СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающегося 3 класса по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования с задержкой психического развития (вариант 2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для обучающихся с ЗПР обучающихся по общеобразовательной программе УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающегося 3 класса по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования с задержкой психического развития (вариант 2)»

Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение

«Центр образования «Ступени»




СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО

Вологина А.О.

«31» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом по ОГАОУ

«Центр образования

«Ступени»

от 01.09.2023 №153











Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающегося 3 класса по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования с задержкой психического развития (вариант 2)

на 2023-2024 учебный год












Составитель: Чекалдина Е.О.

учитель начальных классов









Биробиджан, 2023г


Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

  • Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 24.11.2022 № 1023;

  • Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  • Учебный план ОГАОУ «Центр образования «Ступени» на 2023 – 2024 учебный год.

  • Положение о рабочей программе учебного предмета, курса в ОГАОУ «Центр образования «Ступени»;

  • Авторская программа общеобразовательных учреждений по русскому языку. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

  • Программа составлена с учетом рабочей программы воспитания ОГАОУ «Центра образования «Ступени» начального общего образования.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе ФГОС НОО с учетом Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы НОО для обучающихся с задержкой психического развития с использованием УМК «Школа России».

Основной целью русского языка является формирование умений грамотного письма и начального навыка самостоятельного построения связного письменного высказывания, а также продолжение работы над обучением морфологическому и синтаксическому разбору, определяющему осознанное применение грамматических правил.

Задачи:

  • развивать речь, мышление, воображение школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • формировать у младших школьников представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

  • формировать навыки культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

  • воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь;

  • коррекция нарушений психофизического развития с использованием специальных методов, приемов и средств обучения.


Воспитательный потенциал предмета «Литературное чтение» реализуется через:


  • побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений;

  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрация детям примера ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе);

  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

  • применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;

  • выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского Общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.

  • Принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Метапредметные результаты:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями к реализации, определять наиболее эффективные способы достижения.

  • Использование знаково - символических средств представления информации.

  • Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Предметные результаты:

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

  • Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

  • Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

  • Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

  • Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

  • Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения

  • Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

  • Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.


Место курса литературное чтение в учебном плане

В соответствии с учебным планом на 2023-2024 учебный год на изучение предмета «Русский язык» в 3 классе отводится 4 часа в неделю, то есть 136 часов в год. Курс рассчитан на 34 учебные недели.

Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы; проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5 - 6 минут урока.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.

При оценивании письменных работ учитель принимает во внимание сформированность каллиграфических и графических навыков.

Оценивая письменные работы по русскому языку и учитывая допущенные ошибки, учитель должен иметь в виду следующее:

- повторные ошибки в одном и том же слове считаются как одна ошибка (например, если ученик дважды написал в слове «песок» вместо «е» букву «и»);

- две не грубые ошибки считаются за одну ошибку;

- если в тексте несколько раз повторяется слово и в нём допущена одна и та же ошибка, она считается как одна;

- ошибки на одно и тоже правило, допущенные в разных словах, считаются как разные ошибки (например, написание буквы «т» вместо «д» в слове «лошадка» и буквы «с» вместо «з» в слове «повозка»);

- при трёх поправках оценка снижается на 1 балл.

Не грубыми считаются следующие ошибки:

- повторение одной и той же буквы в слове (например, «картофель»);

- перенос, при котором часть слова написана на одной строке, а на другой опущена;

- дважды написанное одно и то же слово.

Ошибками в диктанте (изложении) не считаются:

- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;

- отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

- единичный случай замены слова другим без искажения смысла;

- отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.

Ошибкой считается:

- нарушение орфографических правил при написании слов;

- неправильное написание слов с не проверяемыми написаниями, круг которых очерчен программой каждого класса;

- отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой:

- дисграфические ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.

Объем диктанта и текста для списывания:

класс

четверти

1

2

3

4

3

40 - 45

45 - 50

50 - 55

55 - 60

Содержание учебного предмета

Содержание рабочей программы по «Русскому языку» адаптировано в соответствии с особенностями и потребностями обучающихся с ЗПР.

Язык и речь (2 часа)

- Виды речи. Речь, её назначение. Речь - отражение культуры человека.

- Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.

- Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

Текст, предложение, словосочетание (12 часов)

- Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.

- Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

- Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)

- Знаки препинания в конце предложений.

- Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Для реализации этого содержания обучающиеся должны:

Знать:

- типы текстов по цели высказывания и интонации;

- члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;

Уметь:

- определять тему и основную мысль текста;

- делить текст на части, соблюдать красную строку;

- устанавливать связь между частями текста;

- устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;

- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;

- распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

- производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам.

Развитие речи.

- устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из трех частей);

- писать изложение (по вопросам) текста из 30—45 слов;

- составлять и записывать текст из 3—5 предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;

- употреблять при записи текста красную строку;

- интонационно правильно произносить предложения.

Слово в языке и речи (7 часов)

- Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.

- Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).

- Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.

Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.

Состав слова (12 часов)

- Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку—печь, лицо —личный, бег —бежать, верх —вершина, вязать —вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от-(ото-), до-, по-, под-(подо-), про-, за-, на-, над-, в-(во-), с-(со-), вы-, пере, разделительный Ъ.

Знать:

- части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;

- правила проверки корневых орфограмм;

- производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс, основу;

- подбирать однокоренные слова разных частей речи;

- правильно писать слова с корневыми орфограммами: парная согласная, безударная гласная, непроизносимая согласная;

- писать слова с разделительным Ъ;

- правильно писать гласные и согласные в приставках.

Развитие речи.

- Интонационно правильно произносить предложения.

Правописание частей слова (22 часа)

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определяя ее решения, решать ее в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи.

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка.

Правописание слов с парными согласными в корне.

Правописание слов в удвоенными согласными.

Правописание слов с приставками.

Приставки и предлоги.

Правописание приставок и предлогов.

Знать:

- правила проверки корневых орфограмм.

Уметь:

- правильно писать слова с корневыми орфограммами: парная согласная, безударная гласная, непроизносимая согласная;

- правильно писать гласные и согласные в приставках.

Развитие речи.

- Интонационно правильно произносить предложения.

Части речи (77 часов)

Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях. Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных - антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.

Знать:

- части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог.

Уметь:

- распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);

- изменять имена существительные по числам;

- склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

- изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;

- изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени по родам.

Повторение изученного за год – (4 часа).

- Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

К концу третьего класса обучающиеся должны знать:

- части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;

- части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;

- члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;

- слова с непроверяемыми написаниями.

Уметь:

- грамотно и каллиграфически правильно списывать, и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);

- производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;

- подбирать однокоренные слова разных частей речи;

- распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);

- изменять имена существительные по числам;

- склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

- изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;

- изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени —по родам;

- распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;

- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;

- распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

- производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

- интонационно правильно произносить предложения; писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;

- определять тему и основную мысль текста;

- делить текст на части, соблюдать красную строку;

- устанавливать связь между частями текста;

- устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;

- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

- распознавать текст —повествование, описание, рассуждение;

- писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;

- составлять устный ответ — рассуждение.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

- работы со словарем (алфавит);

- соблюдения орфоэпических норм;

- создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младших школьников тематике;

- овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

Основные виды учебной деятельности, применяемые на уроке: наблюдение, эксперимент, работа с книгой, систематизация знаний, решение познавательных задач (проблем) (совместно с учителем).

Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

- Слушание объяснений учителя.

- Самостоятельная работа с учебником.

- Работа с научно - популярной литературой;

- Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

- Написание рефератов и докладов (с помощью тьютора и/или родителей).

- Вывод и доказательство (с помощью учителя, тьютора).

- Программирование деятельности (с помощью учителя, тьютора).

- Выполнение заданий по разграничению понятий.

- Систематизация учебного материала (с помощью учителя, тьютора).

Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

- Наблюдение за демонстрациями учителя.

- Просмотр учебных фильмов.

- Анализ таблиц, схем.

- Объяснение наблюдаемых явлений (с помощью учителя, тьютора).

- Анализ проблемных ситуаций (с помощью учителя, тьютора).

Виды деятельности с практической (опытной) основой:

- Работа с раздаточным материалом (с помощью учителя, тьютора).

Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является сценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку в 3 классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.

Формы учебной деятельности, применяемые на уроке: индивидуальная работа, работа в паре с учителем.

Виды учебной деятельности обучающихся и формы организации учебных занятий, применяемые учителем исходя из индивидуальных возможностей ребят к освоению конкретной темы в связи с чем не уточняются дополнительно в тематическом планировании программы.

Тематическое планирование

Содержание программного материала

Кол-во часов

1

Язык и речь

2

2

Текст, предложение, словосочетание

12

3

Слово в языке и речи

7

4

Состав слова

12

5

Правописание частей слова

22

6

Части речи

77

7

Повторение изученного за год

4

Итого:

136



Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол - во

часов

Сроки прохождения

план

факт

Первая четверть (32 часа)

Наша речь и наш язык (2 часа)

1

Язык и речь.

1



2

Виды речи.

1



Текст. Предложение. Словосочетание. (12 часов)

3

Что такое текст? Какие бывают тексты?

1



4

Что такое предложение?

1



5

Виды предложений по цели высказывания.

1



6

Виды предложений по интонации.

1



7

Что такое обращение?

1



8

Входной диктант.

1



9,

10

Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения.

2



11

Простое и сложное предложения.

1



12,

13

Что такое словосочетание?

Проверочная работа.

2



14

Сочинение по репродукции картины

В.Д. Поленова «Золотая осень»

1



Слово в языке и речи (7 часов)

15

Как определить лексическое значение слова?

1



16

Однозначные и многозначные слова.

1



17

Синонимы и антонимы.

1



18

Что такое омонимы?

1



19

Чем словосочетание отличается от слова?

1



20

Что такое фразеологизм?

1



21

Подробное изложение после зрительного восприятия текста (упр.39 стр.56)

1



Части речи (12 часов)

22

Части речи. Повторение.

1



23

Имя существительное. Местоимение.

1



24

Имя прилагательное.

1



25,

26

Глагол. Имя числительное.

Проверочная работа.

2



27

Контрольный диктант за первую четверть по теме «Части речи»

1



28

Работа над ошибками. Однокоренные слова.

1



29

Слово и слог. Гласные звуки и буквы.

1



30

Согласные звуки и буквы.

1



31

Разделительный мягкий знак (Ь)

1



32

Обучающее изложение (упр.129 стр.70)

1



Вторая четверть (32 часа)

1

Проект «Рассказ о слове»

1



Состав слова (16 часов)

2

Что такое корень слова?

1



3, 4

Как найти корень слова?

Сложные слова.

Словарный диктант.

2



5

Контрольное списывание.

1



6

Работа над ошибками. Формы слова. Окончание.

1



7, 8

Как найти в слове окончание.

2



9

Приставка. (Общее понятие)

1



10

Приставка - значимая часть слова.

1



11

Суффикс (Общее понятие)

Как найти в слове суффекс?

1



12

Суффикс - значимая часть слова.

1



13

Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом пространстве»

1



14

Основа слова. Упражнение в разборе слов по составу.

1



15

Изложение повествовательного текста. (стр.191 упр.99)

1



16

Диктант по теме: «Состав слова».

1



17

Работа над ошибками.

Проект «Семья слов»

1



Правописание частей слова (22 часа)

18

В каких значимых частях слова есть орфограммы?

1



19

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1



20

Два способа проверки слов с безударными гласными в корне.

1



21

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне.

1



22

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1



23

Упражнение в написании слов с парными по глухости — звонкости согласными в корне. Словарный диктант.

1



24

Обучающее изложение «Клесты»

1



25

26

Правописание слов с непроверяемым согласным звуком в корне.

2



27

Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка»

1



28

Правописание слов с удвоенными согласными.

1



29

Контрольный диктант за вторую четверть, по теме: «Правописание корней слова»

1



30

Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставки. Суффиксы –ик\-ек.

1



31

Упражнение в правописании суффиксов.

1



32

Правописание приставок и предлогов.

1



Третья четверть (40 часов)

1

Упражнение в правописании значимых частей слова.

1



2

Правописание слов с разделительным твердым знаком (Ъ).

1



3, 4

Упражнение в написании слов с «Ъ», «Ь».

2



5

Диктант по теме: «Правописание частей слова»

1



6

Работа над ошибками.

Обучающее изложение (упр.278 стр.140)

1



7

Контрольное списывание.

(упр.276 стр.139)

1



Части речи (27 часов)

8

Части речи.

1



9

Имя существительное как часть речи.

1



10

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

1



11

Изложение повествовательного текста (упр.21 стр.14)

1



12

Собственные и нарицательные имена существительные.

1



13

Проект «Тайна имени»

1



14, 15

Изменение имен существительных по числам. Словарный диктант.

2



16

Род имен существительных.

1



17

Определение рода имен существительных в косвенных падежах.

1



18

Мягкий знак (Ь) на конце имен существительных после шипящих.

1



19

Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук.

1



20

Обучающее изложение. (стр.35 упр.62)

1



21

Диктант по теме: «Имя существительное»

1



22

Работа над ошибками. Изменение имен существительных по падежам.

1



23

Упражнение в склонении определении падежей имен существительных. Несклоняемые имена существительные.

1



24

Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван — царевич и лягушка - квакушка»

1



25

Именительный падеж имен существительных.

1



26

Родительный падеж имен существительных.

1



27

Дательный падеж имен существительных.

1



28

Винительный падеж имен существительных.

1



29

Творительный падеж имен существительных.

1



30

Предложный падеж имен существительных.

1



31

Подробное изложение повествовательного текста (упр.101 стр.56).

1



32

Все падежи.

1



33

Контрольный диктант за третью четверть, по теме: «Правописание окончаний имен существительных»

1



34

Работа над ошибками.

Проект «Зимняя страничка»

1



Имя прилагательное (19 часов)

35

Как определить имена прилагательные?

1



36

Роль имен прилагательных в тексте.

1



37

Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна — лебедь» Составление научного или художественного текста — описания.

1



38

Род имен прилагательных. Словарный диктант.

1



39

Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

1



40

Число имен прилагательных.

1



Четвертая четверть (32 часа)

1

Изменение имен прилагательных по числам.

1



2

Изменение имен прилагательных по падежам.

1



3

Упражнение в определении падежа имен прилагательных.

1



4

Упражнение в выделении признаков в имени прилагательного как части речи.

1



5

Диктант по теме: «Имя прилагательное»

1



6

Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном.

Словарный диктант.




7

Сочинение по репродукции картины В.А. Серова «Девочка с персиками»

1



8

Проект «Имени прилагательные в загадках»

1



9

Личные местоимения (общее представление)

1



10

Как определить лицо местоимения?

1



11

Наблюдение над употреблением в тексте местоимений.

1



12

Обобщение знаний о местоимении.

1



13

Ознакомление с особенностями текста — письма.

1



Глагол (15 часов)

14

Что обозначает глагол?

1



15

Упражнение в определении лексического значения глагола.

1



16

Неопределенная форма глагола.

1



17

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

1



18

Число глаголов.

1



19

Времена глаголов.

1



20

Изменение глаголов по временам.

Текст рассуждения.

1



21

Упражнение в определении глагола по временам. Словарный диктант.

1



22

Промежуточная аттестация

1



23

Род глаголов в прошедшем времени.

1



24

Упражнение в определении рода глагола в прошедшем времени. Составление текста из деформированных предложений.

1



25

Правописание НЕ с глаголами.

1



26

Обобщение знаний о глаголе.

1



27

Контрольный диктант за четвертую четверть по теме: «Глагол»

1



28

Работа над ошибками. Обучающее изложение деформированного повествовательного текста (стр.133 упр.242)

1



Повторение (4 часа)

29

Части речи.

1



30

Контрольное списывание.

1



31

Обобщение изученного о слове, предложении. Словарный диктант.

1



32

Обобщение изученного материала.

1




Контрольно - измерительный материал



Утро в степи.

Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни.

Все радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.



Грамматическое задание:
1. Выписать из текста два слова с безударными гласными в корне. Написать к ним проверочные слова.

2. Найти два слова с приставками, выделить приставки.
3. 2-ое предложения разобрать по членам.




Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.


Учебно-методический комплект:

  1. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.

  2. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.

  3. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.

  4. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.

  5. Ситникова Т.Н., Яценко И. Ф., Васильева Н.Ю.. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс.-М.: ВАКО, 2016.


ЭОР

  1. http:/www.mon.gov.ru - сайт Министерства образования и науки РФ

  2. http://pedsovet.org - Всероссийский Интернет-педсовет.

  3. http://www.internet-scool.ru - сайт Интернет – школы издательства «Просвещение». На сайте представлены Интернет-уроки.

  4. (http://eor.edu.ru) Федеральный центр электронных образовательных ресурсов

  5. Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru)

  6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) Каталог образовательных ресурсов сети Интернет

  7. Интерактивная образовательная онлайн-платформа UCHi.RU

  8. Электронные пособия для школьников http://learning-russian.gramota.ru

  9. http://school.iot.ru/ - Интернет-обучение. Сайт методической поддержки учителей

  10. http://viki.rdf.ru/ - Детские электронные книги и презентации:

  11. http://www.uchportal.ru/- Учительский портал

  12. www.Ucheba.com/ - Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru) , «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)

  13. https://ikp-rao.ru/ - институт коррекционной педагогики

  14. https://www.fgosovz24.ru/ - учебно-методический центр
    «Центр внедрения ФГОС ОВЗ».

  15. https://fgosreestr.ru/- реестр примерных основных образовательных программ



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!