СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Родной язык (русский)» для 10 класса на 2022 – 2023 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29. 06. 2017 № 613). Рабочая программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебного-методического объединения по общему образованию (протокол от 12 мая 2016 г. №2/16).

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по родному (русскому) языку для общеобразовательных школ (Программа курса «Русский язык». 10—11 классы. Базовый уровень / авт.-сост. Н.Г. Гольцова. — 4-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2018), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

 

Используемый УМК

Рабочая программа основывается на использовании учебника для 10 класса общеобразовательных учреждений: учебник Гольцова Н.Г. Русский язык и литературы: Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень в 2 ч. Ч.2./Н.Г. Гольцова, В.И. Шамшин, М..А. Мищерина. – 2 изд. – М.: ООО «Русское поле - учебник». 2017 год

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Родной язык (русский)» для 10 класса на 2022 – 2023 учебный год»

Приложение

к образовательной программе

среднего общего образования

МБОУ «СШ №18»

на 2022 – 2023 учебный год

Приказ № от 30.08.2022




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №18»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Родной язык (русский)»

для 10 класса

на 2022 – 2023 учебный год




Составитель программы:

Пузатова Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы


















г. Нижневартовск, 2022 г.

Пояснительная записка


Данная программа обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29. 06. 2017 № 613). Рабочая программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебного-методического объединения по общему образованию (протокол от 12 мая 2016 г. №2/16). Данная программа обеспечивает реализацию образовательной программы среднего общего образования МБОУ «СШ №18» на 2021-2022 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по родному (русскому) языку для общеобразовательных школ (Программа курса «Русский язык». 10—11 классы. Базовый уровень / авт.-сост. Н.Г. Гольцова. — 4-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2018), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

 

Используемый УМК

Рабочая программа основывается на использовании учебника для 10 класса общеобразовательных учреждений: учебник Гольцова Н.Г. Русский язык и литературы: Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень в 2 ч. Ч.2./Н.Г. Гольцова, В.И. Шамшин, М..А. Мищерина. – 2 изд. – М.: ООО «Русское поле - учебник». 2017 год


Место учебного предмета в учебном плане


В обязательной части учебного плана МБОУ «СШ №18» на 2022-2023 учебный год на изучение родного языка (русского) в 10 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Родной язык (русский)»

Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурноисторическому опыту человечества. Высокий уровень владения родным языком (русским) определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей. Обучение родному языку (русскому) совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией. В содержании курса «Родной язык (русский)» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.

Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы по русскому языку, определённых федеральным образовательным стандартом.

Цели: воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка; совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие потребности к речевому самосовершенствованию; углубление и расширение знаний о категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете; совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты.

Задачей являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык (русский)»


Предметные результаты изучения предметной области «Родной язык и родная литература» включают предметные результаты учебных предметов: «Родной язык», «Родная литература» (базовый и углубленный уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса родного языка и родной литературы должны отражать:

  • сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в речевой практике;

  • владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

  • сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

  • сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

  • сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на родном языке;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;


Выпускник научится:

  • использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

  • использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

  • создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

  • выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

  • подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

  • правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

  • сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста;

  • использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

  • анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;

  • преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

  • выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

  • соблюдать культуру публичной речи;

  • соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

  • оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

  • использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.


Выпускник получит возможность научиться:

  • распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

  • анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

  • отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

  • использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

  • иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

  • выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

  • проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

  • сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

  • создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

  • соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

  • соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль;

  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

  • использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

  • оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).


Личностными результатами освоения программы по родному русскому языку являются:

  • российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа);

  • осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);

  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • понимание родного языка и родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; анализ общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • получение достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной и чужой речью;

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении).

  • сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные, научные и публицистические тексты, отражающие разные этнокультурные традиции; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;

  • способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека.


Метапредметными результатами освоения программы по родному языку являются:

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и ресурсы для решения задачи и достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.


Познавательные УУД

1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию;

  • подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.


2. Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • определять идею текста;

  • преобразовывать текст;

  • оценивать содержание и форму текста.

3. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска.


Коммуникативные УУД

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), гипотезы;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием и неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.


2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся сможет:

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные и невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ).

Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе создание презентаций);

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.


Содержание учебного предмета



Раздел 1. Язык и культура

Язык как знаковая система. Семиотические свойства языка. Асимметрия языкового знака. Мотивированные и немотивированные языковые знаки. Язык и другие семиотические системы. Естественные и искусственные языки. Взаимосвязь языка и мышления. Роль языка в формировании мышления индивида и мышления общества (индивидуальное и общественное сознание). Происхождение письменной речи в связи с развитием мышления.

Раздел 2. Культура речи

Основные орфоэпические нормы. Фонетика, графика, орфоэпия. Звуки и буквы, исторические чередование звуков. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Изменение словарного состава языка. Изменение значений имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка. Новая фразеология, активизация процесса заимствования. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Современные толковые словари. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Ошибки в образовании и употреблении глагольных форм (употребление форм 1 лица ед.ч. настоящего или будущего времени, форм повелительного наклонения и др.). Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

Нормативное образование и употребление причастий и деепричастий. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. Ошибки в построении предложений с причастным и деепричастным оборотом.

Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета в ситуациях делового дистанционного общения.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Мастерство публичного выступления. Средства выразительности устной речи (тон, тембр, темп). Риторические функции градации, инверсии, разных видов повтора, оксюморона, умолчания, риторического вопроса, риторического обращения, риторического восклицания, игры слов. Техника импровизированной речи. Особенности импровизации.

Текст как единица языка. Приемы смыслового чтения. Создание текста как результата собственной исследовательской или проектной деятельности.

Функциональные разновидности языка. Язык художественной литературы. Тексты современных песен. Театр, кино и литература. Источники богатства и выразительности русской речи. Использование приема «чужое слово»: подражание, пародия, стилизация, сказ.


Реализация воспитательного потенциала урока осуществляется через:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

 инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.


Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


Раздел/тема

Воспитательные дела, события, мероприятия

Кол-во часов

Электронные образовательные ресурсы

1.

Язык и культура


Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных исследовательских проектов.

День Знаний. «Год науки и технологий».

Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады.

Международный день распространения грамотности.

Международный день школьных библиотек.

День народного единства.

День матери в России

10

http://ege.edu.ru

https://resh.edu.ru/subject/13/10

https://videouroki.net/razrabotki/rodnoj-yazyk/10-class

2.

Культура речи.


Международный день толерантности

Международный день инвалидов.

Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных исследовательских проектов.

14

http://www.navigator.gramota.ru/


https://videouroki.net/razrabotki/rodnoj-yazyk/10-class

3.

Речь. Речевая деятельность. Текст

День российской науки.

Международный день родного языка.

Международный женский день

День славянской письменности и культуры.

10

https://resh.edu.ru/subject/13/10

https://videouroki.net/razrabotki/rodnoj-yazyk/10-class






Календарно-тематическое планирование

10 класс (1 час в неделю, 34 часа)


п/п

Название раздела /

Название темы урока

Кол-во

часов

Основные виды деятельности

Дата по

плану

Дата по

факту

Примечание

Раздел 1. Язык и культура (10 ч.)







Язык как знаковая система.


1

Отвечают на вопросы учителя по теме урока. Обобщая сказанное, записывают основные свойства языкового знака. Работают с текстами, определяют, какие функции языка реализуются во фрагментах.


02.09



Семиотические свойства языка.


1

Слушают сообщение учителя о семиотических свойствах языка, составляют тезисный план. Выполняют задание в тетради.


09.09



Асимметрия языкового знака.


1

Слушают сообщение учителя об асимметрии языкового знака, составляют тезисный план. Приводят примеры полисемии, омонимии и синонимии. Составляют 4 предложения с омонимами.


16.09



Мотивированные и немотивированные языковые знаки.


1

Используя дополнительные материалы, предложенные учителем, разграничивают понятия о «мотивированных» и «немотивированных» словах.

23.09



Язык и другие семиотические системы.


1

Работают в группах, составляют тезисный план по теме.

30.09



Естественные и искусственные языки


1

Слушают сообщение учащегося о естественных и искусственных языках, задают вопросы. Отвечают на вопросы учителя по теме урока. Заполняют таблицу «Естественные и искусственные языки».


07.10



Взаимосвязь языка и мышления.


1

Слушают сообщение учителя о взаимосвязи языка и мышления, делают краткие записи в тетради. Анализируют высказывания известных людей о взаимосвязи языка и мышления.


14.10



Роль языка в формировании мышления индивида и мышления общества (индивидуальное и общественное сознание).


1

Используя дополнительные раздаточные материалы, составляют тезисный план по теме «Роль языка в формировании мышления индивида и мышления общества». Отвечают на вопросы учителя по теме урока.


21.10



Происхождение письменной речи в связи с развитием мышления.


1

Слушают сообщение учащегося о происхождении письменной речи, задают вопросы, делают краткие записи в тетради. Отвечают на вопросы учителя по теме урока.


28.10



Контрольная работа теме «Язык и культура».

1

Выполняют задания практической работы по теме «Язык и культура».


11.11



Раздел 2. Культура речи (14 ч.)







Основные орфоэпические нормы. Фонетика, графика, орфоэпия.


1

Отвечают на вопросы учителя по теме урока. Формулируют и записывают в тетрадь особенности русского ударения. Выполняют задания на расстановку ударения в словах, проводят взаимопроверку.


18.11



Звуки и буквы, историческое чередование звуков.


1

Используя дополнительные материалы, актуализируют знания об исторических чередованиях, их видах. Выполняют задания на определение чередований гласных и согласных звуков в корнях слов, отмечают чередования полногласных и неполногласных сочетаний.


25.11



Типичные орфоэпические ошибки в современной речи.


1

Анализируют стихотворение В.З. Масса и М.А. Червинского «Между прочим», делают вывод о нарушении орфоэпических норм. Используя дополнительную информацию, формулируют представления о типичных орфоэпических ошибках в современной речи. Участвуют в ролевой игре «Диалог в офисе».


02.12



Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Изменение лексического состава языка.


1

Используя дополнительные материалы, актуализируют знания о языковой эволюции и причинах изменения условий функционирования русского языка, делают записи в тетради. Отвечают на вопросы учителя по теме урока.


09.12



Изменение значений имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка.


1

Слушают сообщения учащихся на тему «Переосмысление значений слов в современном русском языке», делают записи в тетради.

16.12



Новая фразеология, активизация процесса заимствования.


1

Используя дополнительные материалы, составляют схему «Расширение лексического запаса русского языка». Записывают слова, предложенные в задании, в две группы: а) заимствованные из других языков; б) образованные в самом русском языке из уже имеющихся слов или морфем.


23.12



Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.


1

Используя дополнительные материалы, составляют конспект о причинах нарушения лексической сочетаемости слов. Записывают предложения, исправляют ошибки и указывают их причины.


13.01



Современные толковые словари. Словарные пометы.


1

Слушают подготовленные сообщения учащихся о современных толковых словарях русского языка, в том числе размещенных в сети Интернет, задают вопросы, записывают основные положения выступлений учащихся. Выполняют анализ словарной статьи.


20.01



Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Ошибки в образовании и употреблении глагольных форм (употребление форм 1 лица ед.ч. настоящего или будущего времени, форм повелительного наклонения и др.).


1

Используя дополнительные материалы, расширяют представление об основных грамматических нормах современного русского литературного языка, составляют конспект. Выполняют задания на определение ошибок в образовании и употреблении глагольных форм, проводят взаимопроверку.


27.01



Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.


1

Выполняют задания на определение ошибки, связанной с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм, проводят взаимопроверку.


03.02



Нормативное образование и употребление причастий и деепричастий. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов.


1

Актуализируют знания об образовании причастий и деепричастий, отвечая на вопросы учителя. Составляют конспект о нормах употребления причастных и деепричастных оборотов, используя раздаточный материал.


10.02



Ошибки в построении предложений с причастным и деепричастным оборотом.


1

Выполняют задания на определение ошибок в построении предложений с причастным и деепричастным оборотом, проводят самопроверку.


17.02



Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения.


1

Слушают подготовленные сообщения учащихся об этике и этикете в электронной среде общения, правилах сетевого общения, задают вопросы, записывают основные положения выступлений учащихся. Составляют памятку «Правила сетевого общения».


03.03



Контрольная работа теме «Культура речи».


1

Выполняют задания контрольной работы по теме «Культура речи».


10.03



Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч.)







Язык и речь. Виды речевой деятельности. Мастерство публичного выступления.


1

Конспектируют лекцию учителя о видах речевой деятельности. Формулируют этапы и правила публичного выступления. Составляют в группах памятку «Секреты публичного выступления».


17.03



Средства выразительности устной речи (тон, тембр, темп).


1

Конспектируют лекцию учителя об основных элементах интонации. По группам работают с различными текстами, определяя роль интонации. Выразительно читают пушкинскую стихотворную строку «Мороз и солнце; день чудесный!» с различной эмоциональной окраской.


24.03



Риторические функции градации, инверсии, разных видов повторов, оксюморона, умолчания, риторических вопросов, восклицаний, обращений, игры слов


1

Актуализируют знания о различных изобразительно-выразительных средствах русского языка. Работают по группам с текстами, находят изобразительно-выразительные средства, определяют их риторические функции


07.04



Техника импровизированной речи. Особенности импровизации.


1

Конспектируют лекцию учителя о технике импровизированной речи, о видах и приемах импровизации. Отвечают на вопросы учителя по теме урока.


14.04



Текст как единица языка. Приемы смыслового чтения.


1

Проводят лингвистический анализ языковых явлений текста, предложенного учителем. Выполняют упражнения на восстановление пропусков, определение главной мысли, установление средства связи одного предложения с другим.


21.04



Создание текста как результата собственной исследовательской или проектной деятельности.


1

Конспектируют лекцию учителя о требованиях создания текста исследовательской или проектной работы. Отвечают на вопросы учителя по теме урока. Определяют тему для написания исследовательской или проектной работы из предложенных учителем.


28.04



Функциональные разновидности языка. Язык художественной литературы. Тексты современных песен.


1

Используя раздаточный материал, заполняют таблицу «Функциональные разновидности языка». Проводят мини-исследование языковых особенностей текстов современных песен.


07.05



Театр, кино и литература.


1

Слушают лекцию учителя об особенностях языка кино, театра и литературы, делают записи. Сравнивают 2 экранизации романа «Война и мир».


12.05



Источники богатства и выразительности русской речи. Использование приема «чужое слово»: подражание, пародия, стилизация, сказ.


1

Актуализируют знания об источниках богатства и выразительности русской речи. Работают по группам с текстами, находят примеры использования приема «чужое слово», проводят взаимопроверку.


19.05



Защита индивидуального проекта.


1

Проводят защиту исследовательской или проектной работы, отвечают на вопросы учителя и одноклассников.


26.05




Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


  1. Голъцова. Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: программа курса / Н. Г. Гольцова. - М.: Рус­ское слово, 2018.

  1. Гольцова. Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2019.

  1. Гольцова. Н. Г. Русский язык в таблицах. 10-11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2018.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

  2. http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

  3. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

  4. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/

  5. Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/

  6. Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp

  7. Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/

  8. Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm

  9. Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!