роль неправительственных организаций в деятельности по защите прав человека в условиях военного времени;
– формулировать особенности страхования в Российской Федерации, различать виды страхования;
– различать опеку и попечительство;
– находить наиболее оптимальные варианты разрешения правовых споров, возникающих в процессе трудовой деятельности;
– определять применимость норм финансового права в конкретной правовой ситуации;
– характеризовать аудит как деятельность по проведению проверки финансовой отчетности;
– определять судебную компетенцию, стратегию и тактику ведения процесса.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ПРАВУ 10 КЛАСС. 68 ЧАСОВ (УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ).
№ п/п | Наименование разделов, тема урока | Кол час. | Виды контроля | Коррек тировка |
| Раздел I. Право и государство | 12 | | |
1 | Происхождение права и государства. | 1 | | |
2 | Сущность права. | 1 | | |
3-4 | Сущность государства. | 2 | Устный опрос, работа с документами. | |
5-6 | Формы государства. | 2 | Составить таблицу «Формы государственного устройства» | |
7 | Функции государства. | 1 | | |
8 | Правовое государство. | 1 | | |
9 | Гражданское общество. | 1 | Диктант по терминам. | |
10-11 | Проектная работа по теме « Право и государство» | 2 | Защита мини-проекта. | |
12 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Право и государство» | 1 | Тест с различными уровнями сложности. | |
| Раздел II. Формы и структура права | 10 | | |
13 | Право в системе социальных норм. | 1 | Устный опрос, составление таблицы «Виды правовых норм». | |
14-15 | Нормы права. | 2 | | |
16 | Источники права. | 1 | | |
17-18 | Система права. | 2 | Диктант по терминам. | |
19 | Правовые системы современности. | 1 | Сочинение по теме урока. | |
20-21 | Проектная работа по теме «Формы и структура права» | 2 | Защита мини-проекта. | |
22 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Формы и структура права» | 1 | Тест с различными уровнями сложности. | |
| Раздел III. Становление и развитие отечественного права | 4 | | |
23 | Формирование и развитие русского права. | 1 | | |
24 | Эволюция советского законодательства. | 1 | Написание творческих работ. | |
25 | Формирование права современной России. | 1 | | |
26 | Практикум по теме «Становление и развитие отечественного права». | 1 | Практическая работа. | |
| Раздел IV. Правотворчество и правореализация | 15 | | |
27-28 | Правотворчество. | 2 | Составление схемы по теме урока. | |
29-30 | Реализация и толкование права. | 2 | | |
31-32 | Правовые отношения. | 2 | Смысловой план по теме урока. | |
33 | Законность и правопорядок. | 1 | | |
34 | Правонарушение и юридическая ответственность. | 1 | Диктант по терминам. | |
35 | Преступление и наказание. | 1 | Составить сравнительную таблицу. | |
36 | Органы охраны правопорядка. | 1 | | |
37 | Правосознание. | 1 | | |
38 | Правовая культура. | 1 | Написание творческих работ. | |
39-40 | Проектная работа по теме «Правотворчество и правореализация» | 2 | Защита мини-проекта. | |
41 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Правотворчество и правореализация» | 1 | Тест с различными уровнями сложности. | |
| Раздел V. Право и личность | 10 | | |
42 | Права человека: понятие, сущность, структура. | 1 | | |
43-44 | Правовой статус человека и гражданина. | 2 | | |
45-46 | Юридические механизмы защиты прав человека в Российской Федерации. | 2 | Сочинение по теме урока. | |
47-48 | Особенности социального государства. | 2 | Составление схемы по теме урока. | |
49-50 | Международная защита прав человека. | 2 | Работа по Всеобщей декларации прав человека. Составить сравнительную таблицу по международным документам. | |
51 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Право и личность». | 1 | Тест с различными уровнями сложности. | |
| Раздел VI. Основы конституционного права Российской Федерации | 16 | | |
52 | Конституционное право Российской Федерации. | 1 | Работа с Конституцией РФ. Составить схему «Ветви государственной власти России» | |
53-54 | Основы конституционного строя Российской Федерации. | 2 | Работа с Конституцией РФ. Составить схему «Права и обязанности гражданина РФ» | |
55-56 | Система органов государственной власти Российской Федерации. Президент Российской Федерации. | 2 | Составить план «Президент РФ». | |
57 | Федеральное Собрание Российской Федерации. | 1 | Работа с Конституцией РФ. Составить таблицу «Полномочия Федерального собрания РФ». | |
58 | Правительство Российской Федерации. | 1 | Работа с Конституцией РФ. Составить схему «Функции Правительства РФ». | |
59 | Судебная власть. | 1 | Работа с Конституцией РФ. Составить схему «Конституционный суд РФ.» | |
60 | Судебная система. | 1 | | |
61 | Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации. | 1 | Работа с Конституцией РФ. Составить схему «Права и обязанности гражданина РФ». | |
62 | Институт гражданства. Гражданство Российской Федерации. | 1 | | |
63 | Избирательное право. | 1 | | |
64 | Избирательный процесс. | 1 | Составить таблицу «Принципы избирательной системы» | |
65-66 | Проектная работа по теме «Основы конституционного права Российской Федерации». | 2 | Защита мини-проекта. | |
67 | Повторительно-обобщающий урок по теме « Основы конституционного права Российской Федерации». | 1 | Тест с различными уровнями сложности. | |
68 | Итоговое повторение по предмету «Право» 10 класс | 1 | Тест с различными уровнями сложности. | |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ПРАВУ 11 КЛАСС. 66 ЧАСОВ (УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ).
№ п/п | Наименование разделов, тема урока | Кол час. | Виды контроля | Коррек тировка |
| Раздел I. Основные отрасли российского права | 49 | | |
| Тема 1. Гражданское право. | 17 | | |
1 | Гражданское право: предмет, метод, источники, принципы. | 1 | Устный опрос, составить схему «Источники гражданского права» | |
2 | Виды гражданско-правовых отношений. | 1 | Письменные задания. Составить схему «Формы собственности» и таблицу «Приватизация и её цели» | |
3-4 | Субъекты гражданских правоотношений. | 2 | | |
5-6 | Предпринимательская деятельность и её регламентация. | 2 | Работа с нормативными документами. | |
7 | Сделки в гражданском праве. | 1 | | |
8 | Гражданско-правовой договор. | 1 | | |
9-10 | Наследование и его правовая регламентация. | 2 | Составить схему «Виды наследования», синквейн «Эмансипация» | |
11 | Право интеллектуальной собственности. | 1 | | |
12 | Интеллектуальные права. | 1 | | |
13 | Авторское право. | 1 | Работа с нормативными документами. | |
14 | Ответственность за нарушение авторских прав. | 1 | | |
15-16 | Формы защиты гражданских прав. | 2 | Составить схему «Пути защиты материальных и нематериальных благ». | |
17 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Гражданское право». | 1 | Тест с различными уровнями сложности. | |
| Тема 2. Семейное право | 5 | | |
18 | Семейное право как отрасль. | 1 | Составить схему «Источники семейного права»,. | |
19 | Правовое регулирование отношений супругов. | 1 | Составить схему «Условия заключения брака». | |
20-21 | Права и обязанности членов семьи. | 2 | Сочинение по теме урока. | |
22 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Семейное право». | 1 | Тест с различными уровнями сложности. | |
| Тема 3. Трудовое право | 7 | | |
23 | Трудовые правоотношения. | 1 | | |
24 | Трудовой договор: признаки, виды, порядок заключения и прекращения. | 1 | Сочинение по теме урока. | |
25 | Дисциплина труда. | 1 | | |
26 | Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних. | 1 | Практическая работа по теме урока. | |
27 | Способы защиты прав работников. | 1 | Диктант по терминам. | |
28 | Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. | 1 | Составить план по теме урока. | |
29 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Трудовое право». | 1 | Тест с различными уровнями сложности. | |
| Тема 4. Административное право. | 7 | | |
30-31 | Административные правоотношения. | 2 | Составить синквейн по теме урока. | |
32 | Источники и субъекты административного права. | 1 | | |
33 | Признаки и виды административного правонарушения. | 1 | Составить сравнительную таблицу по теме урока. | |
34-35 | Административная ответственность и административные наказания. | 2 | | |
36 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Административное право». | 1 | Тест с различными уровнями сложности. | |
| Тема 5. Уголовное право. | 7 | | |
37-38 | Принципы и источники уголовного права. | 2 | Составить таблицу «Этапы привлечения к уголовной ответственности». | |
39-40 | Преступление. | 2 | Решение правовых задач. | |
41-42 | Виды наказаний в уголовном праве. | 2 | Работа с нормативными документами. | |
43 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Уголовное право». | 1 | Тест с различными уровнями сложности. | |
| Тема 6. Финансовое и образовательное право. | 6 | | |
44-45 | Финансовое право. Права и обязанности вкладчиков. | 2 | | |
46 | Налоговое право. | 1 | | |
47 | Права и обязанности налогоплательщика. | 1 | Диктант по терминам. | |
48 | Образовательное право. | 1 | Защита мини-проекта. | |
49 | Повторительно-обобщающий урок по теме « Финансовое и образовательное право». | 1 | Тест с различными уровнями сложности. | |
| Раздел II. Международное и экологическое право | 8 | | |
| Тема 1. Международное право | 4 | | |
50 | Основные принципы и источники международного права. | 1 | | |
51 | Нарушения прав человека. Международные договоры о защите прав человека. | 1 | Работа с нормативными документами. | |
52 | Международная защита прав человека в условиях военного времени. | 1 | Практическая работа по теме урока. | |
53 | Защита жертв войны. | 1 | Написание творческих работ. | |
| Тема 2. Экологическое право | 4 | | |
54 | Общая характеристика экологического права. | 1 | | |
55 | Способы защиты экологических прав. | 1 | Сочинение по теме урока. | |
56 | Экологические правонарушения. | 1. | | |
57 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Международное и экологическое право». | 1 | Тест с различными уровнями сложности. | |
| Раздел III. Основы российского судопроизводства | 8 | | |
58 | Конституционное судопроизводство. | 1 | Составить схему по теме урока. | |
59 | Предмет, источники и принципы гражданского процессуального права. | 1 | | |
60 | Прохождение дела в суде. | 1 | | |
61 | Меры процессуального принуждения. | 1 | | |
62 | Принципы и субъекты уголовного судопроизводства. | 1 | Составить план по теме урока. | |
63 | Особенности судебного производства по делам об административных правонарушениях. | 1 | | |
64 | Юридические профессии. | 1 | Написание творческих работ. | |
65 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Основы российского судопроизводства». | 1 | Тест с различными уровнями сложности. | |
66 | Итоговое повторение по предмету «Право» 11 класс | 1 | Тест с различными уровнями сложности. | |