МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАЛИНИНСКАЯ ШКОЛА» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Рассмотрено и принято на заседании ШМО учителей гуманитарно-филологического цикла Протокол № « » 2021 г. Руководитель МО __________Т.И.Остапенко | СОГЛАСОВАНО зам. директора _________ Т.Н. Смирнова « » 2021г | УТВЕРЖДЕНО Директор_________Н.В. Кузьмич Приказ № - од « » 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Родной язык (русский)»
для 6-А класса
в соответствии
с федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования (ФГОС ООО)
Составлена:
Руководитель ШМО филологов Остапенко Т.И.,
учитель русского языка Минаева Э.Р.
МБОУ «Калининская школа»
Калинино, 2021
Содержание:
1.Пояснительная записка……………………………………………………………………….……. 3
2. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Родной язык (русский)»…..4
3. Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» ………..……………………....…..... 6
4. Тематическое планирование………………………………...………………………..…………. .8
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Родной язык(русский)» для 6-А класса разработана в соответствии с:
1.Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 (в ред. приказа от 31.12.2015 №1577).
2.Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ).
3.Примерной программой по учебному предмету «Русский (родной) язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования от 31 января 2018 года № 2/18
4. Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
5. Примерной рабочей программой 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина. — М.: Просвещение, 2020;
Рабочая программа по родному русскому языку для 6-А класса ориентирована на использование учебного пособия: Русский родной язык. 6 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [О.М. Александрова и др.]. - М.: Просвещение, 2019 г.
Согласно учебному календарному графику МБОУ «Калининская школа» на 2021/2022 учебный год программа рассчитана на 34 учебных недели. Согласно учебному плану МБОУ «Калининская школа» на 2021/2022 учебный год - 34 часа (1 ч. в неделю).
В соответствии с ФГОС и ООП ООО содержание курса направлено на реализацию следующих целей задач изучения русского родного языка в основной общеобразовательной школе:
* воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
* совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
* углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
* совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
* развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Программа составлена с учетом Программы воспитания МБОУ «Калининская школа» и КАЛЕНДАРЕМ образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры:
Дата | Образовательное событие |
Сентябрь | |
1 | День знаний |
1 | Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок подготовки детей к действиям в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций) |
3 | День солидарности в борьбе с терроризмом |
8 | Междvнародный день распространения грамотности |
11 (24) | 125 лет со дня рождения В.Л. Гончарова |
14 | 130 лет со дня рождения И.М. Виноградова |
23 | Междvнародный день жестовых языков |
25-29 | Неделя безопасносmи дорожного движения |
26 | Междvнародный день глvхих |
27 | День работника дошкольного образования |
Октябрь | |
4 | Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской Федерации) |
5 | Международный день учителя |
6 | Международный день детского церебрального паралича |
15 | 100-летие со дня рождения академика Российской академии образования Эрдниева Пюрвя Мучкаевича |
15 | Всемирный день математики |
25 | Международный день школьных библиотек (четвертый понедельник октября) |
Ноябрь | |
4 | День народного единства |
11 | 200-летия со дня рождения Ф.М. Достоевского |
13 | Международный день слепых |
16 | Международный день толерантности |
16 | Всероссийский урок «История самбо» |
20 | День начала Нюрнбергского процесса |
26 | День матери в России |
Декабрь | |
1 | Всемирный день борьбы со СПИДом |
3 | День Неизвестного Солдата |
3 | Международный день инвалидов |
5 | День добровольца (волонтера) |
9 | День Героев Отечества |
10 | Единый урок «Права человека» |
10 | 200-летия со дня рождения И.А. Некрасова |
12 | День Конституции Российской Федерации (12 декабря) |
25 | 165 лет со дня рождения И.И. Александрова |
Январь | |
4 | Всемирный день азбуки Брайля |
27 | День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год) |
Февраль | |
8 | День российской науки |
15 | День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества |
21 | Международный день родного языка (21 февраля) |
23 | День защитника Отечества |
Март | |
1 | Всемирный день иммунитета |
1 | Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный к празднованию Всемирного дня гражданской обороны) |
8 | Международный женский день |
14-20 | Неделя математики |
18 | День воссоединения Крыма и России |
21-27 | Всероссийская неделя музыки для детей и юношества. |
Апрель | |
12 | День космонавтики. Гагаринский урок «Космос — это мы» |
21 | День местного самоуправления |
30 | Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (день пожарной охраны) |
Май | |
| Международный день борьбы за права инвалидов |
9 | День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов |
15 | Международный день семьи |
22 | День государственного флага Российской Федерации |
24 | День славянской письменности и культуры |
Июнь | |
1 | Международный день защиты детей |
6 | День русского языка — Пушкинский день России |
9 | 350-летия со дня рождения Петра I |
12 | День России |
15 | 100-летие со дня рождения знаменитого ортопеда Г.А. Илизарова |
22 | День памяти и скорби — день начала Великой Отечественной войны |
Июль | |
28 | День Крещение Руси |
Август | |
9 | Международный день коренных народов |
2. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»
Личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты
Общие:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Учащийся научится:
1. понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; уместное употребление их в ситуациях речевого общения;
2. понимать роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из других языков;
3.определять различия между литературным языком и диалектами;
4.использовать словари: толковый словарь, словарь иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический словарь, словарь пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебный этимологический словарь; словарь синонимов, антонимов;
5.употреблять слова с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы;
6.употреблять синонимы, антонимы‚ омонимы с учётом стилистических вариантов лексической нормы;
7.правильно употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с учётом вариантов грамматической нормы;
8.соблюдать этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета;
9.создавать устные и письменные тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение;
10.владеть различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
Учащийся получит возможность научиться:
1.понимать роли заимствованной лексики в современном русском языке; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;
2.комментировать истории происхождения фразеологических оборотов;
3.осознавать диалекты как части народной культуры; понимать национально-культурное своеобразие диалектизмов;
4.определять типичные грамматические ошибки в речи;
5.соблюдать русские этикетные вербальные и невербальные манеры общения;
6.уметь соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;
Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык»
Раздел 1. Язык и культура (11 ч)
Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы. Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы.
Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке.
Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.
Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной русской грамотности и др.).
Раздел 2. Культура речи (11 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные). Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов: ударение в форме род.п. мн.ч. существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени м.р.; ударение в формах глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить, включить и др. Варианты ударения внутри нормы: баловать – баловать, обеспечение – обеспечение.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов.
Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов.
Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и (директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч. существительных ж.р. на –ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п. мн.ч. существительных III склонения; род.п. ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан чаю);склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи.
Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).
Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен).
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.
Речевой этикет
Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.
Раздел 3. Речь. Текст (11 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Текст как единица языка и речи
Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».
Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.
Публицистический стиль. Устное выступление.
Язык художественной литературы. Описание внешности человека.
Повторение -1ч
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ | Раздел программы | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» | Количество часов | Контрольные работы |
1 | Язык и культура | День работника дошкольного образования Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской Федерации) Международный день школьных библиотек | 11 | 1 |
2 | Культура речи | День российской науки | 11 | 1 |
3 | Речь. Текст | Международный день родного языка | 11 | 1 |
4 | Повторение | | 1 | |
| | всего | 34 | |
Примерные темы проектных и исследовательских работ
1. О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
2. Города-герои России.
3. Русизмы в языках народов России и в иностранных языках.
4. Русские пословицы и поговорки о характере, качествах человека.
5. Героические страницы русской истории в творчестве Н.К. Рериха.
6. Мы живём в мире знаков.
7. Этимология обозначений имён числительных в русском языке.
8.Диалектизмы как средство выразительности в языке художественной литературы.
9. Словарь одного слова.
10. Словарь юного болельщика, дизайнера, музыканта и др.
11. Подготовка сборника бывальщин.
12. Поэтический орфоэпический словарь: что подсказывает рифма.