СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 1-4 класс ФГОС НОО УМК «Школа России» базовый уровень

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Русский язык"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 1-4 класс ФГОС НОО УМК «Школа России» базовый уровень»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новогремяченская средняя общеобразовательная школа»

Хохольского района Воронежской области



«Рассмотрена»

на педсовете

Протокол №3 от 02.11.2017 г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы ___________________О.В.Подорожняя

приказ № 90/2 - О от 30.08.2017 г.










Рабочая программа по учебному предмету

«Русский язык» 1-4 класс ФГОС НОО

УМК «Школа России»

базовый уровень

срок реализации: 4 года




Составитель:

учитель начальных классов

Крысанова Т.И. ВКК



  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе:

1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373, с изменениями от 26.11.2010 г № 1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012г №1060, от 29.12.2014 г №1643, от 18.05.2015 г №507, от 31.12.2015 №1576)

2.Основной образовательной программы НОО МКОУ «Новогремяченская СОШ»

3.Авторской программы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко, Н. А. Федосова

УМК «Школа России». Русский язык. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2014.

Для реализации программного содержания используются учебные пособия:

Учебники

Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2-х частях – М.: Просвещение, 2017г.

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс – 4 класс. М.: Просвещение , 2016 г с приложением на электронном носителе.

Рабочие тетради

Горецкий В. Г., Федосова Н. А. Прописи (обучение грамоте). 1 класс. В 4 частях – М.: Просвещение.

Канакина В. П. 1 класс – 4 класс. В 2-х частях.- М: Просвещение


  1. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы

начального общего образования

Личностные результаты:

    • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

    • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

    • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

Чтение. Работа с текстом

В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций.

Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

 Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

• определять тему и главную мысль текста;

• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;

• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение);

• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

• понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;

• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

• работать с несколькими источниками информации;

• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

 Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;

• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

• делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

• составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

• высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

• оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• сопоставлять различные точки зрения;

• соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

В результате изучения курса русского языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения русского языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Выпускник на ступени начального общего образования научится:

• осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

• сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное, при работе с текстом на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографический контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере;

• получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования обще учебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса русского языка и родного языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и родному языкам и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующей ступени образования.

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

• различать звуки и буквы;

• характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие,

парные/непарные звонкие и глухие;

• знать последовательность букв в русском алфавита, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Выпускник получит возможность научиться проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

• различать изменяемые и неизменяемые слова;

• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

• находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

• выявлять слова, значение которых требует уточнения;

• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Выпускник получит возможность научиться:

• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

• оценивать уместность использования слов в тексте;

• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

• определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;

• определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;

• определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

Выпускник получит возможность научиться:

• проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

• находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

• различать предложение, словосочетание, слово;

• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

• классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

• определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

• выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

• различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;

• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

• различать простые и сложные предложения.

«Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

• применять правила правописания (в объёме содержания курса);

• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;

• безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;

• писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

• проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

• подбирать примеры с определённой орфограммой;

• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.

«Развитие речи»

Выпускник научится:

• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

• выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;

• самостоятельно озаглавливать текст;

• составлять план текста;

• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать тексты по предложенному заголовку;

• подробно или выборочно пересказывать текст;

• пересказывать текст от другого лица;

• составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

• анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

• соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).


  1. Содержание учебного предмета «Русский язык»

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

• безударные падежные окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

запятая при обращении в предложениях;

запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.



  1. Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык».

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

2

Обучение грамоте

113

3

Систематический курс

510

4

Повторение

52


Итого:

675



№п/п

Название темы раздела

Кол-во ч



1кл

2кл

3кл

4кл

1

Добукварный период

19

-

-

-

2

Букварный период 

74

-

-

-

3

Послебукварный период

20

-

-

-

4

Наша речь. Повторение.

4

3

2

11

5

Текст. Предложение.

3

14

14

9

6

Слова. Слово в языке и речи. Состав слова.

10

18

64

21

7

Звуки и буквы

34

60

-

-

8

Части речи

-

57

75

111

9

Итоговое повторение

1

18

15

18


Итого

165

170

170

170

№п/п

Название раздела

Кол-во контрольных работ

диктант



1кл

2кл

3кл

4кл

1

Добукварный период

-

-

-

-

2

Букварный период 

-

-

-

-

3

Послебукварный период

-

-

-

-

4

Наша речь. Повторение.

-

-

-

1

5

Текст. Предложение.

-

1

1

1

6

Слова. Слово в языке и речи. Состав слова.

-

1

3

2

7

Звуки и буквы

1

4

-

-

8

Части речи

-

3

4

5

9

Итоговое повторение

-

1

1

1


Итого

1

10

9

10






Приложение к рабочей программе по учебному предмету

«Русский язык» 1-4 класс ФГОС НОО

Календарно – тематическое планирование для 4 класса на 2018-2019 учебный год

п/п

Тема урока


Дата

Примечания


План

Факт

Повторение (11ч)

1.

Знакомство с учебником «Русский язык» (4 класс). Наша речь и наш язык. «Волшебные» слова русской речи.

03.09



2.

Текст и его план. Признаки текста. Комплексная работа над структурой текста.

04.09



3

Р.р. Подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану (обучающее).

05.09



4.

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Типы текстов.

06.09



5.

Урок-игра. Предложение. Виды предложений.

07.09



6.


Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложения.

10.09



7.

Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением.

11.09



8.

Урок- взаимообучение. Главные и второстепенные члены предложения.

12.09



9.

Основа предложения. Предложения распространённые и нераспространённые.

13.09



10.

Словосочетание. Проверочная работа.

14.09



11.

Входная контрольная работа.

17.09



Предложение (9ч)

12.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Однородные члены предложения.

18.09



13.


Связь однородных членов в предложении. Знаки препинания с однородными членами, соединённые интонацией перечисления

19.09



14.

Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами

20.09



15.


Предложения с однородными членами предложения без союзов и с союзами и, а, но. Проект. Похвальное слово знакам препинания.

21.09



16.

Р.р. Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» (обучающее)

24.09



17.

Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Простые и сложные предложения.

25.09



18.


Простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Знаки препинания в сложных предложениях. Проверочная работа. (см. учебник с.40)

26.09



19

Р.р. Обучающее изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

27.09



20.

Контрольный диктант по теме: «Предложение»

28.09



Слово в языке и речи (21ч)

21.


Работа над ошибками, допущенными в изложении и диктанте. Лексическое значение слова (повторение).

01.10



22.


Словарный диктант. Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значении. Заимствованные слова. Устаревшие слова.

02 .10



23.

Урок-путешествие. Синонимы, антонимы, омонимы. Работа со словарями.

03.10



24

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов.

04.10



25.

Состав слова. Значимые части слова (повторение)

05.10



26.

Состав слова. Значимые части слова. Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу

08.10



27.

Урок-диалог. Состав слова. Суффиксы и приставки.

09.10



28.

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

10.10



29.

Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок в словах.

11.10



30.


Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах. Правописание слов с суффиксами -ик, -ек, -ок, -онок

12.10



31.

Разделительные Ь и Ъ знаки. Работа с орфографическим словарём.

15.10



32.

Контрольный диктант по теме: «Слово в языке и речи»

16.10



33.

Урок-следствие ведут знатоки. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Повторение и уточнение представлений о частях речи

17.10



34.


Р.р. Письменное изложение повествовательного деформированного текста (обучающее)

18.10



35.


Работа над ошибками, допущенными в изложении.

Склонение имен существительных и имён прилагательных.

19.10



36.

Урок-путешествие. Глагол как часть речи.

22.10



37.

Имя числительное. Местоимения.

23.10



38.


Р.р. Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» (обучающее)

24.10



39

Контрольный диктант по теме «Части речи».

25.10



40.

Работа над ошибками. Наречие как часть речи (общее представление). Проверочная работа.

26.10



41.

Образование и правописание наречий.

05.11



Имя существительное (39 ч)

42.

Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей.

06.11



43.

Признаки падежных форм имён существительных.

07.11



44.


Различение имён существительных, употреблённых в именительном, родительном, винительном падежах

08.11



45.


Различение имён существительных, употреблённых в дательном, винительном, творительном падежах.

09.11



46.

Различение имён существительных, употреблённых в предложном падеже. Несклоняемые имена существительные.

12.11



47.


Три типа склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных.

13.11



48.

Биатлон грамотности. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения.

14.11



49.

2-е склонение имён существительных. Признаки имён существительных 2-го склонения

15.11



50.

Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

16.11



51.

Р. р. Сочинение-описание по репродукции по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег» (обучающее)

19.11



52.

Работа над ошибками, допущенными в сочинении. 3-е склонение имён существительных

20.11



53.

Урок-взаимообучение. Падежные окончания имён существительных 3-го склонения.

21.11



54.

Р.р. Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану (контрольное)

22.11



55.


Работа над ошибками, допущенными в изложении. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Способы проверки.

23.11



56.

Именительный и винительный падежи.

26.11



57.

Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже.

27.11



58.

Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже. Контрольное списывание.

28.11



59.


Падежные окончания одушевлённых имён существительных в именительном, родительном и винительном падежах

29.11



60.

Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже.

30.11



61.

Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах

03.12



62.

04.12



63.


Упражнение в правописании падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.

05.12




64.

Урок- открытие новых знаний. Правописание имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц.

06.12



65.

Словарный диктант. Падежные окончания имён существительных в предложном падеже.

07.12



66.

Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже.

10.12



67.

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

11.12



68.

Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница» (обучающее).

12.12



69.


Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

13.12



70.

Аукцион знаний. Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

14.12



71.


Контрольный диктант по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе».

17.12



72.


Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.

18.12




73.

Склонение имён существительных во множественном числе

19.12



74.

Падежные окончания имён существительных множественного числа в именительном падеже

20.12



75.

Падежные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже

21.12



76.

Винительный и родительный падежи одушевлённых имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.

24.12



77.


Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа. Проверочная работа.

25.12



78.

Административная контрольная работа за первое полугодие.

26.12



79.


Р.р. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану (обучающее)

27.12



80.


Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение знаний об имени существительном. Наши проекты. «Говорите правильно!»

28.12



Имя прилагательное (30 ч)

81.

Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словообразование имён прилагательных.

14.01



82.

Число и род имён прилагательных

15.01



83.

Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка» (обучающее)

16.01



84.

Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе

17.01



85.


Общее представление о склонении имён прилагательных мужского и среднего рода и их падежных окончаниях. Начальная форма имени прилагательного.

18.01



86.

Р.р. Сочинение по репродукции картины В. Серова «Мика Морозов» (обучающее)

21.01



87.


Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж.

22.01



88.


Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный падеж

23.01



89.

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж

24.01



90.


Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный, винительный и родительный падежи

25.01



91.


Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Творительный и предложный падежи.

28.01



92.

Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей.

29.01



93.

Р.р. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания (обучающее)

30.01



94.

Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина»

31.01



95.


Общее представление о склонении имён прилагательных женского рода и их падежных окончаниях

01.02



96.

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи

04.02



97.

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи

05.02



98.

06.02



99.


Урок-путешествие. Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Винительный, творительный падежи.

07.02



100.

Р. р. Подробное изложение повествовательного текста (обучающее)

08.02



101.

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Правописание имён прилагательных женского рода в единственном числе.

11.02



102.

Склонение имён прилагательных множественного числа.

12.02



103.

Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи

13.02



104.


Склонение имён прилагательных во множественном числе. Родительный и предложный падежи. Словарный диктант.

14.02



105.

Склонение имён прилагательных во множественном числе. Дательный и творительный падежи

15.02



106.

Р.р. Подробное изложение повествовательного текста (обучающее)

18.02



107.

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение по разделу «Имя прилагательное»

19.02



108.

Обобщение знаний об имени прилагательном. Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Проверочная работа.

20.02




109.

Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное»

21.02



110.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Морфологический разбор имён прилагательных.

22.02



Местоимения (8ч)

111

Урок-игра. Личные местоимения 1, 2, 3–го лица единственного и множественного числа. Роль местоимения в речи

25.02


Согласно годовому календарному графику

112.

113.

Склонение личных местоимений 1 и 2-го лица

26.02



114.

Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.

27.02



115.

Правописание личных местоимений в косвенных формах и местоимений с предлогами.

28.02



116.

Р.р. Подробное изложение повествовательного текста (обучающее)

01.03



117.

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Морфологический разбор личных местоимений. Проверочная работа.

04.03



118.

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

05.03



Глагол (34ч)

119.


Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Значение глаголов в языке и речи. Роль глаголов в предложении

06.03



120.


Урок-путешествие. Грамматические признаки глагола. Время глагола (настоящее, прошедшее, будущее). Контрольное списывание.

07.03



121.

Неопределённая форма глагола. Образование временных форм от глагола в неопределённой форме.

11.03


За 08.03


122.

123.

Р.р. Письменное изложение по самостоятельно составленному плану (обучающее)

12.03



124.

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Образование временных форм от глаголов в неопределённой форме

13.03



125.

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение)

14.03



126.


Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов

15.03



127.

Распознавание лица и числа глаголов. 2-е лицо глагола

18.03



128.

Урок-состязание. Употребление мягкого знака (ь) в глаголах 2-го лица единственного числа.

19.03



129.

Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода» (обучающее)

20.03



130.

Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Упражнение в правописании глаголов во 2-м лице единственного числа

21.03



131.

Обобщение по изученным темам о глаголе

22.03



132.

I и II спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени

01.04



133.

I и II спряжение глаголов. Личные окончания глаголов I и II спряжения

02.04



134.

Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и в будущем времени.

03.04



135.

Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределённой форме и в написании безударных личных окончаний глаголов.

04.04



136.

05.04



137.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

08.04



138.


Проверочная работа. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями (обобщение)

09.04




139.

Урок-следствие ведут знатоки. Возвратные глаголы (общее представление)

10.04



140.

Правописание возвратных глаголов. Словарный диктант.

11.04



141.


Урок-взаимообучение. Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени.

12.04



142.

Р.р. Сочинение по сюжетным картинкам (обучающее)

15.04



143.

Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Правописание глаголов в настоящем и будущем времени (обобщение).

16.04



144.

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

17.04



145.

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.

18.04



146.

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.

19.04



147.


Урок-состязание. Упражнение в правописании глагольных форм. Повторение знаний о глаголе как части речи.

22.04



148.

Р.р. Подробное изложение повествовательного текста (контрольное)

23.04



149.

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Правописание глаголов с орфограммами в корне и окончании. Морфологический разбор глаголов.

24.04



150.

Контрольный диктант по теме: «Глагол»

25.04



151.


Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Упражнение в правописании глагольных форм и распознавании морфологических признаков. Проверочная работа.

26.04



152.

Аукцион знаний. Повторение знаний о глаголах.

29.04



Повторение (18 ч)

153.

Урок-расследование. Язык и речь.

Текст, типы текстов.

30.04


За 01.05


154.

155.

Предложение и словосочетание.

06.05



156.


Главные и второстепенные члены предложения. Простые и сложные предложения.

Однородные члены предложения.

07.05




157.

Урок-путешествие. Слово и его лексическое значение.

08.05



158.

Р. р. Сочинение по репродукции картины И.И. Шишкина «Рожь» (обучающее)

13.05



159.

Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Состав слова.

Словообразование.

14.05


За 09.05


160.

161.

Правописание гласных и согласных в корне слов.

15.05



162.

Итоговая административная контрольная работа.

16.05



163.


Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Части речи.

Морфологические признаки частей речи.

17.05



164.

Смотр знаний. Упражнение в правописании частей речи.

20.05



165.

Р.р. Подробное изложение повествовательного текста (обучающее)

21.05



166.

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Упражнение в правописании частей речи.

22.05


Согласно годовому календарному графику

167.

168.

Аукцион знаний. Звуки и буквы

Фонетико-графические упражнения

23.05


Согласно годовому календарному графику

169.

170.

Итоговый урок-игра «По галактике Частей речи»

24.05






18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!