СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Родной (руский ) язык" для обучающегося 1 класса с РАС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету "Родной (русский) язык" для обучающегося 1 класс с РАС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Родной (руский ) язык" для обучающегося 1 класса с РАС»

Приложение 5

к адаптированной основной

общеобразовательной программе

начального общего образования

обучающихся с расстройствами

аутистического спектра (вариант 8.1)










Рабочая программа

по учебному предмету «Родной (русский) язык»

для обучающегося 1 класса

на 2022-2023 учебный год












Составитель: И.А. Новикова















Биробиджан, 2022 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык» для обучающегося с расстройствами аутистического спектра (далее с РАС) для 1 класса составлена на основе действующих нормативных документов регулирующих деятельность образовательной организации, Положением о рабочей программе учебного предмета, курса в ОГАОУ «Центр образования «Ступени», Учебного плана ОГАОУ «Центр образования «Ступени» на 2022 – 2023 учебный год, а так же с учетом рабочей программы воспитания ОГАОУ «Центр образования «Ступени» начального общего образования.

Предмет русского родного языка направлен на достижение следующих целей:

- расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

- осознание национального своеобразия русского языка;

- формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;

- овладение культурой межнационального общения;

- формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), обоснованных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

- совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;

- совершенствование умений работать с текстом, осуществлять русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Основные содержательные линии программы учебного предмета «Родной русский язык»

Изучение родного (русского) языка направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диалогической и монологической речи. В ходе изучения родного языка формируются речевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку.

Цели:

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащегося; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Содержание учебного предмета «Родной русский язык»

Секреты речи и текста (4 часа)

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).

Язык в действии (5 часов)

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).

Смыслоразличительная роль ударения.

Звукопись в стихотворном художественном тексте.

Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов)

Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.

Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:

  1. Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.).

  2. Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).

Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).

Секреты речи и текста (2 часа)

Проектное задание. Словарь в картинках.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Результаты УУД.

Личностные результаты:

- чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе;

- положительного отношения к урокам русского языка;

- уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

- интереса к языковой и речевой деятельности;

- представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;

- представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);

- первоначальных навыков сотрудничества в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.

Метапредметные результаты:

Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:

- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;

- понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом;

- высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:

- целенаправленно слушать учителя, решая познавательную задачу;

- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);

- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;

- понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;

- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);

- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);

- подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);

- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

- слушать собеседника и понимать речь других;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- принимать участие в диалоге;

- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;

- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Предметные результаты ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.


Место изучения предмета в учебном плане:

Программа по родному русскому языку в 1 классе рассчитана на 0,5 часа в неделю, в год -17 часов.











Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


Тема

Кол — во

часов

Сроки прохождения

план

факт

Секреты речи и текста (4 часа)

1

Знакомство с учебником «Родной русский язык»

Как люди общаются друг с другом.

1



2

Вежливые слова.

1



3

Как люди приветствуют друг друга.

1



4

Зачем людям имена. Спрашиваем и отвечаем.

1



Язык в действии (5 часов)

5

Выделяем голосом важные слова.

1



6

Как можно играть звуками.

1



7,

8

Где поставить ударение.

2



9

Как сочетаются слова.

1



Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов)

10

Как писали в старину.

1



11

Как писали в старину.

1



12

Дом в старину: что как называлось.

1



13

Дом в старину: что как называлось.

1



14

Во что одевались в старину.

2



15

Во что одевались в старину.




Секреты речи и текста (2 часа)

16

Сравниваем тексты.

1



17

Сравниваем тексты .

1














Контрольно — измерительный материал

Итоговая работа по родному (русскому) языку

Критерии оценивания теста:

1 вопрос=1 балл

Повышенный уровень – 33-38 баллов,

Высокий уровень – 28-33 баллов,

Средний уровень- 16-27 баллов,

Низкий уровень- 0-15 баллов.

Итоговая работа по родному (русскому) языку учащегося 1 класса

__________________________________________________________________

1. В стихотворении подчеркни фразы, которые используются для приветствия красным цветом, а для прощания – синим.

Для прощания и встречи
Много есть различных слов:
«Добрый день!» и «Добрый вечер!»,
«До свиданья!», «Будь здоров!»,
«Я вас рада видеть очень»,
«Мы не виделись сто лет»,
«Как дела?», «Спокойной ночи»,
«Всем пока», «Прощай», «Привет» (А. Усачёв)

2. Соедини полное имя с его краткой формой

Саша

Мария

Коля

Иван

Ваня

Александр

Маша

Екатерина

Катя

Николай

3. Речь бывает устная и …

а) громкая; б) тихая; в) письменная; г) звучащая.

4. Какое слово связано с устной речью?

а) карандаш; б) микрофон; в) почтовый конверт; г) пишущая машинка.

5. Найди среди этих предложений вопросы и поставь в конце нужный знак.

Какие книги ты любишь читать .

К нам приехала тётя Валя .

Как ты провёл свои каникулы .

6. Подчеркни слово, которое нужно выделить голосом в предложении. Тебе помогут ответы.

а) – Митя съел яблоко? – Да, яблоко.

б) – Митя съел яблоко? –Нет, яблоко съел Гриша.

в) – Митя съел яблоко? – Нет, он сказал, что не хочет

7. Поставь ударение в словах:

а) спала, брала, полила, взяла б) вершина горы, снежные горы

8. Соедини слова с картинками.

З АМОК



ЗАМОК

9. Подчеркни слова, обозначающие дом (жилище).

а) Пошёл он ко своей землянке,

А землянки нет уж и следа;

Перед ним изба со светёлкой,

С кирпичною белёною трубою.

б) Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха.

в) Старичок к старухе воротился.

Что ж? пред ним царские палаты.

В палатах видит свою старуху,

За столом сидит она царицей.

10. Зачеркни слово, которое не относится к одежде.

армяк, кафтан, лапти, тулуп









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!