Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Ступени»
СОГЛАСОВАНО Руководитель ШМО Вологина А.О. «31» августа 2023г. | УТВЕРЖДЕНО приказом по ОГАОУ «Центр образования «Ступени» от 01.09.2023 №153 |
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающегося 3 класса по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования с задержкой психического развития (вариант 2)
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Чекалдина Е.О.
учитель начальных классов
Биробиджан, 2023г
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 24.11.2022 № 1023;
Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
Учебный план ОГАОУ «Центр образования «Ступени» на 2023 – 2024 учебный год.
Положение о рабочей программе учебного предмета, курса в ОГАОУ «Центр образования «Ступени»;
Авторская программа общеобразовательных учреждений по русскому языку. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Программа составлена с учетом рабочей программы воспитания ОГАОУ «Центра образования «Ступени» начального общего образования.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе ФГОС НОО с учетом Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы НОО для обучающихся с задержкой психического развития с использованием УМК «Школа России».
Основной целью русского языка является формирование умений грамотного письма и начального навыка самостоятельного построения связного письменного высказывания, а также продолжение работы над обучением морфологическому и синтаксическому разбору, определяющему осознанное применение грамматических правил.
Задачи:
развивать речь, мышление, воображение школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формировать у младших школьников представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формировать навыки культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь;
коррекция нарушений психофизического развития с использованием специальных методов, приемов и средств обучения.
Воспитательный потенциал предмета «Литературное чтение» реализуется через:
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрация детям примера ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе);
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского Общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.
Принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями к реализации, определять наиболее эффективные способы достижения.
Использование знаково - символических средств представления информации.
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Предметные результаты:
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения
Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
Место курса литературное чтение в учебном плане
В соответствии с учебным планом на 2023-2024 учебный год на изучение предмета «Русский язык» в 3 классе отводится 4 часа в неделю, то есть 136 часов в год. Курс рассчитан на 34 учебные недели.
Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы; проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5 - 6 минут урока.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.
При оценивании письменных работ учитель принимает во внимание сформированность каллиграфических и графических навыков.
Оценивая письменные работы по русскому языку и учитывая допущенные ошибки, учитель должен иметь в виду следующее:
- повторные ошибки в одном и том же слове считаются как одна ошибка (например, если ученик дважды написал в слове «песок» вместо «е» букву «и»);
- две не грубые ошибки считаются за одну ошибку;
- если в тексте несколько раз повторяется слово и в нём допущена одна и та же ошибка, она считается как одна;
- ошибки на одно и тоже правило, допущенные в разных словах, считаются как разные ошибки (например, написание буквы «т» вместо «д» в слове «лошадка» и буквы «с» вместо «з» в слове «повозка»);
- при трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Не грубыми считаются следующие ошибки:
- повторение одной и той же буквы в слове (например, «картофель»);
- перенос, при котором часть слова написана на одной строке, а на другой опущена;
- дважды написанное одно и то же слово.
Ошибками в диктанте (изложении) не считаются:
- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;
- отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
- единичный случай замены слова другим без искажения смысла;
- отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.
Ошибкой считается:
- нарушение орфографических правил при написании слов;
- неправильное написание слов с не проверяемыми написаниями, круг которых очерчен программой каждого класса;
- отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой:
- дисграфические ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.
Объем диктанта и текста для списывания:
класс | четверти |
1 | 2 | 3 | 4 |
3 | 40 - 45 | 45 - 50 | 50 - 55 | 55 - 60 |
Содержание учебного предмета
Содержание рабочей программы по «Русскому языку» адаптировано в соответствии с особенностями и потребностями обучающихся с ЗПР.
Язык и речь (2 часа)
- Виды речи. Речь, её назначение. Речь - отражение культуры человека.
- Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
- Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Текст, предложение, словосочетание (12 часов)
- Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
- Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
- Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)
- Знаки препинания в конце предложений.
- Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Для реализации этого содержания обучающиеся должны:
Знать:
- типы текстов по цели высказывания и интонации;
- члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;
Уметь:
- определять тему и основную мысль текста;
- делить текст на части, соблюдать красную строку;
- устанавливать связь между частями текста;
- устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
- распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
- производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам.
Развитие речи.
- устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из трех частей);
- писать изложение (по вопросам) текста из 30—45 слов;
- составлять и записывать текст из 3—5 предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;
- употреблять при записи текста красную строку;
- интонационно правильно произносить предложения.
Слово в языке и речи (7 часов)
- Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.
- Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).
- Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.
Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.
Состав слова (12 часов)
- Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку—печь, лицо —личный, бег —бежать, верх —вершина, вязать —вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от-(ото-), до-, по-, под-(подо-), про-, за-, на-, над-, в-(во-), с-(со-), вы-, пере, разделительный Ъ.
Знать:
- части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
- правила проверки корневых орфограмм;
- производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс, основу;
- подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- правильно писать слова с корневыми орфограммами: парная согласная, безударная гласная, непроизносимая согласная;
- писать слова с разделительным Ъ;
- правильно писать гласные и согласные в приставках.
Развитие речи.
- Интонационно правильно произносить предложения.
Правописание частей слова (22 часа)
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определяя ее решения, решать ее в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи.
Правописание слов с безударными гласными в корне.
Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка.
Правописание слов с парными согласными в корне.
Правописание слов в удвоенными согласными.
Правописание слов с приставками.
Приставки и предлоги.
Правописание приставок и предлогов.
Знать:
- правила проверки корневых орфограмм.
Уметь:
- правильно писать слова с корневыми орфограммами: парная согласная, безударная гласная, непроизносимая согласная;
- правильно писать гласные и согласные в приставках.
Развитие речи.
- Интонационно правильно произносить предложения.
Части речи (77 часов)
Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях. Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных - антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.
Знать:
- части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог.
Уметь:
- распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
- изменять имена существительные по числам;
- склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
- изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
- изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени по родам.
Повторение изученного за год – (4 часа).
- Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
К концу третьего класса обучающиеся должны знать:
- части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
- части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
- члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;
- слова с непроверяемыми написаниями.
Уметь:
- грамотно и каллиграфически правильно списывать, и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
- производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
- подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
- изменять имена существительные по числам;
- склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
- изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
- изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени —по родам;
- распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
- распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
- производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
- интонационно правильно произносить предложения; писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;
- определять тему и основную мысль текста;
- делить текст на части, соблюдать красную строку;
- устанавливать связь между частями текста;
- устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
- распознавать текст —повествование, описание, рассуждение;
- писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
- составлять устный ответ — рассуждение.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
- работы со словарем (алфавит);
- соблюдения орфоэпических норм;
- создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младших школьников тематике;
- овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
Основные виды учебной деятельности, применяемые на уроке: наблюдение, эксперимент, работа с книгой, систематизация знаний, решение познавательных задач (проблем) (совместно с учителем).
Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
- Слушание объяснений учителя.
- Самостоятельная работа с учебником.
- Работа с научно - популярной литературой;
- Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
- Написание рефератов и докладов (с помощью тьютора и/или родителей).
- Вывод и доказательство (с помощью учителя, тьютора).
- Программирование деятельности (с помощью учителя, тьютора).
- Выполнение заданий по разграничению понятий.
- Систематизация учебного материала (с помощью учителя, тьютора).
Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
- Наблюдение за демонстрациями учителя.
- Просмотр учебных фильмов.
- Анализ таблиц, схем.
- Объяснение наблюдаемых явлений (с помощью учителя, тьютора).
- Анализ проблемных ситуаций (с помощью учителя, тьютора).
Виды деятельности с практической (опытной) основой:
- Работа с раздаточным материалом (с помощью учителя, тьютора).
Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является сценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку в 3 классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.
Формы учебной деятельности, применяемые на уроке: индивидуальная работа, работа в паре с учителем.
Виды учебной деятельности обучающихся и формы организации учебных занятий, применяемые учителем исходя из индивидуальных возможностей ребят к освоению конкретной темы в связи с чем не уточняются дополнительно в тематическом планировании программы.
Тематическое планирование
№ | Содержание программного материала | Кол-во часов |
1 | Язык и речь | 2 |
2 | Текст, предложение, словосочетание | 12 |
3 | Слово в языке и речи | 7 |
4 | Состав слова | 12 |
5 | Правописание частей слова | 22 |
6 | Части речи | 77 |
7 | Повторение изученного за год | 4 |
Итого: | 136 |
Календарно-тематическое планирование |
№ | Тема | Кол - во часов | Сроки прохождения |
план | факт |
Первая четверть (32 часа) Наша речь и наш язык (2 часа) |
1 | Язык и речь. | 1 | | |
2 | Виды речи. | 1 | | |
Текст. Предложение. Словосочетание. (12 часов) |
3 | Что такое текст? Какие бывают тексты? | 1 | | |
4 | Что такое предложение? | 1 | | |
5 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | | |
6 | Виды предложений по интонации. | 1 | | |
7 | Что такое обращение? | 1 | | |
8 | Входной диктант. | 1 | | |
9, 10 | Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения. | 2 | | |
11 | Простое и сложное предложения. | 1 | | |
12, 13 | Что такое словосочетание? Проверочная работа. | 2 | | |
14 | Сочинение по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень» | 1 | | |
Слово в языке и речи (7 часов) |
15 | Как определить лексическое значение слова? | 1 | | |
16 | Однозначные и многозначные слова. | 1 | | |
17 | Синонимы и антонимы. | 1 | | |
18 | Что такое омонимы? | 1 | | |
19 | Чем словосочетание отличается от слова? | 1 | | |
20 | Что такое фразеологизм? | 1 | | |
21 | Подробное изложение после зрительного восприятия текста (упр.39 стр.56) | 1 | | |
Части речи (12 часов) |
22 | Части речи. Повторение. | 1 | | |
23 | Имя существительное. Местоимение. | 1 | | |
24 | Имя прилагательное. | 1 | | |
25, 26 | Глагол. Имя числительное. Проверочная работа. | 2 | | |
27 | Контрольный диктант за первую четверть по теме «Части речи» | 1 | | |
28 | Работа над ошибками. Однокоренные слова. | 1 | | |
29 | Слово и слог. Гласные звуки и буквы. | 1 | | |
30 | Согласные звуки и буквы. | 1 | | |
31 | Разделительный мягкий знак (Ь) | 1 | | |
32 | Обучающее изложение (упр.129 стр.70) | 1 | | |
Вторая четверть (32 часа) |
1 | Проект «Рассказ о слове» | 1 | | |
Состав слова (16 часов) |
2 | Что такое корень слова? | 1 | | |
3, 4 | Как найти корень слова? Сложные слова. Словарный диктант. | 2 | | |
5 | Контрольное списывание. | 1 | | |
6 | Работа над ошибками. Формы слова. Окончание. | 1 | | |
7, 8 | Как найти в слове окончание. | 2 | | |
9 | Приставка. (Общее понятие) | 1 | | |
10 | Приставка - значимая часть слова. | 1 | | |
11 | Суффикс (Общее понятие) Как найти в слове суффекс? | 1 | | |
12 | Суффикс - значимая часть слова. | 1 | | |
13 | Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом пространстве» | 1 | | |
14 | Основа слова. Упражнение в разборе слов по составу. | 1 | | |
15 | Изложение повествовательного текста. (стр.191 упр.99) | 1 | | |
16 | Диктант по теме: «Состав слова». | 1 | | |
17 | Работа над ошибками. Проект «Семья слов» | 1 | | |
Правописание частей слова (22 часа) |
18 | В каких значимых частях слова есть орфограммы? | 1 | | |
19 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | | |
20 | Два способа проверки слов с безударными гласными в корне. | 1 | | |
21 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. | 1 | | |
22 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | | |
23 | Упражнение в написании слов с парными по глухости — звонкости согласными в корне. Словарный диктант. | 1 | | |
24 | Обучающее изложение «Клесты» | 1 | | |
25 26 | Правописание слов с непроверяемым согласным звуком в корне. | 2 | | |
27 | Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка» | 1 | | |
28 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | | |
29 | Контрольный диктант за вторую четверть, по теме: «Правописание корней слова» | 1 | | |
30 | Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставки. Суффиксы –ик\-ек. | 1 | | |
31 | Упражнение в правописании суффиксов. | 1 | | |
32 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | | |
Третья четверть (40 часов) |
1 | Упражнение в правописании значимых частей слова. | 1 | | |
2 | Правописание слов с разделительным твердым знаком (Ъ). | 1 | | |
3, 4 | Упражнение в написании слов с «Ъ», «Ь». | 2 | | |
5 | Диктант по теме: «Правописание частей слова» | 1 | | |
6 | Работа над ошибками. Обучающее изложение (упр.278 стр.140) | 1 | | |
7 | Контрольное списывание. (упр.276 стр.139) | 1 | | |
Части речи (27 часов) |
8 | Части речи. | 1 | | |
9 | Имя существительное как часть речи. | 1 | | |
10 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | 1 | | |
11 | Изложение повествовательного текста (упр.21 стр.14) | 1 | | |
12 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | | |
13 | Проект «Тайна имени» | 1 | | |
14, 15 | Изменение имен существительных по числам. Словарный диктант. | 2 | | |
16 | Род имен существительных. | 1 | | |
17 | Определение рода имен существительных в косвенных падежах. | 1 | | |
18 | Мягкий знак (Ь) на конце имен существительных после шипящих. | 1 | | |
19 | Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук. | 1 | | |
20 | Обучающее изложение. (стр.35 упр.62) | 1 | | |
21 | Диктант по теме: «Имя существительное» | 1 | | |
22 | Работа над ошибками. Изменение имен существительных по падежам. | 1 | | |
23 | Упражнение в склонении определении падежей имен существительных. Несклоняемые имена существительные. | 1 | | |
24 | Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван — царевич и лягушка - квакушка» | 1 | | |
25 | Именительный падеж имен существительных. | 1 | | |
26 | Родительный падеж имен существительных. | 1 | | |
27 | Дательный падеж имен существительных. | 1 | | |
28 | Винительный падеж имен существительных. | 1 | | |
29 | Творительный падеж имен существительных. | 1 | | |
30 | Предложный падеж имен существительных. | 1 | | |
31 | Подробное изложение повествовательного текста (упр.101 стр.56). | 1 | | |
32 | Все падежи. | 1 | | |
33 | Контрольный диктант за третью четверть, по теме: «Правописание окончаний имен существительных» | 1 | | |
34 | Работа над ошибками. Проект «Зимняя страничка» | 1 | | |
Имя прилагательное (19 часов) |
35 | Как определить имена прилагательные? | 1 | | |
36 | Роль имен прилагательных в тексте. | 1 | | |
37 | Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна — лебедь» Составление научного или художественного текста — описания. | 1 | | |
38 | Род имен прилагательных. Словарный диктант. | 1 | | |
39 | Правописание родовых окончаний имен прилагательных. | 1 | | |
40 | Число имен прилагательных. | 1 | | |
Четвертая четверть (32 часа) |
1 | Изменение имен прилагательных по числам. | 1 | | |
2 | Изменение имен прилагательных по падежам. | 1 | | |
3 | Упражнение в определении падежа имен прилагательных. | 1 | | |
4 | Упражнение в выделении признаков в имени прилагательного как части речи. | 1 | | |
5 | Диктант по теме: «Имя прилагательное» | 1 | | |
6 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном. Словарный диктант. | | | |
7 | Сочинение по репродукции картины В.А. Серова «Девочка с персиками» | 1 | | |
8 | Проект «Имени прилагательные в загадках» | 1 | | |
9 | Личные местоимения (общее представление) | 1 | | |
10 | Как определить лицо местоимения? | 1 | | |
11 | Наблюдение над употреблением в тексте местоимений. | 1 | | |
12 | Обобщение знаний о местоимении. | 1 | | |
13 | Ознакомление с особенностями текста — письма. | 1 | | |
Глагол (15 часов) |
14 | Что обозначает глагол? | 1 | | |
15 | Упражнение в определении лексического значения глагола. | 1 | | |
16 | Неопределенная форма глагола. | 1 | | |
17 | Составление рассказа по сюжетным картинкам. | 1 | | |
18 | Число глаголов. | 1 | | |
19 | Времена глаголов. | 1 | | |
20 | Изменение глаголов по временам. Текст рассуждения. | 1 | | |
21 | Упражнение в определении глагола по временам. Словарный диктант. | 1 | | |
22 | Промежуточная аттестация | 1 | | |
23 | Род глаголов в прошедшем времени. | 1 | | |
24 | Упражнение в определении рода глагола в прошедшем времени. Составление текста из деформированных предложений. | 1 | | |
25 | Правописание НЕ с глаголами. | 1 | | |
26 | Обобщение знаний о глаголе. | 1 | | |
27 | Контрольный диктант за четвертую четверть по теме: «Глагол» | 1 | | |
28 | Работа над ошибками. Обучающее изложение деформированного повествовательного текста (стр.133 упр.242) | 1 | | |
Повторение (4 часа) |
29 | Части речи. | 1 | | |
30 | Контрольное списывание. | 1 | | |
31 | Обобщение изученного о слове, предложении. Словарный диктант. | 1 | | |
32 | Обобщение изученного материала. | 1 | | |
Контрольно - измерительный материал
Утро в степи.
Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни.
Все радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.
Грамматическое задание:
1. Выписать из текста два слова с безударными гласными в корне. Написать к ним проверочные слова.
2. Найти два слова с приставками, выделить приставки.
3. 2-ое предложения разобрать по членам.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Учебно-методический комплект:
Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.
Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Ситникова Т.Н., Яценко И. Ф., Васильева Н.Ю.. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс.-М.: ВАКО, 2016.
ЭОР
http:/www.mon.gov.ru - сайт Министерства образования и науки РФ
http://pedsovet.org - Всероссийский Интернет-педсовет.
http://www.internet-scool.ru - сайт Интернет – школы издательства «Просвещение». На сайте представлены Интернет-уроки.
(http://eor.edu.ru) Федеральный центр электронных образовательных ресурсов
Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru)
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) Каталог образовательных ресурсов сети Интернет
Интерактивная образовательная онлайн-платформа UCHi.RU
Электронные пособия для школьников http://learning-russian.gramota.ru
http://school.iot.ru/ - Интернет-обучение. Сайт методической поддержки учителей
http://viki.rdf.ru/ - Детские электронные книги и презентации:
http://www.uchportal.ru/- Учительский портал
www.Ucheba.com/ - Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru) , «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)
https://ikp-rao.ru/ - институт коррекционной педагогики
https://www.fgosovz24.ru/ - учебно-методический центр
«Центр внедрения ФГОС ОВЗ».
https://fgosreestr.ru/- реестр примерных основных образовательных программ