СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» (слесарное дело) 9 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» (слесарное дело) 9 класс.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ногинская специальная (коррекционная) школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»


«Утверждаю»

«Утверждаю»

Директор МБОУ НСКШИ

Директор МБОУ НСКШИ

______________/Н.В.Фишер/

________________/ Фишер Н.В

Приказ № 250 от 31.08. 2022 г.



Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету

«Профильный труд» (слесарное дело),

составленная с учётом адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

вариант 1


9 класс


Составитель: Кудин Александр Сергеевич

учитель профильного труда

(слесарное дело)




2022-2023 учебный год.


Пояснительная записка

1. Роль и место дисциплины

Профильный труд (слесарное дело) является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, основная цель которого – социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе.

Средствами данного предмета решаются коррекционные задачи. Обучение профильному труду направлено на коррекцию дефектов мышления и двигательной сферы у учащихся: интеллектуально – трудовых умений (умение анализировать образец изделия, устное описание и др.), произвольного запоминания и внимания.

В старших классах формируются более углубленные, пространственные, количественные представления, которые будут способствовать усвоению дальнейшего курса профильного труда.


2. Адресат

Программа адресована обучающимся в девятом классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы.


3. Соответствие нормативно-правовым требованиям к СКОУ VIII вида

Рабочая программа по профильному труду (слесарное дело) для 9 класса разработана в соответствии:

  • c законом Российской Федерации «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;

  • с Типовым положением «О специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (утв. постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288) (с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г.);

  • с приказом Минобразования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» №29/2065-п от 10 апреля 2002 года;

  • с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений М.Н.Перова, Т.И. Бугаева, И.Г.Старкова «Профильный труд» (под ред. И.М. Багажноковой), рекомендованной ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»

  • с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся.


4. Цели и задачи

Основная цель – социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе.

Исходя из целей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы, профильный труд решает следующие задачи:

  • обучение и воспитание детей с недостатками умственного развития, профессионально-трудовая подготовка и профессиональная ориентация, направленные на подготовку и овладение выпускниками доступными для них профессиями;

  • максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития умственного и физического развития в процессе общеобразовательного труда и трудового обучения, а также в процессе специальных коррекционных индивидуальных и групповых занятий и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;

  • воспитание у школьников целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, а также обеспечение адекватной подготовки этих детей к самостоятельной жизни и труду в обществе.

  • формирование у обучающихся доступных технологических знаний, трудовых навыков, умений, культуры труда, ответственности за полученное дело;

  • развитие у обучающихся общих трудовых умений, т.е. умений ориентироваться в задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы, самостоятельности, самоконтроля;

  • воспитание у обучающихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, трудолюбия, бережного отношения к инструментам и оборудованию;

  • коррекция недостатков трудовой деятельности и познавательной деятельности, творческого мышления, мелкой и крупной моторики;

  • привитие элементарных знаний и умений по личной гигиене и этикету;

  • соблюдение техники безопасности и санитарии.

5. Специфика программы

Учебная дисциплина – профильный труд рассчитана на профориентацию учащихся коррекционной школы. Основная специфика программы 9 класса – подготовить школьников к дальнейшему поступление в Профессионально-техническое училище соответствующего типа и профиля или освоению специальности в ходе выполнения заданных технологических процессов на производстве.

В группу для обучения слесарному делу происходит отбор мальчиков, которые по состоянию здоровья способны выдержать соответствующие физические нагрузки и производственные шумы.

Срок обучения по дисциплине «профильный труд (слесарное дело)» составляет 5 лет. В 9 классе предполагается специализация учащихся. Присвоение соответствующей квалификационной категории по профессии слесарь происходит на основе итоговой аттестации, а также учительского анализа и степени усвоения школьниками учебного материала за 5-8 классы.

Программа обучения включает в себя теоретические и практические занятия. Также предусматриваются самостоятельные работы и практические повторения ранее изученного материала с закреплением теоретических и практических знаний.

Преподавание базируется на знаниях, полученных учащимися на уроках естествознания, истории, математики, ОБЖ и др.

В процессе обучения школьники закрепляют приобретённые ранее знания, связанные с разметкой заготовок, пилением, рубкой металла, сверлением, сборкой деталей в изделие и его отделкой. Приобретают дополнительные навыки владения слесарными инструментами и приспособлениями, повторяют правила ухода за ними. Некоторые инструменты и приспособления изготавливают сами. Кроме того, ребята закрепляют навыки работы на сверлильном и токарном станках, в использовании лаков и красок. Составление и чтение эскизов и чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов качества своей и чужой работы также входит в программу обучения.

Большое внимание уделяется технике безопасности, гигиене труда. Затронуто эстетическое воспитание при выполнении художественной отделки слесарного изделия.

Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию умственно отсталых подростков.

Перечень тем программы не является строго обязательным. Учитель исходя из материально – технической базы школы и уровня подготовленности учащихся вправе заменять темы. Время на изучение тем не регламентируется по аналогичным причинам.

6. Основное содержание программы

  • Опиливание плоскостей, расположенных под внешними и внутренними углами;

  • токарное дело: вытачивание наружных канавок и отрезание;

  • нарезание резьбы;

  • опиливание криволинейных поверхностей и их сопряжений;

  • резание металла;

  • сверление на токарном станке;

  • распиливание отверстий и пройм;

  • сверление и зенковка;

  • нарезание резьбы;

  • ремонт школьной мебели и хозяйственного инвентаря;

  • работа на токарном станке;

  • отделка и защита от коррозии деталей из металла;

  • сплавы металлов;

  • закалка металла, отжиг, отпуск.

7.Структура программы

Опиливание плоскостей, расположенных под внешними и внутренними углами. Разница между напильниками по форме и по числу насечек Токарное дело: вытачивание наружных канавок и отрезание. Резец: виды, устройство, установка, проверка установки. Выбор резца. Правила безопасности при вытачивании канавок и их отрезании. Нарезание резьбы. Винтовая резьба: виды, элементы. Инструменты и приспособления для нарезания резьбы. Опиливание криволинейных поверхностей и их сопряжений. Выпуклая и вогнутая поверхность детали. Разметочный циркуль. Напильники: круглый, полукруглый, назначение Резание металла. Клин - основа режущего инструмента. Элементы клина. Элементы резца. Угол резца: виды, значение. Температура стойкости и стойкость от износа. Сверление на токарном станке Спиральное сверло с коническим хвостовиком: устройство. Установка на токарном станке, сверление на заданную глубину. Контроль штангенциркулем. Распиливание отверстий и пройм. Надфиль: виды, устройство, приемы работы, сбережение. Расчет диаметра сверла для выполнения прямоугольного отверстия. Виды брака. Сверление и зенковка. Зенковка: назначение, применение, устройство цилиндрического сверла. Ремонт школьной мебели и хозяйственного инвентаря. Технические требования к мебели инвентарю. Особенности металла для данных изделий. Виды дефектов инвентаря. Приемы гибки. Приемы удаления заклепок. Смазка. Сборочный инструмент: ключи, отвертки, плоскогубцы. Токарное дело: обтачивание ступенчатых валиков, подрезание торцов и уступов. Назначение коробки скоростей, подач, фартука станка. Подрезной резец: устройство, назначение. Обтачивание с помощью продольной механической подачи и при подрезании. Отделка и защита от коррозии деталей из металла Назначение отделки. Коррозии металлов: причины, следствия. Способы защиты от коррозии. Лакокрасочные покрытия, металлические покрытия. Практическое повторение.

8.Основные требования к умениям учащихся

Различать напильники по форме и насечке. Правильно опиливать детали различной формы и сечения. Нарезать внутреннюю и наружную резьбу плашками и метчиками. Сверлить отверстия на токарном и сверлильном станке. Знать устройство токарного и сверлильного станков. Уметь работать штангенциркулем 1, 2. Пользоваться сборочным инструментом. Пользоваться разметочным инструментом. Соблюдать технику безопасности при работе этим инструментом и работе на станках.

9. Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных уроков обобщающих уроков. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

10.Проверка и оценка знаний и умений учащихся

Профессиональные знания, умения и навыки оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих и итоговых самостоятельных работ. Знания оцениваются в соответствии с теоретическими и практическими навыками и умением каждого учащегося в зависимости от умственного развития каждого в отдельности, предусмотренными программами каждого класса, по пятибалльной системе. Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты: -качество изготовленного учащимся объекта работы и правильность применявшихся практических действий (анализ действий).–Прилежание ученика во время работы. – степень умственной отсталости. – Уровень патологии органов слуха, зрения и речи. –Уровень физического развития ученика. Перевод в следующий класс осуществляется на основе аттестации по итогам годового обучения.

11.Объем и сроки изучения

На изучение профильного труда в 9 классе отводится 12 часов в неделю, всего 394 часа в год.

12. Материально – техническая база

Оборудование мастерской N2 (слесарное дело).

  1. Заточной станок 1 шт.

  2. Настольный сверлильный станок 2 шт.

  3. Токарный станок по металлу 1 шт.

Технологические карты: косынка, отвертка, ушко дверное, коробочка с клапанами, совок, ручка для граблей, грабли малые, шайба, рыхлитель, молоток 100 граммовый, грабли большие, молоток 200 граммовый, лопата садовая, зубило, кернер, чертилка, молоток с круглым бойком, болт м10, м12, шаблон для заточки сверла, угольник с полкой, гайка-барашек, вентиль для крана, цветы: «роза», «гвоздика», ключи для токарного станка, гаечные ключи, вороток простой, вороток раздвижной, держатель плашки, циркуль.

Демонстрационные материалы: макет плашки и плашкодержателя, таблица по нарезанию наружной и внутренней резьбы, стенд «Изделия учащихся», стенд «токарно-винторезный станок ТВ-6».


Плакаты: плакаты слесарных операций, инструкции по технике безопасности при работе на станках и ручной обработке металла, план эвакуации при пожаре.


13. Учебное методическое обеспечение учебного процесса.

Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. Под редакцией В. В. Воронковой. M., Школа-Пресс. 1994.


Учащиеся должны знать:


- Правила поведения и общие вопросы организации работы в слесарной мастерской;

- Общие правила техники безопасности при выполнении слесарных работ.

- Ручную обработку металлов: технические и технологические сведения, рабочие операции и приемы их выполнения; названия, термины, используемые в теоретической и практической деятельности; инструменты, приспособления для выполнения ручной обработки металла.

- Резание металлов: виды резания, приемы резания, инструменты, механизмы и приспособления для резки.

- Соединение металлов заклепками и другие виды соединений: пайка, сварка, резьбовое соединение, фальцевые швы.

- Нарезание резьбы: виды резьбы, элементы резьбы, назначение резьбы по ее профилю, инструменты и приспособления для нарезания резьбы, технологические сведения, правила техники безопасности при нарезании резьбы.

- Правка и гибка металлов, приемы правки и гибки, технические сведения, инструменты для правки и гибки, приспособления, станки для ручной и механической правки.

- Общие сведения о металлорежущих станках: назначение, основные части, механизмы управления, инструменты, приемы работы, технику безопасности на сверлильном, фрезерном, токарном станках.

- Термическая обработка металлов: свойства металлов, назначение металлов, химические свойства, температуры плавления, закалки, отпуска, виды термической обработки, оборудования и инструменты для выполнения термообработки.

- Заточка инструментов: ручная и механическая заточка, шлифовальные круги, их маркировка и назначение, определение твердости металла по искре, углы заточки инструментов, практические приемы выполнения работ, правила гигиены и уборки.


Учащиеся должны уметь:

  • организовывать рабочее место для выполнения слесарных работ;

  • ориентироваться по образцу, чертежу, тех. рисунку изделия;

  • опиливать плоскости, расположенные под внешними и внутренними углами;

  • производить операции вытачивания наружных канавок и отрезание на токарном станке;

  • нарезать резьбу;

  • опиливать широкие криволинейные поверхности и их сопряжения;

  • выполнять операцию сверления на сверлильном и токарном станках;

  • ремонтировать школьную мебель;

  • выполнять разметочные операции с помощью инструментов для разметки;

  • правильно использовать ручные инструменты и приспособления в рабочих операциях;

  • выполнять соединения металлов с помощью клепки, резьбы, нарезанной на болтах и гайках;

  • работать с жестью и инструментами для резки металлов.

  • выполнять приемы правки и гибки металлов.

  • контролировать работу контрольными инструментами, шаблонами, уметь анализировать ход работы, находить ошибки, знать способы их устранения.

  • определять углы заточки по шаблонам и транспортиру.

  • выполнять заточку инструментов.

  • определять точность выполненной работы на глаз.







Календарно – тематическое планирование в 9 классе

Слесарное дело (394 ч.)

Тема занятия

Часы

Тип

урока

Дата проведения

Оборудование

по плану

по факту


Плоскостная разметка (15час.)






Задачи на первый триместр. Инструктаж по технике безопасности при работе в слесарной мастерской.

1

комбини-

рованный

01.09.


Инструкции по технике безопасности.

Подготовка инструмента и материала (листовой и полосовой металл) к работе.

2

комбини-

рованный

01.09.


Сталь-s3mm.

Общее понятие о плоскостной разметке. Приемы разметки на плоскости по чертежу.

1

комбини-

рованный

02.09.


Плакат.

Упражнения в нанесении вертикальных и горизонтальных рисок.

2

комбини-

рованный

02.09.


Разметочный и измерительный инструмент.

Последовательность разметки прямоугольника по чертежу.

1

комбини-

рованный

05.09


Технологическая карта.

Упражнения в разметке граблей.

2

комбини-

рованный

05.09


Чертеж, разметочный и измерительный инструмент.

Последовательность нанесения центровых линий и центров.

1

комбини-

рованный

07.09


Плакат.

Упражнения в разметке центров в заготовке граблей.

2

комбини-

рованный

07.09


Разметочный инструмент.

Последовательность разметки окружностей. Инструмент.


1

комбини-


08.09


Плакат.

Упражнения в разметке шайбы.

2

комбини-

рованный

08.09


Чертеж, разметочный инструмент.


Заточка режущего инструмента (9 час.)








Выбор угла заточки режущего инструмента в зависимости от обрабатываемого материала.

1

комбини-

рованный

09.09


Плакат.

Изучение инструкции по технике безопасности работы на заточном станке.

2

комбини-

рованный

09.09


Инструкции по Т/Б на заточном станке.

Приспособления для заточки инструмента.

1

комбини-

рованный

12.09


Заточной станок.

Упражнения в заточке зубила.

2

комбини-

рованный

12.09


Заточной станок.

Геометрия режущей части сверла (режущей кромки).

1

комбини-

рованный

14.09


Плакат.

Упражнения в заточке сверла.

2

комбини-

рованный

14.09


Заточной станок.


Рубка металла (12 час.)






Инструмент для рубки металла. Особенности воздействия зубила на металл.

1

комбини-

рованный

15.09


Плакат.

Упражнения в заточке зубила. Хватка зубила и молотка. Траектория движений при рубке.

2

комбини-

рованный

15.09


Плакат.

Приемы рубки на плите.

1

комбини-

рованный

16.09


Зубило, верстак.

Упражнения в вырубании зубьев граблей.

2

комбини-

рованный

16.09


Зубило, молоток, заготовка граблей.

Приемы рубки по кривым линиям. Форма заточки зубила.

1

комбини-

рованный

19.09


Плакат.

Упражнения в рубке по кривым линиям.

2

комбини-

рованный

19.09


Зубило, заготовка.

Приемы рубки в тисках. Брак при рубке.

1

комбини-

рованный

21.09


Плакат.

Упражнения в отрубании узкой поверхности металла в тисках.

2

комбини-

рованный

21.09


Зубило, заготовка.


Правка и гибка металла (18 час)






Механические и технические свойства металла. Правка полосового металла.

1

комбини-

рованный

22.09


Плакат.

Упражнения в правке полосового металла с контролем «на глаз».

2

комбини-

рованный

22.09


Правильная плита, полосовой металл, молоток.

Приемы правки листового металла.

1

комбини-

рованный

23.09


Плакат.

Упражнения в правке листового металла.

2

комбини-

рованный

23.09


Правильная плита, листовой металл, киянка.

Технологический процесс сгибания листового металла под углом.

1

комбини-

рованный

26.09


Плакат.

Упражнения в сгибании заготовок рамки для сетки.

2

комбини-

рованный

26.09


Листовой металл, оправка, киянка.

Технология сгибания. Предупреждение брака.

1

комбини-

рованный

28.09


Плакат.

Сгибание (разворот) зубьев граблей и рыхлителей.

2

комбини-

рованный

28.09


Заготовка граблей, гибочное приспособление.

Последовательность определения длины заготовки для изготовления скобок.

1

комбини-

рованный

29.09


Тех. Карта.

Упражнения в сгибании скобок.

2

комбини-

рованный

29.09


Листовой металл, оправка, киянка.

Расчет длины и технология гибки проволоки.

1

комбини-

рованный

30.09


Тех. Карта.

Изготовление колец для кашпо.

2

комбини-

рованный

30.09


Проволока, оправка, молоток.


Опиливание плоскостей сопряженной под внешним и внутренним углами (15 ч)






Приемы разметки углов 45-90 градусов и нанесение параллельных рисок.

1

комбини-

рованный

03.10


Плакат.

Упражнения в разметке углов и нанесении параллельных рисок.

2

комбини-

рованный

03.10


Разметочный инструмент, малка, угломер.

Различие напильников по числу насечек. Виды насечек.

1

комбини-

рованный

05.10


Плакат, напильники.

Упражнения в разметке и предварительной обработке внешних сторон угольника 90 градусов.

2

комбини-

рованный

05.10


Технологическая карта, разметочный инструмент, напильники.

Выбор напильника по форме в зависимости от обрабатываемой заготовки.








1

комбини-

рованный

06.10


Напильники.

Упражнения в обработке внутренних углов.

2

комбини-

рованный

06.10


Напильники.

Шероховатость. Приемы достижения нужной шероховатости.

1

комбини-

рованный

07.10


Плакат.

Окончательная обработка угольника.

2

комбини-

рованный

07.10


Напильники.

Приемы крепления и обработки изделия на деревянном бруске.

1

комбини-

рованный

17.10


Плакат.

Упражнения в окончательной обработке широких сторон вентиля.

2

комбини-

рованный

17.10


Чертеж, напильники.


Пространственная разметка и обработка по разметке (18 час.)






Назначение пространственной разметки.

1

комбини-

рованный

19.10


Плакат.

Упражнения в работе с рейсмусом.

2

комбини-

рованный

19.10


Рейсмас, разметочная плита.

Устройство штангенрейсмуса.

1

комбини-

рованный

21.10


Штангерейсмас.

Упражнения в измерении и разметке штангенрейсмусом.

2

комбини-

рованный

21.10


Штангенрейсмас, разметочная плита.

Последовательность разметки лыски на валике и ее обработке.

1

комбини-

рованный

22.10


Разметочный инструмент.

Упражнения в разметке лыски и ее обработке.

2

комбини-

рованный

22.10


Разметочный инструмент.

Назначение базовой поверхности.

1

комбини-

рованный

25.10


Плакат.

Упражнения в разметке базовой поверхности заготовки молотка.

2

комбини-

рованный

25.10


Чертеж, разметочный инструмент.

Последовательность обработки скосов и их контроль на параллельность.

1

комбини-

рованный

26.10


Технологическая карта.

Упражнения в опиливании скосов молотка и их контроль.

2

комбини-

рованный

26.10


Напильники, контрольный инструмент.

Приемы опиливания сферической поверхности.

1

комбини-

рованный

28.10


Плакат.

Упражнения в опиливании верхнего и нижнего бойков молотка.

2

комбини-

рованный

28.10


Напильники.


Работа с тонким листовым металлом (15час.)






Назначение развертки.

1

комбини-

рованный

29.10


Плакат, развертка.

Упражнения в определении развертки цилиндра.

2

комбини-

рованный

29.10


Измерительный инструмент, листовая сталь.

Последовательность расчета размеров разверток разной формы.

1

комбини-

рованный

01.11


Технологическая карта.

Упражнения в расчете размеров развертки цветка.

2

комбини-

рованный

01.11


Разметочный и измерительный инструмент, технологическая карта.

Назначение фальцевых швов. Виды швов и приемы их получения.

1

комбини-

рованный

02.11


Плакат.

Упражнения в выполнении фальцевых швов.

2

комбини-

рованный

02.11


Оправка, листовая сталь, молоток.

Технологический процесс отгибания кромок и соединения отдельных деталей.

1

комбини-

рованный

08.11


То же.

Упражнения в соединении листа к стеблю цветка.

2

комбини-

рованный

08.11


То же.

Назначение паяния. Припои, флюсы. Техника безопасности при паянии.

1

комбини-

рованный

09.11


Плакат, инструкция по технике безопасности.

Упражнения в подготовке к паянию.

2

комбини-

рованный

09.11


Паяльник, припой.


Нарезание резьбы (12 час.)






Виды резьбы. Элементы резьбы. Применение резьбовых деталей.

1

комбини-

рованный

11.11


Плакат.

Изготовление заготовок болтов.

2

комбини-

рованный

11.11


Токарный станок.

Назначение и устройство плашки, держателя.

1

комбини-

рованный

12.11


Плакат.

Выбор инструмента и подбор стержня под резьбу.

2

комбини-

рованный

12.11


Таблица.

Устройство метчика.

1

комбини-

рованный

22.11


Плакат.

Упражнения в определении 1, 2, 3 номера метчика (черновой, средний, чистовой).

2

комбини-

рованный

22.11


Набор метчиков.

Последовательность нарезания внутренней резьбы.

1

комбини-

рованный

23.11


Технологическая карта.

Упражнения в нарезании резьбы в гайках.

2

комбини-

рованный

23.11


Метчики, вороток, заготовки.


Практическое повторение (15 час.)






Приемы установки и снятия сверла на токарном станке.

1

комбини-

рованный

25.11


Инструменты, сверла, тв-6

Упражнения в сверлении на токарном станке.

2

комбини-

рованный

25.11


Станок, сверла. Заготовки.

Приемы сверления глухих отверстий с измерением ШЦ-1.

1

комбини-

рованный

26.11


Токарный станок, сверло, ШЦ-1.

Упражнения в сверлении глухих отверстий.

2

комбини-

рованный

26.11


Токарный станок.

Чтение чертежа на изготовление болта на токарном станке.

1

комбини-

рованный

29.11


Чертеж.

Упражнения в разметке длины стержня болта.

2

комбини-

рованный

29.11


Разметочный и измерительный инструмент.


Самостоятельная работа и анализ ее качества (3 часа).






124

Чтение чертежа на изготовление гайки-барашка.

1

комбини-

рованный

30.11


Чертеж, тех. карта

125

Практическая работа по изготовлению гайки-барашка.

2

комбини-

рованный

30.11


Слесарный инструмент.


126


Опиливание широких криволинейных поверхностей и сопряжений (24 ч).






127

Элементы детали.

1

комбини-

рованный

02.12


Плакат.

128

Упражнения в чтении чертежа.

2

комбини-

рованный

02.12


Чертеж, ШЦ-1.

129

130

Приемы опиливания, стойка, хватка напильника.

1

комбини-

рованный

03.12


Плакат.

131

Упражнения в обработке боковых сторон зубила.

2

комбини-

рованный

03.12


Поковки, напильники.

132

133

Траектория движения напильника, и координация нажима рук.

1

комбини-

рованный

06.12


Плакат.

134

Упражнения в опиливании боковых сторон молотка с круглым бойком.

2

комбини-

рованный

06.12


Поковки, напильники.

135

136

Приемы опиливания круглым и полукруглым напильником.

1

комбини-

рованный

07.12


Плакат.

137

Упражнения в опиливании молотка со стороны рукояти.

2

комбини-

рованный

07.12


Напильники.

138

139

Приемы контроля радиусомером.

1

комбини-

рованный

09.12


Плакат.

140

Упражнения в опиливании сопряжений между бойком и средней частью молотка.

2

комбини-

рованный

09.12


Напильники.

141

142

Приемы опиливания фасок.

1

комбини-

рован

10.12


Плакат.

143

Упражнения в опиливании фасок молотка с круглым бойком.

2

комбини-

рованный

10.12


Напильники.

144

145

Приемы опиливания цилиндрической поверхности при горизонтальном положении детали.

1

комбини-

рованный

13.12


Плакат.

146

Упражнения в опиливании бойка молотка.

2

комбини-

рованный

13.12


Напильники.

147

148

Приемы опиливания полукруглых канавок.

1

комбини-

рованный

14.12


Плакат.

149

Упражнения в обработке сопряжений молотка.

2

комбини-

рованный

14.12


Напильники.

150


Сплавы металлов и термическая обработка стали (9 час.)






151

Свойства сплавов в зависимости от содержания в них углерода.

1

комбини-

рованный

16.12


Плакат.

152

Упражнения в расшифровке марок сплавов.

2

комбини-

рованный

16.12


Таблица.

153

154

Понятие о термообработке. Виды.

1

комбини-

рованный

17.12


Учебник.

155

Упражнения в выборе термообработки.

2

комбини-

рованный

17.12


Учебник.

156

157

Технологический процесс закалки, отпуска, отжига.

1

комбини-

рованный

20.12


Учебник.

158

Практическая работа по закалке зубила, молотка.

2

комбини-

рованный

20.12


Муфельная печь, инструкция по Т/Б.

159


Распиливание отверстий и пройм (21 час.)






160

Применение пройм в различных изделиях.

1

комбини-

рованный

21.12


Образцы.

161

Упражнения в разметке пройм.

2

комбини-

рованный

21.12


Разметочный инструмент.

162

163

Последовательность изготовления вкладыша для зева гаечного ключа.

1

комбини-

рованный

23.12


Технологическая карта.

164

Практическая работа по разметке вкладыша.

2

комбини-

рованный

23.12


Разметочный и измерительный инструмент.

165

166

Технологический процесс изготовления и контроля вкладыша.

1 тчистной брусокная бумаганныела.илы.

комбини-

рованный

24.12


Технологическая карта.

167

Упражнения по изготовлению вкладыша 22х24.

2

комбини-

рованный

24.12


Напильники, контрольный инструмент.

168

169

Технологический процесс изготовления гаечного ключа.

1

комбини-

рованный

27.12


Технологическая карта.

170

Упражнения в опиливании боковых сторон головок ключа под разметку.

2

комбини-

рованный

27.12


Напильники, контрольный инструмент.

171

172

Последовательность разметки зева ключа.

1

комбини-

рованный

28.12


Технологическая карта.

173

Упражнения в разметке и предварительном опиливании.

2

комбини-

рованный

28.12


Разметочный инструмент, напильники.

174

175

Приемы пригонки на просвет и по краске.

1

комбини-

рованный

30.12


Плакат.

176

Упражнения в обработке зева ключа.

2

комбини-

рованный

30.12


Напильники, вкладыш.

177

178

Требования к размерам зева гаечного ключа.

1

комбини-

рованный

10.01


Технологическая карта, образец.

179

Упражнения в окончательной обработке гаечного ключа.

2

комбини-

рованный

10.01


Напильники, наждачная бумага.

180


Сверление и зенковка отверстий (12 час.)






181

Элементы спирального сверла.

1

комбини-

рованный

11.01


Плакат.

182

Упражнения в установке сверла с коническим хвостовиком на токарном станке, сверление.

2

комбини-

рованный

11.01


Токарный станок, сверло.

183

184

Назначение и устройство зенковок.

1

комбини-

рованный

13.01


Плакат, зенковка.

185

Упражнения в зенковке отверстий.

2

комбини-

рованный

13.01


Сверлильный станок, зенковка.

186

187

Приемы закрепления заготовки при сверлении.

1

комбини-

рованный

14.01


Сверлильный станок, машинные тиски, ручные тиски.

188

Упражнения в сверлении и рассверливании отверстий в заготовках.

2

комбини-

рованный

14.01


Сверлильный станок.

189

190

Применение призмы при сверлении.

1

комбини-

рованный

17.01


Призмы.

191

Упражнения в установке и сверлении на цилиндрических заготовках в призме.

2

комбини-

рованный

17.01


Призма, сверлильный станок.

192


Фрезерование (6 час.)






193

Назначение горизонтально фрезерного станка, устройство.

1

комбини-

рованный

18.01


Плакат, фрезерный станок.

194

Ознакомление с устройством станка.

2

комбини-

рованный

18.01


Фрезерный станок.

195

196

Виды работы выполняемых на фрезерном станке.

1

комбини-

рованный

20.01


Образцы.

197

Упражнения в управлении фрезерным станком.

2

комбини-

рованный

20.01


Фрезерный станок.

198


Шабрение плоскости (6 час.)






199

Назначение шабрения. Виды шаберов.

1

комбини-

рованный

21.01


Плакат.

200

Упражнения в выборе шаберов. Подготовка к шабрению.

2

комбини-

рованный

21.01


Шаберы.

201

202

Приемы шабрения.

1

комбини-

рованный

24.01


Учебник.

203

Упражнения в шабрении плоскости.

2

комбини-

рованный

24.01


Шаберы, притирочная плита.

204


Неразъемные неподвижные соединения (12 час.)






205

Клепка. Виды клепки.

1

комбини-

рованный

25.01


Плакат.

206

Клепка встык, внахлестку. Изготовление граблей.

2

комбини-

рованный

25.01


Образцы.

207

208

Заклепка, ее элементы.

1

комбини-

рованный

27.01


Плакат, образцы.

209

Определение длины заклепки. Соединение деталей заклепкой с полукруглой головкой.

2

комбини-

рованный

27.01


Плакат.

210

211

Инструмент и приспособления для клепальных работ.

1

комбини-

рован

28.01


Поддержка, натяжка, обжимка, молоток.

212

Упражнения в сборке каркаса ограждения заклепками с потайной головкой.

2

комбини-

рованный

28.01


Инструмент для клепки.

213

214

Виды и причины брака при клепке. Устранение.

1

комбини-

рованный

31.01


Плакат, образцы.

215

Упражнения в удалении заклепок.

2

комбини-

рованный

31.01


Сверло, зубило, бородок, молоток.

216


Санитарно-технические работы (18 час.)






217

Монтажник, ремонтник санитарно-технических систем.

1

комбини-

рованный

01.02


Учебник.

218

Знакомство с профессией. Выполняемые работы.

2

комбини-

рованный

01.02


Учебник.

219

220

Трубы, арматура, соединительные части, размеры труб.

1

комбини-

рованный

03.02


Плакат, образцы.

221

Упражнения в определении размеров в дюймовом измерении.

2

комбини-

рованный

03.02


Разметочный и измерительный инструмент.

222

223

Инструменты для нарезания трубной резьбы.

1

комбини-

рованный

04.02


Клупп, плашки.

224

Ознакомление с устройством клуппа, держателем плашки, труборезом, универсальным воротком.

2

комбини-

рованный

04.02


Инструмент.

225

226

Водоразборная арматура, смесители.

1

комбини-

рованный

07.02


Образцы.

227

Ознакомление с водозаборной арматурой, смесителями.

2

комбини-

рованный

07.02


Плакат.

228

229

Приемы нарезания резьбы на трубах.

1

комбини-

рованный

08.02


Образцы.

230

Упражнения в нарезании резьбы на трубах при помощи клуппа.

2

комбини-

рованный

08.02


Трубы, клупп.

231

232

Санитарные приборы и приемники.

1

комбини-

рованный

10.02


приборы и приемники.

233

Ознакомление с приборами и приемниками

2

комбини-

рованный

10.02


приборы и приемники.

234


Практическое повторение (15 час.)






235

Технологический процесс замены винтов в губках тисков.

1

комбини-

рованный

11.02


Технологическая карта.

236

Упражнения в замене винтов в губках тисков.

2

комбини-

рованный

11.02


Сверло, метчики, вороток.

237

238

Приемы опиливания.

1

комбини-

рованный

14.02


Учебник.

239

Упражнения в опиливании заготовки шайбы по контуру.

2

комбини-

рованный

14.02


Напильники.

240

241

Последовательность крепления шайбы к тискам.

1

комбини-

рованный

15.02


Технологическая карта.

242

Практическая работа по установке шайбы к тискам.

2

комбини-

рованный

15.02


Крепежный инструмент.

243

244

Последовательность опиливания средней части зубила.

1

комбини-

рованный

17.02


Напильники.

245

Упражнения в опиливании средней части зубила.

2

комбини-

рованный

17.02


Напильники.

246

247

Заклепочные швы. Их применение.


1

комбини-

рованный

18.02


Образцы.

248

Упражнения в соединении двухрядным и трехрядным швом.

2

комбини-

рованный

18.02


Заготовки, сверло, инструмент для клепки.

249


Самостоятельная работа и анализ ее качества (3 час.)






250

Технологический процесс на изготовление ключа для резцедержателя.

1

комбини-

рованный

28.02


Чертеж, технологическая карта.

251

Практическая работа по распиливанию проймы ключа для резцедержателя.

2

комбини-

рованный

28.02


Сверло, квадратный напильник, ШЦ-1.

252


Изготовление профильных шаблонов и контршаблонов (18 час.)






253

Шаблоны с криволинейной рабочей поверхностью.

1

комбини-

рованный

01.03


Образцы.

254

Рассмотрение технологического процесса изготовления шаблона.

2

комбини-

рованный

01.03


Технологическая карта.

255

256

Применение допусков в промышленности.

1

комбини-

рованный

03.03


Учебник.

257

Определение по чертежу номинального и предельного размеров.

2

комбини-

рованный

03.03


Учебник, чертеж.

258

259

Понятие о верхнем и нижнем отклонениях.

1

комбини-

рованный

04.03


Учебник.

260

Упражнения в определении величины отклонения по чертежу.

2

комбини-

рованный

04.03


Чертеж, измерительный инструмент.

261

262

Зависимость допуска от требуемой точности на изготовление детали. Технологический процесс изготовления шаблона зева гаечного ключа.

1

комбини-

рованный

10.03


Технологическая карта.

263

Упражнения в определении величины допуска, изготовлении шаблонов 17х19; 22х24.

2

комбини-

рованный

10.03


Измерительный инструмент.

264

265

Технологический процесс изготовления накидного ключа.

1

комбини-

рованный

11.03


Технологическая карта.

266

Практическая работа по изготовлению ключа (обработка проймы).

2

комбини-

рованный

11.03


Сверло, напильники.

267

268

Последовательность обработки ключа.

1

комбини-

рованный

14.03


Технологическая карта.

269

Практическая работа по высверливанию и опиливанию ключа по контуру.

2

комбини-

рованный

14.03


Сверлильный станок, напильники.

270


Защита металла от коррозии (9 час.)






271

Сущность коррозии. Назначение отделки изделия.

1

комбини-

рованный

15.03


Учебник.

272

Упражнения в обработке поверхности детали перед термообработкой.

2

комбини-

рованный

15.03


Напильники, наждачная бумага.

273

274

Защита изделия красками, лаками.

1

комбини-

рованный

17.03


Учебник, образцы.

275

Упражнения в покраске готовых изделий.

2

комбини-

рованный

17.03


Изделия, краска.

276

277

Металлическая защита от коррозии.

1

комбини-

рованный

18.03


Учебник, образцы.

278

Ознакомление с оцинкованным, луженым, хромированным металлом.

2

комбини-

рованный

18.03


Образцы.

279


Основные виды обработки металлов резанием (12 час.)






280

Понятие о классификации станков. Деление на группы.

1

комбини-

рованный

21.03


Станки, учебник.

281



Упражнения в определении типа станков по маркировке.


2

комбини-

рованный

21.03













Станки.

282

283

Понятие о режущих инструментах и принципы их работы.

1

комбини-

рованный

22.03


Режущие инструменты.

284

Упражнения в вычерчивании геометрии режущего инструмента.

2

комбини-

рованный

22.03


Учебник.

285

286

Понятие о видах движения заготовки и инструмента.

1

комбини-

рованный

24.03


Учебник.

287

Упражнения в применении различных видов движений на станках.

2

комбини-

рованный

24.03



288

289

Технологический процесс обтачивания конической поверхности бойка молотка.

1

комбини-

рованный

25.03


Технологическая карта.

290

Упражнения в обтачивании конической поверхности бойка молотка.

2

комбини-

рованный

25.03



291


Токарное дело. Растачивание цилиндрических отверстий (9 ч.)






292

Назначение растачивания на токарном станке.

1

комбини-

рованный

28.03


Учебник.

293

Упражнения в сверлении на токарном станке.

2

комбини-

рованный

28.03


Токарный станок, сверло.

294

295

Резцы для растачивания глухих и сквозных отверстий.

1


комбини-

рованный

29.03


Учебник.

296

Упражнения в установке расточных резцов. Управление станком.

2

комбини-

рованный

29.03


Токарный станок, расточной резец.

297

298

Технологический процесс и приемы растачивания глухих и сквозных отверстий.

1

комбини-

рованный

31.03


Технологическая карта.

299

Упражнения в растачивании отверстий (изготовление держателя плашки).

2

комбини-

рованный

31.03


Токарный станок, расточной резец.

300


Изготовление контрольных инструментов (21час.)






301

Понятие о квалитетах, допусках на обработку.

1

комбини-

рованный

01.04


Учебник.

302

Упражнения в определении допуска и отклонений.

2

комбини-

рованный

01.04


Измерительный инструмент.

303

304

Легированные инструментальные стали. Быстрорежущие стали.

1

комбини-

рованный

11.04


Образцы.

305

Упражнения в расшифровке марок сталей.

2

комбини-

рованный

11.04


Учебник.

306

307

Назначение и применение штангенциркулей (первого и второго), штангенрейсмуса.

1

комбини-

рованный

12.04


ШЦ-1, ШЦ-2, штангенрейсмус.

308

Упражнения в измерении и разметке штангенциркулем и штангенрейсмусом.

2

комбини-

рованный

12.04


ШЦ-1, ШЦ-2, штангенрейсмус.

309

310

Назначение малки. Технологический процесс разметки и сверления.

1

комбини-

рованный

14.04


Чертеж, технологическая карта.

311

Упражнения по разметке и высверливанию заготовки малки.

2

комбини-

рованный

14.04


Разметочный инструмент, сверло.

312

313

Технологический процесс опиливания, контроля по наружному контуру.

1

комбини-

рованный

15.04


Технологическая карта.

314

Упражнения в опиливании по опиливанию наружного угла.

2

комбини-

рованный

15.04


Напильники.

315

316

Технологический процесс по обработке внутреннего угла.

1

комбини-

рованный

18.04


Технологическая карта.

317

Упражнения по опиливанию внутреннего угла малки.

2

комбини-

рованный

18.04


Напильники.

318

319

Приемы окончательной обработки, зачистки изделия.

1

комбини-

рованный

19.04



320

Практическая работа по окончательной обработке малки.

2

комбини-

рованный

19.04


Напильники, наждачная бумага.

321


Ремонт производственного оборудования (12 час.)






322

Возможные неисправности на токарном станке и способы их устранения.

1

комбини-

рованный

21.04


Токарный станок.

323

Практическая работа по ремонту суппорта, резцедержателя на токарном станке.

2

комбини-

рованный

21.04


Токарный станок.

324

325

Неисправности слесарных тисков и способы их устранения.




1

комбини-

рованный

22.04


Слесарные тиски.

326

Изготовление и установка шайбы на винт тисков.

2

комбини-

рованный

22.04


Сверло, напильники, отвертки.

327

328

Неисправности заточного станка и способы их устранения.

1

комбини-

рованный

25.04


Заточной станок.

329

Упражнения в изготовлении и установке подручника на заточном станке.

2

комбини-

рованный

25.04


Слесарный инструмент.

330


Организация труда на машиностроительном заводе (6 час.)






331

Понятие о цели производственного процесса.

1

комбини-

рованный

26.04


Учебник.

332

Подготовка производства, получение материала, изготовление деталей, сборка узлов, контроль качества и испытание выполненной продукции.

2

комбини-

рованный

26.04


Учебник.

333


Правила безопасности в цехах и на территории завода (6 час.)


комбини-

рованный




334

Опасности, связанные с внутрицеховым транспортом.

1

комбини-

рованный

28.04


Учебник.

335

Предупредительны знаки, сигналы и надписи о безопасности движения.

2

комбини-

рованный

28.04


Учебник.

336

337

Меры безопасности при использовании грузоподъемных средств.

1

комбини-

рованный

29.04


Учебник.

338

Ознакомление с мерами безопасности при использовании грузоподъемных средств.

2

комбини-

рованный

29.04


Учебник.

339


Гигиена труда, производственная санитария, профилактика травматизма (12 ч.)






340

Рациональный режим труда и отдыха.

1

комбини-

рованный

05.05


Учебник.

341

Ознакомление с режимом дня на промышленном предприятии.

2

комбини-

рованный

05.05


Учебник.

342

343

Влияние паров, щелочных эмульсий и масел.

1

комбини-

рованный

06.05


Учебник.

344

Использование средств индивидуальной защиты (ватно-марлевые повязки).

2

комбини-

рованный

06.05


Образцы.

345

346

Поражение электрическим током.

1

комбини-

рованный

10.05


Плакат.

347

Использование прорезиненных ковров, деревянных настилов, наличие заземления.

2

комбини-

рованный

10.05


Образцы.

348

349

Первая доврачебная помощь.

1

комбини-

рованный

12.05


Учебник.

350

Инструктаж по оказанию первой доврачебной помощи.

2

комбини-

рованный

12.05


Учебник.

351


Ремонт хозяйственного инвентаря (6 час.)






352

Возможные неисправности деталей дверной фурнитуры.

1

комбини-

рованный

15.05


Дверная фурнитура.

353

Упражнения в замене петель на дверях шкафов.

2

комбини-

рованный

15.05


Дверные петли, отвертки.

354

355

Возможные неисправности садового инвентаря.

1

комбини-

рованный

17.05


Образцы.

356

Практическая работа по ремонту граблей (замена заклепки, выравнивание зубьев).

2

комбини-

рованный

17.05


Инструмент для клепки, оправка.

357


Практическое повторение (18 час.)






358

Повторение темы «разметка».

1

комбини-

рованный

18.05


Учебник.

359

Упражнения в разметке граблей по чертежу и образцу.

2

комбини-

рованный

18.05


Чертеж, разметочный инструмент.

360

361

Приемы рубки.

1

комбини-

рованный

19.05


Учебник.

362

Упражнения в вырубании зубьев граблей.

2

комбини-

рованный

19.05


Зубило, тиски.

363

364

Чтение чертежа на изготовление ручки граблей.

1

комбини-

рованный

22.05


Чертеж.

365

Упражнения в разметке, высверливании, опиливании по контуру заготовки ручки.

2

комбини-

рованный

22.05


Разметочный инструмент, сверло, напильники.

366

367

Приемы гибки.

1

комбини-

рованный

24.05


Учебник.

368

Упражнения в сгибании граблей под прямым углом.

2

комбини-

рованный

24.05


Гибочное приспособление.

369

370

Последовательность сгибания ручки граблей по круглой оправке.

1

комбини-

рованный

25.05


Образец.

371

Упражнения в сгибании ручки граблей.

2

комбини-

рованный

25.05


Оправка, молоток, тиски.

372

373

Последовательность соединения деталей граблей заклепкой.

1

комбини-

рованный

26.05


Учебник.

374

Упражнения в клепке ручки к граблям.

2

комбини-

рованный

26.05


Инструмент для клепки.

375


Самостоятельная работа и анализ ее качества (3 час.)






376

Чтение чертежа на изготовление вентиля для крана.

1

Проверка и оценка знаний

29.05


Чертеж.

377

Практическая работа по изготовлению вентиля для крана.

2

Проверка навыков и умений

29.05


Ножовка по металлу, разметочный инструмент, сверло, напильники, надфили, образец.

378
































РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

учителей профильного труда


Протокол № ____1_____


от « » августа 2022 г.



Руководитель ШМО / Аболенская Л.М.













СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР


/ Кузьмина Л.В.


« » августа 2022 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!