СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» предметная область «Естествознание» для обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 на 2022-2023 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» предметная область «Естествознание» для обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 на 2022-2023 учебный год»

областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»


Рассмотрена и одобрена на МО учителей- дефектологов филиала ОГКОУШ №39

Протокол №______от_______

Руководитель____Лебединская Е.Г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР филиала

ОГКОУШ №39

__________Мозгова Ю.Е.

Утверждена

Педагогическим советом филиала ОГКОУШ №39

Протокол №___от____

Директор________Пономарева М.Н.







Рабочая программа по учебному предмету

«Природоведение»

предметная область «Естествознание»

для 5в класса

на 2022-2023 учебный год

Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Вариант 1






Составитель программы:

Насыбуллова Наталия Анатольевна










Ульяновск, 2022





Содержание



1.Паспорт рабочей программы

2.Пояснительная записка

3.Планируемые личностные и предметные результаты

4.Базовые учебные действия

5.Содержание рабочей программы

6.Учебно-тематическое планирование

7.Перечень материально-технического обеспечения

8.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

9.Лист внесения изменений



































Паспорт программы

Тип программы

Рабочая программа

Статус программы

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;


-ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599);

- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015г. N4/15);


- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 5-7 (вариант 1) на 2022-2023 учебный год, ОГКОУШ №39;


- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №28 от 28 сентября 2020 года).

Назначение программы

Программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по АООП вариант1

Категория обучающихся

Учащиеся 5 класса с лёгкой умственной отсталостью

Сроки освоения программы

1 учебный год (сентябрь 2022 года- май 2023 года)

Объём учебного времени

Рабочая программа рассчитана на 66 часов в соответствии с учебным планом

филиала ОГКОУШ №39

Форма обучения

Очная

Режим уроков

2 часа в неделю

Форма контроля

Устный ответ, письменный контроль, практическое выполнение заданий









Пояснительная записка


Данная программа опирается на учебник «Природоведение». Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида». Т.М. Лифановой, Е.Н. Соломиной, М. Просвещение 2017 г.

Программа конкретизирует содержание блоков, дает точное распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, про­грамма содержит рекомендуемый перечень практических работ по каждому разделу.

Цель программного обучения:

усвоение и обобщение знаний, обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

Задачи программного обучения:

формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;

демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;

формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;

воспитание социально значимых качеств личности.

Планируемые предметные и личностные результаты

Личностные результаты

-Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

-осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества;

-становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

-Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.





Предметные результаты

Минимальный уровень:

-представления о изученных объектов, их роли в окружающем мире;

-узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

-отнесение изученных объектов к определенным группам (осина-лиственное дерево леса);

-называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

-соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;

-соблюдение элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе(под контролем взрослого);

-выполнение несложных заданий под контролем учителя;

-адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.

Достаточный уровень:

-узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;

-знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

-представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер- травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);

- называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

-выделение существенных признаков групп объектов; знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни, участие в беседе;

-обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

-выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное воспитание похвалы; совершение действий по соблюдению санитарно- гигиенических норм в отношении излученных объектов и явлений;

-выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

-осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.



Базовые учебные действия


Личностные учебные действия:

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

-целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-обращаться за помощью и принимать помощь;

-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

-договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным -мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

-адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

У обучающихся будут сформированы:

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать вид-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

-наблюдать;

-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).



Содержание учебного предмета (2 часа в неделю)


Введение

Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы.

Вселенная

Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования.

Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные изменения в природе.

Наш дом — Земля

Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.

Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.

Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха.

Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.

Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты.

Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.

1. Где прячется воздух?

2. как увидеть воздух?

3. Где можно встретить воздух?

4. Воздух сохраняет тепло.

Полезные ископаемые

Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина.

Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.

Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.

Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.

Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.

Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение. Охрана недр.

Местные полезные ископаемые. Добыча и использование.

Вода

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры — градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.

Экономия питьевой воды. Вода в природе: осадки, воды суши.

Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте. Охрана воды. Свойства воды.

Поверхность суши. Почва

Равнины, горы, холмы, овраги.

Почва — верхний слой земли. Ее образование.

Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.

Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и соли — минеральная часть почвы.

Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.

Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве. Эрозия почв. Охрана почв.



Есть на Земле страна — Россия

Россия ― Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие объекты в зависимости от региона. Москва - столица России. Крупные города, их достопримечательностями, население нашей страны. Экскурсия. Наш посёлок. Важнейшие географические объекты региона.




Учебно- тематический план (2часа в неделю, 66 часов в год)

п/п

Тема урока

Количество часов

Вселенная. Небесные тела: планеты, звезды.


1

Солнечная система. Солнце.

1

Исследование космоса Спутники. Космические корабли.


1

Обобщение знаний по теме Вселенная.

1

Наш дом –Земля.

Планета Земля.

1

Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле.

1

Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги.

1

Поверхность суши. Горы.

1

Почва.

1

Полезные ископаемые.

1

Полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, газ, торф.

1

Свойства воды. Вода в природе.

1

Воды суши: ручьи, реки.

1

Воды суши: озёра, болота, пруды. Сезонные изменения.

1

Моря и океаны. Использование и охраны воды.

1

Обобщение знаний по теме Наш дом –Земля.


1

Растительный мир Земли. Разнообразие растительного мира.

1

Среда обитания растений.

1

Части растения.

1

Деревья, кустарники, травы.

1

Лиственные деревья.

1

Хвойные деревья.

1

Дикорастущие и культурные кустарники.

1

Травы.

1

Декоративные растения.

1

Лекарственные растения.

1

Комнатные растения.

1

Охрана растений.

1

Обобщение знаний по теме Растительный мир Земли.

1

Животный мир. Разнообразие животного мира.

1

Среда обитания животных. Животные суши и водоёмов.

1

Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.

1

Насекомые.

1

Рыбы.

1

Птицы.

1

Звери.

1

Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и в деревне.

1

Уход за животными в живом уголке.

1

Певчие птицы. Птицы живого уголка.

1

Аквариумные рыбки.

1

Собаки.

1

Домашние кошки.

1

Охрана животных. Заповедники и заказники.

1

Обобщение знаний по теме Животный мир.

1

Человек. Как устроен наш организм.

1

Как работает наш организм.

1

Здоровье человека.

1

Осанка.

1

Органы чувств.

1

Здоровое питание.

1

Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены.

1

Оказание первой медицинской помощи.

1

Обобщение знаний по теме Человек.

1

Есть на Земле страна Россия. Россия-Родина моя.

1

Население и народы России.

1

Москва- столица России.

1

Санкт -Петербург

1

Города России. Нижний Новгород, Казань, Волгоград.

1

Города России. Новосибирск, Владивосток

1

Золотое кольцо России. Сергеев Посад, Переславль-Залесский, Ростов.

1

Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир.

1

Растительный мир России.

1

Животный мир России.

1

Охрана природы. Заповедники и заказники.

1

Наш город (село, деревня).

1

Обобщение знаний по теме, разделам.

1


Итого : часов

66



Материально-техническое обеспечение учебного предмета:

Учебник «Природоведение». 5 класс: учеб. для специальных (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида/ Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина – М.: Просвещение, 2017.

учебно-практическое оборудование: игровой материал для сюжетных дидактических игр; оборудование для проведения практических занятий и элементарных опытов;

оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.);

модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей;

гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.;

конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.;

натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные растения, плоды с/х культур и пр.



Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

1. Критерии устного ответа.

Отметка «5» - ответ полный и правильный на основании изученной теории, материал изложен в определенной логической последовательности, самостоятельно

Отметка «4» - ответ примерно правильный на основании изученной теории, материал изложен в определенной логической последовательности, допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по подсказке учителя.

Отметка «3» -ответ неполный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ

неполный, несвязный, по наводящим вопросам учителя.

Отметка «2» - при ответе обнаружено непонимание учеником основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые ученик не может исправить при помощи наводящих вопросов учителя.


2. Критерии письменных работ.

Отметка «5» - ответ правильный, возможна несущественная ошибка в паре вопросов.

Отметка «4» - ответ неполный или допущено 1- 2 существенных ошибки или не более 3-4-х несущественных ошибок.

Отметка «3» - работа выполнена не менее, чем на половину, допущена 2-3 существенных ошибки, либо 4 - 5 несущественные

Отметка «2» - ставится ученику, если он: допускает более 5 ошибок отвечает на вопросы и пересказывает искажая основной смысл, не использует помощь учителя;















Лист внесения изменений в рабочую программу учебной дисциплины

Дата

Основание и внесение изменений

№ листа

Содержание.

Утверждено