областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»
Рассмотрена и одобрена на МО учителей- дефектологов филиала ОГКОУШ №39 Протокол №______от_______ Руководитель____Лебединская Е.Г. | Согласовано Заместитель директора по УВР филиала ОГКОУШ №39 __________Мозгова Ю.Е. | Утверждена Педагогическим советом филиала ОГКОУШ №39 Протокол №___от____ Директор________Пономарева М.Н. |
Рабочая программа по учебному предмету
«Природоведение»
предметная область «Естествознание»
для 5в класса
на 2022-2023 учебный год
Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Вариант 1
Составитель программы:
Насыбуллова Наталия Анатольевна
Ульяновск, 2022
Содержание
1.Паспорт рабочей программы |
2.Пояснительная записка 3.Планируемые личностные и предметные результаты 4.Базовые учебные действия 5.Содержание рабочей программы 6.Учебно-тематическое планирование 7.Перечень материально-технического обеспечения 8.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов 9.Лист внесения изменений |
Паспорт программы
Тип программы | Рабочая программа |
Статус программы | Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012; -ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599); - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015г. N4/15); - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 5-7 (вариант 1) на 2022-2023 учебный год, ОГКОУШ №39; - СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №28 от 28 сентября 2020 года). |
Назначение программы | Программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по АООП вариант1 |
Категория обучающихся | Учащиеся 5 класса с лёгкой умственной отсталостью |
Сроки освоения программы | 1 учебный год (сентябрь 2022 года- май 2023 года) |
Объём учебного времени | Рабочая программа рассчитана на 66 часов в соответствии с учебным планом филиала ОГКОУШ №39 |
Форма обучения | Очная |
Режим уроков | 2 часа в неделю |
Форма контроля | Устный ответ, письменный контроль, практическое выполнение заданий |
Пояснительная записка
Данная программа опирается на учебник «Природоведение». Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида». Т.М. Лифановой, Е.Н. Соломиной, М. Просвещение 2017 г.
Программа конкретизирует содержание блоков, дает точное распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит рекомендуемый перечень практических работ по каждому разделу.
Цель программного обучения:
усвоение и обобщение знаний, обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.
Задачи программного обучения:
формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
воспитание социально значимых качеств личности.
Планируемые предметные и личностные результаты
Личностные результаты
-Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
-осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества;
-становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
-представления о изученных объектов, их роли в окружающем мире;
-узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
-отнесение изученных объектов к определенным группам (осина-лиственное дерево леса);
-называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
-соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;
-соблюдение элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе(под контролем взрослого);
-выполнение несложных заданий под контролем учителя;
-адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
-узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
-знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
-представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер- травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);
- называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
-выделение существенных признаков групп объектов; знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни, участие в беседе;
-обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
-выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное воспитание похвалы; совершение действий по соблюдению санитарно- гигиенических норм в отношении излученных объектов и явлений;
-выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
-осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
-договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным -мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
-адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
У обучающихся будут сформированы:
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать вид-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
-наблюдать;
-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Содержание учебного предмета (2 часа в неделю)
Введение
Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы.
Вселенная
Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования.
Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные изменения в природе.
Наш дом — Земля
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.
Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха.
Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты.
Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
1. Где прячется воздух?
2. как увидеть воздух?
3. Где можно встретить воздух?
4. Воздух сохраняет тепло.
Полезные ископаемые
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.
Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.
Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение. Охрана недр.
Местные полезные ископаемые. Добыча и использование.
Вода
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры — градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.
Экономия питьевой воды. Вода в природе: осадки, воды суши.
Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте. Охрана воды. Свойства воды.
Поверхность суши. Почва
Равнины, горы, холмы, овраги.
Почва — верхний слой земли. Ее образование.
Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и соли — минеральная часть почвы.
Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве. Эрозия почв. Охрана почв.
Есть на Земле страна — Россия
Россия ― Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие объекты в зависимости от региона. Москва - столица России. Крупные города, их достопримечательностями, население нашей страны. Экскурсия. Наш посёлок. Важнейшие географические объекты региона.
Учебно- тематический план (2часа в неделю, 66 часов в год)
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
| Вселенная. Небесные тела: планеты, звезды. | 1 |
| Солнечная система. Солнце. | 1 |
| Исследование космоса Спутники. Космические корабли. | 1 |
| Обобщение знаний по теме Вселенная. | 1 |
| Наш дом –Земля. Планета Земля. | 1 |
| Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. | 1 |
| Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги. | 1 |
| Поверхность суши. Горы. | 1 |
| Почва. | 1 |
| Полезные ископаемые. | 1 |
| Полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, газ, торф. | 1 |
| Свойства воды. Вода в природе. | 1 |
| Воды суши: ручьи, реки. | 1 |
| Воды суши: озёра, болота, пруды. Сезонные изменения. | 1 |
| Моря и океаны. Использование и охраны воды. | 1 |
| Обобщение знаний по теме Наш дом –Земля. | 1 |
| Растительный мир Земли. Разнообразие растительного мира. | 1 |
| Среда обитания растений. | 1 |
| Части растения. | 1 |
| Деревья, кустарники, травы. | 1 |
| Лиственные деревья. | 1 |
| Хвойные деревья. | 1 |
| Дикорастущие и культурные кустарники. | 1 |
| Травы. | 1 |
| Декоративные растения. | 1 |
| Лекарственные растения. | 1 |
| Комнатные растения. | 1 |
| Охрана растений. | 1 |
| Обобщение знаний по теме Растительный мир Земли. | 1 |
| Животный мир. Разнообразие животного мира. | 1 |
| Среда обитания животных. Животные суши и водоёмов. | 1 |
| Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. | 1 |
| Насекомые. | 1 |
| Рыбы. | 1 |
| Птицы. | 1 |
| Звери. | 1 |
| Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и в деревне. | 1 |
| Уход за животными в живом уголке. | 1 |
| Певчие птицы. Птицы живого уголка. | 1 |
| Аквариумные рыбки. | 1 |
| Собаки. | 1 |
| Домашние кошки. | 1 |
| Охрана животных. Заповедники и заказники. | 1 |
| Обобщение знаний по теме Животный мир. | 1 |
| Человек. Как устроен наш организм. | 1 |
| Как работает наш организм. | 1 |
| Здоровье человека. | 1 |
| Осанка. | 1 |
| Органы чувств. | 1 |
| Здоровое питание. | 1 |
| Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены. | 1 |
| Оказание первой медицинской помощи. | 1 |
| Обобщение знаний по теме Человек. | 1 |
| Есть на Земле страна Россия. Россия-Родина моя. | 1 |
| Население и народы России. | 1 |
| Москва- столица России. | 1 |
| Санкт -Петербург | 1 |
| Города России. Нижний Новгород, Казань, Волгоград. | 1 |
| Города России. Новосибирск, Владивосток | 1 |
| Золотое кольцо России. Сергеев Посад, Переславль-Залесский, Ростов. | 1 |
| Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир. | 1 |
| Растительный мир России. | 1 |
| Животный мир России. | 1 |
| Охрана природы. Заповедники и заказники. | 1 |
| Наш город (село, деревня). | 1 |
| Обобщение знаний по теме, разделам. | 1 |
| Итого : часов | 66 |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета:
Учебник «Природоведение». 5 класс: учеб. для специальных (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида/ Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина – М.: Просвещение, 2017.
учебно-практическое оборудование: игровой материал для сюжетных дидактических игр; оборудование для проведения практических занятий и элементарных опытов;
оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.);
модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей;
гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.;
конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.;
натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные растения, плоды с/х культур и пр.
Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов
1. Критерии устного ответа.
Отметка «5» - ответ полный и правильный на основании изученной теории, материал изложен в определенной логической последовательности, самостоятельно
Отметка «4» - ответ примерно правильный на основании изученной теории, материал изложен в определенной логической последовательности, допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по подсказке учителя.
Отметка «3» -ответ неполный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ
неполный, несвязный, по наводящим вопросам учителя.
Отметка «2» - при ответе обнаружено непонимание учеником основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые ученик не может исправить при помощи наводящих вопросов учителя.
2. Критерии письменных работ.
Отметка «5» - ответ правильный, возможна несущественная ошибка в паре вопросов.
Отметка «4» - ответ неполный или допущено 1- 2 существенных ошибки или не более 3-4-х несущественных ошибок.
Отметка «3» - работа выполнена не менее, чем на половину, допущена 2-3 существенных ошибки, либо 4 - 5 несущественные
Отметка «2» - ставится ученику, если он: допускает более 5 ошибок отвечает на вопросы и пересказывает искажая основной смысл, не использует помощь учителя;
Лист внесения изменений в рабочую программу учебной дисциплины
Дата | Основание и внесение изменений | № листа | Содержание. | Утверждено |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |