Приложение 5
к адаптированной основной
общеобразовательной программе
начального общего образования
обучающихся с расстройствами
аутистического спектра (вариант 8.1)
Рабочая программа
по учебному предмету «Родной (русский) язык»
для обучающегося 1 класса
на 2022-2023 учебный год
Составитель: И.А. Новикова
Биробиджан, 2022 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык» для обучающегося с расстройствами аутистического спектра (далее с РАС) для 1 класса составлена на основе действующих нормативных документов регулирующих деятельность образовательной организации, Положением о рабочей программе учебного предмета, курса в ОГАОУ «Центр образования «Ступени», Учебного плана ОГАОУ «Центр образования «Ступени» на 2022 – 2023 учебный год, а так же с учетом рабочей программы воспитания ОГАОУ «Центр образования «Ступени» начального общего образования.
Предмет русского родного языка направлен на достижение следующих целей:
- расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- осознание национального своеобразия русского языка;
- формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
- овладение культурой межнационального общения;
- формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), обоснованных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
- совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
- совершенствование умений работать с текстом, осуществлять русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Основные содержательные линии программы учебного предмета «Родной русский язык»
Изучение родного (русского) языка направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диалогической и монологической речи. В ходе изучения родного языка формируются речевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку.
Цели:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащегося; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Содержание учебного предмета «Родной русский язык»
Секреты речи и текста (4 часа)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Язык в действии (5 часов)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:
Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.).
Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Секреты речи и текста (2 часа)
Проектное задание. Словарь в картинках.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Результаты УУД.
Личностные результаты:
- чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе;
- положительного отношения к урокам русского языка;
- уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
- интереса к языковой и речевой деятельности;
- представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
- представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
- первоначальных навыков сотрудничества в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
Метапредметные результаты:
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
- понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом;
- высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
- целенаправленно слушать учителя, решая познавательную задачу;
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
- понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
- подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
Место изучения предмета в учебном плане:
Программа по родному русскому языку в 1 классе рассчитана на 0,5 часа в неделю, в год -17 часов.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ | Тема | Кол — во часов | Сроки прохождения |
план | факт |
Секреты речи и текста (4 часа) |
1 | Знакомство с учебником «Родной русский язык» Как люди общаются друг с другом. | 1 | | |
2 | Вежливые слова. | 1 | | |
3 | Как люди приветствуют друг друга. | 1 | | |
4 | Зачем людям имена. Спрашиваем и отвечаем. | 1 | | |
Язык в действии (5 часов) |
5 | Выделяем голосом важные слова. | 1 | | |
6 | Как можно играть звуками. | 1 | | |
7, 8 | Где поставить ударение. | 2 | | |
9 | Как сочетаются слова. | 1 | | |
Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов) |
10 | Как писали в старину. | 1 | | |
11 | Как писали в старину. | 1 | | |
12 | Дом в старину: что как называлось. | 1 | | |
13 | Дом в старину: что как называлось. | 1 | | |
14 | Во что одевались в старину. | 2 | | |
15 | Во что одевались в старину. | | | |
Секреты речи и текста (2 часа) |
16 | Сравниваем тексты. | 1 | | |
17 | Сравниваем тексты . | 1 | | |
Контрольно — измерительный материал
Итоговая работа по родному (русскому) языку
Критерии оценивания теста:
1 вопрос=1 балл
Повышенный уровень – 33-38 баллов,
Высокий уровень – 28-33 баллов,
Средний уровень- 16-27 баллов,
Низкий уровень- 0-15 баллов.
Итоговая работа по родному (русскому) языку учащегося 1 класса
__________________________________________________________________
1. В стихотворении подчеркни фразы, которые используются для приветствия красным цветом, а для прощания – синим.
Для прощания и встречи
Много есть различных слов:
«Добрый день!» и «Добрый вечер!»,
«До свиданья!», «Будь здоров!»,
«Я вас рада видеть очень»,
«Мы не виделись сто лет»,
«Как дела?», «Спокойной ночи»,
«Всем пока», «Прощай», «Привет» (А. Усачёв)
2. Соедини полное имя с его краткой формой
Саша | Мария |
Коля | Иван |
Ваня | Александр |
Маша | Екатерина |
Катя | Николай |
3. Речь бывает устная и …
а) громкая; б) тихая; в) письменная; г) звучащая.
4. Какое слово связано с устной речью?
а) карандаш; б) микрофон; в) почтовый конверт; г) пишущая машинка.
5. Найди среди этих предложений вопросы и поставь в конце нужный знак.
Какие книги ты любишь читать .
К нам приехала тётя Валя .
Как ты провёл свои каникулы .
6. Подчеркни слово, которое нужно выделить голосом в предложении. Тебе помогут ответы.
а) – Митя съел яблоко? – Да, яблоко.
б) – Митя съел яблоко? –Нет, яблоко съел Гриша.
в) – Митя съел яблоко? – Нет, он сказал, что не хочет
7. Поставь ударение в словах:
а) спала, брала, полила, взяла б) вершина горы, снежные горы
8. Соедини слова с картинками.
9. Подчеркни слова, обозначающие дом (жилище).
а) Пошёл он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичною белёною трубою.
б) Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха.
в) Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей.
10. Зачеркни слово, которое не относится к одежде.
армяк, кафтан, лапти, тулуп