Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Свердликовская средняя общеобразовательная школа»
Суджанского района Курской области
Рассмотрена на заседании Согласована МГ учителей - словесников Заместитель от 25. 08. 2019 г. директора по УВР Протокол № 1 _______/Стоянова О. Ф./ Руководитель МГ от 28. 08. 2019 г. ________/Шуличенко О. И./ | Принята Утверждаю на заседании Директор школы педагогического _________ /Иванов Е.А./ совета Приказ от 30. 08. 2019 г. от 30. 08. 2019 г. Протокол № 1 № 1 - 29 |
Рабочая программа
по родной литературе (русской)
5 класс
(ФГОС ООО)
2019 – 2020 уч. год
Учитель:
Шуличенко Ольга Ивановна
с. Свердликово
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для 5 класса разработана на основе:
- ФГОС основного общего образования второго поколения;
- примерной рабочей программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература (русская)», входящей в образовательную область «Родной язык (русский) и родная литература (русская)».
- учебного плана школы на 2019-2020 уч. год, согласно которому на изучение родной литературы (русской) в 5 классе отводится 0,5 учебных часа в неделю, 17 часов в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» направлена на достижение школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
2) формирование ответственного отношения к прочтению литературных произведений;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
6) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты: формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
учиться работать по предложенному учителем плану;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные результаты:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
учиться работать в паре, группе;
выполнять различные роли.
Предметные результаты:
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;
понимание родной литературы как одной из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Обучающиеся научатся:
• осознанно воспринимать авторов и содержание изученных произведений;
Обучающиеся получат возможность:
определять тему и основную мысль произведения;
владеть различными видами пересказа;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
определять родо - жанровую специфику художественного произведения;
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Раздел. Основное содержание по темам | | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1 | Введение Роль книги в духовной жизни человека и общества. Русская литература как нравственный ориентир и основа нравственной памяти. | 1 | Умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; — развитие умений осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. |
2 | Русский фольклор Сказки «Ворона и рак», «Солдатская шинель». Народные представления о справедливости, добре и зле. Р/р Сочинение собственной сказки в стиле русских народных сказок. | 1 | Развитие навыков выразительного чтения, умение проводить лексическую работу, исследовательскую работу с текстом. Овладение навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания); формирование читательского мастерства: развитие умений давать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному. |
3 | Литературная сказка В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке», «О четырёх глухих»; Л.Н. Толстой «Работник Емельян и пустой барабан». Р/р Отзыв о самостоятельно прочитанной литературной сказке. | 1 | Овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания); формирование читательского мастерства: развитие умений давать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному. |
4 | Древнерусская литература Из «Повести временных лет». Похвала учению книжному. Завещание Ярослава Мудрого сыновьям. «Домострой» как памятник русской литературы XVI века. Как детям почитать и беречь отца и мать. | 1 | Овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания); формирование читательского мастерства: развитие умений давать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному. |
5 | Русская басня Образный мир басен. В.К. Тредиаковский. «Петух и жемчужина». М.В. Ломоносов. «Лишь только дневной шум замолк». А.П. Сумароков. «Волк и ягнёнок». И.А. Крылов. «Ворона и Лисица». С.В. Михалков. «Грибы», «Зеркало». | 1 | Углубление знаний о жанре басни, формирование диалоговой культуры и повышение мотивации к чтению, обогащение навыками анализа литературного произведения (умение охарактеризовать героев, оценить их место в сюжете, роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания); умение давать речевые характеристики, определять отношения с другими героями, давать оценку поступкам. |
6 | Литература XIX века К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Е.А. Баратынский. «Водопад». А.В. Кольцов. «Урожай». Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника». Композиция стихотворений. Особенности повествования. А.С. Пушкин. «Выстрел». История создания повести. Месть и преодоление желания мстить через осознание важности человеческой жизни. Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». Жанр произведения. Проблематика повести и специфика композиции. Характер героев и способ повествования И.С. Тургенев. «Воробей», «Два богача». И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь». Я.П. Полонский. «Утро». А.Н. Майков. «Весна», «Осенние листья по ветру кружат…». Особенности композиции. Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний». История создания рассказа. Проблема совести в рассказе. | 5 | Развитие умений анализировать стихотворения о природе, развитие навыков чтения (ознакомительного, просмотрового), умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивание средствами аргументации и выразительности. Овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания); формирование читательского мастерства: развитие умений давать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному. Формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, осваивание произведения как искусство слова, формирование речевых умений, умение составить план и пересказать прочитанное. |
7 | Литература XX века И.А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись…», «Деревенский нищий», «Затишье», «Высоко полный месяц стоит…», «Помню – долгий зимний вечер…» И.С. Соколов-Микитов. Краткий рассказ о писателе. «Петька», «Медведь-провожатый». Природа и человек в рассказах. Е.И. Носов. «Варька» как рассказ о любви к окружающему миру, ко всему живому, к людям. В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?». Смысл названия рассказа. Проблема жестокости и ответственности за свои поступки. Ю.Я. Яковлев. Поиски правды в рассказе «А Воробьёв стекло не выбивал». Как сохранить память о войне? Рассказ «Реликвия». А.И. Приставкин. «Портрет отца», «Фотографии». Тема военного детства и сиротства в произведениях писателя. | 6 | Развитие умений анализировать стихотворения о природе, развитие навыков чтения (ознакомительного, просмотрового), умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивание средствами аргументации и выразительности. Овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания); формирование читательского мастерства: развитие умений давать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному. Формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, осваивание произведения как искусство слова, формирование речевых умений, умение составить план и пересказать прочитанное. |
8 | Современная литература Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и сиротства в рассказе «Капустное чудо». Контрольная работа по теме «Русская литература» (письменный ответ на проблемный вопрос) | 1 | Овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания); формирование читательского мастерства: развитие умений давать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному. |
9 | Итого | 17 | |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведе-ния | Дата факти-ческого | Тема урока | Кол-во |
| | прове- дения | | часов |
| | | Введение | 1 |
1 | | | Роль книги в духовной жизни человека и общества. Русская литература как нравственный ориентир и основа нравственной памяти. | 1 |
| | | Русский фольклор | 1 |
2 | | | Сказки «Ворона и рак», «Солдатская шинель». Народные представления о справедливости, добре и зле. Р/р Сочинение собственной сказки в стиле русских народных сказок. | 1 |
| | | Литературная сказка | 1 |
3 | | | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке», «О четырёх глухих»; Л.Н. Толстой «Работник Емельян и пустой барабан». Р/р Отзыв о самостоятельно прочитанной литературной сказке. | 1 |
| | | Древнерусская литература | 1 |
4 | | | Из «Повести временных лет». Похвала учению книжному. Завещание Ярослава Мудрого сыновьям. «Домострой» как памятник русской литературы XVI века. Как детям почитать и беречь отца и мать. | 1 |
| | | | |
| | | Русская басня | 1 |
5 | | | Образный мир басен. В.К. Тредиаковский. «Петух и жемчужина». М.В. Ломоносов. «Лишь только дневной шум замолк». А.П. Сумароков. «Волк и ягнёнок». И.А. Крылов. «Ворона и Лисица». С.В. Михалков. «Грибы», «Зеркало». | 1 |
| | | | |
| | | Литература XIX века | 5 |
| | | | |
6 | | | К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Е.А. Баратынский. «Водопад». А.В. Кольцов. «Урожай». Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника». Композиция стихотворений. Особенности повествования. | 1 |
| | | | |
7 | | | А.С. Пушкин. «Выстрел». История создания повести. Месть и преодоление желания мстить через осознание важности человеческой жизни. | 1 |
8 | | | Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». Жанр произведения. Проблематика повести и специфика композиции. Характер героев и способ повествования | 1 |
| | | | |
9 | | | И.С. Тургенев. «Воробей», «Два богача». И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь». Я.П. Полонский. «Утро». А.Н. Майков. «Весна», «Осенние листья по ветру кружат…». Особенности композиции. | 1 |
10 | | | Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний». История создания рассказа. Проблема совести в рассказе. | 1 |
| | | Литература XX века | 6 |
11 | | | И.А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись…», «Деревенский нищий», «Затишье», «Высоко полный месяц стоит…», «Помню – долгий зимний вечер…» | 1 |
| | | И.С. Соколов-Микитов. Краткий рассказ о писателе. «Петька», «Медведь-провожатый». Природа и человек в рассказах. | 1 |
12 | | | | |
13 | | | Е.И. Носов. «Варька» как рассказ о любви к окружающему миру, ко всему живому, к людям. | 1 |
14 | | | В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?». Смысл названия рассказа. Проблема жестокости и ответственности за свои поступки. | 1 |
15 | | | Ю.Я. Яковлев. Поиски правды в рассказе «А Воробьёв стекло не выбивал». Как сохранить память о войне? Рассказ «Реликвия». | 1 |
16 | | | А.И. Приставкин. «Портрет отца», «Фотографии». Тема военного детства и сиротства в произведениях писателя. | 1 |
| | | Современная литература | 1 |
17 | | | Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и сиротства в рассказе «Капустное чудо». | 1 |
| | |