-
Пояснительная записка по предмету «Рисование»
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
Рабочая программа имеет следующую структуру:
-
пояснительная записка;
-
общая характеристика учебного предмета;
-
описание места учебного предмета в учебном плане;
-
описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
-
планируемые результаты освоения предмета;
-
содержание учебного предмета;
-
тематическое планирование учебного предмета;
-
описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
-
Общая характеристика учебного предмета «Рисование»
Учебный предмет «Рисование» включен в образовательную область «Искусство». Он имеет важное коррекционно-развивающее значение, т.к. уроки рисования оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Основная цель предмета «Рисование» заключается во всестороннем развитии личности обучающихся в процессе приобщения его к художественной культуре и обучении умению видеть прекрасное в жизни и искусстве.
Курс решает следующие задачи:
-
развитие эстетического восприятия и формирование образов предметов и явлений окружающей действительности в процессе их познания;
-
формирование интереса к изобразительному искусству, потребности к изображению воспринимаемой действительности, желания овладеть приемами изображения в разных видах изобразительной деятельности;
-
обучение изобразительному искусству. Формирование приемов рассматривания объектов, явлений окружающей действительности, произведений изобразительного искусства и народного творчества. Обучение приемам наблюдения с целью последующего изображения. Формирование способов изображения в рисовании, лепке, в работе над аппликацией, а также развитие технических навыков работы с разными художественными материалами;
-
получение знаний элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, декоративного рисования;
-
коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развитие у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
-
исправление недостатков моторики и совершенствование зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
-
ознакомление учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, формирование активного, эмоционально-эстетического отношения к ним;
-
развитие у учащихся речи, художественного вкуса, интереса и любви к изобразительной деятельности.
-
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с индивидуальным учебным планом ФИО, обучающейся _ «_» класса по АООП обучения с РАС, на изучение учебного предмета «Рисование» во 2 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
-
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
-
Планируемые результаты освоения программы
Результаты освоения обучающихся с РАС АООП оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с РАС в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения учебного предмета во 2 классе включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, а именно:
-
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
-
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
-
формирование навыков работы с материалами и инструментами (карандаш, краски, кисточка, тампоны и трафареты);
-
формирование представления о ЗОЖ, элементарные гигиенические навыки, здоровьесберегающие моменты (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутки);
-
формирование первоначальных эстетических потребностей, ценностей и чувств (категории: красиво – не красиво, аккуратно - неаккуратно);
-
развитие способности к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру;
-
формирование мотивации к творческому труду и обучению;
-
развитие воображения, желание и умение подходить к своей деятельности творчески;
-
формирование бережного отношения к материальным ценностям;
-
развитие положительных свойств и качеств личности;
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
-
знать названия художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения с ними и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
-
знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
-
знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
-
знать названия предметов, подлежащих рисованию;
-
знать названия некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
-
самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы: правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть и др.;
-
следовать при выполнении работы инструкциям учителя; рационально организовать свою изобразительную деятельность; планировать работу; осуществлять текущий и заключительный контроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;
-
рисовать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы и конструкции; передавать в рисунке содержание несложных произведений в соответствии с темой;
-
применять приемы работы карандашом, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
-
ориентироваться в пространстве листа; размещать изображение одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
-
адекватно передавать цвет изображаемого объекта, определять насыщенность цвета, получать смешанные и некоторые оттенки цвета;
-
узнавать и различать в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенные предметы и действия.
-
владеть некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
-
обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальных, горизонтальных, наклонных, округлых (замкнутых) линий;
-
закрашивать рисунки цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось).
Достаточный уровень:
-
знать названия жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.) и видов аппликаций (предметная, сюжетная);
-
знать основные особенности некоторых материалов, используемых в рисовании;
-
знать выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем, «пространство», «пропорция», «симметрия», «ритм», «динамика» и др.;
-
знать законы и правила цветоведения; светотени; перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
-
находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
-
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
-
оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
-
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;
-
рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по воображению;
-
уметь различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, семье и обществу;
-
уметь различать произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
-
уметь различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
-
развитие элементарных эстетических чувств;
-
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, дизайна и других видах);
-
овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства и оценочными суждениями при выполнении собственных работ "аккуратно", "неаккуратно".
-
Содержание учебного предмета «Рисование»
Декоративное рисование
Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, жёлтый, зелёный, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.
Рисование с натуры
Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами посередине, справа, слева; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путём расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.
Рисование на темы
Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).
Беседы об изобразительном искусстве
Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, называть действующих лиц, изображённых на картинке, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета.
-
Тематическое планирование учебного предмета «Рисование»
№ | Тема | Количество часов |
-
| Вспоминаем лето красное. Здравствуй, золотая осень! | 7 |
-
| Что нужно знать о цвете и изображении в картине? | 6 |
-
| Человек. Как ты его видишь? Фигура человека в движении. | 4 |
-
| Наступила красавица-зима. Зимние игры и праздники. | 4 |
-
| Любимые домашние животные. Какие они? | 3 |
-
| Дымковская игрушка. Кто и как её делает? | 2 |
-
| Птицы в природе и в изображении, в лепке и аппликации. | 2 |
-
| Форма разных предметов. | 3 |
-
| Праздники весны. | 2 |
-
| Повторение. | 1 |
| Итого | 34 |
-
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
-
Рау М.Ю., Зыкова М.А. [и др.] / Изобразительное искусство. 2 класс.: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. М.: Просвещение, 2018.
-
Рау М.Ю., Зыкова М.А. [и др.] / Рабочая тетрадь «Изобразительное искусство». 2 класс. М.: Просвещение, 2018.
Календарно – тематическое планирование
обучающейся _ «_» класса ФИО
по учебному предмету «Рисование» на 2019-2020 учебный год
Учитель: ФИО
34 ч.
№ п/п | Дата | Тема |
План | Факт |
Вспоминаем лето красное. Здравствуй, золотая осень! (7 ч.) |
-
| | | Что рисуют дети, вспоминая летний отдых? |
-
| | | Ветка с вишнями. Слепи и нарисуй. |
-
| | | Корзина с разными съедобными грибами. Какие грибы мы не будем класть в корзину? |
-
| | | «По грибы, да по ягоды…» |
-
| | | Деревья в разное время года. Изображения детей. Изображаем разные деревья: береза, дуб. |
-
| | | Изображаем разные деревья: сосна, ель. |
-
| | | Разные линии. |
Что нужно знать о цвете и изображении в картине? (6 ч.) |
-
| | | Фон и изображение на картинке. Краски. Разноцветный мир вокруг нас. |
-
| | | Рисуем гуашью. «Белые уточки на реке». |
-
| | | Рисуем и раскрашиваем акварелью. |
-
| | | Поиграем с красками. Радостные и грустные цвета. Рисуем солнечный и пасмурный день. |
-
| | | Фрукты на столе. |
-
| | | Овощи на столе. |
Человек. Как ты его видишь? Фигура человека в движении. (4 ч.) |
-
| | | Люди в одежде разного цветы. |
-
| | | Голова и лицо человека. Фигура человека. |
-
| | | Человек в движении и в спокойном состоянии. |
-
| | | Подарок маме. |
Наступила красавица-зима. Зимние игры и праздники. (4 ч.) |
-
| | | Рисунок по описанию: «Снеговики во дворе». |
-
| | | Панорама «В лесу зимой». |
-
| | | Веселый Петрушка на новогоднем празднике. |
-
| | | Весёлый хоровод вокруг ёлки. Пляшущие возле ёлки дети. |
Любимые домашние животные. Какие они? (3 ч.) |
-
| | | Лепка: собака и кошка стоят, идут, бегут. |
-
| | | Лепка: мишка, собачка. |
-
| | | Аппликация с дорисовыванием. |
Дымковская игрушка. Кто и как её делает? (2 ч.) |
-
| | | Дымковская игрушка – это красиво. Украшение дымковских игрушке (части узоров). |
-
| | | Изобрази игрушку, которая похожа на дымковскую. |
Птицы в природе и в изображении, в лепке и аппликации. (2 ч.) |
-
| | | Такие разные птицы. Изобрази птичку зарянку. |
-
| | | Весна. Скворцы прилетели. |
Форма разных предметов. (3 ч.) |
-
| | | Бутылки, вазы, кружки разной формы. |
-
| | | Красивые цветы. |
-
| | | Комнатные растения. |
Праздники весны. (2 ч.) |
-
| | | Открытка к 1 мая. |
-
| | | Открытка к 9 мая. |
Повторение. |
-
| | | Повторение. «В парке весной» (рисунок по описанию). |