МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Калачинская адаптивная школа-интернат»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Профильный труд»
(профиль «Подготовка младшего обслуживающего персонала»)
для обучающихся 5 класса 1 вариант УП
на 2020-2021 учебный год
Калачинск, 2020
1. Пояснительная записка
Программа по учебному предмету «Профильный труд» (профиль «Подготовка младшего обслуживающего персонала») для 5 класса разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013) N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью»
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017
4. Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка и осуществления деятельности по основным образовательным программам – начального общего, основного общего и среднего общего образования»
5. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) образовательного учреждения
6. Учебный план образовательного учреждения.
При разработке программы были использованы программно-методические материалы:
- Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.
Представленная программа нацелена на повышение уровня активности обучающихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. Что предполагает формирование у обучающихся необходимого объёма профессиональных знаний и общетрудовых умений.
Программа содержит большой познавательный материал, при изучении которого развиваются мышление, внимание, память, способность анализировать, сравнивать, выделять сходство и различие понятий, умение планировать деятельность, работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму.
При выполнении практических заданий развиваются глазомер, мелкая и общая моторика, координация движений. Трудовая деятельность благотворно сказывается на становлении личностей учащихся: корригируются нарушения в развитии эмоционально-личностной сферы, развивается умение преодолевать трудности, воспитываются самостоятельность, инициативность, стремление доводить начатое дело до конца.
При оценке выполненных работ формируется умение анализировать свою деятельность, устойчивая и адекватная самооценка, правильное отношение к критике.
Содержание уроков подготовки младшего обслуживающего персонала – доступное и понятное учащимся с нарушениями интеллектуального развития, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определённой степени самостоятельность в быту.
Цель реализации программы по учебному предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала»: формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) новых трудовых компетенций.
Программа по предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала» в 5 классе решает следующие задачи:
- развитие интереса к трудовой деятельности;
- формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием;
- освоение отдельных операций и технологий;
- развитие у обучающихся умения осуществлять самоконтроль при выполнении практической деятельности;
- развитие речи обучающихся на основе их практической деятельности;
- расширение знаний о материалах, инструментах и инвентаре,правилах безопасного использования.
Основная форма обучения - урок. Объяснение теоретического материала должно быть четким и носить исчерпывающий характер, чтобы ученик мог спланировать свою работу и самостоятельно ее выполнить.
Для эффективности работы применяются следующие методы: словесные; наглядные; практические и такие приемы, как подбор занимательного материала, использование индивидуальных заданий, индивидуальный и дифференцированный подходы, планирование предстоящей работы, словесный отчет о проделанной, логические поисковые задания, работа творческого характера.
Выбор метода и приема определяется возрастными, а так же индивидуальными и типологическими особенностями обучающихся.
2. Общая характеристика учебного предмета
Программа по предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала» в 5 классе составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.
Обучение подготовке младшего обслуживающего персонала имеет практическую и коррекционную направленность. Практическая направленность обучения заключается в том, что все знания и навыки обучающиеся получают практическим путем в процессе упражнений. Коррекционная направленность заключается в использовании специфических методов и приемов обучения с целью исправления психофизических недостатков с опорой на сохранные возможности. Для каждого этапа обучения характерны определенные методические приемы, учитывающие специфику каждого обучающегося.
Особое внимание в данной программе уделяется усвоению и соблюдению правил безопасной работы, приучению обучающихся к соблюдению дисциплинарных требований, использованию речи для взаимодействия в процессе труда.
Объем работ, выполнение которых запланировано, невелик. Учителю следует стремиться к тому, чтобы обучающиеся доводили начатое дело до конца, имели время для достижения максимального для их возможностей качества работы.
Каждая четверть заканчивается практическим повторением, основная цель которой: закрепление теоретических знаний, общетрудовых умений, развитие у обучающихся профессиональных навыков и самостоятельной работой.
Контрольно-измерительный материал самостоятельной работы за каждую четверть для 5 класса по учебному предмету «Профильный труд» (профиль «Подготовка младшего обслуживающего персонала») предназначен для выявления степени усвоения обучающимися обязательного уровня трудовой подготовки и получения объективной оценки о характере их познавательной деятельности.
Программа по предмету «Профильный труд» (профиль «Подготовка младшего обслуживающего персонала») в 5 классе состоит из разделов, соединенных между собой.
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов |
| Вводное занятие | 7 |
1. | Уборка пришкольной территории | 12 |
2. | Работа с бумагой | 12 |
3. | Работа с тканью | 16 |
4. | Работа с картоном и бумагой | 17 |
5. | Ежедневная уборка полов в школе | 14 |
6. | Работа с тканью | 14 |
7. | Уборка пришкольной территории от снега и льда | 7 |
8. | Работа с картоном и бумагой | 17 |
9. | Изонить | 19 |
10. | Работа с тканью | 13 |
11. | Уход за комнатными растениями | 13 |
12. | Работа на участке | 11 |
13. | Обработка краевым швом вподгибку с закрытым срезом однодетального изделия из ткани | 19 |
Самостоятельная работа и анализ ее качества | 13 |
Итого | 204 |
3. Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Профильный труд» входит в образовательную область «Технология» и изучается школьниками с лёгкой степенью умственной отсталостью в соответствии с требованиями ФГОС.
Количество часов, предусмотренных учебным планом.
Учебный предмет | Часов в неделю | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Часов в год |
Профильный труд | 6 | | | | | |
Количество часов варьируется от расписания уроков. Учебные занятия проводятся в кабинете «Подготовка младшего обслуживающего персонала».
4. Планируемые результаты освоения программы
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат только личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся.
Личностные результаты освоения программы по предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала» в 5 классе включают:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
развитие навыков сотрудничества с учителем профильного труда и другими обучающимися в разных ситуациях;
формирование мотивации к творческому труду, работе на результат;
воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
формирование готовности к самостоятельной жизни.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. При этом некоторые личностные результаты могут быть оценены исключительно качественно.
Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием программы по предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала», характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способности их применения в практической деятельности и жизни.
В программе 5 класса по предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень освоения предметных результатов является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
Минимальный уровень:
знание названий некоторых строительных материалов и область их применения;
представления об основных свойствах используемых строительных материалах;
знание правил безопасной работы с инструментами и строительными материалами;
подбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для выполнения учебного задания;
владение основными приемами работы инструментами;
представления о различных видах профильного труда;
понимание значения и ценности труда;
умение организовать своё рабочее место;
понимание необходимости соблюдения порядка и аккуратности в процессе выполнения трудовых заданий;
выполнение общественных поручений по уборке мастерской после выполнения трудовых заданий.
Достаточный уровень
экономное и бережное расходование материалов;
знание оптимальных и доступных технологических приемов работы ручным инструментом
выполнение самоконтроля выполняемых практических действий с исправлением допущенных ошибок;
осознание общественной значимости собственного труда, собственных достижений в области трудовой деятельности;
Критерии оценивания предметных результатов
Нормы оценок теоретических знаний
При устном ответе обучающиеся должны использовать технический язык, правильно применять и произносить термины.
Отметка «5» ставится, если ученик:
- полностью усвоил учебный материал;
- умеет изложить учебный материал своими словами;
- правильно и обстоятельно отвечает на основные и дополнительные вопросы учителя;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами.
Отметка «4» ставится, если ученик:
- в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при изложении учебного материала своими словами;
- правильно отвечает на основные и дополнительные вопросы учителя;
- подтверждает ответ конкретными примерами.
Отметка «3» ставится, если ученик:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при изложении учебного материала своими словами;
- не всегда и (или) неполно отвечает на основные и дополнительные вопросы учителя;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами.
Отметка «2» ставится, если ученик:
- не усвоил учебный материал;
- не может изложить учебный материал своими словами;
- не отвечает на большинство основных и дополнительных вопросов учителя.
- не может подтвердить ответ конкретными примерами.
Отметка «1» за устные ответы не ставится.
Нормы оценок практических работ
Учитель выставляет обучающимся отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом их труда, качество выполненной работы и рабочего времени, затраченного на работу.
Отметка «5» ставится, если учеником:
- правильно организовывалось рабочее место;
- правильно выполнялись приемы труда, работа выполнялась самостоятельно и творчески;
- работа выполнена с учетом установленных требований;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «4» ставится, если учеником:
- допускались незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- в основном правильно выполнялись приемы труда;
- работа выполнялась самостоятельно;
- работа сделана с незначительными отклонениями;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «3» ставится, если учеником:
- допускались недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
- была продемонстрирована низкая самостоятельность в работе;
- работа сделана с нарушением отдельных требований;
- не полностью соблюдались правила техники безопасности;
Отметка «2» ставится, если учеником:
- допускались существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- неправильно выполнялись многие приемы труда;
- самостоятельность в работе практически не проявлялась;
- работа сделана со значительными нарушениями требований;
- не соблюдались многие правила техники безопасности.
Отметка «1» ставится, если учеником:
- не выполнялись все виды приемов труда;
- самостоятельность в работе не проявлялась;
- работа выполнялась с нарушением всех требований;
- не соблюдались правила техники безопасности.
Изучение предмета «Подготовка младшего обслуживающего персонала» в 5 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.
Личностные учебные действия включают следующие умения:
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность.
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
поддерживать коммуникацию при выполнении учебных и трудовых задач;
вступать в диалог и поддерживать его с педагогом и учащимися для решения различных учебных задач;
ориентироваться в предложенных источниках информации для решения познавательных задач.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
принимать поставленные цели и задачи решения учебных и практических задач;
действовать на основе разных видов инструкций для решения учебных и практических задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
осуществлять самоконтроль в процессе деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия включают следующие умения:
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) в практической деятельности при решении учебных задач;
использовать в учебной деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Диагностика базовых учебных действий проводится в соответствии с «Программой формирования базовых учебных действий», реализуемых в образовательном учреждении.
5. Содержание программы
1. Вводное занятие.
Техника безопасности и правила поведения на уроках труда.
2. Уборка пришкольной территории:
- подметание дорожек с твердым покрытием, сгребание, переноска мусора;
- уборка газонов;
- уборка спортплощадки и других участков пришкольной территории;
- очистка уборочного инвентаря и установка на место хранения.
3. Работа с бумагой:
- бумага: виды, назначение;
- измерительная линейка: устройство, назначение, правила пользования;
- клей: назначение, свойства;
- ножницы канцелярские: устройство, безопасное пользование;
- изделия: аппликации «Жилая комната», «Школа»;
- разметка деталей, вырезание и наклеивание деталей.
4. Работа с тканью:
- ткань: применение, виды, названия, лицевая и изнаночная стороны, долевые и поперечные срезы;
- требования к выполнению шва вподгибку с закрытым срезом;
- электроутюг: назначение, устройство, пользование, правила безопасности при обращении;
- изделие: салфетка для протирки мебели, обработанная швом вподгибку с закрытым срезом;
- утюжка изделия.
5. Работа с картоном и бумагой:
- картон: применение и свойства;
- обои;
- нож для рицевания картона: приемы работы, безопасное пользование;
- изготовление шаблонов заданной ширины, разметка деталей из бумаги;
- раскрашивание пола, оклеивание стен обоями, приклеивание аппликаций.
6. Ежедневная уборка полов в школе:
- пол: виды, средства для мытья;
- рабочая одежда: хранение, уход;
- уборочный инвентарь: назначение, пользование, хранение;
- подготовка к сухой и влажной уборке пола, протирка пола шваброй, прополаскивание тряпки;
-обработка уборочного инвентаря после работы, укладывание на хранение.
7. Уборка пришкольной территории от снега и льда:
- асфальтовые и бетонные покрытия: основные свойства, инструменты для уборки;
- движок, скребок, лом: назначение, рабочие позы, приемы уборки, безопасное обращение с инструментами;
- правила безопасной работы на проезжей части дороги;
- расчистка дорожек от снега.
8. Уход за комнатными растениями:
- комнатные растения, названия, светолюбивые и теневыносливые растения;
- полив цветов: требования к температуре и качеству воды, периодичность, приемы;
- обрезка и сбор сухих листьев, чистка и промывка поддонов, обтирание цветочных горшков;
- опрыскивание и полив растений.
9. Работа на участке:
- пришкольный участок: подготовка почвы для посадок;
- разница в обработке почв;
- сельхозинвентарь: виды, назначение, техника безопасности при работе;
- сгребание мусора с клумб и дорожек;
- рыхление почвы граблями, рыхление междурядий на посадках.
10. Обработка изделий из ткани:
- изделие: носовой платок квадратной формы, ткани для платков;
- заметывание первого и второго подгиба платка;
- обработка срезов на машине швом вподгибку с закрытым срезом;
- обработка углов на платке косыми стежками вручную;
- утюжка изделия.
6. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Сроки | Основные виды учебной деятельностиобучающихся |
Вводное занятие – 4 ч |
1 | Беседа о труде и рабочих профессиях | 1 | | Рассказ учащихся об известных им профессиях. Ответы на вопросы учителя. Рассматривание иллюстраций о профессиях. Беседа |
2 | Правила поведения в кабинете труда | 1 | | Повторение правил безопасного труда в кабинете труда. |
3 | Рабочее место и правилами ухода за ним | 1 | | Повторение правил ухода за рабочим местом |
4 | Основные виды практических работ | 1 | | Повторение правил безопасного труда |
Уборка пришкольной территории –12 ч |
5 | Правила безопасности при уборке школьной территории | 1 | | Повторение правил безопасного труда. Называние инструментов и их назначение. Рассказ об уборке территории |
6 | Хозинвентарь: устройство, назначение | 1 | | Называние инструментов. Различение хозинвентаря. Ответы на вопросы учителя о назначении инвентаря |
7 | Приемы работы хозинвентарем | 1 | | Повторение правил безопасного труда. Рассказ о приёмах работы хозинвентарём |
8 | Подготовка хозинвентаря к хранению | 1 | | Повторение правил хранения хозинвентаря |
9 | Безопасное пользование хозинвентарем | 1 | | Называние инструментов. Правила безопасного труда при работе хозинвентарём |
10 | Спецодежда: виды, назначение | 1 | | Знакомство с видами спецодежды. Ответы на вопросы учителя. Беседа о назначении спецодежды |
11 | Подметание дорожек с твердым покрытием | 1 | | Повторение правил безопасного труда. Называние инвентаря для подметания дорожек. Отчет о проделанной работе |
12 | Сбор и переноска мусора | 1 | | Повторение правил безопасного труда. Составление плана работы. Отчет о проделанной работе |
13, 14 | Уборка газонов | 2 | | Называние инвентаря для работы. Повторение правил безопасного труда. Составление плана работы. Отчет о проделанной работе |
15 | Уборка спортплощадки | 1 | | Называние инвентаря для работы. Повторение правил безопасного труда. Составление плана работы. Отчет о проделанной работе |
16 | Очистка уборочного инвентаря, хранение | 1 | | Называние уборочного инвентаря. Повторение правил хранения инвентаря |
Работа с бумагой – 12 ч |
17 | Правила работы с бумагой, ножницами, клеем | 1 | | Повторение правил безопасного труда ножницами, клеем. Называние инструментов для работы с бумагой |
18 | Бумага, виды (писчая, цветная), назначение | 1 | | Повторение видов бумаги |
19 | Аппликация «Жилая комната» (детали аппликации: окно, шкаф, диван и др.) | 1 | | Повторение правил безопасного труда. Составление плана работы. Отчет о проделанной работе |
20 | Измерительная линейка. Разметка деталей | 1 | | Повторение назначения измерительной линейки. Знакомство с разметкой деталей. Практическая работа по разметке при помощи линейки |
21 | Работа с измерительной линейкой | 1 | | Составление плана работы. Отчет о проделанной работе |
22 | Клей: назначение, свойства | 1 | | Повторение правил безопасного труда. Повторение свойств клея |
23 | Ножницы канцелярские: устройство, пользование | 1 | | Знакомство с устройством канцелярских ножниц. Повторение правил безопасного труда |
24 | Вырезание и наклеивание деталей | 1 | | Повторение правил безопасного труда. Практическая работа по вырезанию и наклеиванию деталей. Отчет о проделанной работе |
25 | Рисование элементов мебели | 1 | | |
26 | Аппликация «Школа»(школьное здание, цветник, ограда, деревья, дорожки) | 1 | | Повторение правил безопасного труда. Составление пошагового плана выполнения аппликации. Отчет о проделанной работе |
27 | Разметка деталей по длине | 1 | | Повторение правил разметки. Составление алгоритма. Практическая работа по разметке деталей. Отчет о проделанной работе |
28 | Вырезание и наклеивание деталей | 1 | | Составление плана работы. выполнение работы. Отчет о проделанной работе |
Работа с тканью– 16 ч |
29 | Правила безопасности при работе с тканью | 1 | | Повторение правил безопасного труда |
30 | Ткань: применение, виды, названия видов ткани | 1 | | Знакомство с видами ткани, их применением. Записывание названия тканей в тетрадь |
31 | Лицевая и изнаночная стороны ткани | 1 | | Знакомство с понятиями: лицевая, изнаночная сторона ткани |
32 | Долевые и поперечные срезы ткани | 1 | | Знакомство с понятиями: долевые и поперечные срезы ткани |
33 | Салфетка для протирки мебели | 1 | | Беседа о назначении салфетки для протирки мебели. Рассказ учащихся о работе салфеткой |
34 | Построение прямых углов | 1 | | Практическая работа по построению прямых углов |
35 | Выполнение чертежа салфетки | 1 | | Повторение правил безопасного труда. Правила работы с измерительной линейкой. Отчет о выполненной работе |
36 | Вырезание выкройки, проверка выкройки измерением, сложением сторон | 1 | | Повторение правил безопасного труда. Составление плана работы. Вырезание выкройки. Отчет о проделанной работе |
37 | Определение лицевой и изнаночной стороны ткани | 1 | | Определение лицевой и изнаночной стороны ткани |
38 | Закрепление выкройки Выкраивание салфетки | 1 | | Практическая работа по выкраиванию салфетки |
39 | Требования к выполнению шва вподгибку с закрытым срезом | 1 | | Знакомство со швом вподгибку с закрытым срезом, с требованиями к выполнению шва |
40 | Подготовка кроя к пошиву | 1 | | Повторение требований к выполнению шва |
41 | Выполнение швов | 1 | | Повторение требований к выполнению шва вподгибку. Отчет о проделанной работе. |
42 | Подгиб угла, обработка косыми стежками | 1 | | Повторение правил безопасного труда. Составление плана работы. Отчет о проделанной работе |
43 | Электроутюг: назначение, устройство | 1 | | Знакомство с устройством и назначением утюга. Повторение правил безопасного труда |
44 | Утюжка салфетки | 1 | | Повторение правил безопасного труда. Составление плана работы. Практическая работа: утюжка салфетки |
Самостоятельная работа – 4 ч |
45-48 | Аппликация «Жилая комната» | 4 | | Повторение правил безопасного труда. Составление плана работы. Самостоятельная работа. Отчет о проделанной работе. |
Вводное занятие – 1 ч |
49 | Инструктаж по охране труда | 1 | | Повторение правил безопасного труда. |
Работа с картоном и бумагой–17 ч |
50 | Правила работы с картоном и бумагой | 1 | | Повторение правил безопасного труда. Беседа о назначении бумаги и картона |
51 | Картон: применение и свойства | 1 | | Определение образцов бумаги и картона. |
52 | Макет комнаты из картона и бумаги | 1 | | Составление плана работы по изготовлению макета комнаты. Называние предметов мебели |
53, 54 | Нож для рицевания картона: приемы работы | 2 | | Повторение правил безопасного труда |
55, 56 | Изготовление макета комнаты из тонкого картона | 2 | | Изготовление макета комнаты из тонкого картона |
57, 58 | Изготовление шаблонов заданной ширины | 2 | | Изготовление шаблонов заданной ширины |
59, 60 | Разметка деталей из бумаги по линейке и шаблонам | 2 | | Разметка деталей из бумаги по линейке и шаблонам |
61, 62 | Раскрашивание пола акварелью | 2 | | Раскрашивание пола акварелью |
63 | Обои: назначение, виды | 1 | | Знакомство с видами и назначением обоев |
64 | Оклеивание стен макета обоями | 1 | | Работа с измерительной линейкой. Оклеивание стен макета обоями |
65 | Изготовление мебели из цветной бумаги | 1 | | Изготовление мебели из цветной бумаги |
66 | Приклеивание мебели | 1 | | Приклеивание мебели |
Ежедневная уборка полов в школе –14 ч |
67 | Ежедневная уборка пола | 1 | | Беседа о необходимости ежедневной уборки пола |
68 | Пол: виды (дощатый крашеный, покрытый линолеумом) | 1 | | Знакомство с видами пола |
69 | Средства для мытья полов с различным покрытием | 1 | | Повторение правил безопасного труда. Знакомство со средствами ля мытья полов |
70 | Средства, противопоказанные при мытье полов | 1 | | Повторение правил безопасного труда. Знакомство со средствами, противопоказанными при мытье полов |
71 | Рабочая одежда: хранение, уход (халат, косынка) | 1 | | Знакомство с видами рабочей одежды, условиями хранения и ухода |
72 73 | Уборочный инвентарь: назначение, пользование Подготовка инвентаря к хранению | 1 1 | | Знакомство с уборочным инвентарём и условиями хранения |
74 | Подготовка к уборке полов | 1 | | Повторить названия уборочного инвентаря |
75 | Уборка дощатого крашеного пола | 1 | | Повторение правил безопасного труда. Практическая работа по уборке крашеного пола |
76 | Уборка пола, покрытого линолеумом | 1 | | Повторение правил безопасного труда. Практическая работа по уборке линолеума |
77 | Уборка плиточного пола | 1 | | Повторение правил безопасного труда. Практическая работа по уборке плиточного пола |
78 | Протирка пола шваброй | 1 | | Повторение правил безопасного труда. Практическая работа по протирке пола шваброй |
79 | Обработка уборочного инвентаря после работы | 1 | | Знакомство с обработкой инвентаря после работы. Практическая работа по обработке уборочного инвентаря |
80 | Укладывание уборочного инвентаря для хранения | 1 | | Знакомство с условиями хранения уборочного инвентаря |
Работа с тканью – 14 часов |
81 | Правила безопасности при работе с тканью | 1 | | Повторение правил безопасного труда. Повторение видов ткани. Работа с технологическими картами |
82 | Швейная машина: назначение, устройство | 1 | | Повторение правил безопасного труда. Знакомство с назначением и устройством швейной машины. |
83 | Правила безопасности при выполнении швов | 1 | | Повторение правил безопасного труда. |
84 | Машинный шов: виды, способы выполнения (вподгибку с закрытым срезом, стачной) | 1 | | Повторение правил безопасного труда. Знакомство с машинными швами. |
85, 86 | Работа на швейной машине | 2 | | Повторение правил безопасного труда. Выполнение машинных швов. |
87 | Косые и петельные стежки | 1 | | Знакомство с косыми и петельными швами. |
88 | Пошив мешочка для хранения работы (из готового кроя) | 1 | | Повторение правил безопасного труда. Практическая работа по пошиву мешочка. |
89 | Отделочные стежки | 1 | | Знакомство с отделочными стежками. |
90 | Обработка мешочка отделочными стежками | 1 | | Повторение правил безопасного труда. Практическая работа по обработке мешочка отделочными стежками. |
91 | Стачивание боковых срезов | 1 | | Повторение правил безопасного труда. Составление алгоритма стачивания боковых срезов. Практическая работа по стачиванию боковых швов. |
92, 93 | Обработка верхнего среза | 2 | | Повторение правил безопасного труда. Практическая работа по обработке верхнего среза. |
94 | Утюжка мешочка | 1 | | Повторение правил безопасного труда. Практическая работа по утюжке мешочка. |
Самостоятельная работа – 2 ч |
95, 96 | Мытье пола с различным покрытием | 2 | | Повторение правил безопасного труда. Самостоятельная работа – мытьё пола. |
Вводное занятие –1 ч |
97 | Инструктаж по охране труда | 1 | | Повторение правил безопасного труда и поведения на уроках ПМОП |
Уборка пришкольной территории от снега и льда – 7 ч |
98 | Правила безопасности при уборке территории | 1 | | Изучение правил безопасного труда при уборке территории |
99 | Асфальтовое и бетонное покрытия: свойства | 1 | | Знакомство с видами дорожных покрытий |
101 | Инструменты для уборки: движок, скребок, лом | 1 | | Знакомство с инструментами для уборки дорог, тротуаров |
102 | Приемы уборки, не нарушающие покрытие | 1 | | Знакомство с приемами работы |
103 | Зависимость твердости льда от температуры | 1 | | Знакомство со свойствами льда в зависимости от температуры воздуха |
104 | Правила работы на проезжей части дороги | 1 | | Знакомство с правилами безопасной работы на проезжей части дороги |
Работа с картоном и бумагой – 17 ч |
105 | Правила работы с картоном и бумагой | 1 | | Знакомство с инструкциями по безопасной работе с бумагой, картоном, клеем, ножницами |
106 | Угольник чертежный: назначение, применение | 1 | | Знакомство с назначением и применением чертежного угольника |
107 | Работа с чертежным угольником | 1 | | Знакомство с правилами работы с чертежным угольником |
108 | Прямоугольная коробка из картона | 1 | | Знакомство с видами картонных коробок, их деталями |
109, 110 | Разметка развертки коробки | 2 | | Построение развертки коробки по заданным размерам |
111, 112 | Вырезание развертки и клапанов | 2 | | Вырезание развертки и клапанов |
113 | Рицевание линий сгиба | 1 | | Знакомство с понятием «рицевание», выполнение рицевание линий сгиба на развертке коробки |
114, 115 | Складывание коробки, приклеивание клапанов | 2 | | Складывание коробки, приклеивание клапанов |
116 | Способы получения геометрического орнамента | 1 | | Знакомство с видами геометрического орнамента и способами их получения |
117 | Разметка сложенной полосы по шаблону | 1 | | Выбор шаблона для орнамента. Разметка сложенной полосы по шаблону |
118 | Вырезание узора ножницами | 1 | | Вырезание узора ножницами |
119, 120 | Приклеивание орнамента | 2 | | Приклеивание орнамента |
121 | Проверка работы | 1 | | Анализ выполненной работы |
Изонить – 19 ч |
122 | Как и когда возникло искусство изонити | 1 | | Знакомство с историей изонити |
123 | Знакомство с техникой изонити: угол, окружность | 1 | | Знакомство с основными техниками изонити «угол», «окружность» |
124, 125 | Построение угла, разметка угла | 2 | | Построение и разметка углов разного вида |
126, 127 | Заполнение угла по схеме | 2 | | Заполнение угла с опорой на схему, образец |
128, 129 | Построение и разметка окружности | 2 | | Построение и разметка окружности |
130, 131 | Заполнение окружности по схеме, образцу | 2 | | Заполнение окружности по схеме, образцу |
132 | Заполнение треугольника | 1 | | Заполнение треугольника по схеме, образцу |
133 | Заполнение четырехугольника | 1 | | Заполнение четырехугольника по схеме, образцу |
134 | Заполнение овала | 1 | | Заполнение овала по схеме, образцу |
135 | Составление геометрического узора | 1 | | Составление геометрического узора из углов и окружностей |
136, 137 | Разметка узора | 2 | | Разметка узора |
138-140 | Оформление прямоугольной коробки | 3 | | Построение развертки прямоугольной коробки. Разметка геометрических фигур на боковых стенках коробки. Заполнение фигур техникой изонити. Склеивание коробки |
Работа с тканью – 13 ч |
141 | Правила безопасной работы с тканью | 1 | | Знакомство с инструкцией по ОТ при работе с тканью |
142 | Виды пуговиц | 1 | | Знакомство с видами пуговиц |
143, 144 | Способы пришивания пуговиц | 2 | | Знакомство со способами пришивания пуговиц. Выбор способа пришивания пуговиц |
145 | Нитки для пришивания | 1 | | Знакомство с видами ниток, их характеристиками |
146 | Определение места крепления пуговицы | 1 | | Определение места крепления пуговицы |
147, 148, 149 | Пришивание пуговицы со сквозными отверстиями | 3 | | Пришивание пуговицы со сквозными отверстиями |
150 | Образование «ножки» | 1 | | Пришивание пуговицы на «ножке» |
151 | Закрепление нитки узелком, стежками | 1 | | Закрепление нитки узелком, стежками |
152, 153 | Изготовление вешалки на белье, одежде | 2 | | Изготовление вешалки на белье, одежде |
Самостоятельная работа – 4 ч |
154-157 | Изготовление коробочки из картона (без отделки, с отделкой по усмотрению ученика) | 4 | | Самостоятельное изготовление прямоугольной коробки, украшение коробки выбранным способом |
Вводное занятие – 1 ч |
158 | Инструктаж по охране труда | 1 | | Повторный инструктаж по ОТ в кабинете ПМОП |
Уход за комнатными растениями – 13 ч |
159 | Комнатные растения: названия | 1 | | Комнатные растения: названия |
159 | Требования к размещению растений | 1 | | Знакомство с требованиями к размещению комнатных растений |
160 | Светолюбивые и теневыносливые растения | 1 | | Знакомство с разновидностями комнатных растений |
161 | Полив цветов. Требования к воде | 1 | | Знакомство с правилами полива и требованиями к воде для полива комнатных растений |
162 | Периодичность и приемы полива цветов | 1 | | Знакомство с периодичностью и приемами полива цветов |
163 | Подготовка воды для полива | 1 | | Подготовка воды для полива |
164 | Приспособления для опрыскивания | 1 | | Знакомство с приспособлениями для опрыскивания |
165, 166 | Опрыскивание и полив растений | 2 | | Опрыскивание и полив растений |
167 | Чистка и промывка поддонов | 1 | | Чистка и промывка поддонов |
168 | Обтирание цветочных горшков | 1 | | Обтирание цветочных горшков |
169 | Правила обрезки растений | 1 | | Знакомство с правилами обрезки растений |
170 | Обрезка и сбор сухих листьев | 1 | | Обрезка и сбор сухих листьев |
Работа на участке – 11 часов |
171 | Правила работы на участке | 1 | | Первичный инструктаж по ОТ при работе на пришкольном участке |
172, 173 | Подготовка почвы для посадок | 2 | | Знакомство с видами подготовки почвы для посадки |
174 | Разница в обработке почв (песчаных и глинистых) | 1 | | Установление разница в обработке песчаных и глинистых почв |
175 | Сельхозинвентарь: виды, назначение | 1 | | Знакомство с видами и назначением сельхозинвентаря. Повторение правил безопасной работы сельхозинвентарем |
176, 177 | Сгребание мусора с клумб и дорожек | 2 | | Сгребание мусора с клумб и дорожек |
178, 179 | Рыхление почвы граблями | 2 | | Рыхление почвы граблями |
180, 181 | Рыхление междурядий на посадках | 2 | | Рыхление междурядий на посадках |
Обработка швом вподгибку с закрытым срезомоднодетального изделия из ткани – 19 ч |
182 | Правила работы иглой, ножницами | 1 | | Повторный инструктаж по ОТ при работе с тканью |
183 | Носовой и головной платок квадратной формы | 1 | | Знакомство с носовым и головным платком квадратной формы. Построение чертежа в тетрадях |
184 | Названия тканей для платков | 1 | | Знакомство с названиями тканей для платков. Запись названий в тетрадь |
185 | Шов вподгибку с закрытым срезом (способ выполнения, применение) | 1 | | Знакомство со способом выполнения, применением швавподгибку с закрытым срезом |
186, 187 | Выполнение шва на образцах | 2 | | Выполнение шва на образцах |
188, 189 | Заметывание первого и второго подгиба | 2 | | Заметывание первого и второго подгиба |
190 | Швейная машина с ручным приводом (названия, назначение деталей механизмов) | 1 | | Знакомство со швейной машиной с ручным приводом. Зарисовывание в тетради, подписываниеназванийосновных деталей машины |
191 | Организация рабочего места | 1 | | Знакомство с правилами организации рабочего места для работы на швейной машине |
192 | Правила работы на швейной машине | 1 | | Знакомство с правилами безопасной работы на швейной машине |
193 | Подготовка машины к шитью | 1 | | Знакомство с правилами подготовки машины к шитью |
194, 195, 196, 197 | Обработка срезов на машине (швом вподгибку с закрытым срезом) | 4 | | Обработка срезов на машине швом вподгибку с закрытым срезом |
198 | Закрепление строчки вручную | 1 | | Закрепление строчки вручную |
199, 200 | Обработка углов косыми стежками | 2 | | Знакомство с техникой обработки углов косыми стежками. Обработка углов косыми стежками |
Самостоятельная работа – 4 ч |
201-204 | Изготовление салфетки-прихватки (из двух слоев ткани с обработкой краев косым обметочным стежком по образцу готового изделия) | 4 | | Самостоятельная работа по изготовлению двухслойной салфетки-прихватки |
7. Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
учебная литература:
- учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология»/А.Г. Галле, Е.Ю. Головинской. – Самара: Современные образовательные технологии, 2013 г.;
- дидактический материал по главным темам курса;
2) научно-методическая литература:
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5 – 9 кл./Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос» («Подготовка младшего обслуживающего персонала»);
- Субчиве В.П. Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие: 5-9 классы. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2013 г.;
- Крупская Ю.В., Кизеева Н.И., Сазонова Л.В., Симоненко В.Д. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы./Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: «Вентана – Граф», 1997;
- интернет-ресурсы.
Электронные образовательные ресурсы
Печатные тесты
1. Тест по теме «Машинная стирка белья» (7 класс)
2. Проверочный (Гигиена питания) 3. Уборка пришкольной территории 4. Работа с бумагой 5. Работа с тканью 6. Работа с картоном и бумагой 7. Ежедневная уборка полов в школе (в квартире) 8. Работа с тканью 9. Уборка пришкольной территории от снега и льда 10. Уход за комнатными растениями 11. Работа на участке 12. Работа на пищеблоке
13. Моющие средства для стирки
Интерактивные тесты 1. Работа с тканью 2. Бытовой холодильник 3. Виды кухонной посуды 4. Гигиена питания (1) 5. Гигиена питания (2) 6. Пищевые продукты 7. Работа с бумагой 8. Ежедневная уборка пола 9. Применение перевязочного материала
Презентации
1. Путешествие в прошлое пылесоса
2. Бытовой холодильник
3. Бытовой электропылесос
4. Бытовая стиральная машина
5. Первичная обработка овощей
6. Пищеблок
7. Спецодежда
8. Сервировка стола
9. Уборка помещений медицинского учреждения
10. Уход за спецодеждой
11. Перевязочный материал
12. Работа с бумагой, картоном
13. Кухня
14. Виды кухонного инвентаря
15. Виды кухонной посуды
16. Мягкая игрушка
17. Приствольный круг
18. Школьная столовая
19. Стеклянная и столовая посуда
20. Гигиена питания (1)
21. Гигиена питания (2)
22. Должностные обязанности уборщика служебных помещений
23. Моющие средства для стирки
24. Формы нарезки овощей
25. Санитарно-гигиенические требования к хранению пищи
26. Расшифровка символов на ярлыках одежды
27. Столовая посуда и приборы
28. Уборка кухни
29. Уборка лестницы
30. Уход за кухонной посудой
31. Инфекционные заболевания
32. Признаки инфекционных заболеваний
33. Профилактика инфекционных заболеваний
34. Утюжка постельного белья
35. Устройство унитаза
36. Общее представление о деонтологии
37. Приемное отделение больницы
38. Помещения лечебного учреждения
39. Порядок выдачи спецодежды
40. Перевязочный материал
Интерактивные кроссворды
1. Бытовые приборы
2. Фрукты и ягоды
3. Бытовые приборы
4. Виды перевязочного материала
5. Гигиена питания
6. Изонить
7. Кухня
8. Кухонная посуда
9. Материалы и инструменты
10. О профессиях
11. Пищевой
12. Посуда
13. Садовый инвентарь
14. Столовая посуда
Видео - файлы
1. Принципы работы стиральной машины-автомата
2. Стиральная машина-полуавтомат
Дистанционный обучающий курс «Гигиена питания»
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Рабочее место учителя – 1
Рабочее место ученика - 6
Компьютерный стол – 1
Компьютер – 1
Аудиоколонки – 2
Утюг электрический «Фея» - 1
Машинка швейная с ручным приводом – 1
Мойка – 1
Электроводонагреватель – 1
Уборочный инвентарь:
- швабра – 3;
- ведро для панелей – 2;
- ведро для пола – 2;
- ветошь;
- губки для мытья посуды – 12
Моющее средство – 1
Стеклоочиститель – 1
Лейка для комнатных растений - 2
Инвентарь для ухода за комнатными растениями – 1 комплект
Пульверизатор – 4
Грабли садовые – 4
Лопата штыковая – 4
Лопата совковая – 1
Носилки – 1
Лопата снеговая – 4
Коллекция пуговиц – 1
Иглы швейные ручные – 12
Ножницы раскройные – 1
Ножницы канцелярские - 6
Линейка метровая – 1
Линейка школьная – 6
Карандаш простой – 6
Клей-карандаш – 6
Лента сантиметровая - 2
Набор столовой посуды – 1
Образцы аппликаций «Жилая комната», «Кухня», «Прихожая»
Образцы видов ручных швов
Руководства по эксплуатации бытовых электроприборов
Спецодежда - 6 комплектов