СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» образовательная область : «Язык и речевая практика» для 4в

Нажмите, чтобы узнать подробности

Паспорт рабочей программы

Тип программы: программа по предметам: «Речевая практика» для детей с лёгкой умственной отсталостью  обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной  программе.( вариант 1).

 Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» образовательная область : «Язык и речевая практика» для 4в»

областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»

Разработана и одобрена на МО учителей дефектологов филиала ОГКОУШ №39

Протокол №_______от_______

Руководитель___Лебединская Е.Г.

Согласовано Заместитель директора по УВР филиала ОГКОУШ №39

__________Мозгова Ю.Е.

Утверждена

Педагогическим советом филиала ОГКОУШ №39

Протокол №___от____

Директор__________Пономарева М.Н.





Рабочая программа по учебному предмету

«Речевая практика»

образовательная область :

«Язык и речевая практика»

для 4в

на 2019-2020 учебный год


Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС образования для обучающихся умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Вариант 1







Составитель программы:

Коробкова Ольга Валерьевна





Ульяновск,2019





Содержание




1.Паспорт рабочей программы




2.Введение



3.Пояснительная записка

4.Планируемые предметные и личностные результаты

5.Базовые учебные действия.

6.Содержание рабочей программы

7.Учебно-тематическое планирование

8.Перечень материально-технического обеспечения

9.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

10.Лист внесения изменений

































Паспорт рабочей программы

Тип программы: программа по предметам: «Речевая практика» для детей с лёгкой умственной отсталостью обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе.( вариант 1).

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы: для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью ОГКОУШ № 39, адаптированная рабочая программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах;

Категория обучающихся: учащиеся 4 класса.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 70 часов

Форма обучения: очная.

Режим уроков: 2 часа в неделю.

Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.



























Введение

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (Вариант 1), областное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39» ,2019 год.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная цель курса « Речевая практика» в начальных классах – развитие речевой коммуникации учащихся как способности использовать вербальные невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях;

- заложить основы интеллектуального, эмоционального, речевого, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устной и письменной речью. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных и предметных результатов освоения программы по « Речевой практике», а также успешность изучения других предметов в начальной школе

Задачи предмета:

- способствовать совершенствованию развития речевого опыта учащихся;

- корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний;

- формировать выразительную сторону речи;

- учить строить связные устные высказывания;

- воспитывать культуру речевого общения

- совершенствование грамматически правильной речи, формирование разговорной ( диалогической) и контекстной ( монологической) форм речи;

- профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.

- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соот­ветствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.

- создание условий у учащихся для развития умений отвечать на вопросы учителя в процессе беседы;

- расширить представления детей о правилах поведения в обществе;

- развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценирования сказки;

- обогащать лексический запас учащихся словами;

- научить строить простые предложения и короткие рассказы с опорой на символический план;

- научить составлять рассказы из личного опыта;












Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»



Личностные результаты

— уточнение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;

— расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.)

— собственных и окружающих людей; — укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;

— овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения);

— овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения).


Предметные результаты освоения учебного предмета

«Речевая практика»  


Достаточный уровень:

понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в аудиозаписи;

- выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;

- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;

- участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;

- правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;

- сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников;

- принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций;

- уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;

- слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.


Минимальный уровень:

— выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;

— выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;

— знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);

— участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

— слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;

— выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;

— участвовать в беседе; — слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.

Базовые учебные действия





входить и выходить из учебного помещения со звонком;

ориентироваться в пространстве класса;

пользоваться учебной мебелью;

адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

работать с учебными принадлежностями (учебник, наглядный материал, материал для театрализованных постановок) и организовывать рабочее место под руководством учителя;

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе с помощью учителя;

работать в группе, в паре;

участвовать в деятельности на уроках речевой практики, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников с помощью учителя.

Познавательные базовые учебные действия

выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

читать;

писать;

наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия



вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.




Содержание предмета «Речевая практика» в 4 классе

Общение и его значение в жизни

Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио, с кино- и телеэкрана? Важно ли для нас это общение?

Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник – устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение?

Влияние речи на поступки людей. Свойства слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить. Конкретизация каждого слова соответствующими примерами.

Условные знаки в общении людей: не курить, переход, метро, мужской и женский туалет, нельзя фотографировать и т.д.

Аудирование

Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем.

Прослушивание коротких сказок или рассказов в магнитофонной записи и с их последующим пересказом.

Дикция и выразительность речи

Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.

Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесенных фраз с пиктограммами.

Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без нее, с опорой на пиктограммы и без них.



Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

Лексические темы: «Игры с друзьями», «Играем в сказку», «Мы писатели», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я в мире природы».

Примерная тематика речевых ситуаций: «Игра по правилам», «Мой старший друг. Почему с ним интересно?»; «Двенадцать месяцев», «Бременские музыканты» (сцены из сказок); «Сочиняем стихотворение. Мы поэты», «Придумываем сказку. Мы сказочники»; «Мой помощник телефон» (справочные телефонные службы), «Вместе в беде и радости»; «Поздравление ветеранам», «Я гость», «Я выбираю книгу»; «В гостях у леса».

Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации.

Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации. Об одном и том же по-разному: Красивую речь приятно и слушать. Надо так говорить, чтобы всем было приятно слушать; Мне интересно быть с моим старшим братом. Он всегда рассказывает о том, чего я не знаю. Я больше всего люблю оставаться с моим старшим братом. Он знает иного разных историй и интересно их рассказывает.

Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос-ответ, вопрос – сообщение): Здравствуйте, когда вечером отходит поезд на Москву? -…

Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учетом фиксированной структуры высказывания (начало-основное содержание-конец): Жил-был гриб-боровик. Был он большой и очень красивый. Чтобы его не нашли, он спрятался под еловой лапой.



Культура общения

Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения, поздравления.

Извинение: Извините, пожалуйста. Я прошу прощения. Не сердитесь, пожалуйста.

Вежливый отказ от предложения, приглашения: Спасибо, но эта книга у меня уже есть. Извини, но я не смогу в этот день прийти к тебе в гости.

Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.























Учебно-тематический план. (2 часа в неделю,70 часов)

Тема урока

Количество часов

Добро пожаловать!

2

«Прошлым летом»

2

Расскажи мне о своих летних каникулах

2

Книга – лучший собеседник

2

Я выбираю книгу

2

Моя любимая книга

2

В библиотеке

2

Игра «Молчок»

2

Твой старший друг. Почему с ним интересно?

2

Задушевный разговор

2

Вместе в беде и в радости

2

Знакомство со сказкой «Петушок-

Золотой гребешок»

2

Инсценировка сказки «Петушок Золотой гребешок»

2

Знакомство со сказкой «Двенадцать месяцев»

2

Инсценировка сказки «Двенадцать месяцев»

2

Знакомство со сказкой «Бременские музыканты» (Сцены из сказок)

2

Инсценировка

сказки « Бременские музыканты»

2

Мы сказочники

2

Составляем сказку

2

Я пишу свою сказку

2

Мое любимое стихотворение

2

Мы поэты. Сочиняем свое стихотворение

2

Мой помощник телефон

2

Я у телевизора

2

Полезные и вредные телепередачи

2

Составь свою телевизионную программу

2

Знаки-

помощники

2

Правила дорожного движения достойны уважения

2

Веселый праздник

2

Приглашение

2

Поздравляю!

2

Поздравление ветеранам

2

Мы друзья или враги природы?

3

В гостях у леса

3

итого

70

















Перечень материально-технического обеспечения.

- игрушки дидактические и сюжетные:

- магнитная доска;

- фланелеграф;

- куклы бибабо, штоковые игрушки, наборы сказочных персонажей;

- набор для рисования (фломастеры, бумага, краски);

- трафареты с изображением животных, сюжетных картинок,сказочных персонажей, гласных букв;

- графические средства для альтернативной коммуникации:

таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами;

- наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения;

- сюжетные картинки различной тематики для развития речи;

- презентации;

- книги с иллюстрациями сказок.

- настольно-печатные игры (серии игр «Детское лото», «Детское домино», «Путешествие по Москве», «Путешествие по России», «Путешествие по зоопарку»);

- технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства;

- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм, презентации;

- обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;

- аудио и видеоматериалы.


Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

Критерии оценивания и нормы оценок

Знания и умения учащихся оцениваются по активности выполнения заданий и степени участия в играх - театрализациях.

«Оценка 5» - выставляется за активное участие в течении всего урока

«Оценка 4» - выставляется за участие в заданиях - играх

«Оценка 3» - выставляется, если ученик не участвовал в заданиях - играх, но сумел повторить опорные фразы.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!