СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родной литературе для 5 класса  ФГОС ООО на 17 часов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для 5 класса»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Свердликовская средняя общеобразовательная школа»

Суджанского района Курской области





Рассмотрена на заседании Согласована

МГ учителей - словесников Заместитель

от 25. 08. 2019 г. директора по УВР

Протокол № 1 _______/Стоянова О. Ф./

Руководитель МГ от 28. 08. 2019 г.

________/Шуличенко О. И./




Принята Утверждаю

на заседании Директор школы

педагогического _________ /Иванов Е.А./

совета Приказ

от 30. 08. 2019 г. от 30. 08. 2019 г.

Протокол № 1 № 1 - 29




Рабочая программа

по родной литературе (русской)

5 класс

(ФГОС ООО)

2019 – 2020 уч. год


Учитель:

Шуличенко Ольга Ивановна







с. Свердликово

2019 г.



Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для 5 класса разработана на основе:

- ФГОС основного общего образования второго поколения;

- примерной рабочей программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература (русская)», входящей в образовательную область «Родной язык (русский) и родная литература (русская)».

- учебного плана школы на 2019-2020 уч. год, согласно которому на изучение родной литературы (русской) в 5 классе отводится 0,5 учебных часа в неделю, 17 часов в год.  


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» направлена на достижение школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

2) формирование ответственного отношения к прочтению литературных произведений;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,

6) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты: формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

  • учиться работать по предложенному учителем плану;

  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные результаты:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • учиться работать в паре, группе;

  • выполнять различные роли.

Предметные результаты:

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;

  • понимание родной литературы как одной из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Обучающиеся научатся:

• осознанно воспринимать авторов и содержание изученных произведений;

Обучающиеся получат возможность:

  • определять тему и основную мысль произведения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

  • определять родо - жанровую специфику художественного произведения;

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.







































Содержание учебного предмета


п/п

Раздел. Основное содержание по темам


Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1

Введение

Роль книги в духовной жизни человека и общества. Русская литература как нравственный ориентир и основа нравственной памяти.

1

Умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
— развитие умений осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

2

Русский фольклор

Сказки «Ворона и рак», «Солдатская шинель». Народные представления о справедливости, добре и зле. Р/р Сочинение собственной сказки в стиле русских народных сказок.

1

Развитие навыков выразительного чтения, умение проводить лексическую работу, исследовательскую работу с текстом. Овладение навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания); формирование читательского мастерства: развитие умений давать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному.

3

Литературная сказка

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке», «О четырёх глухих»; Л.Н. Толстой «Работник Емельян и пустой барабан». Р/р Отзыв о самостоятельно прочитанной литературной сказке.

1


Овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания); формирование читательского мастерства: развитие умений давать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному.

4

Древнерусская литература

Из «Повести временных лет». Похвала учению книжному. Завещание Ярослава Мудрого сыновьям. «Домострой» как памятник русской литературы XVI века. Как детям почитать и беречь отца и мать.

1

Овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания); формирование читательского мастерства: развитие умений давать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному.

5

Русская басня

Образный мир басен. В.К. Тредиаковский. «Петух и жемчужина». М.В. Ломоносов. «Лишь только дневной шум замолк». А.П. Сумароков. «Волк и ягнёнок». И.А. Крылов. «Ворона и Лисица». С.В. Михалков. «Грибы», «Зеркало».

1

Углубление знаний о жанре басни, формирование диалоговой культуры и повышение мотивации к чтению, обогащение навыками анализа литературного произведения (умение охарактеризовать героев, оценить их место в сюжете, роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания); умение давать речевые характеристики, определять отношения с другими героями, давать оценку поступкам.

6

Литература XIX века

К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Е.А. Баратынский. «Водопад». А.В. Кольцов. «Урожай». Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника». Композиция стихотворений. Особенности повествования. А.С. Пушкин. «Выстрел». История создания повести. Месть и преодоление желания мстить через осознание важности человеческой жизни. Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». Жанр произведения. Проблематика повести и специфика композиции. Характер героев и способ повествования

И.С. Тургенев. «Воробей», «Два богача». И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь».

Я.П. Полонский. «Утро». А.Н. Майков. «Весна», «Осенние листья по ветру кружат…». Особенности композиции. Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний». История создания рассказа. Проблема совести в рассказе.

5

Развитие умений анализировать стихотворения о природе, развитие навыков чтения (ознакомительного, просмотрового), умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивание средствами аргументации и выразительности.

Овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания); формирование читательского мастерства: развитие умений давать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному. Формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания

художественного образа, осваивание произведения как искусство слова, формирование речевых умений, умение составить план и пересказать прочитанное.

7

Литература XX века

И.А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись…», «Деревенский нищий», «Затишье», «Высоко полный месяц стоит…», «Помню – долгий зимний вечер…» И.С. Соколов-Микитов. Краткий рассказ о писателе. «Петька», «Медведь-провожатый». Природа и человек в рассказах. Е.И. Носов. «Варька» как рассказ о любви к окружающему миру, ко всему живому, к людям. В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?». Смысл названия рассказа. Проблема жестокости и ответственности за свои поступки. Ю.Я. Яковлев. Поиски правды в рассказе «А Воробьёв стекло не выбивал». Как сохранить память о войне? Рассказ «Реликвия». А.И. Приставкин. «Портрет отца», «Фотографии». Тема военного детства и сиротства в произведениях писателя.

6

Развитие умений анализировать стихотворения о природе, развитие навыков чтения (ознакомительного, просмотрового), умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивание средствами аргументации и выразительности.

Овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания); формирование читательского мастерства: развитие умений давать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному. Формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания

художественного образа, осваивание произведения как искусство слова, формирование речевых умений, умение составить план и пересказать прочитанное.

8

Современная литература

Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и сиротства в рассказе «Капустное чудо». Контрольная работа по теме «Русская литература» (письменный ответ на проблемный вопрос)

1

Овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания); формирование читательского мастерства: развитие умений давать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному.

9

Итого

17







































Календарно-тематическое планирование


№ урока

Дата проведе-ния

Дата факти-ческого

Тема урока

Кол-во



прове-

дения


часов




Введение

1

1



Роль книги в духовной жизни человека и общества. Русская литература как нравственный ориентир и основа нравственной памяти.

1




Русский фольклор

1

2



Сказки «Ворона и рак», «Солдатская шинель». Народные представления о справедливости, добре и зле. Р/р Сочинение собственной сказки в стиле русских народных сказок.

1




Литературная сказка

1

3



В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке», «О четырёх глухих»; Л.Н. Толстой «Работник Емельян и пустой барабан». Р/р Отзыв о самостоятельно прочитанной литературной сказке.

1




Древнерусская литература

1

4



Из «Повести временных лет». Похвала учению книжному. Завещание Ярослава Мудрого сыновьям. «Домострой» как памятник русской литературы XVI века. Как детям почитать и беречь отца и мать.

1









Русская басня

1

5



Образный мир басен. В.К. Тредиаковский. «Петух и жемчужина». М.В. Ломоносов. «Лишь только дневной шум замолк». А.П. Сумароков. «Волк и ягнёнок».

И.А. Крылов. «Ворона и Лисица». С.В. Михалков. «Грибы», «Зеркало».

1









Литература XIX века

5






6



К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Е.А. Баратынский. «Водопад». А.В. Кольцов. «Урожай». Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника». Композиция стихотворений. Особенности повествования.

1






7



А.С. Пушкин. «Выстрел». История создания повести. Месть и преодоление желания мстить через осознание важности человеческой жизни.

1

8



Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». Жанр произведения. Проблематика повести и специфика композиции. Характер героев и способ повествования

1






9



И.С. Тургенев. «Воробей», «Два богача». И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь». Я.П. Полонский. «Утро». А.Н. Майков. «Весна», «Осенние листья по ветру кружат…». Особенности композиции.

1

10



Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний». История создания рассказа. Проблема совести в рассказе.


1





Литература XX века


6


11



И.А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись…», «Деревенский нищий», «Затишье», «Высоко полный месяц стоит…», «Помню – долгий зимний вечер…»

1




И.С. Соколов-Микитов. Краткий рассказ о писателе. «Петька», «Медведь-провожатый». Природа и человек в рассказах.

1

12





13



Е.И. Носов. «Варька» как рассказ о любви к окружающему миру, ко всему живому, к людям.

1

14



В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?». Смысл названия рассказа. Проблема жестокости и ответственности за свои поступки.

1

15



Ю.Я. Яковлев. Поиски правды в рассказе «А Воробьёв стекло не выбивал». Как сохранить память о войне? Рассказ «Реликвия».

1

16



А.И. Приставкин. «Портрет отца», «Фотографии». Тема военного детства и сиротства в произведениях писателя.

1




Современная литература


1

17



Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и сиротства в рассказе «Капустное чудо».

1